Дайджест ОЭП №5

«Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

В рамках реализации темы ОЭР  и методического обеспечения формирования жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе абилитационной работы за II полугодие 2016 года  проведено следующее:

Идет реализация темы эксперимента с детьми с тяжелой формой умственной отсталости. Командой специалистов, педагогов на всех детей данной категории были составлены индивидуальные образовательные программы по формированию элементарных жизненных компетенций и данный момент проводится реализация программ. Проведена работа по корректировке СИПР по итогам анализа командной работы за 2015/2016 учебный год по каждому ребенку с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости. Необходимо учесть, что  для детей данной категории необходимо больше времени для усвоения навыка, чем для детей умеренной умственной отсталости, а 87% воспитанников безречевые. Что практически у всех детей основной диагноз отягощен сопутствующим – синдромом Дауна, шизофренией и т.д.

Систематизированы  и обобщены данные теоретических и прикладных исследований последних лет по особенностям детей с ОВЗ   отечественных ученых Института коррекционной педагогики: Стребелевой А.Е, Зацепиной О.А.. Баенской Е.Р., проведена консультация по  разработке СИПР детей с ментальными нарушениями  с ведущими учеными  Института Коррекционной Педагогики РАО г. Москвы. По итогам консультаций проведены  в июне-июле 2016 г.  методические объединения педагогов Центра по изучению СФГОС для детей с ОВЗ, АОПП.

Также в рамках  ОЭП были разработаны и внедрены  комплекты материалов для использования  в абилитационной работе: 

Для обеспечения коррекционной направленности социализации, развития, интеграции ребенка с нарушениями:

  • технологическая карта проведения комплексного (социального, медицинского, психологического, педагогического) индивидуального обследования каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот;
  • технологическая карта изучения прошлого опыта ребенка с ОВЗ, его семейной ситуации, состояния здоровья и развития ребенка на текущий момент, определения его потребностей в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи;
  • социальный паспорт ребенка по результатам его обследования в ЦССВ с рекомендациями по определению наиболее соответствующей потребностям ребенка специальной индивидуальной программы развития;
  • специальная индивидуальная программа развития  ребенка с определением мер последующего комплексного сопровождения;
  • технологическая карта обследования родственников, ближайшего окружения ребенка с целью изучения возможностей семьи по формированию элементарных жизненных компетенций;

Для профессионального  и личностного роста:

  • программа повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников Центра по внедрению практик формирования элементарных жизненных компетенций.

Экспериментально исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журналах:

«Социальное партнерство  как фактор развития воспитанников интернатного учреждения». // Логопед № 8 – Маркова Н.Н.

«Монтесори - технологии как средство саморазвития детей с ОВЗ»// Логопед № 6. - Коханова С.К.

«Зарубежные и отечественные технологии сопровождения детей с аутизмом». //Логопед № 6. - Танцюра С.Ю., Басангова Б.М.

«Некоторые аспекты работы социального педагога ЦССВ с семьями  воспитанников по формированию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ»// Вестник ШПО ИДПО,  ноябрь 2016 г. – Маркова Н.Н.

Дополнительно приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по другим   областям развития ребенка с нарушением интеллекта - развитие речи, ОБЖ, математика и др. сдано в верстку ТЦ «Сфера» учебно-методическое пособие «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

Трансляция результатов опытно-экспериментальной работы ГКУ ЦССВ «Юнона» за II полугодие 2016 года:

На Межрегиональной конференция «Профилактика и преодоление социальной исключенности  детей и молодых инвалидов с выраженными ментальными нарушениями» 29. 09.2016 г. в ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» учитель-дефектолог Шоркина Т.Д. делилась опытом работы по формированию социального поведения особого ребенка.

 01 ноября 2016 года ГКУ    Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» совместно с кафедрой психологии и педагогики Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы была проведена Школа передового опыта на тему «Социально-педагогические  технологии  по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ в условиях ЦССВ».

Целью ШПО было распространение передового опыта работы ГКУ ЦССВ «Юнона»  по внедрению современных технологий по работе с детьми с ментальными нарушениями. Участниками ШПО стали педагоги и специалисты центров содействия семейному воспитанию, социально-реабилитационных центров и других организаций, где проживают дети с ОВЗ, всего 27 чел.

На открытии мероприятия выступила Танцюра Снежана Юрьевна - доцент кафедры психологии и педагогики, канд.пед.наук.

В докладе Басанговой Б.М., заместителя директора ГКУ ЦССВ «Юнона», к.пед.н., содержалась информация об основных целях, задачах и результатах выполнения опытно-экспериментального исследования «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы».

В рамках ШПО состоялись выступления:

«Командная работа специалистов и педагогов по формированию элементарных навыков общения» – Алексеевой Е.Н., логопеда и Эльдяевой Э.Э., воспитателя;

«Социально-педагогическая деятельность по формированию у старших воспитанников навыков к самостоятельной жизни» – Шикова В.М., специалиста по социальной работе и Марковой Н.Н.. социального педагога;

«Технологии психологического  сопровождения  развития ребенка с ОВЗ» – Тимощенко В.Ф., педагога-психолога;

«Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога в формировании жизненных компетенций ребенка с ОВЗ» – Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А., учитедя-дефектологи Центра.

Участники ШПО приняли активное участие в работе мастер-классов специалистов ЦССВ «Юнона», а специалисты с огромным удовольствием делились опытом работы.

