Взаимосвязь изобразительной деятельности по экологии в доу. Экология

На протяжении многих лет экологии гимназии тесно сотрудничает с КУ «Центром диких животных». Вместе с учеными республики учащиеся гимназии участвуют в международных проектах по сохранению сайгаков. С сентября 2012 года в трех странах – в России (Калмыкии), Казахстане и Узбекистане работает международный проект «Вовлечение местного населения в процесс сохранения объектов дикой природы в Казахстане, России и Узбекистане» . Инициатором этого проекта является Альянс по сохранению сайгака в лице профессора Лондонского Королевского (Империал) колледжа Элеоноры Милнер Гулланд. Руководителем проекта в России является директор КУ « Центр диких животных» Арылов Ю.Н.

В России, на базе Яшкульской многопрофильной гимназии, создан экологический клуб «Живое наследие». Руководителем клуба является Самтанова Е.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. Идея празднования Дня Сайгака появилась в декабре 2010 году у представителей трех стран в Казахстане на семинаре по обмену опытом, организованном в рамках проекта « SOS, сайга». В 2013 году местом проведения Дня Сайгака выбрано не случайно - именно здесь находятся места обитания дикой антилопы, и находится сайгачий питомник «Яшкульский». Празднование Дня Сайгака по срокам приурочено к периоду размножения животных и является праздником возрождения и плодородия, сохранения природы родного края.

Огромным успехом в Яшкульской многопрофильной гимназии прошел праздник Международный День сайгака. В организации праздника приняли участие 140 делегатов из Ростовской области, г. Элисты, Целинного, Юстинского и Яшкульского районов. Проведение Дня сайгака стало возможным при поддержки благотворительной организации Альянс по сохранению сайгака и организации PTES (People Trust for endangered animals). На празднике выступили директор КУ «Центр диких животных», профессор, доктор биологических наук Арылов Ю.Н., заместитель директора Центра диких животных Айтбаева А.М., начальник отдела дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Очиров С.Ц., начальник управления образованием Яшкульского РМО Васлиева Т.Т., директор эколого-биологического центра учащихся Калмыкии Окаева К.П. и известный в Республике поэт, Заслуженный работник культуры Калмыкии Кукарека Г.Г.

Открыл праздник XI Хург «Гөрәснә тускар ухалх цаг», который был проведен лидерами детской организации «Ровесник» (руководитель Эрдниева Г.В.). Название в переводе с родного языка означает «Время думать о сайгаке. Ребята – вожатые свои отряды-улусы призывали к тому, что нельзя оставаться в стороне от проблем, нельзя жить с «краю», что нужно быть в «центре» этой планеты, иметь активную гражданскую позицию. В своей музыкально-литературной композиции они рассказали о причинах уменьшения численности сайгака, через легенду – предание рассказали о Белом старце – Цаган Аав, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в сайгаков. Старший вожатый – Богдо Кибашев Ринат четко сказал: «Сердце степняка сегодня болит и переживает о сайгаке, время заставляет нас подумать о том, как сохранить живое наследие». Учащимися 5 и 6 классов было подготовлено агитационное выступление – обращение к человеку. Ребята закончили Хург своими вожатскими словами, вот слова, которые прозвучали в конце:

Степи калмыцкой сайгак, поверь, так нужен

Его не сохраним – наказ мы предков тем нарушим.

Затем вниманию участников было представлено театрализованное представление «Спасем степную антилопу», подготовленное силами экологов степного клуба «Живое наследие». У гостей даже слезы накатывались на глаза от игры наших юных актеров. Участники агитбригады «Экос» познакомили с изменением численности сайгаков за последние 30 лет. Ужасающие цифры – 6-10 тысяч сайгаков сегодня обитают на территории Калмыкии. Основная угроза сайгаков - браконьерство!

Для участников праздника была продемонстрирована выставка лучших работ учащихся - победителей конкурса «Степная антилопа». На конкурс было предоставлено 136 работ по номинациям: рисунок, поделки, сочинение, стихотворение. Активное участие приняли дети разных возрастов с 7 до 15 лет. В своих работах ребята выразили любовь к сайгаку и тревогу за судьбу животного. Авторы лучших работ были награждены дипломами и призами. Наиболее интересные работы будут опубликованы в брошюре о сайгаках.

Каждая из участвующих в празднике школ представили на конкурс театрализованное представление. Не только свое актерское мастерство представили ребята, но прежде всего с помощью театральных приемов и образов отразили волнующую душу и сердце тему «Сохраним сайгака – наше живое наследие». Представления, подготовленные школами, были не похожи одно на другое. Они показывали мини-спектали о сайгаках, о других обитателях степи, о людях живущих рядом. Подняты важные вопросы: «Как и что должны мы сделать во имя спасения сайгака?». Все костюмы и декорации, использованных в постановках, были сделаны руками детей. Победителями этого конкурса стали экологи Уттинской СОШ и Яшкульской многопрофильной гимназии. Дипломами 2 и 3 степени удостоены учащиеся Орловской СОШ Ростовской области и Эрдниевской СОШ.

Для гостей гимназии была проведена зажигательная командно – танцевальная дискотека «Защитим и сохраним сайгака».

Завершился наш праздник звоном колокола, который звонили представители разных команд. Звон колокола оповещал, что только сегодня надо встать на защиту сайгака! Завтра будет уже поздно! Что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей сознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола.

Мы спасем сайгака, в это верю!

Слезы радости прольет весенний дождь

И как прежде, степь в апреле

В благодарность людям – зацветет!

Цель акции: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию и воспитанию школьников.

Место проведения: МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Дата проведения: 9.04 - 15.05 2014 г.

Количество участников акции: 114 чел

Ответственные:

  • Бюрчиева Д. А. – учитель химии и биологии;
  • Цорхаева Е. Х. – учитель химии, руководитель экологического кружка
  • Картжанова Н. С. – учитель обществознания, старшая вожатая
  • Анжаева Ж. В. – завуч по воспитательной работе

Сохранение окружающей среды – дело каждого жителя планеты Земля. Человечество уже давно осознало это, и поэтому во всем мире весной проводятся мероприятия, направленные на пропаганду бережного отношения к природе. В школах нашей республики традиционным стал месячник «Экология. Безопасность. Жизнь», который продолжается с 9 апреля по 15 мая 2014 г.Для школьников МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» комплекс мероприятий в рамках месячника «Экология. Безопасность. Жизнь» стал одним из самых запоминающихся в 2013-14 учебном году.

Членами оргкомитета заранее был разработан план мероприятий (Приложение 1), предполагающий использование разнообразных форм работы в деле пропаганды природосбережения.

Начался месячник с очень важного мероприятия:1 апреля 10 юных экологов школы посетили мероприятие, подготовленное экологами - членамиВсероссийского степного клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии (руководитель Самтанова Е. А.).В торжественной обстановке юные экологи были приняты в члены клуба «Бамбцецг». Инициатором создания подобных организаций, объединяющих школьников, учителей и родителей,неравнодушных к делу сохранения сайгака на территории Калмыкии, является КУ «Центр диких животных» во главе с доктором биологических наук Арыловым Ю. Н. Центральным мероприятием в деятельности степных клубов является проведение Дней сайгака.

В рамках месячника были проведены открытые уроки обществознания (учитель Картжанова Н. С.) и природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» (учитель Бюрчиева Д. А.),

Учитель обществознания Картжанова Н. С. провела открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь» в 6-7 классах, на котором ребята выяснили какое влияние оказывает человек на окружающую среду, определили какие экологические проблемы характерны для нашего региона. Во время урока учащиеся представили свои мини-проекты по решению глобальных экологических проблем.

На уроке природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» ученики 5 класса показали хорошие знания биологии и распространении степной антилопы. Учащиеся узнали об истории создания первых отрядов по охране сайгаков, созданных на территории Калмыкии и об их руководителе У. К. Кнакисе. На уроке прозвучали стихи калмыцких поэтов с призывами не убивать степных антилоп.

Картжанова Н. С. – учитель обществознания проводит открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь»

Учитель Бюрчиева Д. А. во время открытого урока «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

Для учащихся младших классов организован просмотр мультфильма «Сага о сайге», рассказывающий о нелегкой судьбе степного животного и о том как люди помогают им выживать в дикой природе.

Ученики 5-10 классов просмотрели и документальные фильмы о мероприятиях, направленных на сохранения сайгаков, проводимых на территории Калмыкии и Казахстана (учитель Цорхаева Е. Х.).

Кроме того совместно с сельской библиотекой проведен конкурс рисунков и плакатов, а учащиеся средних классов приняли участие во внеклассном мероприятии «Цвети мой край!».

Команда 5 класса «Сайгачата» на игре «Цвети мой край!»

Традиционными для нашей школы являются субботники по уборке территории и посадке древесно-кустарниковых насаждений. Этот учебный год не стал исключением. На протяжении ряда лет администрация Адыковского СМО закупает саженцы деревьев и кустарников для озеленения территории поселка в том числе и школы. В этом году были закуплены и высажены в школьном дворе саженцы дубов (2 шт), бирючины (50 шт), ирги (2 шт), софоры (1 шт), снежноягодника (3 шт), чайногибридных роз (15 шт), сирени (3 шт), гибискуса (1 шт). Кроме того, ребята высадили в школьном дворе рассаду хризантем и произвели посев однолетников (маттиола, бархатцы, циния, календула). У памятника Мергульчиеву Г. Б. была высажена рассада петунии и вербены, заранее выращенные из семян в школьной теплице.

Лидеры школьной организации «Байсачнр» также приняли участие в озеленении территории, прилежащей к мемориалу «Память», возведенного в конце прошлого года. Ими были высажены саженцы туи восточной.

МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» стало участником Всероссийского экологического субботника "Зеленая Весна". В ближайшее время на адрес оргкомитета субботника будет выслан отчет о проделанной работе.

Учащиеся 7 класса приняли активное участие проведении субботников.

Посадка однолетних растений.

Своевременный полив всходов растений – залог получения хорошего результата

Учащиеся 8 класса участвовали в посадке кустов бирючины

Кроме того, 25 апреля был организован выезд экологов школы на празднование Международного Дня сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии.

