Программа опытно-экспериментальной работы

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ № 7

 

ПРОГРАММА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«Формирование  жизненных  компетенций 

у детей с тяжелой степенью умственной отсталости 

в процессе абилитационной  работы 

детского дома-интерната»

 

 

2014 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом ИПК ДСЗН

протокол № ___ от ___ ___2014 г.

Председатель Ученого совета

директор ИПК ДСЗН,

д.и.н., профессор

__________________ Е.И. Холостова

 

 

ПРОГРАММА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«Формирование  жизненных  компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитационной  работы детского дома интерната»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии

и педагогики Танцюра С.Ю.

 

Ответственный исполнитель

опытно-экспериментальной работы:

директор ГКУ ДДИ № 7 Баранова Т.Ф.

 

Москва, 2014 год

Актуальность. Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. В соответствии с действующим законодательством, все дети-инвалиды,  независимо от степени выраженности нарушенного развития и здоровья, имеют право на образование. Процесс воспитания и обучения детей должен быть основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем. В настоящее время идет разработка СФГОС, предусматривающего возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей. Однако до сих пор  программы обучения, воспитания, социализации детей с глубокой и тяжелой  степенью умственной отсталости не получили широкого распространения.

В Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» во главу угла поставлено решение проблемы  разработки и внедрения комплекса мер по решению проблемы социальной исключённости уязвимых категорий детей, что предполагает, в частности, развитие жизненных компетенций у детей-инвалидов.

Главная цель в обеспечении социального и личностного развития ребенка-инвалида с глубокими нарушениями интеллекта  - формирование жизненных компетенций,   возрастных психологических новообразований, становление всех видов детской деятельности в процессе абилитационной работы. Базовыми жизненными компетенциями для детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью выступают сформированные: первичные представления о себе в окружающей среде; элементарные  навыки самообслуживания; элементарные навыки общения.

К сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической системы обучения, воспитания, социализации ребенка с глубокой и тяжелой  степенью нарушения интеллекта для максимальной реализации особых образовательных потребностей данного ребенка. Таким образом, разработка модели формирования жизненных компетенций  детей с тяжелой  степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы является одной из важнейших задач реализации прав личности.

Технологическим средством формирования жизненных компетенций  детей с  тяжелой степенью  умственной отсталости является специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП), которая в соответствии с заданной функцией должна предусматривать:

обеспечение реализации права ребенка на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности;

возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, обеспечивающей их успешность в образовательном процессе и отражающей  возможности и потребности ребенка-инвалида.

В организационном плане содержание таких программ базируется на основе взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала, состоит из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический.

Основные методологические подходы к реализации программы включают в себя ряд положений. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, абилитационное, коррекционно-развивающее. При этом содержание СИОП ребенка, находящегося в отделении милосердия, должно быть отлично от СИОП ребенка, находящегося в отделении медико-социальной реабилитации или социально-трудовой реабилитации. Развитие ребенка-инвалида может осуществляться по различным образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Содержательный компонент должен быть индивидуален и зависеть от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, от выбора необходимых форм, методов, технологий, участников сопровождения. При этом важно учесть, что итоговые достижения ребенка необходимо определять его индивидуальными возможностями, а основной акцент  уделить развитию жизненных компетенций для максимально возможной социализации детей данной категории, привитию определенных навыков, расширению и увеличению объема повседневных социальных контактов в доступных для них пределах.

Научная основа опытно-экспериментальной работы:

К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.

Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.АВласовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой, Л.И. Шипицыной и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.

Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 7   Департамента социальной защиты города Москвы» имеет многолетние научно-методические наработки исследования проблем, связанных с обучением, воспитанием, социализацией  детей-инвалидов, воспитанников интернатных учреждений. В частности, приказом ДСЗН от 27 апреля 2011 года № 1020 ГКУ ДДИ № 7  был объявлен экспериментальной площадкой по теме: «Современные технологии психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида».

Предлагаемая тема является  продолжением проведенной ранее опытно-экспериментальной работы.

Для ее выполнения ГКУ ДДИ № 7   обладает необходимым кадровым потенциалом. Кадровый состав ДДИ № 7  Департамента социальной защиты населения города Москвы более чем на 90% укомплектован сотрудниками, из них 5 - моложе 30 лет. 97% педагогов имеют высшее профессиональное образование, 2 - имеют ученую степень кандидата наук, 2 -  обучаются в аспирантуре. Научное руководство экспериментальной деятельностью коллектива в течение 4 лет осуществляет ИПК ДСЗН. Кадровый потенциал учреждения позволяет проводить опытно-экспериментальную деятельность на основе современных тенденций зарубежного и отечественного опыта.

Современные исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода в разработке СИОП. Практика показывает, что специалисты, воспитатели ощущают нехватку глубоких знаний для проведения подобной работы. В этой связи тема разработки  модели «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы детского дома интерната», является, безусловно, актуальной.

Объект опытно-экспериментальной работы – абилитационный процесс детского дома-интерната с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости.

Предмет опытно-экспериментальной работы -  формирование жизненных компетенций  у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе детского дома-интерната.

Целью опытно-экспериментальной работы является разработка и апробация модели процесса формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы детского дома интерната, распространение данного опыта в социозащитных учреждениях города Москвы.

Актуальность данной цели вытекает как из задач, стоящих перед модернизацией системы социальной защиты населения, так и из запросов личности ребенка-инвалида, нуждающегося в обучении.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1)​ Теоретический анализ проблемы и обобщение практического опыта работы по формированию жизненных компетенций у ребенка-инвалида с различной степенью нарушения интеллекта, разработка соответствующей модели.

2)​ Апробация Модели и технологий формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе детского дома-интерната, в том числе специальной индивидуальной образовательной программы.

3)​ Обобщение и распространение опыта работы (проведение мастер-классов, лекций, семинаров, круглых столов, публикация методических материалов), создание комплекса научно-исследовательских, учебно-методических и диагностических материалов по результатам опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости эффективно при разработке и реализации в абилитационном процессе детского дома-интерната модели этого процесса, реализующего его технологий, направленных на максимальное раскрытие потенциальных способностей детей с тяжелой степенью умственной отсталости, формирование первичных представлений о себе в окружающей среде,  формирование первичных  навыков самообслуживания, элементарных навыков общения. Важнейшим условием функционирования технологического комплекса выступает разработка  специальной индивидуальной образовательной программы.

Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью  умственной отсталости позволит:

- предоставить ребенку с нарушением интеллекта элементарное образование в соответствии с его возможностями;

- понизить уровень социальной исключенности детей-инвалидов, повысить уровень независимости ребенка-инвалида от посторонней помощи;

- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь; повысить мотивацию и педагогическую компетентность  родителей;

- сократить кадровые, материальные,  финансово-экономические ресурсы на  социальное обслуживание детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

Апробация модели, технологий формирования жизненных компетенций,  специальной индивидуальной образовательной программы для ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости  предполагает реализацию комплекса мероприятий:

1) проведение комплексного (в том числе социального, медицинского, психологического, педагогического) индивидуального обследования каждого ребенка, находящегося в ДДИ;

2) изучение прошлого опыта ребенка,  состояния здоровья и развития ребенка на текущий момент, определения его потребностей в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи;

3) подготовку обобщенного документа по результатам обследования ребенка в ДДИ и выработку рекомендаций по определению наиболее соответствующей потребностям ребенка СИОП;

4) разработку СИОП ребенка-инвалида с определением мер последующего комплексного социально-медико-психолого-педагогического сопровождения.

5) подготовку научно-методических рекомендаций по теме исследования.

Основные методы опытно-экспериментальной работы 

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений используется комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету:  теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта: обобщение, систематизация, классификация, моделирование;   эмпирические - анкетирование,  наблюдение за ребенком во всех видах деятельности, динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.), спец. опрос родителей, педагогов, специалистов, тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка, открытые занятия, практические показы, видеосъемка, аудиозапись, эксперимент, статистические  - ранжирование, методы математической статистики.

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Этапы эксперимента:

1 этап - организационно-аналитический – 2015 год.

2 этап - основной – реализация опытно-экспериментальной программы – 2016 – май 2017 гг.

3 этап заключительный – проверка эффективности опытно-экспериментальной программы –  июнь - декабрь  2017 года.

 

1.​ Организационно-аналитический этап

Цель: теоретический анализ проблемы и обобщение практического опыта работы по формированию жизненных компетенций у ребенка-инвалида с различной степенью нарушения интеллекта, разработка соответствующей модели.

№ п/п

Наименование мероприятия

1.

Организационные мероприятия:

- ознакомление с планом опытно-экспериментальной работы;

- формирование творческой (рабочей) группы специалистов по проблеме исследования;

- утверждение темы и сроков проведения эксперимента

2.

Составление и утверждение плана мероприятий по реализации программы опытно-экспериментальной работы

В соответствии с этапами опытно-экспериментальной программы

3.

Систематизация теоретического материала

Подготовка черновых материалов теоретической части исследования

4.

Систематизация практического опыта реализации в России и за рубежом по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитации

Подготовка рабочего материала с опытом, подготовка статьи

5.

Разработка Модели процесса формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе ДДИ

6.

Разработка проектов документов, образующих документационное сопровождение по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости

- технологическая карта проведения диагностического комплексного обследования ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности);

- технологическая карта изучения прошлого опыта ребенка, состояния здоровья и развития ребенка на текущий момент, определения его потребностей в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи  для формирования первичных навыков самообслуживания, общения, осознания себя;

- технологическая карта по анализу документации по ребенку: сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врачей; обсуждение с родителями и педагогами проблем каждого ребенка-инвалида.

- форма и методические рекомендации  по разработке и сопровождению специальной индивидуально-образовательной программы ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости:

- технологические карты по формированию 3 групп жизненных компетенций: первичных представлений о себе в окружающей среде; элементарных  навыков самообслуживания; элементарных навыков общения.

7

Сбор, анализ и оформление результатов первого этапа экспериментальной работы

8

Обсуждение полученных результатов на заседаниях кафедры психологии и педагогики ИПК ДСЗН

9

Участие в научно-практических конференциях и других научных мероприятиях, организуемых ИПК ДСЗН, ДДИ и другими социозащитными учреждениями.

10

Подготовка материалов для размещения информации на сайте.

 

2.​ Основной этап

Цель: апробация Модели и технологий формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе детского дома-интерната, в том числе специальной индивидуальной образовательной программы.

№ п/п

Наименование мероприятий

1

Апробация Модели и технологий формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе детского дома-интерната, в том числе специальной индивидуальной образовательной программы. Внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями, опекунами  хода выполнения программы, обучение специалистами родителей, опекунов,  и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком

2.

Сбор, анализ и обсуждение результатов основного этапа исследования на планерках, совещаниях ДДИ, заседаниях кафедры психологии и педагогики ИПК ДСЗН: анализ эффективности освоения СИОП, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем. Доработка СИОП на следующий период обучения. Модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)

3.

Подготовка и публикация материалов:

- методические рекомендации по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости: технологии, планы и сценарии коррекционно-развивающих и компенсационных занятий;

- методические рекомендации «Организационно-управленческие основы реализации требований СФГОС (IV вариант) в условиях детского дома-интерната»;;

-​ научно-аналитическая статья «Мониторинг развития социальных навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости»

4

  - Мониторинг развития социальных навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

 -  Коррекция СИОП

5.

Представление результатов опытно-экспериментальной работы на заседаниях кафедры психологии и педагогики и педагогическом совете ДДИ

6.

Участие в научно-практических конференциях и других научных мероприятиях, организуемых ИПК ДСЗН, ДДИ и другими организациями социального обслуживания

7.

Проведение «круглого стола» на тему: «Специальная индивидуальная образовательная программа ребенка с тяжелыми формами нарушения интеллекта: современные подходы, противоречия, перспективы реализации»

8.

Подготовка к печати материалов по итогам первого и второго года экспериментальной работы.

9.

Подготовка материалов для размещения на сайте.

10.

Отработка алгоритма внедрения СИОП специалистами других ДДИ

11.

Организация научно-методической помощи при реализации опытно-экспериментальной программы: супервизий; семинаров-практикумов; мастер-классов; сообщений

3. Заключительный этап

Цель: подведение итогов реализации опытно-экспериментальной работы, оформление отчетных документов

№ п/п

Наименование мероприятия

1.

Анализ результатов эксперимента. Проведение итоговой комплексной диагностики, обсуждение результатов на МППконсилиуме ДДИ

2.

Проверка эффективности реализации опытно-экспериментальной программы и обработка полученных результатов

3.

Подготовка и публикация материалов:

-​ сборник статей по теме опытно-экспериментального исследования;

- методическая разработка «Методика разработки и реализации специальной индивидуальной образовательной программы ребенка с различной степенью нарушения интеллекта»;

-​ аналитический доклад по результатам выполненного исследования

4.

Представление результатов внедрения опытно-экспериментальной программы на заседании кафедры психологии и педагогики в ИПК ДСЗН и педагогическом совете ДДИ.

5.

