Влияние семьи на гендерное воспитание подростка. Правила воспитания по гендерному признаку

Елена Прилепина

Консультация

«Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»

так и нельзя их уравнивать»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло ролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Образовательные задачи гендерного воспитания

Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

Воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

Развивать чуткость и симпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Отличительные особенности программы «От рождения до школы». Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (формирование традиционных гендерных представлений).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Этапы полоролевого развития :

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.

Психологические отличия девочек :

Девочки более послушны.

Девочки более работоспособны.

Девочки большую часть информации воспринимают на слух.

Мальчиков:

Мальчики больше хотят отличиться.

Мальчики более изобретательны.

Мальчики занимают больше места

Мальчики не должны плакать

Мальчики большую часть информации воспринимают зрением

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку

От характера родительских установок

От привязанности матери к ребенку

От привязанности ребенка к матери

От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т. е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Не однозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой - они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Игровая деятельность

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили.

игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В группах созданы условия для игр мальчиков «Пожарные», «Военные», «Автомобилисты».

Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, мы делаем акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» «Кухня», Игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы

материнства.





Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.


Физическая деятельность

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)



Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).



Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания:

Использование полотенец разных цветов (голубые, розовые);

Установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить.

Взаимодействие ДОУ с сем

ьёй – необходимое условие успешного решения

задач поло ролевого воспитания детей. В группе проводится праздник Матери, на 23 февраля спортивный праздник с папами.



Роль семьи в гендерном воспитании детей

Мать : Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери.

Отец : Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.


ктивная позиция женщины в обществе, детоцентризм современной семьи, растущий процент семей без отца делают проблему воспитания мальчиков сегодня особенно острой.

Человек не может быть счастлив, если его «биологическая программа» (на которой во многом основано и его место в обществе) не будет реализована. Поэтому в воспитании детей гендерным различиям необходимо уделять достаточное внимание.

Эти различия ярко проявляются уже в 2-3 года. В этом возрасте ребенок может четко сказать, кто он – мальчик или девочка. Гендерная устойчивость формируется с 4 до 7 лет. Дети осознают, что пол – это данность, со временем мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами.

Отличия мальчиков от девочек особенно заметны в детской игре. У детей разные интересы, разный стиль игры. Девочки предпочитают играть компактно, тихо, сосредоточенно. Мальчики шумны, их игры наполнены движением, криком, занимают большое пространство.

И здесь взрослые нередко допускают одну из распространенных ошибок воспитания. В основе таких ошибок лежат стереотипы сознания и восприятия, над которыми родители порой не задумываются.

О стереотипах в воспитании мальчиков

В шумных мальчишеских играх, их дружеских потасовках, «бессмысленной» беготне взрослые видят опасное поведение. Опасное и с точки зрения эмоциональной (проявление агрессии), и с точки зрения физической (высокая вероятность травмы). По мнению взрослых, игры должны быть более спокойными и благопристойными.

На самом деле детские игры не несут агрессии, наоборот, они наполнены положительными эмоциями. Мальчику необходимо движение: к примеру, пятилетний малыш за один летний день способен «одолеть» расстояние в 11 километров (при этом половину бегом), а девочка того же возраста за день «проходит» не больше 8 километров.

Ограничивая подвижность мальчика, взрослые наносят вред не только его физическому, но и психологическому развитию. «Недобегавший» в дошкольном возрасте мальчик, став взрослым, не будет способен выйти за рамки условностей, не сможет мыслить творчески, а это может стать причиной жизненной неудачи.

Непоседливости мальчишки нужно только радоваться! Подвижный ребенок – здоровый ребенок. У него хорошо развиваются мышцы, совершенствуется координация движений, он становится выносливым, стойким к инфекциям. Физическая активность – залог гармоничного развития личности.

Другое дело, что движением малыша следует управлять. Это убережет мальчика от травм. Направить двигательную активность в безопасное русло можно, правильно подобрав ребенку игрушки. Уже в 1,5-2 года малыш может играть в мяч, в 2-3 года способен управлять самокатом (он помогает формировать хорошую осанку). Игру детей можно и нужно организовать – оборудовать площадку для футбола, хоккея, обезопасить детскую площадку. Дома тоже необходимо выделить достаточное «свободное пространство», в котором мальчик сможет двигаться как захочет, без опасности что-то разбить и сломать.

При этом все острое, режущее, колющее, огнеопасное, химическое и лекарственное должно находиться в абсолютно недоступном месте: в этом плане с «деятельным» характером мальчишки лучше не рисковать. Для обеспечения безопасности малыша вокруг него должен быть выстроен надежный «кирпичный забор» из однозначных запретов на все потенциально опасное. Желательно как можно раньше научить мальчика обращаться с молотком, гвоздями, ножницами. Бытовые травмы случаются с мальчиками в два раза чаще, чем с девочками.

