Советские новогодние елки и представления. Елочные игрушки времен ссср: назад в советское прошлое

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура « — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков».

Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен , а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки . А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.

Для советского человека это был особенный, самый долгожданный праздник. К нему начинали готовиться еще летом. Хотя основные элементы домашнего праздника сохранились с советских времен, в те времена подготовка Нового года в традиционном виде была практически геройством, и многие сейчас вспоминают с ностальгией тот кропотливый труд.

К Новому году в СССР готовились задолго до его наступления: из-за того, что было трудно достать продукты, все необходимое покупали за несколько месяцев и бережно хранили до нужного момента. Сейчас трудно себе это представить, но чтобы достать основные ингредиенты, например, салата оливье, нужно было сильно постараться: в свободной продаже не было майонеза, зеленого горошка, колбасы — запасаться начинали с октября. С большим трудом доставали и основной напиток праздника — Советское шампанское.

Вот и мы тоже решили подготовиться заранее и вспомнить в ностальгической подборке, как это было.

Поначалу Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством, и праздник считался семейным.

Впервые Новый год официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда».

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1960 год. Костюмы и елочные украшения отражали мощь страны: водолазы и космонавты на Кремлевской елке. Первый спутник уже побывал на орбите, а фильм «Человек-амфибия» пока еще не снят.

Билеты на Новогоднюю елку для детей тоже доставали с трудом. А также нужен костюм снежинки из марли или наряд зайчика. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года — на Кремлевскую елку.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: сначала очень скромные— из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее — красивые, яркие, из стекла, похожие на украшения дореволюционных елок. К концу 1960-х годов был налажен массовый выпуск игрушек для новогодней елки, и можно было купить довольно простые варианты из пластика, обычно с советской символикой.

Праздничный стол

К празднику готовились заранее. Во-первых, нужно закупить продукты — то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 8 рублей 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Наряды и подарки

Каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье —его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях — купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где можно было что-то найти.

Новогодние подарки — очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно — «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), коробки шоколадных конфет. Женщинам на праздник дарили советские духи, которых в магазинах было в избытке, мужчинам — одеколоны.

«Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.» — эта шутка становится актуальной накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетания «салон красоты» тогда не знали даже самые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности — иногда прически делали подруги.

Последний этап подготовки — протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является «лучшим украшением новогоднего стола». «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» — советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

Их бережно собирали наши бабушки и хранили наши мамы. Потому что для одних советских граждан новые игрушки были роскошью, а для других старые ёлочные шары связаны с добрыми воспоминаниями и дороги как память. Многие игрушки стали предметом частных коллекций. Люди с удовольствием собирают и обмениваются старинными новогодними игрушками и демонстрируют свои коллекции в сети.

AdMe.ru представляет подборку советских ёлочных украшений. Они не такие яркие и нарядные, как современные. Но вызывают теплую волну ностальгии по тем временам, когда мы верили в Деда Мороза и ждали Нового года, как чуда.

Елочные игрушки таят в себе особую магию. Их хрупкость, тонкость, золотистый блеск будят ощущение зыбкости и cкоротечности. Мир не может быть блестящим всегда. Праздник не длится вечно. Так и эти изящные безделицы отражают яркий свет на короткий срок и... вновь оказываются в недрах коробок и шкафов на весь грядущий год. До Нового года...

Впрочем, эти незыблемые для нас стеклянно-картонные игрушки, с исторической точки зрения, совсем молоды. Еще недавно украшения были иными. Чудесная елка, вблизи которой происходили поразительные события в любимом всеми гофмановском "Щелкунчике", несла на своих ветвях другие наряды. "Большая рождественская ёлка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы".

Первые елочные игрушки были съедобны. Конфеты в серебристо-золотистых обертках, фигурные пряники, вафли, печенье, орехи, яблоки, мандарины, груши,виноград и даже яйца в изобилии красовались на елочных ветвях. Хотя, если заглянуть в самую глубь веков, можно увидеть и совершенно необычную елку. Первыми хвойные деревья стали украшать древние германцы. Они использовали ели для обрядов, прикрепляли к их веткам горящие свечи и раскладывали на пушистых лапах цветные тряпочки.

