Что такое доброта как воспитать у детей. Как воспитывать в ребенке доброту? Будь добрым примером для него

Информация о буклете

Название буклета: «Как воспитать в ребенке доброту»;

Аудитория: родители дошкольников, школьников;

Подготовила буклет: педагог-психолог: Сорокина И.А.

Как воспитать

в ребенке доброту?

Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте долго и упорно!
Душевную корчуйте глухоту,
Как в пахоте оставленные корни.
Отриньте сразу лёгкие пути,
Отсрочки: натаскаю позже, чохом.
Не дайте в детских душах прорасти
Репейнику или чертополоху.

(Евгений Мартышев)

Доброта - это самое востребованное и часто произносимое слово в современном мире. С детства мы слышим про добро, говорим о добрых делах. Но что каждый из нас вкладывает в это слово? Официальный, академический смысл этого слова записан в словарях каждой страны, на всех мировых языках. Вот что пишет Ожегов:

"Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

Или определение из более современного словаря Д. В. Дмитриева

"Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им".

Но с точки зрения педагогики не все так просто. Обучить детей этому довольно абстрактному, многогранному термину и при этом еще внедрить ряд сложных поведенческих реакций в повседневный обиход крайне тяжело. Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. В первую очередь за счет неустойчивости в эмоциональной сфере, динамичности и мимолетности эмпатий, быстро формирующихся, но одновременно не стойких поведенческих связей.

В этот период огромное значение имеет наглядный пример и родительская заинтересованность в развитии добрых качеств у ребенка. Педагог или психолог, определенно имеют возможность оказывать на ребенка влияние, но основополагающий вектор морали и нравственности задает семейная атмосфера. К сожалению, многим молодым родителям неочевидно как именно воспитывать в ребенке столь глубокое и философское чувство как доброта.

Что же нужно делать родителям, чтобы воспитать доброту в ребенке?

В первую очередь родителям нельзя ни на минуту забывать о том, что поведение ребенка часто зеркало их собственной жизни. Дети слышат, даже когда не слушают и видят, даже когда смотрят в другую сторону.

Любая агрессивная, эмоциональная ролевая модель будет замечена и применена ребенком при первом удобном случае. Поэтому доброта в первую очередь начинается со своей семьи. Разумеется, играет роль не только отношения и взаимодействия между родителями, но и их отношение к другим.

Доброту так же хорошо воспитывает чувство ответственности. Следует поощрять ребенка в его заботе о бабушках, дедушках, младших братьях и сестрах, домашних животных. Любая даже самая неуклюжая попытка помощи должна быть встречена с пониманием и одобрением. Важно отметить, что забота о младших или престарелых не должна быть для ребенка кабалой с принудительным исполнением. Чрезвычайно важно добиться помощи не принижением, а через понимание ребенком своей значимости в жизни своих подопечных.

Без сомнения не меньшую роль играет и информационное пространство. На сегодняшний день бытует мнение, что хороших, светлых мультфильмов, книг и кинокартин, которые учат детей добру в современном медийном поле практически не осталось, а современные представители жанра не могут научить детей ничему хорошему. Задача родителей, на этом этапе, не ограничивать, но выбирать досуг для ребенка, не отдавая выбор картин на откуп возрастному рейтингу телепередач. Если же ребенок показывает настойчивое желание посмотреть тот или иной популярный мультфильм, который не соответствует взглядам родителей, то возможно, имеет смысл совместный просмотр этого контента. Это позволит родителям объяснить и обосновать свою позицию и взгляды. Диалог в данном случае намного продуктивнее безосновательных запретов.

Не меньшую роль играет и отношение к природе в целом, ответственность и понимание значимости своих поступков.

Нужно формировать эти качества не только на конкретных привилегированных или семейных объектах, но и на безымянных кошках, муравейниках и деревьях. Основное и универсальное мерило всех поступков, независимо от их места и объекта - «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой». Это правило позволит ребенку понять и представить последствия своих действий, не в абстрактном «хорошо» или «плохо», а в гораздо более конкретных «мне хорошо» или «мне плохо».

В завершение предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые позволят разнообразить ваши семейные выходные и одновременно с этим обучать и развивать вашего ребенка.

§ «Кукольный театр»

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с ребенком самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

§ «Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах

БУКЛЕТ 1 стр. Сорокина И.А.

БУКЛЕТ 2 стр. Сорокина И.А.

«Как воспитать в ребенке доброту?»

Что такое доброта? Что это такое доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и летать все могут!

Так поется в детской песенке!

Каждый ответственный родитель должен знать одну простую истину: дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Не забывайте об этом и следите, чтобы ваши поступки никогда не расходились с вашими поучениями. Ведь если вы будете учить ребенка чему-либо, а себе позволять поблажки, поверьте, ваше чадо поведет себя так же, как вы, хотя и будет понимать, что это плохо. Будьте для ребенка идеальным примером доброты, сочувствия, понимания и благородства. Пройдет несколько лет, и у него появятся новые авторитеты и примеры для подражания. Поэтому постарайтесь максимально использовать этот период для того, чтобы вложить в малыша все необходимые знания и навыки. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле дома цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.

Ни в коем случае не балуйте чрезмерно своего малыша. Все дети эгоисты, это норма. И большинство родителей, особенно те, кто очень занят на работе и редко видится со своим ребенком, стараются загладить свою вину постоянными подарками, сладостями и удовлетворением всех капризов ребенка. Это совершенно неправильно. Такое поведение родителей до добра не доводит. Детский эгоизм поощрять никак нельзя. Если родитель идет на поводу у всех капризов своего ребенка, то в ответ он рано или поздно получит злость и агрессию.
Есть люди, которым гораздо приятнее делать подарки кому-либо, чем получать эти подарки самому. Это характеризует человека с исключительно положительной стороны, говорит о его доброте. Научите своего ребенка щедрости, внушите, что с людьми надо делиться и делать им добро. Это очень сложная задача, так как даже взрослого человека порой трудно заставить отдать что-то другому. Что уж говорить о детях, ведь для них каждая конфета, каждая игрушка – это великая ценность и просто клад. Здесь нужно опять же использовать свой авторитет. Ну, например, накупите конфет и, отправляя ребенка на улицу поиграть, скажите ему, чтобы он угостил своих приятелей. Или еще. Если ваш ребенок просит какую-то новую игрушку, скажите ему, что нужно кому-нибудь подарить одну старую, чтобы для новой было место. Пусть ребенок сам выберет игрушку, которую хочет подарить, и сам решит, кому ее отдать. Еще, как вариант, помогайте бездомным животным. Можно регулярно кормить их, можно подыскать им приют или семью. Такие поступки тоже очень стимулируют в ребенке доброту.

Для воспитания в ребенке таких чувств, как добро, благородство, сочувствие, трудолюбие, идеально подходят советские мультфильмы и сказки. Помимо того, что они несут в себе глубокий смысл, они еще и помогают развить фантазию, музыкальность, память и речь. Попробуйте сами сочинять ребенку сказки и не ленитесь рассказывать перед сном. Учите по ним ребенка доброте, рассказывая о помощи животных друг другу, о помощи людей животным, примеры могут быть разнообразные, главное, чтобы мораль была одна: нести в мир добро и радость.

Очень много времени нужно тратить на общение с ребенком. Ни в коем случае ваш малыш не должен чувствовать себя одиноким и забытым. Постарайтесь проводить с ним как можно больше свободного времени, и не просто смотря вместе телевизор, а общаясь. Замечено, что детям, которым недостает родительского внимания, свойственна агрессия.

Ни в коем случае не ругайтесь при ребенке. В порыве гнева можно сказать много жестоких и некрасивых вещей. Ребенок же, услышав это, подумает: если маме и папе можно так говорить и делать, значит, могу и я.

«Фильтруйте» телевидение. Неокрепшая психика ребенка может быть травмирована от одного кадра. Также не забывайте о компьютерных играх. Ни одна из них не должна носить агрессивный характер.

Не проявляйте жестокость к домашним животным при ребенке. Даже если любимый питомец нашкодил, постарайтесь сдержать себя и отчитать его умеренно либо накажите, как считаете нужным, не в присутствии ребенка.

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в ребенке доброту»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям, для проведения консультаций с родителями
Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств, как доброта, отзывчивость.

Доброта... Что означает это слово?
Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» (высказывания родителей)
Заглянем в словари. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее:
"Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
"Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.
Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.
Хорошо об этом сказал К. Паустовский:
«Доброта-это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».
Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.
Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.
В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья.


Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?
Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Ведь кого, как не родителей дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: Вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в Ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.
Свою беседу я хочу закончить следующими словами:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

А. Лесных.

«Как воспитать в ребенке доброту»

Доброта. Что означает это слово? Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» В словаре С. Ожегова об этом написано следующее:

"Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

"Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им".

Такое определение дано в словаре Д. В. Дмитриева.

Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.

Хорошо об этом сказал К. Паустовский:

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».

Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.

Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.

В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья.

Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.

Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?

Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Ведь кого, как не родителей дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: Вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в Ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Как правильно хвалить ребенка:

1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»

2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.

3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее…. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

А. Лесных.

Статья о важных, необходимых нюансах воспитания детей дошкольного возраста современного общества. Статья опубликована в сборнике "Лучшие практики Республики Мордовия. Сборник материалов

Межрегиональной научно-практической конференции" №1 2018 страница 34

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в детях доброты и милосердия

Разговор с родителями

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –

от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта - основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь - это важнейшие характеристики личности.

Добрый ребёнок или не очень - зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь - не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта - это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно - воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным. Учите помогать вам по дому.

Приучайте заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.

Учите совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик цветов, угостить ребят во дворе печеньем, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой.

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже - когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

Сочувствует ли он людям?

Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?

Ласков ли он с родными?

Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.

Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко - весёлое, а это - грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки - научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забывайте обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни - это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего - всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом

регулярно помогайте соседям

учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

Не кричите на детей и членов семьи. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, соседями, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни - путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфера совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.

Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Заботясь о животных, дети становятся добрее. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.

Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать - плохо.

Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.

Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.

Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты.

Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Большакова Марьям Мухамет-Галиевна