Гипноз и позитивные установки – будьте внимательны. Гипноз и гипнотерапия: мифы и факты Методика скрытого гипноза и его проявление

На международном симпозиуме в Тбилиси, кроме учения 3. Фрейда, большое внимание уделялось учению советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) прожил яркую и неординарную жизнь. Будучи гимназистом, он был исключен из гимназии в 1905 году за участие в митинге против самодержавия и сдает экзамены на аттестат зрелости экстерном. Затем продолжает образование в Лейпциге у знаменитого психолога В. Вундта. В 23 года защищает докторскую диссертацию при университете в Галле (на немецком языке). После революции становится одним из основателей Тбилисского университета, организует Институт психологии, становится его директором, академиком…

Огромной заслугой Узнадзе перед современной психологией является в первую очередь то, что во времена мрачного террора в стране за учение Фрейда и психоанализ он продолжал исследовать глубинные, бессознательные процессы в человеческой психике. Для того, чтобы не раздражать цензоров фрейдистским термином “бессознательное”, он вводит в психологию понятие “установка”.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности личности, как внутренней, так и внешней. В человеческой активности, согласно Узнадзе, бессознательное психическое действие проявляется в виде установок.

Предлагаю вам, уважаемый читатель, провести один из классических опытов по выработке установки. Если Вы возьмете три шара или мяча: два, например, диаметром 6 см, а один - 12 см. Размеры даны примерные. Затем предложите знакомому оценить равенство этих мячей. Он скажет, что два мяча равные по размеру, а один большой. Попросите испытуемого сесть, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх, и скажите ему инструкцию типа: “Сравните эти два мяча по величине на ощупь”. Если вы почувствуете, что больший по объему мяч находится в правой или левой руке, то скажите: “в правой” или “в левой”, “глаза не открывать”. Затем вы даете в левую руку мяч больший, а в правую - меньший. Когда испытуемый определит, в какой руке большой мяч, вы снимаете их и через три секунды даете мячи опять - больший мяч в левую руку, а меньший - в правую. Таким образом предъявляете мячи 5-10 раз. На 10-й раз вы подаете в руки два одинаковых по размеру мяча. Одинаковые мячи вы предъявляете 5 раз, и ваш испытуемый, ощупывая их, с закрытыми глазами будет говорить, что он чувствует в правой руке мяч, больший по объему, а в левой меньший. Если испытуемый откроет глаза, то убедится, что мячи одинаковые по размеру, но, закрыв глаза, опять будет в правой руке чувствовать шар, больший по размеру.

Это состояние называется контрастной иллюзией. Д. Н. Узнадзе это состояние определил как готовность к привычному способу реагирования, т. е. как установка. Установки можно вызывать в различных органах чувств, или, как говорят психологи, установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух, звук), тактильные (осязательные), визуальные (зрительные) и кинестетические (двигательные).

Установки имеют следующие характеристики:

1. Возбудимость фиксированной установки. То есть сколько установочных предъявлений (неравные мячи) требуется испытуемому, чтобы возникла иллюзия? Некоторым людям и 5 предъявлений достаточно, другим и 20 мало.

2. Прочность фиксированной установки. Сколько раз при предъявлении равных мячей возникает контрастная иллюзия? В каком по счету предъявлении человек может стряхнуть с себя иллюзорное восприятие неравенства? Одному достаточно 5 предъявлении, а другому - 20. Иллюзия может “перескакивать” то слева, то справа, один из равных мячей кажется “больше”. Это показатель пластичности установки.

3. Вариабельность установки. Есть люди, у которых один и тот же эксперимент в разные дни вызывает одинаковое количество иллюзий. Но, оказывается, есть люди, у которых прочность иллюзий сегодня одна, а завтра другая. Они говорят: фиксированная установка вариабельна.

От характера работы установок зависит и характер человека. Например, если установка “возбудима” (легкое возникновение иллюзий), то эти люди чаще всего вспыльчивые, экспансивные.

У кого низкая возбудимость, то они инертны, пассивны. Если установка “динамична” (иллюзии не застревают, долго не задерживаются), значит, человек умеет приспособиться к окружению, вынослив в конфликтах.

Если “статична” установка, прочные иллюзии долго не проходят, тогда наоборот. Человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка “вариабельна”, то человек непоследователен и импульсивен.

Установки бессознательны и формируются под влиянием среды. Именно таким образом фиксируются наши стереотипы жизни. Существует множество различных бессознательных установок, которые определяют наше поведение.

В исследованиях Узнадзе встречается описание явления, стоящего за первичной установкой. Он описывает поведение человека, внезапно испытавшего жажду. “Скажем, я чувствую сильную жажду и в этом состоянии я прохожу мимо места продажи прохладительных напитков, мимо которого, впрочем, мне приходилось проходить ежедневно по нескольку раз. На этот раз я чувствую, что вид напитков привлекает, как бы тянет к себе. Подчиняясь этому влечению, я останавливаюсь и заказываю себе воду, которая кажется сейчас мне наиболее привлекательной. Лишь только я удовлетворяю жажду, вода сейчас же теряет для меня привлекательную силу, и если я в таком состоянии прохожу около того места, оно остается вне моего интереса, или же бывает, что я его не замечаю вовсе” (Узнадзе Д. Н. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961).

Явление “внушения” со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, “притягивают” человека к себе. Так, герой романа “Преступление и наказание” Раскольников, намеревавшийся пойти в полицейскую контору, вдруг находит себя у того места, где им было совершено убийство старухи-ростовщицы.

“В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была уже в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом через две улицы, - может быть, без всякой цели, а, может быть, чтобы хоть минуту еще потянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его” (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Т. 6. М., 1960. С. 132-133).

Читая, мы видим и чувствуем, как какая-то непонятная сила влечет Раскольникова к месту преступления, и она, эта сила, словно действует помимо него.

Два описанных примера отличны, но в них есть общая особенность, которая и становится центром исследований Д. Н. Узнадзе. При наличии некоторой потребности, предмет, могущий удовлетворить индивида, влечет его к себе и побуждает совершить действие, “требуемое” этим предметом и приводящее к удовлетворению потребности.

В одном случае этот предмет - стакан воды, а в другом - место преступления. В первом примере состояние, вызванное потребностью и ее предметом, осознается, а во втором примере скрыто от человека.

Но в обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта, при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенной деятельности, отвечающей потребности, т. е. установки.

В понимании Д. Н. Узнадзе “первичная установка” выражается в конкретном психологическом явлении - феномен “побуждающего характера” предметов.

Этот феномен может вызывать импульсивные установки, которые переходят в импульсивное поведение. Примеры действия импульсивных установок встречаются буквально на каждом шагу. Вы пишете статью, а рядом стоит тарелка с яблоками или лежит пачка сигарет. Время от времени вы, не отрываясь от работы, машинально протягиваете руку и берете яблоко или закуриваете сигарету. В том случае, если условие, способное удовлетворить потребность, находится перед нами в стандартной ситуации, мы почти никогда специально не задумываемся, что предпринять: “Сами условия ситуации диктуют нам, что надо делать” (Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека // Психологические исследования. М., 1966).

Любое импульсивное поведение осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать.

Стакан воды, стоящий на кафедре, “внушает” лектору, почувствовавшему жажду, взять и выпить его, не прерывая хода своих рассуждений.

Если вы сыты, но чувствуете приятный запах лакомства, то этот продукт “внушает” вам ложный аппетит, и вы его покупаете. Любая женщина, занятая многочисленными домашними делами, в момент появления недостаточно знакомого человека машинально поправляет волосы, направляясь навстречу гостю. Заядлый курильщик, увлеченный разговором, механически будет курить столько раз, сколько будут протягивать ему сигареты.

Многие установки помогают нам жить автоматически в стандартных ситуациях. В этот момент индивидуальные установки не мешают нам думать о других проблемах. Например, у молодого человека, собирающегося на свидание с любимой девушкой, никак не надевается ботинок, и все его усилия оказываются тщетными. Тогда, порядком разнервничавшись, он начинает разбираться, в чем дело, и с досадой обнаруживает, что, увлекшись мечтой о встрече с любимой девушкой, он упорно пытался натянуть ботинок своего брата. Препятствие, возникшее при надевании ботинка, парализует установку, направленную на встречу с девушкой, возникает в сознании потребность узнать причину задержки.

Наши установки могут проявляться и в оговорках, обмолвках и ошибочных действиях. Так, 3. Фрейд в одном из своих исследований рассказывает о председателе, который открывает не предвещающее ему ничего хорошего заседание словами “объявляю заседание закрытым” (вместо “открытым”), не замечая при этом обмолвки. Эта обмолвка приоткрывает то значение, которое собрание имеет для председателя.

Или еще один пример. Юноша, расставшийся с любимой девушкой, начинает встречаться с другой. Оживленно беседуя с ней о чем-то, он несколько раз называет ее именем той девушки, с которой встречался раньше. Его новая знакомая вспыхивает и заявляет: “Ты вовсе не меня любишь”. И сколько бы ни оправдывался юноша, утверждая, что просто оговорился, она проницательно увидела то реальное значение, которое она имеет для юноши, “увидела” ту смысловую установку, которая прорвалась на поверхность в виде обмолвки.

Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенной деятельности. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде “лишних” движений, смысловых обмолвок и оговорок.

Следующий уровень установочной регуляции - цель действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидимого результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность данного действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, какую цель он поставил при решении определенной задачи. Одним из наиболее впечатляющих примеров силы действия целевой установки остается случай с охотником, описанный К. Марбе. В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот наконец долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и… грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному “кабану”, но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовность увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что чувственное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана (Нататдзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972).

В обычной жизни часто встречаются случаи “самостоятельного” проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий. Подобные проявления целевой установки были открыты и исследованы Б. В. Зейгарник на материале запоминания прерванных и законченных действий.

Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. Выяснилось, что прерванные действия запоминаются примерно в два раза лучше, чем законченные.

В классических экспериментах Б. В. Зейгарник был установлен тот фундаментальный факт, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после того, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.

Этим феноменом интуитивно пользуются писатели и хорошие лекторы. Писатель, желающий, чтобы его читатель захотел прочесть вторую, еще не опубликованную часть книги, старается “оборвать” изложение на самом интересном месте. Лектор, стремящийся, чтобы его слушатели глубже поняли проблему, не “разжевывает” ее до конца, а прерывает лекцию, вынуждая тем самым слушателей самим попытаться решить или обдумать эту проблему. Если слушатель выходит с лекции в состоянии прерванного действия и имеет установку на поиск решения поставленной проблемы, то, значит, лекция удалась.

Любой план своего поведения мы разбиваем на операции, которые помогают нам достичь намеченную цель. Готовность к осуществлению определенного способа действия понимается как операциональная установка.

В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу “привычного”, по выражению Д. Н. Узнадзе, плана поведения.

После того, как человек многократно выполнял один и тот же акт в определенных условиях, у него при повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия (Узнадзе, 1961). Воспользуемся образным примером П. Фресса, чтобы проиллюстрировать эту мысль: контролер на станции метро после многократного предъявления билетов ожидает вновь увидеть билет, а не стакан с аперитивом, т. е. при встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.

Если вы рискнете в час пик предъявить контролеру похожую на билет бумажку, то убедитесь в том, что установка, вылившись в Операцию, будет по своему содержанию соотнесена именно с билетом, а не с бумажкой. Иными словами, выражение операциональной установки будет обусловлено “образом действия”, принятым в данной ситуации.

Разнообразные фиксированные социальные установки также могут выступать как операциональные установки. Очень удачный пример действия социальных фиксированных установок, актуализирующихся в стандартных ситуациях, можно увидеть в произведении Л.Н.Толстого “Анна Каренина”: “Жизнь Вронского тем была особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно, определявших все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, что обмануть нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений, но можно оскорблять, и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову” (Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 8. М., 1963. С. 324).

Эти правила, нормы оценок и отношений внедряются в сознание человека и, выступая в форме отвечающих стандартному кругу условий операциональных установок, руководят человеком в повседневной жизни и избавляют от необходимости всякий раз решать, как надлежит действовать в той или иной уже встречавшейся ситуации. Достаточно, опираясь на прошлый опыт, отнести встретившуюся ситуацию к определенному классу, и “срабатывают” соответствующие установки.

Эти установки будут операциональными - по их месту в деятельности и отвечающими усвоенным социальным нормам (пример с Вронским) - по их содержанию. Операциональные установки обычно осознаются лишь в тех случаях, когда они нарушаются.

Так, главный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” князь Мышкин вместо того, чтобы небрежно бросить свой узелок швейцару, заводит с ним обстоятельную беседу в “людской”, чем сначала приводит в недоумение самого швейцара, а затем и княгиню Мышкину. Нарушение принятых норм мешает швейцару, “человеку с намеком на мысль”, решить, как себя вести с князем.

Подобное нарушение правил и вытекающих из них установок на определенное поведение в данной ситуации расценивается и швейцаром, и княгиней как событие из ряда вон выходящее, о чем недвусмысленно дается понять князю Мишкину.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, бессознательное психическое состоит из множеств установок. Он смог экспериментально показать их формирование и некоторые из них классифицировать.

Итак, в самых общих чертах вы познакомились с этой классификацией установок - первичной, целевой, импульсивной, смысловой и операциональной.

Но ни в коем случае не следует представлять эти установки, как этажи, надстроенные друг над другом и лишенные каких бы то ни было отношений между собой.

Все установки находятся в постоянном взаимоотношении друг с другом и влияют друг на друга. Каждая установка стремится реализовать свою целевую потребность, и каждая из них имеет свой установочный операциональный способ ее реализации. Эти установки, стремясь к своей цели, действуя, наступают друг на друга. Таким образом, может возникнуть противоречие, конфликт, который из бессознательного может перейти в сознание.

Например, увидев на улице симпатичную незнакомую девушку, молодой человек хочет подойти и познакомиться, но в его круге такой поступок будет расценен как неприличный. В этой ситуации действует несколько установок, между которыми складываются определенные отношения. Прежде всего это целевая установка, проявляющаяся во вполне осознанном намерении молодого человека познакомиться с девушкой. Она актуализирует, с одной стороны, различные операциональные социальные установки, усвоенные в прошлом в виде социальных норм поведения в подобных ситуациях, с другой стороны, она приводит в действие смысловую установку, выражающую реальное отношение молодого человека к вставшей перед ним цели. В зависимости от смысловой установки фиксированные социальные установки могут либо блокироваться, и тогда молодой человек решится подойти к девушке, либо реализоваться в действие, и тогда он пройдет мимо.

Описанная ситуация, конечно, упрощена, но благодаря такому упрощению в ней удается увидеть то, как установки других уровней под влиянием целевой установки вплетаются в контекст действия и определяют его ориентацию.

Наши старые установки могут оказывать свое действие на новые. Например, у курильщика появилась целевая установка, которая проявилась в осознанном желании бросить курить. Он сознательно принимает решение, что завтра больше курить не будет.

Утром старая операциональная фиксированная установка актуализирует у него в сознании желание закурить, и он берет сигарету. Но “целевая установка” опять анализирует в сознании курильщика мотив бросить курить, например: “Я бросил курить! Все, я не курю!”. Курильщик убирает сигарету. В этот момент “старая установка” диктует противоположную мотивацию: “Кто сразу бросает курить? Сразу бросать курить вредно! Давай будем отвыкать постепенно”. Эти две установки находятся в конфликте друг с другом, а сознание курильщика, его “Я” должно поддержать одну из них. Если “Я” курильщика не актуализирует мотив “бросить курить”, то “старая привычка” курить остается.

Итак, между установками различных уровней складываются определенные взаимоотношения. Мышление среднего человека подобно обезьяне, которая прыгает и бегает между конфликтующими установками и принимает зачастую “импульсивные” решения. Люди смотрят на мир сквозь очки, стекла которых затемнены светонепроницаемой пленкой “старых установок” (догм, знаний, устаревших предрассудков и т.д.).

Д. Н. Узнадзе в связи с этим писал: “Старая установка продолжает свое существование в определенной качественности установок настоящего”.

Эта глубокая мысль создателя теории установки показывает нам, что “старые установки”, или, как их называют в школе Д. Н. Узнадзе, “установки на прошлое”, оказывают существенное влияние на “новые установки”, или “установки на будущее”.

Но существуют творческие установки, которые могут организовать и интегрировать деятельность конфликтующих между собой установок. Формирование подобных установок - это, по-видимому, одна из важнейших функций Вашего бессознательного. Такая интеграция дает человеку духовную силу, творческий потенциал. Творческие установки выражают в жизнедеятельности человека его личностный смысл, придают устойчивый характер и помогают преодолеть многие трудности в жизни человека, создают в сознании индивида духовный самоконтроль и ведут его к самосовершенствованию.

К пониманию этого, правда, в неясной форме, неоднократно уже приходили лучшие умы прошлого. Известный римский философ Луций Анней Сенека, не сомневаясь, утверждал: “Сколько человек прожить хочет - может”. Интересно подчеркнуть, что спустя столетия к этому же выводу пришел Гёте. По поводу смерти одного знакомого он писал: “Вот умер 3., едва дожив до 75 лет. Что за несчастные создания люди - у них нет смелости прожить дольше. Главное, надо научиться властвовать над самим собой”.

На симпозиуме по бессознательному было отмечено, что внушаемость человека и его гипнабельность зависят от неосознаваемой психологической установки. Именно возникновение неосознаваемой психологической установки на внушаемость оказывает непосредственное и глубокое влияние на гипнабельность. Но до тех пор, пока положительная установка на внушение не исключит в сознании индивида мотивы поведения, противоречащие процессу внушения, гипнотического эффекта не будет.

Под влиянием положительной установки на внушение бессознательно срабатывает механизм, исключающий поведение, противоречащее этой установке.

Именно тогда отпадает под влиянием этой установки последний мотив, определяющий контроль за своим поведением, наступает гипнотическое состояние, при котором словесная информация, поступающая от гипнотизера, воспринимается без критики сознания индивида.

Установка на внушение является реорганизатором психологических установок личности, которые в дальнейшем не только способствуют достижению гипнотического состояния, но и активно участвуют в самом процессе создания этого состояния.

Итак, учение 3. Фрейда - психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки Д. Н. Узнадзе выступают на сегодня как наиболее обобщенные направления научной мысли о бессознательном психическом. Они приводят к выводу о том, что сознание индивида вовсе не является феноменом, исчерпывающим психологическую сущность и способ проявления психических особенностей человека. Все личностные качества индивида имеют бессознательную причину.

Оба эти направления считают, что бессознательное психическое управляет всеми фундаментальными измерениями человека во всех аспектах. Управление осуществляется бессознательно или может реализоваться через сознание. Бессознательное есть неустранимое начало всего общественного бытия человека, а не одной только его индивидуальности.

Читатель, думаю, уже догадался, что искусство гипнотизера состоит в умении присоединиться к бессознательному индивида, формировать положительную установку на внушение и через гипнотический транс получать нужный эффект. Но все это в следующих главах.

  1. Существование гипноза
  2. Феномен мессинга
  3. Влияние на физическое состояние организма
  4. Что такое негативная галлюцинация
  5. Через какие каналы действует гипноз
  6. Может ли обычный человек загипнотизировать другого
  7. Смерть от гипноза
  8. Как сопротеляться гипнозу
  9. Когда наступает транс
  10. Что такое гипноз автострады
  11. Как человек под гипнозом вспоминает прошлые жизни
  12. Восприятие иной реальности
  13. Как видить невидимое
  14. Как обжечь внушением
  15. Как влиять на организм
  16. Как изменить сексуальность
  17. Особенности общения в трансе
  18. Как научиться гипнозу
  19. Как работают гипнотизеры в ТВ
  20. Как внушить человеку что он под LSD
  21. Можно ли причинить себе вред самогипнозом
  22. Пример массового гипноза
  23. Какие удивительные вещи можно делать при помощи гипноза
  24. Как работает цыганский гипноз
  25. Как найти гипнотизера
  26. Постгипнотические внушение
  27. Ссылки

Сразу предупреждаю — пост огромен.

Гипноз вообще существует?

Сложный вопрос. Уже два с четвертью века есть такой культурный феномен, об определенных практиках мы говорим «гипноз». С другой стороны, например, чисто биологически этому понятию до сих пор нельзя дать точного определения. Я лично считаю, что слово пока себя оправдывает, хотя, конечно, можно построить картину мира, в которой нет никакого гипноза. Так что как вам угодно - если предположить, что есть - появятся заманчивые возможности для психотерапии, познания глубин души, объяснения странных феноменов. Если же предположить что нет - тоже жить можно, более того, тогда многие старые концепты типа сознания или воли останутся незыблемы.

Чем объяснить феномен Мессинга?

Литературным даром людей, про него писавших. Действительно, Мессинг был гипнотизёром, и знал довольно тонкие особенности функционирования человеческого организма и психики. Действительно, на основании этих знаний и умений он демонстрировал замечательные шоу, в которых неподготовленному зрителю это казалось почти чудесами. Однако, документальных подтверждений каких–то его сверхспособностей нет, есть лишь литературные вымыслы про Гитлера, Сталина и банк. Реальность куда прозаичнее, хотя он и был очень талантлив.

Как гипноза изменяет физическое состояние организма?

Гипноз не даёт каких–то сверхспособностей, но некоторые эстрадные трюки выглядят волшебством. Например, в «каменных мышцах» нет ничего особенного - просто в обыденной жизни мы не сталкиваемся с полным напряжением большинства мышц тела, а в гипнозе этого добиться просто. То же самое с хождением по углям, например - начинается активное потоотделение, отключается болевая и температурная чувствительность - человек идёт по раскаленным углям. На сегодняшний день нет достоверных свидетельств того, что гипноз даёт людям делать что–то невозможное.

Насчет внушения идей всё тоже не очень просто - в конечном итоге, внушить–то ничего нельзя, если человек сам того не захочет. Всё решает желание субъекта, в конечном итоге.

Относительно того, как гипноз дествует на обменные процессы в теле есть пара гипотез, но они не слишком надёжны, и скорее служат для успокоения души исследователей..

Что такое «негативная галлюцинация»?

Существует история гипнотизёре, который в компании друзей загипнотизировал одного из них, причём убедил того, что для него станет невидимой девочка, которая там присутствовала. Так вот, мало того, что тот не видел девочку, так он ещё и спокойно говорил что за предмет в руках у другого человека, который прятал его за спину девочки.

Это и есть «негативная галлюцинация» - феномен нередкий и хорошо изученный. Подобно тому, как в точке слепого пятна мозг достраивает воспринимаемое изображение, человек в глубоком трансе может как будто бы не видеть кого–то или что–то. Но при этом он будет обходить «невидимый предмет», например, что говорит о том, что на самом деле он его воспринимает. Кстати, пример галлюцинаций - это один из наиболее сильных аргументов против понимания глаз как видеокамер - оказывается, что воспринимаемое свободно преображается под воздействием тех или иных идей.

Насчет же видения сквозь предметы - нет такого. Однажды, в конце первой четверти XIX века какой–то магнетизёр хотел доказать Академии наук Франции, что его сомнамбула может читать книгу внутри коробки. Ответ был незамедлительным - магнетизм признали лженаукой, и реабилитирова он был только через двадцать лет по другую сторону Ла Манша, доктором Джеймсом Брейдом.

Через какие каналы действует гипноз? И какое минимальное воздействие достаточно для гипноза, например взгляд, или обязательно слова? А если слова, то действует ли аудиозапись?

Гипноз - это естественный психический феномен, и собственно вызвать его воздействием извне нельзя. Это мало кто понимает - обычно думают, что какие–то действия способны вызвать это состояние. Так думают в основном те, кто подходит к гипнозу как к физиологическому феномену, однако проблема в том, что на уровне физиологии гипноз неуловим, и никакого прогресса в ближайшие десятилетия в этой проблеме не будет, хотя исследователи рады себя обманывать недостоверными объяснениями вроде «сторожевых пунктов» и частичного торможения. Я полагаю, что можно лишь несколько ускорить или замедлить естественный процесс наступления гипноза, но не более того.

Действует ли аудиозапись? Да, в определенном смысле действует. Но в записи не могут быть учтены нюансы конкретного процесса, и из–за этого записи работают куда хуже, чем реальный человек.

Можно ли делать пассы или смотреть дурным взглядом или крутить маятником перед субъектом? Можно, но к природе гипноза это отношения не имеет. С тем же успехом можно надеть на руку плюшевого медведя или разыграть шахматную партию Каспарова–Карпова - природа у гипноза скорее ближе к языковой.

Может ли обычный человек научиться гипнозу по книгам и загипнотизировать другого?

Да. 98% взрослого населения подвержены гипнозу. Не имеет смысла пробовать с детьми до 3 лет, шизофрениками, параноиками и аутистами, у них другие фильтры и субмодальности. На всех остальных работает.

Реальны ли внушения приводящие к негативу? Суициду, причинению вреда.

В общем и целом ответ - да. Нельзя внушить того, что человек сам по себе никогда бы не сделал. Например, есть общества, где не бывает убийств, их нет как культурного феномена - там внушить убийство невозможно. А с людьми нашей культуры были эксперименты, в ходе которых загипнотизированному субъекту давали револьвер, предусмотрительно заряженный холостыми и внушали стрелять в гипнотизёра - многие выпускали весь барабан. Есть феномен внушенной смерти - когда человек меньше чем за сутки умирает от сделанного внушения - это научно описанный факт.

Можно ли загипнотизировать человека если он при этом внутренне сопротивляется?

Проблема в том, что состояние гипноза наступает само собой, примерно раз в 90 минут, оно естественно. Толком неясно, зачем именно оно организму нужно - то ли для отдыха, то ли для какого–то переструктурирования информации, то ли для борьбы со стрессом - есть разные версии. В связи с этим вопрос: «можно ли меня загипнотизировать?» сводится к «когда я войду в гипноз, сейчас или немного погодя?». Опытный гипнотизёр не будет торопить события, он просто подождёт. Но, в принципе, есть техники работы с «сопротивлением», которые лично мне не кажутся предпочтительными, потому что человек понимает, что его околпачили.

В психотерапии всё просто - если вы хотите что–то изменить, то вам приходится идти на компромисс с гипнотизёром. Ну вот представьте - оторвало вам палец циркулярной пилой, а никаких обезболивающих нет рядом. И тут гипнотизёр говорит: «а давайте я вам при помощи гипноза сделаю анестезию?» Можно его на хуй послать, конечно, но согласиться сотрудничать выгоднее. С психологическими проблемами не менее остро, чем с оторванным пальцем бывает - просто это неочевидно для многих. Гипноз это прежде всего терапевтическое средство.

Если вы пришли на сеанс, то никто не будет вам говорить с порога «закройте ваши глаза» и т.д. - перед трансом идёт долгая подготовительная работа, едва ли не более важная чем сам транс. Отчасти проблемы с сопротивлением решаются на этом этапе, но если это невозможно, то и терапия не нужна. Значит, клиента устраивает, что у него палец оторван - ну и пусть идёт с миром.

Почему раз в 90 минут? И чем же это состояние отличается? Какие признаки, ограничения? Как долго длится? Можно ли усилием воли это состояние предотвратить?

Жестко это состояние сложно определить - оно существенно различается у разных людей, да и у одного человека в разное время. Однако, есть ряд признаков, которыми можно руководствоваться. Классические признаки гипнотического состояния свидетельствуют прежде всего о состоянии релаксации, которую обычно стараются вызвать в начале гипноза: тоническая неподвижность, разглаживание лицевых мышц, опущенные веки, замедление дыхания, психомоторная заторможенность, замедление рефлексов (мигательного, глотательного и т. д.), мышечные подергивания, легчайшие движения головы, кажущееся отсутствие инициативы… Это в том числе те состояния, когда наш взгляд останавливается, и мы смотрим в одну точку, а думаем совсем о другом. Это провалы в памяти, когда мы забываем только что сказанное или сделанное, или не можем найти вещь перед самым своим носом.
Появление так называемых специфических феноменов, таких, как каталепсия или способность контролировать боль, скорее впечатляюще, но никоим образом не специфично.

Типичная гипнотическая реакция - это реакция, которая возникает неожиданно, в основном в ответ на сообщение оператора, и рассматривается пациентом как непроизвольная. В этом кроется существенный нюанс - гипноз ставит под вопрос многие концепции из других областей знания, в том числе и волю, например. Оказывается, что человек неволен входить в транс, за это отвечает та часть его души, которая к воле не имеет отношения.

Особенностью транса является его незаметность. То есть если специально не хотеть его заметить, то в большинстве случаев он неуловим. Сознание человека вообще всё соткано и обрывков и лоскутков опыта, и склеивает их транс и подобные ему состояния.

Тут же стоит оговориться, что транс - это не состояние медитации, равно как и не состояние, возникающее после приёма психоактивных веществ.

Что такое гипноз автострады?

Это вообще распространенная штука, когда едешь на автомобиле - смотришь на эти полоски–полоски–полоски на сером - и улетаешь… Бороться с этим невозможно (разве что вы станете шизофреником - у них нет транса), зато можно использовать.

Транс открывает широкие возможности для преображения жизни - ими стоит пользоваться, а не пытаться отказаться. Именно в эти моменты вы искренни и в ладах с собой, чувствуется всё как оно есть на самом деле. В то же время, в трансе проявляется и негативный опыт: например, те кто был на войне знают, что страшные моменты иногда неожиданно встают перед глазами, это жуткое ощущение, хотя вокруг всё нормально. Ну, как пример. С этим можно работать, это можно изменять, причем как с психотерапевтом, так и в самогипнозе, до определенной степени. Чего–то сам человек принципиально не может разрешить, но в основном всё в ваших силах.

Как человек под гипнозом начинает говорить на неизвестном ему, или вообще древнем языке?

Никакой реальной регрессии в состоянии гипноза не происходит - ни к младенческим рефлексам, ни к прошлым жизням - это многократно доказанный факт. За эти переживания принимаются вполне реалистичные галлюцинации, которые выявляются путем детального сравнения с реальными рефлексами, например. Про языки - тоже типичный пример - мы за жизнь слышим несколько десятков языков, и под гипнозом от вас лично, например, реально услышать и латынь и арамейский (Страсти Христовы смотрели? Во–от) и средне–эламский, не говоря уже о языках попривычнее, типа немецкого или французского. Но это не более чем воспроизведение уже когда–то слышанного: человеческая память действительно огромна, и в гипнозе становятся доступны даже очень давние и малозначимые воспоминания.

Насчет этих примеров серьёзный специалист гадать не будет - уже чуть больше чем двести лет по обоим направлениям велись эксперименты, и ни одного, в котором было показано что–то радикальное отличное от сказанного выше - нет.

Но есть куда более сложный вопрос - почему у людей возникают сильно похожие образы, когда нет вероятности, что они были знакомы с первоисточником. Например - крестьянин в Альпах в бреду видит, как солнце размахивает фаллосом - и очень похожие описания мы находим в арабских рукописях 14 века. Явно крестьянин их не читал. Но и тут нет мистики - как минимум две школы - К.Г. Юнга и К. Леви–Стросса показали, как это возможно без всяких паранормальных феноменов, что все эти феномены имеют жесткую материалистическую детерминацию в конечном итоге.

Есть ли достоверные случаи гипноза, заставляющие человека воспринимать иной объективно существующий срез реальности?

Ну разве что вы под этим подразумеваете логику бессознательного. По большому счету, эти вещи всегда нас сопровождают, но заметны только в гипнозе и сходных состояниях. Ну, например, бессознаетльное не ведает слова «нет», или в нём одновременно уживаются радикально противоположные вещи. Есть эффекты в восприятии, памяти, возможностях тела, но ничего сверхъестественного. Никаких прошлых жизней, никаких божественных откровений.

Можно ли, к примеру, заставить человека под гипнозом «видеть» ту часть электромагнитного спектра, которая недоступна нам в обычном состоянии (радиация, радиоизлучение и т.д.)?

А, это - нет, нельзя. Максимум что можно - иногда воспринимать очень слабые раздражители, например пальцами рук водя над строками текста чувствовать разницу в поглощении тепла материалом и так читать буквы. Можно тонко диагностировать патологические процессы в организме на ранних стадиях - опять же из–за повышенной чувствительности.

Как же тогда работает механизм образования гипнотических ожогов?

Вызывается галлюцинация, в которой человеку кажется, что его жгут, например, паяльником. Мозг воспринимает это за правду, просто всилу того, что наше обыденное восприятие - это галлюцинация, приближенная к реальности. Соответственно, начинается защитная реакция, полностью аналогичная той, что сопровождает реальный ожог, в том числе запускаются процессы апоптоза, разрушения соединительнотканных структур, выделение влаги, первичный иммунный ответ - получается ожог, иногда довольно сильный.

Если с точки зрения нейрофизиологии, то галлюцинация на вторичной зрительной коре вызывает реакцию лимбической системы, которая влечет реакцию гипотоламо–гипофизарной системы, которая уже действует на иммунную, эндокринную, соединительнотканную и автономную нервную системы. На деле процесс не линейный, а с петлями обратной связи, поэтому для хорошего ожога нужно поддерживать галлюцинаторное восприятие разрушения тканей.

А всеми ли низкоуровневыми системами можно управлять? Например эндокринной, чтобы вырабатывать лошадиные дозы дофамина?

Управлять можно и иммунной и эндокринной системами - они тесно связаны с нервной, но пределов никто толком не знает. Видимо можно и соединительнотканной, если рассматривать как отдельную систему. Вроде бы именно эти механизмы позволяют сдерживать рост опухолей или даже обращать его вспять. У нас недавно монография вышла «Психогенный фактор канцерогенеза», где как раз описывается эффективность применения гипноза как вспомогательного средства при лечении ряда злокачественных опухолей.

Сложно найти область терапии, где бы не было положительных результатов с использованием гипноза. Чего стоит только контроль боли - без всяких лекарств, причем работает даже тогда, когда самые мощные анестетики недостаточно эффективны, даже в случаях фантомных болей. Хотя, конечно, обычно гипноз это только вспомогательное средство.

С использованием гипноза для операций есть ряд сложностей: пациент представляет себе поверхность кожи, или, скажем, собственное анальное отверстие, но вот представить какой–нибудь надпочечник или гиппокамп может обычно лишь умозрительно. Важный фактор успешности терапевтической галлюцинации - её реалистичность в смысле схемы тела и представления пациента об окружающем мире. Это тоже можно преодолеть, но нужны исследования, а энтузиастов можно по пальцам пересчитать.

У этого есть ряд причин - и дурная репутация гипноза после Кашпировского и всяких случаев «кодирования» пьяниц, и кажущаяся сложность подхода. Действительно, психиатру проще прописать таблетки, нежели думать над конкретным случаем, строить сложное взаимодействие с пациентом… Так же и терапевт - ему не охота учить пациента самогипнозу - можно ведь прописать уколы, и получить за это бонус от фармпроизводителя.

А можно ли с помощью гипноза изменить тело и улучшить сексуальность?

Можно, но в определенных пределах. Грудь девушкам можно увеличить в среднем на размер примерно за полгода, но не больше того. Насчет мышц - не надо думать, что делать каждый день воображаемые упражнения в гипнозе - легче чем ходить в спортзал. Член увеличить нельзя - за это отвечает группа процессов, которые включаются всего несколько раз в жизни, и последний раз - в подростковом возрасте.

А есть ли в трансе у людей есть способность к общению между собой?

Конечно есть. Но общение это специфическое - в трансе действует другая логика, в том числе запросто сосуществуют несовместимые мысли, несущественное приобретает порой большое значение, а значимое представляется пустячным. В трансе тяжело врать - парадоксальным образом вруны в трансе часто сами себя выдают, не замечая того. Хорошо характеризует трансовую коммуникацию поговорка «что на уме, то и на языке» - постоянно ощущение, что ты что–то такое неуместное брякнул, и никак не можешь это контролировать. В трансе особую роль играют метафорические образы - куда большую, чем в повседневном общении, посему то, что говорится, часто следует воспринимать не буквально, а в переносном значении. Ну и другие есть особенности.

А как научиться гипнозу?

Если же вы хотите освоить гипноз профессионально, то для начала нужно получить соответствующее базовое образование - например, выучиться на психолога, психиатра, стоматолога или акушера, ибо гипноз - это метод, но не парадигма. Потом следует определиться с тем, какой стиль работы вам подходит - директивный, индирективный, а может быть это будет работа с метафорами и сказками, или, к примеру, гипноанализ. Когда направление выбрано, вы в сотрудничестве с коллегами начинаете практиковать - поначалу в качестве тренировки, однако через год–два у вас большинство случаев не будут вызывать сложности. В этот момент можно сказать, что вы стали специалистом по гипнозу в рамках своей профессии - например, психотерапии или анестезиологии.

И, да, залог успеха - это практика, практика и практика

Каким образом работают гипнотизеры в телевизоре? они ведь не проводят никакую «настройку» на пациента, руку на голову положили - «СПА–А–АТЬ!» и всё - человек превращается в овощ.

На протяжении всей истории гипноза были люди, которые делают его на публике для развлечения. Впрочем, серьёзные практики такого себе никогда не позволяют. Для этих демонстраций либо выбираются люди из зала, специфически себя ведущие - они готовы быть «загипнотизированы», либо попросту берутся специально обученные сомнамбулы - профессиональные пациенты.

Выглядит очень эффектно - человек жрёт грязную картошку, думая что это манго, или боится брючного ремня, потому что ему внушили, что это питон. Но это только фокусы - они бесполезны.

А можно загипнотизировать человека так, чтобы ему казалось, что он под ЛСД?

Эффект не будет в точности таким же, хотя казаться будет в какой–то мере реалистично. Можно и галлюцинации, и ощущение невыразимого смысла - но не так сильно и ярко, как под химией. И, конечно, для получения этих эффектов практика нужна - так просто человек с улицы не сможет вдруг видеть летающие вокруг цветные треугольнички - нужно несколько сеансов, чтобы освоиться в мире гипнотического транса, прежде чем можно говорить о получении такого рода эффектов. И если, вколов галлюциноген, нужно только подождать, пока наступит эффект, то в гипнозе нужно проделать тяжелую работу чтобы что–то получилось - да, галлюцинации возникают, но чтобы они возникли, нужно соблюдать очень хрупкие условия.

Собственно, Станислав Гроф в своё время придумал холотропные техники именно для замещения LSD–25 в психотерапии. Хотя они и не очень похожи на гипноз, но всё же.

А что насчет излечения рака самовнушением и прочих «чудах»? Такое действительно есть, или это все истории для газет?

Если гипноз применяется в дополнение к современным схемам лечения, то в ряде случаев онкологических заболеваний есть прирост в несколько процентов к выживаемости пациентов.

Ну, например, по меланоме, из недавнего отечественного исследования: через год после начала иммунокоррекции (цитокинотерапия, экстракорпоральная иммунотерапия) у больных на разных стадиях процесса, преимущественно на III–IV, к которым применялась гипнотерапия, выживаемость составила 0,8, через два года 0,7, дальше плавно снижалась до 0,6 через пять лет. В то же время у контрольной группы в момент начала гипнотерапии у экспериментальной группы (то есть через год после начала иммунотерапии) выживаемость была также примерно 0,8, но уже через полтора года после начала иммунотерапии выживаемость упала меньше 0,5. Как видно, есть некоторая статистическая разница.

Что же касается случая исцеления всецело самовнушением - есть несколько документированных случаев, действительно такое бывает, но чрезвычайно редко . По большей части все такие случаи оказываются мистификацией - либо это просто ложь, либо ошибки в диагностике, либо искажение фактов.

А есть ли какая–то опасность в самогипнозе? Можно причинить себе неприятности?

Психотикам, например, не стоит пробовать самогипнозом заниматься - может манифестировать болезнь от этого. Таких людей мало - процент–два от популяции.

А всем остальным особо опасности нет, за тем исключением, что можно вспомнить много всякой неприятной правды о своей жизни, понять про некоторых людей окружающих, что они не такие, как казались, - короче, испугаться можно самого себя, настоящего.

Помимо того, есть риск, что те цели, которые себе человек в самогипнозе ставит, будут иметь плохие последствия для его жизни, и жизни окружающих - поэтому надо взвешенно судить о том, чего ты хочешь достичь.

Кроме того, есть опасность в случае соматических заболеваний - нельзя, например, делать себе обезболивание в самогипнозе при острой боли в брюшной полости - можно прошляпить аппендицит или что–то еще худшее.

У обычного человека с невротическим типом душевного устройства есть устоявшиеся отношения между означаемыми и означающими. То есть, например, вы думаете про кусок сахару, и говорите «сахар», «белый», «кубик», «кусочек», где ваш воображаемый сахар, его значение - это означаемое, а слова - означающие. Когда я вам скажу «кусок сахара», у вас в воображении возникнет кусок сахара, это основа языка и коммуникации.

Со сновидением примерно то же самое, но чуть сложнее - все его содержания искажены и метафоричны, но суть такая же - по тому, что вам приснилось, всегда можно определить, о чем был сон. Приведу пример. Как–то раз мне снилось, что мне лет семь, и мы с моей бабушкой бежим в поликлинику с банкой мочи, и на пути нам встречаются какие–то сложности. Это сон. На следующее утро мне нужно было сдавать экзамен по математическому анализу - это явь. Сон говорит в метафорической форме о сложностях, связанных со «сдачей анализа».

А у психотика эти привычные нам отношения нарушены. При слове «кусок сахара» у него возникают, например, галлюцинации кусочков сахара - вместо того, чтобы появиться в воображении, они приобретают характер реальности. Или, например, для психотиков вдруг начинают иметь смысл бессмысленные сами по себе вещи: «Машина красная, потому что она принадлежит КГБ, которое за мной охотиться» - это называется бред. У психотиков всё довольно сильно перепутано, поэтому и сны другие - они сами о них говорят, что они очень похожи на реальность. Ещё бы, если их реальность наполнена галлюцинациями и бредом!

С неологизмами похожая история - у психотиков разрушается привычная связь между означаемыми и означающими, и речь наполняется означающими с характером неологизмов. Их отличие от всех прочих означающих в том, что они отсылают не просто к означаемому значению, но к чему–то ещё, к ядру психоза, если угодно.

Есть ли случаи массового гипноза? Внушать, например, людям, что они сильные, способные, талантливые, здоровые и т.п.?

Его и используют, только в немного иных целях - вписать человека в общество потребления, например. Никому в современном мире на самом деле не нужны свободные и счастливые люди, нужны неудовлетворенные собой и повязанные различными социальными отношениями.

А какие вот самые–самые удивительные вещи можно делать с помощью гипноза?

Самое удивительное - то, без чего мы не можем существовать. Видимо, без естественных состояний транса существование человека очень затруднительно, если вообще возможно, посему то, что они вообще есть, и нами почти не замечаются - и есть чудо.

А если говорить о трюках, то это гипнотическая анестезия, массированные амнезии и искажения воспоминаний, случаи восстановления расщепленных личностей. Пожалуй, это самые эффектные фокусы с помощью гипноза

А как работает цыганский гипноз?

Суть в том, что человек «поплыл» ещё до того, как она к нему подошла. Транс на протяжении дня много раз возникает - это можно запросто заметить со стороны, если знать, на что обращать внимание. Насчет введения в транс за секунды - тут тоже нет ничего удивительного. Транс ведь феномен психологический в первую очередь, и только потом - физиологический. Поэтому можно обойтись без сенсорных перегрузок, например. В жизни этому полно примеров - когда что–то р–раз! и захватывает ваше внимание целиком и полностью. Ну, например, рядом проходит красивая девушка с высокой грудью, и у неё расстёгнута лишняя пуговка - вот и мгновенный транс

А сколько стоит поэкспериментировать в гипнозе с человеком, который не навредит и будет достаточно профессионален, что помочь оценить опыт?

Может и нисколько не стоить - вопрос в том, где вы найдёте профессионала, который согласиться практиковать с вами ради того, чтобы попробовать новый опыт. Дело тут такое - гипноз - это вид лечения. Довольно странно было бы прийти, например, к ЛОРу и сказать: «доктор, посветите мне в ухо фонариком - хочу оценить опыт» - здесь мы имеем дело с чем–то подобным.

А что вам мешает попробовать начать с самогипноза? Вот хороший самоучитель - вдруг вам это покажется интересным

А что можно сказать про постгипнотическиме внушения?

Суть их в том, что у человека в определенный момент наступает трансовое состояние, он выполняет внушение и возвращается в обыденное состояние. По большому счету они - один из самых показательных гипнотических феноменов, так как для человека, который их выполняет, никакого иного рационального объяснения его действий не находится. К постгипнотическим внушениям относится, кстати, не только то, что человеку в гипнозе внушает терапевт, но и то, что было внушено в стрессовых ситуациях. При этом внушения могут быть очень разной глубины - иногда удаётся даже галлюцинации вызвать постгипнотическим внушением, а иногда внушение просто задаёт ход действий, но жестко его не определяет.

В 30-х годах прошлого века, если верить документам (дело № 274), имел место фантастический факт: хронический алкоголик и патологический палач превратился в благообразного писателя. Речь идет о командире одного из отрядов частей особого назначения Аркадии Голикове. Будучи приговоренным к расстрелу спецкомиссией во главе с комбатом ЧОН Я.А.Виттенбергом за бесчинства в отношении гражданского населения Ачинского уезда Енисейской губернии, А.Голиков остался в живых. Смертная казнь была заменена на лечение в психиатрической лечебнице. 18-летнего садиста отвезли в психушку, потом в другую, третью… Так продолжалось, пока неизлечимый больной не попал в харьковский психоневрологический диспансер. Здесь работали основоположники мировой гипнологии и клинической психиатрии, такие как Александр Лурия, ученик Выготского, и Константин Платонов, ученик Бехтерева. Один изобрел детектор лжи и создал науку нейропсихологию, а другой ввел в клиническую науку понятие гипнотерапии и основал социальную психологию. Оба в тот момент занимались вопросами подлинности преобразования личности под влиянием гипноза. Очевидно, неподдающийся лечению душегуб оказался подходящей моделью, иначе чем объяснить факт полного преображения Голикова? Исчезла тупая злоба, появилась спокойная наблюдательность. Человек, который не любил держать в руках ручку (А.Голикову вменялось, в том числе, нежелание заниматься бумажной работой – вести протоколы допросов и приговоров), стал писать рассказы и повести. Так родился Аркадий Гайдар, книги которого переиздавалась на всех языках мира более тысячи раз.

Куда же подевался приговоренный к расстрелу чоновец Аркаша Голиков, память о зверствах которого до сих пор жива в Хакассии? Я как практикующий гипнотерапевт решили найти ответ на этот вопрос самым надежным путем – экспериментально. Две личности – это феномен сто раз описанный в специальной литературе. Другое дело - внушение, способное действовать после выхода из гипноза. Ведь речь идет о наделении человека наклонностями и ценностями, которые должны сохранять роль императива на протяжении всей его жизни.

Я отобрал добровольцев, которые легко поддаются гипнозу, но результата не было. Обычный гипноз не позволял внушению сохраняться дольше его действия. Тогда я решил давать гипнотические установки в состоянии амнезии (беспамятства). Погружал добровольцев в амнезийный транс и на следующий день мои подопечные как миленькие выполняли все, что было им задано, пока они находились в беспамятстве: отправляли СМС, переводили деньги, делали, что поручено. То же самое они выполняли через неделю, если во внушении содержалось указание на соответствующий день календаря. Единственное, что ухудшало статистику результата – принципы и воспитание его участников. Если задание входило в противоречие с внутренними установками человека, то оно не выполнялось. То же самое – в отношении заданий, слишком хлопотных в реализации. Оказалось, испытуемые, наткнувшись на сложности, довольно быстро находили причины для того, чтобы не выполнять подсознательную установку. С внушениями физиологического характера (типа «ваши руки склеены») дела обстояли хуже – их действие после выхода из гипноза едва наблюдалось, а если и имело место, то совсем недолго. В лучшем случае, два-три часа.

Размышляя над тем, как сделать гипнотическую установку императивом, я обратил внимание на то, что неожиданная страсть Голикова к писательству обнаруживала себя на фоне психосоматических расстройств, которые сопровождали его всю жизнь. Иными словами, харьковские корифеи почему то не стали полностью избавлять Голикова от его проблем. Не получилось? Или не захотели?

Я решил проверить, какую роль фобические рефлексы могли сыграть в состоявшемся духовном просветлении Голикова. Для этого добровольцы снова были отправлены в глубокий транс, но на этот раз они должны были вспомнить детские психотравмы. Методом возрастной регрессии я помогал им найти роковые воспоминания и снова пережить их. В этот момент, используя «горячее» состояние психики, я внушал запланированные установки. Я пытался воспользоваться беззащитным состоянием нарождающегося рефлекса, чтобы внести в него свои «дополнения».

Результат превзошел все ожидания. Оформившись как элемент психической подсистемы, это внушение, после выхода испытуемого из гипноза, обнаруживало себя как навязчивая идея. На следующий день доброволец ничего не помнил, но находил поводы, причины и оправдания, чтобы выполнить внушение, даже если тому мешали различные обстоятельства, в том числе внутренние принципы. Причем, сила неосознанного желания со временем не угасала. Теперь стало ясно, почему корифеи Сабуровской дачи сохранили Голикову его психосоматические расстройства. Оказывается, внушение может подпитываться той же энергией, что и фобия. Исчезнет фобия – исчезнет и внушение, а пока они вместе – это действующий элемент подсознательной психики человека.

Я не знаю, раскрыл ли эксперимент феномен рождения Аркадия Гайдара, но он доказал, что суггестивное воздействие на рефлекторную деятельность человека – это реальность. Таким образом, преображение Голикова в Гайдара вполне могло быть осуществлено средствами гипноза (правильнее – транса). Особенно, если не забывать, что Голиков был переведен в харьковскую лечебницу, когда там работали Александр Лурия и Константин Платонов – первопроходцы, в том числе, и в возрастной регрессии. Возможно, они воспользовались фобическими рефлексами, недостатка которых в психике Голикова не ощущалось, чтобы «приживить» к ним идею смирения и писательства. Так родился Аркадий Гайдар. Сам он, должно быть, не догадывался о природе своего нового увлечения, а когда стал известным писателем, то советское руководство и вовсе засекретило всю информацию. Гайдар жил со своими фобиями до самой смерти, что обеспечивало ему постоянный приток вдохновения.

Какие перспективы у «харьковского метода»? На мой взгляд, мы имеем дело с абсолютно рабочей технологией редактирования личности. Она, что называется, «не лишена недостатков», но по сравнению с тем, как лечат, например, рак (радиацией и химией), эта технология выглядит вполне гуманной. Тем более что фобию можно не только сохранить, но и сгладить. Можно ее полностью уничтожить и создать новую – безопасную и бесхлопотную. Главное – преодолеть бытующий в медицине конфронтационный подход к фобическим образованиям. Он мешает разглядеть в сильных и сверхсильных впечатлениях детства инструмент формирования характера человека, его акцентуаций. Что нам мешает самим взять в руки этот инструмент?

© гипнотерапевт Геннадий Иванов

Гипноз — это специфическое пограничное состояние, тонкая грань между сном и бодрствованием, которое вызывается различными факторами внушения.

Подобное воздействие оказывает непосредственное влияние на подсознание, внутренний мир человека и в разной степени подчиняет его волю указаниям того, кто дает установки. Все зависит от стадии гипноза, в которую погружен человек.

В лечебных целях любое внушение направлено на устранение причин заболеваний, имеющих начало в эмоциональной сфере, повышение самооценки индивидуума, его саморазвитие и реализацию в мире. По своей сути гипноз безопасен для человека.

В его основе лежат естественные механизмы торможения определенных отделов мозга с сохранением связи между внушающим и объектом внушения. При погружении в транс сознание сжимается, отключаются физические рефлексы, зато возрастает восприимчивость человека к указаниям. Внушаемые установки не подвергаются логическому анализу, а закрепляются в подсознании как свои собственные.

Гипноз как явление широко распространен в жизни, и в той или иной степени ему подвержены все люди. Однако не стоит этого бояться, так как ввести человека в гипнотический транс против его воли невозможно. Кроме того, поведение человека на разных стадиях погружения в глубины подсознания различно. Что влияет на уровень внушаемости, сколько существует стадий гипноза и чем они отличаются, можно прочитать ниже.

Стадии гипноза и их различия

Современный медицинский гипноз — состояние, вызванное искусственным путем с помощью целенаправленного однообразного воздействия на органы чувств человека (зрение, слух, поверхность кожи). Внешне может напоминать сон, но от естественного сна отличается тем, мозг в этот момент полностью не отключается, а подсознание находящегося под внушением становится восприимчивым к сторонней информации и легко запоминает ее.

В зависимости от уровня вовлеченности в процесс различают 3 стадии гипноза.

Первая — сонливость (поверхностный сон или дремота). Достичь ее человек может в любом возрасте. Для начального этапа гипноза характерна слабая степень погружения в транс и глубокое мышечное расслабление. Сознание человека лишь частично находится во власти гипнотерапевта, поэтому он сохраняет способность противостоять внушению и может самостоятельно прервать сеанс. Глаза человека закрыты, но мозг воспринимает речевые сообщения так же хорошо, как и при бодрствовании.

Основные признаки, которые наблюдаются у того, кто находится на первой стадии гипноза, следующие:

  • мускулатура расслаблена;
  • дыхание становится глубже;
  • сохраняется способность к управлению своим телом;
  • волевая сфера не подавлена;
  • память полностью сохранена.

Вторая стадия гипноза — гипотаксия (средний сон). Погрузиться в него человек способен только после 6 — 7 лет. Это состояние отличает полное расслабление всех мышц тела, частичное отключение сознания и более глубокое подчинение подсознания стороннему внушению. На этом этапе транса появляется возможность вызвать у загипнотизируемого каталепсию, то есть застывание тела в заданной позе. Он утрачивает способность открыть глаза, управлять частями своего тела, но по-прежнему отчетливо слышит голос гипнотерапевта и с удовольствием следует ему.

Вторую стадию отличают такие признаки:

  • снижение остроты восприятия действительности;
  • абсолютная мышечная слабость;
  • уменьшение частоты сердечных сокращений;
  • падение уровня кровяного давления;
  • прекращение движения век;
  • подавление волевых качеств;
  • временное уменьшение болевой чувствительности.

Для второй стадии гипнотического сна также характерна частичная утрата памяти. После выхода из транса и возвращения в реальность человек помнит не все, что с ним происходило, а только некоторые слова, образы и события.

Третья стадия гипноза — сомнамбулизм (глубокий сон). Естественное развитие мозга человека дает возможность достичь ее только после достижения им 8 — 10 летнего возраста. Это состояние рассматривается как переходное между измененным состоянием сознания и естественным физиологическим сном. Для стадии глубокого гипноза характерны следующие признаки:

  • полное отключение сознания;
  • полная доступность подсознательной сферы;
  • утрата болевой, температурной чувствительности;
  • отсутствие реакции на прикосновение;
  • полная амнезия после пробуждения.

На этой стадии возможны абсолютно любые внушения. Под глубоким гипнозом человек способен вспомнить давно забытое. Проснувшись после гипнотического сна, он еще долго будет следовать установкам, данным гипнотерапевтом (возможно постгипнотическое внушение).

Особенности гипноза

Сегодня при помощи гипноза успешно проводят лечение многих болезней, причины которых находятся в эмоциональной сфере. К ним относятся неврозы и неврозоподобные состояния, соматовегетативные расстройства, акцентуации личности. Такая терапия доступна как для взрослых, так и для детей. Эффективность гипноза практически не зависит от стадии. Способность к внушаемости присуща всем без исключения, но у разных людей ее степень выражена по-разному.

Находясь в состоянии транса человек способен выполнять только те указания специалиста, которые не вступают в противоречие с его истинными интересами и законами морали. Большое значение для введения человека в транс имеют:

  • индивидуальные свойства его личности;
  • физическое и психологическое состояние;
  • уровень доверия пациента к гипнотерапевту.

Обычное лечебное внушение под гипнозом длится не более 30 минут. Сначала гипнотерапевт вводит взрослого или ребенка в транс, добиваясь одной из трех стадий гипнотического сна. Для этого могут быть использованы различные методы и техники. Затем происходит внушение пациенту необходимой для его подсознания информации. Указания к действию и установки подбираются индивидуально, в зависимости от установленного ранее диагноза или желаемых изменений. Заключительным этапом любого сеанса гипноза служит пробуждение или выход из гипнотического состояния.

Особенностью лечения детей под гипнозом является то, что до 6 -7 лет у них нельзя добиться погружения во вторую или третью стадии этого специфического состояния, а также срабатывание постгипнотического ответа в классическом его понимании. Для исцеления подростков и взрослых применимы все допустимые варианты.

При высокой степени доверия пациента к гипнотерапевту, его присутствие на сеансе гипноза не является обязательным. Если человек отлично реагирует на интонацию и голос гипнотерапевта, сразу погружаясь в состояние транса, для проведения лечебных процедур достаточно будет создать зрительный или слуховой образ гипнотерапевта (аудио или видео запись). Результативность гипнотерапии от этого не уменьшится.