По одной версии обычай использовать елку как рождественское дерево родился в первой половине XVI веке на территории современной Франции, в Эльзасе. По другой - первую "рождественскую" елку срезал в своем саду немецкий реформатор Мартин Лютер, находясь под впечатлением дивного свечения небесных звезд, пробивающегося сквозь раскидистые еловые ветки. Он зажег на своей ели свечи, которые символизировали с той поры звезды рождественской ночи.

Кроме свечей ель стали украшать фруктами, они олицетворяли дары младенцу Иисусу. Первыми же среди фруктов стали яблоки, так как ель считалась райским деревом, которое приносит плоды. Новые обычаи пришли в XVII веке. Собственно говоря, именно тогда появись "пращуры" современных игрушек. И пусть, по сегодняшнему разумению, были они "доморощенными", изящества некоторым из них было не занимать. Материалы поначалу использовали те, что всегда под рукой - пустые яичные скорлупки покрывали тонким слоем чеканной латуни, обыкновенные еловые шишки - золотили. Оловянную проволоку сворачивали, закручивали спиралью, затем расплющивали: получалась серебряная мишура. Из бумаги делали искусственные розы, из серебряной фольги вырезали звездочки и снежинки. Даже из листов латуни некоторые умельцы умудрялись вырезать фигурки фей и эльфов.

Постепенно появились искусственные фрукты и сласти из стекла и ваты. Считается, что непременные на теперешней ели стеклянные шары появились из-за неурожая яблок. Будто бы не сохранилось как-то до Рождества ни одного яблока в местных погребах, и стоять бы лесной красавице без традиционного фрукта. Ан нет! Стеклодувы маленького немецкого городишки рискнули и сделали замену - круглые шары. Так в середине XIX века, в 1848 году в местечке Лауша (Тюрингия) и родились популярные в последующие годы елочные шары. Их делали из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, и украшали снаружи блестками. Спустя почти два десятка лет (1867 г.) в Лауше открылся газовый завод и при помощи газовых горелок с пламенем очень высокой температуры стали выдувать большие тонкостенные шары. Свинцовое отражающее покрытие заменили нитратом серебра. Примерно в то же время стеклодувы вышли за рамки собственно шаров.
Появились птички и зверушки, дудочки и виноградные гроздья. Готовые изделия покрывали золотой и серебряной пылью. Занимались раскрашиванием женщины и дети. Лауш так и остался в истории первым главным мировым производителем елочных украшений.

В начале XX века "стеклянный игрушечный промысел" подхватила Богемия, бывшая тогда частью Германии. И на "елочной" карте появился новый адрес - город Яблонец. Японцы, поляки и американцы освоили данный бизнес значительно позже. Был период, когда мода на украшение елки неожиданно поменялась. На рубеже столетий блестящую мишуру отправили на полки. Приветствовалась елка, выдержанная в серебристо-белых тонах. Позже в моду вошли фигурки из бумаги, картона и соломы. Изготовлением этих игрушек прославились фабрики Дрездена и Лейпцига.

Лейпциг гордился игрушками, изготовленными из тисненого золоченого и серебряного картона, казалось, что они сделаны из тончайшего металлического листа. Дрезден - небывалым разнообразием "сюжетов" - многочисленные зверушки, музыкальные инструменты, прялки, пароходики и даже запряженные лошадьми экипажи!

Видимо подобные игрушки украшали елку, описанную в стихотворении А. Н. Плещеева.

Детский взор игрушки манят...
Здесь лошадка, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят
А орехи золотые,
А прозрачный виноград!
Елочные игрушки в России

В России первые игрушки были немецкими. Позже открыли и собственное производство - в Петербурге и Клину. Помимо стекла использовалось папье-маше - бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом или мелом. Потом изделия покрывали бертолетовой солью, из-за чего поверхность их приобретала блеск и становилась более плотной. В середине XIX века расплодились многочисленные артели, которые занялись производством сделанных из тонкой фольги в виде хвои гирлянд и цепей, длинных тонких нитей из той же фольги, впоследствии прозванных "дождиком".

Для изготовления елочных украшений в ход шли картон и дерево, металлические листы, солома и бумага. Подобные игрушки производили специальные картонажные мастерские. Большой популярностью пользовались ватные игрушки. Ватой обкладывался проволочный каркас, личики же куколок делали из папье-маше или фарфора и расписывали. Украшали елки и восковые фигурки ангелочков, они, увы, были недолговечны, так как плавились от тепла.

В двадцатом столетии появились и резные деревянные фигурки - им тоже нашлось место на гостеприимных елках. В некоторых семьях елку не просто украшали, еще "облагораживали" и ее ствол - обертывали его белой бумагой, материей или аптекарской ватой, посыпанной бертолетовой солью. "Прятали" и крестовину, к которой деревце крепили.
Практический совет опубликовал для своих читателей в 1909 году журнал "Нива": "Подножие елки можно устроить так: закладывают крест, в который вделана елка, зеленым мхом, сухой травой и елочными ветками, среди коих кое-где можно положить камешки; затем устанавливают картонные или ватные грибы небольшой семейкой, а если среди этой зеленой груды поставить плюшевого зайца, которого очень часто можно найти среди детских игрушек, то под елкой будет очень красиво".

В конце XIX века елку ждал новый сюрприз. Английский телеграфист Ральф Моррисон украсил ее гирляндой из электрических лампочек. Здесь уже первенство "забрали" американцы - первая электрическая гирлянда украсила в 1895 году новогоднюю ель перед Белым домом.

Богатый на различные события XX принес новые сюжеты для елочных игрушек. В СССР венчающую елку "вифлеемскую звезду" заменила красная пятиконечная с серпом и молотом. Появились парашютисты и хоккеисты, белый медведь, разносящий почту покорителям Арктики, ребятишки разных национальностей. Позже к ним прибавились собаки-санитары, самолеты, космонавты. 1937 год "отметился" шарами с портретами Ленина и Сталина.

Появление картонных почтовых ящиков для новогодних писем относится к началу 40-х гг. XX века, в то время стекло и вата стали непозволительной роскошью. Почтовый ящичек, не превышающий размер спичечного коробка, скрывал в себе конфету или мелкую монетку. Из кристаллизованных хрусталиков соли получались изумительные снежинки! Проволочный каркас опускали в насыщенный солевой раствор, а через несколько часов игрушку вынимали и высушивали. Во время Великой Отечественной войны дома самостоятельно делали и стеклянные шарики. Перегоревшие обычные или снятые с новогодней гирлянды лампочки разрисовывали или обклеивали разноцветной бумагой...

Сегодня игрушки ручной работы вновь на пике популярности. Одни из них демонстрируют мастерство профессиональных художников, другие, пусть не столь пышные и эксклюзивные, несут на себе тепло домашнего очага. Родного, уютного дома, где, как и в прежних российских домах, взрослые и дети делали праздник, в буквальном смысле, своими руками...

Ни для кого не секрет, что у многих жителей нашей страны Новый год ассоциируется с Москвой, а точнее с боем курантов на Спасской башне Кремля. С боем курантов мы загадываем желания, провожаем старый год и надеемся, что следующий год будет более удачным. Давайте посмотрим как раньше отмечали Новый год в Москве.

Елка в Георгиевском зале Кремля, 1950-60 гг. Самая главная ёлка Москвы и страны и сейчас в Кремле, а вторая по значимости ёлка всегда была в колонном зале Дома Союзов, рядом с нынешней Госдумой.

Празднованием именно Нового года в том виде, в котором празднуем и сейчас, мы обязаны все же Сталину. До революции, как в других странах, в России с елкой и подарками отмечалось Рождество, которое сразу же запретила советская власть, но только в 1935 г., перед новым 1936 г. решено было вновь ставить елки, делать праздники для детей, звать Деда Морозу и Снегурочку, но делать это все предписывалось исключительно на светский Новый год, что мы до сих пор и делаем.

Сейчас сложно и представить, но это Арбатская площадь в 1959 г. На заднем плане виднеется вестибюль м. Арбатская синей ветки, которым мы продолжаем пользоваться и сейчас, но входим в него с левой стороны, сквозь новое здание, а не через изначальный большой парадный вход. Дело в том, что при Брежневе вокруг этого вестибюля выстроили огромный комплекс Министерства обороны, а сталинский вестибюль так и стоит у него во внутреннем дворе, что очень хорошо видно на спутниковой карте.

Выездная торговля "Детского мира" - еще одного, наверное, самого новогоднего места советской Москвы.

А так в конце 1950-х выглядел сам "Детский мир" на Лубянке.

В те годы москвичи, даже малообеспеченные, старались поставить у себя в доме елку для детей, украшая ее картонными и стеклянными игрушками, грибочками, шарами, мишурой, "бусами", даже разноцветными лампочками, под елку ставили Деда Мороза, Снегурочку, дети - свои любимые игрушки и т.п., а "макушку" венчали звездой или шпилем. Вешали также конфеты, шоколадные медальки, мандарины.

Газета Вечерняя Москва: "Считанные часы остаются до Нового Года. Надо многое успеть сделать: и побывать в парикмахерской, и зайти в магазин, и отправить поздравительную телеграмму. Словом, надо торопиться. На снимке Вы видите москвичей в центре столицы-на улице Горького накануне Нового 1961 года".

Новогоднее украшение "Детского мира", 1970-71 гг.

"Детский мир" в 1970е

Ёлка в Кремлевском дворце съездов, 1971 г.

Жестяные сундучки с кремлевских елок и по сей день пылятся во многих квартирах на антресолях. Бабушки любили хранить в них нитки, пуговицы и прочие хозяйственные мелочи.

Новости Партнеров

Снег из ваты, елка на кресте, стреляющий серпантин и другие атрибуты праздника родом из Советского Союза

Депутат Верховного Совета РСФСР коммунист Андрей Михайлович Чепелев, его супруга Зоя Васильевна, воспитательница детского сада, сын Володя и дочь Таня во время подготовки к Новому году. 1985 год

Встреча Нового года — один из главных праздников советского человека. К торжествам готовились заранее и очень тщательно: Новый год отмечали все слои общества и представители всех национальностей.

Сейчас кажется, что Новый год встречали всегда. На самом деле в Советском Союзе президиум постановил праздновать его только в 1947 году. Тогда же 1 января объявили выходным днем. До этого момента коммунисты утверждали, что «только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». Тем не менее после войны праздник церковного григорианского календаря вернули советским гражданам: торжество, абсолютно чуждое идеологии партии, вошло в обиход советского человека. Так родилось грандиозное противоречие, привыкнув к которому, народ положил начало советскому новогоднему магическому реализму — а самый противоречивый праздник стал любимым для всей страны.

Второй день Нового года стал нерабочим только в 1992 году, а пятидневные новогодние каникулы, которые вместе с Рождеством образуют затяжные январские выходные, появились в 2004-м. С тех пор многие россияне начали разъезжаться кто куда, вместо того чтобы собираться всей семьей за праздничным столом с оливье и селедкой под шубой.

Елка


Семья инженеров Самородских и их гости слушают обращение президента США Рональда Рейгана, переданное по советскому телевидению. 1988 год (Фото: Коньков Александр/Фотохроника ТАСС)

Покупка елки в СССР была хлопотным делом: на елочных базарах слишком часто попадались кособокие или плоские экземпляры. Впрочем, купить елку — только полдела, ведь установка требовала времени и трудов. Кто-то сбивал молотком деревянный крест, в середину которого крепилось дерево, а кто-то наполнял обычное ведро кирпичами и песком для фиксирования ствола. Потом ведро оборачивали белой простыней, иногда раскладывали вату. На получившийся «снег» ставили Деда Мороза и Снегурочку из папье-маше — в бумажных нарядах и с румяными щеками.

После этого следовала самая радостная часть подготовки. На елку вешали гирлянду с лампочками, большие шары и мелкие игрушки. Затем дерево обильно украшали мишурой и дождиком. Оставалось нанести последний штрих — пристроить верхушку, самым популярным вариантом которой была красная кремлевская звезда.

Кристина Дикова, директор компании Florista:

— В Советском Союзе большого выбора не было — новогодние деревья покупали на елочных базарах. Эти елки не всегда отличались красотой, зато гарантированно распространяли по дому хвойный запах, который, смешиваясь с ароматами мандаринов и салатов, создавал праздничную атмосферу. Многие обходились искусственными деревьями. Зачастую пластмассовые елки хранились на антресолях десятилетиями, а раз в год облачались в гирлянды, сделанные умелым отцом семейства из маленьких лампочек. Деревья украшали обернутыми в фольгу грецкими орехами, вырезанными из цветной бумаги снежинками и гирляндами, а также стеклянными игрушками, дождиком и мишурой. Живую ель ставили в ведро с водой, чтобы дольше стояла и меньше сыпались иголки.

Сейчас в продаже есть пушистые сосны, при желании можно купить голубую ель или пихту. Появилась тенденция украшать дом хвойными деревьями в кашпо: на Новый год их декорируют игрушками и гирляндами, а после праздника держат на лоджии. Некоторые виды весной можно высадить в открытый грунт на даче, а южные деревья оставить в квартире в качестве домашних растений. В XXI веке дизайнеры-флористы делают специальные зимние букеты и настольные композиции из хвои, мандаринов, шишек, орехов, ягод и свечей. Набирают популярность венки из еловых веток с украшениями, которые можно вешать на стены или двери.

Новогодний декор и наряды


Старожил Макарьева Иван Ефремович Буянов (на переднем плане) во время подготовки к празднованию Нового года в кругу семьи. Костромская область. 1989 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Главными героями новогоднего декора в СССР традиционно становились гирлянды и дождик, окна при возможности украшали цветными лампочками. Технологической новинкой 1980-х стала так называемая светомузыка — гирлянда, которую подключали к телевизору, чтобы она мигала в такт звукам эфира. Музыки на телевидении было не так много, поэтому часто гирлянды продолжали мигать в унисон речам членов политбюро.

В плане одежды советские люди очень трепетно относились к Новому году. Женщины заранее покупали платья и делали прическу — в результате в декабре перманентный дефицит одежды в магазинах переживал сезонное обострение, а в парикмахерских царила толкучка и неразбериха. Иногда ради стрижки и укладки женщины стояли в очередях, переживая о судьбе горячих блюд — к тому моменты салаты уже были готовы и ждали праздника на балконах вместе с тортами. Места для всех угощений в небольших советских холодильниках не хватало.

Для утренников в школах и детсадах детские костюмы шили самостоятельно. У особо мастеровитых появлялся шанс произвести впечатление: дети в затейливых нарядах сразу бросались в глаза среди похожих друг на друга снежинок и зайчиков. На хвостики лисичкам шли мамины меховые воротники, а девочка в необычном костюме могла почувствовать себя королевой бала. В этот день детям разрешали краситься и завивать волосы, а изюминкой утренников становились маски из раскрашенного папье-маше. Сейчас эти артефакты стали предметами коллекционирования. Жутковатые накладные лица героев сказок производили неизгладимое впечатление: особенно странно смотрелись дети в масках козла, мухомора или Чиполлино.

Александр Королев, руководитель архитектурного бюро Alexander Korolev:

— В 40-50-х годах прошлого века массовое производство атрибутов праздника не было налажено. Это положительно сказывалось на эстетике игрушек: украшения были рукотворными. Елочные игрушки производили артельным методом, расписывали вручную, использовали натуральные материалы — вату и бисер. Одно время в ходу были даже игрушки в виде птичек с настоящими перышками.

В 70-е годы — эпоху всеобщей стандартизации — производство праздничной атрибутики поставили на конвейер и страну заполнили типовые игрушки. В каждом доме можно было встретить стандартный набор: пластмассовые снежинки, Деда Мороза, серебряный дождик, блестящие шарики и елочный шпиль. Многие искали праздничные наборы из ГДР: такие комплекты отличались от отечественных аналогов и вносили разнообразие в привычное оформление праздника. Чтобы придать декору домашний уют, советские граждане клеили фонарики и гирлянды, вырезали снежинки, осваивали искусство оригами.

С 40-х по 70-е годы в домах стояли преимущественно натуральные елки. Первые искусственные варианты делали из грубой пластмассы, они дорого стоили и смотрелись не очень эстетично. В начале 80-х начали появляться более утонченные варианты из полиэтилена. Самым большим шиком считалось достать серебряную искусственную елку, похожую на дождик.

Спецэффекты и открытки


Сталевар Федор Закиров и его семья в предновогодний вечер. 1984 год (Фото: Клипиницер Борис/Фотохроника ТАСС)

Салют в новогоднюю ночь можно было увидеть только на Красной площади — или по телевизору. Впрочем, для создания спецэффектов у советского человека существовали собственные рецепты. Самым новогодним были бенгальские огни: их старались зажечь перед торжественным отсчетом последних секунд уходящего года. В полночь всеобщее ликование подкрепляли взлетающие ленты серпантина и взрывы хлопушек, из которых рассыпались конфетти. Наружу вылетали маленькие пластмассовые фигурки: дети тут же бросались на пол, чтобы их отыскать.

В наше время конфетти тоже используются на праздниках, но чаще они вылетают из специальных пушек, бластеров и потолочных установок. Виды и формы тоже эволюционировали: современные конфетти разнятся от квадратиков из фольги и искусственного снега до разноцветных листиков, сердечек и звездочек. Увы, не все популярные советские спецэффекты сохранились: бумажные пистоны и игрушечные пистолеты, которые громко стреляли этими пистонами, исчезли вместе с фигурками из хлопушек.

Еще один непременный атрибут Нового года — праздничные открытки, которые подписывали всей семьей и пересылали по почте. Отчасти этот феномен обусловлен институтом распределения: после вузов выпускники разъезжались по разным городам Советского Союза, распространяя родственников по всей стране. Дети подписывали открытки дедушкам и бабушкам, мамам и папам, а спустя десятки лет эти артефакты становились источником умиления на семейных посиделках. Собрание открыток за много лет часто хранили в коробках из-под конфет. Изображения на открытках были советскими и жизнеутверждающими. В одном из популярных сюжетов сани Деда Мороза проезжали по Красной площади на фоне Кремля, в 1980 году рядом с Дедушкой оказался олимпийский Мишка. Героями рисунков становились и другие очеловеченные животные: зайцы, волки, лисицы и птички в окружении зимних пейзажей.

Мария Николаева, руководитель бюро MAD Architects:

— Среди открыток попадались настоящие шедевры: иногда их рисовали знаменитые художники и мультипликаторы. Сейчас такие открытки занимают почетные места в коллекциях искусства советской эпохи.

Расцвет советской открытки пришелся на 50-60-е годы XX века. Самыми эффектными и стильными стали серии, посвященные космической теме. На одной из открыток советская ракета везет новогоднюю елку на Венеру, на другой — космонавт пьет на брудершафт с Луной, на третьей — мальчики в скафандрах водят хоровод вокруг елки в открытом космосе. Дед Мороз, мчащийся на санях наперегонки с ракетой, мальчик, летящий верхом на спутнике, — в рисунках было много абсурда и наивного оптимизма, но именно в этом кроется секрет их очарования.

Праздничное застолье


Работники Бакинского завода бытовых кондиционеров (справа налево) инженер Тариэль Гаджиев с сыном Сананом, его жена Зейнаб и их матери Сабига Гаджиева и Гюлара Гулиева во время празднования Нового года в новой квартире. 1984 год (Фото: Беккер Абрам, Тавакалов Альберт/Фотохроника ТАСС)

Готовиться к главному празднику начинали заранее: советские семьи закупали колбасу и разыскивали дефицитные консервы — зеленый горошек, шпроты, печень трески, кальмары и криль для салатов. В новогодний вечер в комнатах раскрывались складные праздничные столы, семьи торжественно рассаживались между стенкой-горкой и большим ковром на противоположной стене. Слышался звон хрусталя и праздничные звуки новогоднего «Огонька» по телевизору.

На столе обязательно присутствовали ваза с абхазскими мандаринами, коробка шоколадных конфет, «Советское» шампанское, салат оливье, а также варианты слоеных рыбных блюд: «Мимоза» или селедка под шубой. Реже готовили винегрет, свекольные и морковные салаты. Свободное место между главными блюдами занимали тарелки с домашними солениями: они были актуальны не только потому, что ими хорошо закусывать водку, но и по той причине, что свежие овощи были доступны только в сезон. Считалось, что новогодний стол должен ломиться от еды — в этом случае изобилие в доме останется на весь год.

В наши дни возвращение религии и объединение с Рождеством постепенно вносит изменения в праздничное меню. Соблюдающие рождественский пост воздерживаются от мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц и алкоголя. И хотя это нельзя назвать массовым явлением, праздничный стол становится менее тяжелым для желудка. С крахом партийной идеологии в новогодний дизайн начали возвращаться христианские мотивы — к примеру, крылатые ангелочки. А звезда в сознании россиян начала превращаться из кремлевской в Вифлеемскую — символ рождения Иисуса Христа. Длинные выходные окончательно связали календарный Новый год с праздником Рождества. Тем не менее столь антисоветский по сути праздник по-прежнему ассоциируется в первую очередь с СССР — ведь именно в этой стране современные россияне научились по-настоящему широко праздновать Новый год.

При участии Екатерины Аистовой

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.

В ХХ веке судьба рождественской ёлки в России складывалась непросто. Первый раз её запретили, объявив «немецкой вражеской традицией», во время Первой Мировой войны. Через несколько лет после установления советской власти праздничное дерево вновь попало под запрет, став уже традицией буржуазной. Однако вскоре власть разглядела в ёлке инструмент пропаганды, и вернула её народу, наполнив новым идеологическим смыслом. Советская ёлка, превратившись из рождественской в новогоднюю, постепенно изменила свой праздничный наряд. сайт выяснили, какие игрушки вешали на ёлку жители Ленинграда.

«Комсомольское Рождество»

Первые годы советской власти Рождество не запрещали, как и памятные революционные даты, его продолжали праздновать в детских садах и школах. Наряженными ёлками украшали дома и городские улицы. По свидетельству историка Аллы Сальниковой, с 1920-х годов в советских школах стали устраивать «комсомольское Рождество». Новый праздник напоминал сатирический карнавал, где высмеивали буржуазию, религию, рассказывали о вредности старорежимного праздника. Вместо привычных фруктов и ангелов на ёлку повесили «врагов» советской власти - самодельные куклы Колчака, Юденича и Деникина, проткнутые щепками.

Уже в конце 20-х гг. началась компания по борьбе с ёлками. Наряжать рождественское дерево в своём доме стало небезопасно - прохожие, увидев в окне «пережиток» прошлого, могли донести об этом в соответствующие органы. Некоторые ёлочные украшения - флажки и гирлянды - перекочевали из Рождества в день революции, ими стали украшать сцены клубов и трибуны съездов партии.

Реабилитация ёлки

В дома советских граждан ёлку вернула статья, напечатанная накануне нового 1936 года в газете «Правда». В ней второй секретарь ЦК коммунистической партии Украины Павел Постышев выступил с инициативой «вернуть детям ёлку». Партия решила сделать из рождественской ели новогоднюю, и, тем самым, в очередной раз осчастливить советских детей. С этого времени в стране официально вместо Рождества начали праздновать Новый год. Нарядная ёлка стала символом беззаботного детства, изобилия, и веселья, а ёлочная игрушка пропагандировала достижения страны советов.

Довоенные игрушки (1930-е гг.) - рыбки, сказочные звери и дирижабль. Из коллекции Ольги Нечаевой Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Советское государство стало планировать выпуск ёлочных игрушек на пятилетки. Два самых крупных предприятия по производству украшений в Клину и Ленинграде в 1938 году выпустили несколько тематических серий: Красная армия (фигурки лётчиков, пограничников, милиционеров); физкультура (фигурки спортсменов и виды спорта); дети; улицы (дома, трамваи и троллейбусы); восточная тема (старик Хоттабыч, Алладин); народы СССР.

Помимо крупных предприятий, в 1930-х в Ленинграде заработали небольшие кустарные мастерские. Артель «Изокульт» делала ёлочные игрушки из стекла и ваты. Предприятие «Промполиграф» выпускало картонные игрушки. Вместе с привычными изделиями из ваты, стекла и картона, в ленинградских артелях мастерили игрушки из фольги и мишуры.

Советские ёлочные украшения от дореволюционных отличались «близостью к народу». Если в игрушках XIX века скрывался глубокий религиозный смысл, то советские были с простым содержанием, узнаваемыми персонажами и событиями, отражали повседневную жизнь рабочего и колхозника.

Предприятия СССР больше не выпускали игрушки в виде золотого миндаля или серебряных грецких орехов - для обычного советского человека подобные лакомства были деликатесом. Из съедобной темы их заменили всем понятные и доступные лук, морковь и грибы. Они также как и их аристократические предшественники символизировали достаток и изобилие, только уже Советской России.

Елочные игрушки из коллекции Ольги Нечаевой. Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Праздник во время войны

Война и блокада города изменили, но не отменили новогоднего праздника. По воспоминаниям ленинградцев, 2 января 1942 праздник для школьников устроил театр им. Пушкина. В городе уже не было электричества, его включили на один вечер, и в фойе театра стояла огромная сверкающая огнями ёлка. Артисты, с трудом державшиеся на ногах, дали концерт. Его несколько раз прерывали сиренами воздушной тревоги и отводили детей в бомбоубежище. Еще одно новогоднее представление 6 января дал Малый театр оперы и балета на площади Искусств.

Ёлочные украшения стали «военизированными». Ленинградские мастерские и фабрики выпускали пистолеты, танки, самолёты, дирижабли и солдатиков всех родов войск. Игрушки должны были воспитывать чувство патриотизма и укреплять боевой дух советских людей. В отличие от довоенных, игрушки 40-х были не такими красочными. Для экономии их делали из штампованной и раскрашенной жести. Из производственных отходов научились мастерить изящные проволочные украшения.

Военные игрушки - танки и дирижабли. Экспонаты выставки Государственного архива Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Кукуруза и ракеты

Первые послевоенные годы были самими тяжелыми. Большинство граждан страны жили очень бедно. Производство ёлочных украшений резко сократилось, многие артели еще в годы войны переоборудовали под выпуск военных товаров. Восстановление игрушечного производства началось в 1950-е годы. Успехи в науке и технике породили новые тематические игрушки. Самой популярной стала тема покорения космоса. Ленинградские предприятия выпускали картонных собак, побывавших в космосе - Белку и Стрелку, стеклянные фигурки космонавтов, спутники и ракеты. Второй по значимости была сельскохозяйственная тема, на советских ёлках висели морковь, яблоки, лук, огурцы, снопы пшеницы и кукуруза. Повлияли на дизайн игрушек и знаменитые малогабаритные квартиры - «хрущёвки». Для таких квартир стали выпускать маленькие искусственные ёлки, а к ним специальные игрушки-малышки.

Игрушки-малышки для маленькой ёлки 1950-60-х годов. Из коллекции Ольги Нечаевой Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

История одной коллекции

Некоторым ленинградским семьям удалось сохранить ёлочные украшения разных поколений в одной коробке. Семья петербурженки Ольги Нечаевой долгие годы берегла довоенные игрушки, но, пережив эвакуацию, после возвращения в Ленинград не смогла вернуться в свою прежнюю квартиру. В ней осталось все довоенное имущество. Вместе с вещами пропали и хранившиеся в семье и передававшиеся через поколения старые ёлочные украшения. Еще, будучи девочкой-подростком, Ольга Викторовна стала создавать коллекцию семейных ёлочных игрушек заново. Сегодня у неё около трёхсот ёлочных украшений.

Большая часть куплена самостоятельно, что-то подарено родными и близкими. Есть в её коллекции игрушки дореволюционные, довоенные и военные, украшения 50-х, 60-х и 70-х годов, перестроечные и совсем современные игрушки 1990-х-2000-х гг.

Игрушки 1950-60-х годов. Космическая тема. Экспонаты Игрушки с выставки Госуд. архива Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

По её воспоминаниям в 1960-70-е годах, ленинградцы, пережив войну и блокаду, вновь, как и в начале века, полюбили покупать игрушки немецкого производства. Теперь игрушки в СССР поставляли из ГДР. В моду вошли и китайские игрушки в форме фонариков, обезьян и мандаринов. Их продавали в Доме Ленинградской торговли (ДЛТ) и Гостином дворе, и перед Новым годом за украшениями выстраивались очереди. Набор стеклянных немецких игрушек, в традиционном для этой страны красно-зеленом цвете, стоил около 4 рублей и многим был не по карману, поэтому в первую очередь скупали «одинокие» игрушки.

Редкостью были и декоративные свечи, за ними предпочитали ездить в Эстонию. Электрические гирлянды даже в 1960-е годы были очень дорогими и ёлку украшали зажженными свечами. Перед праздником всем детям рассказывали про пожарную безопасность, а девочек предупреждали не подходить близко в пышных платьях к «горящей» ёлке.

В коллекции Ольги Викторовны есть и стеклянные игрушки знаменитой бельгийской фирмы Goodwill, современные русские игрушки ручной работы, сделанные в единственном экземпляре. По её словам именно советская эпоха помогла новогодней игрушке в России стать узнаваемой и обрести своё собственное «лицо».

Современные дизайнерские игрушки. Россия, ручная работа. Коллекция Ольги Нечаевой Фото: Из личного архива

Сегодня в производство ёлочных украшений возвращаются и старые традиции, фабрики, как и 100 лет назад, выпускают игрушки в национальных серебристо-голубых тонах.