Бумажная кукла сибирские казак казачка. Мастер класс для педагогов "изготовление бережной куклы "донская казачка""

Куклы ими увлекаются не только дети, но и взрослые. Их можно купить не только в магазине, но сегодня широко распространены куклы ручной работы и они пользуются даже большей популярностью чем магазинные. Изготовить их можно из разных подручных материалов, так и специальные готовые наборы продают для пошива кукол. В общем это очень увлекательное и интересное занятие создать куклу своими руками. Такие куклы будут интересны и для детских игр и для украшения интерьера, а также есть и особые ценители кукольного творчества — это коллекционеры кукол. Поэтому кукол можно создавать для разных категорий людей и для разных целей и все они будут очень востребованы.

Кукол своими руками можно делать из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Сегодня мы посмотрим на мастер классы тканевых кукол из текстиля.
Также смотрите мастер классы с выкройками кукол из фетра

Я давно мечтаю о текстильной кукле ручной работы и поэтому хочу собрать понятные и подробные мастер классы для своей копилочки, чтобы когда появится время и возможность сотворить куклу своими руками, а все необходимые выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секретики по изготовлению, были всегда под рукой для удобного поиска.
Мне пришлось побродить по закаулкам интернета, чтобы отыскать понятные мастер классы. Ссылок на мастеров у меня нет, но автора можно узнать по фото, многие подписаны.

Шаблоны с выкройкой куклы. Куклы тильды своими руками, пошаговые мастер классы.

Шаблон можно сохранить на компьютер и в любом редакторе изменять размер по вашему желанию. Шаблон можно распечатать или приложить к экрану компьютера белый или полупрозрачный лист бумаги и карандашом легонько перевести все части куклы на лист, после вырезать детали куклы.

Все детали переносим на ткань в нужном количестве, не забываем о припусках на швы, заранее рассчитываем размер деталей.

Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.

На всех деталях оставляется небольшое отверстие, для того чтобы их можно было вывернуть, Выворачивать можно с помощью любого тонкого и длинного предмета.

После того как вывернули, детали наполняем плотно, любым подходящим наполнителем.

Оставшееся отверстие зашиваем потайным стежком.

На подошве ноги находим середину, отмечаем ее и подгоняем к швам на голени.

Ноги нижнюю подошву скалываем с голенью булавками

Прошиваем

Выворачиваем и набиваем наполнителем.

Следующая часть работы -это голова, для ее изготовления потребуется шар из пенопласта, они продаются в рукодельных магазинах разных диаметров. А также прямоугольный кусочек синтепона или другого наполнителя.

Оборачиваем шар синтепоном

И вкладываем полученный шар в выкроенную деталь головы с туловищем, сверху голову зашиваем.

Для статичности для туловища наполнитель накручиваем на деревянную зубочистку смазанную клеем.

Подворачиваем выкройку туловища и вставляем накрученный наполнитель внутрь тела

Все детали готовы

С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.

Для того, чтобы пришить детали к туловищу нам понадобятся маленькие пуговки.

Ноги прошиваются подобным образом

Мастер – класс: «Кукла «Донская казачка».

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Наталья Ивановна, я работаю в Доме творчества.

Я предлагаю вам принять участи в нашем мастер классе «Кукла «Донская казачка» немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.

Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.

Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.

В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.

Слайд

Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

    воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;

    понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;

    развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.

Слайд

Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.

Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!

В давние-давние времена, до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, Дон был уже много национальным, и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру. В том числе и по изготовлению куклы.

Слайд

Ведь куклы, изначально выполняли различные роли: это были куклы – обереговые, обрядовые, а позднее и игровые. Кукла Масленичка выполняет две роли, она является и обереговой и обрядовой.

Обереговые: Куватка. Вепская. Пеленашка.

Зольная кукла - оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме; Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Обрядовые: Желанница. Многоручка. Зольная. Неразлучники.

Игровые: На выхвалку. Девка –баба.

Считалось, что чем больше, кукол-тем больше счастья в семье.

При изготовлении кукол лица не прорисовывали, чтобы недобрые силы не смогли вселится в нее и навредить человеку.

Изготавливали кукол без использования ножниц и игл. Ткань не резали, а рвали, таких кукол так и называли рванки.

Скрепляли детали с помощью ниток красного или белого цвета, завязывая четное количество узелков. На каждый узелок говорили слова-пожелания: счастья, здоровья, удачи, любви, и т д.

