Интервью волшебный мир л д столяренко. Исследование межличностных отношений младшего школьника интерьвью "волшебный мир" - исследование

Интерпретация данных в значительной степени базирует­ся на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», посколь­ку в них дети говорят о своих потребностях, значимых пере­живаниях. Другой основой интерпретации является содержа­тельный анализ ответов, который позволяет углубить представ­ление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситу­ации. Невербальные проявления также дают много информа­ции для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, инте­ресные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположе­ния, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учиты­вать, что идентификация ребенка с волшебником задана ин­струкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенден­ции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление пока­зать себя в лучшем свете.

Тест, незаконченных предложений

Данный тест может применяться сам по себе, однако ав­тор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом пос­ледовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам

дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направ­лен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учи­телям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых пережи­ваний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изме­нен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.



Инструкция

Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду назы­вать тебе начало предложений, а ты - заканчивать его.

Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каж­дый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получа­лось законченное по смыслу предложение. Прежде чем нач­нем игру, можно немного потренироваться. Например, я гово­рю начало предложения:

Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предло­жения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструк­цию еще раз. Можно предложить еще один пример:

Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Мно­гие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время" реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психо­логом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ста­вить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в уст­ной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения

ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; ви­дам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, пред­лагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему рас­пределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего...

7. Отцы иногда...

9. Что бы наш папа...

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто...

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то...

1. Я думаю, что людей больше...

6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если бы я...

24. Всегда мечтаю...

14. Больной ребенок...

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный ана­лиз ответов, частота дополнительной части предложения, вре­мя ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, ыа-

сколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифициро­ванный тест Сакса и Леви - SSGT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Соци­альную позицию ребенка исследуют предложения, направлен­ные на изучение его отношения к группе сверстников, учите­лям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются призна­ки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом ано­мального развития личности. "Автор методики вслед за Сак­сом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серь­езные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умерен­ные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложе­ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возра­ста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оцен­ки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейт­ральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как пред­ложение может быть подтверждено или опровергнуто на ос­нове данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппи­рованы по следующим категориям:

а) отношение к матери - 3, 15,

б) отношение к отцу - 7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,

г) отношение к семье - 2, 10,

д) отношение к ровесникам - А, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,

ж) отношение к людям в целом - 1,

з) отношение к собственным способностям - 6, 21, и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19,

к) отношение к болезни - 14,

л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Серия рассказов «Детский мир»

Данная серия относится к апперцептивным методикам, подобным ТАТ, САТи их модификациям. Эта часть диагнос­тического комплекса направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, учителям, сверст­никам), а также на выявление значимых переживаний (тре­воги, страха). Полный вариант методики состоит из 10 рисун­ков, сокращенный - из 4 (рис. 1, 2, 3, 10). В отличие от мето­дики «Волшебный мир», где идентификация с определенным персонажем задана инструкцией, в этом задании ребенок отож­дествляет себя с героем рассказа спонтанно и неосознанно. Автор методики рекомендует проводить беседу с ребенком после тестирования, обсудив подробнее отдельные рассказы. Обсуждение рассказов может выполнять психокоррекцион-ную роль (см. стр. 218-223).

Таким образом, все части проективного интервью относятся к различным группам проективных техник, и, следовательно, результаты диагностики высвечивают проблемы ребенка с разных сторон, способствуя успешной психокоррекционной работе. Существенно также то обстоятельство, что результаты обследования детей с помощью комплекса проективного ин­тервью отражают два уровня мотивов: осознаваемые, «моти­вы цели» по терминологии А.Н.Леонтьева (интервью «Вол­шебный мир», отчасти - тест незаконченных предложений), и неосознанные, «мотивы-смыслы» (методика «Детский мир»). Следовательно, на основании результатов обследования про­ективным интервью можно судить о степени осознания ребен-

ком своих проблем, что очень важно при переходе к психо­коррекции.