Подготовка и проведение научно-практической конференции «Актуальные вопросы формирования жизненных компетенций у детей с нарушениями интеллекта в организациях социального обслуживания»

6.

Подготовка материалов для размещения на сайте.

 

Плановые выходы, распространение инновационного опыта:

-​ Модель процесса формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в абилитационном процессе ДДИ, 0,2 п.л., 2015 г.;

- технологическая карта проведения диагностического комплексного обследования ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), 0,2 п.л., 2015 г.;

- технологическая карта изучения прошлого опыта ребенка, состояния здоровья и развития ребенка на текущий момент, определения его потребностей в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи  для формирования первичных навыков самообслуживания, общения, осознания себя, 0,2 п.л., 2015 г.;

- технологическая карта по анализу документации по ребенку:  анамнестических данных, документов ПМПК, заключений врачей; обсуждение с родителями и педагогами проблем каждого ребенка-инвалида, 0,2 п.л., 2015 г.;

- форма и методические рекомендации  по разработке и сопровождению специальной индивидуально-образовательной программы ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости, 0,5 п.л., 2015 г.:

- технологические карты по формированию 3 групп жизненных компетенций: первичных представлений о себе в окружающей среде; элементарных  навыков самообслуживания; элементарных навыков общения, 1.0 п.л., 2015 г.;

- методические рекомендации по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости: технологии, планы и сценарии коррекционно-развивающих и компенсационных занятий, 1,5 п.л., 2016 г.;

- методические рекомендации «Организационно-управленческие основы реализации требований СФГОС (IV вариант) в условиях детского дома-интерната», 0,2 п.л., 2016 г ;

-​ научно-аналитическая статья «Мониторинг развития социальных навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости», 0,5 п.л., 2016 г.;

-​ сборник статей по теме опытно-экспериментального исследования, 3,0 п.л, 2017 г.;

- методическая разработка «Методика разработки и реализации специальной индивидуальной образовательной программы ребенка с различной степенью нарушения интеллекта» 0,2 п.л., 2017 г ;

-​ аналитический доклад по результатам выполненного исследования, 1.0 п.л., 2017 г.;

-​ представление инновационного опыта на научно-практических мероприятиях разного уровня: регионального, всероссийского, международного.

-​ научно-практические мероприятия: организация и проведение супервизий на базе ГКУ ДДИ № 7 Департамента социальной защиты города Москвы; мастер-классов; выездных семинаров и др., в том числе:

«Круглый стол» на тему: «Специальная индивидуальная образовательная программа ребенка с тяжелыми формами нарушения интеллекта: современные подходы, противоречия, перспективы реализации», 2016 г.;

Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы формирования жизненных компетенций у детей с нарушениями интеллекта в организациях социального обслуживания», 2017 г. 

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

  • проведение  совещаний по вопросам организации  эксперимента;
  • научно-методический совет творческой группы по результатам экспериментальной работы за полугодие;
  • обсуждение результатов экспериментальной работы на научно-практических конференциях и подготовка обобщенных материалов к печати.

 

Использование материалов опытно-экспериментальной работы:

-​ материалы могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов при переподготовке и повышении квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, воспитателей, учителей-дефектологов, логопедов;

-​ в модулях образовательных программ по повышению и переподготовке кадров;

-​ в научно-методических пособиях по проблеме исследования;

-​ в практической деятельности специалистов, работающих с ребенком с тяжелой степенью умственной отсталости, родителей, опекунов.

 

Ожидаемые результаты и эффективность

  1. повышение эффективности и качества формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в детских домах-интернатах;
  2. обеспечение непрерывности и преемственности в абилитационном процессе по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелыми формами умственной отсталости;
  3. внедрение в практику деятельности детских домов-интернатов специальных индивидуальных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта;
  4.  увеличение показателей по развитию у детей с тяжелой степенью умственной отсталости 3 видов формируемых жизненных компетенций: первичных представлений о себе в окружающей среде; элементарных  навыков самообслуживания; элементарных навыков общения;
  5. создание пакета методической и управленческой документации, проведение «круглых столов» и семинаров  для    трансляции в другие детские дома-интернаты опыта формирования жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости;
  6. организация сетевого взаимодействия с другими учреждениями социального обслуживания г. Москвы по вопросу формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта.

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики                            Танцюра С.Ю.

 

Ответственный исполнитель

опытно-экспериментальной работы:

директор ГКУ ДДИ № 7                                                            Баранова Т.Ф.