Отчет №2 за 1 полугодие 2016 г.

По теме ОЭР

 «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

ГКУ ЦССВ «Юнона»

Главная цель в обеспечении социального и личностного развития ребенка-инвалида с глубокими нарушениями интеллекта  - формирование жизненных компетенций,   возрастных психологических новообразований, становление всех видов детской деятельности в процессе абилитационной работы. Базовыми жизненными компетенциями для детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью выступают сформированные: первичные представления о себе в окружающей среде; элементарные  навыки самообслуживания; элементарные навыки общения.

Однако до настоящего времени нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической системы обучения, воспитания, социализации ребенка с глубокой и тяжелой  степенью нарушения интеллекта для максимальной реализации особых образовательных потребностей данного ребенка. Таким образом, разработка модели формирования жизненных компетенций  детей с тяжелой  степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы является одной из важнейших задач реализации прав личности.

На данном основном этапе ОЭР за  отчетный период в рамках реализации плана опытно-экспериментальной площадки была проведена следующая работа:

  1. В связи с присоединением специализированного детского дома ребенка № 9 к нам  в октябре 2015 года и необходимостью работы с детьми этого учреждения были систематизированы  и обобщены данные теоретических и прикладных исследований последних лет по особенностям детей раннего возраста с ОВЗ  как отечественных ученых  Т.Ю. Морозовой, С.В. Довбня, Р.В Ямпольской, Э.Т. Фрухт,  К.Л. Печора, В.А. Доскина,  так и зарубежные исследования: «Маленькие ступеньки» Мойра Питерси и Робина Трилор, «Каролина» Нэнси М.Джонсон-Мартин,  Методики раннего развития М.Монтессори. Также было обследовано 20 воспитанников в возрасте от  6 мес до 4 лет: проведен анализ документации по каждому ребенку -  сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача; обсуждение с родителями и педагогами, специалистами  проблем каждого ребенка с ОВЗ. Затем  диагностическое комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, уровень  игровой  деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов). В ходе обследования особое внимание было уделено оценке развития основных  сфер ребенка раннего возраста (сенсорной, коммуникативной)
  2.  Если на первом этапе ОЭР командой специалистов, педагогов на всех детей данной категории были составлены индивидуальные образовательные программы по формированию элементарных жизненных компетенций (СИОП) с учетом вторичного дефекта, разработана технологическая карта проведения диагностического комплексного обследования ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), то на данном этапе проводится апробация  Модели и технологий формирования жизненных компетенций. Для своевременной корректировки СИОП по мере необходимости вносятся изменения, проводится обсуждение с родителями, опекунами  хода выполнения программы. Фрагменты технологической карты организации взаимодействия специалистов, педагогов по реализации СИОП, рекомендации по оценке сформированности навыка, мониторинга игровой деятельности, являющейся  основным видом деятельности детей приведены ниже в таблицах 1, 2, 3.  Так как для детей данной категории необходимо больше времени для усвоения навыка, чем для детей умеренной умственной отсталости, тем не менее большинство детей имеют на сегодняшний день положительную динамику различных сфер развития, что в конечном итоге благоприятно  повлияет  на формирование жизненных компетенций каждого ребенка.

                                                                                                Табл 1

ОТДЕЛЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОСВОЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (фрагмент)  

     

Сфера развития

 

Актуальное развитие

Задачи коррекционно-развивающей работы

на занятиях воспитателя

на занятиях учителя-дефектолога

на занятиях педагога-психолога

на занятиях учителя-логопеда

Физическое развитие

Мелкая моторика: движения вялые, плохо координированные, недостаточно точные; характерны повторяющиеся движения.

Общая моторика и выполнение физических упражнений: походка неловкая; прыгать не умеет; новые движения не запоминает.

Сопряжено выполняет общеразвивающие упражнения, игры с мячом и другим спортивным инвентарем.  

Мелкая моторика: формирование захвата предмета кистью и пальцами при выполнении бытовых и учебных заданий.

Общая моторика и выполнение физических упражнений: работа над координированными и точными движениями при выполнении спортивных и игровых упражнений, во время прогулок; обучение игровым действиям со спортивным инвентарем.

Мелкая моторика: формирование захвата предмета ладонью и пальцами при выполнении упражнений с мелкими предметами.

Общая моторика: работа над координированными и точными движениями при выполнении игровых упражнений.

Улучшение ритмики организма; активизация двигательного потенциала, накопление двигательного опыта. Отработка движений по словесной команде (пошаговой инструкции).

Мелкая моторика: разучивание упражнений пальчиковой гимнастики.

Общая моторика: работа над координированными и точными движениями при выполнении игровых упражнений.

Табл 2

Рекомендации по оценке результатов освоения СИОП

(фрагмент)

0 баллов

Мотивация не сформирована. Интерес к занятиям не проявляет. Учебный  материал не усваивает. В задании не ориентируется. Помощь не использует. Выполнение задания не доступно. Использование ЗУН не доступно.

 

 

1-2 балла

Мотивация не сформирована. Интерес к занятиям кратковременный. Ситуативно  усваивает  незначительную часть учебного материала, воспроизведение затруднено. В задании не ориентируется. Помощь не использует. Пассивное выполнение задания отраженно-сопряженным способом. Использование ЗУН не доступно.

 

 

Очень низкий уровень  (1-64 балла)

 

5-6 баллов    

 

Мотивация частично сформирована.  Интерес к занятиям избирательно устойчивый. Усваивает учебный материал, но воспроизведение возможно только с помощью педагога. При ориентации в задании необходима поддержка педагога. Помощь использует избирательно. Задание выполняет отраженно с использованием образца. При поддержке  педагога может использовать усвоенный материал.

 

Табл 3

Выполнение игровых навыков воспитанником ____________

(фрагмент)

№ п/п

Игровые навыки

Оценка

базовые игровые навыки

н/г

к/г

1

1

проявляет интерес к игрушке

 

 

2

2

хватает или держит в руке крупную игрушку или предмет

 

 

3

3

хватает или держит в руке мелкую игрушку или предмет

 

 

4

4

манипулирует игрушками

 

 

5

5

играет в игры-прятки

 

 

6

6

дает и берет игрушки

 

 

7

7

переносит игрушки в другое место

 

 

8

8

выстраивает игрушки в ряд

 

 

9

9

складывает игрушки в емкость

 

 

10

10

выбирает игрушку для себя

 

 

11

11

имитирует жесты

 

 

в с е г о

 

 

навыки, которые используются для игры в одиночестве

12

1

открывает и закрывает крышки

 

 

13

2

надевает кольца на стержень

 

 

14

3

строит башню

 

 

16

5

строит «паровозик» из кубиков

 

 

17

6

пересыпает бусины (песок, горошины) из емкости в емкость

 

 

18

7

совершает однообразные игровые действия с игрушками (машинка, кукла, мяч и т.п.)

 

 

19

8

совершает ряд последовательных игровых действий с игрушками (машинка, кукла, мяч и т.п.)

 

 

20

9

нанизывает бусины

 

 

21

10

закручивает и выкручивает детали

 

 

22

11

собирает матрешку (набор стаканчиков)

 

 

  1. Обучение специалистами родителей, опекунов  и педагогов групп практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком для повышения эффективности работы по теме ОЭП проводится систематически:

Проведено  18.01.2016 г.  методическое объединение педагогов Центра в формате Педагогических чтений по книге  «Путь к независимости» Бейкера Брюса, где c молодыми специалистами, воспитателями, родителями  делились опытом работы по обучению элементарным навыкам общения ребенка с нарушением интеллекта на своих занятиях старшие  педагоги Центра на методическом объединении воспитателей 22.04.2016 г.

В рамках обмена  накопленным опытом работы с коллегами 29.03.2016 на базе ЦССВ «Юнона» был проведен круглый стол, в котором приняли участие педагоги, специалисты ЦССВ «Радуга»  - всего 28 чел.

Опыт  коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью был транслирован   в сетевом взаимодействии - вебинар на тему: «Особенности воспитания детей с нарушением интеллекта (система коррекционной работы на примере практического опыта)» был проведен 24.03.2016 г. на базе ТЦ «Сфера».  На вебинар  зарегистрировалось 200 человек, присутствовали  109 человек (из регионов Алтая, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Москва, Кострома, Московская область,  ХАЮ-Югра (Тюмень). Цель: трансляция  практического опыта воспитания детей данной категории,   предоставление практических  материалов в электронном виде  слушателям вебинара.

На вебинаре были освещены вопросы: современные технологии воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью; особенности коррекционной работы с «особыми детьми» в условиях учреждения (организации) ЦССВ. Слушатели вебинара отметили высокий уровень наглядного материала (презентации), содержание материала.

Накопленный опыт по формированию жизненных компетенций,   социализации и  интеграции наших  детей  в современное общество представлялся  на международной научно–практической конференции  «Ранний детский аутизм: опыт и перспективы социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями»  08.04.2016 г., проведенного нашим Институтом  дополнительного профессионального образования,   в выступлениях педагогов,  специалистов ЦССВ «Юнона на секциях конференции. Кроме того, сотрудники ЦССВ «Юнона» приняли участие в   стендовом докладе по теме площадки.

Экспериментально исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журнале «Логопед» № 4 2016 г. – 1 статья, 2 автора, № 1 2016 г. – 2 статьи, 4 автора:  в сборниках статей Международной научно-практической конференции  «Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития»  Центра научных знаний  «Логос», Ставрополь, 2016 г. –  3 статьи, 5 авторов,   научно-практической конференции  «Проблемы педагогики и психологии на современном этапе»,  «Логос», Ставрополь  № 2, 2016 г. – 1 автор.

Приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по различным  областям развития ребенка с нарушением интеллекта.

Задачи, решение которых требует командной работы всех педагогов, специалистов Центра:

     - Реализация СИОП ребенка с тяжелой умственной отсталостью

     - Корректировка Программ в случае необходимости

     - Обобщение, выявление эффективности.