Игровой материал по развитию естественнонаучных представлений дошкольников. Формирование естественнонаучных представлений как средство развития познавательных процессов у ребенка-дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Суть государственного заказа - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.

На уровне МДОУ этот заказ трансформируется в такие характеристики выпускника как ответственность, умение вести диалог, взаимодействовать в коллективе , коммуникативность в целом и способность к развитию и самосовершенствованию.

Муниципальный заказ понимается нами как требования к выпускнику МДОУ и качеству дошкольного образования, представленные в комплексной программе развития системы образования ЗАТО Северск, а также в Программе «Разработка системы непрерывного образования в условиях Наукограда». Ключевые требования, а значит компетенции ребенка - дошкольника объединены в 3 блока:

Коммуникативные качества; Деятельностные качества; Общечеловеческие ценности.

В данной программе реализуются следующие качества, соответствующие соц. заказу:

Деятельностные.

Развитие навыков экспериментирования: учить сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам;

Умение анализировать явления, устанавливать зависимость между ними;

Умение устанавливать простейшие закономерности;

Развитие навыков исследовательской деятельности;

Развитие способностей к самостоятельной исследовательской деятельности;

Развитие навыков наблюдения, описания, сопоставления;

Коммуникативные:

Навыки познавательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Поощрение возникновения проблемных вопросов;

Умение вести диалог, дискуссию;

Умение анализировать, интерпретировать различные точки зрения;

Умение составлять сообщение;

Умение делать умозаключения;

Развитие навыка общения: умение спрашивать, воспринимать информацию, умение правильно сформулировать свой вопрос;

Развитие навыка словотворчества, экспериментирования со словами;

Формирование общечеловеческих ценностей :

Формирование целостной картины мира;

Развитие детской любознательности;

Формирование естественнонаучных представлений об окружающем мире;

Формирование культуры мышления;

Воспитание познавательных интересов и любознательности;

Развитие самосознания;

Воспитание патриотических чувств;

Воспитывать чувство толерантности к людям различных национальностей;

Умение моделировать свое поведение в жизненных различных ситуациях;

Формирование опыта социально – профессионального самоопределения, профессиональной ориентации :

Знакомство с профессиями (промышленного, производственного цикла СХК)

Образовательные технологии, обеспечивающие эффективное решение поставленных задач:

ТРИЗ; развивающее обучение; проблемное обучение; игра; исследовательская и проектная деятельность .

Формы и способы организации совместной деятельности: экспериментирование; сюжетная экологическая игра; опытническая работа; проекты, исследовательская деятельность в мини-планетарии.

В мини-планетарии дети часто имеют возможность свободно выбирать позицию - это позволяет формировать у детей такие качества как самостоятельность, ответственность, умение сотрудничать в коллективе, дисциплинированность-это тоже одна из компетентностей, заявленных в модели. Ребенок имеет возможность выбора позиции в различных видах деятельности , путем этого он овладевает алгоритмом различных видов деятельности (трудовой, познавательной и др.)

Одной из перспективных задач работы ФЭП РАО и нашей программы в частности, является расширение пространства социально- профессиональных проб ребенка – дошкольника. В нашем ДОУ педагогами используются разнообразные средства для того, чтобы дети сами могли выбрать то, что они будут делать, выбрать себе пару, подобрать команду. В детском саду ребенок имеет возможность проиграть различные социально - профессиональные роли. Многие дети предпочитают главные роли - это широко распространенные: врач, продавец, шофер, парикмахер, а также семейные роли. Мини-планетарий нашего учреждения предоставляет дополнительные возможности расширять спектр ролей. Например: метеоролог, исследователь, путешественник, лаборант, ветеринар , работник зоопарка и другие.

Как показало проведенное в нашем учреждении исследование, наиболее привлекательные позиции для детей - организатор, собеседник, исполнитель. Хочется отметить, что в учебной и профессиональной деятельности роль исполнителя очень важна. Поэтому особое значение приобретает такое качество личности, как дисциплинированность. Это качество эффективно формируется у детей в процессе экспериментирования.

Образование дошкольника авторы программы рассматривают как овладение разнообразными знаниями и способами познавательной деятельности, ребенку открывается картина мира со всеми его противоречиями. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают развитие самосознания дошкольника. Для того чтобы каждый осваиваемый ребенком вид деятельности получил максимальное развитие, в программе используются идеи о необходимости раскрытия самим ребенком окружающего мира в системе его связей и зависимостей, о всемерной поддержке тяги дошкольника к исследовательской, экспериментальной форме познания, о подведении воспитанника уже в младшем возрасте к пониманию противоречивости, изменчивости мира, а поэтому и к относительности наших знаний о нем.

Пояснительная записка.

Приоритетная цель программы – формирование у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений, путем широкого использования экспериментирования и опытнической работы.

Задачи :

1. Развитие у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире.

2. Формирование у детей основ миропонимания, культуры мышления.

3. Воспитание познавательных интересов, любознательности, способности к самостоятельной исследовательской деятельности. Формирование навыков элементарного экспериментирования.

4. Формирование ключевых компетенций ребенка-дошкольника, необходимых для его дальнейшего самоопределения.

Авторы считают, что эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности. Это означает, что родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

· Способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение;

· Развивать у ребенка чувство сопричастности с окружающей действительностью (миром), которое позволяет ему приобщаться к миру и опыту взрослых;

· Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;

· Передавать детям информацию посредством слова, т. е. много рассказывать детям, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни;

· Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

· Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

· Направлять поисковую деятельность детей;

· Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

· Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; опосредованно создавать проблематику познавательного общения;

· Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Однако этого недостаточно. Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и экспериментированию.

Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Сроки реализации программы - 2 года – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа.

Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек) 1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т. к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой.

Длительность занятий 25 мин в старшей группе,

30 мин – в подготовительной группе. (согласно СанПиН 2.4.1.1249-03)

Ходе обучения целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, перед детьми возникает проблема при пересадке растений - какая почва нужна растению? В ходе опытов определяется, как пропускает воду песок, глина, почва; дети делают вывод - будет ли для растений достаточно влаги в песке? Есть ли воздух в почве и глине? Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию экологического закона минимума (об экологических факторах, необходимых для существования растения).

Алгоритм построения познавательных занятий

1. Интересное начало - точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.

Ожидаемые результаты:

v Формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей - коммуникативных, деятельностных, освоение общечеловеческих ценностей;

v Освоение детьми элементарных естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов естественнонаучного цикла в школе;

v Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговые занятия; беседы; викторины

Диагностика усвоения естественнонаучных представлений

Совместные детско-взрослые проекты

Критерии освоения программы:

· Дети владеют основами элементарной культуры мышления (обладают навыками практического экспериментирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);

· У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, деятельности близких ребенку людей, предметах и действиях с ними, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);

· У детей сформированы элементарные историко-географические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать свидетельства историко-географического характера в хронологическом и функциональном порядке; сформированы согласно возрасту символические функции мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт; дети проявляют интерес к прошлому и настоящему своей культуры и явлениям других культур, в поведении проявляется чувство любви к своей Родине, осознание детьми принадлежности к своему народу, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности)

Критерии освоения поисково-познавательной деятельности.

Старшая группа

1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2) определять цель деятельности, условия ее достижения; 3)с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

2. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

3. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т. п.

Подготовительная к школе группа.

1. Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий корректировать свою деятельность.

2. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).

3. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.)

(О. В Дыбина,)

Учебно-тематическое планирование

Задачи первого года обучения

Старшая группа

· Объяснять, что прочность и долговечность предметов зависят от его свойств и качества материала, из которого он сделан.

· Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость, мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость.

· Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.

· Учить сравнивать предметы, классифицировать их.

· При ознакомлении с общественной жизнью, формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна. Показать на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города.

· Познакомить с людьми разных профессий (промышленных и сельскохозяйственных)

· Учить называть некоторых животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах.

· Обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток.

· В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, луной, Солнцем и т. д.

· Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема занятия

Кол-во занятий

Различные свойства веществ

«Железные помощники»

«Путешествие капельки»

«Как найти дорожку в детский сад?»

Основные физические явления

«Чудеса магнита»

«Э- лек-т ри - чес-т во»

О Земном шаре, атмосфере

«Путешествие по планете Земля»

«Кому нужен воздух?»

«Почему весна приходит на смену зиме?»

«Может ли быть природа живой и неживой?»

«Куда течет река?»

Разных видах ландшафта

«На лугу»

«Степной орел»

«Горы и равнины»

«Где растет клюква?»

«Что сокрыто в Земле Сибирской?»

«Мы живем в Сибири»

«Страны и народы»

О видах поселения людей

Реализуется через экскурсии, беседы, чтение и др.

«Спутник Земли – Луна»

«Звездный зонтик»

Задачи второго года обучения

Подготовительная к школе группа

· Рассказать о космонавтах, полетах в космос,

· Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.

· Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей.

· Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

· Определять материалы, из которых сделаны предметы: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий , железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.)

· Учить устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием

· Учить определять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

· Формировать представления о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, о героях космоса.

· Расширять представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, в воде, воздухе.

· Закреплять знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране и других странах.

· Знакомить с нашей планетой (Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.; два полюса: Северный и Южный).

· Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце - и тепла)

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема занятия

Кол-во занятий

Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира.

Различные свойства веществ

«Мир предметов»

Основные виды и характеристики движения

Реализуется через игры, наблюдения, видеофильмы и т. д.

Основные физические явления

«Тайна звуков»

«Что такое радуга?»

Развитие у детей географических представлений

О Земном шаре, атмосфере

«Воздушная информация»

« Как движется Земля»

«Природные стихии»

Природно-климатических зонах, условиями жизни на Земле

«Бывает ли дом изо льда?»

« Таежные жители»

«Где живет синий кит?»

Праздник Солнца

Разных видах ландшафта

«Страна северных оленей»

О природных богатствах недр Земли

«Богатства недр земли».

О странах и населяющих их народах разных рас и национальностей

«Наше государство - Россия»

О видах поселения людей

«Земля - наш общий дом»

элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

«Загадочная Луна»

«Двенадцать месяцев»

«Первые полеты в Космос»

«Солнечная семейка»

Календарный план работы с детьми старшей группы

СЕНТЯБРЬ

Занятие "На лугу"

Цель: Дать представление детям об экосистеме луга, его обитателях (насекомые, птицы), луговых растениях. Учить находить взаимосвязи между растениями и животными луга. Приобщать детей к общению с природой (слушать пение птиц, стрекотание кузнечиков, ходить босиком по траве).

Экологические связи: луговые травы - насекомые - птицы, семена трав - мышь - лисица

Словарь : луг, луговые травы, мятлик, тимофеевка, подорожник, кузнечик, бабочка, трясогузка

Цель: Уточнить представление детей о назначении объектов в мини- планетарии, о появлении новых предметов, карт, макетов. Вызвать у детей интерес к явлениям окружающего мира, проведению опытнической работы.

Словарь: лупа, весы, часы.

Методические приемы: наблюдения, беседа, опытническая работа, художественное слово:

Нас водили в планетарий,

Показать небесный свод,

Где сначала звёзды светят,

А потом заря встаёт.

