Литература по методике преподавания скульптуры. Диагностика и развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Скульптура, один из важнейших и наиболее древних видов изобразительного искусства, который служит эстетическому освоению окружающего мира. Сегодня скульптура играет большую роль в сохранении, восстановлении и развитии национально-патриотических, морально-эстетических и художественных ценностей нашего общества.

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Пластика - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности человека с древнейших времен. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей человека, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Цели обучения скульптуре

Обучение лепке фигур является многолетним трудом. Методика обучения с каждым годом подразумевает все более сложные этапы обучения, постепенно доводя до высокого уровня профессионализм ваяния. Программа обучения искусству скульптуры несёт в себе несколько целей:

1. Обучающая: - сформировать систему теоретических знаний об образах пространственно - пластического мышления, чувствах материала, чувствах формы, методики лепки «от общего к деталям»; - познакомить с понятиями художественных и конструктивных особенностей композиционного решения; - обучить основам художественного образа в скульптуре, являющейся специфической формой отражения объективной действительности; - дать основы пластической анатомии; - обучить основам изучения построения композиции и возможностей применения скульптурных материалов; - познакомить с расширенной технологией скульптурных работ; - обучить законам пропорций, закономерностей гармонии и построение силуэта.

2. Развивающая: - развить навыки работы с оборудованием и инструментами для выполнения сложных творческих задач; - развить профессиональный художественный вкус и эстетическое видение окружающего мира; - развить ассоциативное, образное мышление и фантазию; творческое мышление при выполнении высоко-художественных скульптурных произведений. - развить способность к самостоятельному анализу любого вида объемной пластики.

3. Воспитательная: - сформировать культуру общения в коллективе; - воспитать доброжелательное отношение к товарищам по студии и их работам; - воспитать чувства необходимости помогать педагогу и товарищам по учебе; - воспитать целеустремленность, усидчивость, трудолюбие в работе; - воспитать бережное отношение к общественной собственности, материалам и оборудованию в студии.

В первый год обучения происходит знакомство с предметом скульптуры, развитие художественно-пластических способностей. В конце первого года обучения студенты должны знать:

*оборудование, необходимое для художественной лепки;

*основные приемы лепки;

*отличительные признаки видов скульптуры;

*первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах в скульптуре (композиция, пластика, движение, объем и т.д.)

*понятие о построении объемного предмета в пространстве;

*с построением подставки (плинта) и ее назначением;

*принцип построения орнамента;

*понятие о пластической и композиционной связи 2-х фигур;

* технику безопасности;

*Пользоваться пластичным материалом (глина, пластилин);

*Пользоваться стеком;

*Организовать рабочее место;

*Передавать объемную форму;

*Передавать смысловое содержание образа;

*Находить композиционное решение в эскизе и переносить его на плинт;

*Размещать предметы в пространстве;

*Находить способ оригинального исполнения задуманного.

Во второй год обучения, идет изучение последовательности работы над скульптурной композицией включает в себя подготовительный этап (ознакомление с темой будущей композиции, осмысление цели и задач выполнения скульптурной работы, раскрытие смыслового содержания задания, постановка учебно-художественных и творческих задач, просмотр и обсуждение работ из методического фонда), этап практической работы (выполнение композиционно-творческих эскизов, поиск пластичного сюжетно - тематического, творческого решения работы, лепка формы и закладка основополагающих элементов пластического выражения изобразительного объекта), этап работы в материале (пролепка, проработка формы, поиск пластических, объемно - конструктивных отношений, передача характера и особенности натуры). В завершающий этап работы входит обобщение, подчинение деталей общей форме. Так же осваивается метод образных ассоциаций, «вживание» в образ. Происходит знакомство с пропорциями человека. К концу второго года обучения студенты должны знать:

*Все этапы последовательности работы над скульптурной композицией; *Правила составления несложного натюрморта;

*Законы построения рельефа;

*Особенности симметричной и ассиметричной композиции в скульптуре;

*Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя;

*Передавать характер, пропорций предметов с учетом их масштабных соотношений;

*Использовать в работе над скульптурной композицией средства художественной выразительности, такие, как метафора, гротеск, аллегория;

*Практически изучать растительные формы, выполняя в пластической технике;

*Приобретать навыки в изображении растительных мотивов в рельефе;

*Передавать характерные позы конкретной породы животных;

*Отображать живое восприятие натуры.

В течение третьего год обучения студенты включаются в более глубокое осмысление последовательности решения художественно-плоскостных и творческих задач. Воплощение задуманного происходит в соответствии с заданным эмоционально - смысловым содержанием постановки и возможностями её скульптурного решения. Данный этап характеризуется развитием художественно-пластических умений, владение техническими навыками, приемами использования, идентификации побуждений учащихся к поисковой и творческой деятельности, самостоятельности в композиционно-пластическом решении и выборе средств выразительности образа. При работе над композицией ведущей становится целевая установка на художественно - пластическое решение задания.

К концу третьего года ученики должны: Знать:

*Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;

*Анатомические особенности головы человека и отдельными частями лица;

*Выявлять общий характер данной части лица, его пропорции;

*Передавать эмоциональный настрой животного;

*Самостоятельно выполнять различные творческие работы по скульптуре.

На четвертом году обучения происходит совершенствование Художественно - пластических способностей, осмысление своих возможностей, поиск собственного стиля в работе, формирование художественно-пластических способностей в процессе работы с натуры.

В конце четвертого года обучения, обучающиеся должны знать:

*построение сложной многофигурной композиции;

* отбор деталей, передачу движения, фактуры, психологическое состояние действующих лиц;

* компоновку круглой скульптуры и рельефа, равновесие объема в пространстве;

* построение перспективы в рельефе;

* наглядную анатомию и механизм движения человека и животных.

* прорабатывать сложную многофигурную композицию;

* работать над эскизами;

* прорабатывать темы композиции, отбирать детали, передавать движения, фактуру, психологическое состояние действующих лиц;

* изготавливать каркас для многофигурной композиции;

* компоновать круглую скульптуру и рельеф, равновесие объема в пространстве;

* строить перспективу в рельефе.

Скульптура

Обучение скульптуре через систему последовательных заданий, основанных на работе с натуры; изучение конструкции и пластики человека, изучение, имеющее целью через овладение конструктивно-пластическим языком разрешать задачи создания художественного образа; освоение различных форм скульптуры (круглая скульптура, рельеф, контррельеф и др.); станковая, монументальная, монументально-декоративная скульптура.

Композиция

Общий курс и скульптурно-архитектурная композиция. Теория композиции; композиционные возможности изобразительных средств скульптуры; синтез скульптуры и архитектуры; изучение классических композиционных решений; последовательная работа над скульптурной композицией (от заданного или выбранного сюжета, пластической темы, через сбор подготовительного материала и композиционный поиск к итоговой композиционной форме).

Страница 3

К традиционным формам работы с родителями относятся:

родительские собрания;

общеклассные и общешкольные конференции;

дни открытых дверей;

индивидуальные консультации педагога;

посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, суда, ринга, поднимают какую-либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей.

Рассмотрим такие формы работы с детьми как родительский лекторий, вечер вопросов и ответов, диспут – размышления о проблемах воспитания, взаимодействие с родительским комитетом, университет педагогических знаний.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: "Возрастные особенности младших подростков", "Что такое самовоспитание? ", "Ребенок и природа" и т.д.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

3 -7 баллов - средний.

0 - 3 балла - низкий.

Методика 2. «Рисунок» (художественное воображение)

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика 3. «Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 8-10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. То есть воображение вполне развито.

Оценка в интервале от 4 до 7 баллов является признаком того, что в целом у данного ребенка удовлетворительно развито воображение.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе. Воображение не развито, что в значительной степени осложняет ход обучения в целом.

