Пальчиковая игра ежик ежик колкий. Конструирование из природного материала на тему: "Ёжик колкий где твои иголки?" (Средняя группа)

Книг с пальчиковыми играми сейчас довольно много. Но, как это обычно бывает, в нужное время их не оказывается под рукой. Вот несколько несложных пальчиковых игр, в которые с удовольствием будут играть дети.
У вас есть свои любимые игры? Поделитесь!

Шарик
Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Шарик лопнул - не беда,
Новый шар надую я.

Кошка
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Вот пошла она, пошла.
И в подмышечку пришла.

Ёжик
Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?
Вот они, вот они, вот они иголки.
Ёжик-ёжик колкий спрячь свои иголки!
Спрятались иголки!

Птичка

Птичка водичку из лужицы пьет,
Ёжик без ножек по земле ползет.
Вдруг выросли у ёжика ножки,
И побежал он по дорожке.

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик гриб съел -
Оттого и потолстел.

Хомка
Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочек.
Хомка рано встает,
Щечки моет,
Носик трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.

Длинная зарядка
Все захлопали в ладоши дружно, веселее.
Затоптали наши ножки, громче и быстрее.
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
Закрутились наши ручки, снова опустились.
Покружились, покружились и остановились.

Пузырь
Надувайся пузырь, надувайся большой
Да не лопайся, да не лопайся.
Медленно сдуваем пузырь.
А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),
Быстренько сдуваем…..
Опять надуваем пузырь.
Ой, какой большой пузырь!
Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

Птичка
Птичка-птичка, вот тебе водичка.
Вот тебе крошки на моей ладошке.

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся - сюда!

Замок
За высокими лесами,
За широкими морями,
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Мы замочек потянули,
Мы замочек покрутили,
Мы замочком постучали
И открыли.

Дождик

Тихий-тихий-тихий дождик
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильней дождик,
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень,
Ливень, ливень, ливень, ливень.
В небе гром, гром, гром!
Всюду молнии кругом!

Король
Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Одевалка

Надеваем рукава - пролезает голова.
Шапку натяни скорее,
Запахни пальто быстрее.
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд - ровненько стоят.
Левый натянуть сапог - хоть бы кто-нибудь помог,
Правый натянуть сапог - а он и сам на ножку -скок!

Бродилка

Мы шагаем по сугробам.
По сугробам белолобым.
Поднимай скорее ногу,
Проложи другим дорогу.

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять -
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг - и ускакал.

Медведь

Как на горке снег-снег.
И под горкой снег-снег.
Там в берлоге спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!

Семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!

Кролик Банни
Веселый кролик Банни
Резвится на поляне.
А если шорох он заслышит,
Замрет он и не дышит.
И лишь как стрелки на макушке
Встают у зайки ушки.
А домик у него нора
Под ёлкой у пригорка.
К ней зайка подбегает.
Прыг! И в неё ныряет.
Ветер
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо всё выше, выше!

Ножки
Большие ножки шли по дорожке.
Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Черепаха

Шла по полю черепаха
И дрожала вся от страха
Говорит она: "Кусь, кусь!
Никого я не боюсь!"

(руки "идут", сжатые в кулачки)
(кулачки "дрожат")
(большой и указательный пальцы "кусаются")
(отрицание-указательным пальцем)

Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И - открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

Сороконожки
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Встретились,
Обнялись,
Насилу расстались -
И - попрощались!
(Средний и указательный пальчики перемещаются)
(Ладошки друг напротив друга)
(Ладошки переплелись)
(Ладошки разжались)
(Ладошки машут, прощаясь)

Ладошки
Видно, в гости собирается
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

(Движения по тексту)

Котик
Котик лапкой умывается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тесто
Тесто мы месили
Мы пирог лепили
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог!

(Сжимаем кисти рук)
(Ладошки "лепят")
(Разводим руки)

Рыбка
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг
И услышим мы - плюх, плюх!

(Ладошки соединены и делают плавные движения)
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем

(Ладошки движутся параллельно друг другу)
(Кулачки трут друг друга)
("солим" щепоткой)
(Пальчики сжимаем и разжимаем)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ежик, ежик колкий…» для детей 3-4 лет

Участники: дошкольники 3 лет
Длительность: 12 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Познавательное развитие
Задачи:
- содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- способствовать развитию креативного мышления путем решения проблемной ситуации, воображения, тактильного восприятия детей 3 лет;
- создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности;
- закреплять у дошкольников знания о приспособленности ежей к окружающей среде.

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:
- содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Задачи:
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
- формировать у детей гуманное отношение к живой природе.
- воспитывать у младших дошкольников коммуникативную культуру.

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Задачи:
- способствовать созданию предпосылок для развития детского словотворчества.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:
- содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

Предварительная работа

Материал:
- домик, где живут «колючие и неколючие предметы» (большая коробка, украшенная осенними листьями)
- иллюстрации с изображением «колючих и неколючих предметов» (8 штук)
- силуэты ежей по количеству детей
- прищепки (по 5 штук на каждого ребенка).
С детьми проведены:
- беседа о приспособленности ежей к окружающей среде
- рассматривание тематического иллюстративного материала
- дидактическая игра «Колючий - неколючий»
- дидактические игры с прищепками
- чтение тематической художественной литературы
- заучивание физкультурных минуток
В НОД использованы методические приемы: показ, рассматривание, использование наглядности, сюрпризный момент, объяснение воспитателя, беседа, художественное слово, игра, упражнения детей, игровая ситуация, индивидуальная работа, анализ, опытно-исследовательская деятельность.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.
Дети выстраиваются в колонну.
Воспитатель:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.




Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в лес.
Воспитатель:
- Ну вот, мы и в лесу. А вот что случилось здесь сегодня утром. Лисичка шла по тропинке да нечаянно на кочку наступила. А кочка оказалась непростой, а очень колючей. Да еще в клубочек свернулась и укатилась. Ребята, что же это за необычная кочка.
Дети:
- Ежик.
Воспитатель:
- А как вы догадались?
Дети:
- Ежик на ощупь колючий. Умеет сворачиваться в клубочек….
Воспитатель:
- Ежик не просто так на тропинке оказался. Никто не хочет с ним дружить, боятся уколоться. Вот ежик и решил найти себе друзей таких же колючих как он. Поможем ему.
Дети:
- Поможем.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке чей-то домик спрятался в листве. Как вы думаете, кто там живет?
Дети:
- Ежик?
Воспитатель:
- Не ежик. Но там живут такие же колючие предметы, как и ежик, и совсем неколючие.
- Для того чтобы найти ежику друзей, каждый из вас заберется в этот домик и на ощупь найдет самый колючий предмет. А потом нас всех с ним познакомит. (Дети по очереди достают из домика предметы, называют их и кладут на поднос.)
- Ой, сколько колючих предметов мы нашли. Но колючих предметов на свете очень много и вы их сейчас постарайтесь найти на этих картинках. (Перед детьми выкладываются иллюстрации с изображениями «колючих» и «неколючих» предметов. Дети находят и называют только «колючие» предметы.)
Дети:
- Кактус, ерш,……
Воспитатель:
- Много друзей мы нашли для ежика. Вечером мы его познакомим с ними.
Какие вы молодцы. Отправляемся дальше гулять по лесочку. (Дети встают и выполняют физ. минутку)

Физкультурная минутка

Мы гуляли по лесочку - шагают на месте
И заметили вдруг кочку - наклоны вперед
Странным показалось: - покачивают головой
Кочка закачалась – приседают
Подошли мы посмотреть – имитируют движения ежа
Стали глазоньки тереть,
Оказалось – это еж.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришли ежики, очень-очень грустные. Как вы думаете почему? Посмотрите внимательно на них. (Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты ежей без иголок и прищепки)
Дети:
-Ежики потеряли в лесу свои иголочки.
Воспитатель:
- Вы не поможете?
Дети:
-Конечно, мы поможем!
Воспитатель:
- Что же нужно сделать?
Дети:
- Прикрепить прищепки на спинки ежам. (Дети, сидя за столами, прикрепляют прищепки.)
Воспитатель:
- Теперь погладьте своих ежиков. Какие они стали на ощупь?
Дети:
- Колючие.
Воспитатель:
- А зачем ежику иголки?
Дети:
- Чтобы защищаться от волков и лис.
Воспитатель:
- Ребята, настала пора возвращаться в детский сад.
(дети встают из-за столов и выстраиваются в колонну)
Зашагали ножки: топ – топ – топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее: топ – топ – топ,
Вот как мы умеем: топ – топ – топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в детский сад.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида №7"
Непосредственно образовательная деятельность

"Познание"

(формирование целостной картины мира)

"Художественное творчество" (лепка).

Тема: "Ёжик, ёжик колкий".

Воспитатель

Средней группы №6

Павленко Елена Леонидовна
г. Дальнереченск 2013г.

Интеграция образовательных областей:

"Познание" (формирование целостной картины мира), "Художественное творчество" (лепка), "Музыка", "Коммуникация", "Социализация".
Виды детской деятельности:

Есть у ёжика сын или дочка.

Значит, надо ёжика взять

И в лес отнести опять.
– Ну что, ребята, понравился вам рассказ о ежатах? (Ответы детей).

– Что нового вы узнали о жизни ежей? (Ответы детей).
Воспитатель обращается к ёжику:
– Ёжик, а что ты загрустил?

Ёжик:

– Я по лесу долго шёл,

Большое яблоко нашёл.

По тропинке побежал,

Но споткнулся, и упал,

Яблочко я потерял.
– А я так хотел угостить своих братьев и сестричек.
Воспитатель:

– Дети, давайте поможем ёжику, слепим для него и для его большой семьи яблоки.
Сначала мы разомнём пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика "Ёжик колкий"
Ёжик, ёжик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)
Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)
Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок.)
Ёжик, ёжик колкий,

(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами.)
Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

(Пальцы складываются в замок.)

Лепка яблок.
Дети лепят яблоки из пластилина, для черешка используют тонкие веточки деревьев.

Воспитатель:
– Ну вот, ребята, теперь яблочек хватит для всей большой семьи ёжика.
Ёжик:
– Спасибо вам, ребята. Я тоже хочу сделать вам подарок. Примите от меня дары леса: шишки, желуди и орехи. Мастерите из них поделки и радуйте ими своих друзей и родителей.
Дети прощаются с ёжиком




Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей словами: «ветеринар», «обработать (ранку)». Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Закрепить навыки счета. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Формы активности:

Познавательная (общая и логическая), эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, социально-моральная, речевая.

Оборудование:

Игрушки (еж, гриб, доктор Айболит), Силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами. Листы бумаги для рисования, оборудование для рисования красками.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки).
2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и рассказа «Ежик» Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Показ настольного театра «Происшествие с ежом»

По лесу еж колючий шел.

Большой грибок себе нашел.

На острый сучок наступил

И ножку себе повредил.

Шагу он ступить не может,

Плачет. Кто ему поможет?

Ребята, поможем ежику? Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Обратиться за помощью к старшим. Они то знают, можно ли справиться с бедой самим, или необходима помощь доктора. К какому доктору обратиться ежику? К доктору Айболиту, ведь именно он лечит лесных зверей. Оказывается, у доктора, который лечит зверей, есть специальное название - ветеринар. Давайте повторим это слово и постараемся запомнить. Так как же называют доктора, лечащего зверей? Ветеринар.

Проблемная ситуация

Ежику необходимо попасть к ветеринару - доктору Айболиту. Но ведь он и одного шага ступить не может. Как быть? Может быть, у вас есть идеи, как попасть ежу к ветеринару?

Можно конечно отнести ежа на руках. Но не придется ли потом лечить и руки? Ведь у ежа на спине иголки длинные и колкие. Может попробуем другой способ? Ваши предложения. Можно отвести ежа на машине. Но есть ли в лесу автомобильная дорога? И не помнет ли автомобиль цветы, травы, кусты, ягоды, грибы? Какие еще будут предложения? Велосипед не нанесет вреда лесной природе. Но острые сучки, один из которых поранил ногу ежику, могут проткнуть у велосипеда колеса, и тогда мы не сможем продолжить путь. Предлагаю использовать тележку. У нее и колеса не такие тонкие, как у велосипеда, и вреда природе она не причинит. Вот такие тележки используют для перевозки не очень тяжелых грузов. (Показ картинки).

Давайте нарисуем удобную и красивую тележку для ежика. Но прежде чем приступить к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

Рисование «Тележка для ежика»

Дети рисуют прямоугольник желтой гуашью. Синие колеса и ручку тележки. Звучит фоновая музыка со звуками природы.

В таких тележках, как у вас получились, мы быстро довезем ежика к ветеринару. (Воспитатель раздает детям раскрашенные ими силуэты ежа, предварительно нарисовав красную полсу на ноге - «царапину». Ежей предлагается посадить на тележку).

Вот теперь все готово. Пора в путь! Отвезем ежика к Айболиту.

Динамическая пауза «По лесу ежика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу (везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко - много витаминов ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», - нам говорит.

И обрадовался ежик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Прежде чем приступить к осмотру и лечению больного, доктор обязательно моет руки. Как вы думаете, зачем? Руки доктора должны быть чистыми. Ведь на немытых руках полно всяких микробов, которые могут попасть к больному. Поэтому и халат у доктора белого цвета. На белом грязь сразу будет видна, и халат постирают. Осмотрев ранку, доктор промывает ее прохладной водой. Зачем нужно промыть ранку? Чтобы очистить ее от грязи.

Потом доктор берет ватку, смачивает ее раствором перекиси водорода и легонечко протирает ранку. Это необходимо для того, чтобы поврежденное место окончательно очистить. Возьмите в руки ватку. У нас ежик не настоящий, но мы все-таки потренируемся. Легонько проведите ваткой по ранке, чтобы очистить ее. Не давите, ведь так вы можете причинить боль пострадавшему.

А вот теперь можно обрабатывать ранку йодом или зеленкой. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет очень долго заживать и может воспалиться - покраснеть и начать болеть еще сильнее. У меня на столе стоят пузырьки с йодом и зеленкой. А почему зеленка так называется? Потому что она зеленого цвета. А йод желто-коричневого цвета. Ежики у вас ненастоящие, поэтому и обрабатывать ранку мы будем не по-настоящему. Возьмите в руки ватные палочки. Перед вами зеленая и желто-коричневая краски. Зеленая краска будет зеленкой, ею замажем всю ранку. А вот желто-коричневой краской - йодом нужно помазать только края ранки. Приступайте. Обработайте ранку ежику. Процедура эта немного болезненная - будет чуть-чуть пощипывать. Но что поделать, придется немного потерпеть, чтобы потом долго не мучаться с воспаленной незаживающей ранкой. Чтобы облегчит неприятное чувство пощипывания, подуйте на ранку.

Ранка ежика находится на ноге, поэтому придется ее закрыть пластырем или забинтовать, чтобы грязь не попала. Вот так добрый ветеринар - доктор Айболит полечил ежика. Теперь и вы знаете, как помочь себе и другим обработать царапину.

Пора тебе, ежик, домой. Садись на тележку, поехали! Дети, посадите своего ежика на тележку. А пока мы доберемся до ежиной норки, дадим несколько советов, как вести себя ежу, чтобы скорее выздороветь.

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ - ножку еж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ - очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ - посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ - дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ - заживет - пойдешь гулять.

Давайте закончим наш рисунок. Дорисуем орехи, ягоды или яблоки. Кто что хочет. Можно нарисовать траву или дорожку под колесами тележки. А вверху - солнышко, облака или тучки.

Дорисовывание деталей. Дети дорисовывают детали на листе с уже изображенной тележкой.

Пусть ежик пока отдохнет, а мы поиграем.

Подвижная игра «Не зевай, дары леса собирай»

Каждый ребенок получает мешочек (корзинку, коробку) и карточку с изображением грибов, шишек, яблок (разное их количество на карточках). На полу разложены шишки, яблоки, грибы. Дети должны собрать столько этих предметов, сколько изображено на их карточке. Предметов каждого вида должно быть равное количество.

Эй, ребята, не зевай,

Скорее шишки собирай!

Эй, ребята, выходите,

Сочных яблок наберите!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.

Пора грибочки собирать!

Затем дети делятся на три команды: «Шишка», «Грибок», «Яблоко». Проводится эстафета: каждый член команды по очереди пробегает полосу препятствий и складывает собранные ранее предметы в большую корзину. Побеждает та команда, которая быстрее всех сложит в свою корзину все предметы.

Молодцы, ребята, давайте сядем, отдохнем. А вот и ежик как раз проснулся. Он отдохнул и сейчас хочет рассказать вам о себе.

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы - ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и - пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Дыхательное упражнение «Ежик»

(громкое выдыхание носом)

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Приложение:

«Ежик», Н. Сладков.

Все ежа видели, все его знают. И все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду».
И уйдет! Высунет сперва из колючего мотка мокрый рубчатый нос. Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит - да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Учить выделять из предложений слова со звуком (ж) и (ш).Четко произносить чистоговорки; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Развивающая:

Активизировать у детей воображение и речь.

Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.

Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Материал: пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки. компьютерная презентация о жизни ежей.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.

1.Игровой момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте тихонько сядем и откроем конверт.

Читает письмо:

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти»

Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться,если вы отгадаете загадку:

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж

Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика?

Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.

2.Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей).
Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.

Ежата рождаются слепыми и без иголок.

А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).

Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

(5-6 слайд)

С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.

Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель. Почему их называют ночными охотниками? (Ответы детей).

Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью.

Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.

Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (8 слайд)

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой? (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете его найти.

3. Звуковая культура речи. (ЛОГОПЕД)

Какой знакомый звук есть в слове «Ежик» - ж или ш.

Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?

(Ответы детей)

В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Произнесите слово громко – тихо.

А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?

Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки.

Почему вы думаете, что это мышка?

(Ответы детей)

В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж]?

Работа над чистоговоркой.

4.Физкультминутка:

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать -Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

Давайте мы с вами для него слепим друзей, таких же ежиков, как и он сам, чтобы ему одному не было скучно в лесу.

5.Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

6.Лепка из пластилина и природного материала.

А теперь принимаемся за дело!

Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное) .

А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием) .

Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха

7.Рефлексия занятия.

Изготовление поделки и составление композиции.