Стихотворения. Зимние пальчиковые игры О левой и правой руке

"Мы во двор пошли гулять" Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

"Первый снег"

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложиться.

"Снежинки"

Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.

Январь

"Белочка"

Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в кузовок,
Кому в лапочку.

"Медведь"

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег.
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... не шуметь!

"Загадки"

В густом лесу под ёлкой,
Осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (ёж)

"Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.

"Синица"

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тили-тили, тень-тень-тень.

"Дятел"

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук!
А, нашел! Тут-тут.

"1, 2, 3, 4, 5 - мы во двор пошли гулять..."

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

(загибаем пальчики по одному)

(«идём» по столу указательным и средним пальчиками)

(«лепим» комочек двумя ладонями)

(крошащие движения всеми пальцами)

(проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

(отряхиваем ладошки)

(движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Баба снежная из пластилина (теста)

Нос морковкой сделаем из оранжевого пластилина - пусть малыш попробует раскатать колбаску и прикрепите ее к снежной бабе.

Веселую улыбку сделаем из очень тонкой колбаски красного пластилина. Для шляпки мы взяли маленькую бумажную корзиночку от конфеты. Желаем творческих успехов!

Баба снежная из ваты

Кормим птичку крошками

Рисунки

Вначале перед нами лежит контур рисунка. Взрослый может создать цветовой фон. А дальше сам малыш оставляет отпечатки на листе. Посмотрите, какие красивые и оригинальные картинки получились!

"Зайка серенький"

Зайчик из ваты

Следы зайчика

"Лепим снежок"

Раз, два, три, четыре, пять

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем- совсем не сладкий

Раз-подбросим

Два - поймаем

Три - уроним

И… сломаем

(загибать пальчики на руках одновременно, начиная с больших)

(изображать как лепят снежок)

(показать руками круг)

(погрозить пальчиком)

(подбросить воображаемый снежок)

(поймать воображаемый снежок)

(уронить воображаемый снежок)

(топнуть ногой!)


), существуют различные пальчиковые упражнения и пальчиковая гимнастика , предназначенные для детей старше двух лет. С ними мы Вас хотим и познакомить.

Мы не раз в своих статьях уже упоминали о том,что наша дочь Машенька ходит в образовательный центр «Умники и умницы», благодаря которому мы приобрели огромный опыт, практику и знания, которыми мы с удовольствием поделимся с Вами и Вашими детками.

Пальчиковые упражнения и пальчиковая гимнастка , представленные ниже, с большим удовольствием проделывались нашим ребенком на занятиях с педагогами и дома с родителями. Все они, без сомнения, помогут Вам лучше развить мелкую моторику ребенка и с пользой скоротать время долгими зимними вечерами, хотя и не только зимними. Пальчиковые упражнения и пальчиковая гимнастика могут оказаться полезными и в дороге, и в очередях. Они очень веселые и легкие для запоминания, быть может, некоторые из них Вы даже знаете и помните, так как родом они из Вашего детства. Итак, читаем и выполняем упражнения и гимнастику.

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик — апельсин, он, конечно, не один.

(поочередно разгибаем пальчики кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

(показываем ладошками вокруг себя и на себя)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (прямые движения кистями рук вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем, (ребенок трет кулачком о кулачок)

Мы капусту солим, солим, (имитируем пальцами посыпания солью)

Мы капусту жмем, жмем. (ребенок сжимает и разжимает пальчики обеих рук)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(спинку выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать)

К груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок, (погладить себя по горлу сверху вниз)

Кому в платок, (протянуть вперед две ладони вместе)

Кому в лапочку. (протянуть вперед ладонь, сложив в виде ложечки)

Пекарь, пекарь, из муки (выполняем круговые движения ладонями)

Испеки нам колобки. (имитируем скатывание колобка)

Да сушки — Ванюшке, (поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Мишке.

Да калачи – Маришке.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать пошли. (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку)

«Это звери»

У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем 4 пальца на ручках)

Когти могут поцарапать. (пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)

Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки)

Только на макушке. (массажируем две точки темени)

Тихо-тихо, еле-еле (возьмите ребенка за руки и покружитесь с ним, постепенно ускоряя темп)

Завертелись карусели.

А потом, потом,потом

Все бегом,бегом, бегом.

Тише-тише, не спешите, (замедляйте темп движения)

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два, (остановитесь и хлопните в ладошки)

Вот и кончилась игра.

«Машины»

На улице нашей (двигайтесь из одного конца комнаты в другой, держа в руках воображаемый руль)

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые, (двигайтесь в противоположную сторону)

Фырчат легковые.

Торопятся,мчатся,

Как будто живые.

— Чайничек (ребенок чертит руками перед собой в воздухе 2 параллельные линии)

— С крышечкой,

— Крышечка (ребенок чертит руками перед собой в воздухе горизонтальную линию)

— С шишечкой,

— Шишечка (ребенок сжимает ручку в кулак)

— С дырочкой,

— Из дырочки (указательным и большими пальчиками показывает дырочку)

— Идет пар. (ребенок показывает ручками идущий пар)

Муку в тесто замесили, жимаем и разжимаем пальчики)

А из теста мы слепили: (ребенок имитирует «лепку» ладошками)

Пирожки и плюшки, (поочередно разгибаем пальчики, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки, калачи –

Все теперь печем в печи. (обе ладошки разворачиваем вверх)

Очень вкусно! (поглаживаем животик)

«Семья»

Папа, мама, брат и я – (ребенок загибает пальцы на левой руке)

Вместе дружная семья.

Раз, два, три, четыре, (левой ручкой ребенок загибает по одному пальчику на правой ладошке)

Мы живем в одной квартире. (ребенок показывает крепко сжатый кулачок руки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин, (ребенок сжимает и разжимает кулачки)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, (поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинца)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят.

Поделили все, ура! (поднимает вверх руки с разведенными пальцами)

Ну, а волку кожура. (показываем вытянутые вперед ладошки)

Он сердит на нас – беда!

Разбегайся, кто куда! (пальчиками барабаним по столу)

—-

Это стул: сиденье, спинка. (прямые пальчики правой ладошки смотрят вверх, пальцы левой руки сжаты в кулаки соединены с ладонью правой руки, получился стульчик»)

А на спинке две картинки. (показываем 2 пальца на правой руке)

А еще четыре ножки, (показываем по 2 пальца на обеих руках)

Чтоб сидеть под стулом кошке. (приседаем и делаем из ладошек ушки)

Ольга Николаевна Баева
Пальчиковая гимнастика. Практический материал к перспективному развернутому планированию

Приложение» 4. (часть третья)

НОВЫЕ КРОССОВКИ

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки. (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

Новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

ЛЮБЛЮ ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ

Люблю по городу гулять,

Невский - раз, Зимний - два,

Три - красавица Нева

А четыре - мост Дворцовый,

Пять - гуляю по Садовой,

Шесть - к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь - конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь - крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять - повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота

Вижу Нарвские ворота. (На каждое название загиба ют по одному пальцу.)

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу паль-

чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

Ох! (Один хлопок.)

Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу.)

ПТИЧКИ

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей

Эта птичка - совушка,

сонная головушка

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель. (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Эта птичка - злой орлан (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам (Машут обеими руками, как крыльями.)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз - подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают вообра-жаемый снежок.)

Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Топают.)

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и сред-ним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ

Как у нас семья большая

Да веселая. (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих

Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на

обеих руках.)

Два Степана у сметаны

Объедаются. (Загнуть средние пальцы.)

Две Дашки у кашки

Питаются. (Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в люльке

Качаются. (Загнуть мизинцы.)

РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

Кошка и горшок с молоком

В кухне нашей под столом

стоит крынка с молоком (складываем из пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла ("идем" указательным

и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем "лакающие" движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок:

Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка -

не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

Погода

Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодны дни. Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием.

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках).

Указательный палец шепчет

тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег!» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец.

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!» Сгибать и разгибать средний палец.

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце вылезай!» Сгибать и разгибать безымянный палец.

Здоровяк большой палец

восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Дайте мне кожух!» Сгибать и разгибать большой палец.

Эти упражнения можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

Помиримся

Раз мизинчик после ссоры

помириться можно скоро.

Два,побольше-безымянный-

он мизинчику родня,

Для колечка он у мамы

и для счета у меня.

Три соседний - палец средний.

Четыре - указательный, а иногда -

лизательный-

Лизать с него варенье ну просто объедение.

Пять - большой. Он чем хорош?

Если спросят: "как живешь?"

Он нам нужен для того,

чтоб ответить людям: "ВО!"

А у нашего Алешки друг на друга все похожи.

Удивляюсь, что за брат-все мизинчики подряд.

Игра с ежиком

Ежик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил. (гладим ежика, жалеем)

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка. (трем, похлопываем по бокам)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко, (гладим ножки)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка. (по тексту)

Еж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал. (давим на игрушку, чтоб запищал)

О левой и правой руке

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть –И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, толевой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу-

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками -"обнимаем")

АКУЛА

Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетали с двух сторон, (Изображают, как севрюги плывут

навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)