Педагогический проект во второй младшей группе на тему: Зима. Конспект занятия «Зима» во второй младшей группе Зимушка зима вторая младшая группа

Антонина Савельева
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного занятия

во 2 младшей группе «Зимушка - зима »

Цель :

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста;

Задачи :

Развивающие :

Закреплять названия основных цветов;

Развивать мелкую моторику рук через действия с предметами.

Образовательные :

Продолжать учить сравнивать контрастные по величине предметы (высокий – низкий) ;

Закреплять понятия «много» и «один» , «большой» и «маленький» , «высокийи и низкий» .

Воспитательные :

Воспитывать нравственные качества, такие как, умение дружить, приходить на помощь другим.

Интеграция областей :

Развитие речи;

Художественно – эстетическое;

Физическое;

Познавтельное;

Социально – коммуникативное.

Оборудование :

Пейзажная композиция, предварительно выполненная воспитателем на большом листе бумаги с голубым фоном, на котором изображен снегопад, сугробы и несколько деревьев; рукавички для сеговиков; кисточки, клей ПВА, тряпочки или салфетки, клеенки; игрушка - снеговик.

Предварительная работа :

Чтение стихотворений о зиме, снеговике и снеге, рассматривание иллюстраций по теме «Зима» ; дидактичская игра «Найди пару» ; наблюдение за снегом и экспериментирование на прогулке; совместная работа воспитателя с детьми, постройка снеговика из снега на участке детского сада; изготовление комочков различных размеров путем сминания и скручивания салфеток.

Ход занятия.

В. – Ну ка дети, встаньте в круг

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

В. – Дети, какое сейчас время года?

Д. – Зима!

В. – А зимой тепло или холодно?

Д. – Холодно.

В. – Давайте мы с вами согреемся!

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне Мороз :

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать

Прыгать бегать и играть!

В. – А во что можно играть зимой? (Ответы детей)

В. – А из чего можно слепить снеговика? Сколько нужно комков (один – много? Какие они должны быть (большие – маленькие?

Раздается стук. Появляется художник.

Х. – Здравствуйте мои друзья! Мне нужна ваша помощь. Я начал рисовать картину, и у меня закончилась белая краска.

В. – Давайте с вами посмотрим, что же рисовал художник?

Д. – Деревья, снег, сугробы.

В. – А какие деревья (высокие – низкие? Сколько высоких (низких) (один – много?

В. – А что художник не дорисовал!

Д. – Снеговиков.

В. – Давайте поможем и расскрасим их, только не красками, а волшебными снежками. Но сначала нам надо согреть наши пальчики, чтобы не замерзнуть.

Перед нами елочка –

Шишечки, иголочки

Шарики, фонарики

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки!

В. – Ну что, а теперь можно помогать художнику! Только очено аккуратно.

В. – Ой, посмотрите, что это под «снегом» ?

Д. – Рукавичка.

В. – Но почему то она одна? Давйте подберем к ней вторую такую же .

Дид/ игра «Найди пару»

В. – Вот теперь снеговики похожи на настоящих, и их можно вернуть в картину.

Итог занятия .

Художник рассматривае работы детей. Хвалит их.

Х. – Спасибо большое вам ребята. Вы мне очень помогли. Но мне пора отправляться в дорогу, а за вашу помощь от меня сладкий подарок (дает большую конфету) .

В. – Ребята, конфета одна, а нас – много. Но мы с вами знаем волшебнве слова : «Раз, два, три, четыре пять – пора конфету открывать!»

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима» Цель: формирование представлений детей о пейзаже. Задачи: -Продолжать закреплять знания детей о зиме; -Учить детей выполнять работу на одну.

«Здравствуй, Зимушка-Зима!» Календарно-тематическое планирование в 1 младшей группе Падал снег на порог, (плавно опускают руки сверху вниз.) Кот испек себе пирог. (прижимая ладони друг к другу, А пока лепил и пек, (показывают,.

Конспект интегрированного занятия Познавательная деятельность (окружающий мир) и фрагменты элементарных математических понятий. На тему:.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» Конспект интегрированной НОД «Зимушка-Зима!» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» в подготовительной группе Цель занятия: уточнить, закрепить и обогатить словарный запас

Цель занятия :

  1. закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;
  2. проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
  3. развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
  4. воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
  5. воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
  6. с помощью компьютерной игры закреплять полученные знания о времени года;
  7. развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Материалы:

  1. иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений «Снеговики», «Путаница»;
  2. подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях;
  3. компьютерная игра «Ленник». Веселые времена года».

Ход занятия

Какие времена года вы знаете?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?

Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картину «Зимний лес», послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты?

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою.

(Отрывок стихотворения С.Есенина.)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы.

  1. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
  2. На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)

Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Молодцы, ребята, вы правильно отгадывали.

Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использовал художник, чтобы ее нарисовать? (Ответы детей.)

Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

Кого еще мы видим на картине в зимнем лесу? Как изменилась жизнь животных и птиц зимой? Что стало с растениями? (Ответы детей.)

А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)

А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем.

Физкультурная минутка.

Морозы детям не беда,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Вот так!

Игровые упражнения (моделирование заданий компьютерной игры).

1) Упражнение «Путаница».

Задание: рассмотреть картинку, назвать, что на ней лишнее, чего не бывает зимой.

2) Упражнение «Снеговики».

Задание: сравнить двух снеговиков, найти различие между ними.

3) Пальчиковая гимнастика:

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в коробке.
Она села на пенек
И читала весь денек.
Мамочка, милая,
Милая моя.
Мамочка, милая,
Я люблю тебя.

4) Компьютерная игра «Лелик. Веселые времена года».

Задание:

  1. Одеть Лелика для зимней прогулки (с помощью компьютерной мышки» прощелкать» предметы зимней одежды в шкафу).
  2. Убрать со двора предметы, которые не нужны Лелику зимой (с помощью компьютерной мышки «прощелкать» лишние предметы на картинке).
  3. «Слепить» одинакового снеговика (перетаскивая компьютерной мышкой детали снеговика, создать его по примеру данного).

Проанализировать выполнение заданий детьми, похвалить всех и вручить призовые фишки.

5) Зрительная гимнастика (тренажеры «Цветные дорожки», «Колобок»).

Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Послушайте еще одну красивую загадку о зиме.

Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.

Сюрпризный момент. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1421 г. Москвы Дошкольное отделение

Воспитатель: Бобылева Людмила Станиславовна

Цель:

  • закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
  • уточнять знания о зимних праздниках, забавах;
  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы» ;

Задачи:

  • развивать двигательные умения и навыки
  • учить действовать по сигналу
  • развивать ловкость, быстроту, координацию движений
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Обучающие:

  • расширять знания детей о времени года - зима.
  • закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.
  • учить отгадывать стихи-загадки.
  • активизировать речь детей через художественное слово.
  • продолжать учить отвечать на вопросы.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Оборудование: презентация «зимние забавы» , костюм снеговика; снежки из синтепона; музыкальное сопровождение для снежинок, снежинки.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение художественной литературы. Беседы о зимних забавах. Загадывание загадок.

Ход занятия.

Дети входят под музыку.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла … (зима)

Дети отвечают.

Правильно ребятки. А по каким признакам вы определили, что на улице зима? А кто любит зиму? (дети отвечают) . А почему Вы любите зиму, за что? (ответы детей) . Да ребята, правильно. Зимой очень много разных забав, а именно катание с горки, можно лепить снеговика, кататься на лыжах, коньках.

И сегодня к нам пришел гость. А какой узнаете из загадки:

Его слепили дети ловко,
из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.

На голову ведро одели
и соломенный парик.
А теперь скажи скорее
кто же это? (снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снеговик. Я пришел к вам в гости!

Хотите поиграть со мной? А в снежки любите играть? Давайте с вами поиграем в волшебные снежки.

Снеговик берет корзинку со снежками и говорит слова:

Я подброшу снежки высоко, полетят они далеко, ребятки все их соберут и мне в корзину принесут. (игра повторяется 2-3 раза) .

Дети садятся на стульчики.

Снеговик:

Какие вы ловкие. А загадки умеет отгадывать.

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их...

(Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?...

(Коньки.)

Тащили их на горку,
Чтоб устроить гонку.

(Санки.)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … (Снеговик.)

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?

(Снежки.)

Показ презентации о зимних забавах.

Снеговик: Зимой очень много бывает снега. А снег - это снежинки, которые падают с неба! И я сейчас превращу вас всех в снежинок.

Влево, вправо повернись

И в снежинок превратись!

Ну вот я вас и превратил в снежинок, таких легких, белых, красивых. Когда ветер дует снежинки кружатся, летают. А когда ветер стихает, снежинки опускаются на землю.

/Игра "Снежинки" - дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу Снеговика - "Подул ветерок, разлетелись снежинки", - дети разбегаются по группе и кружатся. По сигналу: "Ветер стих" - дети садятся на корточки. /

Игровое упражнение «Хоккей»

Снеговик: Молодцы ребята! Здорово играли!

А на моей снежной поляне в лесу стоит корзинка, а в ней снежочки. А хотите еще поиграть в снежки?

Снеговик: Тогда отправляемся в лес. Но сначала давайте оденемся. В лесу холодно.

Бери скорее варежки
И, конечно, валенки.
Шубу тёплую наденем,
Шапку потеплее.

И пойдём все вместе
Мы гулять скорее.

/имитация «одеваемся на прогулку» в соответствии с текстом/

Игровое упражнение «В лес пойдём»

/дети идут друг за другом по кругу, действуют по сигналу ведущего/

Ах, ты, зимушка-зима,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути.
Не проехать, не пройти.

Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
/имитируют езду на лыжах/
Мы на санки сели,

Быстро полетели.

/разбиваются на пары, первый участник вытягивает руки назад, второй участник берётся за руки, имитируют езду на санках/

На коньки мы быстро встали,

И красиво затанцевали.

/кружатся, имитируют катание на коньках/

Снеговик: Вот мы и пришли! Где же моя корзиночка?

Дети: Вот она!

Снеговик: Давайте же играть в снежки!

Игра-забава со снежками.

Дети встают в колонну по одному. По очереди под музыку забрасывают снежки в корзину, которая стоит на расстоянии 1,5-2 м.

Снеговик: Молодцы ребята! Весело с вами играть! Теперь помоги собрать снежки в корзинку! Раз, два, три - скорей собери!

Милый Снеговичок, устал наверно, отдохни. А дети расскажут тебе стихи о зиме.

/дети садятся, несколько ребят по желанию читают стихи/

1 ребёнок

С песнями весёлыми
В старый тёмный лес
Зимушка приехала
С сундучком чудес.

2 ребёнок

Снег, снег кружится.
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.

3 ребёнок

Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!

4 ребёнок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

З. Александрова

5 ребёнок

Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И. Суриков

Снеговик: Ребята, какие вы молодцы!

Мы с вами так хорошо поиграли, что мне так жарко стало, и я скоро растаю. Нужно мне заморозиться и вас всех сейчас заморожу. Ну-ка прячьте ручки скорей! /Дети стоят в кругу, когда подходит Снеговик - прячут ручки за спину. /

Снеговик: Ой, молодцы! Ни кого не заморозил! Здорово с вами играть, но вам пора возвращаться! До свиданья, ребята! /Снеговик прощается с детьми и выходит из группы. /

с детьми второй младшей группы

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

Виды деятельности:

Игровая

Познавательная

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения.

Систематизировать знания детей о зиме.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас прилагательных.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Учить самостоятельно составлять описание игрушек.

Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика).

Развивающие:

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия».

Ход занятия :

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Дети, поприветствуйте гостей наших. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку с бубенцами поехали).

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они?- Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! А увидеть эти чудеса может только человек с хорошим настроением и добрым сердцем. Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к нему и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А представьте теперь, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу немного света и тепла своего сердца. (Руки вынесли вперед).

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?- Снежинки. Рассмотрите их, какие они?- Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?- Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи). Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения).

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега?- Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло?- Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок»).

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Аня, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Это ЛИСИЧКА - У нее золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живет она в лесу в норке.

Это ВОЛК – У него серая шубка. Он зубастый и злой. Живет в лесу в логове.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик». А сейчас давайте наклеим снег на своих картинах. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения). Молодцы, сколько снега наклеили, у всех получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?

Используемая литература:

  1. О. С. Ушакова: « Занятие по развитию речи в детском саду».
  2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова: « Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
  3. Т. Я. Загулина: « Конспекты комплексных занятий по развитию речи».

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Здравствуй Зимушка - зима»

Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
  • Учить детей замечать красоту зимней природы;
  • Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
  • Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате);
  • Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»;
  • Формировать навыки координации речи с движением.

Развивающие:

  • Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
  • Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
  • Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.

Воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.

Материалы и оборудование:

  • Декорация: сугробы, елочки в снегу.
  • Ведро (таз) со снегом
  • Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.

Ход занятия:

).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки –

девчонки и мальчишки.

Здравствуйте, я вам скажу,

всех я вас приветствую.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку

«Дел немало у меня.

Я белым одеялом всю землю укрываю.

Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима)

Молодцы, конечно же, это зима. А у нас за окном, какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?

Дети: На улице снег, мороз ………

Воспитатель: Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?

Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!

Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.

Первая картинка: падает снег.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(И.Суриков ).

Какой бывает снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель: А когда много снега падает с неба, как это называется?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется?

Дети: Вьюга, метель.

Воспитатель: Ребята, а как воет вьюга?

Дети: у-уууууу

Воспитатель: Из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Вторая картинка: зимняя дорога, поле.

Воспитатель: Дети, посмотрите, где лежит снег?

Дети: На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).

Третья картинка: дом в снегу.

Воспитатель: На чем еще лежит снег?

Дети: На крыше. (Снег лежит на крыше).

Воспитатель: С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т.д.)

Четвертая картинка: лес, снег лежит на деревьях.

Воспитатель: Посмотрите, где еще лежит снег?

Дети: Снег лежит на деревьях.

Воспитатель: Да, как много снега на деревьях. Для чего снег на деревьях и под деревьями?

Дети: Чтобы деревья не замерзли.

Воспитатель: А зачем еще зимой нужен снег?

Воспитатель: А зима это хорошо или плохо?

Воспитатель: Чем хорошо, когда зима?

Дети: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.

Воспитатель: А когда можно сказать, что плохо зима?

Дети: зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной?

Дети: Да!!!

Воспитатель: А что мы с вами забыли сделать?

Дети: Одеться.

Воспитатель: А зачем нам надо одеваться?

Дети: Холодно.

Дидактическая игра «Дети одеваются»

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности.

Посмотрите - за окном (обзорный жест рукой)

Белые дорожки.

Все равно гулять пойдем, (шагают на месте)

Топать по дорожкам.

Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги)

Теплые сапожки;

Этот с правой ножки, («надевают на правую ногу сапожок»)

Этот с левой ножки. («надевают на левую ногу) сапожок»)

На ручки - рукавички (руки вверх)

Теплые сестрички. (вращают ладошками)

Эту на левый кулачок (показывают правый кулачок)

Эту на правый кулачок. (показывают левый кулачок)

Шубки меховые, (надевают «шубку»)

Шапки пуховые. (надеваем «шапку»).

Воспитатель: Скажите мне, ребята, а как же мы можем быстро добраться до леса?

Дети: доехать, долететь…

Воспитатель: А на чем мы можем доехать? Но вот в саду у нас транспорта нет, как, же тогда добраться до леса?

Дети: на санках, на лыжах…

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в зимний лес на лыжах.

Дети и воспитатель имитируют катание на лыжах.

Воспитатель: Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Дети: Туча.

Воспитатель: Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой?

Дети: Снег.

Воспитатель дергает, летят снежинки.

Воспитатель: Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?

Дети: Снежинки.

Рассмотрите их, какие они?

Дети: Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?

Дети: Легкие.

Ребята, а что снежинки умеют делать?

Дети: Летать, кружиться, падать, таить.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку!

Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой.

Воспитатель: Рассмотрим, какой он?

Дети: Белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый.

Воспитатель: А как вы думаете, снег состоит из чего?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: А теперь возьмите немного снега в ладошки.

У моей Иринки

Две красивые снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать.

Воспитатель: Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?

Дети: Растаял.

Воспитатель: Во что превратился?

Дети: В воду.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ладошки теплые.

Воспитатель: Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Воспитатель: Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.

Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети брали в ручке снег.