Современная художественная обработка янтаря. Как правильно почистить янтарные бусы в домашних условиях и не испортить их? Как сделать отверстие в янтаре

Многие владельцы не придают особого значения уходу за янтарем. Украшения оставляют без присмотра на туалетном столике, кладут в одну кучу с другими изделиями, моют первым попавшимся средством. В итоге на солнечном камне появляются царапины, сколы, пятна. В этих случаях помогает полировка янтаря и некоторые другие операции. Минерал неприхотлив, поэтому необходимые манипуляции можно проделать самостоятельно. При желании можно не только отремонтировать изделие, но и сделать новое, если есть материал.

Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь - мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.

Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу - вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.

Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло - спиральное, перовое, размер - около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.

Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8-12 мкм.

Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.

Обработка янтаря в домашних условиях

Камень имеет малую твердость и «прощает» ошибки даже новичкам. Однако обработка янтаря все же требует подготовки и определенных знаний. Например, при 150 °C минерал становится мягким, течет, а при 250-300 ℃ - активно плавится. В результате образуется корочка. Это нужно учитывать при полировании. Если используется алмазный или другой круг, придется следить за количеством оборотов.

Пригодность материала для конкретного изделия, особенности работы зависят от качества янтаря, количества включений. Перед началом сырье оценивают:

  • просматривают куски через сильный источник света, выбирают более прозрачные;
  • спиливают экземпляр с двух сторон;
  • срезы шлифуют мелкой наждачкой, еще раз проверяют на просвет;
  • мысленно прикидывают размер после обработки.

Поверхность прозрачного янтаря - ровнее, без явных бугорков, впадин. Мутные камни, как правило, имеют волнистую фактуру.

Обдирка камня

Обработка начинается с получения заготовок. Для отрезания нужных по размеру кусков берут токарный станок, лобзики, тонкие ножовки. Природный минерал имеет корку, которую нужно снять. Начинают это делать с прозрачной стороны. Чем чище янтарь, тем он более хрупкий.

Обдирка имеет целью предварительно подготовить материал перед шлифовкой, полировкой, гранением. Кусочкам янтаря придают форму. Для этого подходит электроточило, обычный напильник или плоскогубцы. Этот этап обдирки называется формовка. Для охлаждения используют воду.

Иногда нужны тонкие пластины из камня. Здесь потребуется раскрой (пиление). Подобная обработка янтаря в домашних условиях делается так:

  1. Заготовку помещают в тиски, для этого ее нужно завернуть в ткань.
  2. Ножовкой или лобзиком делают распил. С одной стороны не допиливают примерно 1/5 толщины или чуть больше, чтобы не допустить сколов.
  3. Затем переворачивают и доделывают работу. Движения - легкие, без усилий. Сделав несколько движений, счищают крошку.

В процессе обработки появляются отходы - янтарная пыль. Это главное сырье для качественного лака. Таким раствором или мастикой с клеем ПВА можно замазать трудные участки украшения.

Шлифовка и процесс выравнивания

После обдирки кусочки минерала имеют непривлекательный вид. Шлифовать их пока рано, сначала нужно выровнять. Для этого подходит наждачная бумага со средним размером зерна. Заготовки бывают разными, поэтому удобнее выбрать один из способов:

  1. Если камень округлый, лучше выравнивать своими руками.
  2. Когда работают с пластинкой из янтаря, удобнее положить заготовку и накрыть сверху шкуркой. Обрабатывать нужно аккуратно. Нажим - очень слабый.

Дальше идет шлифовка. Процесс отличается от выравнивания только видом наждачки. Здесь требуется более мелкая. При шлифовке нужно намочить камень и шкурку. Наждачка должна быть водостойкой. Как тонкий абразив иногда используют мел, зубной порошок, пемзу на ткани.

Полировка камня

Для заключительного этапа из инструментов понадобится электроточило, хотя можно сделать все вручную. После полировки обработанный янтарь получает законченный вид. Для этой стадии нужны:

  1. Мягкие материалы - фланель, войлок, кожа. Их применяют при ручной обработке или для кругов электроточила.
  2. Полирующий состав. Подойдет «Крокус» или паста ГОИ. Вместо них, можно смешать парафин (50 частей), мел (47 частей), зеленый крокус (3 части). К ним добавляется янтарная стружка.

Ручная полировка делается круговыми движениями. На электроточиле нельзя выставлять большие обороты, давить с усилием, чтобы янтарь не расплавился. Каждые несколько секунд нужно охлаждать камень водой или просто отводить его. Если минерал все-таки оплавился, придется отшлифовать и отполировать снова.

Есть интересный способ, когда работу проводят обычной дрелью. Инструмент крепится на верстак с помощью штатива. На дрель надевают мягкую насадку. В качестве полирующего состава можно использовать зубную пасту.

При галтовке в барабан засыпают абразив, смачивают водой и обкатывают янтарь. Способ неудобен тем, что занимает очень много времени. Зато участие человека сводится только к контролю за процессом и периодической замене абразива на более мелкий. При небольшом размере кусочков вручную обрабатывать их утомительно.

Полировку прекращают, когда янтарь блестит и отражает предметы подобно зеркалу. Обработка минерала на этом закончена. Если в камне будут отверстия, делать их нужно до полировки. Это же касается и склеивания поверхностей.

Некоторые утверждают, что у древних восточных мастеров была хитрость. После полировки они натирали поверхность камня сухими пальцами рук. После этого самоцвет еще раз протирали кусочком мягкой материи.

Обработка янтаря в домашних условиях - занятие несложное. Изделия из минерала хорошо поддаются чистке и полировке, ремонту, что позволяет придумать и сделать украшение своими руками.

Художественной обработке янтаря предшествует целый ряд специальных подготовительных операций.

Сначала на обогатительных предприятиях янтарь отмывают и сортируют. Вид у него довольно невзрачный, камень покрыт коричневой окисленной корочкой.

В таком состоянии янтарь попадает в подразделения массового производства, где с него снимают корочку, т. е. обдирают одну из поверхностей, полируют ее и смотрят, что из себя представляет раскрывшийся материал.

В специальном раскроечном отделении ящики с намытым и просушенным янтарем стоят у столов работниц, которые специальным ножом с искривленным лезвием снимают с янтаря окисленную корочку и придают куску янтаря форму одного из будущих изделий.

Затем обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения, в котором обрабатывается не только натуральный, но и плавленный янтарь. Из него получают около 500 видов изделий.

Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. На абразивном станке им придается нужная форма. Эта операция называется обдиркой или грубой шлифовкой.

Тонкую, окончательную шлифовку янтаря производят на шлифовальных кругах с мелкозернистой абразивной бумагой или фетром и войлоком.

Полируют на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.

После полировки янтарь оживает, играют его мельчайшие оттенки, вызывая различные зрительные образы и картины – краски золотой осени, золотистые стволы сосен, бушуещее море с пенистыми полосками прибоя и иные фантастичные картины, созданные природой.

Одно из самых больших подразделений янтарного предприятия занимается изготовлением бус - самым востребованным товаром. В камнерезном отделении производятся разные по форме бусины: круглые, граненые – до 64 граней, удлиненные, декоративные и другие.

Художниками разработано более двухсот моделей янтарных бус, разных по цвету, размерам, порядком расположения бусин, огранкой.

Если нужно получить круглые бусины, то их полируют, через просверленные отверстия нанизывают на нитку – и изделие уже готово.

Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. Грани постепенно наносят на вращающуюся бусину с помощью стальной, заточенной с конца палочки. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания, на ней появляются все новые и новые грани. Граненую бусину полируют быстрыми прикосновениями мягкого войлока вращающегося круга. После этого она становится блестящей и загорается мягким, теплым, солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.

При сборке бус горят лампы искусственного света, а окна зашторены, так как янтарь лучше смотрится при искусственном освещении . Каждая бусинка вспыхивает живым теплым светом. Так рождаются янтарные бусы, полюбившиеся многим людям в разных странах по всему миру.

К каждому куску янтаря настоящий мастер относится трепетно, откывая окно в удивительный мир творений живой природы.

Пластические возможности янтаря очень разнообразны.

Порой достаточно всего лишь немного подчеркнуть резцом мотив – игру красок, линий, уже созданных природой, и кусок янтаря превращается в красивейшее изделие

Художники стараются использовать удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и драгоценными камнями , изготавливая из него броши, перстни, серьги, колье, браслеты, запонки, пояса и другие прекраснейшие изделия.

У одних художников металл выступает как равноценный партнер, у других – янтарь играет ведущую роль, а металл – лишь второстепенную.

Некоторые художники предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро. Для других важнее чеканка, черненение, окаливание, блестящая полировка, гравировка, эмалирование.

Главная особенность художественного направления обработки камня – соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.

Металл и янтарь

Понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу, так довольно долгое время раньше считалось, что янтарь с драгоценными металлами не сочетается . Металл не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, а затмит его своим блеском. В подобных утверждениях была своя доля истины.

Тем не менее художественный поиск соединения драгоценного металла с янтарем привел к большому успеху . Например, если благородному металлу придать своеобразную ажурную форму – филигрань, то металл уже не подавит своим блеском янтарь, а наоборот - подчеркнет природную красоту игристого камня.

Искусство филиграни на Русь пришло из восточных стран и приобрело здесь новый оттенок. Не каждый янтарь подходит к золоту и серебру: не гармонируют с драгоценными металлами малопривлекательные непрозрачные камни, а прозрачные и с красноватым оттенком янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно сочетаются с драгоценным металлом.

Каление

В природе такие янтари встречаются не так часто, зато в лабораторных условиях можно не только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки.

Процесс осветления янтаря называется калением. При калении изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся трещинки, которые расходятся веером, напоминая рыбью чешую. Такие трещинки называют золотыми лучами. Осветленный таким образом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет.

Каленый янтарь, оправленный золотом, оказался очень красив: металл не соперничал и не угнетал камень, а отдавал ему часть своей красоты. Замечательное сочетание.

Янтари с включениями

Янтари с природными включениями особенно ценятся мастерами. Такими включеями могут быть пузырьки воздуха, хвоя, листочки растений, кора дерева, капельки воды, мушки и т. д. Художники умело используют внутреннее строение камня, виртуозно сочетая его с оправой в металле.

Разнообразие природных форм янтаря, сочетание прозрачности и блеска с богатством рисунка и цветовой гаммы давали множество возможностей для применения камня. Необходимо было находить специальные способы крепления для вспомогательных деталей новых изделий. Такими способами крепления стали булавки, оправы, заколки, зажимы и т. д. Особенно характерна свободная подвеска на шиповых закрепах, когда шип-проволочка с загнутым колечком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Крепление выгодно подчеркивает выразительность и красоту янтаря. То же самое относится и к оправам со вставкой из янтаря.

Одной из форм янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специально вращающихся барабанах. После обработки такие кусочки называют окатышами. Полученнные таким образом полированные цветные янтари неопределенных форм позволяют создавать красивые ожерелья, бусы и иные украшения, восхищая людей разных стран ювелирной тонкостью работы.

Обработка янтаря не требует специальных инструментов и навыков. Благодаря низкой плотности, материал легко обрабатывать в домашних условиях.

Это как минимум выгодно: - на порядок дешевле, чем прошедший через руки ювелиров.

К тому же, в магазинах не всегда можно найти то, что нужно, а янтарь каждый может сам добыть на берегу моря.

  1. Сперва камни отмывают от темной окисленной корочки.
  2. Затем стачивается и выветривается поверхностный слой заготовки.
  3. Обработка выполняется напильником или электроточилом.
  4. После обдирки снимают корку-патину, продолжая процедуру с прозрачной стороны.

Обрабатывать янтарь в домашних условиях желательно над чистой подстилкой.

Отходы от обработки в виде крошки используют для лечебных водных и водочных настоек, пыль - для омолаживающих масок.

КАК ОБРАБОТАТЬ ЯНТАРЬ

Янтарь, обработка которого на следующем этапе сводится к формовке, мягко обтачивается с помощью напильника и наждачной бумаги. Мастер сам определяет необходимые очертания и размер.

Как отшлифовать янтарь

На этом этапе выравнивается поверхность минерала. Домашняя шлифовка происходит в несколько заходов.

