Качество детских садов россии стремительно ухудшается. Санитарные правила, регулирующие укомплектованность групп в детских садах Ветрянка в детском саду: что делать и как избежать заражения

За последние 6 лет в Москве было построено 193 новых детских сада, которые, в общей сложности, могут принять больше 31 тысячи ребят. Об этом сообщил мэр Сергей Собянин в ходе осмотра нового корпуса дошкольного образования ГБОУ школа № 887 в Кунцевском районе.

«Красивый детский сад получился, по индивидуальному проекту построен. Здесь все, в принципе, есть: и медиатека, и музыкальный зал, и спортивный зал. Не так часто получается, что практически одновременно с домами сдали и детский сад, практически с опережением, он еще полупустой, сейчас заселяются жители и будет детский сад заполняться. Так что проблем никаких не будет», — сказал Собянин.

Сколько детских садов было открыто в 2016 году?

С начала 2016 года в Москве построили 12 детских садов: девять зданий на 2 110 мест за счёт городского бюджета и три здания на 775 мест — на деньги инвесторов.

Как изменились спальные и игровые в новых детсадах Москвы?

Одно из последних технических нововведений при строительстве детских садов — раздвижные стены-трансформеры. Перегородка-гармошка на время сна будет выдвигаться, чтобы защитить детей от лишнего шума и света, а затем складываться, чтобы расширить игровую зону для ребят. Кроме того, для оптимизации пространства детские сады будут использовать выкатные трёхъярусные кровати, которые убираются к стене, образуя нечто вроде стеллажей.

Образовательная инфраструктура в Москве активно развивается. Каждый год в городе открываются новые детские сады и школы, построенные по всем современным стандартам. Одно из таких образовательных учреждений – школа №1542 – появилась в районе Солнцево на западе столицы. В четверг, 16 августа, ее открыл мэр Москвы Сергей Собянин.

Качественная и современная

Новая школа рассчитана на 500 мест, в ней разместятся 22 класса. Для качественного обучения там оборудованы кабинеты информатики, труда, моделирования и технической игрушки. В образовательном учреждении созданы все условия и для занятий спортом.

Для первоклассников обустроены игровая и детская спальня, ученики 2-4 классов получат два помещения для групп продленного дня. Что касается ребят старшего возраста, то для них предусмотрены кабинеты по естественным наукам, компьютерно-лингвистическая лаборатория, кабинеты информатики, вычислительной техники, рисования и черчения.

Кроме того, в новой школе откроется библиотека с читальным залом на 30 мест и медиатекой, будут работать актовый зал, кабинеты врача, психолога, стоматолога и логопеда, прививочная и процедурная. Здание школы оснащено современными системами охраны и видеонаблюдения, которые вместе с обширным спектром инженерно-технических возможностей создают качественную и безопасную среду обучения детей.

Сергей Собянин отметил, что 1 сентября в столичные школы придут почти 1,5 миллиона ребят. "Мы, конечно, готовимся к этому важному событию. Идет капитальный и текущий ремонт зданий детских садов, школ, оборудование спортивных площадок", – сказал градоначальник.

Мэр напомнил, что в этом году зачисление в детские сады ведется с двух с половиной лет кроме тех районов, где строятся дополнительные дошкольные образовательные учреждения.

Сотни школ и детских садов

Новые школы и детские сады появляются в столице почти каждый месяц. Так, 1 сентября, в день начала нового учебного года, в столице распахнут свои двери девять новых образовательных учреждений. Это четыре детских сада на 900 мест, четыре школы на более чем три тысячи учащихся и блок начальных классов на 250 ребят.

Все новые детские сады и школы оснащены современным оборудованием для обучения и комплексного физического и эстетического развития детей. Их помещения приспособлены для удобства маломобильных людей. Два детских сада располагаются в районе Некрасовка на юго-востоке столицы, два других – в районах Пресненский и Северный. Что касается школ, то они расположены в районах Некрасовка, Солнцево, Строгино и Северный.

В целом в 2018 году в столице за счет бюджета построят 15 образовательных учреждений. Это девять детских садов, четыре школы и два блока начальных классов. Руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев ранее отмечал, что с начала года в эксплуатацию введено два детских сада на 650 мест, продолжается возведение еще семи дошкольных образовательных учреждений на 1325 малышей, четыре школы на более чем три тысячи учащихся.

Только в прошлом году за счет городского бюджета в столице появилось 10 образовательных учреждений: три дошкольных на 725 мест, четыре школы, в которых учатся более четырех тысяч ребят, а также три блока начальных классов для 1100 малышей. Всего же, по словам главы стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, за 2011-2018 годы в городе появились почти 300 новых школ и детских садов.

"Сейчас в Москве нет очередей в школы и детские сады. В дальнейшем мы будем развивать социальное строительство с учетом демографической ситуации", – отметил мэр столицы Сергей Собянин.

На достигнутых результатах столица останавливаться не собирается, город не намерен сбавлять темпы ввода в эксплуатацию новых детских садов и школ. В ближайшие три года в Москве планируется построить 129 объектов образования, которые смогут принять 14 тысяч детей.

Некоторые новые проекты уникальны для Москвы. Так, новый детский сад на Варшавском шоссе имеет необычный дизайн – круглая форма здания, фигурные окна, напоминающие животных и птиц. Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на девять групп по 20 детей в каждой. На трех этажах здания размещаются по несколько групп в зависимости от возраста. Самые маленькие располагаются на первом этаже, средние – на втором, а ребята старших возрастов – на третьем.

У каждой группы своя спальня, игровая, раздевалка и туалет. Все комнаты оснащены телевизорами и учебными досками. По расписанию у детей пять занятий каждый день. К традиционным рисованию, музыке и физкультуре добавлены английский язык, информатика, хореография и даже шахматы.

Обустроено не только внутреннее пространство дошкольного учреждения, но и прилегающая территория. По периметру здания оборудовано девять детских площадок, изготовленных из экологически чистых материалов. На них установлено игровое оборудование, теневые навесы.

Здания-трансформеры

Новый тренд в строительстве образовательных учреждений в столице – учебные здания-трансформеры. Первые три таких сооружения появятся в Москве уже в следующем году. Благодаря функциональности такие здания могут быть детским садом, начальной школой, комбинированным образовательным учреждением, которое сочетает в себе как дошкольные группы, так и корпус начальных классов.

Здание может трансформироваться под конкретные задачи в зависимости от потребности района. Переоборудовать "трансформер" можно даже во время летних каникул. К примеру, дошкольное образовательное учреждение на 300 малышей можно превратить в начальную школу, в которой будут обучаться 12 классов.

Так, в Южном Бутово появится блок начальных классов, который можно переформатировать в детский сад, а также комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест. Еще один комбинированный блок начальных классов будет работать в районе Куркино.

Как отметил глава стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, в Москве постоянно растет потребность в школах и детсадах. Идея строительства зданий трансформеров, по его словам, возникла еще несколько лет назад. "По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением", – отметил он.

Школы-гиганты

Еще один тренд – создание так называемых школ-гигантов. В прошлом году в Некрасовке открылось учебное заведение на 2100 мест. Начальные классы школы способны вместить до 800 учащихся, а средние и старшие рассчитаны на 1300 школьников. С учетом активного развития района и постоянного увеличения численности его населения, количество учащихся постоянно прибавляется. Соответственно, растет и число педагогов.

В школе есть все необходимое для качественного образовательного процесса. Учебники, лаборатории, библиотеки с конференц-залом. Кроме того, в школе создано крупное спортивное ядро, которые включает площадки для мини-футбола, бадминтона, волейбола, настольного тенниса, беговые дорожки из резиновой крошки. Несмотря на свой огромный размер школа очень комфортно зонирована. Младшие классы занимаются отдельно от средних и старших.

Скоро в столице появится еще одна школа-гигант, ее строительство в настоящий момент ведется на территории бывшей промзоны ЗИЛ. Учебное заведение сможет принять на 400 человек больше, чем аналогичное в Некрасовке – до 2500 учащихся.

Как отметил Марат Хуснуллин, эта территория постепенно превращается в комфортный район, соответствующий всем мировым стандартам. Предполагается, что на ЗИЛе будут жить 76 тысяч человек. Многие из них - семьи с детьми, которым нужны образовательные учреждения в шаговой доступности. Школа-гигант станет неотъемлемой частью района, повысит его привлекательность. Дети будут учиться в пределах своего места проживания, не нужно будет тратить много времени на дорогу в другой район Москвы.

Новую школу можно будет смело назвать экспериментальным учебным центром. Здание будет четырехэтажным, его поделят на тематические зоны: младшие, средние и старшие классы. Классы будут оборудованы в соответствии со спецификой каждого блока.

Школа-гигант на ЗИЛе даст своим ученикам широкие возможности для самовыражения и развития своих талантов. В школе будут залы для гимнастики и хореографии, зал на 1040 человек с эстрадой. Изюминкой образовательного учреждения станет детский технопарк "Кванториум". Ребята смогут изучить лазерные технологии, наноматериалы, попробовать себя в судостроении, создании виртуальной реальности. Посещать технопарк могут и дети из других школ.

Новая Москва

Активно развивается образовательная инфраструктура и на присоединенных территориях. Как отметил недавно Марат Хуснуллин, в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) в этом году будут введены в эксплуатацию 11 детских садов и восемь школ. При этом, подчеркнул глава столичного стройкомплекса, более половины социальной инфраструктуры в Новой Москве возводятся за счет инвесторов.

Один из самых масштабных проектов такого рода в ТиНАО - международная школа "Летово" в поселении Сосенское. Свои двери она распахнет уже к новому учебному году. Это огромный образовательный комплекс, рассчитанный на детей от 12 до 18 лет.

Обучаться в школе "Летово" смогут до 1012 учащихся. В комплексе созданы учебные классы, административно-хозяйственный и бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, инженерные сооружения и коммуникации. Образовательный центр полностью обеспечен спортивной инфраструктурой – беговые дорожки, тренажеры, теннисные корты, большая спортивная площадка, площадки для занятий волейболом, фигурным катанием, хоккеем. Кроме того, предусмотрена теплица для практических занятий в области сельского хозяйства.

Темпы создания образовательной инфраструктуры на присоединенных территориях впечатляют. К примеру, за последние пять лет было построено 10 школ почти на 10 тысяч учащихся. Комплексный подход к созданию новых образовательных центров позволил ликвидировать дефицит мест в детских садах и школах ТиНАО.

В 2010 году в Москве насчитывалось около 1800 общеобразовательных школ, в которых обучалось без малого 800 тысяч детей. При этом дошкольных учреждений было еще больше и приближалось к уровню советских времен. Несколько сотен государственных и частных высших учебных заведений столицы каждый год открывают двери для миллиона студентов. Число негосударственных образовательных учреждений не поддается никакому учету. Хорошее образование в цене, но зачастую за него приходится платить довольно высокую цену. Будет ли платное обучение лучшего качества? Как выбрать учебное заведение по средствам и при этом не прогадать? Есть довольно простые способы, которые применимы ко всем без исключения образовательным организациям.

Уточните год основания образовательного учреждения: чем старше, тем крепче традиции и слаженнее работа. Сравните количество предлагаемых курсов или услуг: количество не означает качество, но может говорить о попытке дать разностороннее образование. Есть ли у организации филиалы в разных районах города? Открытие второго филиала возможно говорит о востребованности и успешной деятельности. Налажена ли у учебного заведения обратная связь? Можно ли найти в открытом доступе в интернете все необходимые контактные данные: фамилию, имя, отчество директора, телефон для справок, адрес электронной почты? Предлагает ли организация отсрочку по оплате за обучение? Есть ли возможность посетить пробный, демонстрационный урок бесплатно? Обеспечивает ли учащихся учебными пособиями и необходимым инвентарем?

Часть 2

Выбор яслей и детского садика в Москве - дело довольно условное, так как обычно детей прикрепляют к дошкольному учреждению по фактическому месту жительства заранее. Без московской прописки раздобыть место будет ох как не просто, ведь распределение таких детей по садам идет по остаточному принципу. Ребенка с отклонениями направят в специализированный сад: логопедический, ортопедический, для детей с проблемами по зрению и т.д. Правда, последние решения департамента образования Москвы в отношении таких детских дошкольных учреждений говорят о том, что эта специализация может быть полностью свернута, а проблемы ребенка со здоровьем станут исключительно делом их родителей.

Многие считают, что частные или коммерческие детские сады более престижны, но на деле, не все так просто. Дело в том, что государственные детские сады находятся под постоянной проверкой госорганов на предмет питания, сетки занятий в группах, медицинского присмотра и так далее. Все детские сады в Москве с недавних пор прикреплены к какой-то школе и даже носят с ней один номер. Поэтому при выборе сада, узнайте к какой школе он относится. Прикрепление не обязывает родителей отдавать ребенка именно в эту школу, просто гарантирует там место. Бывает и так, что к одной школе прикреплены сразу несколько садов. Учитывая, что многие школы также своего рода "прикреплены" в вузам, вырисовывается интересная картина о прикреплении юного гражданина к учебному заведению сызмальства до зрелого возраста в рамках гражданского воспитания.

Часть 3

Прежде чем отправится на поиски школы пройдите специальные тесты для ребенка, которые расскажут о его интересах, склонностях, талантах. Посмотрите учебное заведение, которое сможет максимально раскрыть способности малыша. Изучите подробно педагогический состав школы, а также количество учеников в классах. Чем меньше, тем лучше. Помните, что в образовании нет ничего прекраснее индивидуальных занятий с хорошим преподавателем! Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел.

Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел. Сколько учащихся данного учебного заведения сдали ЕГЭ на 80+ баллов? Каков был средний балл? Средний показатель ЕГЭ по России за 2015 год составил 59.47 балла. Сравните его с данными по интересующей школе и сделайте выводы. Если образовательное учреждение не афиширует результаты, полученные учениками на итоговом экзамене ЕГЭ или ОГЭ, это тоже о многом говорит. Вообще, замалчивание данных учебным заведением - фактор настораживающий. Участвует ли данная школа или гимназия в городских или районных олимпиадах? Регулярно ли? Каковы успехи?

Часть 4

Зайдите на несколько сайтов рынка труда Москвы и посмотрите подборку предлагаемых вакансий для выпускников университетов. Количество упоминаний ВУЗа на 100 вакансий даст Вам первую подсказку о востребованности учебного заведения среди работодателей. Посмотрите информацию на официальном сайте высшего учебного заведения. Разделите общий стаж 20 преподавателей вашего факультета на 20. Идеальная цифра составит от 10 до 25 лет. Если средний стаж ниже десяти, это может означать дисбаланс в сторону молодых специалистов, если выше, то, возможно, данному учебному заведению не хватает «свежей педагогической крови». Уточните средний стаж работы именно в данном институте: невысокий показатель указывает на текучку кадров.

Качество высшего образования обычно прямо пропорционально зарплате преподавателей. Если учебное заведение взимает высокую плату за образовательные услуги, и при этом оплата труда педагогов не на высоте, хорошего ждать не стоит, так как преподаватели обычно посвящают свои силы не студентам, а поиску дополнительного заработка. К сожалению, это особенно актуально для многих государственных вузов. Для негосударственных учебных заведений самая актуальная информация - это стаж работы в сфере образования. Чем меньше лет функционирует вуз, тем менее можно ожидать организованности и слаженности в образовательном процессе учебного заведения, тем менее устойчивы будут знания студентов на выходе. Во всех разделах каталога мы добавили возможность оставлять отзыв об учебном заведении, некоторые из них также помогут вам сделать правильный выбор.

Дефицит мест в детских садах сегодня является одно из самых острых проблем России. Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Дефицит мест в детских садах сегодня является одной из самых острых проблем России. На сегодняшний день только в официальной очереди состоят более 2 млн детей (по неофициальным данным количество детей, которые ждут своей очереди на место в детский сад, составляет около 3,5 млн), а для того, чтобы хотя бы частично покрыть этот дефицит необходимо создать не менее 1,2 млн. мест.

Естественно, можно даже не надеяться на то, что в ближайшем будущем в бюджете страны найдется достаточно денег для создания такого количества мест в детских садах (то есть, фактически строительства новых детских садов). Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Количество детей в группе детского сада согласно нормативным документам

До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах. Однако 22 июля 2010 года главный санитарный врач России подписал Постановление № 91, согласно которому с 1 октября 2010 года в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, а старые санитарные правила, принятые в 2003 году (СанПиН 2.4.1.1249-03) утратили силу.

Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости. А именно:

  • до 1 года - не больше 10 детей;
  • до 3 лет - не больше 15 детей;
  • 3-7 лет - не больше 20 детей (оптимально 15 детей).

Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:

  • для ясельных групп - не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка;
  • для дошкольных групп - не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.

Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.

Конечно же, многим родителям такое новшество не понравилось. Мало того, что некоторым детям пришлось спать на неудобных раскладных кроватях, так еще и воспитатели (итак, в большинстве своем, не перегружающие себя индивидуальным подходом к воспитанникам) еще меньше могут уделять внимание каждому конкретному ребенку. Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.

Разъяснения Роспотребнадзора по применению некоторых норм СанПиН 2.4.1.2660-10

10 января 2013 года Роспотребнадзор в своем письме № 01/25-13-32 дал некоторые разъяснения, касательно применения некоторых норм санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10.

В частности, пункт 4 данного письма говорит о том, что при применении пункта 1.10 санитарных правил исходить нужно из того, что при увеличении укомплектованности групп ДОУ можно учитывать не "списочное" а фактическое количество детей.

Иначе говоря, при игровой площади в 50 кв.м. руководство детских садиков может укомплектовать группу дошкольников в количестве 25 детей, и это является "перенасыщением" группы. Однако если фактически группу посещает 20 детей, то все нормально, и никаких нарушений нет. Только вот, кто определяет фактическое количество детей, и как происходит такое определение, никто не знает. Например, если из группы в 25 человек 5 детей заболели, и месяц не появляются в садике, то фактически группу посещает 20 человек. Но ведь через месяц они все-таки придут в группу, и что тогда?

Вместо заключения

Проанализировав новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, касающиеся укомплектования групп в детском саду , можно сделать однозначный вывод: никакие "уплотнения" и другие изменения санитарных норм не в состоянии кардинальным образом изменить ситуацию с катастрофическим дефицитом мест в ДОУ. Решить эту проблему можно только путем комплексного подхода, который обязательно должен включать в себя строительство новых муниципальных детских садов, и, возможно, упрощение государственной регистрации (получения лицензии) при организации частных детских садов.

22 сентября в Российском агентстве международной информации РИА Новости проходит пресс-конференция на тему: "Московское образование: от младенчества до школы". Мероприятие проводится накануне Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая впервые пройдет в Москве 27-29 сентября.

Система дошкольного образования Москвы на 1 сентября 2010 г. насчитывает 2040 детских садов , в которых воспитываются и обучаются более 343 тысяч детей дошкольного возраста. В последние годы столичная система дошкольного образования развивается активными темпами. С 2006 по 2009 год в Москве построено 311 детских садов и переданы в городскую систему образования 85 зданий детских садов, находящихся в городской, федеральной или частной собственности.

Детские сады делятся на четыре большие группы : муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада варьируется и программа обучения, и количество детей в группе.

В государственном (муниципальном) садике существуют "общеобразовательная программа", прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Все государственные садики делятся на 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. Существует режим десяти- или пятичасового пребывания.

В государственных детских садах наполняемость групп обычно составляет от 15 человек (группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет) до 20 человек (дошкольные группы от 3 до 7 лет). Но реальное количество детей выше планируемого, именно поэтому ведется заблаговременная запись. Основной недостаток государственного садика в том, что запись в такие детские сады производится задолго до того, как ребенку исполнилось 1,5 года.

Практичные родители записывают своего ребенка в государственный садик, как только он родился.

Ведомственные детские сады не контролируются напрямую Департаментом образования , их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Частные детские сады работают, как правило, до 20.00 или 21.00, или круглосуточно. В них очень интенсивная и насыщенная программа развития. Частные детские сады, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Питание составляется индивидуально для каждого ребенка. Это важно в случае, когда у ребенка аллергия на какие-то продукты или дисбактериоз.

С детьми постоянно работают специалисты: логопеды, педиатры, психологи.

Образовательная нагрузка достаточно сильная - большое внимание уделяется подготовке ребенка к школе.

Разнообразие занятий - китайская борьба, секции ушу, каратэ, этикет, бальные танцы, шахматы и т. п.

Один из видов частного сада - домашний детский сад (семейный детский сад). Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше - преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Функционирующие в городе Москве детские дошкольные учреждения в зависимости от своей специфики и функций классифицируются по следующим видам и типам :

Детский сад комбинированного вида (здесь набирают разные группы в зависимости от потребностей детей: в одной могут заниматься искусством, в другой ‑ укреплять здоровье);
- детский сад компенсирующего типа (здесь ребенку окажут бережную поддержку квалифицированные специалисты по коррекции физических и психических отклонений);
- детский сад общеразвивающего вида (с интеллектуальным, художественным или физическим уклоном);
- детский сад присмотра и оздоровления, оснащенный всем необходимым для регулярных оздоровительных мероприятий и процедур,
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений "начальная школа - детский сад"; дошкольные группы государственных образовательных учреждений "общеобразовательная школа";
- центр развития ребенка - детский сад, обладающий богатейшим арсеналом программ и методик (различные группы и направления, специально обученные специалисты, широкие возможности для постоянной диагностики - психологической, физической, медицинской);
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений "прогимназия";
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений "центр образования".

Для реализации образовательных запросов московских семей и обеспечения доступности дошкольного образования созданы и интенсивно развиваются новые формы дошкольного образования - центры игровой поддержки ребенка , которые выручат семью в случае, если нет необходимости постоянного посещения детского сада. Мама может оставить ребенка в таком центре на несколько часов и уйти по делам.

В 2010-2011 учебном году через новые формы дошкольное образование получат 24,6 тысяч детей (в 2009 г. - 21,6 тысяч детей), в том числе:

273 центров игровой поддержки ребенка, которые будут посещать 7,2 тысяч детей (в 2009 г. - 226 на 5,5 тысяч детей);

86 служб ранней помощи - 1050 детей (в 2009 г. - 73 на 888 детей);

127 лекотек на 1540 ребенка (в 2009 г. - 109 лекотек на 1303 ребенка) (лекотека - это новая форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом);

375 семейных детских садов, в которых будет воспитываться 1220 детей (в 2009 г. на начало учебного года было 240 семейных детских садов на 779 воспитанников).

Хорошо зарекомендовала себя и пользуется спросом у москвичей такая форма дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Но увеличения их количества не произойдет из-за того, что в помещениях групп кратковременного пребывания в связи с дефицитом мест открываются группы полного дня.

В новом учебном году будет функционировать 1021 группа кратковременного пребывания на 13 562 детей (в 2009 г. 1023-13171 ребенок.).

Серьезной проблемой остается очередность в дошкольные образовательные учреждения (очередность в детские сады составляет 25,5 тысяч человек).

За счет реализации программы по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях (новое строительство, перепрофилирование групповых помещений, открытие новых форм дошкольного образования, передача ведомственных учреждений в городскую систему и др.) в 2010-2011 гг. более чем на 23 тысяч увеличится количество детей по сравнению с прошлым учебным годом.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 16 августа 2010 г. № 1697-РП "О внеочередных мерах по ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы в 2010-2011 гг. " запланировано:

строительство в 2011-2012 гг. 213 детских садов;

ввод в эксплуатацию в 2010 г. 46 детских садов на 7225 мест;

строительство в составе инвестиционных контрактов 13 ДОУ;

создание 8938 дополнительных мест в учреждениях системы Департамента образования (за счет дополнительного перепрофилирования групповых помещений в ДОУ, начальных школах-детских садах, прогимназиях, центрах образования, БНК, малокомплектных школах);

по 25‑ти федеральным ДОУ имеется согласие на передачу в городскую собственность.

С 1 октября 2010 г. в российских детских садах вступают в силу новые санитарные нормы. Согласно поправкам, дошкольные учреждения будут делиться на образовательные и те, в которых осуществляется только уход за детьми. Официальный статус приобретают домашние садики. В числе прочего, по новым нормам, детские сады смогут принимать малышей от двух месяцев до года в ясельные группы и от двух до семи лет в обычные группы. При этом количество детей в группах не должно превышать 10 человек в ясельной и 20 в обычной.

Новые правила касаются в основном детских садов, только готовящихся к открытию. Однако администрацию уже существующих дошкольных учреждений призвали сделать все возможное, чтобы максимально выполнить вышеуказанные требования.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников