Специальная оценка условий труда льготная пенсия. Компенсации, положенные за вредные условия труда по результатам специальной оценки

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2.

Страховые тарифы в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в письме Пенсионного фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает - то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

До тех пор пока на рабочем месте не про­ведена СОУТ по процедуре Закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все льготы и компенсации за работу во вред­ных и опасных условиях сохраняются в соответствии с результатами аттестации рабочего места. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся.

Размеры, порядок и условия предостав­ления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз­мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за­нятым во вредных и (или) опасных усло­виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде­ляется работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенса­ции вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокра­щенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый от­пуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а раз­меры - снижены при условии сохранения соответ­ствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й, 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3,2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3,3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

Имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;

Порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;

В коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

телефон для справок по вопросам специальной оценки условий труда: 719-449

  • Надо ли выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, выполняющему обязанности отсутствующего сотрудника?
  • Как оформляется денежная компенсация?
  • Положена ли выплата компенсации работнику, уволенному по соглашению сторон?
  • Попадает ли врач-терапевт или врач-невропатолог, работающий в психоневрологическом интернате, под постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482?
  • Что делать, если в новом положении отсутствует надбавка за уборку туалета?

Вопрос

Вопрос касается специальной оценки условий труда. У нас есть должность электрогазосварщик, которая предполагала досрочный выход на пенсию согласно аттестации рабочих мест. Далее мы провели СОУТ. В сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда в графе льготное пенсионное обеспечение стоит нет. Необходимо работодателю перечислять дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд? И у сотрудника с момента действия резутьтатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости?

Ответ

Ответ на вопрос:

У сотрудника с момента действия результатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В общем порядке возможность выйти на льготную пенсию появляется у гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

  • достижение определенного возраста;
  • наличие установленного ;
  • наличие величины в размере не менее 30;
  • наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена и за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в . Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный по результатам . Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на получение также зависит от наличия вредных или опасных условий труда на рабочем месте сотрудника. Поэтому если по результатам специальной оценки условия труда сотрудника не признаны вредными или опасными, то он право на , в частности: оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, выдачу молока, лечебно-профилактического питания и т. п. Это следует из статей , Трудового кодекса РФ и Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, чтобы предоставить сотруднику, работающему по , и , нужно, чтобы условия его труда были признаны вредными или опасными по результатам

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -"нельготников". Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия "досрочникам" выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса "вредности" значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Таблица 1

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Таблица 2

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Вариант 4

У плательщика есть результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 4).

Таблица 4

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы. "Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г. согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Новеллы трудового законодательства

Стоит отметить изменения, которые коснулись содержания трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор стали условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на конкретном рабочем месте. К числу дополнительных условий трудового договора отнесена договоренность о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, которые трудятся во вредных условиях 3-й или 4-й степени либо опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника определяется трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение законодательно установленной максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (часть1 ст. 104 ТК РФ).

Новые правила для дополнительного отпуска

В новой редакции изложена и ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 данной статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом положений отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Заключение

Процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда в настоящее время объединены и унифицированы: работодатель проводит исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход с позволит максимально объективно решать вопрос наличии права на льготное пенсионное обеспечение, а также о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте. Вместе с тем именно такой подход призван экономически мотивировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Поскольку реализация концепции специальной оценки предоставляет работодателям возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, менять размер страховых взносов, а в определенных случаях и освобождаться от их уплаты.

Содержание

По законодательству Российской Федерации граждане, которые являются специалистами, работающими в определенных профессиональных областях, занесенных в несколько списков, имеют право досрочно получать страховое пособие по старости. Это значит, что они могут раньше выйти на пенсию, не достигая 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) при выполнении некоторых условий.

Что такое пенсия по вредности

Льготная пенсия по вредности в 2018 году – это пособие, выплачиваемое из отдельной статьи бюджета Пенсионного Фонда. Она формируется из взносов, перечисляемых, работодателем за сотрудников, работающих во вредных, опасных для жизни и здоровья условиях. Начисления, размеры выплаты регламентированы федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции от 19.12.2016 с изменениями, которые вступили в силу с 01.01.2017 г.

Факторы вредного воздействия

Выход на пенсию по вредности можно осуществить по классификации условий труда, отображенной в ГОСТе (государственном стандарте) 12.0.003-74 от 01.01.1976 г. «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ). На основании документа выделяют четыре группы факторов, оказывающих негативное влияние на организм человека:

  • Физические.

Четко подразделяются по характеру воздействия на вредоносные, вызывающие характерные заболевания, опасные, приводящие к травмам и повреждениям. К вредоносным относятся:

  • повышенный, пониженный уровень в рабочей зоне;
  • высокий уровень влажности и скорости движения воздуха;
  • завышенный уровень шума;
  • повышенный уровень теплового, изотропного, электромагнитного, инфракрасного излучения;
  • большая загазованность воздушной среды;
  • недостаточная освещённости, высокая концентрация пульсаций светового излучения, недостаточный уровень вентиляции помещения.

Опасные факторы подразумевают взаимодействие с движущимися машинами, механизмами, а также незащищенными подвижными частями производственного, электронного, энергетического оборудования, любые операции, выполняемые с взрывчаткой, обработкой металлов, электрическим током. Остальные группы факторов не имеют четкого разделения, поэтому зависят от конкретных условий могут быть как вредными, так и опасными:

  • Вредные химические. Обладают общетоксическим, раздражающим, сенсибилизирующим, способствующим развитию аллергических заболеваний, канцерогенным, вызывающим развитие опухолей, мутагенным, воздействующим на половую систему, характером влияния. К этой группе относятся большое количество паров и газов – бензола и толуола, окиси углерода, сернистого ангидрида, окислы азота, аэрозоли свинца, токсичные пыли, которые образуются, например, в процессе обработки бериллия, свинцовистой бронзы, латуни, агрессивных жидкостей – щелочей и кислот, повышающих азотнокислую среду рабочего пространства.
  • Вредные биологические. Оказывают бактериологическое воздействие, к которым относятся: микроорганизмы – бактериальные, вирусные клетки, грибки, макроорганизмы – представители растительного и животного мира и продукты их жизни деятельности.
  • Вредные психофизиологические. Статистические, динамические нагрузки.

1 января 1976 году к ГОСТу выпустили изменение «№1». Оно добавило новую группу факторов под названием «Нервно-психические перегрузки», к которым относятся:

  • перенапряжения головного мозга в результате умственного труда;
  • перенапряжение аналитических центров нервной и зрительно-слуховой (сенсорной) систем;
  • однообразность и монотонность рабочего процесса;
  • эмоциональный перегруз или истощение.

Взамен данному документу 1 января 2018 года был издан ГОСТ 12.0.003-2015 с лаконичной, расширенной, четкой структурой, что делает его более информативным и удобным для чтения, восприятия. Все вредные, опасные производственные факторы обладают предельно допустимым значением, которое отображено в ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения» от 01.09.1982 г. – с 01.06.2016 ГОСТ 12.0.002-2014.

Перечень вредных производств

В 2014 г. правительство РФ (Российской Федерации) приняло постановление № 665, утверждающее список профессиональных областей, занятость в которых относится к вредным, тяжелым, опасным работам. На основании документа перечень вредных предприятий состоит из следующих отраслей:

  • агломерации и обогащения полезных ископаемых;
  • металлургии (черные и цветные металлы);
  • коксового, пекококсового, термоантрацитового и коксохимического производства;
  • газового и газогенераторного заводского производства и обслуживания станций, цехов по выработке газа;
  • производства динасовых изделий;
  • химического производства;
  • производства взрывоопасных, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов;
  • переработки нефти, газа, угля и сланца;
  • металлообработки;
  • электротехнического производства;
  • радиотехнического производства;
  • производства строительных материалов;
  • стекольного и фарфорово-фаянсового производства;
  • производства искусственных и синтетических волокон;
  • производства бумажных изделий;
  • производства медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов;
  • производства полиграфической продукции;
  • транспортировки пассажиров на подземном и наземном железнодорожном, морском виде транспорта;
  • рудоподготовки, обогащения, окускования (агломерации, брикетирования, окомкования), обжиг рудных и нерудных ископаемых;
  • углеподготовки;
  • производства огнеупоров, метизов, генераторного газа и получение газов в процессе металлургических операций;
  • обслуживания ртутных преобразовательных подстанции;
  • обслуживания электростанций, энергопоездов, паросилового хозяйства;
  • электротехнического производства и ремонта электротехнического оборудования;
  • производства электроники и радиоаппаратуры, легкой и пищевой промышленности;
  • здравоохранения и социального обеспечения;
  • строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов;
  • связи и телекоммуникаций;
  • агрохимического обслуживания сельского хозяйства;
  • сбора, переработки и утилизации трупов животных;
  • взаимодействия с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием;
  • атомной энергетики и промышленности;
  • нефтеперерабатывающей и газоперерабатывающей промышленности;
  • геологических и горных работ.

