Размер пенсии в россии. Каков минимальный и максимальный размер пенсии по старости в россии Размер пенсии в году

Размер минимальной пенсии обычно интересует пенсионеров, получающих социальную пенсию, которая заметно ниже, чем страховая. Рассмотрим, какие факторы влияют на размер минимальной пенсии .

Влияние вида пенсии по старости на ее размер

На сегодняшний день в России существуют 2 основных закона, в связи с которыми назначаются пенсии по старости:

  • «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

По первому закону назначение пенсии по старости зависит от присутствия у будущего пенсионера минимального количества лет страхового стажа и от формирования у него нужного пенсионного коэффициента. Размер пенсии определяется достаточно сложным путем, учитывающим не только объем фактически уплаченных пенсионером за трудовую деятельность страховых взносов, величину его страхового стажа, сдвиг назначения пенсии в сторону большего возраста, но и возможность получения фиксированных доплат, а также оценку влияния индексации как на саму пенсию, так и на величину фиксированных доплат. Такую пенсию будущий пенсионер зарабатывает сам, и конечный ее размер законодательство не ограничивает.

По второму закону пенсия, являющаяся аналогом страховой пенсии по старости, назначается нетрудоспособным лицам и носит название социальной. В связи со старостью правом на ее получение могут воспользоваться те люди, которые не заработали необходимого для назначения страховой пенсии стажа.

В сравнении со страховой социальная пенсия имеет ряд условий, существенно снижающих выгодность ее назначения:

  • Возраст признания человека нетрудоспособным наступает позже на 5 лет, чем пенсионный возраст для страховой пенсии.
  • Получать ее могут только лица, постоянно (не меньше 15 лет) жившие в России до ее назначения и продолжающие жить здесь.
  • Ее не могут получать работающие пенсионеры.
  • Размер пенсии небольшой и, несмотря на обязательность ежегодной индексации, в среднем остается ниже, чем величина страховой пенсии.

Поэтому, рассматривая вопрос о минимальном размере пенсии по старости , следует, в первую очередь, иметь в виду социальную пенсию, назначаемую нетрудоспособным лицам.

Величина социальной пенсии по старости

Размер социальной пенсии по старости прямо указан в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ: это 3 626,71 руб. Однако его ежегодно индексируют, учитывая средний рост прожиточного минимума пенсионеров по России (ст. 25 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ). Величину этого коэффициента устанавливает Правительство РФ. Кроме того, размер социальной пенсии зависит от районного коэффициента, применяемого на территории проживания пенсионера (п. 2 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Значение прожиточного минимума для пенсионеров каждый из российских регионов устанавливает самостоятельно. Поэтому он может существенно отличаться от среднего по стране (и не только в меньшую сторону). Соответственно, не исключены варианты, что размер социальной пенсии и ряда страховых пенсий в регионе окажется меньше не только среднего по РФ, но и регионального минимума.

Для таких ситуаций п. 1 ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает обязательность социальной доплаты к пенсии. Целью ее является доведение размера минимальной пенсии до регионального прожиточного минимума.

Эта доплата может складываться из 2 частей:

  • федеральной, доплачиваемой за счет ПФР в пределах среднего уровня прожиточного минимума пенсионеров, установленного для РФ, до уровня, установленного по региону (п. 4 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ);
  • региональной, доплачиваемой за счет средств бюджета региона, если прожиточный минимум для региона превышает минимум, установленный для РФ (п. 5 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

На сколько будет увеличена пенсия в 2016 году?

Минимальный размер пенсии в 2016 году будет в очередной раз проиндексирован с апреля. Правда, не в пропорции к росту прожиточного минимума, а с меньшим коэффициентом — 1,04 (п. 1 ст. 4 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Поскольку рост прожиточного минимума окажется более существенным, очень вероятно увеличение числа лиц, у которых возникнут основания для получения социальных доплат. В том числе и у неработающих получателей страховой пенсии, индексация которой в феврале 2016 года также прошла с пониженным коэффициентом 1,04 (пп. 1-3 ст. 5 закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Размер пенсионных выплат, с которым сравнивается величина прожиточного минимума, складывается из:

  • пенсии неработающего пенсионера;
  • дополнительных регулярных выплат по социальному обеспечению и социальным услугам;
  • иных регулярных социальных доплат, имеющихся в субъекте РФ.

