Среди опрошенных есть те кто придерживается патриархальных. Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения

Бодрова В. В.

Работа или семья: что важнее для современной женщины?


Как известно, реформирование экономики в последние годы привело к уменьшению занятости женщин в общественном производстве. Результаты опроса населения России в августе 1994 г. показывают, что реакция общества на сокращение участия женщин в народном хозяйстве неоднозначна.

Сторонники " эгалитарной" концепции исходят из того, что экономическая реформа расширяет рамки применения труда, при этом снимаются все социальные барьеры, которые мешают проявляться каждому человеку, каждой личности независимо от пола, обеспечиваются равные возможности в процессе ее самореализации. Сторонники "естественного предназначения" женщины считают: уменьшение занятости женщин в общественном производстве усиливает их ориентацию на семейные ценности при условии, что у мужчин теперь появилась возможность хорошо зарабатывать.

Несколько лет назад в обществе широко дискутировался вопрос о "сверх занятости" женщин, раздавались призывы "вернуть" женщину в семью, "освободить" ее от непосильного труда в сфере производства. Еще до начала проведения экономической реформы в опросе 1990 г. наибольшее число голосов (54%) набрала точка зрения, согласно которой для женщины семья важнее работы,

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: "Что сейчас, на Ваш взгляд, важнее для большинства современных женщин - семья или работа?" (Август 1994 г.)

причем мнения мужчин и женщин совпали. " Эгалитарный" подход (семья и работа в равной мере важны для современной женщины) собрал 37% респондентов; ориентация только на профессиональную работу женщин получила ничтожно малую поддержку - 3% респондентов.

Спустя немногим более двух лет - в октябре 1992 г. число сторонников "естественного предназначения" женщины (ее предпочтения семьи, а не работы) резко сократилось с 54 до 37%, а число сторонников " эгалитарного" подхода выросло с 37 до 49%. В августе 1994 г. был повторен вопрос, заданный в 1990 и 1992 гг.: "Как Вы считаете, что сейчас важнее всего для большинства женщин - семья или работа?" Число сторонников "естественного предназначения" женщины осталось на уровне 1992 г. (37%), удельный вес "эгалитаристов" в вопросах семьи и работы несколько уменьшился по сравнению с 1992 г. (44%). Среди опрошенных женщин эта точка зрения набрала 48% (см. рис. 6). Мнение о приоритете профессиональной работы для женщин по-прежнему получило небольшую поддержку - 2,6% респондентов. Среди респондентов заметна группа тех, кто склонен считать, что сейчас для женщин работа важнее, чем семья - 7% ответивших. Таким образом, некоторые изменения идеологии в отношении работы женщины произошли еще в 1992 г. в связи с началом проведения экономической реформы.

Остановимся подробнее на взглядах женщин разных поколений и разного социально-профессионального статуса на эту проблему.

44% женщин в возрасте до 24 лет отдают предпочтение семье, еще 40% женщин этого возраста считают, что семья и работа важны в равной мере. Среди женщин 25-39 лет первый вариант ответа дали 34%; второй - почти половина женщин (49%).

Тенденция такова: чем моложе женщины-респондентки, тем чаще они высказываются в пользу семьи (аналогичная тенденция прослеживалась и в опросе 1992 г.).

Наблюдается тесная корреляция между предпочтениями женщин и их социально-профессиональным статусом: для 62% женщин-руководителей семья и работа важны в равной мере, только 22% из них отдают предпочтение семье; за ними следуют в порядке убывания женщины-служащие, специалисты, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие.

Таблица 38

Ответы женщин на вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или вообще не работали, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?"

(В % к числу ответивших.)

Каждая вторая безработная женщина считает, что семья и работа одинаково важны для женщин и 28% из них склонны рассматривать семью как более важную по сравнению с работой.

В меньшей степени на ответы повлиял уровень образования женщин и душевого дохода, хотя и здесь прослеживается тенденция: с повышением дохода растет доля тех респонденток, которые предпочитают семью работе и, наоборот.

Чтобы понять, почему почти половина учащихся женщин выбирает семью, необходимо проанализировать ответы на следующий вопрос: "Работала ли Ваша мать хотя бы в течение года с Вашего рождения до тех пор, когда Вам исполнилось 14 лет?" Девять из десяти (87%) ответили утвердительно. На вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?" утвердительно ответили 60% женщин.

Старшее поколение женщин значительно реже имело возможность не работать, имея детей дошкольного возраста (см. табл. 38).

Закон об отпуске по уходу за ребенком до одного года был принят в 1981 г. До этого работающие женщины имели право только на декретный отпуск. Работа женщин неполный рабочий день широко не практиковалась, за такое право женщины "боролись" с государством, которое в условиях экстенсивного развития экономики видело в них прежде всего рабочую силу. Незначительная доля женщин в возрасте старше 54 лет (5%) работала неполный рабочий день, когда у них были дети дошкольного возраста.

Большинство респондентов (76%) абсолютно согласны со следующим утверждением: если женщина работает полный рабочий день, это в целом плохо сказывается на семейной жизни (не согласны с ним 10%); 80% убеждены, что если оба родителя работают полный рабочий день, это плохо сказывается на ребенке дошкольного возраста. Больше половины респондентов (55%) полагают, что женщина должна находиться дома, заниматься семьей и воспитанием детей, когда она имеет ребенка дошкольного возраста. Подобное мнение находит еще большую поддержку у женщин-руководителей (61%) и неквалифицированных рабочих (71%), условия труда которых вредны для здоровья женщин. Только 4% женщин убеждены, что женщина должна работать полный рабочий день, несмотря на то, что у нее есть ребенок дошкольного возраста (см. рис. 7).

Идеальные представления о роли женщин, высказанные населением в октябре 1992 г., феврале 1993 г. и августе 1994 г., позволяют выявить направление развития внутри семейных отношений.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: "Как Вы считаете, должна ли женщина работать вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или же вообще не должна работать, когда у нее есть ребенок дошкольного возраста?"

В нынешний переходный период идет ломка прежних идеологических установок относительно положения женщины в семье и обществе, наблюдается разрыв между теоретическими изысканиями ученых и представлениями населения о назначении и ролях женщины.

В ответах представлены пять типов взглядов населения на идеальный жизненный путь женщины.

I тип: женщины должны работать и делать карьеру, не обращая особого внимания на семью. Во всех трех опросах эта точка зрения набрала ничтожно малое число сторонников: 1% всех ответивших респондентов. Их отличает прежде всего возраст - от 20 до 44 лет, а давших подобный ответ женщин - проживание в городской местности, а также отсутствие у них детей.

П тип отражает традиционный взгляд, который господствовал в СССР на протяжении многих лет: постоянное сочетание работы и семейных обязанностей дает женщине экономическую независимость и статус, возможность добиваться равных с мужчиной успехов.

Среди сторонников этих взглядов женщины преобладают над мужчинами (в 1992 г. - 21% женщин и 16% мужчин; в 1993 г. - 13% женщин и 8% мужчин; в 1994 г. - 15% женщин и 10% мужчин), существенно больше людей зрелых и пожилых в возрасте 49-59 лет, воспитанных на такой идеологии.

III тип представляет идеальным жизненный путь женщин следующим образом: работа - дом и семья - работа, т.е. пока не появились дети - работать, пока дети маленькие - оставаться дома, а когда подрастут - вернуться на работу и сочетать работу (карьеру) с ведением домашнего хозяйства и заботой о детях. Подобная точка зрения близка к идеологии равенства, провозглашенной в качестве государственной доктрины в доперестроечное время. Видимо, ее сторонники считают, что давление "д войной занятости" на время появления и воспитания маленьких детей будет снижаться и женщины в течение определенного периода отдадут предпочтение

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: "Что главным образом побуждает работать женщин, имеющих детей?"

только заботам о семье, а не работе. Это мнение набрало наибольшее число сторонников как в 1992 г., 1993 г., так и в 1994 г. (соответственно 33%, 29 и 34%), причем чаще ее выразителями были женщины (1992 г. - 38%, 1993 г. - 34%). (В 1994 г. в вопрос было внесено изменение формулировки: ограничение "домашнего периода" женщины возрастом ребенка до трех лет.) В 1994 г. мужчины несколько чаще, чем женщины, высказывались за такую модель: 35% - мужчин и 33% - женщин.

IV тип в большей степени, чем предыдущий, отдает предпочтение семье: пока не появились дети - работать, а когда они появятся - сосредоточиться на семье, вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. В 1993 г. так отвечали 22% опрошенных, в 1994 г. эта точка зрения набрала 26% сторонников среди мужчин и 27% сторонниц среди женщин-респонденток.

V тип: женщина должна посвятить себя семье, всю жизнь заботиться о доме, детях, родных и близких и не работать вне дома на оплачиваемой работе. Доля тех, кто придерживается патриархального взгляда на положение женщин, выросла с 16% в 1992 г. до 22% в 1993 г. и затем в 1994 г. опять снизилась до исходного уровня.

Особенностью переживаемого момента в России является выталкивание женщин с рынка труда, что объясняется в первую очередь их меньшей конкурентоспособностью по сравнению с мужчинами, профессиональной сегрегацией в сфере занятости. Женщины, которые продолжают работать, понимая шаткость своего положения, могут идеализировать свое будущее положение в семье. Кроме того, у молодых с повышением социального и материального статуса происходит изменение ценностных ориентации: повышается значимость семьи, усиливается стремление больше внимания уделять детям и т.п.

Вероятно, нынешние представления об идеальном жизненном пути женщин являются своеобразной реакцией на предыдущую государственную доктрину всеобщей занятости женщин в общественном производстве и

Таблица 39

Ответы на вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны с тем, что лучший способ быть независимой для женщины - это иметь работу?" (В % к числу ответивших.)

имеют переходный характер, как и время, в котором живет Россия. Идеальная модель поведения женщин на рынке труда, полученная нами в результате этих опросов, дает основание для следующего вывода: свободу выбора женщиной своего пути общественное мнение оценивает как положение, которое трудно реализовать в жизни. 80% опрошенных в 1992 г. и 70% в 1994 г. среди мотивов, побуждающих женщин с детьми работать вне дома, назвали "невозможность прожить только на заработок мужа" ("интерес к работе" называли от 9 до 5% опрошенных) (см. рис. 8). Вторым мотивом работы женщины назвали "стремление иметь "свою" зарплату, чтобы быть материально независимыми" (62%).

Широко распространено мнение (так считают 44% опрощенных), что главной причиной, по которой женщинам не удается добиться того служебного положения, на которое они могли бы претендовать в соответствии со своей квалификацией и желаниями, - затраты времени, связанные с семьей, заботой о детях. Респонденты также называли отсутствие честолюбия у женщин (18%), причем сами женщины, особенно замужние (23%) или с высшим образованием (26%), женщины-руководители (24%) на это обстоятельство указывали чаще мужчин.

Известно, что на руководящей работе в России и в бывшем СССР занято гораздо больше мужчин, чем женщин. Такое соотношение, например, у специалистов с высшим образованием - 48:7, т.е. женщины в семь раз реже, чем мужчины, занимают руководящую должность. Однако общественное мнение в этом вопросе иное. 45% опрощенных (август 1994 г.) полагают, что женщина должна участвовать в управлении наравне с мужчиной (что на 6 пп. ниже, чем в 1992 г.; суммарное число сторонников не равноправия меньше - их 28%, при этом 7% полагают, что женщин вообще не должно быть на руководящих постах).

Насколько удовлетворены женщины своей работой, оплатой труда по сравнению с мужчинами? Наибольшее число неудовлетворенных в разной степени своей работой по данным 1991 г. у женщин (в 1,6 раза выше, чем мужчин), причем совершенно неудовлетворенных своей работой женщин было в два раза больше, чем мужчин. Косвенно об удовлетворенности работой можно судить по ответам на вопрос о неудовлетворенности оплатой труда. В иерархии привлекательности работы она стоит на последнем месте с большим отрывом от остальных. В августе 1994 г. "совершенно неудовлетворенных" своей зарплатой было 48% среди ответивших респондентов (в 1991 г. - 51%), у ответивших в том числе мужчин - 46% и женщин - 51%.

На вопрос: "Кто в Вашей семье зарабатывает больше: муж или жена?" 38% и мужчин, и женщин в 1994 г. (в 1992 г. - 40%) ответили, что муж получает намного больше жены, причем это относится ко всем поколениям ответивших. 62% молодых женщин (до 24 лет) придерживаются мнения, что муж получает намного больше жены (в 1992 г. - 67%).

В обществе по-прежнему господствуют два основных взгляда на положение женщины на работе и в семье. С одной стороны, считают, что лучший способ быть независимой для женщины - иметь работу. С этим согласны 59% всех ответивших респондентов. С другой стороны, 69% респондентов согласны с тем, что дело мужа зарабатывать деньги, а дело жены - вести домашнее хозяйство и заниматься семьей.

Взгляды респондентов разного возраста заметно различаются (см. табл. 39).

Молодые женщины (до 24 лет) в 1,7 раза чаще, чем женщины более зрелого возраста (от 25 до 54 лет), не согласны с мнением, что наличие работы может гарантировать женщине независимость (соответственно 22 и 14%), незамужние (16%) чаще замужних (14%). Женщины в большей степени, чем мужчины, не удовлетворены своей работой и ее оплатой. Вероятно, это оказывает влияние на мнение молодых женщин, почти каждая четвертая из которых не считает наличие работы гарантом своей независимости. Среди мужчин в возрасте 25-39 лет - почти каждый четвертый, а в возрасте 40-54 лет

Почти каждый третий не согласны с мнением о том, что работа дает независимость женщинам. Среди молодых мужчин чаще распространено мнение (44%) о том, что работа и независимость женщин взаимосвязаны, и только 13% придерживаются точки зрения, что работа

Не лучший способ достижения независимости женщинами.

Часть 1.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.



В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Часть 2. Работа с диаграммами

Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

А)

1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.

2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.

3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.

4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.

5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.

В)

1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.

2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3)Большинство опрошенных не состоят в браке.

4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.

Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.

3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.

4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.

5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.

В) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.

2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.

5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.

Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.

2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.

3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи

4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.

5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семья Открытый банк заданий

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Согласно результатам социологического опроса, женщины планируют в идеале начать работать в 18–20 лет, выйти замуж в 21–24 года, тогда же начать жить отдельно от родителей и примерно в это же время родить ребёнка. (Б) Представления мужчин о том, как должен выглядеть их жизненный путь, несколько отличаются: начать работать они хотят раньше, а жениться и обзаводиться детьми позже – в 25–28 лет. (В) Следует иметь в виду, что из родительского гнезда молодые девушки стремятся вылететь раньше, чем юноши. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Нередки случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. (Б)Семья не единственный институт в обществе, участвующий в социализации личности. (В)Хорошо бы каждый человек на протяжении всей жизни соблюдал позитивные нормы поведения, усвоенные в семье. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди 1) связаны кровным родством 2) имеют общие интересы 3) трудятся на одном предприятии 4) обращаются друг к другу за советом

Что отличает семью от других социальных групп? 1) единство интересов 2) общие цели деятельности 3) наличие правил деятельности 4) совместный быт

Семья Петровых состоит из четырёх человек: родители и двое несовершеннолетних детей. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является 1) нуклеарной 2) авторитарной 3) демократической 4) социально защищённой

Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) матриархальная

Семья М. состоит из супружеской пары с двумя детьми. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. Роль лидера в семье принадлежит отцу мужа, в семье чётко разграничены мужские и женские обязанности, домочадцы безоговорочно выполняют требования главы семьи. К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от характера распределения домашних обязанностей? 1) нуклеарная 2) многодетная 3) партнёрская 4) патриархальная

Семья Петровых состоит из супружеской пары с трёхлетним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу относится семья Петровых? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья Петровых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из восьми человек: мать, отец, их несовершеннолетний сын, их совершеннолетняя дочь с мужем и ребёнком, а также родители отца. К какому типу может быть отнесена семья Петровых в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья Крыловых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из пяти человек: матери, отца, их несовершеннолетнего сына, а также родителей отца. К какому типу может быть отнесена семья Крыловых в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья любого типа характеризуется 1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину 2) экономической зависимостью женщины от мужчины 3) справедливым распределением домашних обязанностей 4) наличием домашнего хозяйства, общего быта

Семья М. состоит из молодой супружеской пары с 3-летним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

На вопрос журналистов о том, чем является для него семья, известный артист ответил: «Семья – это место, где я всегда чувствую себя защищённым». Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья заботится о поддержании физического здоровья своих членов. 2) Семья создаёт благоприятный психологический и эмоциональный климат. 3) Семья участвует в социализации подрастающего поколения. 4) Семья осуществляет первичный социальный контроль поведения своих членов.

Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи? 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль. 2) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк. 3) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку. 4) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

В крестьянских семьях средневековой Европы детям чуть ли не четвёртого года жизни поручалась посильная работа. В этом факте проявляется функция семьи 1) досуговая 2) эмоциональной поддержки 3) хозяйственно-экономическая 4) социально-статусная

Установите соответствие между проявлениями и функциями семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) совместное расходование 1) социальная семейного бюджета 2) экономическая Б) передача детям определённого статуса В) создание семейного бизнеса Г) совместное ведение домашнего хозяйства Д)обучение детей правилам этикета

Что характеризует семью демократического (партнёрского) типа? 1)Семья морально регламентирует поведение членов семьи. 2)Дети не имеют права спорить с родителями, отстаивая свою точку зрения. 3) В семье четко разделены обязанности: муж зарабатывает деньги, жена – домохозяйка. 4) В принятии семейных решений все члены семьи имеют свой голос.

Верны ли следующие суждения о семье? А. Союз мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, называют семьёй. Б. Члены семьи связаны общим бытом, моральной и правовой ответственностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о семье? А. Семьей называют малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Б. В отличие от участников других малых групп, между членами семьи существуют непосредственные личные контакты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья оказывает психологическую поддержку. 2) Взрослые участвуют в получении образования детьми. 3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни. 4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день Б) распределение между супругами домашней работы В) знакомство с семейными традициями, их сохранение и развитие Г) обучение детей правилам поведения за столом Д) планирование бюджета семьи НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ 1) хозяйственная деятельность 2) воспитательная деятельность 3)организация досуга

В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье 1) демократической 2) патриархальной 3) партнёрской 4) неполной

Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях? А. Современное общество заинтересованно в укреплении семьи. Б. Для постиндустриального этапа развития общества характерен патриархальный тип семьи. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях? А. Члены семьи связаны моральной и правовой ответственностью. Б. Преобладающей формой семьи в современном западном обществе является патриархальная семья. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В семье ребёнок усваивает моральные ценности, нормы поведения. (Б)Думается, в благополучной, счастливой семье не может быть проявлений отклоняющегося поведения. (В)Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2)выражают мнения

Предварительный просмотр:

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Понятие «нуклеарная семья» используется для обозначения семьи, включающей только мужа, жену и их детей. Расширенная, или многопоколенная, семья состоит из трёх-четырёх поколений совместно проживающих родственников.

В современном обществе семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также функции семьи. Патриархальная семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом, которым обычно пользовался традиционный глава семьи. Формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). В семейном праве современных западных обществ всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можно говорить о семье демократического типа.

Произошло также существенное изменение экономической функции семьи – сдвиг от производства к потреблению. Патриархальная семья была и хозяйственной единицей, участвующей в производстве. В современном обществе производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…

По оценкам ряда социологов, происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций.

(Адаптировано по материалам интернет-издания)

  1. В тексте рассматриваются две пары различных типов семьи. Укажите эти пары.
  1. Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли (приведите два проявления) ?

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи …формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) …даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался доверием жены, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность

Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве…

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) благоразумно не участвовали в них.

(По В.И. Белову)

Назовите три проявления формального главенства мужчины в семье, описанные в тексте.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше городских жителей, чем сельских жителей.

Равные доли опрошенных обеих групп считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность жены.

Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше сельских жителей, чем городских жителей.

Среди городских жителей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди сельских жителей, чем среди городских жителей.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

Некоторая часть опрошенных готовы рассмотреть вопрос о распределении домашних обязательств в зависимости от конкретных обстоятельств.

Большинство опрошенных городских жителей не состоят в браке.

Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди городских жителей.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного договора.

Социологические службы опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


В стране Z преобладают семьи партнёрского типа.

Люди понимают важное значение семьи в жизни человека.

Большинство опрошенных несчастливы в личной жизни.

В стране Z распространены многодетные семьи.

Люди рассчитывают на поддержку семьи в различных жизненных ситуациях.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе.

Большинство опрошенных высоко ценят роль семьи в жизни человека.

Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья мешает карьере.

Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах.

Четверть опрошенных считают, что семья прежде всего оказывает материальную поддержку.

Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Большинство опрошенных каждой группы считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства.

Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, больше среди респондентов со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

Больше респондентов со средним образованием, по сравнению с получившими высшее образование, отмечают, что обязанность вести домашнее хозяйство - обязанность жены.

Среди получивших высшее образование больше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди респондентов с высшим образованием, чем среди получивших среднее образование.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Независимо от уровня образования жители страны Z в большинстве разделяют патриархальные взгляды на семью.

Люди с высшим образованием в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

Большинство опрошенных не состоят в браке.

Партнёрский тип семейных отношений весьма популярен среди жителей страны Z.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.


Что думают мужчины об успешных женщинах? По каким признакам женщины оценивают успешных мужчин? Портал Работа Mail.Ru и популярный женский проект Рунета Леди Mail.Ru провели совместное исследование критериев женской и мужской успешности.

Как показали результаты опроса, большинство мужчин по-прежнему придерживаются патриархальных взглядов на женскую миссию. Солидная часть представителей мужской группы считают высшими критерием успешности женщины рождение ребёнка (41%) и создание домашнего уюта (40%). Женская красота, по мнению сильного пола, также относится к основным факторам успеха: так думают 28% респондентов.

Больше половины женщин (51%) считают главным жизненным достижением финансовую независимость. Рождение детей как показатель женского успеха занимает второе место (36%), карьера – третье (30%), творческая реализация – четвертое (28%).

Оценивая факторы мужской успешности, участники обеих групп поставили на первое место финансовую независимость (мужчины 68%, женщины 62%). На следующей ступени стоит карьера (мужчины 50%, женщины 44%).

Судя по ответам респондентов, представления о женской и мужской роли в обеспечении семьи за последние сто лет практически не изменились. Преобладающая часть мужской и женской аудитории (64% и 61% соответственно) убеждена, что основную часть семейного дохода должен приносить мужчина. Кроме того, среди опрошенных немало тех, кто считает нормой существенную разницу в доходах супругов: так ответили 23% мужчин 23% и 15% женщин.

Вместе с тем, около трети участников опроса (32%) допускают, что женщина может зарабатывать больше. Однако партнер, который приносит в дом более низкую зарплату, устраивает лишь 27% женщин.

Оценки финансовых критериев мужской успешности распределились следующим образом: 18% женщин считают приемлемой ежемесячную зарплату в 100 тысяч рублей, 21 % – не менее 200 тысяч, 9% рассчитывают на 500 тысяч рублей. Примерно 1/5 участниц опроса (18%) не считают оклад мерилом мужской успешности. Характерно, что мужские представления о достойной зарплате сильного пола практически совпали с женскими.

Как выяснилось, для женщин установлена более низкая планка финансовых ожиданий. Всего 4% женщин и 5 % мужчин определяют достойным доходом успешной леди сумму в 500 тысяч рублей. Зарплату в 100 тысяч рублей назвали приемлемой 13% женщин и 16% мужчин, по 20% респондентов в каждой группе считают нормальным ежемесячный заработок в 50 тысяч рублей. Среди опрошенных оказалось немало тех, кто уверен, что женская успешность не измеряется деньгами (женщины 21%, мужчины 31%).

Данные исследования подтвердили, что наше общество по-прежнему разделяет профессии по гендерному признаку: 50% женщин и 57% мужчин убеждены, что есть типично мужская и типично женская работа. На первых местах в списке самых мужских специальностей оказались водители и шахтёры (по 23%), грузчики (20%) и строители (19%) – то есть те, где в первую очередь ценится выносливость и физическая сила. Истинно женским назвали труд воспитателя (49%), секретаря (20%), бухгалтера (16%) швеи (13%) и учительницы (12%).

В исследовании участвовали 8000 представителей обоих полов.

    1)). Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и


1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.


2) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения. 2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации. 3)Большинство опрошенных не состоят в браке. 4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z. 5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
    3)) Учёные изучали мнение жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Опрошенные признали наличие различных влияний на поведение человека. 2)Большинство опрошенных считают отклоняющееся поведение случайным стечением обстоятельств. 3)Люди не любят признавать свою вину за плохие поступки. 4)Общество может негативно влиять на человека, подталкивая его
        к отклоняющемуся поведению. 5)Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с личными качествами человека, а не социальными факторами.

4)) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой компании». 2)Процент тех, кто считает, что влияние «плохой компании» определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин. 3)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера. 4)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека. 5)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
    задание части С Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

(Назовите две основные причины, указанные автором.)

С 2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

С 3. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

С 4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным.

С 5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.

С 6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.