Отчет №3 за 2 полугодие 2016 г.

по теме ОЭР

 «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

В рамках реализации темы ОЭР  и методического обеспечения формирования жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе абилитационной работы за II полугодие 2016 года  проведено следующее:

Идет реализация темы эксперимента с детьми с тяжелой формой умственной отсталости. Командой специалистов, педагогов на всех детей данной категории были составлены индивидуальные образовательные программы по формированию элементарных жизненных компетенций и данный момент проводится апробация программ. Проведена работа по корректировке СИПР по итогам анализа командной работы за 2015/2016 учебный год по каждому ребенку с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости. Необходимо учесть, что  для детей данной категории необходимо больше времени для усвоения навыка, чем для детей умеренной умственной отсталости, а 87% воспитанников безречевые – результаты эксперимента будут представлены позже.

Систематизированы  и обобщены данные теоретических и прикладных исследований последних лет по особенностям детей с ОВЗ   отечественных ученых Института коррекционной педагогики: Стребелевой А.Е, Зацепиной О.А.. Баенской Е.Р., проведена консультация по  разработке СИПР детей с ментальными нарушениями  с ведущими учеными  Института Коррекционной Педагогики РАО г. Москвы. По итогам консультаций проведены  в июне-июле 2016 г.  методические объединения педагогов Центра по изучению СФГОС для детей с ОВЗ, АОПП.

Также в рамках  ОЭП были разработаны и внедрены  комплекты материалов для использования  в абилитационной работе: 

Для обеспечения коррекционной направленности социализации, развития, интеграции ребенка с нарушениями:

  • технологическая карта проведения комплексного (социального, медицинского, психологического, педагогического) индивидуального обследования каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот;
  • технологическая карта изучения прошлого опыта ребенка с ОВЗ, его семейной ситуации, состояния здоровья и развития ребенка на текущий момент, определения его потребностей в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи;
  • социальный паспорт ребенка по результатам его обследования в ЦССВ с рекомендациями по определению наиболее соответствующей потребностям ребенка специальной индивидуальной программы развития;
  • специальная индивидуальная программа развития  ребенка с определением мер последующего комплексного сопровождения;
  • технологическая карта обследования родственников, ближайшего окружения ребенка с целью изучения возможностей семьи по формированию элементарных жизненных компетенций;

Для профессионального  и личностного роста:

  • программа повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников Центра по внедрению практик формирования элементарных жизненных компетенций.

Экспериментальное исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журнале «Логопед» № 6 2016 г. (название статьи: Зарубежные и отечественные технологии сопровождения детей с аутизмом»).

Дополнительно приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по другим   областям развития ребенка с нарушением интеллекта - развитие речи, ОБЖ, математика и др. сдано в верстку ТЦ «Сфера» учебно-методическое пособие «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

Трансляция результатов опытно-экспериментальной работы ГКУ ЦССВ «Юнона» за II полугодие  2016 года:    

01 ноября 2016 года  ГКУ    Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» совместно с кафедрой психологии и педагогики Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы была проведена Школа передового опыта на тему «Социально-педагогические  технологии  по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ в условиях ЦССВ».

Целью ШПО было распространение передового опыта работы ГКУ ЦССВ «Юнона»  по внедрению современных технологий по работе с детьми с ментальными нарушениями. Участниками ШПО стали педагоги и специалисты центров содействия семейному воспитанию, социально-реабилитационных центров и других организаций, где проживают дети с ОВЗ.

На открытии мероприятия выступила Танцюра Снежана Юрьевна - доцент кафедры психологии и педагогики, канд.пед.наук.

В докладе Басанговой Б.М., заместителя директора ГКУ ЦССВ «Юнона», к.пед.н., содержалась информация об основных целях, задачах и результатах выполнения опытно-экспериментального исследования «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы».

В рамках ШПО состоялись выступления:

  • «Командная работа специалистов и педагогов по формированию элементарных навыков общения» – Алексеевой Е.Н., логопеда и Эльдяевой Э.Э., воспитателя;
  • «Социально-педагогическая деятельность по формированию у старших воспитанников навыков к самостоятельной жизни» – Шикова В.М., специалиста по социальной работе и Марковой Н.Н.. социального педагога;
  • «Технологии психологического  сопровождения  развития ребенка с ОВЗ» – Тимощенко В.Ф., педагога-психолога;
  • «Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога в формировании жизненных компетенций ребенка с ОВЗ» – Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А., учитедя-дефектологи Центра.

Участники ШПО приняли активное участие в работе мастер-классов специалистов ЦССВ «Юнона», а специалисты с огромным удовольствием делились опытом работы.

28-го октября 2016 года руководители, педагоги, специалисты ГКУ ЦССВ «Юнона» приняли активное участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции в г. Реутово Московской области по аутизму, где  представили результаты и опыт работы по теме своей опытно-экспериментальной площадки на пленарном заседании и на секциях – всего 6 выступлений сотрудников нашего Центра. В мероприятии приняли участие руководители  ИДПО, представители УСЗН МО, руководители и сотрудники действующих экспериментальных площадок, научные кураторы ОЭП, руководители, сотрудники  учреждений социальной защиты  – около 100 чел.

Опыт  коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью был транслирован  на Международной конференции «Ранняя помощь в фокусе межведомственного взаимодействия: опыт Франции и России» 28 ноября в ИДПО

А также в рамках конференции 1 декабря проведен круглый стол для слушателей Московской, Тверской областей и Москвы «Технологии реабилитации детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ЦССВ «Юнона».

В сетевом взаимодействии - вебинар на тему: «Особенности воспитания детей с нарушением интеллекта (система коррекционной работы на примере практического опыта)» был проведен 24.03.2016 г. на базе ТЦ «Сфера».  На вебинар  зарегистрировалось 200 человек, присутствовали  109 человек (из регионов Алтая, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Москва, Кострома, Московская область,  ХАЮ-Югра (Тюмень). Цель: трансляция  практического опыта воспитания детей данной категории,   предоставление практических  материалов в электронном виде  слушателям вебинара.

На вебинаре были освещены вопросы: современные технологии воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью; особенности коррекционной работы с «особыми детьми» в условиях учреждения (организации) ЦССВ. Слушатели вебинара отметили высокий уровень наглядного материала (презентации), содержание материала.

   

О достигнутых результатах по формированию жизненных компетенций,  работе по социализации, проблемах  интеграции особых детей  в современное общество обсуждалось  на  международной научно–практической конференции  «Ранний детский аутизм: опыт и перспективы социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями»  08.04.2016 г.  в Институте дополнительного профессионального образования ДТСЗН в выступлениях педагогов,  специалистов ЦССВ «Юнона на секциях конференции. Сотрудники ЦССВ «Юнона» приняли участие в   стендовом докладе.

   

В рамках обмена опытом работы с коллегами из Центров содействия семейному воспитанию по теме опытно-экспериментальной работы  29.03.2016 на базе ЦССВ «Юнона» был проведен круглый стол, в котором приняли участие педагоги, специалисты ЦССВ «Радуга»  - всего 28 чел.

   

Проведено  18.01.2016 г.  методическое объединение педагогов Центра в формате Педагогических чтений по книге  «Путь к независимости» Бейкера Брюса.

С молодыми специалистами, воспитателями делились опытом работы по регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта на своих занятиях старшие  педагоги Центра на методическом объединении воспитателей 22.04.2016 г.

Экспериментально исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журналах:

      «Социальное партнерство, как фактор развития воспитанников интернатного учреждения». // Логопед № 8 – Маркова Н.Н.

      «Монтесори - технологии как средство саморазвития детей с ОВЗ»// Логопед № 6. - Коханова С.К.

      «Зарубежные и отечественные технологии сопровождения детей с аутизмом». //Логопед № 6. - Танцюра С.Ю., Басангова Б.М.

      «Некоторые аспекты работы социального педагога ЦССВ с семьями  воспитанников по формированию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ»// Вестник ШПО ИДПО,  ноябрь 2016 г. – Маркова Н.Н.