28-го октября 2016 года руководители, педагоги, специалисты ГКУ ЦССВ «Юнона» приняли активное участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции в г. Реутово Московской области по аутизму, где  представили результаты и опыт работы по теме своей опытно-экспериментальной площадки на пленарном заседании и на секциях – всего 6 выступлений сотрудников нашего Центра. В мероприятии приняли участие руководители  ИДПО, представители УСЗН МО, руководители и сотрудники действующих экспериментальных площадок, научные кураторы ОЭП, руководители, сотрудники  учреждений социальной защиты  – около 100 чел.

Опыт  коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью был транслирован  директором Центра Барановой Т.Ф. на Международной конференции «Ранняя помощь в фокусе межведомственного взаимодействия: опыт Франции и России»28 ноября в ИДПО, где приняли участие около 150 чел.

Также в рамках данной конференции 1 декабря проведен круглый стол «Технологии (ре)абилитации детей  раннего возраста с ОВЗ в условиях ЦССВ «Юнона» для слушателей Московской, Тверской областей и Москвы – всего 15 чел.

На круглом столе были освещены вопросы: современные технологии обучения  обучения,  воспитания и социализации ребенка раннего возраста  с отклонениями в развитии; особенности коррекционной работы с «особыми детьми» в условиях учреждения - ЦССВ. Слушателям круглого стола был подготовлен большой раздаточный материал по вопросам формирования жизненных компетенций особого ребенка, даны рекомендации для повышения эффективности работы с детьми данной категории.

Педагоги Центра 30 ноября 2016 года провели мастер-класс по использованию технологии Монтессори-педагогики в абилитационной работе с детьми с ОВЗ в Лаборатории «Игротехник и игротехнологий» ИДПО, где приняли участие 18 чел.

Для повышения методического уровня молодых педагогов Центра  были проведены   методические объединения  воспитателей в октябре, ноябре 2016 г. по отдельным вопросам реализации темы экспериментальной площадки.

ПЛАНЫ ОЭП

Так как Центр является площадкой Школы передового опыта ИДПО, 9 декабря запланирован семинар по работе с детьми по формированию жизненных компетенций у детей с различными синдромами, на который будут приглашены коллеги из ЦССВ «Кунцевский», «Южное Бутово».

Для дальнейшего развития сетевого взаимодействия педагогов, специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта по формированию элементарных навыков общения, в декабре 2016 г. будет проведен вебинар «Формирование общения у неговорящих детей с ОВЗ. (Из практического опыта работы » на базе ТЦ «Сфера».

ИСТОРИЯ УСПЕХА

Осечкина Людмила Ивановна работает в системе социальной защиты населения с 2007 года. В ГКУ ЦССВ «Юнона» (бывший ДДИ № 7) работает 9 лет года на должности учителя. Стаж педагогической работы (работы по специальности) - 35 лет.

Людмила Ивановна зарекомендовала себя как высококвалифицированный педагог, творчески относящаяся к работе. Педагог применяет в работе современные технологии, мультимедиа, использует новые формы и методы в проведении культурно - массовых мероприятий. Зная технологию разработки программ занятий клубных объединений, разрабатывает ежегодно для всех групп и в целом по учреждению программы досуговой деятельности. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста, зная основы дефектологии и соответствующие методики их обучения, современные образовательные музыкальные технологии, Людмила Ивановна добивается высокой эффективности в работе. Проводимые мероприятия всегда проходят на достаточно высоком уровне, четко и организованно, пользуются успехом у зрителей, как у детей, так и у взрослых. Ежегодно получаемые Грамоты, дипломы в конкурсах, фестивалях, проводимых как Департаментом социальной защиты, так и Юго-Западным административным округом или районом «Черемушки» доказывают эффективность работы педагога:

Осечкина Л.И. способствует раскрытию творческих способностей каждого воспитанника, учитывая их индивидуально–личностные особенности при подборе ролей в мюзиклах, постановках концертных номеров. В 2015 году воспитанница Нижегородова Оксана заняла году первое место как актриса в городском фестивале «Созвездие», в городском конкурсе «Послание ветерану» в мае 2016 года - 1 место в номинации «Музыкальное приветствие ветерану».

 q8

Педагог отслеживает результаты своей деятельности, динамику развития творческих способностей своих воспитанников, формирования исполнительских навыков, мастерства через мониторинги. За 2014/2015 учебный год 78% детей, занимающиеся в студии песни и танца «Калинка», театральной студии «Веселый балаганчик» под руководством Осечкиной Л.И. показали положительную динамику, в 2015/2016 уч.году – 84%. По итогам I четверти текущего учебного года в целом по учреждению 79% воспитанников показали положительную динамику в развитии, в чем немалая заслуга и учителя музыки Людмилы Ивановны Осечкиной.

Много внимания Людмила Ивановна уделяет работе с родителями воспитанников, организуя вместе с педагогом-психологом совместные – родителей и детей – постановки спектаклей, мюзиклов «Бобовое зернышко», «Кот и лиса» и др.

Щедро делится опытом работы с коллегами: мастер-классы для педагогов города, статья «Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта в процессе досуговой деятельности» в журнале «Социальное обслуживание» № 6 2011 г.

Активный участник в жизни коллектива Центра. Является победителем конкурса «Учитель года-94» Северного учебного округа г. Москвы. Неоднократно награждалась Грамотами ГКУ ДДИ № 7, ГКУ ЦССВ «Юнона», Благодарностью ДСЗН г. Москвы в 2010 г., Почетной Грамотой Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы 2015 г.

Пользуется авторитетом и уважением среди сотрудников, родителей и воспитанников.