Дайджест ОЭП №4

«Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы»

В рамках формирования жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе абилитационной работы  проведено следующее:

Систематизированы  и обобщены данные теоретических и прикладных исследований последних лет по особенностям детей с ОВЗ   отечественных ученых Института коррекционной педагогики: Стребелевой А.Е, Зацепиной О.А.. Баенской Е.Р., проведена консультация по  разработке СИПР детей с ментальными нарушениями  с ведущими учеными  Института Коррекционной Педагогики РАО г. Москвы. По итогам консультаций проведены  в июне-июле 2016 г.  методические объединения педагогов Центра по изучению СФГОС для детей с ОВЗ, АОПП.

 Проведена работа по корректировке СИПР по итогам анализа командной работы за 2015/2016 учебный год по каждому ребенку с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости.

Экспериментальное исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журнале «Логопед» № 6 2016 г. (название статьи: Зарубежные и отечественные технологии сопровождения детей с аутизмом»).

Дополнительно приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по другим   областям развития ребенка с нарушением интеллекта - развитие речи, ОБЖ, математика и др.

ПЛАНЫ ОЭП

Запланирована НПК под руководством ИДПО ДТСЗН города Москвы  в октябре 2016 г.

Так как Центр является площадкой Школы передового опыта ИДПО, в ноябре запланирован  круглый стол по работе с детьми по формированию жизненных компетенций у детей с различными  синдромами, на который будут  приглашены  коллеги из ЦССВ «Кунцевский», «Южное Бутово».

Для дальнейшего развития сетевого взаимодействия педагогов, специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта по формированию элементарных навыков общения, в декабре 2016 г. будет проведен вебинар «Формирование общения у неговорящих детей с  ОВЗ» на базе ТЦ «Сфера».

 ИСТОРИЯ  УСПЕХА

Шоркина Татьяна  Дмитриевна в своей деятельности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью применяет разнообразные методы и приемы работы с детьми. На занятиях педагог развивает у воспитанников речевую деятельность, общую и мелкую моторику, координацию движений, творческие способности. Для контроля эффективности занятий ею были разработаны мониторинги речевой деятельности детей: мониторинг связной речи, невербального поведения, позволяющие увидеть полную картину уровня речевого развития и коммуникативного поведения каждого воспитанника, а также критерии их оценки.

Татьяна Дмитриевна ведет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников (12-15 детей ежегодно). Дети, занимающиеся с Шоркиной Т.Д., при переходе в специальную коррекционную школу-интернат № 68 в сентябре 2014 года, показали при входном контроле лучшие результаты по школе.

Большое внимание учитель-дефектолог уделяет проблеме социализации детей с нарушениями интеллекта. Татьяна Дмитриевна разработала мониторинг подготовки воспитанников к встрече с опасностью для групп отделения социально-трудовой реабилитации. Разработанными ею конспектами ежедневных занятий по развитию речи, чтению, письму для обучения детей отделений психолого-педагогической помощи пользуются все педагоги Центра.

Шоркина Т.Д. участвует в проведении опытно-экспериментальной работы Центра, делясь своим огромным опытом работы учителя-дефектолога по формированию элементарных навыков общения, социализации детей данной категории.

Ею подготовлены и проведены открытые занятия для слушателей курсов повышения квалификации ИПК ДСЗН в 2011-2016 гг., мастер-классы в 2014-2015 гг. Она охотно консультирует педагогов и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Своим опытом работы Шоркина Т.Д. неоднократно делилась на страницах Вестника ИДПО Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, является соавтором методического пособия для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида - «Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у особого ребенка», 2014 г., изд-во «ГринтПринт», методического пособия «Мониторинги социализации воспитанников интернатных учреждений» для воспитателей, специалистов, работающих с детьми с нарушениями интеллекта, выпущенной в 2012 г. издательством «Учитель» и имеющей гриф «В соответствии с ФГОС», образовательной программы дополнительного профессионального образования по специальности: тьютор «Основы деятельности тьютора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2014 г.

За время работы в ГКУ ЦССВ «Юнона» Шоркина Т.Д. неоднократно награждалась за добросовестный труд, достигнутые успехи в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта,  награждена Почетной грамотой Департамента социальной защиты населения города Москвы в 2010 г. за творческое отношение к работе, вклад в развитие методической работы.