И мы давайте с вами последуем традициям наших предков. Сегодняшнюю тему нашего мастер-класса я считаю очень важной и современной. Кукла «Донская казачка» – это частичка нашего родного донского края, где мы родились и живем. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я научу вас мастерить обереговую куклу она принесет каждой из вас то, что вы пожелаете и будет оберегать вас.

Слайд

Для работы нам понадобится:

    Лоскут белой ткани 30х20см. для верхней части туловища куклы.

    Лоскут цветной ткани 25х15 см. для рук

    Лоскут цветной ткани 35х15 см. для юбки куклы.

    Лоскут однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 25х25 см.

    Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.

    Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).

    Ватные диски 3 штучки или синтепон для наполнения куклы.

    Нитки вязальные для волос черного цвета.

    Лента атласная красного цвета 25см длина 1см ширина для банта.

Чтобы кукла не только оберегала, но и радовала, следует подбирать ткань, так чтобы она гармонично сочеталась между собой.

Технология изготовления тряпичной куклы «Донская казачка».

В основе куклы скрутка (закрутка) на основе столбика.

    Из длинной белой (светлой) ткани сворачиваем полоску так, чтобы не было видно краев ткани, заворачиваем их во внутрь, перегибаем ее. На расстоянии одной третьей длины обматываем ниткой, обозначая линию шеи. Вкладываем комочек синтепона в голову для придания объема.

    Края короткой полосы цветной ткани отвернуть на изнаночную сторону на 1 см, сворачиваем как туловище и по краям завязываем нитками формируем ладошки, в середину рук вкладываем комочек ватного диска для придания объема туловищу, затем вкладываем руки между полосок. Затем последовательно, крест-накрест перевязываем «руки» и «туловище».

    Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем длинным цветным лоскутком ткани (лицевой стороной внутрь). Перевязываем туго на линии талии. Теперь выворачиваем юбку на лицевую сторону, расправляем и выравниваем складки.

    Привязываем ниткой завесу (фартук, передник) на линии талии.

    На голову куклы привязываем косу и покрываем голову платком, завязываем сзади на 2 узелка.

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

У вас получилась свая индивидуальная, красивая обереговая кукла «Донская казачка»

Пусть она будет радовать и оберегать вас.

Хорошего всем настроения.

Спасибо за внимание.

Список литературы

    Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.

    Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007

    Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994

    Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993

    Не от скуки – на все руки. – М., 1994

    Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.

    Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009

    Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

Рахманина Ксения

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за пятнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни. У меня, в отличие от многих современных детей, засыпанных грудами дорогих покупных игрушек, много тряпичных кукол, которые я вместе с мамой мастерила к особым, праздничным датам или делала в подарок, согревая каждую из них своим душевным теплом. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире

Скачать:

Предварительный просмотр:

_____________________________________

______________________________________________________________________________

Онищенко Наталья Геннадьевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №19 Славянского района Краснодарского края

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..…… 4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………….….. 5

2.1 Кукла в жизни человека ………………… …………………………………………...….... 5

2.2 Обрядовые куклы ……………. ……………………………………………………..….…. 6

2.3 Куклы – берегини ………………………………………………………...………………..10

2.4 Языческие куклы в православии ………………………………………………………… 12

2.5 Игровые куклы ……………………………………………………………………………. 13

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...14

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….…………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

«Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали

Бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью

По лицу Земли».

А. Синявский

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за пятнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни. У меня, в отличие от многих современных детей, засыпанных грудами дорогих покупных игрушек, много тряпичных кукол, которые я вместе с мамой мастерила к особым, праздничным датам или делала в подарок, согревая каждую из них своим душевным теплом. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире .

Мастеря очередную куклу, я всегда задавала себе вопросы: «Где и в какое время появилась эта кукла, и как она пришла на Кубань?», «Какими куклами играли в этих краях дети до прихода казаков?», «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?» Ответы на эти и многие другие вопросы я находила в рассказах соседей, родственников и знакомых разных национальностей. Работа над темой оказалась весьма непростой, материалы статей и книг мы смогли найти только в краевой библиотеке им. А.С.Пушкина (г. Краснодар) и в краевой библиотеке им. М.Ю.Лермонтова (г. Ставрополь), что свидетельствует о малой изученности данной темы.

Поэтому целью работы является систематизация сведений о появлении различных видов тряпичных кукол у славян и горских народов, истории их «прихода» на территорию Кубани.