Аппарат вертел огромной

Круглой, чёрной головой,

И над нами свод небесный

Закружился как живой:

Звёзды нашей стороны

Звёзды южной стороны...

Всё! - сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом:

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная.

Занятие «Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Словарь: глобус, океан, море, равнины, леса, пустыни, люди, растения, животные.

Материал: глобус, детали для моделирования водной поверхности Земли, суши, игрушки Хрюша и Степашка.

Методические приемы: беседа, работа с моделями, игровая ситуация, художественное слово:

И только милая Земля

Во всём пригодна для меня,

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем тёплом шарике

по имени Земля.

ОКТЯБРЬ

Занятие «Может ли быть природа живой и неживой?»

Цель: Обобщить представления детей о живой и неживой природе. Помочь понять какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой. Формировать экологическое сознание у детей.

Экологические связи: Солнце, вода, воздух - неживая природа - условия для жизни животных и человека.

Материал: записи звуков природы (шум воды, ветра, пение птиц, крики животных).

Методические приемы: эвристическая беседа, наблюдения, практическая деятельность.

Занятие «Кому нужен воздух?»

Цель: Уточнить представление детей о необходимости воздуха для жизни человека, животных, растений. Рассказать о свойствах воздуха - нагревается и охлаждается, переносит запахи, звуки…

Экологические связи: растения - чистый воздух - дыхание (человек, животные, растения)

Материал: картинки - символы: человек, растение, птица, рыба, зверь, предметы неживой природы.

Методические приемы: беседа, опытническая работа, группировка картинок –кому нужен воздух.

Занятие «Что сокрыто в Земле Сибирской?»

Цель: Дать представление об имеющихся на территорий нашего края залежах нефти, газа, торфа, минеральных источниках, их использование человеком. Рассказать, что полезные ископаемые Земли образовывались на протяжении долгого времени и не восстанавливаются. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Экологические связи: древние животные, растения - время - полезные ископаемые.

Словарь : нефть, торф, полезные ископаемые.

Материал: нефть в баночке, кусочки глины, камни, макет слоев почвы, карта Томской области , условные обозначения полезных ископаемых.

Методические приемы: рассказ воспитателя, опыты.

НОЯБРЬ

Занятие «Степной орел»

Цель: Приобщать детей к познанию взаимосвязей в экосистеме степь (животные - растения, живая - неживая природа. Развивать любознательность.

Связи: в степи летом жарко - сухо - степные травы быстро желтеют, семена трав - суслик - коршун

Словарь: степь, ковыль, суслик, коршун, степной лунь.

Материал: видеозапись "Жизни в степи", материал для составления панно "Степь".

Методические приемы: просмотр видеофильма, изобразительная деятельность.

Занятие «Мы живем в Сибири»

Цель: Знакомить детей с жизнью людей в Сибири (климатические условия - длинная, холодная зима) бытом, традициями коренного населения. Воспитывать уважение к окружающим людям. Обобщить представления о климатических условиях в Томской области.

Экологические связи: Сибирские леса - дикие звери, птицы - охотничий промысел.

Словарь: родной край, Сибирь, тайга, болото.

Материал : атлас, карта Томской области, национальные костюмы.

Методические приемы: рассказ воспитателя, творчество детей (составление детьми рассказа о своем крае).

Занятие «Горы и равнины»

Цель: Формировать представления о том, что на поверхности Земли есть горы, равнины, впадины. Учить детей находить горы на глобусе, карте мира. Рассказать о различии в климате в горах и на равнине.

Экологические связи : горы – холодно - снег, равнина –тепло - вода.

Словарь: горы, равнины.

Материал: глобус, карта мира для малышей, макет горы.

Методические приемы: моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность

ДЕКАБРЬ

Занятие «Чудеса магнита»

Цель: Дать понятие о том, что магнит притягивает железные предметы. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

Словарь : магнит, притяжение.

Материал : деревянные, металлические, пластмассовые предметы, бумага, емкость с водой, металлические скрепки, магнит.

Методические приемы: рассказ воспитателя, опыты.

Занятие "Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Словарь : народ, национальность.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.

Методические приемы : рассказ воспитателя, просмотр видеофильмов, беседа.

ЯНВАРЬ

Занятие «Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Учить определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: большой лист бумаги, листы на каждого ребенка, цветные карандаши, карта местности.

Методические приемы: моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность.

Занятие «Железные помощники»

Цель: Расширять и конкретизировать знание детей об орудиях труда и механизмах, облегчающих деятельность человека. Обсудить вопрос, из чего изготовлены эти механизмы и как они используются людьми.

Логические связи: человек - лопата - перекопка небольшого участка земли ; человек - трактор - обработка большого поля; стиральная доска - стиральная машина - облегчение труда человека.

Словарь: техника, бытовые приборы, транспорт.

Материал: игрушечные виды транспорта, пылесос, фен, мясорубка, игрушка «железный дровосек».

Методические приемы: рассматривание картинок с изображением механизмов, экскурсия по детскому саду, беседа. Провести экскурсию внутри детского сада, отметить какие орудия труда и механизмы облегчают деятельность работникам детского сада.

ФЕВРАЛЬ

Занятие «Где растет клюква?»

Цель: Познакомить детей с жизнью сообществ животных и растений болот, учить устанавливать взаимосвязи животных и растений на болоте, их приспособление к среде обитания, рассказать о том, что в Томской области находятся самые крупные болота в мире (Васюганские болота).

Экологические связи: комар - лягушка - журавль. Болото - обеспечение запасами воды ближайших лесов.

Словарь: мох, торф, клюква, глухарь, лягушка, журавль, комар, Васюганские болота.

Материал: фигурки для составления панно болота, запись пения лягушек, крика журавля, клюква.

Методические приемы: чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки, моделирование, изобразительная деятельность.

Занятие «Куда течет река?»

Цель: Познакомить детей с жизнью обитателей реки, их взаимосвязях. Обсудить вопрос о том, как меняется жизнь реки по временам года. Рассказать в общих чертах о реках и притоках Томской области. Учить созерцать красоту водоемов своего края.

Экологические связи : мелкая рыба - утки - хищная птица; крутой берег реки - норки - гнезда ласточек - береговушек

Словарь: река Обь, ее приток Томь.

Материал: иллюстрация экосистемы реки, записи криков чаек, уток, шума реки, альбомные листы, карандаши.

Методические приемы: видеозаписи, беседа, рисование.

Занятие «Почему весна приходит на смену зиме?»

Цель: Формировать представления детей о причинах смены времен года, учить наблюдать за изменениями в природе при смене сезонов. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность.

Экологические связи: движение Земли вокруг Солнца - смена времен года

Словарь: времена года, движение Земли, год.

Материал: глобус, лампочка, краски, кисточка, альбомные листы.

Методические приемы: опытническая работа, беседа, наблюдения, рисование.

Занятие «Спутник Земли – Луна»

Цель: Обобщить представление о спутнике Земли - Луне, размерах и изменениях ее внешнего вида. Учить созерцать красоту ночного неба, Луны, звезд. Накапливать положительный опыт в процессе общения с природой.

Логические связи: пасмурное небо - ночью на небе Луны не видно.

Словарь: Луна - спутник Земли.

Материал: макет Луны, глобус, фотографии поверхности Луны.

Методические приемы: наблюдения, беседа, моделирование.

МАРТ

Практическая работа «Огород на окне»

Цель: Объяснить необходимость выращивания рассады для получения урожая в Сибири, уточнить особенности климатических условий Сибири. Закрепить с детьми понятие о том, какие условия необходимы для выращивания рассады дома (тепличка, своевременный полив, хорошее освещение).

Экологические связи: достаточная влажность воздуха - свет - хороший рост молодых растений

Словарь: теплица, посев, рассада, полив, выращивание.

Материал: комнатная тепличка или пустой небольшой аквариум, почва, семена растений.

Методические приемы: практическая деятельность, наблюдения, беседа.

Наблюдение на метеостанции «Первые вестники весны»

Цель: Обобщить представление об установлении связей в живой и неживой природе в весенний период. Отмечать увеличение тепла, таяние снега, появление первоцветов, набухание почек на деревьях, прилет скворцов.

Экологические связи : первые проталины - первоцветы, появление первых насекомых - прилет птиц.

Словарь: кандык, мать - и - мачеха, ветреница, скворец, трясогузка.

Материал : альбом, кисточки, краски.

Методические приемы: предшествующая целевая прогулка, наблюдения, беседа, рисование.

Занятие «Э - лект - ри - чест - во»

Цель: дать детям понятие об электричестве, его проявлениях и использовании человеком, учить соблюдать технику безопасности при включении и выключении электрических приборов. Логические связи: электричество - приборы - облегчение труда человека.

Словарь: электрический ток, провод, батарейка.

Материал: игрушки на батарейках, электрические приборы (фен, светильник, пылесос)

Методические приемы: практическая деятельность, беседы.

Занятие «Звездный зонтик»

Цель: Закрепить понятия: звезда, планета, спутник, метеорит, созвездия (Малая, Большая медведица), Прививать интерес наблюдать звезды на ночном небосклоне.

Словарь: звезда - Солнце, планеты - Земля, Юпитер, Марс..., спутник, метеорит.

Материал: макет звездного неба в планетарии, макет планет Солнечной системы, цветная бумага, фломастеры, чистые листы бумаги.

Методические приемы : рассказ воспитателя, исследовательская работа, моделирование, изобразительная деятельность.

АПРЕЛЬ

Беседа «Давным-давно» (доисторические животные).

Цель: Расширять знания детей о ранее живших на Земле животных, о палеонтологических находках археологов. Вызвать интерес к знакомству с информацией о древних животных, населявших нашу планету.

Экологические связи: динозавры и другие древние животные - время - современные животные.

Словарь: мамонт, динозавр, пещера, наскальный рисунок.

Материал: иллюстрации древних животных, фотографии ведения раскопок археологами.

Методические приемы: моделирование, диафильм, беседа.

Опытническая работа «Путешествие капельки»

Цель: Дать понятие о круговороте воды в природе. Провести опыты, демонстрирующие изменение состояния воды в природе. Приобщать к наблюдению за живой природой.

Логические связи: весна - лужа - яркое солнце - вода в луже испарилась.

Словарь : роса, капли, водоем, испарение, осадки.

Материал: емкости с водой, горелка.

Методические приемы: беседа, опытническая работа.

КВН «Космическое путешествие»

Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о космосе. Заинтересовать детей загадочным миром космоса.

Логические связи: земля - воздух - жизнь, солнце - свет - тепло.

Словарь : земля, космос, скафандр, полёт в космос

Материал: модели космических объектов, видеофильм.

Методические приёмы: игровая ситуация, викторина.

с детьми подготовительной группы

СЕНТЯБРЬ

«Экскурсия в Томский планетарий»

Цель: расширение представлений о К. осмосе. Воспитание любознательности, желание познавать окружающий мир.

Словарь : планетарий, телескоп, астроном, звезды, планеты, кометы, спутники, космос, космонавты, космические полеты.

Методические приемы: экскурсия, рассказ воспитателя, изодеятельность.

Занятие «Загадочная Луна»

Цель: обобщить представления детей о Луне, ее фазах. (полнолуние, новолуние, растущая и убывающая Луна).

Словарь : полнолуние, новолуние, прилив, отлив.

Материал : рисунки различных фаз Луны, графическая модель вращения Луны вокруг Земли.

Предшествующая работа : наблюдали Луну, зарисовывали ее в альбоме в течение месяца.

Методические приемы: моделирование, рассматривание рисунков и обобщение, беседа.

ОКТЯБРЬ

Занятие «Воздушная информация»

Цель : расширение представления детей о том, как животные с помощью слуха и обоняния получают информацию об окружающем мире, общаются между собой. Показать, что по воздуху звук и запах проходят быстрее, чем через препятствие.

Связи: отрывистый крик сороки – все сороки разлетаются (сигнал предупреждения - близко опасность!), едкий запах отпугивает хищников.

Методические приемы: опытническая работа(прохождение звука по воздуху и через подушку, определение запаха в открытом и закрытом сосуде).

Занятие « Как движется Земля» (день и ночь, времена года)

Цель : обобщить представления детей о Земле как о планете; ее движении вокруг собственной оси, вокруг Солнца. Дать элементарные представления о природных климатических зонах земли (полярная, холодная умеренная, теплая умеренная, субтропическая, зона пустынь и степей, тропическая зона). Воспитывать умение логически мыслить, рассуждать.

Словарь: природные зоны Земли, климатическая зона.

Материал : карта природных зон Земли, глобус, лампа, картинки животных Северного полюса, тундры, лесов, степей, пустынь, тропиков.

Занятие «Двенадцать месяцев»

Цель : расширять и обобщать представления детей о годичном цикле, о ритмах в природе. Уточнить, от чего зависит смена времен года. Рассказать о том, что каждый месяц года отличается от другого температурными условиями, состоянием растительного и животного мира, внешним обликом растений, неповторимым сочетанием красок природы. Воспитывать желание наблюдать за состояниями природы, получать радость от своих открытий.

Экологические связи: в октябре холодный воздух, мало солнца - промерзшая почва, побуревшие травы, «прозрачный» березовый лес.

Словарь : температура воздуха, признаки, осадки, поведение животных, состояние растений.

Материал : календарь Томской природы, термометр, картины природы времен года.

Методические приемы: работа на детской метеостанции, наблюдения, изодеятельность.

НОЯБРЬ

Занятие «Первые полеты в Космос»

Цель : дать общее представление о выдающихся Российских ученых в космонавтике (, первом космонавте). Рассказать о том, что это были обычные люди, которые мечтали, читали, вычисляли, думали, фантазировали о покорении космоса. Помочь понять детям, что их мечты и фантазии могут воплотиться в жизнь, стать открытиями.

Словарь: ракета - носитель «Спутник», космодром, выход в открытый космос.

Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа, просмотр видеофильма.

Занятие «Солнечная семейка»

Цель : уточнить имеющиеся у детей знания о Солнечной системе, помочь детям различить понятия «звезда», «планета», «спутники». Дать понятия о вращении Земли и солнечном затмении.

Словарь : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Материал: макет планет Солнечной системы в планетарии; пластилин, линейка, рейка метровой длины, 2 термометра, настольная лампа.

Методические приемы : просмотр диафильма (видеофильма), моделирование, опытническая работа художественное слово:

«Светом Солнца обогреты,

тесно связанные с ним,

мирно кружатся планеты

по орбитам по своим»

(Р. Алдонина О звездах и планетах. М, Махаон, 2000г.)

ДЕКАБРЬ

Занятие «Бывает ли дом изо льда?»

Цель: дать детям общее представление о том, какие бывают дома человека в разных природных зонах (на Севере, в Сибири, в тропиках и др.) Уточнить понимание о значении жилища для человека; воспитывать уважение к жизни людей родного края, других стран.

Связи : теплый климат - дом с тонкими стенами, в Сибири - теплые дома с отоплением.

Словарь : дом, жилище, изба, хижина.

Материал : иллюстрации жилищ человека.

Методические приемы : рассматривание иллюстративного материала, беседа, на прогулке постройка дома из снега.

ЯНВАРЬ

Занятие « Таежные жители»

Цель : закрепить представление детей о лесе, как о природном комплексе. Познакомить детей с типами лесов (темнохвойный, смешанный, лиственный), и их обитателями. Помочь понять значения леса в природе и для человека (лес - создатель и хранитель атмосферы; накопитель воды и хранитель ее чистоты; среда обитания организмов; сырье для человека, эстетическое значение).

Связи: ель (шишки)- клёст, растительность леса - чистый, свежий воздух

Словарь : тайга, лиственный, смешанный, темнохвойный лес.

Материал : кора, хвоя деревьев, сухие листья, записи звуков лесных птиц, зверей, иллюстрации типов леса, бумага, клей, краски, кисточки (для изготовления макетов растений леса), карта растительности Томской области.

Методические приемы: предварительная экскурсия, работа с иллюстративным материалом, беседа.

Тема 3. «Наше государство - Россия»

Цель: уточнить представление детей о том, что наше государство - Россия, оно расположено в двух частях света: Европе и Азии; столицей ее является Москва. Воспитывать интерес к родному краю.

Словарь: Государство, страна, Россия, город, население.

Материал: карта мира, глобус, фотографии великих людей России.

Методические приемы: рассказ воспитателя, работа с иллюстративным материалом.

ФЕВРАЛЬ

Занятие «Страна северных оленей»

Юдкина Наталья Васильевна

МБДОУ ЦРР д/с №4,

г. Мценск, Орловской области

«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен опыт в этом направлении. Однако в практической работе сегодня по-прежнему возникает много проблем и вопросов, одним из которых является формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно – образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Данная тема выбрана не случайно: так как в процессе «детского экспериментирования» развиваются логическое мышление и словесно – логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.

Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Мне хочется рассказать о методе проблемного обучения, который я использую в своей работе. При данном методе моя деятельность, как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истину в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывая для себя новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Все это способствует воспитанию самостоятельного, творческого мышления дошкольников.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследований работы с практическим опытом детей, уже имеющимися знаниями и подвести их к пониманию закономерностей.

В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним разнообразными свойствами, что приводит к развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Непосредственное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного мышления. А выявление скрытых связей и отношений приводит к мыслительной деятельности в наглядно-образной форме.

Данное обучение в первую очередь предполагает отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование». Это помогает создать отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Мое отношение с детьми строится на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию в своей работе практикую задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя - куклы.

В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка - Зайчик - Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

Познавательные занятия с элементами детского экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюша, Утёнок - Удивленок. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика - Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка - Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Но не все дети сами могут найти проблему – нужна помощь воспитателя, который преднамеренно создает для ребенка проблемную ситуацию. Например, если известно, что все растения состоят из воды, то почему эта вода не течет, когда режешь морковь, яблоко, картофель? А вот когда мы готовим сок из этих фруктов и овощей, дети видят, что жидкости там действительно много. Самое главное, чтобы в проблемном вопросе присутствовали противоречия, только в этом случае проблемная ситуация является толчком к развитию. Ребенку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все эти процессы – поэтому помощь взрослого необходима. Опытный воспитатель, создав для юных исследователей проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, а даст возможность каждому проявить силу мышления. Очень полезно задавать детям вопросы: «Что у вас дома сделано родителями или вами самими? Что в квартире неудобно? Как исправить?» и т. д. Соревновательный игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости.

Использование в своей работе исследовательского метода, поисково-проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребенка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развиваться творческим способностям.

Экспериментирование с соответствующим физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка.

Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

При данном виде обучения я всегда помню о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми – это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.


Цель : Подвести к пониманию причин возникновения звука.

Образовательные задачи:

1. Закрепить понимание «органы чувств» и их значение для человека.

2. Учить детей доказывать, что окружающий мир познаваем, и явления природы могут быть научно объяснимы.

3. Способствовать развитию разных методов познания.

Развивающие задачи:

1. Делать элементарные умозаключения.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

3. Развивать любознательность: расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

Познавать мир через открытие свойств предметов и экспериментирование с ними.

Материал и оборудование:

1. Карточки с изображениями органов чувств

2. Карточки (бинокль, магнит, веревка, вода, телевизор, диван, лампа)

3. Бутылка, ключ, магнит, бинокль, линейка, музыкальный инструмент, листы бумаги, камешки, таз с водой, блокноты, карандаши.

Ход занятия:

Ребята, я предлагаю вам попутешествовать. Согласны?

А путешествие наше будет в необычный город - «Город звуков». Но чтобы туда попасть нужно многое преодолеть и испытать.

Итак, путешествие начинается.

Что мы с собой возьмем? Что нам понадобится в пути? (Карточки, бинокль, телевизор, магнит, веревка, диван, торшер)

Вы правильно отобрали то, что нам необходимо.

Ой, что-то виднеется вдали. Но как рассмотреть? Что нам понадобится? (Бинокль)

Что видно? (Надпись «Город звуков»)

Попасть туда мы сможем с помощью ключа. А как мы сможем его достать. (Ключ в бутылке, достаем магнитом)

Почему мы достали ключ? (Магнит притягивает металлические предметы)

Мы попали в город звуков.

И вот первое задание. Найти орган чувств, который слышит звук.

Игра «Органы чувств»

Дети разбирают карточки и рассказывают об органах чувств.

Орган вкуса: язык

Орган зрения: глаз

Орган обоняния: нос

Орган осязания: кожа

Орган слуха: ухо.

Мы нашли орган слуха.

А вы что-нибудь слышите? Нет. Тишина, никаких звуков.

Но вот лежит линейка. Зачем она нужна?

- …чертить, измерять

Но мы в городе звуков, а значит, от линейки должны идти звуки. Как это сделать? (Подвести к опыту)

Положив на край стола, придерживая отпустить. Получились колебания.

Что вы услышали?

- …Звук, линейка задрожала.

Вывод: Звук появляется от дрожащих предметов.

Приложите руку к горлу, а теперь потяните звук «У». Что вы слышите?

Горлышко дрожит.

Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху как круги по воде.

С водой и камнем.

Бросить камешек в воду и посмотреть, как расходятся круги по воде.

А теперь новое испытание.

Игра «Угадай, что звучит за ширмой»

(Шуршание пакета, барабан, колокольчик, расческа)

Что вы услышали?

- …Расческа, звук тихий.

Звуки бывают тихими и громкими. Потому что зубчик маленький, он колышет мало воздуха и идет меньше звуковых волн.

А сейчас сделайте рупор (из бумаги) и прислушайтесь. Лучше слышно? Потому что.… А давайте узнаем почему.

Вода и рупор.

Если вдруг нам понадобится вода (дождик из лейки).

Подставить в стаканчик – набирается плохо. Давай те в стаканчик поставим рупор. Почему с помощью рупора набрали больше.

У рупора один конец широкий, а второй узкий. В широкий конец воды попадает много. Так и со звуком. Звук в широкий конец попадает и собирается в ухе как в воронке. У кого из животных уши похожи на рупор. (Заяц, лиса, волк, кошка)

Игра «Зайцы» (на шорох притаиться).

Вот мы и побывали в городе звуков. Пора нам возвращаться. Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят до вашего уха. Звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим.

А теперь нарисуйте опыт, который вам понравился.

В блокнотах рисуют.

аттестационная работа

1.2 Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования

Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.

Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сечинов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сечинова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные","дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)

модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)

модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

быть простой и доступной для создания и действия с ней;

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Влияние дидактических игр на формирование представлений о животных у детей третьего года жизни

В педагогике знание рассматривается в значение дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения...

дидактический игра дети Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

2.1 Цель: исследовать особенности использования дидактической игры для формирования представлений о домашних животных и разработать методику их использования в работе с детьми 3-го года жизни Провели диагностику предложенную Е.В...

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности...

Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и исполь-зования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосыл-ки развития моделирования...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве...

Сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела)...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)

Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

географический дошкольник воспитание...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

Формирование естественнонаучных представлений как средство развития познавательных процессов у ребенка-дошкольника

Старший дошкольный возраст ребенка - это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования. Цель этого периода - наиболее полно раскрыть огромный, необъятный, полный чудес мир, который детей окружает, с которым они ежедневно соприкасаются и в котором им предстоит жить.

Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Достижение результатов по формированию естественнонаучных представлений, развитию познавательной деятельности детей возможно только через особую организацию воспитательно-образовательного процесса, а, именно, через

- оптимизацию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, развитие их двигательной активности;

Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самостоятельности и инициативности, к творчеству; - формирование основ культуры и естественнонаучных представлений у дошкольников .

Задачи:

1. Изучить основные психолого-педагогические характеристики развития детей нашей группы.

2. Определить необходимые условия и методы развития у детей основ естественнонаучных представлений об окружающем мире в условиях краткосрочного пребывания их в детском саду.

3. Разработать перспективное планирование занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений у детей 5 – 6 лет.

4. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов по развитию познавательного интереса и познавательной деятельности на занятиях по формированию естественнонаучных представлений об окружающем мире с оздоровительной направленностью.

5. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования перспективного планирования занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений как основы развития познавательной деятельности у детей 5 – 6 лет.

6 Выявить и скорректировать возможности участия семьи в инновационных процессах по формированию естественно – научных представлений об окружающем мире у детей.

7. выявить формы и методы взаимодействия с семьёй ребенка, способствующие повышению уровня компетентности родителей по вопросам формирования психофизического здоровья и развития ребенка – дошкольника.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.

Детей нашей группы знакомим с качествами и свойствами, присущими предметам и материалам (разнообразие цветов и оттенков, запахов, вкусовых качеств; мягкость, твердость, прозрачность – непрозрачность, гладкость – шероховатость, легкость – тяжесть и т.д.), учим определять явления неживой природы в разные времена года (зимой водоемы замерзают, дуют холодные ветры, метут метели, день короче ночи, снегопад, земля покрыта снегом; осенью – идут дожди, туман, тучи; весной – таяние снега, появление сосулек, оттепель и т.д.).

В группе проводим игры – экспериментирования с различными материалами:

Продолжаем закрепление знаний о физических свойствах предметов. Детям даются представления о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния – жидкое, твердое; почва – состав, влажность, сухость).

Опираясь на повседневный опыт детей 5-7 лет их можно знакомить с: 1) тепловыми явлениями; 2) превращениями твердых тел в жидкие, жидких в парообразные, и наоборот; 3) воздух и его простейшие свойства; 4) магнит, его простейшие свойства;

В старшей группе обращаем внимание детей на воздух и его свойства, объясняем, что ветер – это движение воздуха, что человек и животные дышат воздухом, воздух необходим для всего живого на земле. Работаем по этой теме совместно с преподавателем экологии.

Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них - ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, не может с ним манипулировать. Для ознакомления с воздухом и его свойствами планируем провести занятия: («Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под ред. Н.М. Поддъякова, Ф. А. Сохина) с. 44.

Занятие 1 «Воздух, как его обнаружить».

Занятие 2 «Как можно обнаружить воздух».

Занятие 3 «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».

Занятие 4 «Свойства воздуха».

Наблюдения:

прозрачность воздуха, скорость передвижения (ветры разной силы).

изменение температуры воздуха.

сжимаемость воздуха (надувание шаров и др.).

Опыты

Воздух, способы его обнаружения (воздух в воде, земле).

Свойства воздуха.

Опыт 1. воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.

Опыт 2. Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт 3. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Продолжается закрепление знаний детей о свойствах воды, льда, снега.

Игры: «Волшебная вода» , «Очистим воду», «Цветные капельки», «Льдинки», «Ледяные узоры» «Освобождение из плена», «Тонет - не тонет», «Наливаем - выливаем», Испытание кораблей», «Снежные фигуры» .

Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу. (вода и лед)

Опыты:

Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в которой налита. Вспомните, где и как разливаются лужи.

Опыт 2. вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт 3 . Вода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой.

Опыт 4 . Вода не имеет цвета (подкрашивание воды).

Опыт 5 . Животворные силы воды. Поставить в воду срезанные ветки. Понаблюдать, как появятся корешки. Одно из важных свойств вода – давать жизнь всему живому. Рассказать о засухе.

Опыт 6 . Испарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз.

Ознакомление с тепловыми явлениями.

Если в более раннем возрасте дети научились различать твердые предметы и жидкости, то в старшей группе вполне возможно сообщить детям знания о том, как осуществляется переход из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот). Снег, лед – это вода изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры.

Основная задача – сформировать у детей представление всеобщности этих явлений: все твердые тела можно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены в пар. Ознакомление проводится через занятия, наблюдения, опыты.

Задача состоит в том, чтобы показать детям, то все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Занятия по этой теме проводятся зимой.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет начать осваивать приемы классификации.

Для продолжения работы по закреплению знаний детей о свойствах песка, почвы проводятся опыты:

Состояние почвы (ее состав и изменение в зависимости от температуры).

Состав почвы (песок с водой, глина с водой, земля с водой). Водопроницаемость песка и глины. Пособие Н. Рыжовой.

Свойства мокрого песка и сухого.

Песочные часы.

Даются представления о разновидности материалов (разные виды бумаги и картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.).

В старшей группе проводятся опыты с магнитом, но как игра.

Свет. Прямолинейность его распространения.

Ознакомление со светом проходит в форме игры. Например: каждому играющему нужно наступить на тень партнера или не допустить, чтобы тот наступил на его тень. Игра проводится утром, днем и вечером. Это необходимо для того, чтобы дети могли сделать вывод: днем – тень короткая, утром и вечером – длинная. Внимание детей обращается на то, что тень всегда имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

Чтобы объяснить, что такое тень, устанавливают настольную лампу так, чтобы свет направлялся на одну из стен. Воспитатель объясняет, что свет идет от лампы лучами. Лучи задерживаются непрозрачным предметом и позади него образуется место, когда лучи не попадают. Место, куда лучи не попадают, называется тенью.

Дальнейшее ознакомление со свойствами света происходит в игре с зеркалами – «солнечные зайчики». Объясняется, что лучи отражаются от зеркала, попадая на него. Главным здесь является формирование представления о свете как о прямолинейно распространяющихся лучах.

Теневой театр, игры с тенью на стене, которые можно проводить со средней гр.

Основная задача ознакомления дошкольников с географическими представлениями заключается не в сообщении им как можно больше информации, а в обучении свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока знаниями. Такой подход призван развивать способность ребенка сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность, любознательность, приучая тем самым систематическому пополнению своего жизненного опыта.

Важнейшим условием приобретения знаний в дошкольном возрасте, лишь начинающими свое систематическое образование, является наглядность. Наглядность образов географии позволяет использование пиктографического способа изложения материала (изображение предметов, событий и действий посредством рисунков и условных знаков). Карты, благодаря своей наглядности, оказываются стимулом использования географических названий. Можно предложить детям рисовать карты действительных и воображаемых стран.

Окружающий нас наглядный мир познается с помощью географии. Без географии человек лишен истории, культуры.

С проявлениями фундаментальных законов природы дети раньше всего знакомятся «географически». Люди с другой стороны Земли ходят «вверх ногами» и вовсе не ощущают этого. Холодно не только на крайнем севере, но и на крайнем юге. Реки текут быстрее в горах, чем на равнине. Вода течет сверху вниз. Дерево плавает, потому что оно легче воды. Суточные изменения в природе вызваны вращением Земли вокруг своей оси, а сезонные - обращением Земли вокруг Солнца.

Элементарная география дает пищу для пытливого детского ума.

Географический подход позволяет детям упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация. Роль воспитателей и родителей – помочь детям в этом.

Знакомясь с картой, дошкольник приобщается к языку физической географии: элементарным навыкам чтения карт, формам рельефа, природным зонам.

Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учатся отыскивать на карте эти формы рельефа Земли, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе обликом соответствующих ландшафтов.

Главная задача – познакомить детей с картой и основными географическими объектами, дать их ландшафтные характеристики. В задачу не входит обязательное запоминание географической номенклатуры. Необходимо, чтобы дети любили карту и не боялись ее.

Знакомясь с глобусом, дошкольники старшего возраста узнают, что это модель земного шара, Земли. Важно отметить, что карта всей Земли была получена исторически позже, чем карта окружающей местности. Следует формировать у детей умение определять по разнице окраски, какой из сравниваемых объектов выше, какой – ниже, какой глубже (мельче).

Можно предложить ребятам нарисовать карту, придуманной ими местности (как бы вид с самолета). Рассказывая о том, как составляют карты, воспитатели предлагают составить план кукольной комнаты, группы, участка д/сада.

Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, валеологии, конструированию или в повседневной жизни, на прогулках.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков мы широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Например, на занятиях по теме «Осень…» дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой природы, слушают голоса птиц, звуки леса, смотрят презентации, рисуют. Форма проведения подобных занятий может быть любой: от КВН, путешествий до занятий с элементами драматизации.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Организация работы с детьми в форме партнерской деятельности имеет свои особенности:

Включенность взрослого наравне с детьми;

Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Развивающая среда.

Уголки экспериментирования.

(Требования к оформлению и содержанию).

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступных для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В Уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы дерева, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: картон, обычная наждачная, цветная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.:

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, свечи, сито и др.;

В своей практике я использую в основном исследовательские (творческие) проекты.

Количество участников проекта я не ограничиваю. Это может быть как один – три ребенка, так вся группа; исхожу из желания детей участвовать в совместной исследовательской деятельности.

В течение года успеваем организовать работу по нескольким проектам по развитию познавательного интереса у детей: «Огород на подоконнике»; «Осень», «Первоцветы», «Путешествие с Брызгалкой» , «Волшебный лед».

Работа над проектом предусматривает сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей.

В основном наши проекты носят долгосрочный характер.

Знакомя детей и их родителей с темой проекта через информационный уголок, предлагаем внести предложения, что предусматривает совместное коллективное составление плана проекта, определение формы проекта и составление его плана.

Работая над проектом, совместно с родителями тщательно продумываем и организовываем в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Психолого – педагогическая диагностика уровня познавательных процессов у детей свидетельствует об активном росте развития познавательной деятельности, которая характеризуется следующими показателями:

Так в этом году на 38,4% увеличилось количество детей с высоким и средне – высоким уровнем развития познавательных процессов и с 30,7% до 7,7% снизилось количество детей с низким и средне – низким уровнем.

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».