Дятловщина - информационный портал дятловского района. Доброе «белорусское вуду»

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Волшебная лавка - о белорусских куклах и орнаменте

Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы - от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.



Куклы-обереги


Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси - соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.



Сувенир из глины


Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка - магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее - обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку - куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) - соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест - как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье - такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой - 4-5 см.


Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения - к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Вот значения некоторых из узоров:

1 - символ женской доли
2 - Мать и святое древо
3 - символ крепкой семьи
4 - символ солнца
5 - символ богатого человека
6 - символ Берегини
7 - Купалле. Хоровод
8 - Купалле. Огонь
9 - Купалле. Купалинка в танце
10 - Купальская трава с 3-мя цветами
11 - символ детей (защиты от несчастий)
12 - символ Матери
13 - оберег
14 - символ песни любви
15 - знак девушки-березы
16 - символ бога Ярылы
17 - свадьба
18 - символ предков
19 - символ начала любви и символ любви в расцвете
20 - символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 - Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. - Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 - Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 - символ пробуждения природы весной
25 - символ солнца


Обереги из глины и соломы - магниты


Сувенир из глины

Как-то у Конфуция спросили: "Чтобы ты сделал первое, если бы пришел к власти?" Первое, что бы я сделал, - сказал Конфуций, - вернул бы словам их первоначальный смысл." Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Ни один памятник, ни один символ не дошел без искажения. Наиболее священные символы попираются ногами незнания. Свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения.

Много чудес на свете, да только почему-то не пользуются ими люди. Думают, что слишком они сложны - эти чудеса. Но за много лет изучения древних обережных традиций я убедилась: чудо может появиться на свет и за десять минут. И пример тому - тряпичная кукла-скрутка.

Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла.

Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга непохожи. Все уходят корнями в древнюю древность - во времена, когда мир был краше и проще, а люди - мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги - сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла, подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей.

Со многими событиями, происходящими в материальном мире, мы можем совладать, поскольку более менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли.

Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

В наше время к оберегам люди относятся больше как к сувенирам, но можно попробовать сделать оберег именно с целью защиты. А вдруг получится? С одной стороны, это будет просто сказка, ведь мы давно не верим в древних богов и в их силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его. Поэтому можно попробовать сделать самим оберег для близкого человека (по правилам, для себя оберег делать нельзя).

Наши предки искренне верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды в этом огромном мире. Может, и нам стоит попробовать?

Кукла-пеленашка, сделанная руками матери – это мощный оберег.

Кукла-пеленашка имеет главные признаки подобия человека: голова, тело и пуп – центр родовой жизненной энергии.

История русских кукол-оберегов и их магические функции

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

Как сделать куклу-оберег
Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.
Кукла-пеленашка ещё может быть родильным оберегом. Её подкладывали стонущей роженице, чтобы облегчить выход ребёнка в мир.

Кукла-пеленашка, как родовой оберег для ребёнка
В первые месяцы жизни биополе ребёнка особенно уязвимо для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных опасаются показывать малыша не только друзьям, но и родственникам. На помощь приходит кукла-пеленашка. При приходе гостей в дом в складки постельки ребёнка помещается кукла, а гости, дабы не сглазить, говорят: До чего ж кукленок хорош!
Но кукла-пеленашка – это не только оберег… Она несёт в себе ещё много другой полезной и необходимой информации.

Изготовление куклы

Для изготовления куклы требуется длинный лоскут ткани, желательно ношеной. Для дочки подойдёт ткань от старой одежды матери или бабушки, а для сына – матери или отца. Также подойдёт и обычная хлопковая белая ткань, наподобие простынки.

Туловище куклы - это ткань, обёрнутая 7 или 10 раз - скатка. Лоскут скручивается как можно плотнее, посередине перетягивается пояском для обозначения талии, затем посередине скатки завязывается узел (пуп). Нитка откусывается зубами. Сам поясок свит из 2-х узких лоскутов или прочных нитей, можно шерстяных.

Существенная деталь – голова. Для обозначения головы верхняя часть скатки тоже перетягивается нитками (примерно треть длины тела куклы). В целом, пропорции куклы соизмеримы с пропорциями младенца. На куклу повязывают платочек, а потом куклу ещё заворачивают в пеленку.
Процесс изготовления куклы символизирует творение человека и явление его в материальный мир. Как из таинственного космического «ничего» возникают звёзды, планеты и материя, так из бесформенной тряпочки рождается кукла. Скатывание – символизирует также длительное вынашивание, а закрутка – символ слоистого строения тонких тел человека.
На Руси обереги в виде кукол-пеленашек делали не только из ткани, но и из дерева, соломы и кости. То есть за основу туловища куклы-пеленашки можно взять любой натуральный материал.

Кукла-зерновушка

Оберегом для младенца может быть и холщовый мешочек, набитый гречкой и другими крупами, а потом красиво украшенный вышивкой и бисером. Принцип перетягивания «туловища» остается прежним: необходимо придать мешочку человеческие признаки, обозначить талию, голову и пуп. Такие куклы назывались Зерновушкой или Горошинкой.

Лицо куклы

Славянские куклы-обереги имеют одну характерную особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. Ведь лицо – это уже признак двойника человека, кукле с лицом можно нанести магический вред, который передастся владельцу. А у куклы-оберега – не лицо, а лик. Кукленок с "пустым" лицом в корне отличается от колдовской куклы- подобия – вольта. У вольта обозначаются глаза, нос, рот, иногда волосы. С помощью куклы-вольта наоборот урочили,(вредили, сглаживали) человека.

Вепсская кукла

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой.
Такую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Куколка символизировала кормящую мать, у которой не иссякает молоко, и оберегала ребёнка от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Она должна была отвести от ребенка все напасти.
Делала эту куколку и девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Карельская рванка
Это национальная кукла-оберег. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления карельской куклы, разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.
Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя.В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.
Традиционная тряпичная кукла безлика, ее лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Мастер-класс "Скручиваем Вепсскую куклу"

Для работы нам понадобятся:
Разноцветная ткань: хлопок, ситец, лен.
Марля или вата.
Толстые хлопковые нитки красного цвета.
Тесёмки.

1. Начинаем создавать нашу куклу.

Начнем с того, что отложим в сторонку все свои дела, разложим на столе все необходимое ровно и красиво, настроимся на работу. Лёгкая полуулыбка и хорошее настроение помогут передать будущей кукле позитивный заряд энергии. Ну, по крайней мере, мы в это верим

Берем белую хлопковую или льняную ткань, отрываем от нее квадрат, кладем в центр кусок ваты или марли. Затем стягиваем содержимое в плотный ровный шарик красной нитью, намотав ее чётное количество раз. Узлов не делаем, длинные концы нитки можно пока не отрывать. У нас получилась голова куклы. Повторим операцию еще два раза, скрутив шарики поменьше, это будет грудь.

2. Сделаем кукле ручки.

Возьмем прямоугольный лоскут белого, серого или любого другого цвета. Сложим из него квадрат, затем скрутим из него "рожок", как кулек для семечек. В широкой части перевяжем чётное количество раз красной ниткой, концы заправим под скрутку.

Сделаем таких деталей две, это руки куклы.

3. Скручиваем детали вместе.

Выберем два ярких лоскута и скрутим поверх двух шариков-грудей верхнюю часть сарафана. Скрутим "одетые шарики" между собой, а затем привяжем их к голове, направив хвостики вниз. Не забываем о чётном количестве оборотов красной нити.

Теперь туго привяжем под грудью и руки, причем сделаем их поднятыми вверх, как будто воздетыми к Небу и Солнцу. Такой образ сложился из-за представления этой куклы в образе языческой богини Макоши, считавшейся в восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, плодородия, брака и родов. Макошь была верной помощницей хозяйки в её делах и женских занятиях, а также дарила изобильную и щедрую судьбу своему владельцу.

4. Одеваем на куклу сарафан.

Ну, вернёмся же к нашей кукле, Кормилице и Берегине. Берем хлопковую или ситцевую ткань яркой расцветки, например ту, которой мы грудь "одевали", отрываем широкую полосу. Прикладываем к кукле изнаночной стороной наверх. Прямо под грудью туго повязываем нитку.

Опускаем "юбку" вниз, открывая верхнюю часть туловища. Сарафан готов!

5. Сделаем передник.

Для передника выбираем подходящую по расцветке плотную ткань, кружево или часть широкой тесёмки. На ткани можно сделать вышивку, которая была необходимой деталью костюма. Главное помнить, что символы в узоре всегда играли очень важную роль. Они обозначали солнце, воду, землю, животных и проч. и символизировали связь человека с природой, богатый урожай, долгую жизнь и т.д.

Выполнялась вышивка в основном красными нитками разных оттенков. Напомним, что этому цвету придавалась особое значение - "обережное". Мы решили для передника выбрать изящное просто кружево, которое также привязали к телу куклы ниткой.

6. Повяжем ситцевый платок.

Последним штрихом повяжем кукле платочек, подвязав его под подбородком и завязав сзади на узел.

7. А теперь добавим маленьких куколок-Пеленашек.

Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка.

Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы - пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов.

8. Скрутим нашу куклу-Берегиню с куколками-Пеленашками.

Для этого разместим наших куколок-Пеленашек по обе стороны от груди матери. Туго привяжем малышей прямо под грудью, пропустив нитку под свивальник. Вот и готова наша кукла-оберег!

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы- мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.


Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.


Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.


Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.


Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.


Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни:)"


Кукла "Веснушка" C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.


Кукла «Богатство, плодородие» Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.


Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.


Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.


Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.




«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.


В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.


Кукла "Зерновушка" После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.


По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости!



Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

История возникновения.

Возникнув многие тысячелетия назад, кукла не только не утратила своей актуальности, но пережив несколько этапов своего развития, превратилась в предмет глубокого научного исследования. Всё это свидетельствует о высоком интересе к теме кукол со стороны современного человека. Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. Это не просто игрушка, а часть культурного богатства каждого народа. Характер, самобытность, национальные черты, традиции – все воплотила в своем образе эта красавица, которую по праву можно назвать образом нации. Сегодня в Беларуси существует несколько мастерских по производству уникальных авторских и народных кукол. История кукол включена в учебные курсы Белорусского государственного педагогического университета , в Белорусском государственном университете культуры и Академии искусств. История появления куклы уходит корнями в глубокую древность. Первое ее предназначение было связано с религией. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу и надежду. Таким образом, кукла становилась оберегом семейного очага – символом веры людей. Например, кукла «Кубышка-травница» была наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо было помять в руках, и по комнате разносился травяной дух, который отгонял болезни. Такая игрушка нравилась и детям. Играя с ней, ребенок прикасался к истории и культуре своего народа. Не удивительно, что спустя столетия образ народной красавицы куклы остается актуальным среди взрослых и детей. Традиционные белорусские Куклы изготавливались из соломы , льна и дерева , в зависимости от региона проживания их создателей.

Куклы в новогодних традициях.

Издавна повелось изготавливать кукол глубокой осенью. По завершению полевых работ у женщин появлялось свободное время, и они приступали к рукоделию. Кукол вязали, плели и лепили. Кукол дарили детям, а некоторых из них ставили на почетное место в доме. Таким образом, игрушки можно поделить на кукол для детей, на обрядовых кукол, кукол для свадеб и других торжеств. Одним из излюбленных торжеств наших предков было празднование Нового года. После указа Петра I , наступление Нового года стало отмечаться по европейской традиции – 1 января. Подготовка к торжеству начиналась осенью. Каждая заботливая хозяйка не забывала сплести кукол, которые служили елочным украшением, несли уют и тепло в семейный праздник.

Праздник кукол.

Образ куклы со временем становился все более популярным. Создатели кукол делились мастерством, отводя для этого специальные дни и время. Как принято у славян, «кукольные забавы» проходили с шикарным застольем, множеством развлечений и музыкой. Можно считать, что эти дни стали прообразом праздника белорусской куклы. Сначала это было хаотично и спонтанно, выражалось, прежде всего, в демонстрации кукол в предновогодний и рождественский периоды во время различных гуляний. Ближе к середине XVIII века , когда Беларусь уже входила в состав Российской империи , появились первые централизованные и массовые праздники, в которых кукла занимала центральное место. На «Кукольных забавах» мастерицы демонстрировали свои таланты, умение создавать кукол из различных материалов. Чаще всего материалы были традиционные – лён и солома, но в истории встречаются и описание необычных кукол. «Кукольные забавы» всегда считались одним из самых весёлых праздников зимы. Ведь посвящены они были той, которая сопровождала людей всю жизнь, – кукле.

В начале XX века, «кукольные забавы» становились излюбленным массовым гуляньем. Именно тогда возникла идея внести этот праздник в общий государственный и церковный календарь. Таким образом, у белорусской куклы появился свой праздник. Ко Дню белорусской куклы каждая мастерица старалась сделать самую красивую куклу - «Забавушку». После Гражданской войны традиция проведения подобных праздников исчезла. Лишившись поддержки, и фактически попав в число запрещённых, «кукольные забавы» постепенно теряют популярность.