Учащиеся Адыковской школы – члены степного клуба «Бамбцецг» на праздновании Дня Сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии

Команда школы «Бамбцецг» приняла активное участие во всех мероприятиях и заняла первое место в игре «Экологический марафон», показав достаточно высокий уровень теоретической подготовки, целеустремленность и сплоченность своей команды.

Безусловно центральным мероприятием месячника стал День сайгака, который прошел в стенахМБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» 28 апреля.Гостями мероприятия стали народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека, директор ГУ «Центр диких животных» доктор биологических наук Арылов Ю. Н., его заместитель Айтбаева А. М., магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог, а также учащиеся Сарульской СОШ и члены клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии.

Ведущие праздника Борлдаев Виктор и Мергульчиева Мария

В небольшом актовом зале школы гостей и всех собравшихся приветствовал директор образовательного учреждения Банджаев Василий Хардаевич.Все гости обратились с призывом к собравшимся школьникам участвовать в пропаганде сохранения уникальных степных антилоп.

Гости праздника магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог и заместитель директора КУ «Центр диких животных» Айтбаева А. М

После торжественной церемонии открытия праздника учащиеся 3 национального класса представили свой проект по сохранению степных тюльпанов, а учитель технологии Бюрчиев В. А. показал мастер-класс по изготовлению сувениров из природного материала (дерева и рога домашних животных).

Учитель технологии Бюрчиев В. А. во время мастер-класса «Сувенир «Сайгак»

Детская организация «Байсачнр» организовала для ребят увлекательную игру «Форд Боярд» с целью лучшего знакомства и укрепления дружбы между ребятами из разных школ.

Учащиеся школ во время проведения игры «Форд Боярд»

Во время проведения игры гости праздника Арылов Ю. Н, Кукарека Г. Г., Форрест Дуглас Хог и Самтанова Е. А. совместно с учителями – членами клуба «Бамбцецг» Бюрчиевой Д. А. и Цорхаевой Е. Х. провели заседание, на котором подвели итоги некоторых конкурсов.

В конкурсе стихов победителем стала ученица 5 класса Улюмджиева Улан, 2 место заняла ученница 6 класса Сангаджиева Айта, 3 место – ученица 5 класса Триппель Валерия. Народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека рекомендовал опубликовать работы победителей и призеров конкурса в детских региональных журналах «Байр» и «Байрта».

В конкурсе буклетов на тему сохранения сайгаков, проводимом среди учащихся старших классов, первое место заняли ученицы 11 класса Баско Олеся и Манджиева Зинаида. Призерами конкурса стали Манджиева Баина – 11 класс (2 место), Убушеева Иляна – 11 класс (3 место) и Мергульчиева Мария – 10 класс (3 место).

Определить победителей и призеров конкурса рисунков оказалось сложнее, так как в этом конкурсе приняло участие наибольшее количество работ. Однако жюри посовещавшись, приняло решение присудить первое место ученице 3 класс Манджиевой Элеоноре, 2 место ученику 1 класса Мамолдаеву Нарану и 3 место ученице 4 класса Буриловой Даяне.

Закончилось мероприятие литературно-музыкальной композицией «Краса степи - сайгак», подготовленную ребятами - членами степного клуба «Бамб цецг». На сцене звучали стихотворения, песни на родном языке, были исполнены национальные танцы.Ребята рассказали о непростой жизни степного животного, о взаимоотношениях, сложившихся между кочевником – ойратом и сайгаком и призвали юное поколение сохранять уникальную степную антилопу.

Закончилось мероприятие выступлением гостей праздника. Они отметили высокий уровень проведения мероприятия и выразили надежду на то, что данное мероприятие станет традиционным не только в стенах данного учебного заведения, но и в других школах и, возможно, выйдет за рамки школьных мероприятий.

Приложение 1
Утверждаю:
Директор школы
___________/Банджаев В. Х.

План мероприятий Республиканской акции «Экология. Безопасность. Жизнь» (9.04 -15.05. 2014г)

Мероприятие

Дата

Участники

Ответственные

Открытие месячника Линейка

1-11 кл

Бюрчиева Д.А

Цорхаева Е.Х

Мультфильм «Сайгачонок», 1-4 кл

1-4 кл

Бюрчиева Д.А.

Просмотр док. Фильма об охране сайгаков

5-8 кл

Огулова З. К.

Кл.рук-ли, Цорхаева Е. Х.

Игра «Цвети мой край»

5-7кл

Картжанова Н.С., кл.рук.

Урок природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

5-6 кл

Бюрчиева Д. А.

Весенние работы на пришкольном участке:

Обрезка, посадка деревьев и кустарников. -посадка тюльпанов к памятнику Г.Б. Мергульчиева

Посадка деревьев к мемориалу «Память»

5-8, 10 кл

Бюрчиева Д.А.,

Цорхаева Е.Х.,

Бюрчиев В.А.,

Д/о «Байсачнр»

Социологический опрос населения п.Адык. Сайгаки: настоящее и будущее.

Члены клуба «Бамбцецг»

Бюрчиева Д.А.

Выпуск буклета Степные пожары»

«Сайгаки: прошлое, настоящее»

Члены экологического кружка, члены клуба

«Бамбцецг»

Цорхаева Е.Х

Фестиваль «Тюльпаны родины моей»

а) мастер-класс «Первоцветы своими руками»

б) выставка поделок: «Степные мотивы»

в) Конкурс рисунков «Цвети мой край»

г) конкурс агитлистовок «Сохраним степное чудо»

д) Конкурс чтецов

1-8, 10 кл

Огулова З. К.

Бюрчиева Д. А.

День Сайгака

а) Представление проекта «Сохраним первоцветы»

б) Литературно-музыкальная композиция «Сайгак – краса степи»

в) Мастер-класс: «Сувенир «Сайгак»

г) Игра «Форт Боярд»

3 кл

Ичкеева М.А.

Бюрчиева Д. А.

Бюрчиев В. А.

Картжанова Н. С.

Субботники по уборке и озеленению территории школы

в теч. мес

1-8, 10 кл

Администрация школы, кл. руководители

Классные часы

в теч. мес

1-11 кл

Кл.руководители

Оргкомитет: Бюрчиева Д. А.,Цорхаева Е. Х., Картжанова Н. С., Анжаева Ж. В., Огулова З. К.

Приложение 2
МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Сценарий Литературно - музыкальной композиции: «Живой символ степи - сайгак»

Бюрчиева Д.А., учитель биологии
Цорхаева Е.Х., руководитель экологического кружка

Слова автора: Давным-давно бескрайнее море покрывало просторы на стыке Европы и Азии. Но развезлись его воды, оголив участок суши, ровный как ладонь человека. Необитаемой была новая земля, пока жизнь не взяла свое.

Населяя бескрайние просторы, природа проявила особую изобретательность: огромное буйство красок, свежесть воздуха, утонченность и изящность ее обитателей не могли оставить равнодушным никого. Но особенной статью и изяществом отличался сайгак.

Чтец 1 «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» Д. Кугультинов (Арлтанов Баатр)

…Какое показало мастерство
Природа – скульптор в день,когда лепила
Сайгака!.. Сколько проявила силы!
Как тщательно продумала его,
Как мудро и любовно он отлит!
Вписав сайгака в золотые дали,
Природа рассчитала все детали,
От гордой головы и до копыт!
Рога оленьи – сочных два побега –
Она дала ему, слегка пригнув,
Не поскупилась на орлиный клюв,-
Могучий нос необходим для бега!
Бока борзой животному даны…
А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,
Чем эти вихри?! Эти вот четыре
Природою натянутые струны?!

Чтец 2 «Теегин кеерул» Владимир Л. МОУ «Хомутниковская СОШ» (Маша Мергульчиева)

Гɵрясн, сяяхнгɵрясн,
Теегин кеерул – гɵрясн.
Тогляд,Һярядяд хурлдна,
Теегим эн сяяхрулня.
Нарн хурцар халулна,
Намчрад, ноҺан кɵкрня
НоҺан заагт цагдна
Начнас, кɵɵрк бултна.
Экнь, мяяляд гууня,
Энкр урян хяяня.
Эрклуляд, цагда Һантаална,
Энуня чееж байрлна

Слова автора: Вслед за животными пришли и люди, гонимые войной и искавшие мирной жизни среди бескрайних просторов ковылей. Так и произошла великая встреча кочевника – ойрата и сайгака. Увидев священное животное, кочевники поняли, что это и есть такая далекая и желанная для них страна Бумба. И поплыли над степью звуки домбры и терпкий аромат джомбы.

Танец лотосов .

Песня в исполнении Ичкеевой Жанны.

Слова автора: И по сей день, потомки тех ойратов населяют территорию древнего моря. Но нарушен многовековой союз между человеком и природой. Человек становится ее врагом, истребляя нещадно живое ради своей наживы.

Чтец 3 К началу 20 века численность степных антилоп в России составляла порядка 2 млн. особей. В связи с этим молодой Советской властью была разрешена охота на сайгу. Этим занимались специальные люди – заготовители. Порою процесс охоты представлял собой кровавое зрелище и в итоге к 1965 –му году было истреблено свыше 700 тысяч особей.

4 чтец. У калмыков существует поверье о Покровителе сайгаков. По поверью в стадо сайгаков собирает хозяин Земли, он же и хозяин всех животных – Цаган – Овгн (Цаган Овгн - Белый старец). Как –то раз охотник пошел на сайгака. В котловане меж двух бугров он увидел большое стадо. Подкрался к нему поближе и стал стрелять. Сайгаки от выстрелов стали разбегаться, а пули из его ружья возвращались обратно и падали около него. Охотник удивился и стал внимательно присматриваться. Тут он увидел Белого Старца, который доил сагу. Он пригрозил охотнику, чтобы тот больше не стрелял, когда они стоят, сбившись в стадо. С тех пор охота на сайгаков прекратилась.

Чтец 5 «Плаха» Ч. Айтматов

А вертолеты-облавщики, идя с двух краев поголовья, сообщались по рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и все больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать тем сильнeй, чем сильней они бежали... Им, вертолетчикам, сверху было прекрасно видно, как по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса... И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолеты. Их поджидали охотники, а вернее, расстрельщики. Hа вездеходах-"уазиках" с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни не мешкая, быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт! Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

Чтец 6. Смерть сайгака, или расстрелянное утро. Д. Кугультинов

НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!
И, вздрогнув, поднял голову сайгак
Насторожился… В сторону отпрянул…
Но поздно! Небо с треском прорвалось!
Прозрачность утра пропоров насквозь,
Из –за холма короткий выстрел грянул…
Так дико, так безжалостно – нелепо
Единство мира раздробил сплеча…
Сайгак подпрыгнул…Он рванулся к небу,
Как человек пронзительно крича…
И крик его пронёсся, словно смерч.
Бегут вразброд недавние соседи
В смятении, в страшнейшей из трагедий,
Когда живое ощущает смерть.
Несутся птицы с шумом… А сайгак
Лежит…Пригнулась шея неуклюже…
Дымится кровь и натекает лужей.
И солнце опускается во мрак,
Багрово – липкий, нестерпимо алый…
И мирной радости как не бывало!

Чтец 7. Слепой сайгак. Г. Кукарека

Пал степной ему выжег глаза,
Он отстал от родимого стада.
Бесконечна опасная ночь…
Чуткий слух его только спасал.
Обходил он костры чабанов,
Волкодавов учуяв злобливых.
А порой забредал в солончак,
Увядав в его грязи тягучей.
На кургане стоял, замерев,
Долго слушал в закатном покое,
Как кузнечик на скрипке играл,
Хор лягушек звенел над рекою.
Он предчувствовал ливень и снег,
Хоронился в валюжинах балок,
Но сородичей все ж отыскал
У текучих песков над Кумою.
…По утру я его увидал.
Шел он в стаде,
Шло стадо на солнце!

Чтец 8 . « Сайгаки». Г.Кукарека

Своей извечною тропой,
Сайгаки шли на водопой.
И взбрыкивали малыши,
Резвясь в зоревой тиши,
Стряхнув росинки, ковыли Когда б не рёв грузовика,
Им кланялись аж до земли… Донёсся он издалека
Взлетело стадо на курган, И сайги, страх переборов,
За ним, внизу, блеснул лиман. Все кинулись в глубокий ров.
Запахло глиной и рапой. Осклизлый берег не давал
Озёрной солью молодой. Подняться на высокий вал.
Бежать бы сайгакам и бежать, Как дети, жалобно крича,
По ходу солнышка кружа, Погибли сотни сайгачат,
…Своей извечною тропой
Сайгаки шли на водопой,
Бежать бы век им по траве –
Канал построил человек…

Люди,сайгаков спасайте!
Вольную волю им дайте.
Если их всех перебьём,
На душу грех мы возьмём.
Сами увидим мы вскоре
Слёзы сайгачьи от горя.
Слёзы животных горьки,
Слёзы горючей тоски.
Знаешь, животные плачут.
Слёзы не кажут, а прячут,
Только глазёнки блестят. «…»

Чтец 9 Что ждет? Г. Кукарека

Сайгаки Родины моей
Вы ветра самого быстрей…
Среди синих маревых зыбей
Но что вас ждет за далью дней
В моей бы силе ПРИКАЗАТЬ
В сайгаков люди не стрелять!!!

Чтец 10

Мудра природа,
Что и говорить
И в наших силах, люди,
Сайгака сохранить!
Мы животных этих знаем,
Бережем и изучаем,
Степь родную сохраняем.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

В 2002 году Международным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесён к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Российский комитет по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), лаборатория сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН, Центр охраны дикой природы, государственный заповедник «Черные Земли», Центр диких животных и другие организации разрабатывают и внедряют систему мер, направленных на предотвращение исчезновения этого уникального вида.

Друзья, давайте же и мы не останемся равнодушными к такому важному делу. Чем больше нас, тем мы сильнее!

Чтец 11 «Сайгачонок в тюльпанах» Владислав Ахматханов МОУ «Красномихайловская СОШ»

В степи калмыцкой, мне родной,
Вдыхая запах разнотравья,
Люблю весной я любоваться
Цветеньем красного тюльпана
Но что увидел в этот раз?
Теленок миленький и чудный,
Свернувшись в маленький комок,
Лежит в степи ковыльной.
И это чудо из чудес
В степи калмыцкой народилось…
И счастье вновь вернулось в степь
С его апрельским появленьем.
Услышав шум, поднялся, встал,
На тоненьких ногах шатаясь.
А недалеко пасется мать,
За сыном нежно наблюдая.
И рад я, что в степи родной
Увидел древнего сайгака.
Хотелось, люди, вам сказать:
«Оберегайте вы сайгаков!»
Пусть расцветает степь моя
Под солнца добрыми лучами,
Цвети, благоухай, Калмыкия моя,
Гордись сайгачьими стадами!

Чтец 12 «Гɵрясня хургн» Куукян Ногала Ульдчн селян

Бичкн гɵрясня хуриг
Теегт би узляв
Бичкн ут кɵлтя
Эвр хурдар гууня,
Энуня монтхр хамр
Боднцг мет
Эн гɵрясня ɵвр
ɵдр – ɵдряс ут болна.
Эн соньн ан –
Хальмг теегин кеермж.

Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.

Статья "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"

Природа подражает искусству.
Она способна продемонстрировать
лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
благодаря поэзии или живописи.
Вот в чем секрет очарования природы.
К.Д.Ушинский

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

Задачи:
Формирование общей экологической культуры;
Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Гипотеза: /предполагаемые итоги реализации инновационной деятельности/
Формирование экокультуры посредством изобразительного искусства;
Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства мною было выбрано одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
Все художественные техники, которые хочу сегодня представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.
«Пальчики – палитра» . Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Темы для рисования в этой технике. («Мой любимый дождик»; «Весёлые мухоморы»; «Первый снег»; «Ветка рябины»). Всю эту технику предлагаю детям в игровой форме, например, использую игру «Следы животных»: ритмическими движениями пальчиков стараемся передать характер походки зверей. Пальчиковый приём помогает органично почувствовать материал, её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка).
«Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Темы для рисования в этой технике. («Смотрит солнышко в окошко»; «Осенняя пора - очей очарованье» и т. п.). Можно ладошку и обвести. Дети замечают, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что–то знакомое. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок.
«Оттиск печатками» . Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу («печатки» несложно изготовить самим). Но самые интересные печатки – подарила нам сама природа – колоски, листья и,конечно, головки мака. Печатая головками мака, мы можем получить букет хризантем, одуванчики, ромашки в траве.
«Пуантилизм». Техника рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек.
«Восковые мелки + акварель» . Выполняется рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками или наоборот. («Черепахи на прогулке»; «Букет в вазе»; «Летний луг» и т. п.).
«Граттаж» . Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. В своих работах дети передают выразительный графический образ природы, где птицы, насекомые, звери общаются между собой, радуются цветам, солнцу, дождику.
«Монотипия». Это изображение на целлофане или пластмассовой дощечке, которое переносится потом на бумагу. В этой техники можно выполнить работы на тему: «Каких я видел бабочек»; «Осенний парк»
«Тычок жёсткой полусухой кистью» . Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Набрызг». Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее.
«Пластилинография» . Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
В непосредственно организованной образовательной и свободной деятельности по рисованию использую и другие нетрадиционные методики
(«Печатание бумагой», «Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование на мокрой бумаге», «Мятый рисунок», «Рисование по клейстеру» и т.д.)
Результатом данной работы с детьми дошкольного возраста является развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формируется интерес к окружающему миру и природе. Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Презентация на тему: Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Текстовая часть публикации

Обобщение педагогического опыта

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности»

Составитель: воспитатель

Шутемова Наталья Геннадьевна
1

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности

Введение
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский. Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озёра, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения Землян! Под будущим понимается время, отдалённое от нас отнюдь на столетиями. Учёные не уверены в том, смогут ли дети следующего столетия купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов и трав, любоваться звёздным небом. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к учению В.Н. Вернандского о биосфере. Он впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – это сфера разума. Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой. 2
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XI век наречён мировым сообществом «Столетием окружающей среды». С принятием Законов Российской федерации «Об охране окружающей среды» и « Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента России «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В регионах страны созданы системы непрерывного экологического образования, первым звеном которых является дошкольное, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В настоящее время происходит изменение традиционной иерархии ценностей, социокультурных установок, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе утверждающих человека творящего, а не человека потребляющего. Происходит понимание первостепенности экологической деятельности во взаимодействии человека с природой, необходимости гармонии между ними. К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её и бережно к ней относиться. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание, являющееся ядром экологической культуры, включающее в себя эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, 3
желания сохранить её), определяющих и обуславливающих прежде всего заинтересованное отношение к природе. Особенностями восприятия детьми прекрасного в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: Л.Шлягер, В.Шмидт, Е.Тихеева и др. Можно предположить, что применение художественно- эстетических средств способствует формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Поэтому ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – повышение эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт применения художественно-эстетических средств. Её решение определяет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение влияния художественно-эстетических средств на процесс формирования экологической культуры. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают художественно- эстетические средства, используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является роль художественно- эстетических игр в процессе формирования экологических знаний детей о живой и неживой природе. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ предполагает, что если применять художественно-эстетические средства, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно. Учитывая объект, предмет, цель и гипотезу исследования, мы сосредотачиваем внимание на решении следующих ЗАДАЧ: -анализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме; -определить влияние художественно-эстетических средств на формирование экологической культуры и экологических представлений о живой и неживой природе детей дошкольного возраста; -создавать условия для развития способности художественного видения мира, развития эстетических чувств, экологических представлений дошкольников; -предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании художественно-эстетических средств в экспериментальном исследовании. Теоретическую основу работы составили следующие положения: 4
-о важности дошкольного этапа развития ребёнка как первой ступени формирования экологической культуры личности (С.Д. Дерябо, С.Н. Николаева); -о дошкольном детстве как о самом ценном периоде развития личности (Концепция дошкольного воспитания);
2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде. В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности. 5
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Исследования психологов и педагогов доказали, что чем активнее будут, по их мнению, движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков. 6
Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Однако, данная проблема ещё недостаточно исследована. Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выявил некоторые противоречия: -между стремлением повысить экологическое сознание детей и отсутствием необходимых для этого условий; -между желанием сформировать у детей бережное отношение к природе и непониманием взрослыми важности данной проблемы. Складывающаяся сегодня экологическая ситуация, говорит о необходимости формирования человека нового типа, с новым экологическим мышлением, человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Таким образом, традиционно проводимая работа по природному окружению и экологическому воспитанию детей оказывается недостаточной.
2.2