На этапе освоения методики рекомендуется соблюдать инструкцию, выполнять всю последовательность заданий. Однако опытный практик в зависимости от целей и задач исследования может вносить в тест методики некоторые из­менения: опускать некоторые вопросы, предложения, заменять их другими, менять порядок предъявления незаконченных предложений и рисунков «Детский мир», но непременно со­хранять общий контекст каждой части методики.

Интерпретация всех трех частей комплекса проективного интервью преимущественно содержательная. Следует подчер­кнуть, что между ответами ребенка на отдельные вопросы и симптомами психологического неблагополучия нет однознач­ной связи, и диагностические выводы о характере трудностей ребенка не являются обоснованными, если базируются лишь на отдельных ответах. Такие выводы имеют под собой осно­вания только тогда, когда подтверждаются целым рядом выс­казываний ребенка по всем 3 частям интервью (например, вы­вод о том, что причиной затруднений ребенка является семей­ное неблагополучие, остро им переживаемое, правомерен, если во всех частях диагностического комплекса имеется подтвер­ждение этой гипотезы).

Использование методики Розенцвейга в работе с детьми

Методика разработана и апробирована В. В. Добровым и приводится в авторском изложении. В практической деятель­ности мы столкнулись с рядом задач, в ходе решения которых были вынуждены создать модифицированный вариант мето­дики Розенцвейга.

Задачи, повлекшие за собой изменение методики, носили сугубо конкретный характер. По работе нам часто приходит­ся сталкиваться с таким явлением, как кризис, в который по­падают учащиеся при переходе из начального звена в сред­нее. В литературе «кризис перехода» описан, хотя и неполно.

ЦСИ.ШШ ш^иАоаиагностика t просрориентац ия

Тестовый материал к методике «Детский мир»

Обычно приводятся жалобы родителей и учителей, сводящие­ся к тому, что ребенок стал невнимательным, рассеянным, плохо запоминает, неизвестно о чем думает на уроках, стал раздра­жительным, обидчивым и т.п.

Для того, чтобы проводить консутативно-коррекционную работу с учащимися, учителями и родителями, необходимо было выяснить характер изменений, и в каких значимых для ре­бенка отношениях это происходит.

Первое изменение, которое мы внесли в детский вариант методики Розенцвейга состояло в подборе по трем типам от­ношений: отношения ребенка с родителями («Семья»), отно­шения с учителями («Школа»), отношения со сверстниками («Сверстники»). Второе изменение заключалось в сокраще­нии количества стимульного материала с 24-х до 15-ти карто­чек, по пять карточек на соответствующий тип отношений. Проводя классический вариант методики фронтально, с клас­сом, мы заметили, что к концу тестирования многие учащиеся устают, у них пропадает интерес к работе и, как правило, ме­няется характер ответов. Этим и было вызвано сокращение количества стимульного материала. Третье изменение каса­ется инструкции. Многократное экспериментирование с ин­струкцией дало нам основание утверждать, что большинство детей 3, 5, 6 классов испытывают значительные трудности, когда им предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что, по твоему мнению, скажет второй персонаж, изображенный на картинке?». Механизмы проекции, как нам кажется, у детей данного возраста развиты недостаточно хорошо. По характе­ру ответов видно, что инструкция ими переформулируется в то, как должен ответить второй персонаж, поэтому ответы уча­щихся носят социально-желательный характер, т.е. дети зна­ют, как должен вести себя человек в той или иной ситуации.

Инструкция, которая предлагалась нами, переводит мето­дику из проективной в самооценочную. Однако до проведе­ния методики психологу необходимо установить полный кон­такт с классом, и лишь в ситуации доверия можно проводить данную методику.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть-одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэто­му напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал». После этого мы обычно говорим о том, ка­кие чувства и эмоции бывают. Для создания у учащихся чув­ства безопасности практикуется и анонимное выполнение за­дания. Полученные ответы, на ваш взгляд, говорят сами за себя.

Пример: 1 ситуация. Ответ: «А я не знаю, откуда они там появились (двойки), (испытываю стыд). Или 4 ситуация. Ответ: «Ладно, посмотрю (оп"ять мне сидеть), - обида.

Далее ответы оцениваются и индексируются в соответствии с основной методикой. Исходя из наших целей, мы индекси­ровали только чувства, которые испытывали учащиеся. Рабо­тая с основной методикой, мы отказались от использования ключа и вычисления GGR, т.к. считаем этот показатель мало­операционным. Результат оценивается на уровне анализа тен­денций и отдельных реакций. Для более удобного анализа полученные баллы переводятся нами в проценты, причем бал­лы, полученные по каждому типу отношений, например, по «Семье» принимаются за 100%, и, исходя из этого, высчитыва-ется процент отдельных реакций. В конце составляется таб­лица по всем трем типам отношений. Таким образом, обра­ботка проводится в несколько этапов: индексация ответов учащихся, составление таблиц («Семья», «Школа», «Сверст­ники», общая) на каждого учащегося в баллах, суммирования результатов в общеклассные 4-е таблицы (в баллах) и после этого вычисление процентов, описанных выше. В итоге мы по­лучаем результаты как по одному учащемуся, так и своеоб­разный портрет класса.

Тестовый материал к детскому варианту методики Розенцвейга

Интервью "Волшебный мир" (Л. Д. Столяренко)

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал то или иное дело, превратился в кого-то и т. д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать диктофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к следующему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

― Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая, немного сказочная игра.
1.
― Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а) ― А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в сказочной стране? Почему?
б) ― А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? ― Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2.
― Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой ― представь себе это.

3.
― Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы? и т. д.).
― Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4.
― Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

5.
―Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
― Чуть не забыли о тебе!

6.
а) ― Что бы ты сделал для себя? Почему?
б) ― Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7.
― А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
― Спасибо, ты настоящий волшебник!
― Если бы ты стал волшебником, ты бы мог принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8.
а) ― Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б) ― А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? ―Ты можешь превратиться в любое животное.

9.
а) ― Каким животным ты хотел бы стать? Почему?
б) ― А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет и почему.

  1. кошка,
  2. лев,
  3. маленький козленок, олененок,
  4. змея,
  5. орел,
  6. мышь,
  7. обезьяна,
  8. тигр,
  9. заяц,
  10. собака,
  11. птичка (например синичка).

― Ты отлично справился с заданием.
― Ты волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

11.
а. – Скажи, кем ты хочешь быть – маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. – А почему ты не хочешь стать…(1-й не выбранный вариант)?
в. – А почему…(2-й не выбранный вариант)?

  1. А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
  2. Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
  1. А кстати, тебе нравиться твое имя? Не нравиться? Почему? А фамилия? Не нравиться? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
  2. Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14.
а, б, в?

  1. А почему а,б,в?
  2. Отлично. А подумай:

а. – Чего больше всего бояться дети? Почему?
б. – Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. – А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

  1. Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить ли поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка

в) маленький козленок, олененок

ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц
к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Представляю вашему вниманию проективную методику «Волшебный мир». Эта методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.


Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.


Текст методики

— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

2 . Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.

3 .Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в детский сад.

— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4 . Вот теперь ты в детском саду. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для воспитателей, детей?). Почему?

5 . Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

6 . Чуть не забыли о тебе!

а) Что бы ты сделал для себя? Почему?

б) Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7. А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

— Спасибо, ты — настоящий волшебник!

— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

8 . Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

9. Ты можешь превратиться в любое животное.

а) Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б) А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

в) маленький козленок

ж) обезьяна

к) собака

л) птичка (например, синица).

— Ты отлично справился с заданием.

11 .Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

а)Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б) А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в)А почему... (2-й не выбранный вариант)?

12 .А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

13 . А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, ребята?

— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14 . а, б, в?

— А почему а, б, в?

— Отлично. А подумай:

15. Чего больше всего боятся дети? Почему? Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? А что приносит им наибольшие огорчения? Почему? Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992

Интервью "Волшебный мир" - страница №1/1

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка
в) маленький козленок, олененок

г) змея


д) орел

е) мышь


ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц


к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.