Итак, некоторая опасность высокой двигательной активности мальчиков ни в коем случае не должна быть основанием для ее ограничения. Ругать же мальчика за инциденты, связанные с его повышенной потребностью в движении, не только бессмысленно, но и вредно. Правильно будет научить его предвидеть опасность и обращаться с опасными предметами.

Другой стереотип в отношении воспитания мальчиков звучит так: «Мужчины не плачут!»

Этот стереотип вреден в психологическом плане. Во-первых, мальчик все-таки еще далеко не мужчина. Во-вторых, и мальчики, и мужчины нередко намного более чувствительны, эмоциональны и ранимы, чем женщины. К тому же мужчины гораздо менее адаптивны, то есть хуже приспосабливаются к новым ситуациям, людям, изменениям в жизни.

Подавленные эмоции и слезы приводят к стрессу. Невысказанные чувства в системе приводят к тому, что повзрослевший мальчик не умеет строить доверительные отношения, становится «холоден душой». Мать, запрещающая сыну плакать, не интересующаяся его чувствами, жизненными сложностями, не сочувствующая его обидам, его боли, его переживаниям, воспитывает черствого человека. Выросшему в «спартанских душевных условиях» мальчику будет трудно выразить чувство любви к другому человеку, а значит, он будет несчастлив в личной жизни.

Ведь быть мужчиной не значит быть грубым и нечувствительным. Это значит – быть сильным, снисходительным к слабым, ответственным за них. Сила и умение выражать свои чувства – не взаимоисключающие понятия. Сила и суровость – не одно и то же.

Как и в случае с мальчишеской подвижностью, в этом вопросе нужен разумный подход. Слезы – естественны для ребенка, какого бы пола он ни был. Они приносят облегчение, это естественная физиологическая разрядка, способ справится с негативной эмоцией. Если это не истерика, не нужно запрещать мальчику плакать. Мать должна пожалеть сына, поскольку она женщина, ее пример сочувствия необходим малышу. Отец может отнестись чуть более сдержанно (если плач связан с физической болью — упал, ушиб коленку, к примеру), но и он не должен отказывать малышу в утешении.

Как запрет на эмоции формула «мужчины не плачут» абсолютно неприемлема. Другое дело – требовать от мальчика, чтобы он не был нюней, плаксой, умел терпеть физическую боль, преодолевать трудности, делать неприятные, но нужные вещи.

Чтобы научить этому, замените установку «мужчины не плачут» на установку «мужчины действуют». Изжить проблему действием – это тоже способ снятия стресса. Как только мальчик заплакал, утешая его, предложите действие. Спрашивайте: «Что мы будем с этим делать?», «Как решим эту проблему?» Повторяйте: «Найди решение», «Ты справишься», «Ты можешь».

Особенности воспитания мальчиков

Мальчишки бывают разные, в том числе мечтательные, малоподвижные и не отказывающиеся поиграть с куклами. Но некоторые вещи повторяются настолько часто, что на них следует обратить внимание при выборе методов и средств воспитания.

Мальчикам свойственны:

  1. Чрезмерная склонность к риску, пренебрежение собственной безопасностью.
  2. Доминирование, стремление владеть (распоряжаться) ситуацией.
  3. Желание утвердить себя, выделиться, стать лидером, самостоятельность в суждениях.
  4. Склонность в девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
  5. Нацеленность на результат, соревновательность.
  6. Подвижность и неусидчивость.
  7. Хорошие математические способности.
  8. Визуальный, пространственный способ познания мира (приоритет зрительного восприятия).
  9. Высокая умственная активность в условиях дефицита времени.
  10. Особое внимание ко всему, что содержит действие.
  11. Слабая реакция на эмоциональную сторону речи.
  12. Позднее развитие речи (в соответствии с этим кисть руки мальчика «отстает» в развитии от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года).
  13. Физическая сила.
  14. Слабое здоровье (болезни переносят тяжелее девочек, иммунитет хуже, маловыносливы).
  • Поощряйте инициативу, не сдерживайте исследовательскую и двигательную активность, вообще как можно меньше запрещайте, и как можно больше разрешайте (в том числе в награду за правильный поступок).
  • При этом очертите границы дозволенного четко, однозначно, как говорится, раз и навсегда. Постарайтесь, чтобы эти границы были максимально широкими (они включают в себя все, что может повредить здоровью и жизни ребенка, правила поведения, нравственные нормы). С ростом ребенка границы пересматриваются и расширяются.
  • Самый лучший воспитатель для мальчика – строгий и добрый. Строгий – потому что мальчику нужны границы, добрый – потому что ребенок должен доверять воспитателю.
  • Будьте спокойны в общении, исключите резкий тон, крик, одергивания. При этом будьте категоричны, если это требуется. Старайтесь не читать нотаций. При необходимости говорите кратко, но образно, приводя примеры из жизни, литературы, кино.
  • Будьте эмоциональны и позволяйте ребенку проявлять эмоции. Выражайте ему одобрение, не скупитесь на похвалу (заслуженную).
  • Развивайте ответственность: доверяйте мальчику серьезные дела (работу по дому, по хозяйству, покупки и т. д.), позволяйте самому принимать решения.
  • Разделите функции воспитания: пусть мать проявляет исконно женские качества (ласку, нежность), заботится о здоровье, одежде, питании ребенка, а отец занимается мужским воспитанием. В неполной семье мать не должна стремиться заменить отца.

Роль отца в процессе превращения мальчика в мужчину — ключевая. В зависимости от возраста ребенка она меняется. Чем старше ребенок, тем важнее для него становится отец. Без влияния взрослого мужчины, без его примера, без его наставлений воспитать мальчика хорошо почти невозможно.

Дошкольный возраст

Для любого малыша, и мальчика тоже, самый главный человек – не папа, а мама. От прочности связи с матерью зависит его чувство защищенности, базовое доверие к миру. Малышу нужна безусловная материнская любовь, основанная просто на том, что он есть на свете.

Проводились специальные исследования, которые показали, что маленьких мальчиков целуют, тискают и тетешкают на порядок меньше, чем маленьких девочек. Принято считать, что из воспитания мальчика-малыша следует исключить сентиментальность. Это не верно. Малыши обоего пола нуждаются в обильных материнских ласках, особенно в период раннего детства. Матери следует открыто выражать малышу свою любовь, говорить ласковые слова, целовать и гладить. Называть «заей» или «лапочкой», конечно, не стоит. Есть много подходящих мальчику ласковых слов, и на них не нужно скупиться («любимый сынок», «мой маленький защитник» и т.п.).

Психологами также доказано, что мальчики хуже, чем девочки, переносят разлуку с матерью. Они очень остро чувствуют свою брошенность, если, например, их отдать в ясли слишком рано (до трех лет).

Отцу в воспитании мальчика дошкольного возраста следует сделать акцент на занятия с ребенком. Очень хорошо, если это будут настоящие «мужские» занятия, или что-то такое, чего не делает мама, что-то особенно интересное. Любую работу по дому отцу лучше делать вместе с ребенком.

Отец в общении с малышом тоже должен быть добрым, заботливым, щедрым на ласку и похвалу. Не стоит критиковать малыша за какие-то «не мужские» качества и поступки. Лучше их проигнорировать, а подчеркнуть достоинства ребенка. Слово «слабак», которое так любят мужчины, не стоит произносить по отношению к мальчику. Объяснять, направлять, хвалить за правильные поступки, снова объяснять и направлять, — вот верный способ воспитания. Так отец прививает малышу положительное отношение к себе как к будущему мужчине. «Я – мальчик, это хорошо, потому что я вырасту сильным, храбрым, решительным мужчиной», — такое ощущение должен вынести малыш из своего дошкольного детства.

Маленький мужчина весьма наблюдателен. Именно в раннем детстве он перенимает модель взаимоотношений между родителями, которую потом с большой долей вероятности повторит в своей жизни. То, что говорят родители, то, как они относятся друг к другу, — чрезвычайно важно.

Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики мальчика. Как можно раньше учите его мастерить, пользоваться разными инструментами.

Школьный возраст

В младшей школе мать постепенно отдаляется от ребенка, в его жизни все большее место занимает отец. Именно об этом говорит известное выражение «отстегнуть от маминой юбки».

Это бывает для матери сложно: хочется по-прежнему видеть в мальчике милого малыша, нежить и опекать его. Как и раньше, мать заботится о ребенке, ведет дом, мальчик всегда может прибегнуть к ней как к «подушке безопасности» в детских бедах и приключениях, она по-прежнему его надежный и верный тыл. Но регламентирует жизнь мальчика не мать, а отец. Все чаще и чаще по разным житейским вопросам мать отсылает ребенка к отцу: «Это мужское дело, решай его с отцом». Хороший отец и сам возьмет в руки руководство мальчиком, не дожидаясь инициативы матери.

Ребенок разворачивается к отцу в какой-то степени инстинктивно. Он может даже специально вести себя отвратительно, лишь бы отец обратил на него внимание и занялся им. Невнимание отца к ребенку в этом возрасте приведет к громадным сложностям взросления в подростковый период. Именно сейчас важно наладить прочные, доверительные отношения с ребенком.

У них должно быть много общих дел: гараж, мастерская, футбол, туризм. Вообще школьный возраст – это возраст действия. Мальчишка хватается за десятки разных дел, он пробует все, что его заинтересует. Инициативу мальчика нужно поощрять, успехи замечать, потому что ему жизненно необходим опыт успеха. Когда похвала исходит от отца, мальчик буквально расцветает.

Мальчик школьного возраста ищет себе пример для подражания. В норме отец и должен стать этим примером. Стиль общения между отцом и сыном может быть каким угодно, только отцу не следует быть слишком суровым. Все-таки мальчик еще довольно мал, и может начать бояться отца.

Что делать, если мать воспитывает ребенка одна? Необходимо найти мужчину, который возьмет на себя труд руководить мальчиком. Это может быть кто-то из родственников (дедушка, дядя), близких знакомых, учитель или тренер. Бывает, что мальчик находит пример для подражания среди героев книг и кино. Помните, что место отца не останется пустым – вместо достойного человека его может занять какой-нибудь взрослый уличный хулиган.

Подростковый возраст

Еще одну важную вещь требуется тщательно укрепить в школьном возрасте, чтобы она принесла плоды чуть позже. «Мальчики подобны телятам: чем старше они становятся, тем просторнее должен быть загон. Но ограды нужны всегда!», — говорится в одной английской пословице.

Импульсивность мальчишек, их вечное стремление испытать предел, посмотреть, что там, за горизонтом, делает ограды жизненно необходимыми. Крепкая ограда научит его подчиняться правилам, ограничивать свое «хочу», жить во взрослом мире.

Это значит, что ребенок не может делать все, что ему захочется, его свобода ограничена разумными и обязательными правилами. В разных семьях правила могут отличаться, но они должны быть обязательно. Все, что касается жизни и здоровья ребенка, распорядка дня, домашних и школьных обязанностей, норм поведения и общения, входит в эти правила.

Обязательность правил означает также и то, что их нарушение влечет за собой наказание. Без наказания воспитать мальчика почти невозможно. Мальчик обязательно попытается нарушить какое-нибудь правило, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Конечно, физических наказаний быть не должно, да и разные ограничения могут быть символическими. В этом вопросе все зависит от авторитета родителей, их стиля воспитания, общего тона семьи.

Важно то, что в подростковый возраст мальчик должен войти с хорошо усвоенными понятиями: «сказано – сделай», «правила нарушать нельзя». Это, как и хорошие отношения с отцом, сделает период взросления менее болезненным.

Суть подросткового периода можно выразить фразой: отец, в позднем детстве приняв мальчика из рук матери, выводит его в жизнь. Важность отца по-прежнему высока, но подростку для взросления уже мало только общения с отцом. Ему требуется общество сверстников, других взрослых мужчин. Лучше, если это будут люди, которых родители хорошо знают. Поэтому семье не стоит жить замкнуто.

Подросток рвется в мир взрослых. Он уже чувствует себя мужчиной и жаждет доказать свою взрослость. Относитесь к этим желаниям подростка с уважением, дайте ему максимально возможную свободу. При этом помните об оградах. Они должны быть на месте, более того, не стоит бояться применить тотальный контроль, если этого требует ситуация.

Взрослость и свобода предполагает ответственность. Научить нести ответственность, соотносить свои желания с реальностью, видеть последствия поступков – цель воспитания в этом возрасте.

Стремление к взрослости как стержень жизни находит выражение в выборе профессии. Помните, что в 15 годам подросток должен определиться с профессией или хотя бы с общим направлением будущей взрослой жизни. Отсутствие определенности означает отсутствие цели в жизни. Это пагубно для подростка.

Физиология и воспитание

Мальчик – будущий мужчина, будущий отец. В силу этого физиологические аспекты в его воспитании важны не меньше психологических. Тем более что они взаимосвязаны.

Пока мальчик мал

С самого рождения необходимо следить за формированием половой системы малыша, и при любых отклонениях от нормы обращаться к врачу. Сигналом об опасности могут быть:

  • дряблые мышцы в сочетании с излишней полнотой,
  • слабое или чрезмерное развитие половых органов,
  • сужение или воспаление крайней плоти,
  • отсутствие яичек либо их асимметричное расположение,
  • нарушение мочеиспускания (когда струя разбрызгивается, а не идет прямо).

Пока мальчик мал, лечение отклонений будет несложным и успешным, даже в случае операции. В старшем возрасте такие, на первый взгляд, мелочи могут стать серьезной проблемой.

Осложнения в этой области могут дать некоторые инфекции, например, свинка. Поэтому нельзя отказываться от прививок, а лечиться нужно вовремя и до конца.

Мальчикам не меньше девочек необходима строгая личная гигиена. Чистота тела, нижнего белья – лучшая профилактика заболеваний. Нечистоплотность может стать причиной воспаления крайней плоти. Если на него не обратить внимания, возникнут осложнения – боли, отеки, сужение. Они потребуют лечения.

В дошкольном возрасте гигиенические волевые привычки закладываются на всю жизнь, их формирование – обязанность родителей.

Детский онанизм

Привычка к чистоплотности поможет избежать и преждевременного полового возбуждения. Пережитое слишком рано, до подросткового возраста, оно способно негативно повлиять на физическое и психическое развитие ребенка.

Не секрет, что многие мальчики переживают первое сексуальное возбуждение в семье. Это получается невольно: мать ходит по дому полуодетая, переодевается на глазах ребенка, купается с сыном в бане, берет его на пляж.

Следует помнить, что мальчики намного больше подвержены сексуальным переживаниям, чем девочки. Женщины в доме, где растет мальчик, должны особенно тщательно следить за собой. Не стоит разрешать мальчику спать с родителями в одной постели.

Это раннее переживание может стать причиной онанизма. Для профилактики онанизма не следует чрезмерно тискать и зацеловывать малыша. Его спальное место должно быть довольно жестким, а одеяло не слишком теплым. Одежда должна быть удобной и достаточно свободной: тесные, узкие штанишки с грубыми швами, особенно надетые на голое тело, могут раздражить эрогенные зоны и доставить ребенку первые «приятные» впечатления.

Если родители заметили эту привычку за ребенком, не стоит впадать в панику. Привычка, конечно, нехорошая, но ничего опасного в ней нет. Привычка начнет истощать нервную систему ребенка, только если она закрепится прочно. Не стоит кричать на мальчика, наказывать его, он и сам понимает, что делает что-то неприличное. Следует спокойно и деликатно поговорить с сыном, объяснить, почему это нехорошо. Одновременно принять простые меры: позаботиться, чтобы одежда ребенка препятствовала этому занятию (плотные облегающие трусы, брюки без карманов); обеспечить режим сна и бодрствования (не позволять «валяться» в постели); занять его играми, книгами, полезным трудом; исключить ненужные разговоры и зрелища.

Мальчик-подросток

Обычно в 11-12 лет начинается половое созревание мальчика. Быстро растут кости и мышцы, ломается голос, постепенно формируется мужская фигура. Внимательная мать заметит начало поллюций – непроизвольных выделений семени во сне. Это нормальное явление, но следует знать, что слишком частые поллюции могут свидетельствовать о нездоровом интересе сына к сексуальным вопросам (нормой считается 1-2 поллюции в неделю или меньше). Интересуйтесь окружением подростка, контролируйте, как он проводит время, что смотрит, что читает, чем увлекается. Подростку необходимо заниматься спортом. Видов спорта столько, что всегда можно подобрать такое занятие, которое ему понравится и подойдет. Исключительно важен четкий режим дня.

Мальчики по сравнению с девочками переживают период полового созревания намного труднее. Нужно делать на это скидку, когда подросток озадачит родителей какой-нибудь невероятной выходкой. Мальчики в этом возрасте невероятно обидчивы, раздражительны, резки. Их нервная система не справляется с физиологической нагрузкой, она заметно «отстает» в развитии. Многие 16-летние подростки выглядят, как взрослые мужчины, и в тоже время быстро устают, сонливы или, наоборот, жалуются на плохой сон. Мысли, поступки подростка еще полудетские. Подросток станет настоящим мужчиной лишь к 20-22 годам.

Отставание психологии от физиологии в созревании подростка влечет за собой ряд проблем. О них нужно знать заранее, тогда подростковый период в жизни мальчика пройдет менее болезненно.

Сексуальная жизнь

В ранней сексуальной жизни сейчас не видят ничего страшного, тем не менее, исторически, во все времена и у всех народов добрачные половые связи не приветствовались, а воздержание считалось полезным.

Каким бы ни был взгляд родителей на этот вопрос, жизненно необходимо дать подростку всю возможную информацию по безопасности, другим беспокоящим его вопросам. Не отмахивайтесь от разговоров, не думайте, что подростки сегодня «знают все лучше взрослых». Серьезные исследования показывают, что представления большинства подростков о многих важных вещих весьма туманные, сведения отрывочные.

Миссию просвещения должен взять на себя отец (или другой близкий подростку мужчина). Беседовать с подростком лучше с глазу на глаз. Разговоры должны быть проникнуты мотивом ответственности мужчины за поступки, уважения к женщине. Пошлость и вульгарность недопустимы.

Бывает, что подросток больше доверяет специальной литературе. Следует заранее позаботиться о том, чтобы в домашней библиотеке были хорошие книги. К книгам можно прибегнуть и в случае, если в окружении подростка нет мужчин, способных его наставить.

Вредные привычки

Подросток чувствует себя вполне взрослым, настоящим мужчиной, а родителям так не кажется. Чтобы доказать свою «взрослость», он начинает курить и употреблять алкогольные напитки. Другим мотиватором выступает желание «быть как все» в компании сверстников.

Как не допустить появление вредных привычек:

  1. Никогда не предлагать алкогольные напитки в семье (даже пиво, даже бокал шампанского на Новый Год). 18-летие должно стать первым праздником, на котором юноше можно попробовать алкоголь.
  2. Подавать собственный добрый пример.
  3. Рассказывать о вреде курения и пьянства, стараясь при этом избегать назидательности (приводить примеры из жизни).
  4. С малых лет воспитывать силу воли.
  5. Контролировать круг общения и занятия подростка.
  6. Ультимативно запретить подростку курение и алкоголь в любых видах, контролировать выполнение запрета.

По мнению психологов, результат воспитания мальчика в большей мере зависит от усилий воспитателей и влияния среды, в которой он растет, чем от наследственности. Задумайтесь над этим, если Ваш ребенок – мальчик!

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер - это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются - подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра - это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи - не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.


Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Итак, девочки. С самого детства девочки проявляют «материнский инстинкт», выражающийся в интересе к куклам, к другим малышам, к коляскам. Их, прежде всего, интересует человек, его взаимоотношения с другими людьми. Для них характерно проявление интереса к быту (посуда, мебель, еда). Так сложилось, что девочки больше общаются с мамами, сильнее привязаны к ним. У них сильнее развито непроизвольное внимание, они легче поддаются внушению, они поддаются эмоциям. Родители покупают им «девчачьи» игрушки: куклы, посудка, коляски, мебель. Тем самым, развивая в них то, что уже заложено природой.

Представители мужского пола обладают большей физической силой, выносливостью, стойкостью. С детства они больше привязаны к отцам, от них перенимают мужские качества. Мальчишки больше интересуются машинками, гонками, солдатиками, воинами и др. С детства они видят, как папы выполняют мужскую работу по дому: чинят, забивают гвозди, меняют водопровод и так далее. Непроизвольно весь труд разделяют на мужской и на женский. Сами родители учат мальчишек быть защитником для сестры, мамы, подруги. Родители покупают мальчикам машинки, автодороги, детские строительные инструменты, воинов и так далее, что само по себе приводит к разделению в воспитании. В обществе так сложилось, что существует воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения и отношения.

Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания. Именно с семьи все и начинается.

Судить о том хорошо это или плохо, нужно это или нет судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.

Семья - главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка

Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е. присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек - в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЕТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Мужские и женские роли в семье

Природа уверенно распределила мужские и женские роли в семье, и хотя, они отличаются по функциям, однако по значимости они абсолютно равны. Мужская роль включает в себя главенство в семье, функции защитника и кормильца. А женская роль заключается в том, чтобы быть превосходной женой, матерью и хозяйкой в доме. С ведением домашнего хозяйства и материнством проблем нет - все понимают верно эти понятия и функции. А вот с ролью жены несколько сложнее, она состоит в том, чтобы поддерживать, понимать и принимать своего мужа, вдохновлять его на успех и быть верным помощником.

Самый эффективный вид сотрудничества во всех сферах деятельности человека - это разделение обязанностей (ролей), это же касается и семьи. Если каждый из супругов знают и успешно справляются со своими ролями, то семья обречена на успех. Проблемы начинают возникать тогда, когда муж или жена, или оба не имеют желания исполнять свои функции, пытаются осилить чужие, или вмешиваются в роли другого. Безупречная жена строит карьеру в семье. Её роль исключительно женская, заключается в поддержании мужа, помощи в исполнении его функций, но не делать за супруга его работу.

Эффективность и преданность в выполнении своих ролей всегда сопровождается большим успехом в семейной, деловой и общественной жизни.

И все абсолютно наоборот, когда кто-то из членов семьи пытается исполнять чужие роли, отказывается выполнять свои функции, или слишком озабочен тем, как выполняют свои функции другие, играя роль строгого надзирателя.

Успех в исполнении своих функций зависит от того, насколько хорошо вы выполняете свою женскую роль в жизни и в семье в частности. Это должно заботить только вас. Не исключено, что у вас есть возможность нанимать помощников для организации домашнего быта, или попросить помогать вам в этом детей. Но в любом случае, ответственность за порядок в этой сфере лежит только на вас.

Овладев женскими навыками и умениями, вы сможете добиться еще больших успехов на семейном поприще. Для этого вы можете научиться готовить, вести домашнее хозяйство, обустраивать домашний быт так, чтобы в нем было комфортно. Обратите внимание на женскую бережливость и на воспитание детей. Посвятите себя полностью семье и приложите максимум усилий для достижения гармонии и благополучия в доме.

То, что вы поможете вашему мужу достичь успеха в исполнении его функции, станет и вашим успехов в создании благополучной семьи. В этом вам помогут знания трех мужских потребностей:

У мужчины должна быть возможность выполнять свои функции главы семьи, кормильца и защитника.

Мужчина должен ощущать эту потребность в своей семье.

Важно, чтобы мужчина имел превосходство над женщиной в этой области.

