Самые красивые туркменки (14 фото). История одной девушки или почему молодежь уезжает из туркменистана

Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.

Сегодня с коллективом были на свадьбе у коллеги . Миве Р., учительница из нашей школы, выдавала дочь замуж. Свадьба была необычная – без жениха. Жених не смог приехать в Туркменистан, он гражданин другой страны. Невеста Лейли сразу после тоя (праздник, свадьба) улетает в Стамбул, где ее будет встречать будущий муж и откуда они вместе улетят к нему на родину. Там планируется и официальная регистрация брака.

У Миве глаза весь вечер были, что называется, на мокром месте. Конечно, жаль с дочкой расставаться неизвестно на сколько, но главное то, что она, мать, не видела в глаза ни будущего зятя, ни родственников с его стороны. А у туркмен так не полагается, у туркмен родня парня должна прийти и сосватать девушку. А тут неизвестно кому отдают дочь. Конечно, Лейлиша уже не ребенок, 26 исполнилось, не только сердцем человека выбрала, но и умом, но для своих родителей она всегда останется ребенком

Впрочем, обе стороны и хотели все по-человечески сделать. Родственники жениха хотели приехать, познакомиться, но не получилось. Миве еще в ноябре отправилась в миграционную службу, чтобы узнать всю процедуру приглашения иностранных гостей в Туркменистан . Там ее спросили: “этот парень вам кто, зять?”
“Нет, — ответила она, — пока только жених дочери. Хочет приехать со своим отцом и братом сватать ее”.
Офицер понизил голос: “что вы, трое мужчин-иностранцев!?”
“И что такого, — удивилась женщина. — Всего-то на три дня хотят приехать”.
Формально , — сообщил офицер, — вы можете подавать документы на приглашение, но я вас предупреждаю, что вам скорее всего откажут… Если не жалко денег на госпошлину и времени на сбор документов, то подавайте. Но помните, что я вас предупредил…”.

Иностранцы смогут заключать брачные союзы с гражданами Туркмении лишь после внесения страховой суммы в 50 тыс. долларов. В четверг дополнение об этом к статьям Кодекса о браке и семье единогласно принято депутатами туркменского парламента? Меджлиса, передает ИТАР-ТАСС.

В законе говорится, что страховая сумма в размере не менее 50 тыс. долларов должна быть внесена на расчетный счет государственной страховой организации Туркменистана. Это сумма будет гарантией для несовершеннолетних детей в случае расторжения брака.

Кроме того, чтобы взять себе спутника жизни, иностранец должен иметь не менее года стажа проживания в Туркменистане и жилье в личной собственности.

Для вступающих в брак с иностранцами возрастной ценз повышен до 18 лет. Сами граждане Туркмении могут заводить семьи с 16 лет

Кто-то посоветовал Лейли подать документы в загс от обоих, а потом эту справку показать в миграционной службе. Но этот номер не прошел – требовалось присутствие самого жениха и его подлинных документов, а не ксерокопий. Девушка на всякий случай поинтересовалась у заведующей и насчет госпошлины в 50 тысяч долларов, которую должны уплачивать иностранные женихи, беря в жены туркменскую невесту.
Оказалось, что подобного сбора уже давно нет, был отменен еще в 2006 году. А ведь издавал покойный Туркменбаши такой указ, который в то время, в 2001 году, насмешил весь мир. Помимо уплаты налога за невесту, там были еще некоторые условия: наличие недвижимости в Туркменистане, проживание в стране не менее одного года, почитание туркменских традиций, еще что-то…

