Компьютерные развивающие программы для дошкольников память. Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 15

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Обучение родному языку на занятиях – ведущее средство " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">формирования речи детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значение родного языка на занятиях развития речи. Структура занятия обучения родному языку. Формы организации обучения дошкольников родной речи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С каждым годом неуклонно растет объем знаний, который нужно передать подрастающему поколению. Для этого создаются новые программы подготовки детей к школе в дошкольных учреждениях и обучения в школе. Чтобы помочь детям справиться с решением сложных задач, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в умственном развитии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О.И. Соловьева). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обучение родному языку создает больше возможности для нравственного развития дошкольников. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызвать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно – речевая деятельность детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка огромна и неоспорима.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. Основная форма дошкольного обучения - занятия. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные). В детском саду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, так как дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневно пользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова). И все-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это истолкование, объяснение знакомых фактов, накопление новых представлений, формирование новых навыков. А.П. Усова отмечала, что представления, которые практика вносит в сознание и поведение детей, как будто им совершенно знакомы, но разрозненны, случайны, истолкованы с детской точки зрения. Занятия должны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также как действовать. Примерами занятий, где детям сообщается новый материал, являются экскурсия в ателье, наблюдение за белкой, осмотр кабинета заведующей и т. д. Таковы первые занятия по обучению рассказыванию, на которых дети узнают, как надо составлять рассказ, занятия по чтению новых произведений, заучиванию стихотворений.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Широко распространены в детском саду занятия по закреплению и углублению полученных знаний и умений, например рассказ детей о поездке в ателье, рассматривание лоскутков тканей, беседа о помещениях детского сада, повторные занятия по чтению, заучиванию наизусть и т.д.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На таких занятиях воспитатель, безусловно, сообщает какие-то новые, дополнительные сведения, но в основном он направляет усилия детей на самостоятельное использование уже имеющегося запаса знаний, на упрочение речевых навыков. Это может быть закрепление и отдельных фактов, и обобщений, и навыков. Воспитатель может применить закрепление буквальное, воспроизводящее (пересказ знакомого текста, чтение наизусть выученныхстихов), тренировочное повторное упражнение (в звукопроизношении, в употреблении одной и той же грамматической формы) и творческое (игра-драматизация с использованием знакомого текста, беседа по материалам наблюдений). Для достижения положительных результатов важно вносить элементы новизны, творческой активности в процесс повторения материала. Этому виду занятий близки занятия, обобщающие и систематизирующие пройденный материал. Например, в процессе дидактических игр типа «Кому что нужно?», «Магазин» и др. дети упражняются в классификации предметов по цвету, по форме, по назначению и т. д. В старших группах проводятся обобщающие беседы: о родном городе, о труде взрослых, о транспорте, о книгах. Перед детьми ставится задача целенаправленно воспроизводить материал (рассказать о пассажирском транспорте, труде шофера, о любимых сказках). Занятия обобщающего типа очень ценны для формирования логического мышления, аналитико-синтетической деятельности дошкольников. Учетные занятия чаще всего проводятся по изобразительной деятельности. Однако они необходимы и по родному языку, поскольку бывает нужно установить уровень тех или иных знаний и навыков детей. Контрольно-проверочные занятия по некоторым разделам целесообразно проводить в начале учебного года для ознакомления воспитателя со знаниями детей новой группы и в конце, при подведении итогов работы. Контрольные занятия по родному языку используют также при массовой проверке работы детских садов.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отчасти они имеют и обучающий характер. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Как правило, воспитатель применяет лишь косвенные приемы обучения, чтобы не оставлять неисправленными допускаемые детьми ошибки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.2. Дидактические требования к занятиям по развитию речи детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Наиболее широкое распространение в детских садах получили комбинированные занятия с совокупностью дидактических целей, например ознакомление детей с новым материалом, повторение и закрепление пройденного и его практическое применение. Занятиям по развитию речи присущ ряд особенностей, которые вызывают определенные трудности при их проведении. Например, часто бывает так, что дети заняты различной деятельностью: один говорит, остальные слушают; из-за кратковременности занятий не удается обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и др. Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям, а именно: ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. При этом учитывается его место в ряду других занятий по родному языку, уровень знаний и умений детей, определяется их нагрузка. Воспитателю должны быть ясны речевые задачи и конкретное речевое содержание. Подбираются методы и приемы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумываются структура и ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование. Определяются индивидуальные задачи обучения (дифференцируются задания, продумывается очередность вызова детей).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель руководствуется принципом развивающего обучения. Он дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало активной умственной деятельности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Иногда нагрузка бывает недостаточной: детям не приходится действовать самостоятельно, решать речевые задачи аналитико - синтетического характера, устанавливать связи между предметами, вычленять сходство и т. д. Если же у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь пассивного созерцания, тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие превращается для них в зрелище.
Установить правильную меру нагрузки помогает смешанная структура занятия, полезны также более сложные специальные приемы: вопросы для умозаключений, сопоставления и др.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Воспитательный характер занятия. На занятиях по развитию речи реализуется принцип воспитывающего обучения, существующий в советской педагогике. Воспитывающее воздействие оказывает как само содержание речевой деятельности и ее языковое оформление, так и правильная организация, методика ведения занятия. Поскольку на занятиях даются не разрозненные сведения, а определенная система знаний, у детей постепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению.
В процессе развития речи, как уже говорилось, совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы детей, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности.
Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию. Сообщение детям сведений общественно-исторического характера, ознакомление их с жизнью советских людей связано с воспитанием высоких нравственных чувств и представлений, которые помогают воспитывать любовь к Родине, интернационализм, коллективизм, трудолюбие. На занятиях педагог приучает детей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание и организация занятий помогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремленность, дисциплинированность, тактичность и др. Речевые занятия могут оказывать большое влияние на эстетическое воспитание детей. Педагог осуществляет эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка — его образным строем, музыкальностью, художественным словом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Эмоциональный характер занятий. Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей — важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Например, дети смеются, когда рассеянный Петрушка называет зубную щетку сапожной и использует ее для чистки своих сапог. Они поправляют его, учат различать щетки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия. Построение занятия должно быть четким. В начале его, как правило, устанавливают связи с пройденным материалом, с опытом детей. Затем педагог сообщает цель занятия (в простых и понятных выражениях). Это поможет научить детей действовать целенаправленно. Цели могут быть элементарными: пойти в цветник, посмотреть, какие цветы там растут, почитать новой кукле стихи и т. д. В старших группах цель занятия часто мотивируется. Например, воспитатель говорит, что надо учиться правильно произносить трудные слова, потому что речь должна быть правильной, красивой, приятной для окружающих. Это убеждает ребенка в необходимости овладения новыми знаниями и навыками. Начало занятия должно вызвать интерес к дальнейшему, подготовить почву для хорошей восприимчивости детей, возбудить их внимание. Поэтому его следует проводить лаконично, живо, используя интонации заинтересованности. Основная часть занятия также должна характеризоваться четким построением. На первом ее этапе (при решении новой задачи) сосредоточены ведущие приемы обучения, которые помогают детям уяснить характер последующей речевой деятельности и ее цель. Затем следует самостоятельная работа детей (ответы, упражнения в др.), не исключающая активного педагогического руководства со стороны воспитателя. Заключительная часть занятия должна быть краткой и эмоциональной, т. е. закрепление материала может осуществляться в форме чтения художественного произведения, загадки, в процессе веселой игры типа «Так или не так» и т. п. При этом желательно избегать пространных и формальных выводов, несвоевременных оценок деятельности и поведения детей.
