Психологическая подготовка в спортивных играх. Психотехнические игры и упражнения как «универсальный» психологический инструмент тренера в работе с юными спортсменами Психологические игры для спортсменов

В своей практике тренеры часто сталкиваются с ситуациями, когда спортсменам не достаточно тренировочной программы и ее профессионального сопровождения. Людей довольно часто интересуют несколько иные вещи, а именно – психологические игры. Об этом и поговорим в этой короткой статье-зарисовке.

Возможно, кто-то здесь узнает себя. Не обижайтесь, здесь нет ничего предосудительного. Просто имейте в виду, что описанные ниже модели поведения хорошо известны квалифицированным, профессиональным тренерам и они редко вовлекаются в этот игровой процесс. Хотя…..

Разберемся с определениями. Игра (определение ВикипедиЯ) - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе действия. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное - субъективная удовлетворенность от самого процесса . В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. Таким образом спортсмен, вовлекаясь в процесс психологической игры, преследует прежде всего процессуальные цели, отвлекаясь от непосредственного фокуса тренировочной программы.

Можно выделить следующие психологические игры, в которые, бывает, наши ученики пытаются играть. Итак:

  1. «Я устал». Спортсмен постоянно жалуется на усталость, апатию, ищет симптомы перетренировки без объективных предпосылок. «Я не пошел на тренировку, потому что почувствовал неладное, утром пульс был на 2 удара выше, чем нужно в моем возрасте. Кажется, я перегружен», - часто можно услышать от спортсмена, играющего в эту игру. Предполагается, что тренер должен в экстренном порядке снижать нагрузку, и минимум 2 раза в день интересоваться здоровьем подопечного.
  2. «Измерь меня». Игра, построенная на безотчетном стремлении спортсмена померить все, что только можно и нельзя. Как правило, используется неограниченное количество различных гаджетов. От тренера ожидается много умного текста на предмет анализа полученных данных, большинство из которых не отражают объективной картины происходящего. Кроме того, обычно самого анализа мало, нужно еще объяснить спортсмену, например, каким образом анализ недельных данных легочной вентиляции находит свое отражение в структуре программы следующей недели.
  3. «Найди меня». Спортсмен получил программу и пропал. Активные его поиски сначала ни к чему не приводят, затем тренер получает смс такого плана: «был в командировке, все пропустил, готов тренироваться снова». При этом тренер не был в курсе этой командировки, отметок в дневнике у таких спортсменов не бывает в принципе. Подобного плана действия у играющих не единичны, а входят в систему. От тренера в принципе ничего не ожидается, он просто должен все время ругаться. Как правило, с такими спортсменами тренеры расстаются через 3-4 подобных случая.
  4. «Не учи меня». Частичное или полное отторжение программы с частой сменой тренеров. Такое бывает редко, но все же случается. Спортсмен принципиально делает все наоборот, меняет нагрузки по собственному желанию без предупреждения, утаивает сделанное, формируя у себя ощущение «тайного знания». Различают скрытных игроков и явных. В первом случае тренер должен «раскусить» подмену, во втором – начать вести споры на предмет правильности программы. К слову, эти споры никогда не заканчиваются победой тренера, иначе игра потеряет смысл. С такого плана спортсменами необходимо расставаться практически сразу.
  5. «Научи меня». По сути гибрид «измерь меня» и явной формы «не учи меня». Безостановочное требование объяснений смысла каждой тренировки, не смотря на то, что тренировка имеет ярко выраженный восстановительный характер, например 8 км восстановительный кросс. Игрок может каждую неделю присылать длинный список вопросов по программе и, что характерно, многие вопросы раз за разом повторяются. От тренера требуется терпение и однообразные ответы.
  6. «Со мной что-то не так». Поиск несуществующих симптомов и странных состояний. Спортсмен регулярно и часто присылает сообщения с описанием различных головокружений, недомоганий, припадков слабости. При этом профессиональные врачи ничего найти не могут или каждый, не желая признаваться в собственной некомпетентности, ставит разные диагнозы. Задача тренера проявлять заботу, корректировать задание в экстренном порядке и, в общем-то, 24/7 быть на связи.
  7. «Заставь меня». Регулярный отказ от выполнения тренировочной программы по абсолютно разным причинам. Работа, усталость, жена, выпил, не выпил, с собакой надо было гулять, ветер сильный – причина всегда найдется. От тренера требуется мотивация угрожающего типа и задушевная мотивирующая беседа.
  8. «Ты меня не научишь». «Меня и Вася учил-учил – не научил. И Джон учил-учил-не научил. И ты не научишь» - основная песня таких игроков. Спортсмен находит любые предлоги для того, чтобы сделать элементарное движение неправильно. От тренера требуется как можно чаще заниматься анализом техники движений, искать новые подходы и научно их обосновывать. Очень полезная игра именно для тренеров, потому как мотивирует развивать компетенцию. Однако абсолютно бесполезная для играющих спортсменов, т.к. задача игры – сам процесс, а не достижение финальных результатов.
  9. «Мне сказал один парень». Постоянное увлечение спортсмена советами различных «бывалых», сторонних советчиков и инструкторов. По сути – мягкий вариант игры «не учи меня», с той разницей, что позволяет тренеру узнать источник бедствия. Как ни странно, от тренера в этой игре ожидается, пожалуй, самый большой спектр действий. От постоянных объяснений до открытого конфликта с очередным советчиком.
  10. «Ты меня не любишь». Распространенная игра в коллективах. Постоянный поиск «знаков», указывающих на то, что спортсмен находится в самом низу иерархической лестницы, обделен вниманием и заботой, а программа совсем не подходит для него именно. От тренера требуется акцентированное внимание к играющему одновременно с акцентированным игнорированием остальных членов коллектива.
  11. «Косяк». С играющим спортсменом постоянно что-то случается. Упал, порезался, подвернул ногу, выпал из машины – и все это одно за другим без остановки. Так вы узнаете этого спортсмена. От тренера ожидается искреннее удивление в комплексе с восхищением находчивости и мужеству подопечного.
  12. «Догони меня». Один из вариантов «не учи меня». Спортсмены, постоянно переделывающие программу. Как правило, не ведут дневник, пропадают. Однако при этом работают по плану и со значительным превышением как объемов, так и интенсивности. От тренера ожидают похвалы и одновременно мотивации на снижение нагрузки.