Помню, в те годы меня приглашали на целый ряд свадеб с иностранцами. Выходили местные девушки за турков, американцев, ребят из ближнего зарубежья… Но никто из женихов тогда не платил налога, потому что молодые люди лишь играли свадьбу в Туркменистне, а затем забирали своих невест к себе и уже там оформляли отношения, и семьи свои строили там же.
Это, правда, имело отношение к тем женихам , у которых был либо доступ в страну, либо они тут работали или пребывали по иной визе. Турки, например, играли свадьбы с нашими девушками, а потом увозили их к себе на родину и там официально женились. Граждане Туркменистана, выехавшие в Россию на постоянное место жительства и все еще обладавшие правом приезжать на родину, тоже приезжали и забирали туркменских невест с собой. Знаю не один случай , когда волонтеры Корпуса мира из США увозили наших девушек в Америку.
Я сейчас решила посчитать всех своих знакомых, кто замужем за иностранцами и живет за пределами Туркменистана. Марал, Алтын, Гульшат, Лена, Оля, Люба, Барно, еще одна Алтын в разное время вышли замуж за американцев. Дочери моих знакомых учителей из разных школ, всего вспомнила пятерых, уехали в Турцию. Джемал, Гульрух и Айша живут в Германии. Есть знакомые девушки на Кипре, в Швеции, Великобритании . Живущих в разных российских городах с мужьями-россиянами насчитала больше десяти. А еще есть узбечки, вышедшие замуж в Ташкент, Самарканд, Ургенч, есть девушки , оставшиеся после учебы в Бишкеке, Оше, Душанбе или Алматы, выйдя замуж за местных парней…

Все эти браки регистрировались вне Туркменистана. В общем, сложно, практически невозможно выйти официально замуж за гражданина другой страны у себя на родине.
Сегодняшний девичник навел меня еще на некоторые мысли. Выйти замуж в Туркменистане не только за иностранца, но даже за своего парня девушками невероятно проблематично. Если до 23-25 лет не вышла, то шансы стать чьей-то женой снижаются в разы. И причин этому много .
Как правило, в возрасте после 23-х девушки при выборе жениха «включают» разум и за первого встречного идти не хотят. Рассуждают они примерно так, как дочери наших с мужем друзей – 27-летняя Джерен и ее 25-летняя сестренка – Гульширин: “ Наши ровесники давно женаты. Когда нам было по 20 лет, мы учились, а они женились. Парней и так-то меньше, чем девушек, а умных , образованных, способных найти достойную работу, вообще мало. А других мы сами не хотим”.

Встречаюсь с молодым человеком из Туркмении. Возвращаться обратно не хочет, но страну свою, несмотря ни на что, любит. В межнациональных спорах отстаивает ТМ, непроизвольно нахваливает)

Попытаюсь скоро туда поехать, познакомиться с его родственниками.

По его словам и словам его многочисленных друзей, в Ашхабаде более или менее разрешено женщинам существовать свободно. Но в клубы и ночные заведения им отдыхать нельзя — увезут в каталажку 8)

Всё зависит от семьи на самом деле.

Но, как я поняла, там куча фанатиков, любящих ТМ и гордящихся ею.

Права и свободы людей защемляют, однозначно.

Одно только то, что президент побеждает с процентом 97 с чем-то — говорит о «свободном» выборе граждан 8))

Люди — есть дикие достаточно, есть обычные светские, в основном молодежь. Половина моего ВУЗа в Москве — туркмены.

Национальная черта — хитрость)))

А судя по тому, как бешено тут (на форуме) отстаивают «честь» страны туркменки, как нахваливают... Как-то это наигранно, чисто восточно-азиатская черта)

Россию особо никто не нахваливает) потому что и так знают, что здесь уровень жизни сильно поднялся) и свобода слова, особо правда ненужная. Но типо «как везде») Но что русский народ, что туркменский народ — мне не шибко нравятся))) Хотя и хороших людей и там, и там достаточно знаю!

А уж ТМ кроме как красивым видам, дешевому газу и бензину, статно отстроенным городам — завидовать я не нашла чему) И то — за красоту только порадуюсь!

в общем, ругаться нечего. А с любимым рай и в шалаше. Так что — кто хочет, пускай едет) Но лучше конечно по миру поездить, вернуться всегда успеете.