В современном обществе тенденция к тому, что эти исходные принципы все время нарушаются. Произошло вторжение женщины на территорию мужчины. В результате у нас в наличии поколение матерей, которые работают, конкурируют с мужчинами в продвижении по карьерной лестнице, в величине доходов.

В домашней обстановке тоже далеко не все спокойно. Женщина привыкла быть руководителем на работе, и то же самое пытается сделать дома, выполнять все по-своему. Женщина стала выполнять очень многие функции, мужские по определению, самостоятельно. Большая утрата для обоих в паре то, что женщина стала независимая, и это приводит к тому, что она перестала испытывать потребность в защите мужчине и его обеспечении.

Из-за того, что мужчина не чувствует потребностей в его мужских функциях, не ощущает надобности в себе, и потому не чувствует необходимость быть настоящим мужчиной. Для того, чтобы более соответствовать взятой на себя работы, женщина приобретает мужские особенности характера. Эта значит утрату женственности, присущего женского обаяния и женской нежности. Женщина становится подвержена стрессу, проявляется постоянная нервозность, когда она пытается взять на себя ответственность ту, которую обычно должен брать мужчина. Это провоцирует утрату столько важной и необходимой умиротворенности, которая нужна для создания счастливой семьи. Если женщина тратит много сил и времени на выполнение работы, предназначенной мужчинам, она откидывает от себя те важные функции, которые свойственны именно женщине. В результате от этого проигрывает вся семья.

Чтобы семья была успешной и счастливой, женщина обязана твердо помнить о том, что мужчина глава семьи, кормилец и защитник. Счастье мужа напрямую зависит от того, как он выполняет свою мужскую роль в семье, и чувствует ли вашу поддержку, свою нужность семье.

Оставьте мужчине возможность руководить семьей, выполнять мужскую работу в доме, обеспечивать всем необходимым вас и семью. Только крайняя необходимость может позволить вам зайти за границы ваших функций и исполнять мужские работы.

Не стоит ждать от мужчины совершенства в исполнении его мужской роли. Вы сделаете лучше и себе и мужчине, если не будете придираться по мелочам и вмешиваться в его деятельность. Если вы столкнулись с проблемами, а мужчина не пользуется своими мужскими функциями защитника, не стоит жаловаться. Будет лучше, если вы просто скажите, что у вас проблема, четко и ясно расскажите ему основную суть проблемы и какие могут быть последствия. Следующим шагом будет вопрос: «какие у тебя мысли по этому поводу? Что можно сделать в данной ситуации?». Тем самым вы дадите ему понять, что он глава семьи, передадите свою трудность вашему мужчине, и это будет хороший повод для мужчины почувствовать себя нужным. Изменения могут занять достаточно времени, поэтому рекомендуется вам набраться терпения в том случае, если мужчина не берется за решение вопроса даже после того, как вы ему все расскажите.

Начало изменений можно положить похвалами мужчины. Мужскую роль не так-то легко исполнять и скоро вы узнаете почему. Самой большой наградой для мужчины станет ваша похвала. Не жалейте слов благодарности. Эффект будет больше, чем когда мужчина получает награду за труд. И не забывайте постоянно и ответственно выполнять свои обязанности по обустройству домашнего очага.

Таким образом, вам удастся провести четкую границу между функциями мужчины и женщины, и поможете успешно вести мужские дела мужчине.

Если не определить четко мужские и женские роли, то это грозит смешением функций. И тогда мужчина начинает делать какую-то часть женской работы, а женщина - мужской. Все поправимо, если такое распределение ролей временное, но в случае, когда это происходит постоянно, то целостности семьи это наносит вред.

В воспитании детей нужно уделять внимание развитию природных свойств по половому определению, а для этого им нужно наблюдать в родителях достаточно четкие образы мужчины и женщины для собственного подражания. При исполнении своей женской роли, мама показывает свой нежный женский образ. Когда она выполняет свои женские дела с такой любовью и нежностью, которая может быть присуща только женщинам, когда она ходит в женственной одежде, нежно заботится о детях, выполняет свои домашние обязанности, то смотря на неё, дети формируют женский образ. Когда она при исполнении своих функций излучает удовлетворение своей жизнью и счастье, женщина помогает нарисовать своим детям благоприятную картину женственности.

Когда дети видят в отце сильного лидера, когда отец проявляет свои функции кормильца и защитника в действии, когда он с уверенность берет на себя ответственность, при этом получая удовольствие от происходящего, это формирует благоприятную почву для развития таких качеств в сыновьях и становятся примером для будущего мужа девушкам.

Девочки будут тянуться к женственному, а мальчики - к мужественному в том случае, когда в семье существует четкое наглядное отличие в образах мужчины и женщины.

Если в семье складывает не так, как определено природой, когда нет четких границ между распределением функций, то это может грозить серьезной проблемой. По статистике в домах, где обязанности мужчины и женщины были нечеткими, часто возникали случаи гомосексуальности. Дети в семьях с подобными устоями не могли получить конкретного представления о мужских и женских функциях, и у них не был формирован идеал для подражания.

Процесс воспитания научит детей многому тому, что им поможет успешно передвигаться по жизни, чтобы быть счастливыми. Однако, самому важному, чему дети могут научиться в семье - это мальчику стать мужественному, а девочке - женственной.

Воспитание ребенка без отца

С каждым годом количество матерей-одиночек катастрофически увеличивается и пугает своими цифрами. Пугают и цифры разводов, ведь их порой в два, а то и три раза больше чем количество браков в год. Но самым страшным фактом и в той и в другой ситуации остается лишь одно - ребенок воспитывается без отца. И поверьте, для него совершенно неважно был ли его папа вообще или ушел совсем недавно, факт, как говорится, остается фактом. Ломаются не только человеческие судьбы, но и судьбы детей, которых мы порой не замечаем, решая свои взрослые проблемы.

Ведь женщина, которая остается сама на руках с ребенком испытывает стресс и ощущает на себе возникновение массы новых проблем - материальных, жилищных и, безусловно, моральных. Но все это мелочи по сравнению с тем, что чувствует и ощущает ребенок. Если ребенок маленький, то возможно он сразу и не осознает всю остроту ситуации, а вот ребенок постарше испытывает реальный стресс и мало того, зачастую чувствует себя виноватым в сложившейся ситуации. По мнению детских психологов, ребенок, который растет в полной семье, черпает для себя из отношений родителей опыт и пример для дальнейшего построения своих отношений в его будущей семье. Такому ребенку проще адаптироваться в социуме. Для ребенка без отца, характерна замкнутость, абстрагированность и плохая адаптация в коллективе.

Воспитание ребенка без отца - очень сложная задача, прежде всего для мамы. Но при желании и наличии определенных знаний и навыков можно решить и эту проблему.

Если вы воспитываете сына, то ваша задача будет состоять в правильной корректировке объектов для подражания, которые возникают у вашего ребенка. Это могут быть киногерои, книжные герои, а возможно и реальные представители мужского пола из числа ваших ближайших родственников. Не нужно начинать активное «задаривание» ребенка. Тем самым подталкивать его к статусу жертвы или обиженного. Не нужно и бездумно баловать сына, а наоборот стараться привлекать его к любой работе, начиная от вбивания банального гвоздя до уборки квартиры, мытья посуды и других видов работ. При этом хвалить ребенка и постоянно давать ему понять, что он и есть самый главный мужчина в их семье и что без его помощи вам будет тяжело. Своим поведением мама должна как бы подталкивать ребенка к определенным действиям, а в частности к оказанию ей помощи, даже если у него не все получается с первого раза. Это потребует от вас огромного терпения и внимания. Когда ваш маленький сын поймет, что его помощь очень необходима и желанна для вас, он сам будет проявлять инициативу и получать от этого массу удовольствия. Ведь он начнет чувствовать себя мужчиной - надеждой и опорой для мамы и всей семьи. А впоследствии диагноз вырос «ребёнок без отца» вообще потеряет свою актуальность.

Если вы воспитываете дочь, то на первый взгляд кажется, что ситуация намного проще, ведь девочка всегда ближе к маме. Но тут и возникают первые проблемы.

Для девочки значение отца намного больше, чем даже для мальчика. Отец - это человек, который выполняет в жизни дочери роль самого важного наставника. Папа, это своего рода первый мужчина, который защитит, пожалеет и даст нужный совет и создаст у дочери чувство покоя и уверенности в себе. И соответственно уход или отсутствие отца может создать у девочки комплекс неполноценности или вызвать полную неприязнь ко всему мужскому полу в целом. Именно от этих факторов и нужно уберечь свою дочь. Для начала необходимо постоянно говорить дочери, что все мужчины разные и вовсе не плохие, и то, что случилось с ними, абсолютно не означает, что в этом есть их вина - ее и мамы, просто жизнь взрослых достаточно сложная вещь и порой складывается по-разному вне зависимости от обстоятельств.

Воспитание ребенка извечная проблема, но все же она требует внимания и полной самоотдачи.

Гендерное воспитание в семье

Консультация для родителей

Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.

Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность - или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?

В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания - это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.

Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день - то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода - это воля, ограниченная законом».

Заповеди воспитания

1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делайте своевременные замечания.

7. Оценивайте поступок, а не личность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.

3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

13.Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.

16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.

17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.

22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.

26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

30.Проведите "ревизию" ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых "удобных" для учителей, а может быть и этого не получиться.

33.Постарайтесь не разрушать так называемую "врожденную грамотность", если ее основы заложены в ребенке.

34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.

38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.

43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.

44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования "хотения" ребенка.

46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.

47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

48.Бойтесь появления у ребенка "выученной беспомощности".

49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди".