Дайджест ОЭП №2

 «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы».

В рамках проектирования теоретических основ и методического обеспечения формирования жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе абилитационной работы  проведено следующее:

  •  18.01.2016 г.  методическое объединение педагогов Центра в формате Педагогических чтений по книге  «Путь к независимости» Бейкера Брюса.

Было обследовано 20 воспитанников от  6 мес до 4 лет: проведен анализ документации по каждому ребенку -  сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача; обсуждение с родителями и педагогами, специалистами  проблем каждого ребенка с ОВЗ. Затем  диагностическое комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, уровень  игровой  деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов). В ходе обследования особое внимание было уделено оценке развития основных  сфер ребенка раннего возраста (сенсорной, коммуникативной)

Апробация  системы обследования детей с тяжелой умственной отсталостью впервые реализована в сетевом взаимодействии - вебинар  «Формирование жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта (система коррекционной работы на примере практического опыта)» 21.12.2015 г. на базе ТЦ «Сфера», На вебинаре было зарегистрировано 108 человек из разных регионов, присутствовало 57 слушателей  (Алтайский край, Новосибирск, Москва, Московская область, Самарская обл.,  Бийск и др.)  Цель: трансляция  практического опыта. Предоставление материалов в электронном виде  слушателям вебинара.

Результаты исследования детей с тяжелой умственной отсталостью использовались в научно–практической конференции в  Институте психоанализа и информационных технологий «Традиции и инновации воспитания и обучения детей с ОВЗ» (11.12.2015): выступление  на пленарном заседании  о  работе  по формированию жизненных компетенций детей с нарушением интеллекта, участие  в круглом столе  в рамках темы  конференции, проведение  3 мастер-классов специалистами ЦССВ «Юнона». 

  

Экспериментально исследование сочеталось с разработкой  и применением практических материалов, которые напечатаны  в журнале «Логопед» (№ 1 2016 г. – 2 статьи, 4 автора), в сб статей НПК «Проблемы педагогики и психологии на современном этапе». «Логос», Ставрополь (№ 2, 2016 г. – 1 автор).

Приняты к публикации  издательством ТЦ «Сфера», в серию «Особый ребенок»,  рабочие тетради по различным  областям развития ребенка с нарушением интеллекта (выпуск намечен на апрель 2016 г.)

ПЛАНЫ ОЭП

По результатам  комплексного обследования каждого ребенка определяется общая стратегия работы по СИОП, идет коллегиальное оформление и обсуждение СИОП с участием родителей.

Запланирован  круглый стол «Совместная работа с родителями по формированию жизненных компетенций  как один из факторов  развития ребенка с ОВЗ»  29.03.2016 г., одним из направлений  работы которого будет работа с приемными родителями. Так как Центр является площадкой Школы передового опыта ИДПО, на круглый стол приглашены слушатели курсов повышения квалификации Института. Москвы.

Для дальнейшего развития сетевого взаимодействия педагогов, специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта по формированию элементарных навыков общения, 10.03.2016 г. будет проведен вебинар «Особенности воспитания детей с ОВЗ» на базе ТЦ «Сфера».

Так как предстоящий этап является завершающим  учебный год, в апреле -мае  предстоит обобщение, систематизация итогов работы за год, его анализ для внесения коррекции на следующий этап, в том числе в виде публикаций статей, методических разработок и т.п.

ИСТОРИЯ  УСПЕХА

Басангова Булгана Мазановна пришла в систему социальной защиты всего 9 лет назад, но многие педагоги, специалисты других детских учреждений нашего Департамента,  и не только детских, знают ее. Ведь именно с ее идеи о необходимости  систематического контроля над развитием ребенка с нарушением интеллекта  для управления результатами  на основе анализа  актуального уровня  развития, а затем  составленных и адаптированных ею методических разработок по мониторингам

социализации детей данной категории, стали применять во всех детских домах-интернатах Департамента социальной защиты мониторинги социальной компетентности каждого ребенка, мониторинги межличностного общения детей в группе, мониторинг адаптации поступившего ребенка, мониторинг подготовки старших воспитанников к самостоятельной жизни во взрослом психоневрологическом интернате, другие виды мониторингов, в том числе Карту социально-психологический особенностей ребенка с нарушением интеллекта.

Признанием ее заслуг, умением вести за собой коллектив, творческого подхода к работе служит назначение  Басанговой Б.М. нашим    Институтом ответственной  за рабочую группу всех ДДИ ДСЗН в 2011-2014 гг. по теме «Современные технологии психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида». В ходе работы были обследованы все семьи воспитанников, отработан диагностический материал, адаптированы и введены новые формы работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.  Результаты работы данной темы были отобраны и представлены на Форуме регионов  в Омске в июне 2015 г.

Сегодня Булгана Мазановна вместе со своим коллективом во главе с директором Барановой Тамарой Федоровной вновь на передовой – ЦССВ «Юнона»  является экспериментальной площадкой ИДПО ДТСЗН г. Москвы  по теме «Формирование жизненных компетенций у детей с глубокой формой умственной отсталости в процессе абилитационной работы».

«Главное для наших детей - формирование жизненных компетенций,   возрастных психологических новообразований, становление всех видов детской деятельности. Базовыми жизненными компетенциями для детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью выступают  первичные представления о себе в окружающей среде, элементарные  навыки самообслуживания,  элементарные навыки общения. Формирование этих элементарных умений, навыков  поможет нашим воспитанникам стать чуточку независимее,  более успешно адаптироваться, социализироваться и интегрировать в общество» - говорит Булгана Мазановна о значимости темы ОЭП, значимости работы коллектива. А по итогам работы педагогами, специалистами, всей междисциплинарной командой Центра будут разработаны пошаговые инструкции по формированию каждого навыка в перечисленных областях развития ребенка с  ОВЗ.

Багаж методической подготовки молодых педагогов, умение увлечь старших обобщением опыта Булганы Мазановны  позволяет педагогическому коллективу Центра встретить гостей - слушателей курсов повышения квалификации – новыми идеями, формой работы. За эти годы были проведены, например, педагогические советы в формате супервизии, семинаров с привлечением ученых Института коррекционной педагогики РАО (Баенской Е.Р., Стребелевой А.В.), заседания методических объединений в формате Педагогических чтений, вебинары для трансляции опыта и т.д.   

 Немного статистики:  Булгана Мазановна по образованию учитель биологии, химии, кандидат педагогических наук, является  ветераном  труда Российской Федерации.  Педагогический стаж работы уже около 30 лет, из них 20 лет в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, вначале лицея, затем колледжа в Калмыкии и вот третий год в ДДИ № 7, реорганизованного в ЦССВ «Юнона».