И таких, как Гульширин и Джерен, очень много в Туркменистане. Эти девушки образованны, привлекательны, работают, прилично зарабатывают. И реально смотрят на жизнь. Надо либо мириться с ситуацией, либо искать личного счастья где-то в тридевятых царствах-государствах. Но ни Джерен, ни ее сестра не хотят уезжать из своей страны, при этом прекрасно осознавая свою бесперспективность в качестве потенциальных невест.
Практически бесперспективны русские девушки в Туркменистане , а также метиски. Выйти замуж за туркмена для них практически нереально, а русские парни и молодые мужчины давно уехали из страны. Полукровки — в этом же ряду уехавших.

Моя приятельница Анна и ее муж тоже готовятся к свадьбе – женят сына в апреле. Дочь их живет в Питере и хотела бы приехать на свадьбу брата со своим другом. Родители еще месяц назад собрали все необходимые документы, заполнили анкету в миграционной службе, чтобы пригласить друга дочери приехать на свадьбу. И вот сегодня Анна получила отрицательный ответ – им с мужем отказали в приглашении молодого человека. Повод для отказа — “Нет родственных связей”.
Возвращаясь к Миве. Когда жениху ее дочери не разрешили приехать за невестой, его семья предложила родителям девушки самим приехать к ним и вместе отпраздновать радостное событие. Миве только было заикнулась о поездке директору школы, в которой работает, как та сразу же замахала на нее руками и поставила перед выбором: или поездка за границу , или работа в школе! Точно такой же ответ получил и ее муж – работник прокуратуры. Для него поездка в принципе невозможна, он не может поехать даже в соседний Узбекистан, не говоря уже о дальнем зарубежье.

Погоревала семья, погоревала да и выбрала самый простой выход : собрать той и красиво проводить дочку в новую жизнь и в другую страну.

После развала некогда могучего Союза дальние страны становятся нам ближе, а ближние со скоростью центробежной силы разлетаются все дальше друг от друга. Туркмения – еще недавно младший брат в огромной дружной семье советских народов, теперь дальний родственник, в гости к которому получить приглашение (визу) весьма затруднительно.
На сегодня она одна из самых закрытых стран. В прессе о ней противоречивые сведения: низкая зарплата – дешевые продукты; безработица – низкий уровень преступности; отмена пенсий, но нет нищих, бездомных. На фоне позитивных преобразований – Ботанический сад в пустыне, Дворец сирот, стерильная чистота столицы Ашгабада и в то же время странные новшества о запрете фонограмм, закрытии театра оперы и балета, переименовании дней недель, месяцев...
Мы прожили в том гранатовом раю несколько лет ещё до горбачёвской перестройки, и мысль наша теперь летит с тоскою и сожалением в то прекрасное далёко…

ТЕРРА ИНКОГНИТО
В те годы страна была единой и нерушимой, и никого не удивлял приезд на юг специалистов из Сибири, Ук-раины и других братских республик. Перед поездкой мы узнавали из книг, справочников о неведомой земле – самом жарком районе Средней Азии, где солнечных дней в году целых 200, а в январе + 5°. Пустыня Каракумы и субтропические заросли, единственная крупная река Аму-Дарья и самое большое в мире озеро – Каспийское море. Там цветут экзотические миндаль, инжир, гранат, ткут бесценные текинские ковры, косят лиловым глазом ахалтекинские скакуны, и гордо шествуют корабли пустыни – верблюды, но… действительность превзошла все ожидания.
Сентябрь встретил зноем в +40°. В тени. Крохотный городок Теджен будто вымер, ни прохожих, ни даже дворовых собак. Лишь старец лет в сто возлежал у горы золотых дынь и, заметив нас (особенно меня – белокурую и белолицую девушку), чуть приосанился. Я готова была зарыдать от этой пронзительной тишины и испепеляющего зноя, но гордый аксакал при моём приближении выдал фразу, от которой я как-то взбодрилась и вновь обрела уверенность. «Болья (по-туркменски «всё хорошо»), чужестранка, тебе еще как понравится на этой Богом данной земле, ведь только наши мужчины умеют ценить красивых женщин!».
От этих слов я ожила, как под струями спасительного фонтана, оказывается, жизнь и здесь продолжается: в тени развесистых чинар старики неспешно пьют зеленый чай, дети чумазые (а может, загорелые) играют на «ховли» (во дворе), на «айване» (веранде) рукоделием заняты девушки.
Мы потом часто замечали, что их кожа, как цветущий розовый миндаль, возможно потому, что прямые солнечные лучи их не касаются – им нельзя появляться на улице. Глаза у них распахнуты, как у газели, и цвет радужный – бирюза, изумруд, редко карие.
И если туркменка нежна и мила, как гурия, то туркмен – кентавр, человек-конь, глаза горят, как у ахалтекинца, дикий, пластичный, он – барс, готовый к прыжку, белозубая мечта любой женщины. Красота здешних мужчин уникальна, это торжество природы, праздник жизни, не зря так часто встречается здесь имя Байрам – праздник! Много еще пугающе интересного, непривычного скрыто в этой загадочной стране…


НА СРЕДНЕВЕКОВОМ БАЗАРЕ
Открываются деревянные ворота, и ты проваливаешься в глубь веков. Вот въезжает арба, запряженная осликом. Старик туркмен в «тельпеке» – барашковой мохнатой шапке, в праздник нарядился в красный шелковый «дон» (халат), на ногах чарык или чокай из бычьей кожи. Поразительно, женская одежда 15 века носится как повседневная. Верхняя одежда «павта» (халат), его носят очень странно – рукавом на голову. Платье – «койнек» из тонкой шерсти или тафты по щиколотку, рукав до кончиков пальцев (это чтобы мужчина не коснулся скрытых прелестей нескромным взглядом), на груди огромная медная или серебряная *** – «гульяка» и непременно «балаки» – узенькие штанишки – атласные, шелковые или парчовые. Если девственница – то две косы с вплетенными металлическими украшениями ложатся на грудь, головку венчает коническая шапочка с серебряными подвесками подобно шлему воина. У женщины голова повязана двумя платками – все в люрексе, как жар горят: маленькая косынка закрывает лоб и волосы, сверху большой, углом которого прикрывают рот, чтоб не осквернять своим дыханием мужчин.
Для туркменской женщины вся жизнь состоит из табу, всё начинается с НЕ: не петь, не танцевать, не рисовать, не сидеть рядом с мужчиной, не идти впереди него. Нельзя обращаться к старшему по возрасту мужчине напрямую, только через младшего, в крайнем случае через осла или неживой предмет, например: «Камень, скажи свекру, что…». Но есть в этом запретном реестре и свой плюс – нельзя женщине работать вне дома. А потому в школе сеют разумное, доброе, вечное в основном представители сильного пола.


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Первая и единственная русская школа, где довелось нам учительствовать, настоящий интернационал: туркмены, казахи, турки, персы, узбеки, азербайджанцы (тогда отдавать детей в русскую школу было престижно).
Как только мы переступили порог, поднялся невообразимый галдеж. Ребятишки в ужасе закрывали глаза и кричали: «Нога, голый нога!». Пришлось мне купить нитяные чулки (это в +40-то градусов!) и научиться произ-носить хотя бы имена – Хюрлюкча, Молланепес, Мятаджи. Шалун Теджен (названный в честь города?) и толстощекий Ашгабад сидели за одной партой.
Кстати о партах. Их, как и столов, шкафов, в школе почти не было, выходили из положения просто – если учитель строгий, отбирали в соседнем классе, если нет – отдавали, а сами сидели на полу.
По прошествии времени мы поняли, что деньги на всё – школьный инвентарь и методические пособия – выделялись исправно, но директор Зоя Хасанкулиевна, прожив здесь всю свою жизнь, хорошо ориентировалась в местных нравах и каждое утро неизменно подходила к учителям с просьбой подписать акты об очередном пожаре, в котором – вот горе-то! – сгорели: сто мячей баскетбольных (при том, что спортивный зал никому не снился даже во сне), 100 парт, столько же столов и так далее и тому подобное.
А затем директриса шла в свой кабинет – слава Аллаху – чудом уцелевший собирать дальнейшую мзду: с учителей, если они хотят больше классных часов (или, наоборот, поменьше), с родителей – за пятерки или тройки своих ненаглядных чад (по ситуации), а также с тех несознательных родителей, кто не отпускает дочерей учиться в школу (здесь применялась мягкая угроза – «а то в милицию пожалуюсь»).

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ
У туркмен, как правило, все семьи многодетные, но девочки-туркменки учатся всего лишь в классе 1-м или 2-м, а потом до замужества живут дома, помогают по хозяйству и готовят приданое – 40 платков, 40 «балак» (штанишки), 40 платьев. Жениха находят и выбирают родители. Иногда случаются бунты. Самый известный стал легендой.
В местечке Кугитан влюбленные не смирились с решением родителей и кинулись в бега, но были схвачены и жестоко наказаны по тогдашнему обычаю – забиты насмерть камнями. Учитель не поспел к моменту казни, но его пламенные слова жгли сердца. Жители покинули это страшное место навсегда, осталась лишь каменная насыпь над телами несчастных влюбленных, как мавзолей. «Кугитанская трагедия» – повторение печальной казахской повести о Баян-Сулу и Козы-Корпеш. В те годы «Комсомольская правда» писала о случаях самосожжения женщин. Но такое бывало редко, в основном девушки с покорностью принимали свою судьбу.

СВАДЕБНЫЕ КОСТРЫ
На востоке свадьбу справляют после заката солнца. На улице растянуты огромные полотна, и «крутят» индийские фильмы всю ночь. Костры разжигают от дома невесты к дому жениха. Новобрачную торжественно несут на помосте под балдахином, увидеть ее нельзя, а то сглазишь. Оставляют её затем одну в комнате (в углу), накрытую покрывалом, кто хочет взглянуть – кладёт деньги, но на самом празднике она не присутствует. Зато жених веселится за двоих. Приглашают артистов, чаще узбеков или азербайджанцев. Сами туркмены не поют и не пляшут: это считается неприличным, к тому же запрещают обычаи и вера. Танцовщице гости кладут под тюбетейку деньги, тамада – любимец публики, как правило мужчина лет 40. В Теджене бессменный тамада – армянин Тофик Айрапетян. Его миссия очень сложна: неорганизованную, шумную, темпераментную, разноязыкую толпу в 100-200 человек надо объединить, заинтересовать, развлечь, при этом не допустить беспорядков и вольностей. Тофик прекрасно, даже артистично с этим справлялся. А как он отбивал степ!

Удивительно, что на туркменской свадьбе учитываются обычаи и традиции всех живущих в данном населённом пункте народов – приглашают ансамбли эстрадные, русские и чисто национальные.
После 40 дней со дня проведения свадьбы наступает «кайтарма» – возвращение невесты в дом отца до полной выплаты калыма. Ценность невесты выше, если она не «развращена» образованием. Бывает, что жених не в со-стоянии заплатить всю сумму денег даже спустя много дней, и тогда ее выдают замуж за старика или вдовца с кучей детей.
Часты в то время были смешенные браки (муж туркмен – жена русская), правда, это удел бедных, поскольку не нужно платить калым. Но здесь есть и обратная сторона медали: хотя русская жена в замужестве с готовностью принимает обычаи в одежде и быту, но… и свои замашки лидера не оставляет и несёт их в новую семью. Семейных пар, когда муж – русский, а жена-туркменка, мы не знаем.
Если жена – это предмет торга, то отношение к матери благоговейное. Как говорят туркмены: «Жену еще куплю, а мать одна». Не только любой мальчишка боготворит мать, но и взрослые самостоятельные сыновья спрашивают у неё позволения и совета, перед тем как совершить какой-то важный поступок. Страшное святотатство и великий грех обидеть или огорчить Мать. Такое священное и трепетное отношение, видимо, идёт с эпохи матриархата, тому свидетель найденная на территории Туркмении при раскопках древняя бронзовая статуэтка – богиня Мать.