Если занятие комбинированное, то, как правило, на одной из его частей, которая называется основной, сообщается новый материал. Она идет первой и строится по указанной выше схеме. Другие части посвящены знакомому материалу, но и на них используют активные обучающие приемы. (Например, вызвав ребенка прочитать наизусть стихотворение, педагог предлагает ему сказать, как нужно читать эти стихи — весело, грустно, нежно — и почему именно так. Используется также оценка и другие приемы.) При построении занятия учитывают переход от более трудного к легкому, от менее эмоционального к более эмоциональному. Между его частями планируют 1—2 физкультминутки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. Понятие «речевая активность» не означает «беспрерывная речь вслух». В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее. По возможности большему количеству детей надо обеспечить условия и для активной речи вслух.
Существует ряд методических правил, соблюдение которых помогает обеспечить максимальную активность детей. К ним относятся учет типологических особенностей детей при размещении их за столами, при подборе индивидуально направленных приемов, разумное использование наглядных средств, особенно раздаточного материала. Повышают активность разнообразие деятельности, смена ее видов, игровые приемы. Неторопливый темп занятия, предоставление ребенку времени для обдумывания ответа, индивидуальные обращения помогают включиться в общий ход работы детям с замедленной реакцией. Активности детей содействует правильная методика диалога. Вопрос, задание воспитатель адресует всем, в случае надобности повторяет их; отвечающему дает указание говорить громко, ясно, чтобы все слышали; спрашивает поочередно детей с разным уровнем развития речи, не вызывает часто одних и тех же; к контролю за речью отвечающего привлекает всех, ко всей аудитории обращается с вопросами: правильно ли он сказал? Обо всем ли? По порядку ли рассказал? Активности детей способствуют также так называемые оценочные вопросы (Что тебе нравится?), творческие задания, обращения к личному опыту.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы — общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т.д.— должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При подборе индивидуальных заданий и приемов обучения воспитатель учитывает уровень знаний и речевые навыки ребенка, его интересы и склонности. Особое внимание на занятии он должен уделить детям, которые не овладели какими-либо программными знаниями или у которых плохо развита речь. Большого внимания заслуживают дети, имеющие особенности в речевом развитии - молчаливые, необщительные, несдержанные, болтливые.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Правильная организация занятия. Занятия по по речи могут проходить в разных условиях. Чаще всего их проводят в групповой комнате, при этом дети занимают свои привычные места за столами. Занятие (или часть его) может также проходить в зале, где дети посмотрят спектакль или фильм, прослушают радиопередачу, поиграют в подвижные игры. В теплое время года занятия организуют на участке.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по родному языку, так же как и на других занятиях, должны быть соблюдены все гигиенические условия: достаточная освещенность, источник света слева и сзади от сидящих, чистый воздух, мебель по росту. Места за столом должны быть закреплены за детьми. Основное требование к размещению детей: каждый должен сидеть лицом к воспитателю в правильной позе. На занятиях, где основной объект восприятия — движущиеся предметы, мелкие предметы, а также во время игр в лото, упражнений с раздаточными предметами (особенно когда нужен взаимный контроль) дети рассаживаются вокруг сдвинутых детских столов. Сидя вокруг общего столика, удобно наблюдать за ежиком, за рыбками в тазу. Если почему-либо невозможно посадить детей за столы, их рассаживают недлинными рядами лицом к воспитателю. По возможности нужно определить постоянное место для рабочего стола и стула воспитателя. Педагог занимает правильную позу сидящего человека, располагает на своем столе наглядные пособия так, чтобы они хорошо были видны детям. Продумывает, где будет находиться отвечающий ребенок, контролирует правильность его позы. Вся обстановка занятия должна соответствовать эстетическим требованиям (внешний вид помещения, пособий и т. д.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Учет результатов занятия. Учет знаний проводится воспитателем по ходу самого занятия, в процессе наблюдения за речью детей и не требует, в отличие от школьного урока, отдельного этапа — опроса. Можно рекомендовать педагогу вести тетрадь учета ответов детей (как необязательный вид документации) по наиболее трудным разделам программы, например по обучению рассказыванию. Результаты наблюдений воспитатель записывает в дневник ежедневно и учитывает их при определении дальнейших задач работы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности. Это требование основано на одном из дидактических принципов — повторности. Соблюдение его очень важно в речевой работе, где идет процесс выработки сложных умственных умений и навыков. Дошкольным работникам приходится участвовать в просмотре и обсуждении занятий по родному языку. При разработке схемы (или вопросника) анализа занятия можно использовать указанные выше требования.

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проблема комплексного подхода в решении

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">речевых задач в ДОУ.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно процесса рассказывания, у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работают над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного ;font-family:"Arial"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">языка. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для повышения результативности занятий лабораторией развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был предложен комплексный подход к решению речевых задач, позволяющий осуществить правильное речевое воспитание детей и воспитание умственной активности, способствующей осознанию некоторых аспектов языка. Под комплексным решением задач понимается совмещение (объединение) речевых задач в программном содержании одного занятия и отбор соответствующих способов (методов, приемов) выполнения этих задач.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Необходимость объединения задач обучения детей родному языку объясняется тем, что:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— язык - это сложная система составляющих его подсистем и элементов, которые находятся в структурных отношениях. Единицы языка (фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения) взаимосвязаны в речевой деятельности, поэтому взаимозависимость элементов языка должна учитываться в обучении речи на занятиях; детский сад должен решать целый ряд задач обучения языку и речевого развития детей. Без их совмещения невозможно обеспечить многоаспектного лингвистического воспитания дошкольников;
— комплексное решение речевых задач обучения создает благоприятные условия для реализации творческих возможностей и развития лингвистических способностей детей;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения насыщает занятия по родному языку, делает их более содержательными, позволяет увеличить управляемую педагогом речевую практику детей;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения создает условия для научения детей большему объему речевых умений за единицу учебного времени;
— объединение задач обучения позволяет разнообразить виды речевой деятельности детей; объединение задач обучения повышает результативность формирования связной речи;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения побуждает педагогов к творчеству.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Комплексное решение речевых задач — это не просто сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение, основанное на едином содержании. Центральное место на занятиях отводится развитию связной речи, остальные задачи работают на построение высказываний разных типов. Объединение задач на занятии может быть разным: на одном занятии могут отрабатываться связная речь, звуковая культура речи, словарная работа; на другом — связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; на третьем — связная речь, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т.п. Большое распространение в практике получили интегрированные занятия, на которых используются разные виды детской деятельности и различные средства речевого развития (например, чтение и рисование, рассказывание и слушание музыки и т.д.).

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерные программы для обучения детей родному языку

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> на занятиях по подгруппам.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерная программа «Играем и учимся».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создатель: учитель – логопед высшей категории

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Котова Елена Анатольевна.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель создания компьютерной программы. Для достижения оптимального качества и эффективности коррекционного процесса деятельность логопеда должна быть оснащена различными пособиями, поэтому наряду с традиционными пособиями, используется данная программа. Программа содержит два раздела: «Звуки и буквы» и «Мир вокруг нас».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Раздел «Звуки и буквы» предназначен для:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- развития фонематических процессов (различие гласных и согласных звуков);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- формирование правильного произношения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- совершенствование навыков звукового анализа и слогоделения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- увеличение словарного запаса;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- повышения учебной мотивации на логопедических занятиях.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Раздел «Мир вокруг нас» предназначен для:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- обогащения жизненного опыта ребенка, расширения и систематизации знаний и представлений об окружающем мире;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- развития познавательной сферы ребенка (памяти, внимания, мышления, речи);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- становления мыслительных операций;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- увеличения словарного запаса.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создатель: Лизунова Лариса Рейновна, г. Пермь.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для этого была разработана специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Просодика»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Звукопроизношение»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Фонематика»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Лексика».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей развития детей с различными нарушениями.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коррекционная речевая программа Fast ForWord

;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-">Эта программа создана компанией ScientificLearning «Научное обучение» и известна практически во всем мире. Автором этой программы является доктор медицинских наук Паула Таллал (США).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерная коррекционная методика, разработанная ведущими мировыми учеными в области нарушений речи.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Занятия Fast For Word назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, задержками психического развития, нарушениями внимания, памяти, аутизмом.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Занятия направлены на развитие фонематического слуха, способствуют улучшению памяти, повышению концентрации внимания, развитию мелкой моторики.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта программа не учит ребенка говорить, она тренирует мозг, совершенствуя систему восприятия речи. Многократное повторение «сложных» фонем, замедленных изначально и ускоряемых вплоть до нормальной скорости речи, развивает речевой центр мозга, увеличивает зону коры, ответственной за языковые функции. В логопедические занятия эту коррекционную программу имеет смысл внедрять с 3-х лет ребёнка, но количество занятий строго индивидуально и определяется на нейропсихологической диагностике или обследовании логопеда.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одной из особенностей программы является его способность адаптироваться к уровню навыков и скорости прогрессирования каждого отдельного ученика. Как только ученик проходит упражнение, уровень трудности постепенно увеличивается, измененные речевые звуки пошагово идут по направлению к нормальным речевым звукам. Ученик перерабатывает их на индивидуальном фонемном уровне, в группе фонем, на уровне слов и, затем, на уровне предложений. Программа самостоятельно, без посторонней помощи, усложняет или упрощает задания, в зависимости от уровня каждого ребёнка. Таким образом, в работе с каждым ребёнком программа работает исключительно по индивидуальному образовательному маршруту.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">Список литературы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и разв " xml:lang="en-US" lang="en-US">и " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тие речи дошкольников [Текст] / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблемы речев " xml:lang="en-US" lang="en-US">о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">го развития дошкольников и младших школьников; под ред. А.М. Шахнар " xml:lang="en-US" lang="en-US">о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вича. – М., 1993.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи детей [Текст] / В.В. Гербова. – М., 1981, 1984 и др. изд.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]; под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Ушакова, О.С. Компьютерные программы для обучения родному языку [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1992.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- № 7, 8.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Чиркова, Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">Усова, А..П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. - М., 1970, 208 с.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">7. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. –400с.

;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">4. Современные требования к речевому развитию детей в некоторых вариативных программах.

В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: I) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах — обучение чтению1.

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Решила я присмотреть для ребенка программу по обучению чтению. После беглого ознакомления с предложениями на рынке обнаружились только две подходящие: "Веселая Азбука" Кирилла и Мефодия, Россия и "Волшебный букварь" Copyright Акелла, Швеция. Возможно, конечно, это только мне так не повезло, и кто-нибудь обнаружил что-нибудь еще.

Решила я присмотреть для ребенка программу по обучению чтению. После беглого ознакомления с предложениями на рынке обнаружились только две подходящие: "Веселая Азбука" Кирилла и Мефодия, Россия и "Волшебный букварь" Copyright Акелла , Швеция. Возможно, конечно, это только мне так не повезло, и кто-нибудь обнаружил что-нибудь еще.

К моему глубокому сожалению, к дискам либо вообще не прилагалось описания ("Веселая Азбука") либо описание было очень кратким и невнятным ("Волшебный букварь"). Неужели изготовители предполагают, что потребителю при выборе учебной программы достаточно посмотреть на красивую картинку и название? Пришлось брать кота в мешке.

Надо сказать, что я осталась не в восторге от обеих программ! Хотя и там, и там нашлись рациональные зерна. Вот если бы, как у Гоголя, к куску одной, добавить кусок другой, большую часть выкинуть, а еще большую часть добавить, то, возможно, и получилось бы то, что нужно. Но меня, к сожалению, производители не спросили:)

Но начнем со сценария.

Итак, "Веселая Азбука". Как указывают сами изготовители - это "интерактивные мультфильмы-уроки для детей". Главный персонаж - заяц. Он же нарисован и на диске. Структура программы - строго линейная. Кое-где есть три уровня сложности. Перейти на следующий этап, минуя предыдущий, невозможно.

  1. "История о том, как зайцы заговорили".

    Мультфильм на пару минут. Никакой интерактивности. Хочешь не хочешь, в первый раз или в двадцатый придется просмотреть все от начала до конца. Хотя мультипликация и приличная, но, все-таки, особенно в ситуации отсутствия интерактивности, я предпочитаю демонстрировать ребенку классику мультипликации на видеокассете предложенной сюжетной белиберде.

    "На этой картинке есть предмет, который может звучать или говорить. Найди его". Картинки повторяются. Можно вернуться назад, но нельзя проскочить этот этап, не отыграв все четыре предлагаемые ситуации. Уровень сложности определяется количеством предлагаемых для выбора предметов. В пятый раз это уже утомляет.

  2. "Заяц догадался, что всякое слово можно нарисовать".

    Еще один мультик на пару минут. Просмотр обязателен. Прервать и перескочить не удается.

    Интерактивная игра. На большой картинке необходимо найти предметы, нарисованные на маленькой картинке. Например: Слева - скакалка. Справа - четыре картинки с зайцем в разном окружении. На одной из этих картинок заяц скачет на скакалке. Три уровня сложности определяются общим количеством больших картинок: две, три или четыре. Наверное, есть какой-то глубокий методический смысл присутствия именно этой игры на диске по обучению азбуке.

  3. "Заяц понял, что слова состоят из букв"

    Мультик еще на пару минут. Один раз можно посмотреть. Но предстоит смотреть его ровно столько раз, сколько вы будете запускать программу. Не выйти в этом месте, не перескочить через этот или другие этапы вам не удастся. Можно вернуться только на предыдущий этап и посмотреть все с начала, но до самого начала, до выхода, так тоже не доберешься. Может быть, и есть какие-то клавиши для выхода с любого места программы, но я перебрала все стандартные и нужных не обнаружила.

    Интерактивная азбука. На экране все буквы. При выборе буквы, она произносится и показывается картинка со словом, начинающимся с этой буквы. Слава богу, все буквы перебирать не обязательно. Можно быстро перейти к следующей игре. Огромный недостаток игры, на мой взгляд, в том, что здесь и далее произносятся названия букв, как в алфавите, а не звуки, соответствующие буквам. Я приверженец обучению звукам и быстрому переходу к слогам. Согласна со многими рекомендациями по обучению чтению, в которых говорится, что при обучении на начальном этапе названиям букв, в последствии гораздо труднее перейти к слиянию. Простое слово "папа" ребенку придется превращать в слово из сочетания букв пэ-а-пэ-а, вспоминая попутно то петуха, то аиста. Зачем усложнять процесс, когда он и так непрост?!

  4. "Заяц показывает, как из букв получаются слоги"

    Короткий мультик. Заяц-фокусник приближает М к У, молния, гром, получается МУ. Содержательно и, главное, не так утомительно долго, как в предыдущих сериях. Вообще этот этап один из самых удачных, на мой взгляд. Если структура программы не была бы строго линейной, я начинала бы с него и им бы и ограничивалась. Все остальные, на мой взгляд, методически совсем слабые. Качество мультипликаций - ничего. Но сюжет мультфильмов в большей их части - тоже никакой. Очень напоминает американские комиксы.

    Интерактивная игра. Составление слогов. Две банки. В каждой - по несколько букв, в зависимости от уровня сложности. Заяц просит составить определенные слоги. Надо выбрать по букве из каждой банки. Набор слогов ограничен десятком. "Ку-" демонстрируется кудахтающая курица. "Ав-" собака. "Ух-" филин и т.п.

    Интерактивная игра. Составление слов из слогов. На картинке несколько гирь расставлены вперемежку, надо их переставить, чтобы получить нужное слово. Если все правильно, то слово демонстрируется. Это - мило.

    Хотя этот этап и является одним из самых удачных в программе, на мой взгляд, но он также имеет ряд существенных недостатков. Набор предлагаемых слогов и слов в программе очень ограничен. Не больше чем по десятку. При втором, третьем просмотре все повторяется. Львиная часть слогов вообще не задействована. Поэтому долго заниматься этим этапом не будешь. Сложность слогов очень разная. Все вперемежку: и открытые, и закрытые, и из двух букв, и из трех. Авторам явно не хватает методически грамотного сценария.

  5. "Каждая законченная мысль является предложением".

    Мультфильм.

    Интерактивная игра. Необходимо из заданных слов составить предложения. Читать ребенку на этом этапе не обязательно. Слова прочитываются, если на них указать мышкой.

  6. Церемония вручения диплома. Диплом можно распечатать.

    Вот только теперь можно выйти из программы. Слава богу! Маленький понравившийся мне кусочек не стоит моих долгих плутаний.

Переходим к "Волшебному букварю". Надо сказать, что эта программа попалась мне первой, и я считала ее не очень удачной до техпор, пока не посмотрела "Веселую азбуку".

После входа в программу можно выбрать два режима. Один свободный, другой несвободный. Процессом в том и другом случае руководят два разных тролля.

Несвободный вариант мне вообще не понравился. Из нескольких букв тролль просит выбрать одну. При этом называет название буквы, а не звук, ей соответствующий. Правильно выбранную букву надо обвести мышкой. Надо сказать, что даже у меня это не всегда получается с первого раза, а у меня очень хорошая мелкая моторика и большой опыт работы с мышкой. Ребенок может и вовсе отчаяться. Пока же не обведешь, дальше не выйдешь.

Свободный этап намного лучше. Можно набрать любой слово. Программа его прочитает. Буквы и слоги при этом очень мило оживают. Чтение идет по слогам, даже можно сказать по складам, как это принято в методике Зайцева. Вообще этот момент из программы, на мой взгляд, можно использовать параллельно с зайцевской методикой как еще один из вариантов "прописывания" слов. Есть кубики, есть таблица, есть кассета - почему бы не использовать еще программу? Но тут, как всегда, обнаруживается ложка дегтя. Если программа не знает слова, то она "читает" его по буквам, называя не звуки, а названия букв. Вот тут то ребенок, которого обучают складовому чтению и запутается! Гениальным решением было бы, кроме слов, заложить в программу склады! Но: меня не было, когда писали сценарий.

Если слово есть в программе, то все замечательно. Оно читается правильно, в начале по слогам, потом целиком. Затем демонстрируется соответствующая картинка. Картинки очень милые. На одно и тоже слово каждый новый раз программа может показать разные картинки. Мой ребенок (3 года) в этот момент приходит в восторг. Просит показать еще и еще. Но и тут - ложка дегтя. Иногда показываются картинки с предложением, включающим данное слово. Слово выделяется. Идея замечательная, только предложения уж очень убогие подобраны!

Еще пара недостатков. Нельзя набрать слово больше чем из шести букв. Не на все слова, которые заложены в память машины и правильно читаются, есть картинки. Не заложены очень популярные слова. Например, слова "баба", "дед" машина не знает и "читает" их бэ-а-бэ-а и дэ-е-дэ. Уж лучше бы вообще не пыталась! А слово "бабушка", "дедушка" и многие другие наши любимые: "крокодил", "бегемот", "помидор": не помещаются в предложенные рамки. Машина также не может прочесть имена.

И, наконец, сразу после слов программа автоматически переходит к играм с этим словом или с другим, если набранное слово не заложено в память машины. В этот момент звучит музыка и повторяется всякий раз одна и та же фраза: "А теперь поиграй в различные игры со словом". Хотя мы играем очень редко, не чаще раза в неделю и используем компьютер только как вспомогательное средство для обучения чтению, но эта музыка и фраза уже безумно надоела. Я даже пыталась найти соответствующий звуковой файл среди программных файлов и заменить его на пустой, но не нашла, к сожалению. Через 10 набранных слов компьютер уже хочется чем-нибудь стукнуть! Фраза въедается в память намертво. Если бы не было автоматического перехода и можно было бы набирать слова, пока не надоест, а потом, в любой удобный момент переходить к играм, было бы гораздо интереснее.

В принципе эта программа как раз выигрывает по сравнению с предыдущей именно за счет своей гибкости. Выбирать можно из 9 игр. Игры на любой вкус. Но опять недостатки - буквы называются в играх по их названиям, мало внимания слогам. В результате я показываю ребенку только три игры. Одна - собрать слово из пазлов (каждая буква из двух частей). Другая - поймать нужных попугайчиков в нужном порядке. Третья - найти слово среди многих других.

Из понравившихся мне своей идей игр есть еще ежик, которому нужно выбрать дорожку, чтобы собралось слово. Есть змейка, которая должна проползти и съесть слово по буквам. Однако по ходу этих игр называются названия букв, чего я стараюсь избегать.

В результате, отчаявшись найти подходящий готовый вариант, я использую для своего ребенка только отдельные элементы:

  1. Самодельную презентацию в PowerPoint демонстрирующую и называющую склады в разном порядке (в таблице, парами звонкие-глухие и т.д. и т.п.). Склады я сделала пока только частично. Серия складов должна, по моей идее, заканчиваться словами эти склады закрепляющими. Слова читаются и демонстрируются по складам, затем целиком и показывается картинка. Слова и картинки постепенно подбираю.
  2. "Волшебный букварь", чтобы писать и читать слова. Чтобы избежать побуквенного чтения программой, я выписала и предлагаю те слова, которые заложены в машину, правильно читаются и на которые есть картинка. Выбор все равно пока больше, чем в моей презентации, хотя это и временно, поскольку в целом выбор в букваре все-таки маловат.
  3. Три названные игры из "Волшебного букваря".
  4. Хорошо бы еще игры со слогами из "Азбуки", но не хватает терпения прокручивать ради маленького кусочка весь мультик.
  5. В самом начале я бы добавила еще больше игр на фонетику. Например, так:
    Называется слово. Нужно найти среди предложенных буквы, которые в этом слове встречаются. Нашел правильно - буква занимает свое место в слове. Все слово собрал, демонстрируется картинка. И - поактивнее. Не просто показать, а поймать, схватить, выстрелить, повернуть, отгадать.

Конечно, такой подход неудобен и интерактивности явно маловато. Поэтому, так хочется все-таки найти приличную программу! Набрал любое слово - машина прочитала, картинку показала, фразу хорошую привела. Побаловался - перешел к играм. Гораздо больше возможностей для экспериментирования самого ребенка! Что напечатал, то и прочитали. Способный ребенок быстро схватит закономерности самостоятельно. К чему, собственно, и следует стремиться при любом обучении. Но пока, что имеем, про то и пишем:).

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий

  • Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
  • Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка

  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  • Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
  • Системный и деятельностный подход к коррекции
  • Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
  • Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
  • Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
  • Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
  • Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда.

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

Компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Требования к компьютерной дидактической игре

  • Целесообразность КДИ
  • Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • Чёткие правила
  • Динамичность КДИ
  • Решение дидактических целей
  • Чёткая система оценивания
  • Возможность рефлексии после игры

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142

Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.

Логопедический тренажер «Дельфа» – 142

Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.

В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»

Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.

Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высота».
  6. Модуль «Высотные упражнения».
  7. Модуль «Автоматизация фонемы».
  8. Модуль «Цепочки».
  9. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  10. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  11. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  12. Модуль «Спектр звука».

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа состоит из блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

  1. Неречевые звуки.
  2. Звукопроизношение.
  3. Речевые звуки.
  4. Развитие связной речи.

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

  1. Звукослоговой анализ слов
  2. Работа над словом
  3. Работа над предлогами
  4. Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

Особенности программы:

  • Методика опережающего обучения.
  • Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
  • Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
  • Красочная мультипликация и анимация.
  • Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
  • Игры озвучены известными актёрами.
  • Сказочные герои с яркими характерами.
  • Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные игры:

Серия развивающих игр

«Искатель»,
«Приключения Гарфильда»,

«Маленький гений. Учимся сравнивать»,
«Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
«Мир за твоим окном»,
«Лента времени»

Мультимедийные презентации

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

  • информационная емкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

Преимущества презентации:

НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА

  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
  • возможна демонстрация динамичных процессов;
  • возможно проигрывание аудиофайлов;
  • обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
  • дает возможность показать структуру занятия.

Программные ресурсы:

  • «Microsoft PowerPoint»;
  • «ACDSee»,
  • «CorelDraw»,
  • «Adobe Photoshop»,
  • «Adobe Flash».

Этапы работы по созданию слайд-шоу

  1. Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
  2. Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
  3. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
  4. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
  5. Сканирование детских рисунков и их редактирование.
  6. Монтаж в программе Power-Point.
  7. Просмотр созданного слайд-шоу.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

«В гостях у сказки»

  • В какую сказку ты попал?
  • Что ты скажешь Лисе?

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

Обучающие программы

Тренажеры

Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы. Специалисты выделяют 5 направлений:

Логика и память;

Мелкая моторика рук;

Счет и чтение;

Объемное восприятие и фантазия;

Музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, "Веселые Картинки" - инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т.д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

- "Раскрашка" - простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки.Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»- тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» - Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

"Тренажер Мозга" - это профессионально разработанная программа - тренинг, для развития и повышения таких важных - Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

"Интеллект-тренажер"- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1.Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

Графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

-«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

-«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

-«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», "Сложи узор", "Калейдоскоп".

Игры - эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». "В поисках Немо", "Элька"

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

Шахматные игры: шашки, шахматы и т.п.

Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.