Нормативно-законодательная база

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. кроме № 400-ФЗ от 16.07.2014 г., постановления правительства РФ № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций)» обладает обширной нормативно-законодательной базой, которая состоит из следующих законодательные актов:

  • Постановление кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
  • Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственное пособие на льготных условиях и в льготных размерах». Совместно с постановлением N 10 формирует списки профессий по вредности №1 и №2.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». На основании этого документа собирается специальная комиссия, которая осуществляет проверку один раз каждые 5-ть календарных лет.
  • Постановление Совмина РСФСР № 381 от 04.07.91 г.

Кому положена льготная пенсия за вредные условия труда в 2018 году

На основании постановления №10, №1173 льготную пенсию по вредности в 2018 г. могут получать следующие категории граждан:

  • рабочий и линейный персонал, выполняющий обслуживание, ремонт, эксплуатацию иные операции предусмотренной рамками профессиональной области;
  • административно-технический персонал;
  • лица, входящие в состав руководства, и специалисты.

Оценка условий труда

Специальная проверка условий труда производиться на основании 8, 9, 10, 11, 12 статьи федерального закона N 426-ФЗ. Для проведения мероприятия работодателем или его представителем формируется комиссия из нечетного количества человека в среднем от 5 до 7 человек. В ее состав включаются представители комитета по охране труда и профсоюзной организации, ряд сотрудников организации.

После создания комиссии руководящим составом компании на фирменном бланке издается приказ о проведении оценки, куда вносится персональная информация, должность председателя и членов комиссии, соответствующие приказы в виде нормированного списка, наименования фирмы, ФИО руководителя организации и его подпись. На основании приказа формируется график проведения работ, где отображается порядковый номер документа, название мероприятия, срок его выполнения. Затем приказ c графиком вывешивают на информационном стенде.

Статья 14 этого же документа отображает классификацию условий трудовой деятельности, на основании, которой существуют четыре класса:

  • Оптимальные. Относятся к 1-му классу, при котором отсутствуют вредные производственные факторы или воздействие на работника находится на уровнях, установленных в нормативных гигиенических документах.
  • Допустимые. Относятся к 2-му классу, при котором существует некоторое воздействие на сотрудника со стороны вредных или опасных факторов, находящихся на уровнях, которые установлены нормативной документацией, а функции его организма, измененные воздействием, восстанавливаются на протяжении отдыха, предусмотренного регламентом, или за время до ближайшей рабочей смены.
  • Вредные. Относятся к 3-му классу, при котором вредные факторы оказывают влияние на человека, эти значения превышают нормативные показатели. Вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса:
  1. Вредные условия труда 1 степени. Незначительные изменения от воздействия вредных факторов, требующие на восстановление немного больше времени, чем до начала ближайшей смены.
  2. Вредные условия труда 2 степени. Вызывают значительные изменения в нормальном функционировании организма и становятся возможными причинами возникновения, развития легкой формы (начальной стадии) профессиональных заболеваний.
  3. Условия труда 3 степени. Источники значительных и длительных изменений, которые приводят к образованию легких и средних профессиональных заболеваний, при этом у работника наблюдается потеря работоспособности, ему нужен отпуск на время реабилитации.
  4. Условия труда 4 степени. Приводят к изменениям, дающим толчок для развития тяжелых заболеваний, при которых наблюдается потеря общей трудоспособности.
  • Экстремальные (особо опасные). Относятся к 4-му классу, при котором вредные факторы становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний в острой форме.

Списки вредных профессий для досрочного выхода на пенсию на 2018 год

Льготную пенсию по вредности в 2018 году на основании постановлений №10 и №1173, объединяющихся рамками обновленного постановления правительства РФ (Российской Федерации) №665 от 16.07.2014 г., могут граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по одной или нескольким специальностям, формирующим списки профессиональных областей №1 и №2.

Первый список вредности в России

Перечень (сетка) №1 был сформирован на основании вредных, экстремальных производственных условиях труда, которые могу нанести серьезный или непоправимый вред организму. Льготную пенсию по вредности в 2018 г. по нему могут получить следующие граждане:

  • работники, совершающие операции, связанные с дроблением, измельчением, помолом ископаемых нерудного типа с 2-х и более процентным содержанием двуокиси кремния в пыли, которая образуется в процессе выполнения работ;
  • сварщики пластмассы, которые выполняют рабочие операции с фторопластом, находящимся в горячем состоянии;
  • ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, оперативные группы по снижению уровня радиации;
  • сотрудники здравоохранительных учреждений, которые постоянно и непосредственно работают с веществами, чья активность составляет более 0,1 мК (милликюри), например, радия 226 или эквивалента –иного химически активного компонента с аналогичной радиотоксичностью и провоцирующего облучение работников – письмо Минтруда РФ от 20.10.1992 г. N 2010-РБ;
  • врачи и лаборанты, работающие с рентгеновским и ангиографическим оборудованием;
  • сотрудники, осуществляющие транспортировку, выполняющие погрузочно-разгрузочные операции, на складских помещениях, хранилищах радиоактивных веществ;
  • линейные рабочие, производящие редкоземельные элементы, методом синтеза химических веществ;
  • линейные сотрудники и технический персонал, обслуживающий оборудование производства целлюлозы, аппаратуры, которая предназначена для регенерации сернистой кислоты, щелоков.

Список 2

Второй список вредности на производстве для пенсии обусловили допустимые и оптимальные условия труда. В него входят следующие профессии:

  • медперсонал старшего, младшего состава, вовлеченный в непосредственное обслуживание пациентов, которые находятся на лечении в инфекционном, туберкулезном отделении и лепрозории на основании указания Минсоцзащиты РФ N 1-31-У от 26.04.1993 г.;
  • врачи, средний, младший медицинский персонал, работающий в отделении химиотерапии и учреждениях подземного типа, которые располагаются в помещениях бывших шахт по добычи соли; те же сотрудники, работающие в психиатрических отделениях, при детских домах – письмо Минтруда РФ N 1910-РБ от 28.09.1992 г. и N 1062-РБ от 27.05.1992 г.;
  • младшие санитарные медсестры, которые заняты уходом за пациентами и чьим рабочим местом является флюорографический или рентгеновский кабинет; сотрудники фармацевтических компаний и медицинских учреждений, которые вовремя исполнения служебных обязанностей закрасились гепатитом С, в соответствии с письмом Минздрава РФ N 2510/8928-03-32 от 07.08.2003 г.;
  • кабельщики-спайщики, чья деятельность связана со спайкой кабелей которые обладают освинцованной, полиэтиленовой и полихлорвиниловой оболочкой;

Отдельным перечнем являются сезонные работы, список которых отображен в постановлении Совмина РСФСР № 381 от 04.07.91 г. К подобным организациям и профессиям относятся:

  • Места торфоразработок. Работники, занятные болотно-подготовительными работами, занимающиеся добычей, сушкой и уборкой торфа, технические специалисты, занимающиеся ремонтом и обслуживанием технологической аппаратуры в не производственных цехов.
  • Лесосплавные предприятия, лесозаготовки. Линейные сотрудники, отвечающие за сброс древесного материала в воду, сортировку на воде и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы на транспортных судах, специалисты по сбору живицы, барраса и еловой серки в местности с высокой пожарной опасностью.

Условия назначения

Мужчинам, которые рассчитывают на получение льготной пенсии по вредности в 2018 г., следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:

  • обладают непрерывным 10-ти летним стажем из списка № 1;
  • общим стажем с момента трудоустройства более 20 лет;
  • являются лицами старше 50 лет.

Термин «общий трудовой стаж» подразумевает суммирование стажа, полученного в рамках работы с вредными условиями труда, и стажа в других профессиональных областях. Только если соблюдены вышеперечисленные критерии, мужчины могут получать пособие на 10 лет раньше, при этом за ними сохраняется на продолжение трудовой деятельности до потери трудоспособности.

Женщинам, рассчитывающим на льготное пособие, следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:

  • обладают непрерывным 7,5-летним стажем, в который включается период по уходу за ребенком (декретный отпуск) по профессии из списка № 1;
  • общий трудовой стаж свыше 15 лет;
  • являются лицами старше 45 лет.

Для граждан, которые заняты по профессиям, установленным списком № 2, используются следующие критерии:

  • непрерывный стаж для мужчин – 12,5 и 10 лет для женщин;
  • общий трудовой стаж для мужчин – 25 и 10 лет для женщин;
  • возраст 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Таблицы льготного стажа

Таблица со стажем необходим для досрочного выхода на пособие по списку №2 приведена ниже

Дополнительные требования

Для того чтобы получать льготное пособие, необходимо набрать 30 пенсионных баллов. Гражданин, обратившийся за получением пенсионного начисления, обладает неполным льготным стажем – меньше половины значений, указанных в таблицах, уменьшение пенсионного возраста производиться следующим образом:

  • вычитается по одному году в соответствии с каждым полным годом по льготному стажу – для списка №1;
  • для мужчин и женщин уменьшается на год в соответствии с двумя годами, отработанными по любой профессии из списка №2.

Взносы работодателей в ПФР за вредные и особо тяжелые условия труда

На основании закона № 400-ФЗ организация каждый месяц обязана переводить отчисления, равные 22% от суммы заработных плат сотрудников. Процентная ставка подразделяется на следующие составляющие:

  • Взнос, зачисляющийся на покрытие текущих расходов для выплаты пособий – 6%.
  • Страховая гарантия работника от лица, которого производятся отчисления – 16%. Эта составляющая подразделяется на две части: деньги, идущие на страховую – 10% и накопительную часть – 6%.

Методика носит общий характер. На законодательном уровне предусмотрены случаи досрочного выхода на пособие людей, чья профессиональная деятельность связана с опасными производствами. Для этих лиц на базе пенсионного фонда создаются специальные счета, формируемые дополнительными взносами, которые осуществляет организация наниматель.

Работодатель обязан выплачивать дополнительные страховые взносы от лица сотрудников, чьи рабочие места связаны с вредными и особо опасными условиями труда. Сумма взносов устанавливается по факту проведения специальной оценки. Если проверка не проводилась, то тариф составляет 9% для профессий, включенных в список № 1, и 6%, которые входят в список № 2.

На основании статьи 2.1 федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд России», введенного 1 января 2014 г., была проведена дифференциация дополнительных страховых взносов по классификации условий труда. В соответствии с классификацией, при осуществлении работником трудовой деятельности во вредных условиях работодатель отчисляет взносы в ПФР в размере от 2 до 7% (в зависимости от подкласса), при особо тяжелых – 8%.

Как рассчитать пенсию по вредности

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. рассчитывается. Для расчета размера будущего начисления по списку №2 используют формулу, которая имеет следующий вид – Спск = ИПК*СПК, где:

  • СПск – страховая пенсия по старости;
  • ИПК – коэффициент пенсии, определяющийся в индивидуальном порядке;
  • СПК – стоимость 1-го пенсионного бала приходящаяся на день назначения выплаты. С 1 февраля 2018 один балл будет стоить 81,49 р. вместо 78,28 за аналогичный период текущего года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) определяется по следующей формуле – ИПК = ИПКс+ИПКн, где:

  • ИПКс – это размер страховой части трудовой пенсии (без фиксированного базового размера) разделенный на СПК. Начисляется за время отработанное до 1.01.2017(18) г.;
  • ИПКн – это сумма СПК, которые определяются ежегодно, начиная с 1.01.2015

Пособие для профессий, относящихся к списку №1, рассчитывается по следующей формуле – СП=ИПК*СИПК*К+(ФВ*К), где:

  • СИПК – общий размер пенсии;
  • СИПК аналогично СПК;
  • К – коэффициенты премиальных начислений, зависящие от времени, на которые было отсрочено обращение за начислением пенсии.;
  • ФВ – фиксированная выплата с 1 февраля 2017г, составляющая сумму 4805,11 рублей. Как видно из формулы, все элементы, входящие в нее, умножаются, за исключение того, что произведение фиксированной выплаты и премиального коэффициента прибавляется к общему произведению остальных составляющих.

На практике существует тесная взаимосвязь индивидуального коэффициента с заработной платой, поэтому ИПК рассчитывается по следующей формуле – ИПК=СВ/СВмакс*10, где:

  • СВ – сумма страховых взносов перечисленных работодателем в течение года;
  • 16% от максимальной базы для начисления взносов, которая меняется ежегодно.

Доплата

Льготная пенсия по вредности в 2018 году сопровождается доплатой, присваивающейся в соответствии со статьей 219 ТК (трудового кодекса) РФ и являющейся гарантированной для сотрудников, которые непосредственно вовлечены в рабочие процессы, связанные с вредными и опасными факторами, где их влияние на организм неизбежно. Вид и размер компенсационных сумм определяется на усмотрение работодателем на основании норм, прописанных в ТК РФ. Как правило, размер доплаты составляет более 4% от заработной платы работников занятых в трудовых операция при нормальных условиях.

Порядок оформления в 2018 году

Для того чтобы получить досрочные начисления на основании льготного обеспечения, гражданин может лично посетить отделение пенсионного фонда (ПФР) по месту регистрации, в МФЦ (многофункциональный центр) и заполнить заявление. При невозможности личного посещения получатель пишет доверенность на одного из членов семьи, где указывает его права в рамках этого документа. Доверенность считается действующей только после заверения у нотариуса или юриста.

Для экономии времени можно скачать шаблон заявления из интернета, заполнить на компьютере, подавать его в электронном виде через «личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или переслать заказным письмом по почте. Используя данный вариант, следует помнить, что решение по обращению будет приниматься только с того момента как оно будет получено сотрудниками организации.

Куда обращаться­

Заявление на оформление пособий в связи с наступлением соответствующего возраста подает каждый из сотрудников в индивидуальном порядке. При этом он собирает полный пакет необходимых документов, который подтверждает наличие вредного и общего трудового стажа. С этим помогают представители отдела по подбору персонала, которые при подаче заявления (не позднее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста) предоставляют необходимые справки и выписки из архивов.

Кроме того, нужно подготовить другие финансовые документы, справки, принимающиеся сотрудниками пенсионного фонда на основании, которых производится расчет сумм, предназначенных для ежемесячного начисления. Соответствующая документация предоставляется сотрудникам пенсионного фонда за 2-3 месяца до наступления права на получение пособия.

Какие документы необходимы

Сотрудники пенсионного фонда принимают, оформляют заявление на получение льготного пособия при наличии пакета состоящего из следующих документов:

  • паспорта персонифицирующего личность;
  • СНИЛСа – свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  • документов, которые подтверждают то, что претендент обладает правом на получение досрочного пенсионного страхового обеспечения: трудовая книжка, справки, которые уточняют особые условия труда на рабочем месте, выдающиеся работодателем, карточки, учитывающие фактически отработанное время;
  • дополнительного комплекта документов: архивных справок, трудового договора, военного билета, если лицо претендующие на получение пенсии является военнообязанным (справок подтверждающих выслугу лет), документа об образовании, свидетельства о рождении детей, при их наличии, справки о наличии группы по инвалидности.

Если документы были предоставлены в полном объеме, то они подлежат рассмотрению в течение 10 дней с момента предъявления сотруднику пенсионный фонд. Стандартный срок, оформляющейся льготной пенсии по вредности в 2018 году составляет от 1 до 3 месяцев. При этом следует учитывать, что во время этого временного отрезка может поступить отказ на предоставление досрочного начисления пособий.

Индексация льготных пенсий за вредные условия труда в 2018 году

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. индексируется государством путем повышения уровня инфляции. Необходимость перерасчета начисляемых пенсионных выплат возникает в связи с тем, что законодательные акты, регулирующие размеры, условия, иные аспекты предоставления льготных пособий постоянно дополняются новой информацией, которая требует актуализации текущей обстановки. На данный момент информация касательно увеличения льготных выплат отсутствует.

Правила и сроки выплаты

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. начисляется с начала каждого календарного месяца. Выбор способа начисления пособия остается за гражданином. Он может получать денежные средства через почтовое отделение, на расчетный счет в банке, на дом из некоторых кредитных организаций которые предоставляют услуги по доставки пособий. Список этих организаций можно уточнить в пенсионном фонде.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!