В начале экспериментальной работы нами проведен констатирующий эксперимент. За основу взяты три методики, описанные нами в первом пункте данного раздела курсовой работы.

Таблица № I.

Ф.И.детей

Методика

Методика

Методика

1.Ахметова Лязат

8 лет 6 мес.

2.Вайзерт Дима

8 лет 4 мес.

3.Весторопский Женя

4.Жунусов Алибек

5.Круглов Паша

6.Матвеева Ксюша

8 лет 7 мес.

7.Морковская Даша

8 лет 2 мес.

8.Пачкина Даша

8 лет 3 мес.

9.Уразов Альберт

8 лет 2 мес.

10.Файзрахманов Азамат

8 лет 4 мес.

Таблица № II.

Таким образом, средний показатель проведенных методик показывает, что уровень развития воображения 43% ребят имеют средний уровень развития, 37% - низкий уровень развития; 20% - высокий уровень.

Методы и приемы развития творческого воображения

Приступая к следующему, развивающему, этапу эксперимента, определим принципы развития творческого мышления у младших школьников:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В развивающем эксперименте мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы в предлагаемых детям упражнениях и играх.

Помимо заданий, использованных в констатирующем эксперименте, младшим школьникам были предложены следующие игры.

1.Игра “Архимед”.

Цель - активизировать работу фантазии, и таким образом стимулировать ребенка к учебной деятельности.

Описание: При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, на уроке чтения при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

Ответы всех детей в целом можно охарактеризовать как полные, развернутые, содержащие в себе причинно-следственные отношения.

Однако Пачкина Даша и Весторопский Женя проявляли в игре наибольшую активность. Им свойственна оказалась способность отойти от шаблона «правильного ответа» и мыслить широко. Широта кругозора - хорошее знание окружающей среды и свойств предметов - помогала находить оригинальные «выходы» и «решения» в предложенных ситуациях.

Сложности испытывали Матвеева Ксюша, Вайзерт Дима, Файзрахманов Азамат, Жунусов Алибек. Чтобы активизировать их деятельность в процессе игры и не выпускать из поля зрения, они были назначены со-ведущими. В их задачу входило объявлять ситуации и оценивать оригинальность ответов.

2.Игра “Изобретатель”.

Цель - наряду с фантазией активизировать мышление.

Описание. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич. На уроках математики данная игра основывалась на поисках обратного решения задач с изначальным условием.

В этой игре лидировали Файзрахманов Азамат и Жунусов Алибек, проявившие навык изобретателя и умение работать с прикладным материалом.

Морковская Даша, среди прочих предпочитающая уроки рисования, изображала придуманные изобретения на бумаге.

Лидировавшие в первой игре Пачкина Даша и Весторопский Женя, успешно продолжали выполнять задания и в этой игре, но в большей степени это касалось придумывания заклинаний, то есть работы со словесным материалом.

Со-ведущими в этой игре были Ахметова Лязат, Круглов Паша, Уразов Альберт, пока еще никак себя не проявившие.

3.Игра “Веер”

Цель - используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста.

Описание: детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя. Игра с цифрами и математическими символами на уроках математики.

В данной игре достаточно активно участвовали абсолютно все. Для большего успеха в выполнении заданий мы объединили детей в пары.

4.Игра “Превращения”.

Цель - развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением, расширить область представления ребенка об окружающем мире.

Описание: данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Проведение этой игры не вызывало проблем с пониманием задания или проявлением активности. Каждый из детей готовился самостоятельно и осознанно. Игра проходила в форме концерта, когда каждый из участников выходил к доске и показывал задание для всех.

Для улучшения внутренней обстановки в классе парты переместили в конец аудитории, освобождая пространство в центре. Для большего интереса создали жюри из преподавателей школы. В задачу жюри входило определить основное свойство, наиболее ярко проявившееся в выступлении ребенка. Так возникли номинации оригинальности, изобретательности, находчивости и т.д.

Главными номинациями объявлены мисс-фантазия и мистер - изобретательность, доставшиеся соответственно Морковской Даше и Круглову Паше.

Помимо проведения игр, для развития детского воображения были использованы упражнения. Приведем их примеры.

1. Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка - мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

2. Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

3. Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека.

4. Отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно, она будет не слишком далека от истины?

5. Продолжи рисунок. Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

6. "Закорючки". Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

7. Одну картинку можно рисовать вдвоем, делая по очереди несколько штрихов.

8. Рисовать красками можно не только при помощи кисти. Можно рисовать пальцем, краску можно разбрызгивать через соломинку для сока, капать с кисточки прямо на лист. Главное, после того как краска подсохнет, приглядеться повнимательней, постараться увидеть сюжет и дорисовать рисунок. На что это похожа большая зеленая капля?

9. "Несуществующее животное". Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

10. Воображение пригодится и при шутливом обсуждении серьезных тем. Чем плох и чем хорош снегопад? Как можно использовать гололед? Какая польза от комара?

Упражнения использовались в качестве разминки на каждом занятии. Причем каждое новое занятие сопровождалось новым упражнением. Используя принцип новизны, мы старались стимулировать интерес детей к развитию воображения.

Контрольный эксперимент

По окончании формирующего эксперимента проведен контрольный эксперимент, в котором нами использованы те же методики диагностики, основанные на обобщении особенностей развития мыслительных операций ребенка 6-8 лет.

Результаты контрольного эксперимента несколько рознятся с результатами констатирующего. Приведем результаты каждой методики.

Таблица № III.

Ф.И.детей

Методика

Методика

Методика

1.Ахметова Лязат

8 лет 6 мес.

2.Вайзерт Дима

8 лет 4 мес.

3.Весторопский Женя

4.Жунусов Алибек

5.Круглов Паша

6.Матвеева Ксюша

8 лет 7 мес.

7.Морковская Даша

8 лет 2 мес.

8.Пачкина Даша

8 лет 3 мес.

9.Уразов Альберт

8 лет 2 мес.

10.Файзрахманов Азамат

8 лет 4 мес.

В результате по трем методикам получены результаты, отраженные в таблице № II.

Таблица № VI.

Выводы и предложения

Как видно из результатов, отраженных в таблице № VI, низкий уровень развития воображения отсутствует. На 23% увеличился показатель высокого уровня развития воображения, на 14% увеличился показатель среднего уровня развития воображения.

Основываясь на полученных данных можно заключить, что эффективность примененной нами системы достаточно эффективна, так как прослеживается динамика роста уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

По окончании эксперимента мы дали следующие рекомендации по развитию воображения у младших школьников:

1. В процессе обучения давать задания на «придумывание» нестандартных решений стандартных ситуаций, причем происходить это может, как показал эксперимент, на любом уроке, начиная литературой и заканчивая трудами, рисованием и физкультурой.

2. Периодически проводить внеклассные мероприятия, составляющей которых непременно является творческий подход. Причем, озвучивая задания, изначально подчеркивать необходимость воображения, фантазии.

3. Для качественного проведения времени на перемене рекомендуем использовать упражнения на воображение. По окончании недели можно подводить итог на самого «неутомимого» и «оригинального» фантазера.

4. Вместе с тем можно позволить детям придумывать и проводить «свои» игры и упражнения на развитие воображения.