Основными, решаемыми в данной работе, задачами стали:

ознакомиться с основными видами тряпичных кукол, их особенностями;

изучить историю тряпичной куклы народов, живущих и пришедших на Кубань;

пропагандировать лоскутные куклы как средства приобщения к народным традициям;

провести мастер – класс по изготовлению кукол – берегинь и сувенирных кукол среди учащихся школы.

Сегодня традиционная кукла становится универсальным "инструментом" познания мира народной культуры, духовных ценностей, средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу, просто многие о нем позабыли.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 КУКЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Она – царица микрокосма, который отражает наш мир, но

Не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир,

Если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней.»

Гастон Бати, теоретик театра

Кукла – русское слово, родственно греческому «Κŭĸλος» (круг) и так же обозначает некий сверток; близкие значения имеют латинское «cucullus», немецкое «puppe», итальянское «pupazzo».

Кукла в жизни человека, согласно классификации Ольги Фрейденберг в ее книге «Миф и театр», встречается в пяти ролях: в народном обряде, в театре, в священном детстве, в обычае и в быту .

В мировой культуре у кукол – свое место и своя тайна. Не случайно Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный целостный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало , а также помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей.

Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств .

2. 2 ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

«Рассмотрим каждого из нас – одушевленное существо как куклу,

изготовленную богами: чтобы ни побудило их на это – желание избавляться

от нас или найти серьезное приложение своим силам,

мы об этом никогда не узнаем правду!»

Платон

Куклы существуют практически у всех народов мира, имеют тысячи вариантов и используются как в языческих, так и в монотеистических культурах. Могут быть любой величины (от крошечных до гигантских), создаются из соломы, травы, листьев, металла, камня .

С древнейших времен по сей день цель, обстоятельства, смысл обрядовых кукол были и остаются далекими от простого развлечения. Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром. Обрядовая кукла либо бережно хранится и передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается) .

В прежние времена в крестьянском быту кукла занимала совершенно иное место, нежели она занимает в современном обществе. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Удивительно, но, собранная из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица, тряпичная кукла была многолика, передавала характер, была утешницей и подружкой, могла смеяться и плакать .

Самые лучшие наряды люди шили для куклы. У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. .

На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои боги и праздники, значит, были и свои обрядовые куклы. Как-то мне рассказала наша соседка, Наврозашвили Зоя Александровна, что на родине мужа в осетинском селе она наблюдала, как жарким летом носят «ряженую» лопату, зазывая дождь. Так я узнала, что обряд вызывания дождя – «ханцегуаше» (по – адыгски «ханце» - лопата, «гуаше» княгиня, госпожа) адыги проводили обычно в пятницу, в священный день для мусульман. Женщина из деревянной лопаты для веяния зерна делала куклу Ханцегуаше: поперек к ручке лопаты прикрепляли перекладину, наряжали в женскую одежду, взятую у одной самых старых женщин аула. На «шею» кукле вешали «ожерелье» - закопченную надочажную цепь. Женщины, обязательно босые, брали за «руки» куклу и с пением особой песни обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обязательно обливали водой, проговаривая «Боже, прими благословенно». Затем Ханцегуаше устанавливали на берегу реки, и участники шествия начинали сталкивать друг друга в воду, обливать водой. Женщины, вернувшись с реки, устанавливали Ханцегуаше в центре села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг нее до самой темноты. Торжества заканчивались обливание этой обрядовой куклы семью ведрами воды. В других селах Ханцегуаше могли бросить в воду – в реку или море; по истечении трех дней ее вытаскивали и ломали .

Изучив литературу, я узнала, что подобные обрядовые куклы с небольшими отличиями, местными особенностями использовали такие народы, жившие на Кавказе, и пришедшие в свое время на кубанские земли, как ногайцы (кукла Андир - шопай) и армяне (кукла Нурин), абхазы (кукла Дзиов) и даргинцы (кукла Амина или Сутхъатун). У дагестанцев обряд проводился с куклой Годи [см. Приложение I]. Люди не только просили дождя, но и использовали кукол в обрядах для прекращения дождей, в этих случаях обращались к кукле Элие, облаченной в женский наряд .

Я провела исследование на своей улице и выяснила, что на правой стороне ул. Краснодарской находится 40 подворьев. Из них семей казаков – 26, русских семей – 7, грузинских семей – 3, удмуртских семей – 2, чувашская семья – 1 [см. Приложение II].

Проанализировав все полученные данные, мы получили следующие данные. На вопрос: «К какой национальности принадлежит Ваша семья?» все ответили. А на вопрос «Знаете ли Вы сои обряды и традиции? » пять семей из сорока затруднялись с ответом. Третий вопрос оказался самым трудным «А что Вы знаете о тряпичных куклах Вашего народа?» . К сожалению, не все знают своих национальных кукол: ни обрядовых, ни игровых. Но члены русских семей без труда назвали обрядовую куклу Масленница. А одна из грузинских семей Наврозашвили с охотой рассказали мне национальный обряд с куклой Гонджа или Лазаре. Но все с интересом меня слушали, в последствие благодарили [см. Приложение III].

Это исследование в очередной раз подтверждает общность истоков культуры горских народов до сих пор, мирно соседствующих на кубанской земле.

В давние языческие времена люди верили во множество богов, которые «охраняли» дом и скот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай. Известно, что у многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян: они приносили женщин в жертву Великой матери - природе. Именно кукла спасла человека, когда кому-то пришло в голову предложить богам вместо человеческой жертвы – девушки с беленьким личиком, березовое полено, обряженное в цветастый платочек и сарафан. Эту первую славянскую куклу назвали Колодией .

Собиратель и исследователь отечественного духовного достояния А.Н.Афанасьев в одной из книг писал: «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Зимы (или Смерти). Как заключительное действо длившегося целую неделю праздника, со своим установившимся за многие века строгим порядком, они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Зиму, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду, помня, что Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов…». В нашем хуторе до сих пор, в воскресенье, во время проводов Масленицы, её чучело, как олицетворение старого, уходящего, на традиционном гулянии - проводах Зимы, сжигают, помня, что ее уничтожение является залогом рождения нового.

Я помню, как вместе с одноклассницами, готовясь к этому традиционному празднику, решила узнать, какой должна быть настоящая русская обрядовая кукла – Масленица (см. Приложение IV). В одной из книг я прочитала: «Сама Масленица явила белый лик с алыми губками и наведёнными углём глазами в роскошном золотисто-оранжевом наряде, с венчиком из соломенного снопа» .

Следуя русской традиции, мы сделали очень похожую куклу, которую потом и сожгли на школьном дворе. Но вопрос, что за обычай такой в конце чуть ли не всех весёлых народных праздников убивать существо, которому они посвящены, интересует меня до сих пор! Ведь Масленица – отнюдь не единственный мифический персонаж, кончающий свою жизнь в воде или на костре (cм. Приложение V). Привожу историческую справку о праздновании данного языческого обряда (см. Приложение VI).

Работая с литературой по теме, мне удалось узнать, что в русских губерниях наши предки всегда широко отмечали недельный праздник Масленицы . Но нигде мне не встретилось упоминание о кукле. Поставив цель, определить истоки появления куклы - Масленицы на Кубани, мы нашли такие сведения: « В некоторых местах Малороссии был прежде обычай с пением носить по улицам чучело; толпа детей, сопровождая его, бросала снежные комья. В других местах Малороссии возили на санях чучело – Масленицу. Это изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде потом бросали в воду или сжигали на костре в воскресенье» .

Автор данных сведений Александр Васильевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры, жил в девятнадцатом веке (1806 – 1865). Именно им собранные сведения (1848 год) позволяют мне утверждать, что всеми любимую обрядовую куклу - Масленицу вместе с первыми переселенцами принесли на Кубань казаки из Малороссии (запорожцы).

2. 3 КУКЛЫ – БЕРЕГИНИ

Давным-давно кукла спасла человека, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. В Древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы [см. Приложение VII].

С раннего детства я помню сказку «Ивасику - Талэсику», которую часто рассказывала мне прабабушка. В ней главный герой – кукла - мальчик, которого своими руками сделала пожилая женщина, на радость себе и своему мужу. Но кукла ожила и для стариков стала не только игрушкой, но и оберегом их семьи. Мне всегда казалось, что эту сказку для меня придумала бабушка. Я так думала до тех пор, пока в книге О.В.Матвеева «История кубанского казачества» не встретила упоминание об этой сказке, как одной из популярных сказок кубанских казаков (см. Приложение VIII).