ФИРЮЗА – ОАЗИС МЕЧТЫ
В стране, где 70 процентов земли занято пустыней, где барханы наступают на плодородные почвы и месяцами дует раскаленный хамси – песчаная буря, любой карагач – спаситель от испепеляющего зноя. Из уст в уста передают туркмены магическое слово – Фирюза! Имя девушки, название духов, поэма – все Фирюза! Что означает оно? Моя новая подруга Хурма, вознося тонкие ладони к небу, вдохновенно поясняла – это благословенное место, райский сад недалеко от Ашгабада. Мы побывала там – посреди песков расстилается небольшой оазис – заросли чинар, серебристая джида, ручей…Жемчужина востока оказалась всего лишь каплей росы по сравнению с величественным пейзажем Восточного Казахстана. Но с какой гордостью дети пустыни демонстрировали нам это чудо природы, в столь малом видели величие своей Родины, неземное счастье светилось в глазах моих спутников. С тех пор Фирюза – в музее души нашей, как память о друзьях, верных и наивных, земных и возвышенных, далёких и близких.

Туркменистан довольно близко находится с Россией, поэтому часто девушки из России, Украины и других «наших» стран часто знакомятся с туркменами. Если вы относитесь к таким женщинам, то эта статья для вас.

Туркменистан – это страна зеленых лесов, песков, морских пансионатов, славящихся грязевыми ваннами.

Для многих гражданок путешествие в Туркменистан – эта самое настоящее сказочное приключение, во время которого они могут познакомиться с мужчинами из этой страны. Все население этого удивительного государства гордится своими традициями, праздниками и обычаями. Девушка, которая познакомится с человеком из Туркменистана, положительно воспримет их религию и традиции.

Особенности

Здешняя кухня является одной из самых вкусных. Многие граждане других стран приезжают сюда, чтобы отведать местных блюд. Самые популярные яства – это супы с горохом и помидорами, а также плов. Под впечатлением приезжающие остаются и от местных сладостей.

О туркменской кухне можно говорить очень много, но все же лучшее попробовать. Если вы будете общаться с гражданином этой страны, то сможете полностью увидеть ее красоту, попробовать разных блюд, а также познакомиться с обычаями государства.

Здешние люди очень трудолюбивые, а лень и безделье для них – недопустимы. Граждане страны не любят эгоистичных, легкомысленных людей. Мужчины Туркменистана расчетливы, экономны, никогда не выкидывают деньги впустую, своим женам делают дорогие подарки. Всегда помогут супругам советом и делом, найдут положительный выход из любой ситуации, никогда не смогут в отношениях причинить боль. Туркмены очень дорожат семьями, помогают во всех делах, обеспечивают насколько могут. Ради любимых, как правило, мужчины страны готовы на все.

В постели туркмен великолепен, он максимум внимания отдает ощущениям девушки. Во время занятий любовью гражданин этой страны полностью раскрепощается и раскрывается. Туркмен в постели значительно отличается от иных молодых людей.

Семья

В такой стране, как Туркменистан, к семье относятся не так, как во многих странах Азии, когда брак – только соглашение между родителями парня и девушки. Этот союз можно назвать браком по расчету, хотя, как правило, просто происходит договоренность сторон о том, чтобы поженить детей и породнить две уважаемые семьи.

В подобном деле никто не думает о том, что ждет молодых после заключения брака. О появлении чувств можно даже не говорить. Такой брак – это лишь вынужденное существование, супруги просто проживают в одном доме и воспитывают детей.

В этой стране очень трепетно относятся к чувствам молодых людей, которые решили пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. Немного ранее родители самостоятельно решали судьбу детей, подбирая пару для своего чада.

В наше время такое встречается крайне редко, у молодежи сейчас свобода выбора. Они сами могу находить себе человека, с которым бы они смогли прожить долго и счастливо.

Перед тем как решиться на брак, молодые люди слушают советы родителей, которые решают, сможет ли пара жить вместе либо еще рановато задумываться о серьезных семейных отношениях.

Сейчас в Туркменистане браки более продуманные. Теперь люди, перед тем как вступить в брак, стараются сделать материальную базу для благополучной жизни, которая и позволит им создать полноценную семью, быстро поставив ее на ноги.

Эта страна известна всем своими интересными обычаями и традициями, которые сопровождают все торжества и значимые мероприятия в жизни каждого гражданина государства. Здешние свадьбы наполнены разными обрядами, которые нужно соблюдать, дабы молодая семья была благополучна и счастлива.

Свадьбы в этой стране проводятся примерно так, как и в других странах мира. Первое, что происходит, - это сватовство, во время которого родственники будущего мужа отправляются с дарами в дом невесты. Тогда же они просят руки девушки. Для этого действа выбираются самые старшие и уважаемые люди в семье молодого, которые смогут наилучшим образом провести важные переговоры. Когда согласие получено, родители невесты выбирают дату проведения торжества.

Хотя непосредственно до церемонии после сватовства проходит много времени, так как и жених, и невеста устраивают торжества для друзей. Вместе с ними они прощаются с холостяцкой жизнью.

В этой стране невеста приглашает всех подруг. Они приходят на торжество не с пустыми руками, а с угощением. Представительницы прекрасного пола много танцуют, поют, стараются всеми возможными способами веселить невесту, которая в скором времени должна покинуть отцовский дом, где она прожила все детство. В доме жениха веселятся молодые люди.

Сам торжественный день тоже наполнен большим количеством разных обычаев, каждый из которых имеет особенное значение для будущих супругов, для их дома, будущих детей.

До проведения свадьбы родители жениха должны подумать о том, куда сынок приведет молодую жену. Поэтому вопрос жилья тут строго стоит.

В этой стране, как правило, молодые должны сразу же заселиться в отдельное жилье и начать свою жизнь.

Поэтому многие родители не могут разрешить своим сыновьям заключить брак до того момента, пока они не смогут обеспечить для своего чада и его семьи хорошие условия проживания.

Если говорить о родителях невесты, то они должны сделать большой, дорогой подарок для образовавшейся семьи. Это может быть либо сумма денег (большая!), либо ювелирное украшение, либо мебель в новое жилье. Также жених и невеста обязаны друг другу преподнести дорогие подарки. На эти презенты уходит много денег. Родственникам тоже нужно что-то подарить, дабы не обидеть.

Делаем вывод, что свадьба в Туркмении – это значительное мероприятие, на проведение которого требуются немалые финансовые затраты. Отметим, что родители никогда не скупятся на презенты, а также на удобства для детей, которые после смогут счастливо жить.

Тогда времени хватит, чтобы собрать богатое приданое и приготовить деньги для проведения торжества, закупки подарков всем родственникам и, конечно же, молодым.

Туркмены - тюркоязычный народ. 4,2 млн. туркмен составляют основное население Туркменистана, более 1,3 млн. туркмен живут в Иране, около 1 млн. - в Афганистане.
Туркмены относятся к восточнокаспийскому типу европеоидной расы с небольшой (около 20%) примесью монголоидных элементов. Антропологически туркменам наиболее близки , а по языку (огузская подгруппа) - азербайджанцы, турки и гагаузы.

7 место. Гульшат Гурдова - туркменская певица, Народная артистка Туркменистана, солистка Дворца мукамов Национального культурного центра.

6 место. Лачин Маммедова (род. 9 ноября 1980, Балканабат, Туркменистан) - туркменская певица. Трижды становилась победительницой конкурса «Золотой век туркмен», учреждённого президентом Туркменистана. В 2008 году представляла Туркменистан на международном конкурсе молодых исполнителей популярной музыки стран СНГ и Балтии "Пять звезд. Интервидение", где получила третью премию.

5 место. Динара Мередова (род. 13 августа 1991) - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/dino4ka131

4 место. Мадина Ширмамедова (род. 14 августа 1992) - финалистка конкурса "Miss Asia Moscow 2013" (победила в номинации "Мисс Талант"). Страница ВК - https://vk.com/madinadi

3 место. Дженнет Османова - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/pineaaple

2 место. - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/vip_turkmenka