5. Также можно привлечь детей данного класса к ознакомительной работе по развитию воображения у детей в других (параллельных) классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

В проведенной экспериментальной работе мы наглядно доказали необходимость диагностики творческого воображения у младших школьников, а также показали результаты проведенного формирующего эксперимента, полностью подтвердившего гипотезу курсовой работы, что если использовать систему упражнений для развития творческого мышления, его уровень значительно повысится и в дальнейшем станет способствовать повышению общего уровня обучаемости младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998. - №4

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.- 2004. - № 2

3. Брунер Д.С.Психология познания. М., 1999

4. Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // «Начальная школа», 2003. - № 8

5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1981

6. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М., 1994

7. Искусство в жизни детей. М., 1991

8. Коршунов Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1999

9. Крутецкий В.А. Психология. М., 2001

10. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.

11. Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ, Региональная научно-практическая конференция. Челябинск, 1998

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6

13. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. М., 1994

14. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1998

15. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - 5-е изд. - М., 2005

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989

17. Сборник задач по развитию творческого воображения учащихся. М., 1993

18. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. - Ростов-на-Дону, 1992

19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. 1999

20. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. М.: Владос, 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры

воображения ребенка

Оценка этих параметров в баллах

1 Скорость процессов воображения

2 Необычность, оригинальность образов

3 Богатство фантазии (разнообразие образов)

4 Глубина и проработанность (детализированность) образов

5 Впечатлительность, эмоциональность образов

Продолжение сказки «Колобок»

Испекла бабка колобок. Положила его на окошко остудить. Колобок лежал-лежал, да и покатился по дорожкам на поиски приключений. И не знал он, что лес, по тропинкам которого он катился не простой, а сказочный, и встретиться на пути могут разные сказочные герои…

И встретился ему Морозко.

Ты кто такой?

Колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Ищу приключений сказочных. Возьми меня с собой.

Не могу. Иду на зимовье, в зимние леса, глухие. Замерзнешь там.

Попрощался Колобок с Морозко и покатился дальше. И тут идет ему на встречу Красная Шапочка.

Ты кто такой?

Колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Ищу приключений сказочных. Морозку встречал, но он меня не взял. Возьми меня с собой.

Пойдем. Несу бабушке пирожки, а ты будешь самым красивым.

Мораль : поиски приключений должны быть обдуманными.

Подобные документы

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Определение содержания понятия "воображение" и изучение закономерностей его развития. Разработка диагностической программы по выявлению особенностей воображения у детей младшего школьного возраста. Составление программы по развитию воображения у детей.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    История и потенциал воображения в художественном творчестве. Классификация видов воображения. Исследование влияния воображения на психологические функции дошкольника. Изучение психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие. Связь воображения с творчеством. Типы людей по характеру мышления по Юнгу. Особенности творческого мышления. Препятствия на пути к творческому мышлению. Модель интеллекта по Гилфорду.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Воображение и творческие способности личности. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей, воображения и психики младших школьников. Функция воображения: построение и создание образов. Теория творческого (креативного) интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Воображение - особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.

Ключевые слова: Педагогика, Бухгалтерский учет, Финансовый анализ, Психология, Управление, Методика преподавания математики.

Объектом исследования является анализ условий "Методика "Скульптура"". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Методика "Скульптура"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Методика "Скульптура"", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Методика "Скульптура"", изучалась природа темы "Методика "Скульптура"".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Методика "Скульптура"", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Методика "Скульптура"" и определены тенденции развития тематики "Методика "Скульптура"".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Методика "Скульптура"".

Обзор источников по теме "Методика "Скульптура""

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Методика "Скульптура"" рассматривает Майкл Уорд в книге "50 методик менеджмента ", изданной в 2004 году и содержащей 200 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

ЗНАКОМЫ ли вы с концепцией жизненного цикла продукта? Конечно, да, скажете вы. Ну а прогнозы SWOP-анализа не ввергают вас в холодный пот? Вероятно, нет. А что вы знаете об окне Джохари? Или о законе Зипфа? В КНИГЕ Майкла УОРДА собраны воедино мощные инструменты, разработанные для повышения эффективности управления. Автор описывает каждую методику, объясняет принцип ее работы, затем показывает на примере занимательной истории, как ее можно использовать для решения реальной проблемы. 50 МЕТОДИК, в числе которых есть и ранее не известные широкой публике, сгруппированы в 11 тематических разделов - от стратегии до обучения. ЭТА КНИГА станет незаменимым источником для менеджеров разных видов организаций и всех уровней, а также для студентов и консультантов.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Методика "Скульптура"" касается Сергей Филиппов в монографии "Продажи вверх! Методика Sales 3.0 ". Данная книга была выпущена в издательстве "Курьер-Медиа" в 2012 году, содержит 200 стр.

В книге показаны уникальные секреты продаж, которые дают быстрый и гарантированный результат. Это проверено более чем 600 бизнес-тренингами, которые провел бизнес-тренер, практик Сергей Филиппов для ведущих компаний России и мира. Среди его клиентов - несколько десятков известнейших мировых брендов. Теперь эти уникальные методики, которые ранее были доступны только профессионалам на закрытых корпоративных тренингах, раскрыты на страницах книги. Автор делится секретами, которые обеспечили быстрый рост продаж нескольким сотням компаний. Все техники продаж, которые вы знали до прочтения этой книги, можно смело забыть. Прорыв в продажах к новым высотам и новым сверхприбылям теперь зависит от овладения этим материалом. Много практических упражнений, советов, примеров из жизни и понятных шагов, которые выведут ваш бизнес на новую высоту.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения ". Е. Л. Плисецкий определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве "Финансовая академия при Правительстве РФ". В описании книги сказано следующее.

В монографии впервые в современной географической и экономической литературе дается обоснование нового научного и образовательного направления - коммерческой географии, формирующегося на стыке географических и экономических дисциплин. Определяются ее предмет и задачи, рассмотрены основные понятия и категории коммерческой географии, условия и факторы, влияющие на территориальную организацию рынка и развитие предпринимательства. Значительное внимание уделяется вопросам географического изучения инфраструктуры рынка, особенно сферы торговли, финансово-банковской сферы и инвестиционной деятельности. Приводится оценка современного положения России на мировом рынке и анализ внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов. Заметное место в работе отводится методике обучения коммерческой географии в профильной школе и вузе. Излагаются основные положения концепции построения учебно-методического комплекса (УМК) по коммерческой географии. Рассмотрены формы и методы организации...

Кроме того, при изучении темы "Методика "Скульптура"" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Дружелюбие, приветливость коллег и руководителей становятся нормой. Методики многоступенчатого опроса новых сотрудников. Ю. Тюлькина, "Кадровик. Кадровый менеджмент", № 12, декабрь 2007.
  2. Методика определения потребности в препаратах для лечения больных ВИЧ-инфекцией. Р.П. Ничук, "Советник бухгалтера в здравоохранении", № 8, ноябрь-декабрь 2007.
  3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений. И. Шиндер, "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  4. Методика потребительского сегментирования на рынке розничного страхования. Т.А. Кутьенкова, "Организация продаж страховых продуктов", № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  5. Методика учета комиссий по кредитным операциям в соответствии с МСФО. Д. Панов, Д. Кофанов, "Бухгалтерия и банки", № 10, октябрь 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Методика "Скульптура"".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Методика "Скульптура"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Методика "Скульптура"".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Методика "Скульптура"". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Методика "Скульптура"" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Методика "Скульптура"" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Методика "Скульптура"" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Методика "Скульптура"".

Теоретическое значение изучения проблемы "Методика "Скульптура"" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Методика "Скульптура"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Методика "Скульптура"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Методика "Скульптура"".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Методика "Скульптура"" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Методика "Скульптура"".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Методика "Скульптура"".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Методика "Скульптура"". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Методика "Скульптура"".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Методика "Скульптура"".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Методика "Скульптура"".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Методика "Скульптура"", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Методика "Скульптура"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Методика "Скульптура"", справочная литература, прочие актуальные источники информации.