Кукла - берегиня, которую называют «День и ночь», уже в девятнадцатом веке бытовала в Тамбовской и Пензенской губерниях, а также в Поволжье (см. Приложение IX). О такой кукле впервые я узнала из рассказа бабушки (по отцу), предки которой (старообрядцы) – выходцы из Тамбовской губернии. Необычно то, что «День и ночь» это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Хозяйка дома утром выставляла вперёд берегиню дневного света, а ночью – берегиню сна. Бабушка рассказывала мне, что такие куклы-обереги передавались на Тамбовщине по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают дом от нечистой силы. Таким образом, я узнала, что эта кукла пришла в наш род , следовательно, и на Кубань, вместе с моими предками – старообрядцами.

В время одной из поездок в Атамань на ярмарке в кукольном ряду мне бросился в глаза листок со следующим текстом:

Мне захотелось не просто узнать, как и откуда появилась на Кубани такая кукла – оберег, но и иметь ее у себя. В продаже этой куклы уже не было, нам предложили немного подождать, пока такую куклу сделают именно для меня. Таким необычным образом у меня появилась куколка-собеседница, куколка-подружка. Да, в первую очередь ей я рассказываю свои сокровенные желания, которые обязательно исполняются. Каждая из вас может сделать такую куклу для себя, помня о важном правиле: никому нельзя показывать Желанницу. Поэтому в работе вы видите куклу – дублера (см. Приложение X).

Любимой кукле я посвятила и строки (см. Приложение XI). Именно она пробудила во мне интерес к тряпичным куклам, как непременному атрибуту девичьего рукоделия, связывающему современную девочку с народными, семейными традициями.

У многих народов в семьях при рождении девочки делались куколки, которые передавались потом по наследству, вручались на свадьбе невестам .

Издавна в русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы именно они отводили на себя недобрые взгляды завистников (см. Приложение XII). Этих кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани. С рождением в семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в доме на почетном месте – в красном углу под иконами. В наши дни отражением этой давней традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа.

Как здорово, что и в двадцать первом веке молодежь помнит и чтит давние традиции. В нашем хуторе свадебный поезд молодой семьи Кулигиных украшала именно такая «чета» кукол, помещенная в круг как символ бесконечного семейного счастья, купленная в теперь уже знаменитой Атамани.

В нашем доме недавно появилась еще одна, ставшая главной в кукольной семье, « Крупеничка » как оберег на достаток в доме (на хозяйственность) (см. Приложение XIII). Я узнала, что на Руси первоначально кукла Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи . Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу девятнадцатого века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Так появились Зерновушки и Горошинки. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Из другого источника я узнала, что Крупеничку обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети . Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Весной зерно доставали из куклы – мешочка и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

Как попала эта кукла на Кубань? Уверена, что каждая семья, из каких бы мест она не шла, брала с собой свою Крупеничку, Зернушку, Горошинку как символ достатка, оберег от голода и старинную насыпную игрушку для детей.

Вот такими бывают куклы – берегини.

2. 4 ЯЗЫЧЕСКИЕ КУКЛЫ В ПРАВОСЛАВИИ

На Кубани, как и в других местностях России, жизнь каждого ребенка начиналась с куклы Пеленашки (см. Приложение XIV). Ребенок еще не родился, а будущая мамочка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке уже мастерила кукленка; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, ведь все это хранило родовую и генетическую память. Мать бережно укладывала «младенчика-пеленашку» его в колыбельку, чтобы кукла грела ее и отпугивала злых духов. Когда появлялся малыш, Пеленашка оставалась рядом, чтобы приходящие гости не сглазили, и только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Было принято смотреть на куклу, приговаривая при этом «Ой, какой кукленок!». Ребенок рос и играл с куклой, ее берегли всю жизнь вместе с крестильной рубашечкой.

К празднику Введения во храм Богородицы издавна на Руси женщины мастерили в подарок для девочек, так как их чествовали в этот день, тряпичную самодельную куклу Эту куклу, одетую в красивые белые (светлые) одежды, дарили ребенку после ее первого причастия .

Своими руками мастерили игрушки на ёлку, в том числе традиционные кубанские куколки-обереги .

А куклу Пасхалинку я сделала специально к светлому празднику Воскресения Господня после того, как на празднике славянской культуры я увидела такую куклу (см. Приложение XV).

2. 5 ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

«Куклы не умирают – в них просто перестают играть».

В. Пелевин

Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление характерно для людей древней славянской культуры .

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Все они «пришли» на Кубань с переселенцами из разных земель и губерний России. Мама часто рассказывала мне, как во времена ее детства, девочки играли в кукурузные куклы. Да, что там во времена её детства, такие куклы были во времена моей бабушки и прабабушки. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки хутора (см. Приложение XVI). А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней птицы, а девочкам, которые вертились вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол. Я долго думала, что такие куклы существовали только на Кубани. Но какого же было моё удивление, когда из книги «Куклы мира» я узнала, что такими куклами играли девочки Кавказа, Испании, Португалии, Мексики .

«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям» .

И всё - таки меня не переставал волновать вопрос: неужели на Кубани нет своей казачьей куклы? Но, увы, мои поиски заканчивались ничем. И только летом 2011 года, в очередной раз, прогуливаясь по кукольным прилавкам Славянского базара [см. Приложение XVII], я увидела книжку «Куколки» [см. Приложение XVIII], заинтересовалась ею и познакомилась с автором лоскутных красавиц Т. Воровьёвой , которая рассказала мне о кубанской куколке Валюшка или Кубаночка. А её, в свою очередь, научила, как правильно делать коренная казачка Нагорная Анна Ивановна (пос. Глебовка Кущёвского района). К сожалению, бабушка Нюра умерла уже, но Слава Богу, благодаря ей, мы не утеряли свою национальную куклу [см. Приложение XIX].

Это ещё раз доказывает, что игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. И изготавливали их чаще всего два человека: дедушка и няня. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними [см. Приложение XX].

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Надо торопиться собрать старые народные игрушки,

пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде

Сувениров и не затерялось в мусоре городов»

Н. Д. Бартрам, художник-кукольник

Вот так кукла оказалась замечательным средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре.

Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами. Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков. Если в каждой семье свернут всего одну лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство? .

А что я лично могу сама сделать, чтобы оживить это искусство? Если подумать, то очень многое … . Помочь младшим школьникам сделать Берегиню дома и подарить на праздник своим мамам, с подружками и старшеклассницами смастерить казачьих куколок - Обережек и вручить их всем женщинам нашей школы на праздничном концерте ко Дню 8 Марта, родителям первоклассников помочь в изготовлении куколок-ангелочков для выпускников на праздник Последнего звонка.

Самое главное нужно делиться своими знаниями и умениями с другими. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни [см. Приложение XXI].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. М., Аванта, 2007, 184 с
  2. Газета Заря Кубани. № 91 (10219) 30 июля 2011. с. 2
  3. Газета Солнечный Дом. №2 (835) 9 января 2012 года
  4. Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая энциклопедия. М., Дизайн-Хаус, 2009, 296 с.
  5. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2004, с. 208
  6. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.
  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. СПб, Паритет, 2002.
  8. http://club.osinka.ru/topic-19576?start=135
  9. Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. - М., Детская литература. ,1987г., с. 190
  10. Мусаева М.К. Традиционные детские игрушки народов южного Дагестана
  11. Педагогический вестник Кубани. №2 (56) 2011. с. 53-54
  12. Праздники народов России. Энциклопедия. М., Росэн, 2004,
  13. Потаповская О. Ангел отворил ворота. // Осень золотая. М., Воскресная школа, №9 -2000, с. 203
  14. Рогочая Людмила. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. Ростов – на – Дону: Булат, 2009
  15. Сборникъ Матерiаловъ Местностей и племенъ Кавказа. Репринтное издание, Тифлис, 1886
  16. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007, с. 736
  17. Толстой Л. Н. Кавказский пленник. - М.: 2001
  18. Троянова Ксения. Кукла из глубины веков.
  19. Юрина Н.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. М., АСТ, 1999, с. 496

ЖЕЛАННИЦА

Кукла Желанница была в деревне у каждой девушки. Показывать её никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьёшь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесёшь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек моё желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но всё, что попросишь, исполнялось!

Cветлана Некрасова

И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте в гости!

Сейчас мы с коллегами осуществляем большой проект «Традиции казачества » . Это очень близкая мне тема, пусть сейчас это все неоднозначно, много наносного, поверхностного, но за всей мишурой – гордый дух защитников южных рубежей, с устоявшимся семейным укладом, с врожденным чувством патриотизма!

Сегодня я хочу рассказать о мастер – классе для родителей и детей «Казачьи обереги – обрядовые куклы » .

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы ? Наверняка, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой!

Но с древнейших времен по сей день, обрядовые куклы были и остаются далекими от простого развлечения.

Давным-давно кукла спасла человека , она заменила его, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились : она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев . Так ее и называли – берегиня, или оберег . Куколкой - оберегом пользовались , когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали : «Отвернись злом, повернись добром» .

Мы готовы к встрече.


Детям я рассказывала притчи о куклах оберегах , родители ознакомились с разработкой. Остановились мы на кувадках для детей и на «берегине» , которую сделают мамы.



Я даже не ожидала, что мамы так серьезно отнесутся к данному заданию, но как сказала одна из них : «Верю - не верю, а Берегиня, пусть бережет!»


Посмотрите, как увлеченно работают дети и мамы, но по – разному : кто только направляет ребенка, кто – то помогает, а кто – то все делает сам за ребенка!





Вот мы и с кувадками! Пойдем, поиграем, а мамы – поработают!

По этапный показ :

Нам понадобятся :

3-4 ватных диска, 4 квадрата, 1 – большой, 2 – маленьких и один для платочка куколке.

Красные нитки перевязывать куколку и тесьма, ленточки или пряжа для пояса.



Сминаем ватный диск и формируем голову.


Заворачиваем уголки и перевязываем ручки.

Теперь два маленьких квадрата.


Присоединяем по назначению.

Повязываем платок. Сплетаем и завязываем пояс из стольких лент – сколько у вас детей ! У меня – три сына и пояс, соответственно из трех лент.

Вот готова наша Берегиня, осталось попросить защиты и спрятать в доме!

А теперь за дело принялись мамы!





А потом дети, по - секрету, рассказывали, что дома с мамами они делали и «пеленашку» , и «день и ночь» , и «Желанницу» .

Публикации по теме:

"Куколка-оберег своими руками" Мы вместе с бабушками и мамами сделали куколки из ткани, синтепона и шерстяных ниток. Желающих научиться.

Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы» Программные задачи: Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой,.

Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

Цель: Взаимодействовать с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по.

Что-то не торопится весна в этом году. Вот и решили мы с ребятами помочь ей так, как это делалось в старину: изготовить нитяные куклы- веснянки,.

Сейчас я увлеклась историей народных обрядовых кукол и пробую их создавать. Но отказаться от своих интерьерных кукол я не смогла. Многие.

Старинная детская игрушка - тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско - краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых - и замечательные традиции наших предков - донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»; образец куклы «Донская казачка» ручной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовительный блок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того - мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное - мы создадим свою творческую лабораторию - свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку - тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и прочитайте простые и искренние слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она - царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети . Конечно. Это очень интересно.
Педагог . Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла - это и молчаливый добрый собеседник твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла - моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла - это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки - казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей, потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда с собой. Положишь ее в карманчик - и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице - кукле! Но самое главное - обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную куклу, сделанную своими руками, можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы. С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же, тряпичные куклы.
Дети. Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным - давно поселился у нас на Дону. Появление именно тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние - давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы - обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко, Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.
Дети. А я хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла - это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» - это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много - много куколок и подарить их своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята! Спасибо вам, ребята!
Педагог. Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки - казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго - долго. В казачьей семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей - это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог. Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу - и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области. Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них - необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена - красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью - занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо». Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках, все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда никому.
Дети. Я хочу подытожить, что все наши исследования, которые мы провели о кукле, подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу: «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии выставок.

(Дети совместно с педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы. Комплект материала к занятию по изготовлению тряпичной куклы дети формируют заранее) .

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее - узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок - для верхней части туловища куклы, а второй - для нижней части туловища куклы. Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые, и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые изготовлены по технологии «кукла - свертка». А игровые же куклы - по технологии «кукла-узелок». На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем мастерить наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки - тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы.
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре конца к середине (можно сформировать круг, обрезав эти лишние концы), стежком вперед присобираем края, подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI . Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время мастер - класса

VII . Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII . Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX . Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X . Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 - 20 веков. - Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. - М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. - М., 1993
  5. Не от скуки - на все руки. - М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. - Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. - Ростов-на-Дону, 2009
  8. Юрина Н. Игрушки. - М., 1999