Коллективное художественное творчество в детском саду. Коллективная работа на тему Весна в детском саду

Значение коллективного художественного творчества в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является художественно-эстетическое воспитание.

Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности. В творческом процессе познания окружающего мира, у ребенка активно формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

Такие деятельности детей как рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труду способствуют развитию познавательных интересов ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, а это в свою очередь выражается в создании детьми разнообразных поделок, рисунков, индивидуальных и коллективных работ по художественному творчеству.

Детское изобразительное творчество развивает сенсорное восприятие детей путем наблюдений, обследований, анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов.

Для успешного творческого развития детей должны быть созданы соответствующие условия. Это в первую очередь, постоянно меняющаяся развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным особенностям детей, например уголок творчества, в котором должно быть все необходимое для самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Дети могут выбрать любой художественный материал для своих рисунков и поделок, рассмотреть иллюстрации в книгах и альбомах художественного содержания.

Уголок творчества постоянно обновляется предметами народно-прикладного искусства, дидактическими и демонстрационными материалами. Имеются также материалы для нетрадиционны x те x ник рисования.

В процессе x удожественного творчества с детьми, очень важное значение имеет коллективная работа. Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

Коллективную работу можно выполнять по-разному. Можно выполнить одну общую композицию, а можно выполнить индивидуально свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе.

Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, можно совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные. Затем эти композиции можно использовать на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. На занятиях по развитию речи дети составляют предложения и короткие рассказы о внешнем виде домашних животных, их поведении образе жизни. Детям интересно описывать домашних животных, которых они сами же и нарисовали.

Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.

Таким образом, коллективное творчество способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Коллективная творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат - общий успех, оказывающий положительное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в отдельности .

Коллективная деятельность в ДОО - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которая дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В работах отечественных исследователей коллективная деятельность дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции :

Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

Контактная готовность к приему и передаче информации;

Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;

Перцептивная - восприятие и понимание друг друга;

Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

Основные задачи, решаемые на коллективных занятиях:

1. Закрепление полученные ранее технических умений и навыков, формирование умений использовать их разумно и рационально. Разносторонний обмен, осуществляемый педагогом и детьми в процессе контактов друг с другом, служит важным источником пополнения их практического опыта. Этот процесс осуществляется на основе анализа и «присвоения» умений и навыков партнера, а также за счет совершенствования уже имеющихся у самого ребенка умений и навыков, а также благодаря возникновению новых из них в результате совместной деятельности, приобретающей при благоприятных обстоятельствах характер сотрудничества и сотворчества.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств: умения и потребности доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, добиваться лучшего качества работы, стремясь сделать ее выразительнее, понятнее, интереснее, понимать значимость своего труда в общем деле и т. д.

3. Формирование умений сотрудничать со сверстниками и воспитателем (объединяться, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, управлять своими желаниями, подчинять их интересам общего дела, оценивать себя и другого, соотносить свои мысли, чувства и формы поведения с другими людьми (сверстниками, воспитателем), переживать за общий результат). При этом, особенно важны контакты со сверстниками, так как только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Таким образом, коллективные виды деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой - выступает важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.

Коллективные виды деятельности в ДОО активно применяются на занятиях изобразительного искусства, - дети очень любят такие коллективные занятия. При этом, как отмечают педагоги, организовать коллективную работу легче всего по аппликации, когда каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист (общую картину или композицию).

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм деятельности. Так, М.Н. Турро выделил следующие три формы организации совместной деятельности детей:

1. Фронтальная - коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма - выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми.

3. Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) - строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.

И.Н. Турро отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Он также подчеркивал, что «коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности», по мнению автора, «всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью» .

Высокую оценку методу коллективных работ в книге «Мудрость красоты» дал Б.М. Неменский, отметив, что при использовании этого метода «…дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Б.М. Неменским же впервые был включен в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству методом коллективных и групповых работ в Программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Он систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда .

С нашей точки зрения, более полная систематизация видов коллективной деятельности с детьми дошкольного возраста представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова . Эта классификация созвучна системе видов коллективной работы И.И. Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. В основе данной классификации лежат следующие виды коллективной деятельности:

1) Совместно-индивидуальная деятельность - при которой коллективная работа представляет собой соединение в цельное панно индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной воспитателем задачи или со значением замысла общей композиции.

Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое. При этом, дети более охотно расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка (вылепленного или вырезанного предмета) - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность, тем больше начнет возникать контактов между ними.

В самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорация), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого ее можно построить. Задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии композиция выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками. Достоинства данной формы - она позволяет вовлечь в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

При совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности применяют два вида работ детей: фронтальная и подгрупповая.

Во фронтальной работе с детьми воспитатель ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объём, размеры и т.д.). На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитатель собирает элементы, детали, части общей композиции, при этом учит их находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или, скрывая недостатки.

