Тема недели: «Поздняя осень. Календарное планирование в средней группе на сентябрь Тематический план детский сад средняя группа осень

Тема недели :

«Краски осени»

21.09.15-25.09.15

Программное содержание :

Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).

Расширение представлений детей об осенних праздниках, изменении в одежде людей осенью, осенних забавах детей.

Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.

НОД

ДАТА

ТЕМА

НОД

ДАТА

ТЕМА

Познавательное развитие (расш.круг)

Ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья»

Худ.эстетическое развитие (рисование)

«В лесу» И.А. Лыкова стр18

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева Занятие 10 стр 26

Познавательное развитие (ФЭМП)

И.А. Помораева, В.А. Позина Занятие 4 стр 14

Речевое развитие

Описание игрушек. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина стр.28

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева Занятие 11 стр28

Худ.эстетическое развитие (аппл/лепка)

«Цветной домик» И.А. Лыкова стр 30

Физическое развитие (на улице)

Л.И. Пензулаева занятии 12 стр 29

Худ.эстетическое развитие (музыка)

Тема: «Краски осени»Программное содержание: Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).Расширение представлений детей об осенних праздниках, изменении в одежде людей осенью, осенних забавах детей. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика.

проведение беседы об утренней погоде Цель: учить детей составлять рассказ, говорить полными предложениями, вести диалогическую речь.

дидактические игры «Что бывает такого цвета», «Подбери по цвету и по форме» Цель: закреплять основные цвета, учить отличать цвета друг от друга.

Д/и« Какая, какой, какое?».

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению

Рассказывание из коллективного опыта «Как мы гуляли в парке»

Уточнять представления детей о двух временах года - лете и осени. Формировать навыки рассказывания из опыта.

Создать условия для рассматривания иллюстрации на осеннюю тематику Цель: уточнять представления детей о времени года осень.

погулять в осеннем парке, понаблюдать за листопадом, погодой

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА НЕДЕЛИ (ПЕРИОДА) - «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 24.09-28.09

ЦЕЛЬ: закрепление представлений об осени; воспитание бережного отношения к природе

ЗАДАЧИ:

- ОБУЧАЮЩИЕ: продолжать знакомить с приметами осени; Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

УЧАСТНИКИ: дети средней группы, воспитатели

АКТУАЛЬНОСТЬ: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: опрос о состоянии здоровья детей; обратить внимание на работы детей по ИЗО-деятельности; папка-передвижка «День дошкольного работника»; родительское собрание «Новый учебный год»

ТЕМА НЕДЕЛИ (ПЕРИОДА): «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

ПОНЕДЕЛЬНИК

2. ФЦКМ: «Знакомство со свойствами дерева и металла»/ Н.В. Алешина, стр.18.

Наблюдение за солнцем: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

Наблюдение за транспортом: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.

1. Конструирование: «Домики, сарайчики»/ Персп. план. Стр.69

2. Физкультура на воздухе: Пензулаева, стр. 30, №12

Наблюдение за собакой: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

Наблюдение за березой: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

1. Физкультура: Пензулаева, стр. 28, №10

2. Рисование: «На яблоне поспели яблоки»/ Персп. план., стр.68

Наблюдение за осенними листьями: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Наблюдение за тучей: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

1. Музыка (по плану музыкального руководителя)

2. Аппликация: «Цветной домик»/ Лыкова стр. 30, №8

Наблюдение за насекомыми осенью: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

Экспериментальная деятельность «Поиграем с вертушками и султанчиками: умение определять с помощью вертушек силу ветра. Вспомнить летний ветер и сравнить его с осенним.

1. Чтение х/л «Лисичка-сестричка и волк» Перспект. План. Стр. 61

2. Физкультура: Пензулаева, стр. 29, №11

Наблюдение за работой дворника: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

Наблюдение за увядающими цветами: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

ФЦКМ «Знакомство со свойствами дерева и металла»: познакомить детей со свойствами дерева и металла; показать, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Домики, сарайчики»: упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий.

Беседа « Осень. Что ты о ней знаешь?»: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени, познакомить с народным календарём.

Беседа «Как изменилась окраска листьев»: учить сравнивать листья деревьев летом и осенью; развивать интерес к природным явлениям.

Д/и. «От какого дерева лист»: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, учить находить нужное дерево, правильно называть его.

Рассматривание иллюстраций с осеним пейзажем: продолжать расширять знания об осени.

Д/и «Так бывает или нет»: развивать логическое мышление.

Д/и «Птицы, рыбы, звери»: классифицировать животных по обобщающим понятиям.

Д/и «Найди лишнее»: учить детей делать умозаключения, объяснять свой выбор; развивать мышление.

Д/и «Кому что надо для работы?»: систематизировать знания детей о различных орудиях труда, которые нужны повару, врачу, парикмахеру.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Развивающая игра «Сложи узор»: учить Олега, Кристину создавать узоры, развивать логическое мышление, умение играть в парах; развивать усидчивость.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: учить Руслана, Еву узнавать предмет на ощупь, составлять описательный рассказ о предмете, руководствуясь тактильными ощущениями.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (№4)

ЧТЕНИЕ Х/ЛИТ «Лисичка-сестричка и волк»: учить понимать образное содержание и идею сказки; передавать структуру сказки с помощью моделирования; замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Чтение стихотворения И. Соколов- Микитов «Листопадничек»: Учить детей воспринимать поэтические произведения.

Чтение стихотворение М. Садовского «Что умеет осень»: развивать способность восхищаться красотой осенней природы.

Д\и. «Звук потерялся»: учить выделять звук в слове, развитие фонематического слуха.

Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»: совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, воспитание любви к художественной литературе.

Д/ и «Назови действие»: уметь подбирать действие по содержанию предложения; активизировать знания об осенних явлениях)

Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания»: Формирование навыков пересказу с творческими дополнениями.

Разыгрывание этюда: « Кто, как маму позвал?»: называть детенышей животных в единственном и множественном числе.

Пальчиковая игра «Листопад»: развивать мелкую моторику рук; развивать умение действовать в соответствии с текстом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Д/и. «Наоборот»: учить Машу, Женю подбирать противоположные значения к приметам осени.

Беседа с Артемом, Даниилом «Осень – это хорошо или плохо?»: умение составлять короткие предложения; обосновывать свою точку зрения.

Упр-е «Что я видел по дороге в детский сад?»: учить Ксюшу Ш, Марка составлять рассказы из личного опыта с помощью вопросов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА (сентябрь, №2)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (№2)
ФИЗКУЛЬТУРА:
продолжать учить детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы; закрепить умение группироваться при лазанье под шнур; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ:
разучить перебрасывание мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; упражнять в прыжках.

Создание проблемной ситуации у Степашки заболело горло: закрепить знания о правилах поведения, позволяющих избежать заболевания.

П\и « Горелки»: знакомимся с правилами игры, умение действовать в соответствии с правилами. Развиваем ловкость.

П\и «Лиса в курятнике»: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

П\и «Птички и кошка»: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

П\и «Лошадки»: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Упр-е «По камушкам»: развивать у Насти, Киры умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

П/И «Подбрось – поймай»: учить Вику, Ксюшу С, Лешу подбрасывать и ловить мяч (принимать правильное исходное положение, не прижимать мяч к груди).

МУЗЫКА (По плану музыкального руководителя)

АППЛИКАЦИЯ «Цветной домик»: продолжать учить детей пользоваться ножницами; разрезать широкие полоски бумаги на кубики; показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
РИСОВАНИЕ:
продолжать учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности; учить приему быстрого рисования листвы; закреплять приемы рисования карандашами.

Рассматривание репродукции с картин И. С. Остроухова «Золотая осень»: познакомить с картиной, учить замечать особенности изображения осени в картине, отмечать выразительные средства, которые использовал художник.

Слушание фрагмента произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»: учить внимательно слушать музыкальный фрагмент, включить воображение, вспомнить образы, связанные осенью, описывать их, используя образные выражения.

Муз-дид игра «На чем играю?»: продолжать учить узнавать и называть звучание музыкальных инструментов; развивать музыкальный слух.

Повторение песен к осеннему празднику: поддерживать желание петь песню; развивать память.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Этюдная игра «Подарки» (по желанию): придумывать действия в соответствии с тестом.

Д/и: «Цвета»: продолжать Тимура, Алену различать оттенки цветов, правильно называть их.

«Грибы для белки»: продолжать учить Олега, Руслана лепить из пластилина пустую полость, крепко прищипывать края.

Закрепить с Марком, Элиной, Полиной умение работать с ножницами. Разрезать квадраты на треугольники круг на полукруги.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: сбор игрушек в конце прогулки; подметание дорожек; помочь младшей группе прибраться на веранде; подмести лавочки: развивать трудолюбие; учить подбирать оборудование для трудовой деятельности; формировать желание помогать окружающим.

Беседа: «Каждой игрушке свое место»: Воспитывать стремление соблюдать порядок в группе..

Д/и «Расскажем мишке, как правильно сидеть за столом»: закрепить культуру поведения за столом.

Ситуативный разговор «Почему надо делиться?»: упражнять в общении

Коллективный труд: наводим порядок на полках для игрушек: формировать желание трудиться; закрепить трудовые навыки; воспитывать отзывчивость.

Беседа «Зачем нужны правила дорожного движения?»: закрепить ПДД; учить высказывать свою точку зрения.

С\р игра «Семья» (Сюжет «Собираемся на осеннюю прогулку»): поощрять самостоятельность детей в создании игровой среды; учить делать атрибуты для игры, используя предметы – заместители и подручные средства; способствовать развитию взаимоотношений, формирование дружелюбия

С\р игра «Магазин овощей и фруктов»: создание игровой среды, изготовление атрибутов, развитие взаимоотношений, формирование дружелюбия.

С\р игра Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»: закрепить знания ПДД; развивать умение играть сообща.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Д/и «Хорошо-плохо»: учить Сережу, Машу, Полину определять поступки детей, находить выход из ситуации.

Дежурство по столовой: продолжать формировать трудовые навыки; развивать аккуратность во время дежурства.

«Осенняя викторина»: закреплять полученные знания об осени; развивать умение понимать вопрос, отвечать полным ответом.

Проверено, рекомендовано: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №1

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Альбом «Осень в лесу»

Альбом «Деревья»

Д/и «Чего не хватает?»

Д/и «Времена года»

Д/и «Разложи по порядку»

Д/И «Чудесный мешочек»

Раскраски на тему «Деревья»

УТРО

НОД

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

С/Д

Тема: «Прогулка в осенний лес».

    КГН формирование навыков поведения за столом (пользоваться салфеткой, не крошить хлеб).

    Рассматривание дидактического куба «Осень». Цель знакомить с изменениями в природе, которые происходят с наступлением осени.

    П/и «Солнышко и дождик». Цель: Развитие активности детей в двигательной деятельности.

    Сюжетно-ролевая игра «В лес на Автобусе». Цель: содействовать возникновению игр из окружающей среды.

    Речевая игра «Сдуй листок со стола». Цель: Развивать речевое дыхание.

    Д/И «Много и один». Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по количеству.

Ознакомление с окружающим миром.

Тема занятия «Осень»

Цель: Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

    Рассматривание картины «Осенний лес».

    Д/И «Осень в картинках»

    П/И «Листопад»

Лепка «Грибочки на полянке»

Цель: формировать умение лепить предмет из нескольких частей (ножка, шляпка, полянка).

Источник: «ИЗО деятельность в детском саду» И.А. Лыкова.

Стр. 46.

Картотека прогулок: Прогулка

    КГН формировать умение своевременно пользоваться носовым платком.

    Речевая гимнастика «Ветер». Цель: развивать речевое дыхание.

    Д/И «Приметы осени». Цель: уточнять представление детей об основных явлениях природы осенью. Формировать умение с помощью картинок составлять несложные предложения.

    Подвижная игра «Листопад». Цель: Развивать воображение детей, закреплять умение двигаться по площадке, в рассыпную.

    Лото «Растения и животные». Цель: продолжать знакомить детей с растительным и животным миром.

    Д/и «Большой - маленький» (Деревья). Цель: формировать умение детей сравнивать предметы по размеру.

Выложить в ИЗО центр трафареты деревья, грибы, ягоды.

ВТОРНИК

УТРО

НОД

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

С/Д

ема: «Деревья»

    КГН продолжать формировать умение правильно мыть руки перед едой, снимать полотенце с крючка.

    Рассказ воспитателя с детьми «Деревья рядом». Цель: Закреплять знания детей о растущих деревьях в нашей местности.

    Дидактическая игра «С какой ветки детки». Цель: закреплять знания детей о деревьях и их плодах

    Подвижно – развивающая игра «Зеркальное отображение». Цель воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

    Сюжетно ролевая игра «Сюжетно-ролевая игра «Строители». Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры , ознакомление детей с трудом строителя

    Д/и «Найди половинку» . Цель: формировать умение складывать целое изображение из двух частей.

Развитие речи

Режиссерская игра «Маша и медведь».

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», формировать умение четко артикулировать его в звукосочетании и словах; способствовать развитию речевого дыхания.

    Артикуляционная гимнастика (заборчик, трубочка горка и т.д.).

    Структура по методике.

    П/И «Медведь спит»

Картотека прогулок: Прогулка

    КГН продолжать формировать умение насухо вытирать руки и лицо.

    Просмотр презентации «Деревья осеню». Цель: Знакомить с характерными признаками одного времени года.

    Разрезанные картинки «Деревья». Цель: Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей. Составлять изображение из 4 частей.

    Слушание музыки Т. Покатенко «Листопад». Цель: формировать умение слушать до конца, понимать характер музыки .

    Кукольный театр «Маша и медведь». Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, развивать творческие способности детей.

    Д/и «Широкий узкий ствол». Цель: закреплять умения сравнивать, закреплять понятия «широкий», «узкий».

В книжный уголок картинки с изображением деревьев

СРЕДА

УТРО

НОД

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

С/Д

Тема: «За грибами».

    КГН закреплять умение детей есть аккуратно.

    Беседа «Съедобные и не съедобные грибы». Цель: закрепить понятие грибы. Дать представление о съедобных и не съедобных грибах.

    Конструирование из палочек «Грибы». Цель: активировать интерес к конструированию по схеме из счетных палочек .

    Дидактическая игра на фланелеграфе «Собери грибы в лукошко». Цель: Развивать знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

    П/И «За грибами». Цель: формировать умение детей ходить по прямой и извилистой дорожке .

    Эксперементирование с водой. Цель: поддерживать интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность .

Конструирование

«Заборчик из кубиков и кирпичиков».

Цель: упражнять детей в выкладывании деталей вверх из шести кубиков или кирпичиков. Закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик).

Источник: «Конструирование в детском саду», стр.42,28,126.

Картотека прогулок: Прогулка

    КГН закреплять умение детей одеваться в определенной последовательности.

    Дидактическая игра «Соберем букет из листьев». Цель формировать умение составлять группы из однородных предметов.

    Коллективная аппликация «Листопад». Цель: приобщение детей к искусству аппликации, формирование интереса к этому виду деятельности

    Математическая игра в лес за грибами. Цель формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

    Музыкальная игра «Грибки». Цель: развивать чувство ритма.

    Д/и «Большие и маленькие грибы». Закреплять понятия «большой», «маленький».

В уголок развивающих игр фланелеграф и картинки «Грибы»

ЧЕТВЕРГ

УТРО

НОД

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

С/Д

Тема: «Лесные жители».

    КГН формировать умение раздеваться в определенной последовательности.

    Беседа с детьми «Какие звери в лесу ?». Цель: закреплять знания детей о диких животных

    Игра-забава «Хор зверей». Цели : развить творческую активность, закрепить знания голосов животных.

    Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом». Цель: развивать мелкую моторику рук, создание положительного климата в группе.

    Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель: развивать выдержку и наблюдательность.

    Д/и «Спрячь зайку ». Цель: закреплять знания детей о фигурах и цвете.

Рисование

«Падают, падают листья».

Цель: рисование осенних листьев приемом примакивания разными цветами. Развитие чувства цвета и ритма.

Источник: « ИЗО деятельность в детском саду» И.А. Лыкова, стр.42.

Картотека прогулок: Прогулка

    КГН формировать умение замечать непорядок в одежеде, обращаться за помощью к взрослым.

    Рассказывание сказки «Три медведя». Цель: развивать интерес к художественной литературе.

    Настольно-печатная игра «Зоологическое лото». Цель: закрепить названия животных .

    Просмотр презентации «Кто живет в лесу ». Цель: закрепить знания детей о животных живущих в лесу.

    Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель: продолжать формировать умение детей исполнять различные роли.

    Д/и «Найди детеныша». Цель: закреплять знания детей о животных и их детенышах.

Настольную игру парные картинки «Животные»

В уголок развивающих игр

ПЯТНИЦА

УТРО

НОД

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

С/Д

Тема: «Поведение зверей осенью»

    КГН закреплять умение пережевывать пищу с закрытым ртом.

    Рассказ воспитателя «Поведение зверей осенью». Цель: продолжать формировать представление о жизни диких животных, обогащение словарного запаса ребенка. (берлога, спячка и т.д.).

    Конструировние «Теремок». Цель: формировать умение строить по образцу.

    Дидактическая игра «Назови детеныша». Цель: закрепить знания о животных, уметь называть и различать животных и их детёнышей.

    Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: продолжать формировать умение действовать по сигналу. (словесному).

    Рассматривание альбома «Эти интересные животные». Цели: Познакомить с названиями животных , формировать умение называть характерные для них действия.

Реализация проекта «Путешествие в сказочный лес»

Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках; уточнить представления детей о животных, живущих в лесу;

Картотека прогулок: Прогулка

    КГН продолжать формировать умение пользоваться индивидуальной расческой.

    Дидактическая игра «Чей хвост». Цель: обогащать и совершенствовать представление детей о диких животных.

    Лепка из соленого теста «Зайчик». Цель: развивать фантазию и творческое воображение.

    Загадки «Дикие животные». Цели: познакомить детей с загадками рифмами.

    Игра с мячом «Кто где живет». Цель: развивать концентрацию внимания и быстроту реакции.

    Дидактическая игра «Кто где живет». Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания.

Альбом «Звери в лесу» в книжный уголок

Примерное перспективно-календарное планирование воспитательно - образовательной работы

во второй младшей группе

Тема проекта «Лес»

Цель проекта :

Форма итогового мероприятия: открытое занятие «Путешествие в сказочный лес».

Дата проведения итогового мероприятия : 14 октября 2015 года

Ф.И.О воспитателя ответственного за проведение итогового мероприятия: Оводнева Олеся Александровна.

Работа с родителями:

Выставить папку передвижку «Осень».

Привлечение родителей к сбору материала в уголок природы.

По дороге в детский сад вместе с ребенком наблюдать, за изменениями происходящими в природе.

Принести выносной инвентарь (лопаты, грабли…)

Комплекс утренней гимнастики:

«Медвежата»

Медвежата в лесу жили,
Часто в лесу ходили, (ходьба в кругу обычная)
Вот так, вот так
Часто в лесу ходили.

Вместе с мамой,
Вместе с папой,
Стали на четыре лапы, (ходьба на четвереньках)
Вот так, вот так
Стали на четыре лапы.

Очень быстро, ровным кругом
Побежали друг за другом, (бег по кругу)
Вот так, вот так
Побежали друг за другом.

И опять они шагали
Вот так, вот так
Ножку выше поднимали, (ходьба с построением в круг)
Вот так, вот так.

Мишки в лесу мед искали (поднимаем руки вверх)
Вот так, вот так.
Мишки дерево качали
(наклоны туловища в стороны)
Вот так, вот так.

В перевалочку ходили (повороты вокруг себя)
Вот так, вот так
И из речки воду пили
(наклоны вперед)
Вот так, вот так.

Мишки часто приседали (приседание)
Вот так, вот так.
Мишки прыгали, скакали
(подскоки на месте)
Вот так, вот так.

Мишки солнцу улыбнулись (руки через стороны вверх)
Вот так, вот так.
На носочках потянулись
(потягивание на носочках)

На носочках потянулись (потягивание на носочках)
Вот так, вот так.

Поиграли все, устали,
Снова к дому зашагали (ходьба по кругу)
Вот так, вот так.

Гимнастика пробуждения:

Мы проснулись"

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Организационный момент:

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

«Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Музыкальная игра«Грибки»

    Мы грибочки, мы грибки

Мы на праздник к вам пришли.

Весело попляшем

В хороводе нашем.

(Идут друг за другом топающим шагом)

    Красненькая шапочка,

(Качают головками, руками поддерживают шляпки)

Беленькие ножки

(Поочерёдно выставляют правую и левую ногу на пятки, руки внизу)

Ну грибочки веселей

Хлопайте в ладошки.

(Хлопают в ладоши, после этого приседают).

    Мы растём, растём под ёлкой

Круглый год зелёной колкой

(« Растут » т.е. пружинно поднимаются)

Нас в корзинки не берут

Мухоморами зовут.

(Кружатся на месте топающим шагом, в конце кланяются)

Нечаева Вера
Тематический план «Золотая осень» (средняя группа)

Тема 1 недели : «Краски осени » .

Цель : Расширить представление детей об осенних изменениях в природе, устанавливая простейшую связь между живой и неживой природы. Расширить представление об изменении в одежде людей осенью . Формирование умений радоваться красоте осенней природе .

Итоговое мероприятие : Семейная выставка «Осенняя фантазия »

Понедельник

НОД «Путешествие в осень » - познание.

Задачи :

1. Формировать умение видеть многоцветие осени , уметь чувствовать и понимать красоту окружающего мира («Познавательное развитие» );

2. Обогатить словарный запас детей (осень , страна, приметы, умение отвечать на вопросы по теме, развитие правильной диалоговой речи) («Речевое развитие» );

3. Воспитывать любовь к поэтическим произведениям

(«Речевое развитие» ).

(Экологическое воспитание в средней группе Н . Горькова, стр. 6-9)

НОД «Золотая осень » - рисование.

Задачи :

1. Развивать способность детей словами описывать изменения в природе («Речевое развитие» );

2. Формировать умение изображать осень ; упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки ();

3. Закреплять технические умения. Воспитывать самостоятельность, творчество («Художественно- эстетическое развитие» ).

Беседа «Что мы знаем об осени » .

Цель. Расширить знания об осени .

Дидактическая игра «Расскажем зайке, как надо кушать» (привитие КГН) .

Чтение стихотворения И. Соколов- Микитов «Листопадничек» .

Цель : Учить детей воспринимать поэтические произведения.

- Беседа : «Каждой игрушке свое место»

Цель : Воспитывать стремление соблюдать порядок в группе .

С/ р игра «Детский сад»

НОД «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком «ш» - Задачи :

1. Познакомить детей со звуком «ш» («Познавательное развитие» );

2. Формировать умение произносить звук «ш» в слоге, слове, добиваться четкого произношения («Речевое развитие» );

3. Воспитывать звуковую выразительность речи («Речевое развитие» );

4. Познакомить детей с художественным произведением К. Чайковского «Путаница» . («Речевое развитие» ).

Беседа «Как изменилась окраска листьев» .

Цель : развивать умение выявлять осенние признаки .

Чтение С. Капутян «Маша обедает» .

Цель : закреплять КГН, умение пережевывать пищу с закрытым ртом.

С/ р игра «В гостях у куклы Маши» .

Беседа «Как выразить сочувствие товарищу»

Цель : воспитание положительных моральных качеств, закрепить умение выражать сочувствие друг другу.

Чтение стихотворение М. Садовского «Что умеет осень »

Цель : развивать способность восхищаться красотой осенней природы .

Среда

(занятие №5)

НОД «Число три» .

Задачи :

1. Познакомить с образованием числа три и соответствующей цифрой («Познавательное развитие» );

2. Формировать умение называть числительные от 1 до 3(«Познавательное развитие» );

4. Упражнять в ориентировке в пространстве («Познавательное развитие» );

5. Активизировать употребление в речи детей название предметов, сравнивая их с числовой карточкой («Речевое развитие» ).

НОД «Букет в вазе» - аппликация.

Задачи :

1. Формировать умение составлять узоры из геометрических фигур. («Познавательное развитие» )

2. Закрепить навык вырезания. ()

3. Развивать быстроту, ловкость, укреплять кисти рук. («Художественно- эстетическое» )

4. Учить детей взаимодействовать друг с другом. («Социально- коммуникативное» )

Рассматривание иллюстраций с осеним пейзажем .

Цель : продолжать расширять знания об осени .

Дидактическая игра : «Расскажем мишке, как правильно сидеть за столом.»

Цель : закрепить культуру поведения за столом.

С/ р игра «Мишка в гостях у ребят» .

Чтение стихотворения И. Черницкой «Сарафан надела осень » .

Цель : продолжать знакомить детей с произведением об осени .

Беседа : «Когда разговаривают взрослые» .

Цель : Формировать культуру поведение у детей, учить не перебивать взрослых во время разговора.

С/ р игра «Кукла Маша больна»

НОД Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» - развитие речи.

Задачи :

1. Продолжать формировать представление детей об изменениях в природе («Познавательное развитие» );

2. Формировать умение у детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений («Речевое развитие» );

4. Развивать образную речь детей («Речевое развитие» ).

Повторить с детьми приметы осени .

Цель : систематизировать знания детей об осени .

Беседа : «Как вести себя в умывальной комнате» .

Цель : формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате : не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду.

С/ р игра «Парикмахерская» .

Беседа «Почему нужно опрыскивать комнатные растения»

Цель : воспитывать умение ухаживать за растениями.

Чтение сказки по желанию детей.

Цель : прививать любовь к народному искусству.

С/ р игра «Магазин цветов» .

НОД «Грибочки» - лепка.

Задачи :

1. Продолжать формировать умение описывать раннюю осень (Речевое развитие»);

2. Учить отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета («Художественно- эстетическое развитие» ).

3. Формировать умение раскатывать небольшой кусок пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивая ладонями («Художественно- эстетическое развитие» ).

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель : закрепить знание детей о частях суток.

Беседа : «Мы уже большие и можем замечать непорядок в одежде»

Цель : Формирование умение следить за своим внешним видом.

С\ р игра» Помогаем маме стирать белье».

Чтение В. Осеевой «Сторож» .

Цель : Продолжать формировать доброжелательное отношение между детьми, развивать слух.

Дидактическая игра «Сравни» .

Цель побуждать детей завершать начатые предложения, использовав для этого сравни тельные обороты.

Елена Кузнецова
Тематическая неделя «Яркие краски осени» в средней группе

Тематическая неделя : «Яркие краски осени » .

Руководители проекта : Воспитатель – Кузнецова Е. А.

Участники : дети, родители, воспитатель.

Возраст детей : проект рассчитан на детей 4-5 лет

Учебный предмет, по которому проводится проект : художественно – эстетическое развитие; познанное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Состав проектной группы : вся группа .

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Тип проекта : познавательно - творческий, детско-взрослый.

Проблема : В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень , явлениях природы происходящих осенью , создавать опору для фиксации наблюдений : собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года , её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы о времени года - осень , их интересуют многие осенние явления , я решила изучить эту тему. Я постаралась наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки) . В условиях образовательного процесса укрепляю и расширяю связь с природой, воспитываю бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаю к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель проекта : Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень .

Задачи проекта :

Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам : «Осень » , «Овощи» , «Фрукты» .

Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.

Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы ; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.

Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком.

Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

Обеспечение :

Методическое :

- «Конспекты занятий в средней группе детского сада » Н. А. Карпухина.

- «Прогулки в детском саду» методическое пособие И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.

- «Математика для детей 4 – 5 лет » методическое пособие Е. В. Колесникова.

Интернет.

Материально-техническое :

Альбомы «Осень » , «Овощи» , «Фрукты» ;

Картинки, иллюстрации на тему «Осень » , «Урожай» ;

Демонстрационный материал;

Художественные произведения.

Основные методы и формы реализации проекта :

1. Определение темы, постановка цели и задачи.

2. Определение методов и приемов работы.

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

5. Подбор материала для творческого труда.

6. Изготовление дидактических игр.

7. Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат :

Расширение и закрепление знаний и представлений детей об осени , её признаках и дарах;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики ;

Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой) ;

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап :

Составление плана совместной работы с детьми, педагога и родителями;

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

Подборка литературы;

Разучивание стихотворений об осени , овощах, фруктах;

Рисование на тему «Цвета осени » .

2. Основной этап :

Мероприятия по работе с детьми :

Чтение художественной литературы;

Просмотр мультфильмов;

Рассматривание альбомов и картин;

Наблюдение;

Сбор природного материала;

Рисование;

Дидактические игры;

Пальчиковые игры.

Мероприятия по работе с родителями :

Разучивание стихотворений об осени ;

Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья» , «Ягоды, грибы» , «Осень » ;

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

Организация выставок детских работ : рисунков, поделок из пластилина с использованием природного материала;

Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной » .

Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам .

Конкурс семейных поделок из даров осени «Яркие краски осени » .

3. Заключительный этап :

Продукт проектной деятельности :

Оформление выставки детских творческих работ «Цвета осени » ;

Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Яркие краски осени » ;

Дидактические игры, настольно – печатные игры.

План работы с детьми по теме : «Яркие краски осени » .

Образовательные

области Формы работы с детьми

Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени .

Развитие математических способностей :

«Закрепление знаний о временах года» (осень ) .

Ознакомление с окружающим :

«Осенний лес . Дары леса» , «Овощи и фрукты» , «Приметы осени »

«В гости к осени » , «Лесные жители осенью » , «У бабушки в деревни» .

Беседы :

«Что мы знаем о лесе и его жителях» , «Что такое листопад» , «Осенние хлопоты людей » , «Осень . Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений :

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём )

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки : «Деревья и кустарники нашего детского сада» ,

«Ищем приметы осени »

Ситуативная беседа :

«Почему я люблю (не люблю) осень

«Что нам осень принесла

Просмотр мультфильмов :

«Уроки тетушки Совы. Времена года» , «Серая шейка» .

Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам :

«Приметы осени » , «Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени , составление описательных рассказов.

Наблюдение за растениями, изменение их окраски .

Словесные игры : «Опиши словами осень , «Один – много» , «Когда это бывает?» , упражнение «Какой фрукт я загадала» .

Чтение художественной литературы :

Пословицы, поговорки, загадки об осени ; чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» , заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?» , «Лес осенью » А. Твардовский, «Падают, падают листья» М. Ивенсен, «Купите лук» И. Токмаковой (шот. песенка, «Зайчик» А. Блок, «Осень » А. Майков.

Социально – коммуникативное

развитие

Дидактические игры : «Найди дерево по описанию» , «Будь внимательным» , «Что это за птица?» , «Найди растение по описанию» , «Описание овощей» , «Отгадай» .

Настольно – печатные игры : «Времена года» .

Трудовая деятельность :

Участие в субботнике «Чистый детсад» ,

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария,

Уборка опавшей листвы.

Беседа : «Во саду ли, в огороде» .».

Беседы по ОБЖ :

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками» .

Художественно-эстетическое развитие Рисование :

«Цвета осени » ,

«Овощи созрели : пора собирать и на стол подавать».

Лепка :

«Дерево из семян гороха» .

Физическое развитие Беседы :

«Как одеваться осенью

Подвижные игры :

«Съедобное - несъедобное!» , «Вороны и собачка!» .

Пальчиковая гимнастика :

«Мы капусту рубим…» .

Презентация :

Совместная выставка детей и их родителей «Яркие краски осени » .

Аналитический этап :

Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы , а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная мною подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Результаты проектной деятельности :

В результате у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров ;

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики , у детей расширился и активизировался речевой запас;

Большинство родителей приняли активное участие.