Таким образом, чтобы определить, на какую минимальную пенсию может претендовать человек в 2016 году, ему нужно сравнить общую сумму получаемых им в связи с пенсией выплат с 2 величинами прожиточного минимума пенсионеров для 2016 года: установленного для региона его проживания и рассчитанного по Российской Федерации. Если он увидит основания для повышения такой выплаты, ему нужно обратиться в региональное отделение ПФР с заявлением, содержащим просьбу о доведении величины его пенсии до размера минимальной пенсии .

Прожиточный минимум по регионам России

Значения прожиточного минимума и в регионах, и по России утверждаются до наступления того года, на который они устанавливаются (пп. 3-4 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).

По РФ прожиточный минимум пенсионеров на 2016 год равен 8 803 руб. (п. 6 ст. 8 закона «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359-ФЗ). А значения его, установленные на 2016 год для регионов, можно увидеть на сайте ПФР . Таблица этих значений содержит отсылку не только к номерам законов, утвердивших прожиточный минимум по определенному региону, но и указание на то, за счет средств какого бюджета будет делаться социальная доплата к пенсии, благодаря которой ее размер станет соответствующим размеру минимальной пенсии .

Итоги

Несмотря на то, в соответствии с каким из законов рассчитывается пенсия по старости, если ее величина оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного для региона его проживания, то неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату, которая сделает его пенсию соответствующей размеру минимальной пенсии по региону.

В пенсионной системе России в 2016 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 7% будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Назначение пенсий

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Подать в ПФР заявление можно по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6%, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Материнский капитал

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

В 2016 году Пенсионный фонд продолжает принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 000 рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года - 453 026 рублей.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году проиндексирован и составляет 796 тысяч рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года.

Размер МРОТ в 2016 году составляет 6 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 19 356,48 плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 851,84 рубля.

Кроме того, с января 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Более подробно ознакомиться со всеми изменениями в части уплаты страховых взносов и представления отчетности можно на сайте ПФР в разделе «Страхователям».

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.

Минимальная пенсия в России – понятие относительное и точным образом не определенное. Главный показатель «минимальности» в данном случае – размер прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона. Если пенсия выше него, то у вас все хорошо. Но даже если она ниже, государство все равно вас не бросит.

Какой средний размер пенсии в России

Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России по состоянию на конец 2018 - начало 2019 года составляет примерно 14 100 руб.

Если сравнить с заработной платой, то, согласно подсчетам аналитиков, такой размер пенсии составляет около 40% от среднего заработка по России.

Средний размер социальной пенсии - 9 045 руб.

Средний размер пенсии, которая выплачивается детям-инвалидам, составляет 13 699 руб.

Пенсии, которые получают граждане, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, в среднем составляют 30 700 руб.

Стоит отметить, что в постсоветском пространстве РФ является одной из самых богатых стран в плане пенсионного обеспечения граждан. Конкуренцию нам может составить разве что Прибалтийский регион, но стоит учитывать, что в Прибалтике довольно высокие расходы на коммунальные услуги, которые и «съедают» все «заработки» пенсионеров.

Если обратить внимание на проводимую государством пенсионную политику, можно отметить, что по сравнению с 90-ми годами ХХ века кризис в данной сфере стал сходить на нет.

Какая минимальная пенсия по старости

Достигнув возраста, установленного законодательством, гражданин начинает задумываться, а какой же минимальный размер пенсии его ждет?

Отметим, что в российском законодательстве понятия «минимальная пенсия» не существует; ее размер зависит от различных обстоятельств.

Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в регионе проживания пенсионера.

Но если все же такая ситуация имеет место быть (пенсия гражданина по старости со всеми надбавками ниже прожиточного минимума для пенсионеров), то пенсионеру устанавливаются дополнительные социальные выплаты.: в таком размере,чтобы пенсия была равна региональному прожиточному минимуму. Социальная доплата устанавливается на основании заявления пенсионера. Работающим пенсионерам социальная доплата не полагается.

Минимальный размер пенсии может быть повышен в следующих случаях:

  • гражданин перешагивает 80-летний рубеж;
  • на его иждивении появляются один и более родственников;
  • страховая пенсия индексируется;
  • пенсионер выходит на работу.

Для того чтобы получить хотя быминимальную пенсию в Россиипо старости, необходимо иметь не менее 15 лет трудового стажа. Но все дело в том, что не у всех он есть. В этом случае вам будет выплачиваться социальная пенсия.

Максимальный размер пенсии по старости

Максимальный размер пенсии по старости на сегодняшний день подсчитать невозможно. Он будет зависеть от многих обстоятельств - возраста выхода на пенсию, трудового стажа, заработной платы, пенсионных отчислений и т. д.

Не знаете свои права?

А теперь давайте обратимся к новому пенсионному законодательству, а именно к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

с 1 января 2019 года пенсионный возраст увеличен: женщины теперь идут на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65. И по-прежнему, граждане, которые будут выходить на пенсию позже возраста, установленного законодательством, получат прибавку к пенсии пропорционально времени, в течение которого они не находились на пенсии (а могли бы!).

Соответственно, чем позже вы уйдете на пенсию, тем выше пенсия будет.

Пенсионный калькулятор

25.06.2013 года на официальном сайте Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ был размещен пенсионный калькулятор, проще говоря, механизм, с помощью которого граждане РФ могут рассчитать свою будущую пенсию.

Но, по словам Министра труда РФ, калькулятор не предназначен для выведения точного размера пенсии; он может только спрогнозировать определенную сумму при различных показателях.

При расчете будущей пенсии вам будет предложено ввести в графы размер вашей зарплаты, пол, срок воинской службы и т.д. Но калькулятор выдает сумму по состоянию на сегодняшний день, то есть, как было бы, если бы вы ушли на пенсию завтра.

Калькулятор основывает свои расчеты на новой пенсионной формуле, которая предусмотрена в законе «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, действующем с 01.01.2015.

Но! Стоит помнить, что в пенсионную формулу изначально заложен инструмент, который может повлиять на размер пенсии в сторону ее снижения. Это так называемая стоимость пенсионного коэффициента, которая устанавливается в зависимости от экономической, демографической ситуации в стране и иных показателей.

Что мы имеем помимо пенсий

В связи с тем, что пенсионеры (большинство) не занимаются трудовой деятельностью, они считаются социально незащищенной категорий граждан.

Именно поэтому помимо пенсионного обеспечения пенсионеры могут рассчитывать и на другие льготы и пособия.

  1. Налоговое законодательство предусмотрело «поблажки» для пенсионеров в виде освобождения от уплаты имущественного налога; пенсия налогом не облагается, да еще и имущественный вычет за приобретение недвижимости можно получить, если обратиться за ним в течение 3-х лет после выхода на пенсию (пенсионерам разрешается оформлять вычет за 3 предшествующих года, в отличие от других граждан).
  2. В сфере здравоохранения тоже все хорошо: все пенсионеры подпадают под действие программы обязательного медицинского страхования и имеют право на получение медицинской помощи бесплатно. Гражданам, получающим минимальную пенсию по старости или инвалидности, лекарства по рецептам обязаны продавать с 50-процентной скидкой.
  3. Компенсация оплаты по услугам ЖКХ. Если пенсионер признан малоимущим, то ему положена субсидия на оплату коммунальных услуг. Кроме этого, в некоторых регионах предусмотрена компенсация оплаты на жилье в качестве дополнительной меры социальной поддержки.
  4. Льготный проезд в общественном транспорте, предусмотренный законодательством регионов.

Если обобщить федеральное и местное законодательство, то можно сделать вывод о том, что помимо пенсии граждане имеют право на дополнительные льготы, которые им предоставляет государство.

Пенсии в 2018 - 2019 годах

Пенсионная формула, предусматривающая пересчет пенсий в баллах и увеличение стажа для начисления пенсии, ввиду своей сложности вызывает множество вопросов.

Должно успокоить нынешних пенсионеров и всех, кто успел до 2015 года выйти на пенсию, то, что их пенсионные права не нарушатся, а будут иметь прежнюю силу.

Теперь гражданам особенно выгодно получать «белую» зарплату и забыть про конверты, так как размер заработной платы и отчисления с нее также влияют на размер будущей пенсии.

Новым законом введено понятие «годовой пенсионный коэффициент» (ГПК), означающее результат работы гражданина за год. ГПК равняется соотношению суммы, уплачиваемой вашим работодателем, к сумме, которая может быть уплачена с максимальной взносооблагаемой суммы, умноженной на максимальное значение пенсионного коэффициента.

Еще одним плюсом стало то, что в «трудовой» стаж, необходимый для назначения пенсии, входит отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сложности 4,5 года. Причем этот отпуск засчитывается не только матери, а тому, кто официально находился в отпуске по уходу.

Пенсия также и остается в составе 2 частей: страховой и накопительной. Страховая рассчитывается по закону «О страховых пенсиях», а накопительная - по закону «О накопительных пенсиях» от 28.12.2013 № 424-ФЗ, также вступившем в силу 01.01.2015.

Если мы внимательно присмотримся к пенсионным реформам и последним изменениям в пенсионном законодательстве, то увидим, что государство старается постепенно «вывести» страну из ямы под названием «низкие пенсии». Свидетельство этому - индексация пенсии 2 раза в год, перерасчет пенсии для работающих пенсионеров и т.д.

Однако сделать однозначный вывод о том, что на пенсионном поприще все хорошо, нельзя. Необходимо дать «инкубационный» период для новой реформы и подождать, какой «цыпленок» появится из этого «яйца».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней будет произведена только пенсионерам, не осуществлявшим трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний отчетный день последнего отчетного периода работодателей, которые имеются в распоряжении ПФР перед осуществлением индексации с 1 февраля 2016 года, - это 30 сентября 2015 года. Если на указанный день гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета будет работать, то индексация с 1 февраля 2016 г. не производится.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, то они будут считаться работающими, если состояли на учете в налоговых органах и ПФР по состоянию на 31 декабря 2015 года.

В случае прекращения или поступления на работу в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. граждане представляют заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы. Заявление может быть подано непосредственно в Управление ПФР, в том числе по почте, а также через многофункциональный центр или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», не позднее 31 мая 2016 года.

Со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы будет автоматически определяться на основании ежемесячных данных работодателей. После получения и обработки отчетности из которой следует, что пенсионер прекратил работать, он начнет получать размер страховой пенсии с учетом индексаций, прошедших во время его работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

На 20 января т.г. в Управления ПФР обратилось 124 уволенных с работы пенсионеров, в том числе по г. Кызылу - 52 чел. Также поступило по 1 заявлению об устройстве на работу в Управления ПФР Бай-Тайгинского и Чеди-Хольского районов.

Общее количество получателей пенсий по оперативным данным на 01.01.2016г. составляет 81487 чел., из них 60666 чел. (74%) являются получателями страховых пенсий по Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 1 февраля 2016 года будут проиндексированы страховые пенсии на 4% свыше 43 тыс. неработающих пенсионеров (72% от общего количества получателей страховых пенсий).

По отчетным данным страхователей 18514 получателей пенсий являются работающими, из них получателей страховых пенсий - 17036 чел. (28%). В данное количество могут не попасть пенсионеры, которые работают за пределами республики.

С 1 августа текущего года пенсионерам, которые работали в 2015 году, будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год страховых взносов. Особенность данного перерасчета в этом году, это - впервые пенсии работающих граждан будут пересчитаны с учетом заработанных пенсионных баллов за прошедший, 2015 год, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. И такой перерасчет работающим пенсионерам будет производиться ежегодно.

Размер фиксированной выплаты (далее ФВ) к страховой пенсии с 1 февраля 2016 года составит 4558,93 руб. в месяц (с 1 февраля 2015 года 4383,59 х 4%). В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ФВ увеличивается на районные коэффициенты - 1.5 и 1.4 и составит 6575,39 руб. и 6137,03 руб. соответственно. Размер ФВ дифференцируется в зависимости от наличия иждивенцев, группы инвалидности, достижения 80-летнего возраста.

По состоянию на 01.01.2016г. общий средний размер страховых пенсий составляет 12163,32 руб., пенсий по старости - 13443,81 руб., по инвалидности - 10072,07 руб., пенсий по случаю потери кормильца - 4899,81 руб.

По предварительным расчетам общий средний размер страховых пенсий увеличится на 487 руб., пенсий по старости на 538 руб., по инвалидности на 403 руб. и по случаю потери кормильца на 196 руб.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в т.ч. социальные пенсии , будут повышены на 4 % в апреле 2016 года всем пенсионерам, независимо от факта работы (и работающим, и неработающим). Численность получателей пенсий по Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на 1 января 2016 года составляет 20821 чел., в т.ч. социальных пенсий - 20473 чел. (98,3%).

По состоянию на 1.02.2016 года общий средний размер пенсий по государственному обеспечению составляет 9789,95 руб., социальных пенсий 9653,76 руб. Размер социальных пенсий дифференцируется в зависимости от категории получателя.