Возможно в одном из этих типов психологических моделей поведения вы узнали себя. Тогда у вас есть возможность скорректировать своё поведение. Если не узнали - значит вы на правильном пути и для вас важнее конечный результат тренировочной программы. Давайте будем стремиться максимально повысить эффективность совместной работы. Ведь именно для этого мы и ищем тренеров. Работайте и нацеливайтесь на конечный результат. А иначе зачем тратить и свое и чужое драгоценное время.

Источник информации: ФССП ЦиклON (2015).

О них ходят легенды: говорят, одним взглядом спортивный психолог способен придать сил своему подопечному и «загипнотизировать» соперников. Одни безоговорочно этому верят, другие сомневаются, что такое возможно. Где же истина?

Блестящая победа на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Алексея Ягудина – что это, если не чудо? Ведь он был на грани ухода из спорта. Но пять месяцев работы с психологом – и фигурист избавился от «синдрома соперника» и поднялся на высшую ступень пьедестала почета. Благодаря помощи психологов и гимнастка Светлана Хоркина после крайне неудачного выступления в Сиднее восстановила «отношения с конем» и продлила свою спортивную жизнь еще на четыре года. Список можно продолжить: Ирина Слуцкая, Елена Водорезова, Максим Опалев, Вячеслав Екимов, Ольга Пылева, Михаил Игнатьев и даже легендарный Сергей Бубка… И это лишь известные имена.

Первые спортивные психологи появились в СССР в середине прошлого века, а расцвет этой науки пришелся на 1970-80-е годы. В то время проводились десятки серьезных исследований, разрабатывались целые программы психологической поддержки и реабилитации спортсменов. Затем наступил спад. На последние Олимпиады, например, с нашей сборной ездили всего один–два психолога. Для сравнения: в составе китайской делегации их было не менее тридцати, в американской – около сорока. И количество завоеванных этими странами медалей говорит само за себя.

Почему не тренер

Где можно работать

В спортивных школах
- В научно-исследовательских институтах
- В спортивных клубах и командах
- Индивидуально со спортсменами

Тем не менее, к идее пригласить в команду психолога тренеры нередко относятся настороженно. Одни считают, что сами справятся. Другие имеют негативный опыт – когда с их подопечными уже «поработали» люди, мало знакомые со спецификой спорта, а порой и вовсе «ясновидящие». Третьи вообще не признают эту науку.

Конечно, любой квалифицированный тренер более-менее знаком с психологией. Но все-таки он работает на результат – голы, очки, метры, секунды… И в погоне за ним психологические проблемы спортсменов часто отходят на второй план. А возникают они постоянно, особенно если речь идет о спорте высших достижений. Это экстремальный вид деятельности, где неизбежны постоянные стрессы. И помощь психолога в такой ситуации оказывается очень кстати. Если, конечно, он профессионал.

Альберт Родионов , спортивный психолог, профессор РГУФК:

Игровые виды спорта отличаются от индивидуальных. Соответственно, разными будут и задачи психолога. В команде очень важно психологически подготовить тренера. Это часть работы, которая в мировой психологии называется «консалтинг» - имеется в виду не просто консультирование, как, скажем, у юриста, а советы-наставления, советы-подсказки, советы-рекомендации. Александр Гомельский (тренер мужской команды СССР по баскетболу) часто говорил: «Ты меня настрой, а с игроками я разберусь». Действительно, часто бывает достаточно вывести проблему на капитана, и он ее решит. Во время Олимпиады в Сеуле, скажем, очень много в плане настроя делал капитан Вольдемарас Хомичюс.

Игроки в команде обычно общительные, охотно отвечают на вопросы, но в то же время они очень критичны и поначалу всегда настроены скептически. Поэтому иногда есть смысл не представляться сразу психологом. Я, например, однажды пришел в женскую сборную по баскетболу и назвал себя помощником тренера по физической подготовке. Это дало возможность какое-то время изучать будущих подопечных, не внося излишней нервозности.

Методик в арсенале спортивного психолога очень много. Различные тесты помогают определить работоспособность и тип темперамента спортсмена, скорость его реакции, оперативность мышления. Другие методы направлены на коррекцию психического состояния.
Иногда используются аутотренинги: спортсмены лежат на матах и слушают составленный психологом текст. Бывает, правда, что тренер вносит в него свои дополнения. Тот же Александр Гомельский попросил меня однажды добавить две фразы: «Вам повезло, что вас тренирует лучший в мире тренер» и «Вы победите, потому что вас тренирует лучший в мире тренер». Конечно, сначала ребята хихикали, а потом привыкли.

Если психолог живет в команде, он подробно изучает меню, режим дня, график массажа: кто идет на сеанс первым, кто последним – это все очень важно. При необходимости совместно с тренером вносит коррективы. С игроками постоянно проводятся консультирования, внушения, беседы. Именно в это время выясняется, что с одним спортсменом нельзя разговаривать строго, другому нужно улучшить питание, а третьего лучше поселить в отдельную комнату.

Полностью коллектив обследуется два раза в год: ведь меняется его состав, меняются лидеры. Причем проводится диагностика и каждого игрока, и команды в целом. После того, как проблемы обозначены, начинается целенаправленная работа.

К примеру, перед Олимпиадой в Сеуле наша баскетбольная сборная на протяжении целого года проигрывала югославам. Поэтому во время игр на каждый матч мы готовили лозунг. Перед игрой с бразильцами, чей снайпер забивал по 30-40 очков, – «Один в поле не воин», что означало: пусть он забьет свои мячи, мы нейтрализуем остальных. Перед матчем с югославами – «Хватит!». Мы внушали ребятам, что не такой уж это опасный соперник, что обыграть их нам вполне по силам. Пришлось даже использовать видеосъемки. Есть такое понятие в баскетболе – «быстрый прорыв»: когда игрок, перехватив мяч, отдает длинный пас, следует контратака – и мяч в корзине. У меня были кадры быстрого прорыва югославов, и я демонстрировал их, постепенно замедляя скорость. А запись наших прорывов, наоборот, прокручивал все в более и более быстром темпе. Просматривая эти кадры, игроки постепенно обрели уверенность в будущем успехе. И завоевали золотые олимпийские медали!

Один за всех…

Специализаций по видам спорта у психологов нет. Один человек может успешно работать и с борцами, и с гимнастами, и со стрелками, и с футболистами. Но сначала он должен хорошо изучить вид спорта, вплоть до принятого среди атлетов сленга. Нет деления и по признаку «командное/индивидуальное консультирование». Хотя считается, что с командой работать сложнее.

Имена успешных спортивных психологов-практиков хорошо известны: Альберт Родионов, Владимир Сопов, Анатолий Алексеев, Юрий Киселев, Геннадий Горбунов и др. Большинство – и сами бывшие спортсмены. Прошлый опыт помогает им лучше понять чувства своих подопечных.

Они редко пользуются готовыми рецептами, чаще разрабатывают собственные методики, иногда – далекие от теории. Они знают, что делать, когда у других опускаются руки, и могут найти те единственные слова, которые надо сказать в нужный момент. Рудольф Загайнов, например, на Олимпиаде в Афинах некоторых спортсменов буквально укладывал спать перед решающими стартами и контролировал их сон всю ночь. А на следующий день они выигрывали медали. Бывало и так, что Альберт Родионов, стоя за скамейкой запасных во время баскетбольного матча, мысленно посылал игроку сигналы: выручи, дорогой, забей… И тот, почувствовав, оборачивался и кивал в ответ. А такое понятие, как секундирование, известно всем спортивным психологам: когда вовремя сказанное слово, пауза, жест решали судьбу упорного противоборства. Что это – волшебство?.. Нет, профессионализм – основанный на знаниях, опыте и внутреннем чутье.

Каким бы великим ни был спортсмен, ему, как и простым смертным, нужен человек, на чье плечо он смог бы опереться в трудную минуту. Конечно, такие отношения не возникают вдруг. Они возможны только при условии полного доверия – а его надо заслужить. Для этого, утверждают психологи, нужно немного: всего лишь любить спортсмена всепрощающей любовью.

Вы к этому готовы? Добро пожаловать в профессию.

Ольга Тиунова , тренер, спортивный психолог, зав. Лабораторией физической культуры и практической психологии ВНИИФК:

Есть несколько форм работы психолога со спортсменом: одноразовое тестирование (диагностика), серия консультаций-тренингов или длительное кураторство.

На первом этапе совместной работы важно понять, каких именно результатов он хочет достичь - в спорте, в жизни. Далее проводится серия тестов. Это всегда вызывает интерес – ведь мы предлагаем человеку определить свои сильные и слабые стороны. Слабые в дальнейшем можно развивать, на сильные – опираться. Такое знание о себе – мощный инструмент достижения успеха.

Затем предлагаем программу действий: спортсмену, иногда тренеру и даже членам семьи. Подготовка к старту ведь складывается из мелочей. Чтобы не было срывов в решающий момент, нужно предусмотреть все. Иначе – трагедия, одна из тех, что мы наблюдаем на каждой Олимпиаде.

Нельзя забывать, что спортсменов волнуют не только проблемы, связанные исключительно с соревнованиями и достижениями. Например, моя работа с одной из известных гольфисток начиналась с бесед о… смысле жизни – эффективной личностной самореализации. И уже гораздо позже мы начали работать на поле: я буквально по пятам ходила за ней от лунки к лунке. В результате были разработаны специальные приемы «самонастройки», повышающие успешность игры.

У спортсменов - совершенно особая жизнь, и поэтому даже личные отношения не всегда удается выстроить. Ко мне как-то обратился тренер с просьбой помочь его подопечной. Девушка познакомилась с молодым человеком, тоже спортсменом. Она занимается зимним видом спорта, он – летним. У обоих – бесконечные сборы, выезды на соревнования, тренировки. И тот, и другой – безусловно, восходящие звезды, никто из них не готов оставить спорт ради любви. Плюс ко всему – сложные юношеские отношения: а кто первый должен позвонить? а что мне сказать? Такая ситуация стала девушке мешать, тренер это вовремя понял. В индивидуальной работе со спортсменкой мы расставили приоритеты, нашли компромиссы – это помогло.

Вообще, отношения с тренером («она меня не понимает!») и родителями («я уже взрослый!»), беспокойство о собственном будущем («что я могу, кроме спорта?»), очевидные отличия от «обычных» сверстников («я опять не в теме!») может лишить спортсмена сна и снизить спортивные показатели. Работая с психологом, спортсмен может научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов. И вот когда в результате такой работы достигается изначально запланированный результат, можно подвести черту. А дальше или ставить следующую задачу, или на какое-то время сделать перерыв. Но если человек чувствует, что получает от взаимодействия с психологом пользу, он, как правило, стремится достичь большего, появляются новые цели.

На мой взгляд, опыт работы психолога, тем более психолога спортивного, всегда уникален. Наша лаборатория готова сотрудничать со всеми, кто работает в области физической культуры и спорта высших достижений, обучается этому ДЕЛУ и планирует будущую карьеру. Уже сегодня студенты-психологи Московского гуманитарного университета, например, проходят у нас педагогическую и производственную практику.

«Двойной» специалист

Спортивных психологов долгие годы выпускал единственный вуз – Ленинградский институт физкультуры и спорта им. Лесгафта (сейчас Санкт-Петербургский университет физической культуры и спорта им. Лесгафта). Сегодня ситуация немного изменилась.

Как следует из названия профессии, спортивному психологу необходимы знания в двух областях – психологии и спорте. Получить их можно разными путями.

Окончить факультет психологии и дополнительно изучить методики, используемые в спорте.
- Самый доступный вариант, но адаптироваться к профессии придется самостоятельно.

Окончить факультет психологии со специализацией в области спортивной психологии.
- Таких специализаций очень мало.

Поступить в физкультурный вуз на любой факультет, начать серьезно заниматься спортивной психологией, а затем продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.
- Попасть в аспирантуру не так-то легко, потребуется большая целеустремленность.

Окончить вуз или колледж, пройти курсы переподготовки и получить дополнительную квалификацию по спортивной психологии.
- Такие курсы только начинают появляться.

В рамках «психологии»

Учиться по специальности «психология» предлагают многие столичные вузы разного уровня и статуса. Бюджетные места есть в восьми из них: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Институте психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), Московском государственном университете сервиса (МГСУ) и др. Почти везде нужно сдавать биологию и русский язык. Остальные экзамены: обществознание или история Отечества (в РГГУ и то и другое), иногда – математика, иностранный язык, литература. В некоторых вузах предусмотрено психологическое тестирование.

Наталья Матвеева , проректор по учебной работе Института психологии и педагогики: «Необходимо определить профессиональную пригодность будущего психолога. Имеют значение не только личностные качества, но и мотивация абитуриента к обучению, его интеллектуальные способности, умение логически мыслить, структурировать и анализировать информацию. Для этого и проводится психологическое тестирование».

В большинстве вузов профильным экзаменом считается биология, только в Российском университете дружбы народов (РУДН) и МГУ им. М.В. Ломоносова это математика.

На бюджетные места конкурс высокий: до 8 человек на место. Однако можно получить образование и на коммерческой основе. Есть государственные вузы, в которых стоимость обучения составляет менее $ 1500 в год.

Представлена специальность «психология» и в негосударственных учебных заведениях, в основном гуманитарного и педагогического профиля: Институте психологии и педагогики, Московском гуманитарном университете (МосГУ), Московском институте права и др.

Конечно, представление о различных методах психодиагностики и базовые теоретические знания вы получите в любом вузе. Разница – лишь в качестве образования и престижности диплома. Но еще до поступления неплохо бы определиться со своими предпочтениями. В этом случае список подходящих вузов немного сократится и сделать выбор будет легче.

Если вы ориентированы на дальнейшую работу в спортивных школах, есть смысл поступать в один из педагогических институтов. Вы узнаете об особенностях психики детей и сможете помогать им решать различные проблемы, связанные с возрастными кризисами, научите управлять своими эмоциями. Для становления личности будущего чемпиона этот период очень важен, и роль психолога здесь трудно переоценить.

Тому, кто планирует работать во «взрослом» спорте с командами (футбольными, волейбольными и пр.), подойдет специализация «социальная психология». Она предполагает серьезное изучение формирования отношений внутри группы и влияния группы на отдельного человека.

Потенциальным психологам, предпочитающим индивидуальные виды спорта (фигурное катание, теннис, легкая атлетика и др.), стоит обратить внимание на специализацию «психология личности». В некоторых вузах она может называться «общая психология и психология личности». Акцент делается на подробном изучении личностных характеристик: мотивация, особенности памяти, внимания, мышления, волевые реакции и т. д.

Совет абитуриентам : Возьмите книгу, посвященную спортивной психологии, и начните читать. Если будет интересно и тем более если вы думали примерно так же – профессия выбрана правильно.

Помимо теоретических занятий, в вузах должны обязательно проводиться практикумы.

Елена Белинская , зав. кафедрой социальной психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ : «С третьего курса у студентов начинаются практикумы и практикоориентированные курсы. В рамках специализации «психология личности» даются всевозможные тесты, направленные на выявление особенностей типологически разных личностей. А социальные психологи изучают методики диагностики группы как некоторого пространства, в которой личность реализуется».

Однако производственную практику вряд ли удастся пройти в спортивной команде – если только в детской. Впрочем, это не худший вариант: там бывают иногда такие сложные взаимоотношения, что возможность применить свои знания наверняка представится.

И, конечно же, получение диплома отнюдь не гарантирует трудоустройства в олимпийскую сборную. Прежде чем стать профессионалом, придется посвятить какое-то время самообразованию и накоплению опыта в качестве «подмастерья» (если повезет).

Основные задачи спортивного психолога

Спортивная профориентация (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта)
Предсоревновательная подготовка (снятие фобий, повышение мотивации)
Разработка стратегии поведения во время соревнований
Постсоревновательная реабилитация
Разрешение различных кризисных ситуаций

Чего нельзя делать психологу

Разглашать информацию, полученную в ходе работы, без разрешения спортсмена.
Сознательно мешать соперникам своего подопечного, используя психологические приемы.
Давать спортсмену морально-этические оценки.

Важные качества

Эмпатия (способность к сопереживанию)
Фанатичная преданность делу
Доскональное знание специфики спорта
Абсолютная уверенность в себе – всегда, в любых ситуациях
Колоссальная стрессоустойчивость.

Новые веяния

В научных кругах интерес к спортивной психологии не угасал никогда. А после Олимпиады в Афинах ее значимость стала очевидной и для многих чиновников. Пропаганда здорового образа жизни и появление специализированных ТВ-каналов, многочисленные трансляции соревнований с подробными комментариями сделали привлекательными профессии, так или иначе связанные со спортом. На запросы времени начинают реагировать и вузы, реализуя новые учебные программы.

В рамках подготовки психологов специализацию по спортивной психологии, например, планирует ввести МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпускников спортивных учебных заведений (спортшкол, школ олимпийского резерва), имеющих квалификационные книжки спортсменов, приглашает Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). На факультете целевых образовательных программ здесь представлена специализация «психология спорта». А в Московском институте физкультуры и спорта учащиеся по специальности «педагогика и психология» могут выбрать специализацию «Психологическая служба в учреждениях физкультурно-спортивного типа».

Ирина Максимова, декан факультета психологии и педагогики Московского института физкультуры и спорта: «Студенты изучают предметы, которые, безусловно, пригодятся в работе спортивному психологу. Это психология физического воспитания и спорта, психология эмоциональных состояний спортсмена, психология спорта высших достижений, управление психологической подготовкой спортсмена и др. Конечно, «чистой» теории недостаточно. Поэтому она дополняется мастер-классами, которые проводят практикующие специалисты».

Тренер+психолог

При подготовке тренеров любого вида спорта в физкультурных вузах целый блок дисциплин посвящается психологии. Этим шансом можно воспользоваться: выбрать тему курсовой работы по психологии и удивить ею преподавателя. Единственное условие – чтобы она была написана собственноручно, а не скачана из Интернета. Ваш интерес, скорее всего, не останется незамеченным. Дальнейшее зависит только от вашего желания. Преподаватели психологии в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК), например – специалисты, которые и сегодня работают в спорте высших достижений. Они вполне могут привлекать талантливых аспирантов в качестве своих помощников – чем не хорошая возможность приобрести опыт?

И снова лекции

Ну, а если интерес к профессии появился уже после получения диплома о среднем специальном или высшем образовании, поступайте на программу переподготовки. Она будет введена в ближайшее время в РГУФКе.

Вы получите знания как по общепрофессиональным, так и по узкоспециальным психологическим дисциплинам. По каждой из них предусмотрены экзамены или зачеты. Правда, если вы изучали какие-то предметы в первом вузе, они перезачтутся. Предусмотрен и ряд психологических практикумов.

По окончании обучения придется писать и защищать дипломную работу и сдавать итоговый экзамен. Выпускникам программы присваивается квалификация «Спортивный психолог».

Можно также посещать лекции и семинары для тренеров, которые регулярно проводит Государственная школа высшего спортивного мастерства. Но этот вариант можно рассматривать, скорее, как элемент самообразования.

Интересные и практически полезные издания последних лет:

1) Киселёв Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта, 2002.
2) Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта, 2004.
3) Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия, 2005.
4) Таймазов Р.А., Голубь Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции), 2004.

Слухи и факты

Спортивный психолог путешествует по всему миру, и совершенно бесплатно

Действительно, у него есть возможность побывать в разных странах и посмотреть мир – если успеет. Во время соревнований психолог должен быть рядом со спортсменами практически круглосуточно, чтобы вовремя заметить малейшие сигналы «опасности». В эти дни он отдыхает, ест и спит урывками.

Показатель успешной работы психолога – победа на соревнованиях

Необязательно. Главное для психолога – чтобы спортсмен сумел максимально использовать свои внутренние ресурсы. И если намеченная программа выполнена, не было тревожности, излишней скованности, растерянности, то психолог будет доволен, даже если спортивный результат низкий.

Молодой психолог не может быть профессионалом

Для психолога важен не возраст, а его личные качества и компетентность. Тем не менее, большинство спортсменов и тренеров предпочитают работать с опытными специалистами – они, как правило, не слишком молоды.

Карьера & зарплата

Трудно говорить о карьере спортивного психолога в привычном понимании этого слова. Здесь иерархия иная, основанная прежде всего на взаимоотношениях с подопечным. И с каждым следующим спортсменом ее надо выстраивать заново. Сначала психолог воспринимается как собеседник, советчик, что очень важно. Следующий шаг – «статус» единомышленника, затем – друга. И, наконец, высшая ступенька на этой своеобразной карьерной лестнице – духовный наставник. Достигают ее немногие, но именно такие психологи работают с одним спортсменом или в сборной команде годами.

Суммы своих гонораров специалисты не разглашают. На первых порах есть смысл работать даже бесплатно – чтобы приобрести опыт. Дальнейшие доходы будут зависеть от ваших успехов и от возможностей клуба (спортсмена). Понятно, что, например, ЦСКА или «Локомотив» могут предложить психологам более привлекательные условия работы, чем команды второго дивизиона.

Елена Окорокова, журнал «Куда пойти учиться»

На чем основана психология физического воспитания и спорта ? С тех пор, как спорт из простого увлечения превратился в работу, стал профессиональным, человечество не перестает себя удивлять. Ежегодно на различных стартах, играх человек умудряется бегать быстрее, прыгать выше, кидать дальше и становиться все сильнее. То, что для простого смертного кажется невозможным, для спортсмена обыденность. Спорт штампует новых суперменов и для этого находятся все новые и новые возможности.

Спортивная психология

Пожалуй, никто так не знает о резервах спортсмена, как спортивные психологи. Ведь для победы нужно не только тренированное тело, но и правильный настрой.

Заставить думать о победе, снять напряжения перед соревнованиями, научиться чувствовать партнеров по площадке. Это лишь малая часть работы спортивного психолога , самая сложная для них, это работа с командными видами спорта. Помимо работы с каждым спортсменом по отдельности, перед психологом ставиться задача, настроить команду, как единое целое.

Эмоциональное возбуждение

Для достижения результата используются все возможные методы, не выходящие за рамки принятых правил. Поэтому кроме классических амплуа нападающих, защитника и вратаря, в хоккее есть, например тафгай. Они играют роль бойцов, заводилы, которые могут встряхнуть команду в нужный момент, и даже провокаторов. Все это - элементы психологического воздействия на противника .

С соперником на площадке не церемонятся, бьют больно, в выражениях не стесняются. Выведенный из себя игрок, уже представляет собой менее способную боевую единицу. В его кровь, организм впрыскивает целый коктейль гормонов, и это не лучшим образом влияет на точность и технику движений. Гормоны вызывают сильное эмоциональное возбуждение, ярость, чаще всего это заканчивается удалением.

Отдельный предмет изучения в командном спорте, это командное взаимодействие. Здесь учитывается и психологический климат в команде, и умение отдельных игроков работать в связке. Простая психологическая несовместимость может привезти к тому, что побед не будет. И наоборот, грамотно подобранные игроки позволяют открыть в друг друге новые таланты.

Спортивная медицина

За прошедший век, психологическая подготовка стала неотъемлемой частью спорта высших достижений. Сегодня в России этим направлением занимается целый отдел при спортивной медицине. Его задача подготовить не просто спортсмена, а победителей. Здесь будущих и действующих чемпионов учат управлять своим телом и теми процессами, которые происходят в человеческом организме.

Одна из программ, с которой работают спортивные психологи , позволяет визуализировать психологическое состояние человека и одновременно моделирует стрессовые ситуации. На уровне клеток головного мозга, спортсмена приучают реагировать на внешние раздражители адекватно ситуации.

В центре спортивной медицину утверждают, что за 20 подобный занятий спортсмен может достичь таких же результатов по самоконтролю, которые йоги достигают спустя годы тренировок. Но зачастую одного самоконтроля недостаточно.

Роль болельщиков в победе

Один из феноменов спорта, это поддержка болельщиков . Она ощутимо сказывается на результате. По статистике, игры на домашних регионах для команд складываются гораздо успешнее, чем в гостях.

Незатейливые песни и кричалки про уверенность в победе, слабость соперника и нехороших судей, сопровождают каждую футбольную или хоккейную встречу. Их массовое исполнение расплывается по стадиону и создает эффект, который ощутим всем телом, возникает чувство эйфории, как у спортсмена, так и болельщиков. Специалисты называют этот эффект спортивным заражением и относятся к нему весьма серьезно. Эмоции, как позитивные, так и негативные имеют свойство передаваться.

В результате на домашних играх, противник подавлен, а твоя команда воодушевлена. Судья подавлен и на подсознательном уровне начинает принимать решения в пользу тех игроков, которых поддерживают трибуны, но гарантию успеха это не дает.

Психотип и гормоны спортсмена

Для каждого вида спорта существует свой психотип спортсмена, сюда входят темперамент, подвижность нервной системы, сила, устойчивость. Например, в таком спорте, как бег на длинные дистанции, импульсивный человек не сможет пробежать, так как этот вид спорта цикличен, приходится постоянно повторять одни и те же движения. Полное спокойствие и самоконтроль, оптимальная боевая форма для бегуна на длинные дистанции, поэтому бегуна часто сравнивают с шахматистом. Их задача выбрать свою стратегию, взять свой темп и следовать только своему плану, не обращая внимания на внешние раздражители.

Главное испытание своей физической и психологической подготовки , спортсмены проходят на соревнованиях. Долгие месяцы тренировок могут привести к заветной цели, а могут и вылететь в трубу. На старте спортсмен испытывает колоссальное напряжение, которое может превратиться в страх. Именно в этот момент эмоциональное выгорание, или напротив правильный настрой, могут решить больше, чем физические качества и техническая подготовка.

Гормональный взрыв может придать спортсмену дополнительную энергию. Но за частую, он же становится виновником нарушения оптимального функционирования организма. Мышечное перенапряжение приводит к техническим проблемам, а предстартовое волнение может буквально опустошить спортсмена. Справиться с этим помогает только опыт и помощь психолога.

Только с годами, при помощи специалистов и подсказок тренера, у спортсменов вырабатывается устойчивость к стрессу во время соревнований. Но многие из них так никогда себя и не преодолеют. Они сойдут с дистанции, не достигнув вершины.

Психологическая подготовка – это процесс и результат адаптации психики спортсмена к условиям и задачам тренировочной и соревновательной деятельности.

Спортивные игры требуют от спортсмена высокой психологической устойчивости, собранности, выдержки, самообладания, способности соревноваться длительное время при высоком напряжении сил.

Психологическая подготовка складывается из: общей и специальной .

1. Общая – направлена на воспитание:

а) мотивов занятий спортивными играми,

б) морально-волевых качеств (настойчивость, решительность, дисциплинированность, смелость, находчивость);

в) норм, и правил спортивной этики, законов честной игры;

г) специальных качеств (внимание, память, мышление, ощущения, наблюдательность), лежащих в основе технико-тактической деятельности и обеспечивающих ее эффективность.

Задачи общей психологической подготовки в процессе тренировки решаются с помощью следующих методов:

1. проведение упражнений соревновательным методом,

2. метод дополнительных затруднений – введении ограничений (t; рост, точность, противодействие);

3. метод выполнения до отказа – где нужно длительное волевое усилие;

4. метод гандикапа (отставание в счете, неравные силы);

5. метод самостоятельных заданий для развития инициативы, настойчивости, дисциплины;

6. метод определенного задания – цель достигается определенным способом действия.

Для развития специальных качеств используют: уменьшенные мишени; броски и перемещения после прыжков, вращений, поворотов, с закрытыми глазами; в плохо освещенных залах, конкретные задания (дальние броски, тяжелые мячи, ракетки, инвентарные площадки и их покрытия).

2. Специальная психологическая подготовка направлена на непосредственную подготовку к участию в соревнования, на достижение оптимальной (наивысшей) психологической готовности и спортивной борьбе, т.е. она направлена на управление психологическим состоянием спортсмена.

Формирование качеств, обеспечивающих психологическую устойчивость к сбивающим факторам и раздражителям, проявляется в умении контролировать свое поведение и сознательно управлять им в условиях спортивной борьбы. Эти качества очень специфичны для каждого вида спорта, поэтому для адаптации необходимы условия соревнований только по виду спорта, где создается динамический стереотип поведения, проявляемый в тех условиях, в которых он был создан.

Методы и приемы

2) Настройка и снятие напряжения – специальная разминка с упражнениями на расслабление.


3) Идеомоторные упражнения – (мысленное восприятие движений, с концентрацией внимания на решающих фазах движения).

4) Приемы психорегулирующей тренировки, мобилизирующее к соревнованию.

5) Модельная и ситуационная тренировки.

6) Систематическое участие в соревнованиях – очень действенный фактор.

7) Массаж, медикаментозные средства.

Непосредственная подготовка к соревнованиям – определенный режим тренировок, отдыха и нагрузки, моделирование предстоящих соревнований, за несколько часов собрание команды, установка на игру, информация о своей готовности и готовность соперника, его основные характеристики и лучшие игроки. Не рекомендуется перед своей игрой смотреть игры, за 30 мин. разминка и за 5-10 минут повторная установка краткого тактического плана – что следует предпринять. В перерыве - отдых, 1-2 очень конкретных указания. Разбор игры на следующий день.

Психологические состояния бывают:

1) Состояние готовности,

2) Предстартовая лихорадка.

3) Предстартовая апатия.

Методические приемы воздействия:

1) Внимание на слабые стороны подготовки спортсмена (соперника).

2) Беседана отвлеченную тему.

3) Снятие запрета на ошибку.

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.