В подгрупповой работе воспитатель также руководит работой детей, но отличие в том, что группу детей делят на подгруппы, объединяя по 2-4 (6-8) человек. Им придется попробовать в основном без помощи воспитателя составить из однородных (одинаковых) или разнородных (разных) предметов свою композицию, вступая в обсуждение вариантов размещения готовых изображений на одной плоскости. Например, «Кошка с котятами», «Иван Царевич и серый волк», «Встреча Колобка с Лисой (Зайцем, Волком, Медведем)» и др. Подгруппам могут быть даны одинаковые или даже разные задания, которые должны выполнить качественно, чтобы после завершения работы получилась необычная композиция, состоящая из индивидуальных работ каждой подгруппы.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

2) Совместно-последовательная - когда композиция постепенно наращивается новыми деталями. При такой форме организации деятельность детей может строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Деятельность детей на таком занятии представляет собой два основных этапа:

1 этап - индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего;

2 этап - последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед детьми встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, сувениры для малышей, чайный сервиз и т.д. Для того чтобы все дети смогли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного места на другое. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Перед началом творческой работы столы для детей следует удобнее поставить так, чтобы они напоминали конвейерную линию. Количество, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Каждая линия будет делать свою работу, и соревноваться с другими в качестве и скорости выполнения работы. Задача, стоящая перед ребенком проста: приклеить (прилепить, нарисовать) свою деталь точно на место, так, как это сделано на образце, при этом операцию надо выполнить в нужном ритме: быстро и аккуратно.

К совместно-последовательной форме можно отнести и деятельность, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» участники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано другими. Причем каждый ребенок должен внести свою «лепту» в работу. В качестве эстафетной палочки, если работа выполняется в технике аппликации, может сыграть тюбик с клеем. Организовывая совместную деятельность по принципу эстафеты целесообразно разделить детей на подгруппы и вести параллельно несколько коллективных композиций, предоставить каждой - лист для творческой работы. В этом случае возникает ситуация соревнования подгрупп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы - «эстафета».

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности создает условия для формирования умений координировать совместные действия, т.к. неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Данная форма работы в ДОО встречается не часто.

3) Совместно-взаимодействующая работа выполняется всеми участниками одновременно, согласовывая действия на всех этапах. Предлагается выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. На занятии каждый ребенок должен не только качественно выполнить изображение предмета (создать свой образ в связи с совместно придуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности), но и принимать активное участие в обсуждении получившихся образов в связи с замыслом, участвовать в решении разно-образных вопросов, возникших в ходе работы. Только при этих условиях происходит непосредственное взаимодействие между детьми.

Одним из важных моментов является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции). Детям предлагаются широкие, объемные темы, представляющие варианты для продумывания конкретного сюжета, развитие фантазии, творческого воображения, по темам: «Цирк», «Зоопарк», «Доктор Айболит и его друзья», «Полет на Луну», «На дне морском», «Жизнь зверей в лесу»; по сказкам: «Буратино», «Чиполино», «Теремок»; по мультфильмам.

Дети могут разбиться на творческие группы по желанию или по общности интересов, а также иметь возможность обсудить предстоящую работу: определить общий замысел, содержание работы, распределить обязанности в зависимости с возможностями и интересами каждого, приготовить для работы нужный материал. В результате этого каждый участник совместной деятельности получает представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей. При этом, воспитатель ненавязчиво направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов, но исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие сотрудничество детей. После окончания совместного творчества необходимо устроить выставку обсуждение созданных композиций. В ходе обсуждений и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

Эта классификация коллективной деятельности интересна потому, что в каждом из видов совместной деятельности не препятствует делению группы на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы детей, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного творчества дошкольников.

Что касается формы коллективной аппликации, то она может быть различного содержания. По тематике их делят на три основные группы: предметная, сюжетная и декоративная аппликация .

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.) В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («цыпленок клюет зерна», «рыбки плавают в аквариуме», «салют Победы», «полет в космос», «птицы прилетели» и т. д.).;

Коллективно создаются и декоративные аппликации, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода, это могут быть орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания. На коллективных занятиях декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Для создания орнаментов дети старшего дошкольного возраста обучаются равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная), по объему (плоская, выпуклая), по материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни и т.д.) и др. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает их бесконечное множество. В Приложении 1 дана классификация, которая дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее коллективные возможности.

Следует отметить, что все коллективные работы имеют целевое назначение: создание картины; украшения к празднику; украшение группы, коридора, зала; выполнение панно для досуга, ко дню рождения ребёнка; создание декорации к играм, спектаклям, афиши; книжка-ширма в подарок; иллюстрирование сказки, стихотворения, кадров к фильму и т.д. В этой связи, коллективная деятельность на занятиях по аппликации различна и по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, детали костюмов, театральных декораций.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности вообще, и к аппликации в частности.