Теоретическое обоснование проблемы.
Давно принято считать, что педагог – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Однако в тени остаётся вопрос, как вырастить посеянное. Особое внимание в последние годы уделяется развитию чувственно- эмоциональной сферы и её основе – становлению ценностных ориентаций. Помогая каждому ребёнку развивать умения слушать и слышать, смотреть и видеть, познавать и понимать язык природы, педагог вместе с детьми открывает в себе то, что к сожалению, сегодня утрачивается – СО-чувствие, СО-переживание, СО-причастность с миром, осознание того, что ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться и прислушаться, присмотреться, задуматься. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым 7
мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Нравственность нельзя привить механически. Поэтому наши основные педагогические усилия направлены на активное присвоение детям общечеловеческих ценностей и нормативов поведения, уважительное отношение к «Земле – матушке», «Земле – кормилице». Не секрет, что бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Если человек ощутит себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворённость творчеством выступают главными мотивами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить, что вызывает позитивные чувства. Художественные средства помогают направить внимание ребёнка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки целостной и целенаправленной системы экологического развития и формирования познавательных действий у дошкольников.
2.3
Результаты диагностики. Сегодня невозможно представить воспитательно – образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребёнка. На первом этапе своей работы я провела обследование детей по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; -владеет элементарными знаниями о животных и растениях родного края; -называет 3-4 названия комнатных растений, самостоятельно ухаживает за ними. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -умеет объяснить экологические связи в природе; -охотно участвует в выполнении творческих заданий по придумыванию загадок, сочинении сказок и рассказов. 8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -эмоционально откликается на литературные произведения о природе; -умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; -создаёт индивидуальные рисунки и композиции, используя различные материалы. Проанализировав знания детей в начале года, через наблюдения, дидактические и настольные игры, беседы, целенаправленные занятия по экологической тематике обнаружила, что дети 45% детей не проявляют интерес к природе; , 70% детей не могут объяснить происходящие в природе перемены, не проявляют инициативу в творческих придумываниях; 30% детей равнодушны к произведениям о природе, не могут сопоставить характер музыкального произведения реальным событиям в природе; не могут передать в рисунке цвет и форму природного объекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что требуется провести немалую работу по экологическому воспитанию детей, особенно в области художественно-эстетического развития. Мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Это поможет ребёнку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира.
2.4Формы и методы.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм и методов работы: -непосредственная образовательная деятельность; -экскурсии; -практическая деятельность в природе; -природоохранные акции; -проведение экологических викторин; -совместный выпуск экологических листовок; -просмотр мультимедийных фильмов. Для активации детской деятельности в условиях эколого-развивающей среды проводятся: -оформление тематических выставок («осень в городе», «наши домашние любимцы», «берегите цветы»…); -совместная деятельность и сотворчество («кошкин дом», «выставка кактусов»…); -исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей: смешивание краски, рисование свечей, отпечатки листьями, рисование « по мокрому», лепка из глины…); 9
-составление разнообразных «коллекций»: гербария растений, семян, камней, ниток, пуговиц, лоскутков… В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация)
2.4
ИНТЕГРАЦИЯ. В процессе ознакомления детей с природой интегрируется содержание разных образовательных областей. БЕЗОПАСНОСТЬ Во время прогулок и экскурсий в природу дети учатся соблюдать правила безопасного поведения (ядовитые растения и пр..). МУЗЫКА Слушают звуки природы, сопоставляя их со звуками музыкальных инструментов. ЗДОРОВЬЕ Дышат свежим воздухом, узнают о свойствах лекарственных растений, учатся одеваться « по погоде». ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, упражняются в выносливости. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Знакомятся с природой родного края, профессиями… ТРУД Знакомятся с трудом взрослых в природе, оказывают посильную помощь. 10
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение, придумывание произведений о природе: загадки, сказки и рассказы. Узнают пословицы, поговорки и приметы об окружающей действительности. КОММУНИКАЦИЯ Участвуют в познавательно- исследовательской деятельности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Изображают объекты природного окружения в рисунках и поделках при помощи различных материалов и техник.
2.5 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Успешность экологического образования в ДОУ зависит от программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, от характера и качества созданных условий. Одним из условий реализации экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей пространственно- предметной среды, которая способствует развитию ребёнка, как личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого-развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева. содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание». Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: -познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых вопросов); -эколого-эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм); -оздоровления ребёнка (озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе); -формирования нравственных качеств ребёнка (создание условий для эмоционального отношения к природным объектам); 11
-формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животным и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); -экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.). ДОУ №358 находится в очень красивом месте Чкаловского района нашего города – микрорайоне Елизавет. Растительный мир разнообразен как на территории детского сада и микрорайона, так и на находящихся по близости смешанном лесу и реке. На протяжении всего года мы организуем выход детей на экскурсии в лес, целевые прогулки. Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. Экскурсии позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу дети приобретают навыки правильного поведения в природе, учатся действительно соблюдать правила посещения леса. К сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются «листовки», напоминающие о правилах поведения в природе, природоохранные акции: « Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой»… Походы, экскурсии дают много эмоциональных впечатлений – их необходимо закрепить, поэтому все участники похода «фотографируют» всё интересное, красивое и удивительное, а возвращению в группу дети «проявляют» фотографии – рисуют, составляют рассказы., детям предлагается догадаться: о чём шелестит трава, о чём поют птицы, кому достанется найденная нами ягода (животное или птица) и т.д. Манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т.д., 12
