Цитаты и высказывания святых отцов. Цитаты святых отцов о воспитании

Отчего одни дети послушные, а другие непослушные?

Если ребенок зачат со вторника на среду или с четверга на пятницу, в воскресный день, в пост или в большой праздник, он родится с дефектом - моральным, нравственным или физическим. Вот тогда дети и становятся неуправляемыми, непослушными. Обычно, в одной семье бывают и здоровые, и больные дети. Грех родительский отражается на детях, они страдают и мучаются. А виноваты мы сами. Нерассудительны те родители, которые имеют детей малых, кормят их грудью, а при этом ругаются, скандалят, обижаются, злятся, живут только для плоти. Все их страсти обязательно скажутся на нервной системе ребенка. Даже если ребенок еще находится в утробе матери, он воспринимает состояние матери, потому рождается больным. Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей. Когда в семье маленькие дети, не надо думать, что они ничего не понимают, ничего не знают. Они все понимают и все знают. Дети, как резиновая губка, все впитывают от родителей. Если мать бьет свою дочь, то не должна удивляться, если та ей скажет: "Вырасту - тоже буду тебя бить". Так и будет, если мать не начнет себя сдерживать и воспитывать дочь своим благим примером.

Если мать благочестива, многое может измениться в жизни детей. К святителю Амвросию Медиоланскому пришла мать будущего блаженного Августина и сказала: "Отче святый, я день и ночь рыдаю, слезы лью - сын мой не знает Господа, живет в разврате". Епископ сказал той матери: "Помни, мать, Господь слезы твои не забудет. Он слышит твои воздыхания сын твой придет к Богу". И вскоре этот юноша пришел в Медноланы, а в это время епископ там говорил проповедь. Блаженный Августин услышал его и уверовал; святитель Амвросий крестил его. Господь даровал уверовавшему такую великую благодать, что у него открылись громадные богословские способности. Он мог десяти скорописцам диктовать, каждому в отдельности, текст по богословию, и те за ним не успевали, - так велика была его скорость и работоспособность. Он написал такое количество, что если каждый день читать по 8 часов, потребуется 80 лет жизни. По молитвам матери он обрел столь великий дар. Когда мать за дитя молится, дитя в огне не горит, в воде не тонет; молитва матери его со дна моря достает, она равна молитве церковной. Только мы с вами ленивы молиться, - вот причина того, что наши дети и родные не веруют в Господа.

Святые отцы советуют так: детей учите только хорошему, плохому они сами научаться. Есть сказки, добрые, нравственные, они полезны детям. В театре они многое не поймут. Для христианина главным должен быть не театр, а церковь. У христиан все по-иному. Допустим, человек, не знающий Бога, идет не в церковь, а в театр, читает не духовные, а светские книги. Православный христианин делает земные поклоны, а неверующий человек пляшет, занимается аэробикой. Неверующий часто смеется, а христианин плачет о своих грехах. Христос сказал: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин.2,15). Если театр не несет христианской нравственности, то туда ходить нельзя и смотреть там спектакли тоже не надо. Через глаза и уши в нашу душу входит мир, а он испорчен и заражен грехом. Очень трудно потом из себя все это выжить. Когда человек начинает молиться, то демон начинает напоминать то, что человек видел и слышал прежде.

Мы должны так воспитывать и учить детей, чтобы они понимали, что наша голова не мусорная яма, куда сбрасывают все подряд. Не всю литературу нужно читать, а только ту, которая принесет пользу душе.

Мать отвечает перед Богом за воспитание чада. А если есть духовник, то значит ли это, что ответственность вся с матери снимается и ложится на духовника? Или она продолжает нести ответственность за ребенка до какого-то определённого возраста?

Если ребенок родился - мать ответственна за воспитание ребенка. Она должна с кротостью и любовью воспитывать его и наставлять. Если она воспитывала ребенка благочестивым, в христианском духе до 18 лет, то после этого возраста вся ответственность переходит на само чадо. Если он встал на ложный путь, то матери остается только молиться за него, а ответственность лежит на нем; он сам отвечает за свои дела. Но если он сохранил веру и пришел в церковь, то священник, помогая каяться в грехах, поучая и наставляя, является его духовником и помогает идти по жизни. А если он перестал ходить в церковь, молиться, то с духовника снимается ответственность. Так что после 18 лет ни мать, ни духовник не несут ответственности за человека, только он сам.

Как ребенку привить послушание?

Надо начинать с малого, приучать постепенно. У нас есть не только дети, но и взрослые; им что-то говоришь, а они продолжают на своем стоять и не слушаются. А "своя волюшка доводит до горюшка". Просто не приучены слушаться.

Все ли дети верят в Бога?

Ребенку не надо говорить, что Бог есть. Если, правда, родители или учителя не научили другому. Мать начинает молиться, встает на колени, и ребенок не удивляется: что это она делает? У него душа чистая, безгрешная, она чувствует Бога. И детская молитва такая, что сразу доходит до Бога и исполняется Им. Мы таких детишек часто видим.

Как-то к нам в монастырь приехали родственники инокини Валентины и привезли с собой ее племянниц, семилетних Настю и Катю. Девочки поехали на подворье, там у нас раздолье: лес, речка.

В воскресенье к обеду приготовили рыбку, а она у нас не часто бывает. Вкусной оказалась рыба, Насте понравилась.

Валя, вечером будет рыбка? - спрашивает она.

Нет, Настя.

Пошел вечером отец Антоний на речку, сел с удочкой. Речка мелкая, только чуть ноги замочить, никогда никто там ничего не ловил, а он закинул удочку и вдруг поймал. Сварили вечером уху, все поели. Так получилось, что некоторых сестер поздно позвали. Прибежали - и досталось только детям, сестрам Насте и Кате. Настя потом на ушко говорит:

Валя, я молилась, чтобы Господь послал вечером рыбку.

Вот такая детская молитва.

К инокине Наталье приехали в гости крестник Даня и его родной брат Коля. Дане десять лет, а Коле пять, и он брата очень любит. Все ему прощает: и щелбаны, и забавы над собой. А крестная, инокиня Наталья, их воспитывает:

Школько кругов? (Он раньше звук "с" не выговаривал.)

Давай: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!"

Почитай "Богородицу!" - Читает.

Может, еще круг?

Он маленький был, а уже любил рассуждать:

Бабушка, почему меня все любят? А! Знаю: потому что я всех люблю.

В Великий пост Даня у нас в монастыре постился как взрослый, хотя тогда ему было еще четыре года, Наталия ему кушать не давала: матушки не едят, и тебе нельзя перед причастием. Другие дети привыкли, а Даня не успел. Начнет Наталия уговаривать:

Данечка, это бес. Он на левое ухо шепчет: "Съешь колбаски".

Данечка, сам весь кругленький, сердится:

Уйди, бес, со своей колбаской, уйди!

Утром надо в храм будить. Даня плачет, не хочет вставать.

Даня, Даня, скорей послушай, что Ангел говорит. Даня на правую сторону голову поворачивает, ухо подставляет, слушает:

Сказал, всегда ходить в храм, - встает и одевается.

Но вот ребенок подрастает, и в нем начинают проявляться страсти. Начинает, например, допускать в уме блудные мысли. И тут уже не может быть чистой молитвы.

Как-то на исповедь пришла девочка двенадцати лет. Спрашиваю:

Смотрела порнографические фильмы?

Да. Мы с соседским мальчиком у папки кассеты взяли, когда он был на работе, и смотрели.

И что же вы там видели?

Видели, как тетечка и дядечка занимались любовью.

Так это не любовь! Это разврат, блуд. Блудники Царства Божия не наследуют. Ну, и как ты все это приняла? Спокойно?

Нет, у меня страсти появились.

Знаете, как рыбак удит рыбу? Он берет удочку с леской, насаживает на крючок червячка. Забрасывает удочку в реку и ждет, когда же клюнет рыбка. Рыбка идет на червячка, хватает его, а вместе с червячком захватывает и крючок. Вот она и попалась рыбаку!

Точно так же и дьявол "нанизывает на крючок" какое-то обнаженное тело и "забрасывает" его в телевизор. Человек "клюет" на его наживку, и дьявол ловит этого человека. Бедняга попадает к нему в лапы и вырваться уже не может. И дьявол мучает этого человека и будет мучить до тех пор, пока тот не сделает над своей страстью усилие и не вырвется.

Идет уничтожение русской нации, нашего народа. Определенные силы детскую душу уже вовлекли фильмами в смертный грех! Все показывают. Ни на что запрета нет.

А если есть, то фиктивно, на бумаге. Всегда и везде можно, если кому-то потребуется, приобрести и порнофильм, и газетку скабрезную. Человек начинает грешить, еще толком не понимая, что делает, к каким последствиям это приведет.

Приехал ко мне один мальчик, исповедался, что тоже смотрит эти фильмы. Я сказал отцу: "Нельзя ему это показывать!" А отец - "сырой материал", духовно не укрепленный - говорит: "Пусть сынок все видит, все знает". Говорю: "Дело ваше. На вашей совести душа сына".

Сын все узнал, все понял в свои шестнадцать лет, насмотрелся этих фильмов до того, что стал преступником. Вечером приходит домой, а наутро его милиция забирает. В чем дело? Оказывается, гуляли с ребятами, и девчонки были. Напились, блудом занимались, смертно грешили. Девочке пятнадцать лет. Он снял с нее доху, даже принес домой и по пьянке забыл об этом. Она утром проснулась, мать ее спрашивает:

А где шуба?

Этот мальчик взял ее у меня.

Ну, и забрали. Был суд. А там уже не только за шубу - за все дела присудили. Вот к чему приводит такая свобода.

Ребенок пяти лет хочет научиться смирению. Возможно ли это в таком раннем возрасте?

Смирению надо учиться с ранних лет. Это правильно. Главное - жить не "как я хочу", а по родительским наказам. Что сказали, то и надо выполнять, и не с недовольством, а с радостью, с готовностью. Тогда будет воспитываться не внешнее, наружное смирение, чтобы похвалили, а настоящее, глубокое смирение, которое угодно Богу. Смиренная душа всегда легка и радостна, всем несет свет и любовь.

Когда учишься смирению, нельзя раздражаться, возмущаться. Нельзя плакать от обиды, что куда-то не взяли поехать, куда-то не отпустили, что-то не разрешили. Надо понимать это так: "Значит, мне это не благословил Бог, Ему это не угодно, а мне не полезно". И спокойно сесть, учить уроки, как велит мама.

Как бороться с плотскими искушениями подросткового возраста?

Надо помнить: сласти рождают страсти. Если желаешь избежать искушений, не ешь ничего сладкого, не ешь мясо, утром не завтракай. Жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, а не плоть брала верх над духом. И, конечно, надо стараться чистосердечно исповедоваться, чтобы ничего тайного на совести не оставалось. А еще чаще молись, постоянно читай Иисусову молитву, и благодать Божия будет хранить.

Часто подростки думают, что они какие-то особенные. Многие ростом стали большими, мамку-папку переросли, а умом-то еще маленькие.

Знаю таких детишек, лет по четырнадцать-пятнадцать, они хотели бы жить самостоятельно, вырваться из-под контроля своих родителей. Помню, у моей сестры сын закончил училище и принес домой девяносто рублей. Отцу говорит:

Я от вас отделюсь, потому что я уже самостоятельный, могу работать и деньги у меня есть.

Отец ему и говорит:

Ну, что ж, отделяйся. Я тебя семнадцать лет кормил, поил, одевал, жил ты у меня в доме. Вот когда за эти семнадцать лет рассчитаешься, тогда - на все четыре стороны, а сейчас ты должен жить с нами и слушать, что тебе скажут, своему уму не доверять.

Сейчас многие родители плачут от того, что их дети слишком "повзрослели". В одной семье дочка с подружкой ушли из дома, пропали. Неделю жили на чердаке, питались продуктами, взятыми из дома; закончились продукты -- пришли. Многие ребята и девчонки по вокзалам мотаются, грязные, голодные домой приходят, зато пожили самостоятельно, без контроля, а потом: "Прости, пап! Прости, мам!" Хорошо, если одумаются, но, бывает, такая "свобода" доводит до преступления, до наркотиков, самоубийства. А все почему? Потому что живем без Бога, хотим все сами делать, без Божией помощи. А сами мы можем только грешить да падать...

Как спасать детей и внуков? Как быть, если маленькие дети не хотят ходить в церковь? Нужно ли применять власть старшего над ними, даже физическую силу или же оставить все на волю Божию?

Недавно я был в одной семье. Там муж и жена вот уже несколько лет не каялись по-настоящему. Души их обременены грехами, закоснели в них. С утра до вечера скандалы. Беда такая! Жена постоянно в истерике, руки трясутся, слезы, плач, рыдание. И вот как-то в запале она схватила нож и говорит мужу:

Бери нож! Выйдем в лес, сразимся - кто кого! Я тебя запорю насмерть! (Они в свое время оба занимались карате).

Вот до такого состояния друг друга довели. И никак не могут уступить.

Дети, видя эти ссоры, как резиновая губка, впитывают все в свои души. Что же от них ожидать? Они будут точно такими же, как мамочка и папочка. Вот тогда начнется особенно "интересная" жизнь в этой семье.

Порядка в семье нет. Даже внешне их жизнь не налажена. Если начать уборку, можно собрать ведра тараканов и клопов. Мать говорит: "Батюшка, смотрите, как клопы покусали ребенка! Они не дают ему спать..."

Все завалено хламом, мусор кругом. И надо все приводить в порядок, а начать со своей души. Наведем порядок в душе, тогда и жизнь наладится, появятся взаимные любовь и уважение. Надо ходить в церковь, молиться, ну, и слушать друг друга. И жена должна больше слушать своего мужа. Так повелел Бог. А то ведь и погибнуть можно во зле, в гневе, в раздражении. Когда нет согласия, тут и блудные страсти на стороне, и измены. Время же идет, дни жизни сокращаются, и Господь ждет, когда все ссоры прекратятся.

Господь всех призывает к вере, к покаянию. Часто Он посылает нам благочестивых людей. Хорошо, если это наши родители, ближние, бабушка с дедушкой. На них лежит ответственность за детей и внуков, за то, какими они вырастут.

Прежде существовал такой обычай: в Чистый Четверг рано утром родители поднимали и купали детей. Я тоже это делаю со своими детьми. Как к этому относится Церковь?

Это внешнее приготовление православных христиан к Тайной Вечери, происшедшей в Четверг, воспоминание того, как Господь омыл ноги Своим ученикам.

Главное, что надо сделать всем православным христианам, - внутренне омыть свою душу через покаяние. Перед Светлым Христовым Воскресеньем все должны покаяться в грехах.

Вспомните жизнь подвижников: многие жили в пустыне, им омыться негде было... Купание детей- это внешняя сторона четвергового омовения. Как обычно мы комара отцеживаем, а верблюда поглощаем.

Не надо обращать особого внимания на внешнее, ведь Господу нужно "сердце сокрушенно и смиренно". Потому нужно подготовиться не столько телесно, сколько духовно.

Пропали маленькие дети. Что делать их родителям?

Надо открыть Псалтырь и на каждой "славе" в кафизмах молиться, просить у Господа, у Матери Божией, у святых угодников помощи и покровительства.

Сейчас дети, чуть подросли, уже считают себя взрослыми, хотят самостоятельной жизни, оставляя родительский дом. Обычно постранствуют да и возвращаются домой. Надо за них молиться. Хорошо молиться своими словами, потому что Господь принимает молитвы, идущие от сердца.

Не случайно, что эти дети пропали. Может быть, родители живут без Бога, в церковь не ходят. Дети могли уйти из дома, потому что у родителей в жизни не все в порядке: споры, ссоры, а детская душа нечистоты не переносит. Ищет правды и справедливости, любви и ласки. А что могут дать взрослые, когда их души без благодати Божией затемнились нераскаянными грехами? Потому и случилось такое с этими ребятами. Нужна тревога, чтобы души родителей пробудились и обратились к Богу: "Как тревога, так до Бога".

Можно ли подавать записку на проскомидию за сына, который в храм не ходит и живет в гражданском браке без венца?

Если он не против Бога, то можно. Порой люди живут с огрубевшей душой и в храм никак не могут собраться прийти. Почему сейчас многие, имея детей, редко ходят в церковь, детей покрестят, а потом их не видно на службах? Потому, что они подпав под вражеское влияние, поверили негодным мыслям и не стали их говорить на исповеди, признаваться Богу в своем падении. А за мыслями приходят блудные страсти, поступки. Человек в этом не кается, стыдится, и благодать Господня от него отходит. Он перестает чувствовать в себе Господа, начинает привыкать жить без Него, по своей воле. Становится пустым, безблагодатным, а от этого начинается внутреннее раздражение, непослушание ближним, упорство. У такого человека одна цель: напитать, усладить брюхо, выпить, посмотреть по видео что-нибудь непотребное. Душа жаждет благодати, а где ее, кроме храма, найти? В телевизоре? Там специально всякую гадость показывают, чтобы развратить народ и духовно уничтожить Россию. Когда человек оставляет духовное и переходит на все плотское, он начинает уподобляться животному. Жизнь его становится плотской, примитивной. Какое уж тут высшее творение Божие, когда человек попрал в себе искру Божию - свою безсмертную душу! В нем только одни страстные помыслы, ни одной мысли о безсмертном и вечном! Жизнь без молитвы, без общения со своим Творцом - разве это жизнь?

Как воспитывать детей в законе Божием, в православном духе, так, чтобы в семье хранились мир, тишина и покой?

У одного крестьянина было пять детей и все очень хорошие, добродетельные. Все село удивлялось, глядя на них. Сосед как-то спросил крестьянина:

Как удалось тебе воспитать таких прекрасных детей?

Очень просто. Первого воспитывал и учил я сам, второй учился у первого, третий у первых двух, и другие так же. А всему я научился у своего отца.

Сын научился от отца, отец от своего отца, а первый в роду научился от единого Отца - Господа.

Та семья, которая постоянно пребывает с Господом, в молитве, имеет благословение Божие. Все в ней идет своим чередом. Хотя дьявол и искушает, но члены семьи ведут борьбу со страстями, каются в грехах. И в этой семье воцаряются мир и любовь, потому что есть благословение Божие на ней.

Сейчас много людей, которые не знали Господа, в церковь не ходили, пребывали в пороках, страстях, давали свободу всем своим чувствам и довели себя до безблагодатного состояния. В душе стали пребывать мрак, темнота, не стало любви. И рады бы жить по-другому, прийти к Богу, а сил не хватает. Но и таких Господь не оставляет.

Сказано: "Где умножается грех, там преизобилует благодать". Как это понять?

Если разрушили огромный дом, то для его восстановления надо очень много средств. А на восстановление маленького разрушенного домика средств надо меньше. Потому если кто-то много грешил, ему для спасения нужно много Божией благодати. И Господь эту благодать дает; самое главное сохранить ее в себе. Все выдержать, а порой пострадать и помучиться.

Приехала одна женщина из Минска. Говорит:

Батюшка, помогите мне!

Что такое?

Стала бесноватой.

Вошел в нее бес.

Конечно, Господь попустил эту болезнь для спасения. Так и сказано в послании апостола Павла к коринфянам: один человек совершил тяжелый смертный грех, потому его тело надо отдать на измождение сатане, чтобы спасся дух (1 Кор.4). Любая болезнь, даже беснование, заработана нами и послана за наши грехи. Потому, если мы будем грешить, жить без Бога, в семье нашей никогда не будет мира и покоя. Только в Боге можно найти упокоение и источник сил для воспитания наших детей.

Как приучить ребенка к духовной жизни?

Надо с детства приучать дитя к молитве, к Церкви, к службам. Многие родители приводят маленьких детей на службу в церковь. Детишки стоят, слушают церковные молитвы, сами Бога о чем-то просят, исповедуют свои детские грехи. Некоторые подходили на исповедь, говорили:

Батюшка, я маму и папу не слушался, плевался, кусался, ногами бил.

Недавно один мальчик двух с небольшим лет впервые сказал свои грехи:

Маму не слушался, топал на нее ножкой.

Господь принимает такую исповедь.

Помню одну семью. Там родители учили детей добру. Мальчику три года было, маленький еще. Он любил Господа, Матерь Божию, святителя Николая. Каждый раз, когда мама ему что-то хорошее говорила, он подходил в святой угол и молился. А приложиться мог только к иконе святителя Николая, она была пониже других.

Однажды родители вышли в огород. Он в доме играл с дверным крючком. Раз, и крючок захлопнулся! Он тогда пошел в ванную, открутил кран, а закрутить не смог. Вода уже в комнату пошла. Родители увидели, что вода через порог на улицу течет, стали дверь открывать, а она заперта. Попали через окно. Смотрят, сынок лежит в постели сухой. Воды много, до колен! Спрашивают:

Сыночек, как же ты спасся-то?

Он отвечает:

А меня дедушка посадил на кровать.

Какой дедушка?

Он и показал на икону святителя Николая.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

Лиза, давай молиться!

Все, мам, я читаю молитвы!

Быстро читаешь, медленно читай!

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Что делать, если родители люди нецерковные, как они могут воспитать детей?

Каждый воспитывает по-своему, а потом пожинает плоды. Поскольку государство у нас было нецерковное, воспитывало без Бога, это воспитание принесло плоды: рэкет, убийства, насилие, грабежи. Дети не почитают родителей, не дают средств для жизни, выгоняют из дома.

Отец и мать ответственны за воспитание своих детей. Они должны вразумлять, наставлять, учить. И кому как идет это вразумление. Некоторых надо пристрожить, других лучше лаской взять.

Меня мать никогда сильно не била. Бывало, захочется мне гулять, пойти купаться на речку, а она меня заставляет корову пасти. Веревки у нас не было, чтобы привязать ее к колышку. А если корову просто пустить пастись, опасно, рядом железная дорога проходила. Часто коров сбивало поездом. Приходилось сидеть с Белянкой. На улице жарко - градусов 30-40. Не удержусь, сбегаю на речку, искупаюсь. Мать узнает, что я бросил корову, и, бывало, отругает. Свернет полотенце и полотенцем отходит. Я смеюсь: "Вот здесь еще не ударила, вот здесь". Мать всегда за это уважал, что не злилась, не сердилась.

Но в некоторых случаях вица - прутик не помешает. Премудрый Соломон говорит: "Не жалей плетки для сына твоего, чтобы когда вырастет, был благодарен тебе". Знаю родителей, которые, узнав о каком-то пороке своего ребенка, сказали раз, два, а потом применяют физическое наказание. Так отсекают страсть: ребенок больше не касается того греха.

Рядом с нашей землянкой жил мой друг Саша. Ему было тоже лет пять-шесть. Была у него немощь: то у бабушки из сумки немного денежек вытащит, то часы у родителей. Я видел, как мать его наказывала. Спрашивает:

Саша, кто взял деньги?

Мам, я не брал.

Где часы?

Не брал.

Знаю, что ты не брал, но мы сейчас найдем того, кто брал. Иди сюда.

Заводит его в комнату.

Клади руки на стол.

Он кладет.

Так ты не брал?

Не брал.

Теперь я знаю, кто взял.

И по рукам ремнем.

Это твои руки виноваты. Ты очень хороший, а руки провинились.

Ай-яй-яй...Ой-ё-ё-ёй!

Ничего! Сейчас отвадим руки, чтобы они деньги не брали.

Так вот и отвадила его.

Я не слушаюсь маму, а очень хочу научиться слушаться. У меня не получается. Что же мне делать?

Слушаться, послушание - это основа нашего спасения. Расскажу, как я учился слушаться. Когда поступил в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, стал задумывался: "Как же приучить себя к послушанию? Ведь спасение начинается с послушания". Решил и сам себе сказал так: "Кто бы мне что ни сказал, должен послушаться. Не только старших по должности, но и друзей-семинаристов".

И начал исполнять. Занятия кончаются в половине третьего. Пообедали. Свободное время до шести часов. Подходит инспектор, спрашивает:

Ты свободен?

Свободен.

Надо пойти машину разгрузить: привезли стулья.

Внутри "не хочется", но говорю себе: "Будешь это послушание выполнять. Оно тебе не нравится? Значит, будешь нести его, пока не понравится".

Бывало, надо было по послушанию пойти на склад, на носилки набрать картошки, принести их на кухню, да не один раз. Внутри "не хочется", но заставляю: "Ты должен это послушание выполнить!"

И так в каждом деле. Приучай себя слушаться. Не нравится мыть полы, убирать посуду, идти в магазин за хлебом? Надо сказать себе: "Буду нести послушание родителям, как Богу, до тех пор, пока не научусь с радостью выполнять любое их поручение". Настроим себя так и легко научимся послушанию.

У моей сестры муж, Иван Иванович, он так приучил себя к труду, что без работы уже не может. Встает в шесть утра и сразу начинает трудиться. Идет к корове, выметает, вычищает, порядок наводит; в гараже что-то строит, на улице что-то приколачивает...

Служил я на приходе, он ко мне приезжал. Сразу находил себе работу. Скворечников понаделал, шкафов, убрал мусор в сарае. В кладовках навел порядок. В воскресный день нельзя работать, а он так привык трудиться, что для него мучение ждать понедельника.

Так что все надо начинать с послушания, и тогда Господь уже будет помогать.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Сын без благословения родителей привел в дом женщину и живет с ней. Как к этому относиться родителям?

Один человек согрешил плотским грехом. Ангел отошел от него и плакал, а демон приступил к этому человеку. Ангела спрашивают:

Почему ты не можешь быть рядом и отогнать беса?

Ангел отвечал:

Когда человек принял святое крещение, Бог поставил меня хранить его. Но человек, имея свободную волю, уклонился от чистоты. Живет в пороках, страстях. И я не могу к нему приступить, потому что он отошел от Бога.

Если человек отошел от Бога, злом и упреками его не возьмешь, но только любовью. Апостолы несли в мир проповедь о Христе не с оружием, не с криком, а с любовью. Те, кто был способен принять слово Благой Вести, приняли учение Христово, а кто не способен, не приняли. Так длится и до сегодняшнего дня. Люди, способные к духовному деланию, смиренно внимают, когда их наставляют. Те, кто пребывает в гордыне, имеют омраченный разум, не могут вместить сказанного.

Сын находится в заключении и очень часто болеет. Как мне быть? Он крещен.

У нас вся Россия крещеная. Думаю, вам не надо сильно волноваться. Надо молиться Господу, чтобы Он сына привел к вере. Цель нашей земной жизни одна: сделать душу доброй, чистой, святой. Даже если он и болеет, это ему на пользу: через болезни Господь призывает к вере, к покаянию.

А когда мы Бога не признаем, не молимся, не каемся, считаем, что мы крещеные и этого достаточно, мы не можем называться верующими.

В первую очередь, вашему сыну нужно принести покаяние, обрести истинную веру. Сейчас многие приходят к вере в тюрьме, в изоляции.

У нас в области одиннадцать учреждений: колоний и следственных изоляторов. Мы часто ходим к заключенным. Недавно, на Рождественских святках, были в камерах, где содержатся подростки - сто пятьдесят человек. Принесли им небольшие подарки.

Человек пять из них совершили убийства. Я уже не говорю о других грехах. Ребенку четырнадцать-шестнадцать лет, он совершил убийство и уже двадцать женщин имел. И девушки там такие же. Насмотрелись фильмов, начитались грязных книг. Чего же после этого от них ожидать?

Сейчас они находятся в изоляции, лишены телевизора, книг. Есть время подумать, понять, что надо исправляться, покаяться. А покаяние - это исправление жизни, поворот ее на сто восемьдесят градусов, изменение ума.

Девочка пятнадцати лет уехала в монастырь, домой возвращаться не хочет. Как Вы думаете, в ее возрасте это серьезно? Дать ей возможность остаться или взять ее под свое попечение?

Если девочка духовно здорова, не надо ей препятствовать. Пусть она будет в монастыре и испытает себя, там и учебу продолжит.

Из опыта знаю, что многие родители своих детей не пускали в монастырь. Одна мать говорила: "Дочка, только через мой труп!" Через четыре месяца она умерла. И таких случаев немало.

Есть не только подростки, но и дети, путь которых определен изначально. Преподобный Иов Почаевский в десятилетнем возрасте был пострижен в монашество.

Когда ребенок тянется к Господу, не надо ему препятствовать. У нас в монастыре у одной монахини есть внучка Марина, она пришла в обитель ко Христу в два с половиной года. Получила фундамент монашеской жизни. Сейчас учится в православной гимназии. Приезжала на день моего Ангела, поздравляла. Я сказал ей перед всеми матушками (а было там больше сотни человек): "Помнишь, Марина, в два с половиной года тебя Святейший Патриарх Алексий II благословил быть игуменьей. Ты ему на ступенях храма подарила розу и попросила благословения. Все это зафиксировано в духовном мире. Так что благословение тебе дано, и его надо исполнить. Помни, духовные основы ты получила здесь, в Свято-Введенском женском монастыре г. Иванова".

У нас некоторые мальчики и девочки начинают очень плохо говорить про монахов. Как мне себя с ними вести?

Сами эти девочки и мальчики - хорошие, только их злой дух сбивает с толку. Он всегда настроен против Бога, ведь Господь - это Добро, Любовь. Он всем творит только одно добро, а про Него тоже плохо говорят. Мало того, что плохо говорили, Его распяли! Уже две тысячи лет разрушают храмы, дома Божий. И православных, верных Господу христиан тоже гонят. Уничтожают иконы, святые мощи и плохое говорят о монахах, о прихожанах. Почему? Потому что в людях, которые это делают, злой дух живет, он подталкивает их на грех. Поэтому и ругают они Христа, священников, монахов, ведь злой дух не может терпеть чистоты и святости. Через языки таких людей он выражает свои мысли и злобу.

Тот, кто имеет в себе Духа Святаго, из уст выпускает только добрые слова, спокойные, мирные, тихие. А тот мальчик или девочка, которые плохие слова говорят, ругаются, не слушаются родителей, действуют уже по внушению демона. Конечно, если нет хороших слов, лучше всего молчать.

Людей, пришедших в монастырь, можно сравнить со снятыми с молока сливками. Из мира собираются служить Богу телом и душой избранные люди, самые-самые. Если мы будем говорить о сливках плохо, то что можно сказать об оставшейся воде?

Как помочь сыну? Он много времени занимался астрологией, хиромантией. Эрудированный, закончил аспирантуру, сейчас все потерял: семью, жилье, меня ненавидит. Ему тяжело, и я терплю да молюсь за него.

Матери дана возможность вымолить свое чадо из ада. Материнская молитва приравнивается к общецерковной, имеет великую силу и может дитя достать со дна моря. Если будете читать Псалтирь и поминать его имя на "славах", подавать по монастырям на Божественную литургию, на молебны, то Господь Вашего сына без помощи не оставит. Мы не знаем, как человека спасать, доставать из греха, а Господь знает.

Блаженный Августин в юности не знал Бога, но мать его молилась. Она пришла к архиерею, упала в ноги и рассказала свою беду. Епископ ей сказал: "Мать, Господь твои слезы и молитвы видит. Придет время, и исполнится твое желание". Так и случилось, ее сын уверовал, стал ревностным проповедником Христовым.

Вспомните притчу о "расслабленном". Один человек тридцать восемь лет лежал парализованный у Овчей купели. Один раз в год приходил ангел и возмущал воду в купели. Кто первый мог сойти в воду, получал исцеление. Расслабленный стремился в купель, но другие опережали его. Но он не отчаивался. Он ждал. И Господь исполнил его желание. Только подумайте: он тридцать восемь лет ждал исцеления.

Это прообраз нашей Православной Церкви, Церкви Христовой, которая дарует нам многочисленные возможности исцеления: и Божественная литургия, и исповедь, и святая вода, и молитва. Когда будем молиться от всего сердца, сами из греховного прозябания вылезем и сына из лап бесовских освободим.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Недавно мы крестили мальчика. У него сейчас большие искушения, он нервничает и кричит: "Бога нет, а есть только дьявол ". Снял с себя крестик, обвиняет, что его заставили креститься. Как за него молиться, чтобы помочь?

Молиться за него надо. Это с ним еще такое... детское. Может быть, по телевизору что-нибудь посмотрел, и тлетворное, демоническое семя заронилось в душу. Поэтому он и произносит такие слова.

А вот о том, что демон есть, а Бога нет... А куда же Он делся? Сколько тысяч лет был - и вдруг "Его нет"? Нашлись такие люди, про которых премудрый Давид сказал: "Рече безумец в сердце своем: несть Бога". Только безумный человек может сказать, что Бога нет.

Душа такого человека до последней клетки пропитана грехом. И в ней, конечно, Бога нет - Господь идет к тем, кто Его призывает. А кто не помнит о Нем, Он за теми наблюдает и напоминает о Себе, о Своей любви к заблудшему через скорби, болезни, всякого рода напасти. Кто-то скажет: "Ничего себе, вот это любовь!" А мы редко вспоминаем Бога, когда у нас все хорошо. Но как только умер кто-то, попал в аварию, в тюрьму, так сразу к Богу: "Последняя надежда на Него!" Народная пословица гласит: "Как тревога, так до Бога".

Любому говорящему, что Бога нет, можно поверить. Это правда. В нем Бога нет! В его сердце не благодать Божия, а антихристово отрицание Бога, адский пламень безбожия. Сколько же таких людей! Но сегодня они отрицают Бога, а назавтра Господь даст им познать Свое существование. И приходят такие на исповедь, каются, плачут.

По великим церковным праздникам я опаздываю на уроки. Сначала иду на литургию, а потом в школу. Меня спрашивают: "Где ты был "? Что мне отвечать: лгать или говорить правду?

Храм - есть школа, и школа основная. Часто на исповеди дети спрашивают: можно ли в двунадесятый праздник не пойти в школу? Мы обычно советуем сходить в тот храм, где есть ранняя литургия, побыть там, а потом идти в школу. А если учитесь с утра и все же после литургии запаздываете на уроки, помните: врать никогда не надо. Лучше сказать: "Я был на службе в церкви". А если кто-то станет насмешничать, (к этому надо быть готовым), потерпите как настоящий воин Христов, как настоящий христианин.

Можно ли во время поста смотреть фильмы-сказки, где есть баба-Яга и Кощей безсмертный?

Ой, как это страшно... Нас заранее приучают к адским мукам, знакомят с бесами. Детская душа легко запечатлеет эти образы в сознании, а потом мучается. Многие на исповеди говорят: "Меня мучают кошмары, упыри".

Надо стараться жить среди прекрасного. Тем более в пост.

Господь создал нас для прекрасного, для вечной блаженной жизни. О ней нужно рассказывать ребенку, готовить его душу к встрече с Богом.

Можно ли православному христианину (ребенку) смотреть мультфильмы про трансформеров и играть в них?

Все, что мы делаем, говорим, мыслим, не исчезает, все это запечатляется в вечность на все времена. Богом нам дано время не для того, чтобы смотреть мультфильмы о трансформерах. Полезного в этом ничего нет, потому что там рассказывается о космосе, а космос наполняют демонические силы, добра там нет. Духовный отец мне говорил: "Старайся все делать, смотреть и читать только хорошее, потому что наша память - не свалка, не яма, в которую нужно все сбрасывать. Мы должны заполнять душу и все свои мысли только добром. Посеем добро, оно принесет обильные добрые плоды. В жизни как на огороде: если сеять и хорошие семена, и сорняки, все зарастет бурьяном. Не на этих мультфильмах надо учиться распознавать добро и зло. Лучше упражняться в реальной жизни, а не в выдуманной; у каждого человека есть совесть, она подскажет.

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом.

Преп. Марк подвижник

Нет ничего труднее искусства воспитывать. В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы наши дети получили хорошее образование. Да и об этом заботимся только для богатства (чтобы получили выгодную профессию, хорошо устроились в жизни)… Страсть к деньгам и материальным благам овладела людьми. Она все покорила под свою власть и связала нас, точно невольников и скотов, и влечет, куда хочет… Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам… Вот отчего люди свободные делаются хуже рабов.

Свят. Иоанн Златоуст

Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него.

Наука без религии - «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, - так говорит Христос (Ин. 8, 12).

Св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Может ли образование быть одновременно и классическим, и христианским?

Во-первых , как говорил Св. Апостол Павел (Рим.1:19-20), Бог открывается людям через Свое творение и может быть узнан во всем сущим, христиане могут получать пользу от изучения греческой литературы и философии.

Во-вторых , эти занятия являются очень полезными для выработки обоснованной и рациональной веры; веры, которая менее всего будет восприимчива к лжеучению.
А также они готовят сердце к принятию Христа.

В-третьих , христиане должны подходить к чтению любых книг внимательно, выбирая то, что истинно и полезно, и отвергая то, что не соответствует действительности. Об этом хорошо говорил Св. Григорий Палама (в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»), сравнивая изучение языческой классики с использованием яда змеи для производства целебных лекарств: вначале нужно отсечь голову и хвост змеи, то есть исходную ошибочную мировоззренческую установку и неверные выводы, затем осторожно и умело добыть яд и приготовить из него целебные снадобья.

Но поскольку родители часто связывают классическое образование с «нехристианским» содержанием, с таким, например, таким как греческая философия и мифология, то разъясним эти вопросы через краткий экскурс в историю.

Итак, цикл учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами, начал вырабатываться ещё в античности. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией. В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья. Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривиум (trivium), второй цикл (из четырёх) - квадривиум (quadrivium). Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривиума признавалась арифметика:

«Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется».
(Боэций. Основы арифметики I,1).

Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. Вот список семи свободных искусств по Исидору Севильскому: Тривиум – Грамматика, Диалектика (логика), Риторика и Квадривиум –Арифметика, Геометрия, Музыка (Гармония), Астрономия.

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее свободные искусства стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов - богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий - магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Позже, гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику. В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Итак, мы видим, что в раннее средневековье Отцы Церкви творчески переосмыслили достижения античной мысли в православном духе, и создали систему классического христианского образования, которая давала прекрасные результаты в течение тысячи лет, воспитала тысячи умнейших людей и просуществовала до Нового времени. Она состояла из четкого деления на три фазы: грамматику, диалектику и риторику, что вместе составляет Тривиум. Изучение свободных искусств учило умению анализировать и интерпретировать информацию, а также способности формировать и выражать своё аргументированное мнение.

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди.

  1. Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
  2. Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки... то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Святитель Феофан Затворник

  1. Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.
  2. Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.
  3. Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.
  4. Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.
  5. Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.
  6. Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.
  7. Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.
  8. Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Святитель Иоанн Златоуст

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Святитель Тихон Задонский

Старец не позволял детям говорить против родителей, даже имевших несомненные недостатки. Один человек пришел к старцу с матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери, сказал: «Отверзи уста свои» — и, когда она открыла рот, трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как ты отселе не потерпишь более вина.

Преподобный Серафим Саровский

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Совсем скоро, 1 сентября, к учебному процессу приступят множество школьников и студентов. Предлагаем ко вниманию поучения и наставления святых отцов Церкви об учении, знаниях и воспитании, которые настраивают на учебу и будут полезны для всех, кто дает или получает образование.

Святой Марк Подвижник

"Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом".

Святитель Московский Филарет

"Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера".

"Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает".

Святитель Дмитрий Ростовский

"Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму".

Иоанн Златоуст

"Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля".

"Благоповедение нужно, а не остроумие; нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу".

"Будем так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто".

"Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание".

Святитель Тихон Задонский

"Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь".

"И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет".

Святой Иоанн Кронштадтский

"При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни".

"Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком".

Святой Паисий Святогорец

"Если во время учебы ребята будут как следует заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться".

Старец Филофей

"Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости.

Преподобный Нил Синайский

"Кто хочет решительно воспитать детей своих, пусть воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих".

Преподобный Ефрем Сирин

"Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно".

"Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя".

Преподобный авва Нестерой

"Никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что он может не нуждаться в наставлении другого".

Преподобный авва Феона

"Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме того, кто самым делом с подобным усердием приобрел познание".

Преподобный Исидор Пелусиот

"Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения, глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно употребить на упражнение в первом искусстве и на изучение оного, тратится на изучение другого искусства. Напротив того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо следствием сего будет то, что не приобретешь точного сведения о каждом предмете. Но имея в виду одну цель, туда напрягай око разумения. В таком случае овладеешь делом".

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Воспитание детей начинается с момента их зачатия. Эмбрион слышит и чувствует во чреве своей матери. Да, он слышит и видит глазами своей матери. Он воспринимает ее движения и чувства, несмотря на то что его ум еще не развился. Помрачается лицо матери, помрачается и его лицо. Нервничает мама, нервничает и он. Что чувствует мать — печаль, боль, страх, беспокойство и тому подобное,— живет этим и он. Если мать не желает ребенка, не любит его, то он это чувствует, и его душе наносятся травмы, которые сопутствуют ему всю его жизнь. Противоположное происходит со святыми материнскими чувствами. Когда у нее радость, мир, любовь к ребенку, тогда она таинственно передает ему это, как бывает с уже родившимися детьми.

Поэтому мать должна много молиться в период беременности и любить своего ребенка, ласкать свою утробу, читать псалмы, петь тропари и проводить святую жизнь. Это и ей приносит пользу. Но жертвы она приносит также и ради ребенка, чтобы чадо стало более святым, чтобы с самого начала оно приобрело святые задатки. Видите, каким тонким делом для женщины является беременность? Какая ответственность и какая честь!

Я расскажу вам нечто подобное об одушевленных и неодушевленных существах, и тогда вы поймете.

В Америке ставили такой опыт: в двух одинаковых комнатах при одной и той же температуре, при одинаковой поливке и в одинаковой земле сажали цветы. Было одно лишь различие: в одной комнате включали легкую и приятную музыку. Каков же результат? Что вам скажу! Цветы этой комнаты разительно отличались от других цветов. У них был более цветущий вид, краски насыщенные, а развитие гораздо лучше.

Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими

Все бывает от молитвы, молчания и любви. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Христе. Она приносит подлинную пользу. Чем больше будете любить детей человеческой любовью, которая часто носит страстный характер, тем больше они будут запутываться, тем больше их поведение будет носить негативный характер. Но когда любовь между вами и ваша любовь к детям будет христианской и святой, тогда у вас не будет никаких проблем. Святость родителей спасает детей. Чтобы это произошло, Божественная благодать должна воздействовать на души родителей. Никто сам по себе не становится святым. Та же Божественная благодать будет потом просвещать, согревать и оживотворять души детей.

Часто мне звонят даже из-за рубежа и задают вопросы о детях и на другие темы. Вот и сегодня мне позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя со своими детьми. Я сказал ей вот что: «Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Не будем навязчивыми, но будем молиться втайне, а потом говорить, и Бог будет нас внутренне уведомлять, восприняли ли люди нашу беседу. Если снова нет, то не будем говорить. Будем только молиться втайне. Потому что своими разговорами мы становимся назойливыми для других, вызываем их сопротивление и иногда возмущение. Поэтому лучше таинственно говорить с их сердцами посредством таинственной молитвы, чем с их ушами.

Послушай, что я тебе скажу: сначала молись, а потом говори. Так поступай и со своими детьми. Если будешь все время их наставлять, то сделаешься для них тягостной и они, когда подрастут, будут ощущать одно давление с твоей стороны. Так вот, предпочтение отдавай молитве. Говори с ними через молитву. Говори об этом Богу, а Бог скажет это внутри них. То есть не нужно давать детям советы при помощи голоса, чтобы слышали их уши. Можно поступать и так, но прежде всего ты должна говорить о своих детях Богу. Говори: “Господи Иисусе Христе, просвети моих деток. Я вверяю их Тебе. Ты дал их мне, но я бессильна, не могу их хорошо воспитать. Поэтому прошу Тебя: просвети их”. И Бог будет с ними говорить, и они скажут: “Ах, не нужно было огорчать маму тем, что я сделал!”. И это по благодати Божией будет исходить из них самих».

Это совершенно. Чтобы мать говорила Богу, а Бог говорил ребенку. Если так не произойдет, то ты будешь говорить, говорить, говорить... А все будет в одно ухо входить, а из другого выходить, а в конце станет восприниматься как одно давление. И когда ребенок станет взрослым, тогда начнет сопротивляться, то есть некоторым образом мстить своим отцу и матери, которые его принуждали. Хотя совершенным является лишь одно: слова любви во Христе и святость отца и матери. Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими.

Когда дети травмированы какой-нибудь серьезной проблемой, не беспокойтесь по поводу их сопротивления и плохих слов. В действительности они этого не хотят, но в трудные минуты иначе поступать не могут. Потом они раскаиваются в этом. Но если вы будете нервничать и гневаться, то станете едины с лукавым, и он будет играть всеми вами, как игрушками.

Святость родителей — это лучшее воспитание в Господе

Будем видеть Бога в лицах детей и давать детям любовь Божию. Пусть дети тоже научатся молиться. Чтобы молились дети, нужно, чтобы в них текла кровь молящихся родителей. Здесь некоторые ошибаются и говорят: «Раз родители молятся, благочестивы, читают Священное Писание и своих детей вырастили в учении и наставлении Господнем (Еф. 6 , 4), следовательно, и дети вырастут хорошими». И вот, пожалуйста, мы видим, как из-за давления родителей мы имеем противоположный результат.

Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам. Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить с вами в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душами. Причиной того, что дети некоторых благочестивых родителей, повзрослев, становятся непослушными, оставляют Церковь и все доброе и бегут в другое место, является давление, которое на них оказывают «хорошие» родители. Дети, пока малы, находятся под давлением. Но когда им исполняется шестнадцать, семнадцать или восемнадцать лет, то приходят к противоположным результатам. Сопротивляясь, они начинают водить дурные компании и говорить дурные слова.

Но когда они развиваются в свободе, одновременно видя добрый пример взрослых, то нам радостно на них смотреть. В этом — тайна: будучи хорошим и святым, вдохновлять и сиять. Очевидно, что на жизнь детей влияет излучение родителей. Родители настаивают: «Давай-ка поисповедуйся, давай-ка причастись, давай-ка делай то-то...». Ничего не происходит. Но они же видят тебя? Чем ты живешь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе Христос? Это влияет и на твоего ребенка. В этом заключается тайна. И если так будет, когда ребенок маленький, то, повзрослев, ему не нужно будет прилагать большого труда. Говоря на эту тему, премудрый Соломон использует такой прекрасный образ, делая ударение на то значение, которое имеет доброе начало, доброе основание. В одном месте он говорит так: Утреневавый к ней (к премудрости) не утрудится: приседящую бо обрящет при вратех своих (Прем. 6 , 14). «Утренеющий к ней» — это занимающийся мудростью с юного возраста. Мудрость — это Христос. «Приседящий» означает «находящийся рядом».

Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния ни оказывала на него среда, не затрагивается ими, потому что при его дверях будет находиться Премудрость, Христос. Он не будет утруждаться, чтобы стяжать ее. Кажется, что стать хорошим очень трудно. Но в действительности это очень легко, когда у тебя с юности добрый жизненный опыт. При взрослении тебе не понадобится труд, потому что добро внутри тебя, ты им живешь. Ты не трудишься, ты им живешь, это твое достояние, которое ты, если будешь внимательным, сохранишь на протяжении всей своей жизни.

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот.

Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них выйдут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непрестанно хвалили, все их любили, все говорили о них хорошее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос...

Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители, Диавол — это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаво-лом. Мы не живем смирением. Смирение — Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно, что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым.

Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?». Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» — и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение.

Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.

Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на детей-атеистов. Такой образ мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!». Но мы не должны идти к ним. Напротив, будем молиться о них, будем говорить правильные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.

Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них.

Печатается по книге: Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006.