На практике на занятиях аппликацией используются разные виды организации коллективной деятельности, а также их сочетание, каждая из которых имеет свои возможности в формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом и в организации совместного творчества.

Аппликации для детей - это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

В аппликации, как продуктивном виде деятельности, дошкольнику предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества; развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности. Поэтому аппликация имеет большое значение для всестороннего развития детей:

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции, развивается речь, обогащается словарный запас, развивается образная, связная речь;

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

Трудовое воспитание - умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется затраты физических сил, трудовых навыков; участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них способствует формированию трудолюбия;

Эстетическое воспитание - чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции, постепенно развивают у детей художественный вкус.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.

Значение коллективных видов деятельности можно выразить в двух основных моментах: когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектив; в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.




Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга

«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский

Актуальность .

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Основные формы совместной деятельности детей :

«совместно - индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно - взаимодействующая».

а) «Совместно - индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.

Планирование этапов работы по коллективной деятельности .

Подготовительный этап

Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)

Основной этап. Этап выполнения работы.

Планирование и оценка коллективной работы.

Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.

Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».

Вторая младшая группа

Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.

Средняя группа

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

Старшая группа

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Примерное тематическое планирование занятий

Средняя группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование на ткани

«Ковёр из осенних листьев»

Рисование

«Золотая осень»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Поможем Курочке найти цыплят»

Художественный труд

«Медвежата»

Декабрь

Рисование с элементами
аппликации

«Разноцветное одеяло»

Аппликация

«Новогодняя елка»

Январь

Лепка сюжетная

«Лепим Снеговиков»

Рисование

«Зимний лес»

Февраль

Лепка сюжетная

«Поздравим Пап»

Декоративное рисование

«Флажки для праздника»

Март

Рисование

«Цветы для Мам»

Рисование с нетрадиционной техникой

«Ближе к солнышку хотим!»

Апрель

Лепка сюжетная

«Неваляшки танцуют»

Рисование

«День рождение Мухи - Цокотухи»

Старшая группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование с элементами
аппликации

«Цветы»

Рисование на ткани

«Клумба из осенних цветов»

Рисование

«Осенний лес»

Рисование и аппликация

«Богатства осени»

Ноябрь

Аппликация

«Разноцветный полет»

Рисование и
Оригами

«Лягушка - путешественница»

Рисование пластилином
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет...»

Лепка
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Декабрь

Рисование и
Художественный труд

«Зима

Аппликация обрывная
(3-4 ребенка)

«Зимний день»

Рисование

«Новогодняя ёлка»

Рисование
(3-4 ребенка)

«Зимние забавы»

Январь

Рисование

«Помогаем птицам»

Рисование

«Мир животных»

Рисование

Создаем «Красную книгу природы»

Февраль

Рисование
(Дымковская роспись)

«Скатерть»

Рисование (орнамент)

«Салфетка»

Рисование
(Городецкие узоры)

«Чудо-дерево»

Рисование декоративное

«Сервиз для Федоры»

Март

Аппликация объемная

«Сирень»

Рисование

«Птичий двор»

Рисование

« Под грибом»

Рисование по парам

«У лукоморья дуб зелёный»

Апрель

Рисование

«Космос»

«Космос»

Рисование по парам

« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая)

Рисование

«Расцвели красивые цветы»

Подготовительная группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Аппликация

«Букет цветов»

Рисование

«Красавица-Осень»

Аппликация

«Настроение осени»

Рисование

«Настроение осени»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Братья наши меньшие»

Рисование и
Аппликация

«На дне морском»

Лепка сюжетная

«Морское дно»

Лепка сюжетная

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

Декабрь

Лепка сюжетная

«Белое море и Северный Ледовитый океан»

Рисование и
Художественный труд

«Ой как весело зимой!»

Рисование по парам

«Карнавальный хоровод»

Рисование

«Книга о зиме»

Январь

Рисование

«Жар-птица»

Рисование и ручной труд

«Детки в клетке»

Рисование с элементами аппликации

«Цирк»

Февраль

Рисование (Дымковская роспись)

«Магазин игрушек»

Рисование (Гжельская роспись)

«Узоры на стекле»

Рисование (Городецкая роспись)

«Ой вы кони, мои кони…»

Рисование декоративное

«Узорчатый платок»

Март

Аппликация объёмная

«Подарок маме»

Аппликация

«Цветочный мир»

Рисование и Аппликация.
(по парам)

«На балу у Золушки».
(Дворец)

(Дамы и кавалеры)

Апрель

Аппликация

«Удивительный мир жарких стран»

Ручной труд

«Обезьянки»

Рисование (2 группы)

«Парк Победы»

Рисование

«Мой город родной»

Литература

  1. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  2. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. - 128с.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. - 96с.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  5. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. - 192 с.
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
  7. КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
  8. «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
  9. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.