а также наблюдают за трудом взрослых в природе Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы. Ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Театральные праздники и развлечения экологической направленности, также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников, такие мероприятия активизируют полученный опыт и художественно-творческие способности детей. На чувства детей также оказывает большое влияние музыкальное сопровождение, художественное слово. Большую роль в работе по ознакомлению детей с природой, воспитании любви к ней играет художественная литература, которая способствуетразвитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Прослушав стихотворение или рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться ко всему, что живёт вокруг них. Роль педагога в процессе создания эколого-развивающей среды и сопровождения развития ребёнка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребёнком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Для полноценного процесса экологического воспитания групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др. Центр краеведения (Книги, иллюстрации, открытки о Урале). Центр «наша библиотека» (энциклопедии о животном и растительном мире). Итак, для формирования экологической культуры и развития художественно- эстетических способностей созданы: -центр экспериментирования; -центр краеведения; -центр «Наша библиотека»; -территория детского сада; -экологическая тропа; 13
-эстетическое оформление помещения детского сада; -экологическая тропа; -центр творчества. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности, которая способствует формированию целостного восприятия ребёнком окружающей действительности.
2.6.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Делюсь своими знаниями с коллегами. Предлагаю в пользование подобранный для занятий по природному окружению демонстрационный материал. Разработала и провела консультации на тему «Совместное творчество из природного материала», «Животный мир Урала», «Рисование нетрадиционными способами»,…. Организовала и оформила выставку «Цветы нашей планеты». Мастер-классы: «Уральская керамика» лепка из глины, « Поделки своими руками». Принимаю активное участиев подготовке сценариев к природоведческим развлечениям «День Земли», «Осень в гости просим».
2.7
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощутил бы себя и садовником и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья – её образ и стиль жизни. Признавая важность проблемы экологии для благополучия своих детей, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах личного участия в её разрешении: как развивать познавательные интересы в области экологии, какую деятельность предложить детям? Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с педагогами. 14
Главное сегодня – совместные мероприятия: пешие прогулки в лес и парк, загородные поездки, туристические походы, участие в сельхозработах на даче или в саду. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей. Можно отметить ряд мероприятий, которые проводились в нашем МАДОУ: -фотовыставка «Наши домашние любимцы»; -родительское собрание «Родителям об экологии» ; -выставки «Дары осени», «Осенняя фантазия» (цветочные композиции); -«Новогодняя ёлочка»; -участие в озеленении участков, подготовка грядок на огороде; Также вниманию родителей предложены консультации и рекомендации о том, в какие игры можно поиграть вместе с детьми, гуляя по лесу, о чём вести беседу, какие поделки из природного материала можно смастерить. «Развитие творческих способностей ребёнка через изготовление игрушек-самоделок», «Зелёное царство на окне», «Яблоко-от яблони…». Не без участия родителей были оформлены альбомы «Как прекрасен этот мир», «Здоровые рецепты»… Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в том, что перспективы сотрудничества между ДОУ и родителями есть и это способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА. В ходе проведённой работы уровень интегративных качеств детей повысился. Дети: -любознательны и активны; -эмоционально-отзывчивы; -способны управлять своим поведением и планировать свои действия; -способны решать интеллектуальные и личностные задачи; -имеют первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, природе. Анализ результатов педагогической диагностики показывает выраженную положительную динамику уровня развития воспитанников по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ развитие –повысился на 60% ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ развитие – повысился на 60% 15
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие –повысился на 80% ФИЗИЧЕСКОЕ развитие – повысился на 70 %
3
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально- окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры. В своей работе по развитию основ экологической культуры, я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения: умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним; умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; умение работать с гуашью, акварелью, восковыми мелками, с глиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными и бросовыми материалами т.п. готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно. Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ 16

1.
Обобщить и систематизировать педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.
2.
Разработать серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.
3.
Разработать картотеку художественных произведений о природе.
4.
Разработать консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.
5.
Повышать свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методобъединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, Узнать, Полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Литература: 1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с. 2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48- 52 . 3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001. 4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с. 5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62- 66. 17
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с. 7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с. 8. Ребенок и современный мир:межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с. 9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36. 10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53- 56. 11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001. 12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38. 18