Дайджест ОЭП №3

«Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы».

В рамках реализации темы ОЭР  и методического обеспечения формирования жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе абилитационной работы  проведено следующее:

Опыт  коррекционно - воспитательной работы детей с умственной отсталостью был проведен  в сетевом взаимодействии - вебинар на тему: «Особенности воспитания детей с нарушением интеллекта (система коррекционной работы на примере практического опыта)» был проведен 24.03.2016 г. на базе ТЦ «Сфера».  На вебинар  зарегистрировалось 200 человек, присутствовали  109 человек (из регионов Алтая, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Москва, Кострома, Московская область,  ХАЮ-Югра (Тюмень)
Цель: трансляция  практического опыта воспитания детей данной категории,   предоставление практических  материалов в электронном виде  слушателям вебинара.

s1  s2

На вебинаре были освещены вопросы: современные технологии воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью; особенности коррекционной работы с «особыми детьми» в условиях учреждения (организации) ЦССВ. Слушатели вебинара отметили высокий уровень наглядного материала (презентации), содержание материала.

О достигнутых результатах по формированию жизненных компетенций,  работе по социализации, проблемах  интеграции особых детей  в современное общество обсуждалось  на  международной научно–практической конференции  «Ранний детский аутизм: опыт и перспективы социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями»  08.04.2016 г.  в Институте дополнительного профессионального образования ДТСЗН в выступлениях педагогов,  специалистов ЦССВ «Юнона на секциях конференции. Сотрудники ЦССВ «Юнона» приняли участие в   стендовом докладе.

  

В рамках обмена опытом работы с коллегами из Центров содействия семейному воспитанию по теме опытно-экспериментальной работы  29.03.2016 на базе ЦССВ «Юнона» был проведен круглый стол, в котором приняли участие педагоги, специалисты ЦССВ «Радуга»  - всего 28 чел.

  

С молодыми специалистами, воспитателями делились опытом работы по регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта на своих занятиях старшие  педагоги Центра на методическом объединении воспитателей 22.04.2016 г.

Экспериментально исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журнале «Логопед» № 4 2016 г. – 1 статья, 2 автора, в сб статей Международной научно-практической конференции  «Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития»  Центра научных знаний  «Логос», Ставрополь, 2016 г. –  3 статьи, 5 авторов.

Приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по различным  областям развития ребенка с нарушением интеллекта.

ПЛАНЫ ОЭП

По результатам  комплексного обследования каждого ребенка определяется общая стратегия дальнейшей работы по СИОП, вносятся необходимые коррективы в программы образовательного маршрута ребенка. 

Запланирован  круглый стол «Работа с детьми с нарушением интеллекта с сопутствующим расстройством  аустического спектра»  в июне с коллегами ЦССВ «Кунцевский».  

Участие в конференции на базе РАО  Института Коррекционной педагогики: «Развитие дефектологии. Идеи Л.С. Выготского» (6 июня, 2016г.)

Для дальнейшего развития сетевого взаимодействия педагогов, специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта в сентябре  будет проведен вебинар «Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ» на базе ТЦ «Сфера».

Предстоит большая работа  по  обобщению, систематизации итогов работы за год, его анализ для внесения коррекции на следующий этап, в том числе в виде публикаций статей, методических разработок, практический опыт будет отражен на конференции  и участие в мастер-классе в Институте Психоанализа г. Москвы (ноябрь, 2016).  Намечено сотрудничество с Институтом Дополнительного образования педагогических работников г. Тольятти – участие в заочном обучающем семинаре: «Интеграция и социализация  «особого ребенка» в общество (июль, 2016).

ИСТОРИЯ  УСПЕХА

Профессиональная деятельность Мартыненко Светланы Михайловны, педагога-психолога ЦССВ «Юнона» направлена на обеспечение двух взаимосвязанных процессов: это системное и заявительное сопровождение. С целью организации системного психолого-педагогического сопровождения и для выявления особенностей развития детей–дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и сборки целостного портрета группы ею были отобраны показатели личностного развития ребенка с ограниченными возможностями.

Выделенные критерии  и их оценки в баллах позволяют,  в конечном итоге, определить  качественные уровни развития: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, каждого воспитанника, а также дифференцировать подгруппы воспитанников  по уровню развития. Контрольные срезы этапной и заключительной диагностики  позволили определить коэффициент успешности развития каждого ребенка и группы в целом. Ежегодные мониторинговые исследования специалиста позволяют составить психолого-педагогический портрет каждой группы Центра, выявить наиболее проблемные зоны и зону ближайшего развития каждого воспитанника, определить  направления коррекционно-развивающих занятий, а также являются основой банка данных психологического развития воспитанников Центра.

Опыт работы Светланы Михайловны по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников разного возраста был неоднократно опубликован в различных сборниках научно-практических конференций: 2012 г., 2014-2015 гг.

Для обеспечения успешной адаптации воспитанников при переходе  по достижению возраста в ПНИ Мартыненко С. М. разработана карта личностного потенциала воспитанника.  Работа по составлению личностного потенциала воспитанника предполагает тесное взаимодействие  врача, социальных педагогов, дефектолога и воспитателей группы. Работа начинается с выявления типа характера выпускника и далее по схеме взаимодействуют все специалисты. В результате такой комплексной работы появляется карта индивидуально-личностных особенностей воспитанника,  в которой прописываются не только личностные особенности, но и факторы риска по медицинским и личностным показателям, а также рекомендации специалистам ПНИ.

Для более эффективной работы специалистов и педагогов учреждения ею разработан алгоритм работы по запросу (заявительное сопровождение).

Работа с родителями приобрела повышенную значимость не только для психолога, но и для всех сотрудников Центра. Так,   в помощь родителям совместно со специалистами учреждения Светланой Михайловной были подготовлены различные методические материалы: игры и упражнения, методические рекомендации, буклеты и т.д.  В течение всего времени  оказывалась групповая и индивидуальная консультативная  помощь по запросу родителей.   

С целью оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида,  была  организована и продолжает успешно работать   под руководством педагога-психолога  и  музыкального руководителя театральная студия, участниками которой являются дети, педагоги, специалисты и родители.  Совместно разработанные  сценарии театрализованных  представлений –  «Поможем зайке», «Бобовое зернышко», «Супер леди», «Теремок » и др. вызывают бурю аплодисментов у зрителей.  

Мартыненко Светлана Михайловна  является автором образовательной программы  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии при передачи их в приемную семью», на которую оформлена лицензия  (регистрационный номер 211 от 29 .06.2009) Управлением образования и молодежной политики Орловской области.