Пенсия никогда неработающим гражданам. Особенности пенсии без стажа


Социальная пенсия и пенсия безработным гражданам , уволенным с работы в связи с сокращением штата, имеют между собой нечто общее – данным категориям граждан назначается в ином порядке, чем всем остальным. Необходимо знать, в чем особенности назначения пенсий в двух данных случаях – особенно актуальны эти знания в свете того, что Постановление Минтруда №48 от 14.06.2001, которое регулировало некоторые вопросы назначения пенсий уволенным гражданам, на данный момент времени отменено. Таким образом, говоря о социальной пенсии и пенсии безработным, мы будем опираться на следующие законодательные акты, регулирующих на сегодняшний день отношения в данной сфере: , Закон РФ №1031-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» и

Социальная пенсия: понятие и условия назначения

Трудовую пенсию назначают гражданам, имеющим определенный . Но как быть тем, кто не имеет трудового стажа? Среди таких граждан очень много женщин, всю свою жизнь занимавшихся ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, но не трудившихся в какой-либо сфере, связанной с профессиональной деятельностью. В соответствии , право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В том же случае, если у граждан нет трудового стажа, то есть они никогда не работали, они имеют право на получение социальной пенсии . Однако, это право возникает у них позднее, чем право на получение трудовой пенсии работавшим лицам. В соответствии , право на социальную пенсию по старости возникает по достижении возраста 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

Итак, если с назначением пенсий не работавшей категории граждан все более-менее понятно, то достаточно много вопросов возникает относительно тех людей, которые имеют значительный , но в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, были уволены. При этом, эти люди еще не достигли пенсионного возраста и стоят на учете в центре занятости. Какими правами в сфере назначениями им пенсий они обладают?

Назначение пенсии безработным гражданам

В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» , пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании . Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Граждане, не достигшие возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющие страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенные со своего места работы в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, так же имеют право на получение пособия по безработице . При этом, данной категории граждан, при наличии у них необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Таким образом, получается, что в отличие от общей продолжительности выплат пособий по безработице, срок выплат пособий данной категории граждан увеличен: он не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Так, в соответствии со ст.32 Закона «О занятости населения в РФ» , если указанную выше категорию населения невозможно трудоустроить силами органов занятости населения, данные органы вправе предложить гражданам альтернативный вариант выплат. Такой выплатой является особая пенсия для безработных . Назначается она исключительно на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости. Назначение такой пенсии возможно при соблюдении определенных условий:

Согласия лица, которому такая пенсия будет назначена

Если такая пенсия назначается в срок, не ранее чем за два года до наступления соответствующего пенсионного возраста (60 лет мужчинам и 55 лет женщинам).

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным (с ограничением в применении отдельных пунктов ст.14 данного закона). Хотелось бы заметить, что к данной пенсии для безработных, может быть установлена пенсия за выслугу лет.

После того, как только гражданин, из указанной выше категории лиц, достигнет пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин) дающего право на получение трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель такой особой пенсии, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости.

Человек не работал официально

То есть - получал зарплату «в конверте», и с нее не отчислялись пенсионные взносы в ПФР либо в НПФ. Он также имеет право на пенсию - но абсолютно наравне с человеком, который позволил себе не трудиться в принципе.

У человека на момент наступления пенсионного возраста нет достаточного стажа и нужного количества баллов для назначения пенсии

И здесь принцип назначения пенсии аналогичен. Фактически, пенсия без трудового стажа и баллов, собранных в нужной величине, приравнивается к пенсии в принципе не работавшего человека, либо не работавшего официально.

Человек не работал по найму, но занимался предпринимательской деятельностью
Здесь нужно разграничить:

Деятельность, при которой в ПФР отчислялись взносы (фиксированные взносы ИП) - в этом случае о пенсии без стажа речи не идет (если, конечно, стаж - в нужном объеме, как и пенсионные баллы, исчисленные на основе взносов);
деятельность, при которой взносы не отчислялись (например, если гражданин просто владел долей в ООО и получал дивиденды).
Во втором случае уже можно задаваться вопросом - будет ли пенсия, если никогда не работал. С точки зрения пенсионного законодательства предприниматель, получающий доходы, с которых не уплачиваются взносы - неработающий гражданин. Сюда же можно отнести доходы от торговли валютой, ценными бумагами.

Так или иначе, во всех указанных случаях ответ на вопрос - есть ли пенсия, если никогда не работал (фактически или с точки зрения пенсионного законодательства) будет положительным. Правда, назначение пенсии в этом случае имеет особые условия.

КАКОВЫ УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ?

Право на обычную трудовую пенсию по старости - которая назначается при достаточном стаже, в 2018 году возникает у человека по достижении возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины). Пенсия по старости без трудового стажа назначается на 5 лет позже. Такая пенсия называется “социальная пенсия по старости”. Других условий для ее получения законодательство не предусматривает. Каких-либо требований к минимальному стажу (пенсионным баллам) нет. И тот факт, что стаж есть, но немного недотянул до требуемого для обычной пенсии - тоже не имеет значения.

Разумеется, величина обычной трудовой пенсии по старости и пенсии без трудового стажа в России может быть несопоставимой (особенно, если есть большой реальный стаж и хорошая зарплата). Но во многих случаях это не совсем так, что объясняется спецификой расчета пенсии для неработавшего человека.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПЕНСИЯ БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ?

Итак, мы опровергли распространенный тезис - если официально не работаешь, то пенсии не будет. Она будет, но, во-первых, как мы уже знаем, значительно позже, чем обычная пенсия, а во-вторых, в ином - как правило, меньшем, размере.
Величина пенсии для не работавшего (не платившего взносов со своих доходов) гражданина определяется по следующим правилам:

То, какая будет пенсия, если нет трудового стажа, зависит от величины минимальной (социальной) пенсии, установленной законом

Сейчас ее величина - 5240,65 рублей. Она одинакова вне зависимости от категории получателя.

Социальная пенсия в величине, указанной выше, ежегодно индексируется государством

Таким образом, то, какая будет пенсия, если нет стажа работы, зависит и от уровня инфляции (именно он берется в расчет при индексации).

Социальная пенсия с учетом индексации может быть увеличена за счет районного коэффициента - если человек, к примеру, проживает на Крайнем Севере или на приравненной к нему территории

Таким образом, то, сколько будет пенсия, если нет трудового стажа, может зависеть и от региона проживания гражданина.

Если исчисленная по пунктам 1-3 социальная пенсия не достигает уровня прожиточного минимума, установленного регионом, то она государство доплачивает гражданину ту сумму, которая нужна для доведения пенсии до соответствующего уровня

Таким образом, конечный ориентир пенсионного дохода человека, который задумывается о том, будет ли пенсия, если не работал всю жизнь - это прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, в котором он проживает. Отметим, что прожиточный минимум для пенсионера, как правило, заметно ниже чем тот, что установлен для обычного гражданина.

РЕЗЮМЕ «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Теперь резюмируем изложенное выше.

Если человек не будет работать, будет ли он получать пенсию?
Да, но на 5 лет позже и в размере, который не превышает прожиточного минимума по региону. Но и меньше данной величины пенсия быть не может по закону. По мере инфляции минимальная пенсия индексируется государством и сохраняет свою покупательную способность.

Будет ли пенсия, если не работать официально?

Правило здесь аналогичное. Отсутствие официального заработка по пенсионному законодательству приравнивается к неосуществлению трудовой деятельности. Главный критерий здесь - наличие взносов с зарплаты гражданина. Взносы есть - пенсионный стаж идет.

Будет ли пенсия, если нет стажа?

И здесь правило применяется то же самое. Дело в том, что если у человека недостаточно стажа (и дополняющего его пенсионных баллов) для оформления обычной трудовой пенсии, то он вправе рассчитывать лишь на социальную.

Если человек всю жизнь не работал, будет ли он получать пенсию ниже, чем при наличии любого стажа?
Нет, в обоих случаях пенсионный доход будет одинаковым. Он рассчитывается на базе социальной пенсии, которая периодически индексируется, увеличивается за счет районных коэффициентов и при необходимости доводится до прожиточного минимума, установленного регионом.

По состоянию на: 11.01.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011

    Нормативные документы
      Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (извлечение)
      Досрочная пенсия летчикам - испытателям Пенсия работникам лабораторий Работа в России – пенсия за границей Пенсия по инвалидности: разбираем новый порядок Трудовая пенсия: фиксированный базовый размер Досрочная пенсия геологам Досрочная пенсия работникам предприятий по производству искусственного и синтетического волокна Трудовая пенсия по старости работникам электротехнического производства Пенсия работникам электростанций, энергопоездов, паросилового хозяйства Досрочная пенсия работникам, занятым в целлюлозно-бумажном и деревообрабатывающем производствах Пенсия за выслугу лет: индексация Пенсия за выслугу лет: исчисляем размер Пенсия за выслугу лет: определяем стаж

    Справочные материалы

      Сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2010 г.

Многие, несомненно, в курсе дела, что в случае признания гражданина безработным он в течение определенного времени сможет получать полагающееся пособие. Однако далеко не все знают, что безработные, приблизившиеся к пенсионному возрасту, имеют право на досрочный выход на пенсию. Основные аспекты реализации этого права мы затронем в нашей статье.

Казалось бы, еще совсем недавно такое явление, как безработица, отечественному законодательству было неизвестно. Однако в постсоветские годы это понятие прочно и, похоже, надолго вошло в нашу жизнь. Оказалось, что рыночная экономика и неразрывно связанная с ней, а точнее являющаяся ее сутью, ориентация на прибыль и рентабельность может приводить не только к росту благосостояния граждан, но и совсем к иным последствиям, например к ликвидации предприятий или сокращению численности работников. К сожалению, в условиях разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса тема безработицы приобрела особую актуальность.

Потеря работы является общепризнанным и значимым социальным риском, при наступлении которого государство обязано принимать меры не только по содействию занятости населения, но и по социальной поддержке безработных, обеспечению их средствами к существованию. И здесь не так важно, какую в этих целях государство выбирает форму: страховую или бюджетную.

ПРАВО НА ПЕНСИЮ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ «БЕЗРАБОТНОЙ» ПЕНСИИ

В настоящее время основания возникновения прав на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению и порядок их реализации регулируются Федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении), если иное не установлено законом или международным договором (соглашением) РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях граждане РФ имеют право на трудовую пенсию независимо от места жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства - при условии постоянного проживания на территории РФ.

Обратите внимание!

Право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях предоставлено мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажаБ. зЮ

Положениями ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях для определенных категорий лиц, работавших в особых профессиях, должностях или проживавших в тяжелых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), а также с учетом соответствующего социального статуса или состояния здоровья предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста.

Например, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, а также имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1 подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).

Если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, то трудовая пенсия устанавливается ему за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В случае когда продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера не достигает 15 календарных лет, но составляет не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Возраст выхода на пенсию в зависимости от северного стажа

Вместе с тем в Законе о трудовых пенсиях ничего не говорится об особых условиях выхода на пенсию для безработных граждан. Нормы о порядке пенсионного обеспечения названных лиц (до приобретения ими права на трудовую пенсию по старости) закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).

Статьей 32 Закона о занятости предусмотрено: по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, которые были уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т. ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Таким образом, для назначения такой пенсии - назовем ее условно «безработной» - требуется сложный юридический состав, а именно наличие следующих условий.

Условие 1. Есть предложение органов службы занятости, оформленное в установленном порядке.

Условие 2. Есть согласие безработного лица на назначение пенсии, выраженное в форме заявления.

Условие 3. Наличие у заявителя страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно и - при необходимости - стажа на соответствующих видах работ (или, как его называли ранее, специального стажа) установленной законодательством продолжительности.

Как видим, здесь к величине страхового стажа предъявлены гораздо более жесткие требования, чем при установлении трудовой пенсии по старости (всего пять лет), что можно объяснить не столько влиянием ранее действовавшего (до 1 января 2002 г.) правового регулирования, сколько тем, что «безработная» пенсия является льготой для граждан.

Условие 4. Потеря заявителем работы и соответственно получение им статуса безработного исключительно в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, т. е. по инициативе работодателя.

Если гражданин уволился по собственному желанию, либо расторжение трудового договора обусловлено его виновными действиями, либо трудовой договор прекращен по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ, «безработная» пенсия назначена быть не может.

Условие 5. Достижение заявителем возраста, при котором для назначения трудовой пенсии по старости или какого-либо вида досрочной трудовой пенсии ему не хватает двух и менее лет. Иначе говоря, в самом распространенном случае - это 58 лет для мужчин и 53 года для женщин, а если говорить, к примеру, о «северной» пенсии, - то 53 года для мужчин и 48 лет для женщин.

Обратите внимание: при несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий назначение пенсии досрочно не производится.

УЧЕТ СТАЖА

В страховой стаж при определении права на «безработную» пенсию, так же как и при установлении трудовой пенсии, включаются периоды работы и иной деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в ПФР. При этом уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР. В этот стаж засчитываются и иные периоды, перечисленные в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях (таблица 1 ).

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БЕЗРАБОТНЫХ» ПЕНСИЙ

Федеральным гражданским государственным служащим к пенсии, назначаемой по Закону о занятости, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной Законом о занятости, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. Фактически источником финансирования «безработных» пенсий является бюджет государства, а не страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Данное обстоятельство, а также тот факт, что названная пенсия устанавливается не в связи со страховым случаем, характерным для пенсионной системы (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца), а по причине потери лицом работы, свидетельствуют о том, что «безработную» пенсию нельзя отнести к трудовым пенсиям.

Кстати сказать

Интересно, что Закон о занятости ранее - в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"», - не предусматривал возможности назначения пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т. ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, лицам, уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя.

Соответствующие изменения были внесены в Закон о занятости в связи с выходом постановления Конституционного Суда РФ от 22.10.2009 № 15-П «По делу о

проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"». Данным постановлением перечисленные взаимосвязанные положения в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ. Они утратили силу с момента введения в действие нового законодательного регулирования.

Таблица 1

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (нестраховые периоды)

«Безработная» пенсия - особое явление в системе пенсионного обеспечения России. По сути в праве социального обеспечения ее можно считать и субинститутом пенсионного, и субинститутом социального обеспечения в случае безработицы.

По-видимому, и законодатель рассуждал подобным образом, если, несмотря на положение п. 1 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях (изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Федеральный закон), не предусмотрено норм об особенностях пенсионного обеспечения безработных.

Кстати, в этой связи стоит отметить: лицам, указанным в п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, имеющим право на одновременное получение двух пенсий (трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и уже получающим одну пенсию по нормам данного Федерального закона, установление другой пенсии по предложению органов службы занятости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о занятости не осуществляется.

Право на одновременное получение двух пенсий в полном объеме имеет ограниченный круг лиц, которых законодатель признал нуждающимися в особой социальной защите. Например, инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны.

Следует также иметь в виду, что действующим законодательством и международными договорами (соглашениями) РФ не предусмотрена возможность установления пенсии по предложению органов службы занятости иностранных государств.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ

Размер «безработной» пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях.

Так, размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчиты-вется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б ,
где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (определяется исходя из величины пенсионных прав - продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г. и среднемесячного заработка лица за любые пять лет подряд до этой даты либо за 2000-2001 гг., - а также суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование указанной части трудовой пенсии за период после 1 января 2002 г.), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии и составляющего 19 лет (228 месяцев).

Этот показатель основан на среднестатистических данных, он является условным и применяется для расчетов.

Обратите внимание!

Суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости (с 1 апреля 2010 г.) см. на сайте HR-Portal

Законом о трудовых пенсиях предусмотрено поэтапное увеличение до указанной продолжительности применяемой при расчете размера пенсии величины Т: в 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), в 2010 г. -16 лет (192 месяца).

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Отметим, что Б - величина дифференцированная и устанавливается с учетом возраста лица (достижение 80 лет), наличия иждивенцев (но не более трех), проживания и работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно), а с 2015 г. будет также иметь значение общая продолжительность страхового стажа лица на день назначения пенсии.

УЧЕТ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И ИХ НАПРАВЛЕНИЕ НА ПЕНСИЮ

Граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, регистрируются в качестве безработных по месту жительства. Учреждения службы занятости населения ставят их на учет согласно Порядку регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458.

Процедура направления безработных граждан на пенсию с досрочным назначением пенсии по старости следующая.

Этап 1. Гражданин подает в орган службы занятости по месту постановки на учет в качестве безработного заявление по форме, установленной приложением № 1 к Порядку работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, утв. постановлением Минтруда России от 14.06.2001 № 48 (далее - Порядок).

Обратите внимание!

Закон от 20.11.1990 № 340-1 утратил силу с 1 января 2002 г. Соответствующие нормы, в т. ч. о периодах, включаемых в страховой (общий трудовой) стаж, содержатся в Законе о трудовых пенсиях, вступившем в силу с этой же даты

Этап 2. Орган службы занятости на основании заявления безработного гражданина выдает ему под расписку предложение о досрочном направлении на пенсию по старости в двух экземплярах (по форме, установленной приложением № 2 к Порядку), а также справку о периодах, включаемых в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, для последующего обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту жительства.

Выдача предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина путем внесения записи: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. Дата, подпись».

Одновременно с выдачей указанных документов орган службы занятости сообщает безработному гражданину сведения о месте нахождения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, режиме его работы, а также информирует о порядке прохождения перерегистрации в качестве безработного и условиях выплаты пособия по безработице в период оформления пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости.

Этап 3. Гражданин представляет в территориальный орган ПФР выданные ему органом службы занятости предложение о досрочном направлении на пенсию по старости, справку о периодах, включаемых в трудовой стаж, вместе с заявлением о назначении пенсии и необходимыми для этого документами, предусмотренными Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па (таблица 2 ).

Этап 4. Территориальный орган ПФР принимает решение о назначении либо об отказе в назначении «безработной» пенсии в соответствии с законодательством, а также уведомляет о соответствующем решении орган службы занятости, выдавший работнику предложение о досрочном направлении на пенсию по старости.

Таблица 2

Примерный перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости

Выплата пособия по безработице в период оформления безработным гражданином рассматриваемой пенсии производится в порядке и на условиях, установленных Законом о занятости.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона о занятости назначение пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 данного Закона, либо назначение трудовой пенсии по старости, в т. ч. досрочное (или досрочное назначение части трудовой пенсии по старости), либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению являются основанием для прекращения выплаты пособия по безработице.

Тем самым орган службы занятости при получении от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления о назначении «безработной» пенсии, начиная с даты назначения пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости, прекращает выплату пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

случае получения от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления об отказе в назначении такой пенсии орган службы занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработному гражданину.

Орган службы занятости осуществляет персональный учет получателей досрочной пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, в течение всего периода ее выплаты - до возникновения в соответствии с законодательством РФ права на назначение пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости.

ПЕРЕХОД НА ПЕНСИЮ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в т. ч. досрочно назначаемой (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), получатель пенсии, назначенной по Закону о занятости, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости. Такой переход осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, т. е. с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию.

Обратите внимание!

При переводе на трудовую пенсию по старости либо в случае ее назначения размер указанной пенсии определяется как при новом назначении

По желанию заявителя в данной ситуации также может быть рассмотрен вопрос о назначении трудовой пенсии по старости. В этом случае назначение производится со сроков, предусмотренных пп. 1 и 4 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, а именно со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 названной статьи (трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня, трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Например, гражданин, являющийся получателем пенсии, назначенной по Закону о занятости, достигает пенсионного возраста 3 октября 2010 г. Он может быть переведен на трудовую пенсию по старости с 1 ноября 2010 г. (п. 7 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Вместе с тем, если размер трудовой пенсии по старости превышает ранее установленную пенсию, то гражданин, так как это ему более выгодно, может воспользоваться правом ее нового назначения со срока, установленного п. 1 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях. Для этого он подает соответствующее заявление - и трудовая пенсия по старости будет ему назначена с даты обращения (например, с 3 октября 2010 г.).

ОтветСТВЕННОСТЬ, ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТЫ «БЕЗРАБОТНОЙ» ПЕНСИИ

При поступлении на работу или возобновлении иной оплачиваемой деятельности выплата пенсии, установленной безработному гражданину на основании Закона о занятости, прекращается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства).

Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 23 и ст. 25 Закона о трудовых пенсиях пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, помимо этого, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

После прекращения гражданином работы выплата рассматриваемой пенсии возобновляется в соответствии с подп. 2 п. 3 и п. 5 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты пенсии и все необходимые документы.

Право на пенсию не пересматривается, а ее размер определяется заново в порядке, предусмотренном Законом о трудовых пенсиях. Если при возобновлении выплаты пенсии ее размер не достигает величины, установленной на день прекращения выплаты, то пенсионеру восстанавливается пенсия в прежнем, более высоком размере.

  • Кадровое делопроизводство

Граждане РФ, достигшие пенсионного возраста, имеют право на получение ежемесячной выплаты в виде пенсии. Пенсионные выплаты осуществляются как работающим пенсионерам, так и тем гражданам, которые по достижению пенсионного возраста прекратили трудовую деятельность. Сегодня мы расскажем об особенностях назначения и выплаты пенсии неработающим пенсионерам в 2019 году.

Порядок назначения пенсии

На получение трудовой пенсии, или «пенсии по старости», в равной степени вправе претендовать как работающие, так и неработающие граждане. Для того чтобы получить право на назначение пенсии, гражданином должны быть выполнены основные требования, касающиеся пенсионного возраста, трудового стажа и показателя накопленных пенсионных баллов. Подробнее о каждом из требований – ниже:

  1. Для назначения трудовой пенсии гражданин должен достичь пенсионного возраста. По состоянию на 2017 год показатель пенсионного возраста остается неизменным и составляет для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет. Однако, с 01.01.17 вступил в силу закон, согласно которому предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста (подробнее – см. ниже Повышение пенсионного возраста ).
  2. Чтобы получать пенсию «по старости», гражданин обязан иметь трудовой стаж не менее 8 лет. Показатель стажа рассчитывается и суммируется по каждому месту работу. Помимо фактического периода работы, в трудовой стаж включается период отпуска по уходу за ребенком. Время, в течение которого гражданин не работал или работал неофициально, трудовой стаж не увеличивает. Отметим, что аналогично повышению пенсионного возраста, для граждан РФ предусмотрено повышение требований к показателю трудового стража. Согласно законодательным изменениям, требования к стажу повышаются поэтапно (для назначения пенсии в 2024 году гражданин должен иметь стаж не менее 15 лет).
  3. При назначении и расчете пенсии учитывается размер накопленных пенсионных баллов. Данный показатель рассчитывается исходя из зарплаты, начисленной в течение трудовой службы, без учета удержаний. По состоянию на 2017 год, гражданину для назначения пенсию необходимо накопить не менее 11,4 пенсионных баллов. В связи со вступившей в силу Пенсионной реформой, данный показатель ежегодно увеличивается, и в 2025 году будет составлять 30.

Повышение пенсионного возраста

В рамках Пенсионной реформы, вступившей в силу в 2015 году, для граждан РФ предусмотрено повышение пенсионного возраста. По состоянию на 2017 возрастные требования к гражданам для выхода на пенсию остается неизменной (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет). Однако, в связи с законодательными изменениями намечается повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Предполагается поэтапное повышение возрастных требований к пенсионерам: начиная с 2019, каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет установленной величины.

Расчет пенсии для неработающего пенсионера

Формирование пенсионных накоплений осуществляется гражданином, ведущим трудовую деятельность. В рамках Пенсионной реформы, за гражданином закрепляется право формирования страховой и накопительной пенсии. Согласно процедуре, работающий гражданин может направлять часть отчислений в государственный пенсионный фонд (ПФР), а часть – в негосударственный (НПФ) или управляющую компанию. Размер отчислений в пользу НПФ ограничивается показателем 6%, таким образом, сумма выплат в ПФР составит 10%. Отметим, что накопительная пенсия формируется исключительно по желанию застрахованного лица. Если гражданин не заявил о желании накапливать пенсию в НПФ, то все выплаты (16%) перечисляются в пользу формирования страховой пенсии (ПФР).

По достижении пенсионного возраста гражданину назначается пенсия, размер которой рассчитывается как сумма ежемесячных выплат страховой и накопительной части пенсии.

Расчет накопительной части пенсии

Гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на получение пенсии, вправе распоряжаться пенсионными накоплениями НПФ по своему усмотрению. Для определения ежемесячной выплаты, сумму накопленных средств необходимо разделить на планируемый период их получения, также называемый «временем дожития». В общем порядке такой период составляет 20 лет, однако в исключительных случаях гражданин может получить всю сумму сразу, а именно:

  • размер пенсии, накопленной в НПФ, составляет менее 5% от суммы пенсии, назначенной государством (страховая часть);
  • гражданин, достигший пенсионного возраста и сформировавший пенсионные накопления в НПФ, является получателем пенсии по инвалидности, но при этом им не приобретено право на получение страховой пенсии (отсутствие необходимого количества стажа, пенсионных баллов, т.п.).

Также законодательством предусмотрена срочная выплата накопительной пенсии (в течение 10 лет), согласно которого сумма ежемесячной выплаты рассчитывается по формуле:

НакЕжВып = Нак / 120,

где НакЕжВып – размер ежемесячной выплаты накопительной части пенсии;

Нак – общая сумма пенсионных накоплений через НПФ,

120 – количество месяцев в течение 10 лет выплаты.

Определение размера страховой пенсии

Формула для расчета ежемесячной выплаты страховой пенсии выглядит так:

где СтрЕжВып

ПенсБ – количество накопленных пенсионных баллов;

СтПенсБ – стоимость пенсионного балла, размер которого устанавливается на момент назначения пенсии;

ФиксВыпл – действующий размер фиксированной выплаты.

Рассмотрим пример. В октябре 2017 сотрудница АО «Кратер» Соколова С.Д., 1962 года рождения, прекратила трудовую деятельность и вышла на пенсию. Так как Соколова старше 1967 года рождения, все пенсионные выплаты для сотрудницы формировались в счет страховой пенсии (16%). Общий трудовой стаж Соколовой – 8 лет, в течение которых она работала в АО «Кратер» на должности кладовщика. Ежемесячно работодатель Соколовой уплачивал взносы в ПФР по установленной ставке в следующей сумме:

  • за период 2009 – 2012 – по 29.433 руб. за каждый год;
  • за период 2013 – 2014 – по 32.351 руб. за каждый год;
  • за период 2015 – 2017 – по 35.880 руб. за каждый год.

Расчет суммы пенсии для Соколовой рассчитывается следующим образом:

Этап 1. Определение размера пенсионного капитала

Так как Соколова выходит на пенсию после 01.01.15, необходимо рассчитать показатель пенсионных баллов, накопленных ею за период с начала трудовой деятельности до 31.12.14. Данный показатель равен сумме отчислений, уплаченных Соколовой в счет ПФР за период с 01.01.09 по 31.12.14:

29.433 руб. * 4 года + 32.351 руб. * 2 года = 182.434 руб.

Этап 2. Расчет количества пенсионных баллов, накопленных до 01.01.15

Для расчета количества пенсионных баллов, накопленных до 01.01.15, применяется формула:

ПенсБ до 2015 = ПенсКап / 228 мес. / СтПенсКоэфф,

где ПенсКап – показатель пенсионного капитала,

228 мес . – ожидаемый период выплат, установленный законодательно;

СтПенсКоэфф – стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.15 (установленный показатель – 64,1 руб.).

Рассчитаем количество пенсионных баллов, накопленных Соколовой до 01.01.15:

182.434 руб. / 228 мес. / 64,1 руб. = 12,48 баллов.

Этап 3. Определение количества пенсионных баллов, накопленных после 01.01.15

Показатель пенсионных баллов, накопленных после 01.01.15, определяется за каждый год, исходя из соотношения суммы уплаченных страховых взносов и показателя предельной величины налогооблагаемой базы, установленной на законодательном уровне:

ПенсБ = Взн / НалБаз * 10,

где ПенсБ – величина пенсионных баллов, накопленных за год;

Взн – сумма страховых взносов в ПФР, уплаченных застрахованным лицом в течение года;

НалБаз – показатель предельной величины налогооблагаемой базы.

Ниже в таблице приведен расчет величины пенсионных баллов, накопленных Соколовой за 2015 – 2017 гг.:

Период Сумма уплаченных страховых взносов Предельная величина налогооблагаемой базы Расчет количества баллов Величина накопленных баллов за период
2015 35.880 руб. 711.000 руб. 32.351 руб./711.000 руб. * 10 0,46
2016 35.880 руб. 796.000 руб. 35.880 руб./796.000 руб. * 10 0,45
2017 (январь – сентябрь) 35.880 руб. 876.000 руб. (35.880 руб./876.000 руб. * 10) / 12 мес. * 9 мес. 0,31
ИТОГО 1,22

Общее количество пенсионных баллов Соколовой – 13,7.

Этап 4. Расчет ежемесячных пенсионных выплат

Определив все необходимые показатели, мы можем рассчитать размер ежемесячных пенсионных выплат для Соколовой, используя формулу:

СтрЕжВып = ПенсБ * СтПенсБ + ФиксВыпл,

где СтрЕжВып – размер ежемесячной выплаты страховой части пенсии;

ПенсБ – количество накопленных пенсионных баллов (Соколовой накоплено 13,7);

СтПенсБ – стоимость пенсионного балла (на момент выхода Соколовой на пенсию – 78,58 руб.);

ФиксВыпл – фиксированная выплата (на момент выхода Соколовой на пенсию – 4.823,37 руб.).

Таким образом, сумма ежемесячных пенсионных выплат для Соколовой составит:

13,7 * 78,58 руб. + 4.823,37 руб. = 5.899,92 руб.

Индексация пенсий неработающим пенсионерам

Для граждан, которые по достижению пенсионного возраста прекратили трудовую деятельность, предусмотрена ежегодная индексация пенсионных выплат. В рамках процедуры, размер пенсии неработающим пенсионерам ежегодно увеличивается исходя из коэффициента инфляции. В соответствии с Постановлением Правительства и данными Росстата, на ближайшие годы предусмотрен следующий порядок индексации пенсий:

  • в 2018 – повышение на 3,8%;
  • в 2019 – 2020 – повышение на 4%.

Таким образом, средний показатель пенсии, выплачиваемый неработающему пенсионеру «по старости», в 2018 году составит 13.400 руб., а к 2020 году возрастет до 14.900 руб.

Способы доставки пенсии

Пенсионеры, прекратившие трудовую деятельность, наряду с работающими пенсионерами, при оформлении пенсионных выплат могут самостоятельно выбрать для себя наиболее удобный способ доставки пенсий:

  1. Доставка пенсии на дом. По желанию пенсионера, выплаты могут ежемесячно доставляться гражданину на дом (по месту регистрации или адресу фактического проживания). Доставку пенсии могут осуществлять как почтальоны (через отделение Почты России), так и представители специальных организаций, которые занимаются доставкой пенсий в регионе.
  2. Получение пенсии на отделении почты или в кассе банка. Пенсионер имеет возможность оформить получение пенсии на ближайшем отделении Почты России, а также в кассе банка. Выплата осуществляется при предъявлении паспорта и пенсионного удостоверения. По факту получения средств пенсионеру выдается квитанция.
  3. Перечисление пенсии на банковскую карту. По сравнению с вышеперечисленными способами, данный вариант получения пенсии имеет существенное преимущество: перечисление средств на карту осуществляется в момент зачисления суммы со счета ПФР, то есть день получения пенсии не зависит от выплатного периода, установленного на почтовом отделении. Сразу после поступления пенсии на карту, пенсионер может воспользоваться средствами на свое усмотрение: снять наличные в банкомате, рассчитаться в магазине картой, перевести средства на депозитный счет, т.п.

Приостановление и прекращение пенсионных выплат

Выплаты, осуществляемые неработающему пенсионеру, могут быть приостановлены или полностью прекращены. Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  1. Пенсионер выехал на постоянное место жительство в другое государство. В таком случае выплата пенсии на территории РФ для гражданина приостанавливается сроком на 6 месяцев. Если в течение указанного срока пенсионером не предоставлены соответствующие документы о выезде, то выплата пенсии для него полностью прекращается.
  2. В течение последних 6-ти месяцев гражданином не получена ежемесячная пенсия. Выплата пенсии за последующие периода в таком случае приостанавливается до выяснения обстоятельств или до момента личного обращения гражданина.
  3. Если пенсия выплачивается лицу, которое не является гражданином РФ, то, в случае окончания действия вида на жительство, осуществляется приостановление выплаты пенсии сроком на полгода.

Полное прекращение выплаты пенсии осуществляется в случае смерти пенсионера, утратой им права на выплаты, отказа гражданина от пенсии, а также в прочих случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Государственные гарантии распространяются на множество групп населения и поддержка пенсионеров всегда – один из первых вопросов на совещаниях. В России существует ряд мер, поддерживающих нетрудоспособных и безработных граждан.

Достижение пенсионного возраста для людей, не работающих или имеющих маленький стаж, часто становится причиной для сомнений. Будут ли платить пенсию для не имеющих стаж людей?

Положена ли

Пенсионная система подвергается изменениям часто, практически каждый год, но одно остаётся неизменным: начисления людям, не работавшим в жизни или имеющим маленький стаж, производятся всегда.

Установление пенсионных отношений между гражданином и государством регулируется в Федеральном Законе N 166-ФЗ. Наравне со льготниками и госслужащими люди будут получать выплаты из бюджета страны по достижении определённого возраста или с наступлением дополнительных условий.

Какая будет пенсия если нет трудового стажа

Пенсионные выплаты в России разделяются на два типа:

  • страховые;
  • социальные.

Страховая пенсия формируется из взносов, переводимых работодателем на счёт в ПФР. Размер будущих выплат зависит от общего стажа и уровня заработной платы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В размере 22% от суммы оплаты труда сотрудника наниматель отправляет из своих средств. Они накапливаются на пенсионном счёте и переводятся в коэффициенты. Минимальное количество пенсионных баллов на 2019 год составляет 13,8 а наименьшее количество отработанных лет – от 9.

Нехватка коэффициентов на счёте и недостаточный общий стаж работы за всю жизнь является причиной для отказа в формировании страховых выплат.

Для тех людей, кто не наработал стаж, но достиг возраста пенсионера, начисляется социальная пенсия по Государственному обеспечению без учёта средств, начисленных в ПФР. Такое пособие назначается всем категориям граждан не имеющим право на выплату страховой пенсии.

Среди получателей этого вида выплаты могут быть не только граждане России, но и иностранцы. Для этого им нужно проживать на территории страны не менее 15-ти лет.

Возраст выхода

Законодательством установлены минимальные возрастные рамки для возможности назначения пенсионных выплат по социальному обеспечению:

  • 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, которые на день назначения пособия считаются гражданами коренных народов Крайнего Севера и проживают на территории их исторического поселения;
  • 65 лет для мужчин и 55 для женщин, в том числе и иностранцы, проживающие на территории Российской Федерации более 15-ти лет.

В случае если пенсионер получал выплаты по инвалидности, то с наступлением возраста, указанного в ФЗ №166, эти средства перестают поступать. С этого момента начисляется пенсия по старости.

Размер

Суммы, назначаемые к выплате гражданам, претендующим на получение социальной пенсии по государственному обеспечению, определяются законодательно и имеют фиксированный размер.

Таким образом, достигшие возраста пенсионера люди могут гарантированно рассчитывать на 5034,25 рублей ежемесячно. Но эта сумма не окончательна. Формирование выплат основывается на показателе прожиточного минимума пенсионера, который ежегодно индексируется по отношению к показателю инфляции за прошлый год.

На 2019 год показатель по стране составляет 8803 рубля. Если назначенной при обращении суммы недостаточно до уровня пенсионного прожиточного минимума, тогда средствами ПФР формируется доплата, покрывающая недостающую часть.

Для разных регионов в России этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону. Так, для северян, установлен районный коэффициент, в соответствии с которым будет преумножена минимальная фиксированная социальная пенсия.

Как оформить

Оформление пособия по старости такого вида, требует обращения в ПФР, в любое время после приобретения прав на назначение.

Заявление может быть подано несколькими способами:

  • напрямую в ПФР, личным визитом;
  • через многофункциональные центры;
  • почтовым письмом;
  • передачей через доверенное лицо;
  • в электронном виде на портале pfrf ru, в разделе личный кабинет.

Какие нужны документы

Помимо заявления, кандидату на получение пенсии по старости нужно предоставить ряд обязательных документов:

  • при обращении в фонд через третье лицо нужно предоставить , также подтверждённую у нотариуса. Образец заполнения:
  • удостоверение личности (паспорт);
  • документы, подтверждающие наличие дополнительных условий назначения (льготы, инвалидность и пр.);

  • данные о счёте в банке.

Перечень документов, необходимых для предъявления в пенсионном фонде для назначения социальной выплаты минимален. Подтверждение других обстоятельств может потребоваться при назначении других видов пенсий.

Порядок выплат

Пособие будет насчитываться с момента подачи заявления. Для граждан, получавших ранее пособие по инвалидности любой группы, с достижением возраста, указанного в ФЗ №166, выплаты будут прекращены в пользу пенсии по старости.

Получатель пособия может самостоятельно решить, каким образом получать свои деньги:

  1. Через представителя, с подтверждённой у нотариуса доверенностью. Документ должен обновляться ежегодно.
  2. Через почтовое отделение. В филиале почты России, находящемся по месту жительства пенсионера, получатель может лично забирать средства. Также, организация предоставляет услуги доставки пенсий. Процедура осуществляется по графику доставки. Возможны задержки.
  3. В отделении банка. Выплаты могут производиться как наличными деньгами в кассе любого банка или безналичным переводом на пластиковую карту. Комиссии и другие платы в сторону банка за предоставление таких услуг не взимается. Возможно подключение дополнительных платных опций, к примеру, мобильного банка. Пенсия начисляется без задержек.
  4. Сторонние коммерческие организации, занимающиеся доставкой пенсии, помимо выдачи пособия на дому могут осуществлять отпуск средств в своих отделениях, если это удобно. В территориальном филиале ПФР пенсионер может получить полную информацию обо всех организациях, предоставляющих такие услуги.

Уведомить фонд, о намерении изменить способ получения пособия можно отправив заявление () в письменном виде через почту или в отделении ПФР, а также в личном кабинете гражданина.

Образец заполнения:

Какие возможны доплаты и льготы

Претендующий на получение социальной пенсии или уже её обладатель может рассчитывать и на некоторые надбавки. К примеру, женщины, вышедшие на пенсию по старости, имеющие детей, будут получать надбавки за каждого из них.

Также, пенсионер, не имеющий трудового стажа, вправе получать субсидии за оплату коммунальных услуг. Достигшие 65 и 60 лет мужчины и женщины, также освобождаются от уплаты ряда налогов, что тоже можно считать дополнительным доходом.

Компенсация проезда и проездные билеты на общественный транспорт по сниженной цене, рассчитаны на пенсионеров вне зависимости от вида пособия, которое он получает.

Прекращение выплаты

Невыполнение условий, установленных в отношении возможности начисления социальной пенсии, несёт прекращение выплат. Среди таких условий:

  • переезд в другую страну на ПМЖ, или наличие двух мест жительства в разных государствах;
  • начинает трудовую деятельность;
  • в течение полугода не обращается в отделение банка, почты или другой организации за получением своего пособия;
  • житель Крайнего Севера, уехавший за его пределы на постоянное место жительства, лишается права на получение пенсии на особых условиях. Далее все выплаты к нему будут применяться наравне с остальными гражданами России.

Социальные выплаты, как и другие пенсии, ежегодно увеличиваются. Их размер индексируется в соответствии с коэффициентом, установленным Министерством экономики и развития, на начало года.

В 2019 году увеличение составит 4,1%, что позволит превысить уровень инфляции за предыдущий период и обеспечить получателям возможность обеспечить своё проживание на достойном уровне.