  1. Камень опрыскивают водой и попеременно используют водостойкие шкурки, начиная с обработки крупной и заканчивая мелкой степенью зернистости. Благодаря этому поверхность обретает необходимую гладкость, без каких-либо шероховатостей, выпуклостей и впадин.
  2. Чтобы отшлифовать пластинку янтаря, ее кладут под шкурку.
  3. Если края необходимо округлить, заготовку во время домашней обработки держат в руках.

Но этого недостаточно, чтобы избавиться от мелких царапин и добиться характерного блеска. Товарный вид придает изделию полировка янтаря, которая отличается от шлифовки видом применяемых материалов.

Как отполировать янтарь в домашних условиях

Предпочтение отдается обработке войлоком: он предотвращает перегрев и плавление минерала в процессе работы.

Перед обработкой круг натирают:

  • специальной пастой из стружки янтаря, либо другим покупным средством: “Крокусом”, пастой ГОИ;
  • домашними аналогами этих средств: обычным парафином, смешанным с зубным порошком, или растительным маслом.

Процесс полировки:

  1. Работать электроточилом на высоких оборотах нежелательно: движения должны быть легкими, круговыми или “восьмеркой”.
  2. Чтобы материал не оплавился, нужно периодически орошать его водой.
  3. В конце изделие можно потереть сухими пальцами рук.
  4. Результат полировки оценивают по зеркальному эффекту: качественно выполненное изделие будет как зеркало отражать окружающие предметы.

СБОРКА ЯНТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Большим спросом пользуются бусы из янтаря, различные по цвету, огранке, размеру и форме: удлиненные, круглые, многогранные (до 64 граней).

Пластические возможности янтаря обширны: несколько легких движений резцом - и кусок камня превращается в готовый материал для браслетов, брошей, перстней, колье.

Прежде чем стать частью художественной композиции, янтарь может потребовать дополнительной обработки.

Чтобы подчеркнуть переливы красок, иногда добавляют золото, слоновую кость, дерево.

Как просверлить янтарь в домашних условиях

Сверление удобно проводить до полировки, чтобы изделие не скользило в руках и на нем не оставались царапины.

Отверстие проделывают:

  • домашней ручной дрелью со сверлом 1 мм в диаметре;
  • бормашиной на низких скоростях.

Через каждые 2 мм расстояния необходимо очищать сверло от стружки и смачивать мелкие камни водой или маслом, чтобы предупредить появление трещин.

Если отверстие планируется сделать сквозным, сверление продолжают с обратной стороны, доходя поочередно до середины. Это позволяет избежать сколов.

В домашних условиях янтарь можно просверлить с помощью стальной заточенной проволоки или прочной швейной иглы.

Склеивание деталей

Чтобы склеить готовые детали, их смазывают специальным клеем, подогревают и прижимают друг к другу.

В качестве домашнего склеивающего средства подойдут:

  • янтарный лак;
  • раствор целлулоида;
  • клей из твердого копала в эфире;
  • 50% водный раствор натрия или калия.

Повышение прозрачности

Если итоговая прозрачность бусин недостаточна, ее повышают, причем необязательно для этого прибегать к помощи мастеров янтарного дела. Ненужную мутность, воздушные пузырьки и внутреннюю жидкость убирают своими руками.

Как устранить помутнения в домашних условиях:

  1. Прокипятить в льняном или сурепном масле на медленном огне.
  2. Оставить янтарь постепенно остывать.

Усилить благородное сияние и добавить красноватый подтон позволит прокаливание минерала при температуре 100 °С.

Галтовка

При массовом домашнем производстве янтарных изделий прибегают к простому, но длительному способу обработки янтаря. Способ заменяет ручную работу и позволяет получить элементы разнообразных очертаний и форм.

Метод включает следующие этапы:

  1. Виброгалтовочный барабан заполняют водой. Для лучшего сцепления камня с абразивом воду заменяют спиртом.
  2. Янтарную крошку смешивают с абразивным порошком вращением барабана.
  3. По мере обкатывания камней абразив заменяют на более мягкий, с меньшими частицами.
  4. Отходами от обработки янтаря заполняют вакуумный гидравлический пресс.
  5. Отходы расплавляют в прессе при температуре 150 °С.
  6. Затем из полученного янтарного раствора изготавливают прессованные блоки или прутья.
  7. Блоки или прутья распиливают на отдельные детали.

Галтовочные барабаны продаются на сайтах Flagma и Avito, но некоторые решают, что дешевле сделать приспособление своими руками:

Янтарь - достаточно пластичный камень и легок в обработке. Даже дома из него делают ювелирные украшения: для этого достаточно немного воображения и умения.

Каждый из нас знает, что такой материал, как янтарь, представляет собой затвердевшую ископаемую смолу, которая является натуральной. За счет того, что янтарь выступает достаточно мягким материалом, он очень быстро подвергается возникновению всевозможных царапин, загрязнений и помутнений. Для того чтобы привести изделие из янтаря в первоначальный внешний вид, необходимо знать, как правильно чистить его, и как правильно обрабатывать янтарь самостоятельно в домашних условиях.

История возникновения янтаря и его особенности

Янтарь выступает тем материалом, который принадлежит к группе тех самоцветов, с которыми впервые познакомилось человечество. Если рассматривать время его первого возникновения, то первые образцы янтаря были получены примерно 60 миллионов лет назад, когда первобытные люди нашли небольшие окаменевшие кусочки смолы. Ранее использовали янтарь для создания амулетов, ювелирных украшений и всевозможных предметов культа, которые помогали человечеству избавиться от болезней, сглазов и порч. На сегодняшний день янтарь широко используется для создания не только украшений, но и всевозможных интерьерных элементов. Что же касается непосредственного места нахождения этого материала, то встретить его можно в любом регионе, но в огромном количестве янтарь получают непосредственно на территории Балтийского моря. Именно поэтому его и называют, как «золото Севера».

Свое удивительное название этот материал получил за счет своих уникальных декоративных свойств. Этот материал на сегодняшний день насчитывает больше, чем 200 разнообразных расцветок. В цветовой палитре такого камня, как янтарь, можно встретить следующие цвета: медовый, золотисто-желтый, коричневатый. Очень редко можно встретить даже образцы белого, красного, сине-зеленого и черного янтаря. За счет пузырьков воздуха, которые попадают в смолу, янтарь приобретает мутный цвет, а небольшие капельки воды позволяют получить молочные разводы на камне. На сегодняшний день большим спросом пользуются абсолютно все варианты янтаря.

Необходимые инструменты для работы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Естественно, у многих людей очень часто возникает вопрос, возможно ли самостоятельно в домашних условиях осуществить обработку этого материала и какие инструменты для этого вам потребуются.

За счет того, что сам по себе янтарь – это достаточно мягкий материал, обрабатывать его следует крайне осторожно. Благодаря такому свойству, как чрезмерная мягкость, никакие редчайшие приспособления не потребуются. Поэтому к основным инструментам, которые помогут отделать янтарь, относятся:

  • пилочка, предназначенная для резки по металлу;
  • для сверления небольших дырочек в камне потребуется достаточно тонкое сверло;
  • лобзик и наждачная бумага;
  • напильники, которые имеют разное сечение;
  • войлок;
  • паста гой.

Как только вы соберете все необходимые инструменты, можно переходить непосредственно к обработке янтаря.

Приступаем к обработке янтаря

В том случае, если у вас имеется янтарь и необходимые инструменты, вы можете осуществить отделку янтаря, к которой относятся следующие этапы:

  • обдирка;
  • раскройка;
  • формовка;
  • шлифовка;
  • полировка.

Перед тем, как приступать непосредственно к отделке этого материала, займитесь его детальным изучением. Вначале вы должны отобрать только самые прозрачные камни. Если вы желаете посмотреть, как будет выглядеть янтарь в процессе работы, с его разных сторон обрежьте малые кусочки. Как только отшлифуете их, посмотрите на них на свет. Мутные камни будут иметь достаточно неровную структуру, а вот гладкие камни можно получить из прозрачных вариантов. Как только вы определитесь с тем, для каких целей вы желаете обрабатывать янтарь и какой именно, можно будет приступать к выполнению данной работы.

1 этап – осуществляем обдирку камня

Чтобы осуществить процесс обдирки янтаря вам необходимо взять такие инструменты, как крупная наждачная шкурка, напильник или же обыкновенное точило. За счет того, что осуществляется процесс выветривания, на поверхности этого материала появляется так называемая корка-патина, которую и необходимо снять. Это один из самых первых этапов, который необходимо осуществить в процессе обработки данного камня.

Если вы желаете осуществить процесс обдирки как можно качественнее, желательно начинать его именно с прозрачной стороны. Ту янтарную пыль, которую вы получите в процессе обдирки этого материала, не выбрасывайте. По истечении определенного промежутка времени у вас получиться собрать достаточное количество янтарной пыли, из которой в последующем можно создать специальный лак.

Заготовке, которую вы получили, нужно придать некой формы. Поэтому именно после полировки янтаря вы переходите к процессу формовки янтаря. Используя все те же инструменты, на этом этапе вы должны придать материалу формы, которую вы желаете получить. Если же вы желаете получить достаточно мелкие пластины, то в данном случае вам придется осуществить такое действие, как раскрой. Для его реализации вам придется:

  • обернуть приготовленную заготовку в ткань;
  • поместить заготовку между тисками и хорошо зажать ее;
  • используя ножовку или же лобзик, осуществите распиливание янтаря на 1/5 часть от толщины;
  • после этого переверните камень и произведите это действие еще раз.

Для того чтобы на янтаре не появилось никаких расколов, необходимо осуществлять распиливание постепенно и не спеша.

2 этап – шлифовка и процесс выравнивания

Несмотря на то, что янтарь уже прошел несколько этапов обработки, он все еще остается достаточно грубым. Поэтому перед тем, как осуществить его шлифовку, необходимо его выровнять. Для реализации данного процесса наилучшим материалом может стать шкура средней зернистости. В зависимости от того, какую форму имеет камень, непосредственно сам процесс выравнивания будет проходить совершенно по-разному. В том случае, если вам необходимо выровнять гладкую пластинку, то класть ее необходимо непосредственно под саму шкурку. Если же края изделия круглые, то при выравнивании янтарь желательно вовсе держать в руках. При этом следите за тем, что как только вы начинаете работать со шкуркой, все движения должны быть мягкими, без нажима и достаточно плавными.

На следующем этапе после осуществления процесса выравнивания переходят к шлифовке янтаря. Для этого этапа следует осуществлять точно такие же действия, что производятся в процессе выравнивания, но при этом меняется только сама шкурка. Необходимо чтобы она была мелкозернистой. Обратите внимание на то, что постепенное уменьшение зернистости положительно сказывается на качестве отшлифованного камня. Осуществляя шлифовку, сам камень и шкурка должны быть слегка влажноватыми.

3 этап – полировка камня

Для придания янтарю уже окончательно и завершенного внешнего вида необходимо в домашних условиях осуществить полировку камня. Реализовывать этот процесс следует только в ручном режиме с применением таких материалов, как фланель, фетр, войлок или же кожа. В том случае, если у вас имеется электроточило, то можно использовать и его. Главное следить за тем, чтобы его круги должны быть достаточно мягкими. Осуществляя полировку, обратите внимание на то, что вам потребуется в домашних условиях и дополнительное средство, к которому можно отнести парафин, пасту ГОИ, масло или даже обыкновенный мел.

Производиться процесс полировки только аккуратными круговыми движениями. В том случае, если для данного действия вы используете электроточило, то следите за тем, чтобы количество оборотов было минимальным. Как можно аккуратнее давите на камень, чтобы янтарь не был испорчен. Обратите внимание на то, что в процессе полировки необходимо изредка охлаждать камень в воде. Для того чтобы точно определить тот период, когда можно заканчивать полировку, необходимо посмотреть на янтарь. Если в камне будет присутствовать так называемый зеркальный эффект, то полировку можно смело заканчивать. После этого обработанный янтарь вставляется в изделие или же направляется в необходимое место.

Как видите, процесс обработки этого камня в домашних условиях достаточно простой и не требует от людей знания каких-либо особых навыков и наличия соответствующих умений.

Обработка янтаря

Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.

Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.

Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.

Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.

Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.

Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.

Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.

Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.

Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.

В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.

В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.

В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.

В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.

Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.

Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.

Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.

Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.

Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.

Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.

При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.

Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.

Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.

Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.

Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.

Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.

Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.

Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.

Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были

Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора

Глава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Добыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Виды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Лечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Обработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Обработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир