Сценарий праздника школьная масленица в школе. Сценарий проведения Масленицы в школе

Когда зима уступает свои владения, приходит веселый праздник — Масленица. Он предлагает с хороводами и песнями провести время, поесть вкусных блинов и даже сжечь чучело. Такие празднества активно проходят не только на городских площадях, но и в рамках школы. Ученики вместе с учителями продумывают сценарий, распределяют роли и устраивают веселое торжество для всех желающих его посмотреть.

Любой праздник должен начинаться с разработки плана. Сценарий масленицы в школе разрабатывается учителями совместно с учениками. Обычно эта миссия ложится на плечи старшеклассников.

Сценарий должен основываться на традициях, быть веселым и познавательным. Удобнее всего мероприятие проводить на школьном дворе. Так будет больше свободного места для того, чтобы водить хоровод возле большого чучела. А вот сжигать его не стоит. Это небезопасно, если рядом будет большое количество детей.

Начинаться мероприятие должно со слов директора школы:

«Зима выдалась суровой, но даже ей не под силу существовать вечно. Уже слышны первые легкие шаги девицы — весны. Давайте встретим ее песнями, танцами и хорошим настроение».

Играет веселая народная музыка и слово берет ведущий:

«Наша школа не осталась в стороне и готова показать, как весело мы может встретить весну. Все наши ученики собрались на проводах зимы, а это значит, что ей — плутовке не уйти от озорного смеха, улыбок и шуток ребят».

Ученик № 1 в роли скомороха:

«Всех на праздник наш морозный

Приглашаем от души

Предлагаем Вам серьезно:

Смейся, радуйся, пляши!»

Ученик № 2:

«Внимание! Внимание! Начинается веселье, Вы на месте не стойте, всех нас праздник веселый ждет. Кто не знает — мы подскажем. Масленицу мы встречаем, зиму лютую провожаем. Все мы познакомимся, встанем в круг и в веселом хороводе зазовем весну».

Все становятся в круг и водят хоровод под веселую мелодию.

Появляется новый персонаж — «Весна». Она обращается к присутствующем:

«Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо водили хоровод, что я не смогла сдержаться и пришла на ваш зов. Но зима не хочет отдавать мне свои владения, потому я хочу попросить у вас помощи. Я предлагаю поиграть в игру. Но нужно быть очень внимательным. Я буду говорить какую — то новость. Если она хорошая, то вы должны хлопать в ладоши, как можно громче. Если новость Вам не понравится, то вы будете топать ногам, что есть мочи. Ну начнем».

Все ребята высказывают желание поиграть в игру. Весна продолжает:

«У Весны сегодня день рождения (все хлопают)

Угощаемся блинами и печением (все хлопают)

Зиму мы отправим на покой (хлопают)

Вьюги и морозы оставит нам с тобой (громко топают)

За игру даю коробку я конфет (хлопают)

Вы откроете, а там ничего нет (топают)

Отмечаем Весны мы день рождение (хлопки)

А потом пойдем все на учения (топают)

С Масленицей всех мы поздравляем (хлопают)

И улыбаться почаще пожелаем (хлопают)».

Тут слышится громкий плач и на сцену выходит девушка — Несмеяна. Она говорит:

«Что же мне красной девице делать? Пропал у меня Интернет и планшет поломался. Как же я теперь фотографии Елены — прекрасной посмотрю? Сидела я в своей горнице и так хорошо играла в компьютер, а он сломался. Как мне теперь быть?»

«Несмеяна, почему ты так сильно плачешь? Мы предполагаем тебе остаться с нами и провести веселый праздник Масленицы в нашей компании. Будет весело, а еще очень вкусно, потому что скоро мы будем пробовать вкусные блины».

Несмеяна:

«Блины, угощения, веселье? Это намного интереснее Интернета. Я с удовольствием проведу праздник с вами».

«Чтобы ты, Несмеяна, и наши ребята не заскучали, послушаем песни в исполнении наших учеников».

На сцене выступают ученики школы.

Несмеяна:

«Как весело с вами, ребята. И угощения очень вкусные. Подходите все к столу и отведайте вкусных блинов, запейте теплым чаем из самовара».

Все подходят к столу, где можно взять угощение. После этого праздник заканчивается. Некоторые варианты предусматривают в конце сжигание чучела. Если дирекция школы не против, то под пристальным присмотром учителей можно провести эту процедуру. В этом случае следует придерживаться правил безопасности:

  1. Место сжигания чучела должно быть удалено на 50 метров от зданий и людей.
  2. Под рукой должен быть действующий огнетушитель, а все пути к месту должны быть доступны к проезду пожарных.
  3. При сильном ветре сжигать чучело категорически запрещено, иначе огонь может перекинуться на здание.
  4. После окончания мероприятия, следует убедиться, что нет тлеющих участков.

Рисунки о Масленице в школе

В преддверии праздника можно устроить в рамках школы конкурс «Рисунки о Масленице в школе». Учащиеся должны нарисовать тематический рисунок. Жюри конкурса выбирают лучше из них и выставляют их на всеобщее обозрение. Лучше всего использовать для этого стенды.

Затем для честного отбора можно предложить ученикам проголосовать за понравившийся рисунок, указав на листе свою фамилию и номер рисунка.

Что же изобразить на рисунке? Должна быть обязательно выбрана тематика Масленицы и смежные темы. Например, можно изобразить массовые гулянья, чучело, тарелку с блинами или хоровод.

Вот некоторые интересные рисунки для вдохновения:

Рисунок включил в себя несколько символов Масленицы одновременно

Чучело в огне

Хозяйка и угощения

Массовые гулянья

Как оформить стенгазету на Масленицу в школе?

Школьные традиции подразумевают освещение какого — либо события. Именно поэтому важно знать, как оформить стенгазету на Масленицу в школе.

В ней обязательно должно быть освещено:

  • история возникновения праздника;
  • основные традиции;
  • правила проведения мероприятия.

Также в стенгазете может быть описан прошлый опыт проведения такого праздника. Материал для наглядности может быть подкреплен фото из архива школы.

Нелишним будет указать план мероприятия, указав время его проведения, место и основные этапы. Все это должно сопровождаться яркими рисунками, частушками, «масленичными» стихами, открытками.

Не все знают традиции, которые соблюдаются на этом празднике. Особенно интересно их будет узнать ученикам начальных классов. Поэтому в стенгазете можно уделить внимание основным традициям Масленицы.

При создании стенгазеты важно делать все аккуратно, без ошибок. Часто ученики делают несколько разных экземпляров, потому что невозможно вместить всю информацию на один плакат.

Поделки и сувениры на Масленицу своими руками

Аналогично изобразительному конкурсу можно запустить и конкурс «Поделки и сувениры на Масленицу своими руками». Ученики могут дать волю фантазии и сотворить любой символ этого праздника.

Более простой поделкой станет солнце. Оно — символ властвования Весны, а также хорошей погоды и настроения. Сделать его можно, воспользовавшись нескольким практиками.

Первая — аппликация. Для этого понадобится:

  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • ножницы;
  • клей.

Сперва из цветной бумаги нужно вырезать элементы солнца. В данном случае они вырезаются небольшими полосками и скручиваются. Также нужно вырезать и мелкие детали: глазки, челку и т.д.

На листе картона расположить все элементы в правильном порядке и приклеить их, используя небольшое количество клея.

Также можно сделать солнышко из ушных палочек. Для этого нужно каждую ушную палочку обернуть и обклеить цветной бумагой. Затем нужно вырезать элементы декора: глазки, ротик, бабочки, цветочки.

Вырезать круг из желтого картона. Расположить на нем элементы поделки и лучики. Все скрепить клеем.

Следующая поделка более сложная в исполнении, но зато точно привлечет восторженные взгляды. Можно сшить тряпичную куклу. Выглядеть она должна соответствующие: в платке с румяными щеками, в этнической одежде.

Материалов при этом понадобится немного: ткань разных видов, нитки в тон, ножницы, декор и набивка для куклы. А вот сшить ее будет намного сложнее. Чтобы быстрее справится с задачей, можно посмотреть следующее видео:

Такая кукла считается оберегом, потому ее можно подарить родным людям и близким друзьям.

Аналогичным способом можно сделать и другие сувениры: разных животных из ткани, обереги из соломы. Если есть навык, можно даже сплести корзинку из прутьев.

Конкурсы на Масленицу в школе

Для проведения веселого праздника нужны такие же веселые конкурсы на Масленицу в школе. Они могут быть разнообразны. Топ наиболее популярных конкурсов, которые не требуют особой подготовки:

Что одеть на Масленицу в школе?

Что одеть на Масленицу в школе зависит от того, будет ли ученик — актером или простым зрителем.

Если учащийся будет просто смотреть представление, то можно надеть удобную одежду, чтобы принимать участие в конкурсах. Также можно одеть на голову платок в этическом стиле, повесить на шею связку с бубликами.

Если же активный ученик — участник мероприятия, то нужно обязательно иметь соответствующий вид. Следует подобрать костюм (сарафан или кофту с брюками), на головку одеть расписную шапку или платок, на ноги — красные сапоги, на талию — пояс.

Если ученику досталась одна из ролей, то в наряд нужно включить и соответствующий декор.

Как оформить стол на Масленицу в школе?

Оформить стол на Масленицу в школе нужно также в едином стиле. Следует покрыть стол белой скатертью, если на ней будет вышивка, это только придаст колорита.

В центре стола должен стоят самовар. Рядом с ним — тарелка с блинами и другими угощениями. Следует не забыть о «компаньонах» для блинов — меде и варенье.

Также можно украсить стол букетом из колосьев, куклой — берегиней, а на самовар повесит связку бубликов.

Для хранения блинов и пирожков можно использовать плетенные корзинки. Они придадут домашней атмосферы, уюта мероприятию.

Когда речь идет о школьной Масленице то праздничный стол можно украсить и символикой школы (флажками значками и т.д.).

Что испечь на Масленицу в школе?

Санитарно — гигиенические нормы в образовательных учреждениях никто не отменял, поэтому к вопросу, что испечь на Масленицу в школе, нужно относиться серьезно.

Все продукты должны быть свежими. Кроме вкусных блинов на столе может быть такая выпечка:

  • пирожки с фруктовой или овощной начинкой;
  • булочки с начинкой или без;
  • блинный торт;
  • вафельные трубочки.

Также можно поразмышлять на тему блинов, но в другой интерпретации. Например, в блинный мешочек (связать концы блина) творожную начинку. К творогу можно добавить свежие фрукты и сахар или, наоборот, сделать их солеными, добавив соль и зелень с помидором.

Еще можно испечь блины необычной формы или разноцветные варианты.

Загадки, пословицы и поговорки о Масленице

Загадки, пословицы и поговорки о Масленице обязательны, если организаторы мероприятия хотят развеселить публику и придать особого настроения. Выбирать следует оригинальные варианты, которые не приелись со временем.

Например, можно использовать такие материалы:

«Без него не обойтись

Если с тестом завелись

Без него и блин, не блин

Сей продукт необходим» (Масло)

«К теще зять пришел в обед

Ссор у них сегодня нет,

Потому что есть должны

Нынче …» (тещины блины).

Тематические пословицы и поговорки:

«Блин не клин — брюхо не расколет»

«Блины и поцелуи счета не любят»

«Масленица без блинов, как и именин без пирогов, не бывает»

«Не все коту Масленица, будет и Великий Пост».

Масленица — время веселья и хорошего настроения. Школьные времена обязательно запомнятся с положительной стороны, если будут проводиться такие мероприятия. Знакомство с новыми традициями, конкурсы и костюмированные представления также важны для детей, как и прилежная учеба.

Праздник «Масленица» в школе.

Сценарий

Ведущий . -Масленица- великий праздник на Руси. Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Народ отмечает масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами.

Ведущий. - Люди верили, что, празднуя масленицу, они помогают солнцу одержать победу над зимой. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздника: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, блины, каждый из которых похож на маленькое солнце.

Ведущий-. Первый день масленичной недели – понедельник – встреча Масленицы.

Ведущий.

Понедельник – в этот день

Масляну встретить нам не лень.

День так и зовется «встреча»

Целый день с утра по вечер.

Скоморох. Едет! Едет! Масленица едет! Широкая едет!

(Музыка усиливается. Появляются скоморохи, купцы, коробейники и т.д.

Они пляшут, кривляются, веселят народ, опсыпают его конфетти и снежинками. Вместе с ними выплывает и Масленица – огромное чучело. Скоморохи кричат зазывки, двигаются вокруг Масленицы, кланяются ей, восхваляют ее, дразнят.)

Зазывки.

Скоморох .

Ой Масленица- кривошейка

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

А мы Масленицу повстречали

Сыром торбу набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали.

Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летело под порог.

Внимание, внимание!

Народное гуляние!

Торопись честной народ-

Масленица всех зовет!

Народец честной да удачливый,

На полянку к нам заворачивай.

Все ряды с утра позахвачены

На прилавках добра всякой всячины.

Спешите, спешите скорее,

Торопитесь занять лучшие места,

Сам не займешь- соседу достанется.

Идите все без стеснения,

Билетов, рублей не надо-

Только отличное настроение!

Бегите, скачите, разминайте кости,

Сегодня Масленица зовет вас в гости.

Масленица, душечка,

Милости просим, будьте как дома-

Территория вся вам знакома

Вместе . Здравствуй Масленица!

Ведущий. Вторник- заигрыш- время игрищ и развлечений.

Заиграем мы во вторник,

Заиграем пред постом.

Покажись ты нам Масляна,

Шаньгой, блинцем, пирогом.

У Ванюшиных ворот

Вьется, вьется хоровод.

У Ванюшиных ворот собирается народ.

Скоморохи. Ух, ты Ваня- простота.

Отворяйка ворота.

Сундучком.

Серебряным пятачком.

Кочергой и скалкой.

Ухватом и прялкой.

Новой ниточкой под калиточкой.

(Игры, хоровод «Муравей и стрекоза».)

Ведущий. Среда- сладкоежка, лакомка.

Среда лакомкой слывет:

Наготовит, напечет!

Масленицу ублажает,

Всех гостей за стол сажает.

Ведущий . Всю неделю блинами балуются, а в этот день особенно. И подают к блинам сметану, варенье, мед, икру рыбью, масло топленое.

Ешь, удовольствие получай, да хозяйку не обижай- нахваливай.

Как услышите весть хорошую-

В ладоши хлопайте.

А если не очень хорошую-

Ногами топайте.

У весны сегодня день рожденья! (Хлопки)

Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)

Рубль последний здесь готовы прокутить! (Топот)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)

Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)

Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)

Блины с медом да вареньем! (Хлопки)

Не блины, а объеденье! (Хлопки)

Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)

Все с пуховою перинкою! (Топот)

А иные и с подушками! (Топот)

А другие и с ракушками! (Топот)

Народная песня «Блины».

Ведущий.

Вот блинчики- блины!

В печке испечены,

И сочные и молочные,

И крупитчатые,

И рассыпчатые,

С дымом, с паром,

С головным угаром!

(Угощает всех блинами)

Ведущий . Четверг- разгул, перелом, самый веселый день.

Разгуляй-четверг пришел,

С утречка накрыл на стол.

Масленица- блиноеда

Всех накормит до обеда.

Ведущий. На этот день приходится середина масленой гульбы. Славили возрождение солнечных дней. На угорье, за деревней втыкали длинную жердь с привязанными тряпками. И начиная с этого дня крестьяне сносили туда все хламье. Так продолжалось до воскресенья.

(Выходит группа в русских народных костюмах. Звучит «Барыня»)

Как плясать пойдем- каблуки собъем!

Выходи в кружок, попляши чуток!

(Поют частушки под мелодию «Калинки»)

Частушки

Как вставала я ранешенько,

Убиралася быстрешенько.

Припев. (поют все)

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины да маслице.

Как стояла я у жаркой у печи,

Выпекала кренделя да калачи.

Припев. (поют все)

С кренделями блины- шанежки

Для милого друга Ванюшки,

Для любимого Пахомушки

Поварешкой по головушке

(Все смеются, пляшут)

Загадки

Была белая да седая,

Пришла зеленая и молодая.

(Зима и весна)

Что в верх корнем растет?

(Сосулька)

Прилетела пава села на лаву,

Распустила перо, стало все зелено.

(Весна)

Старый дед бородой потрясет,

Снегом все занесет.

(Дед Мороз)

Скоморохи.

Ой гляди, откуда муха!

Целит Ваньке прямо в ухо!

И какая крокодила

Как бы Ваньку не убила!

Так зимой откуда муха

Глянь- кА целит Степке в брюхо!

И какая бегемота!

Мне прибить ее охота!

Разве муха разумеет,

Что тут Масленка пред нею?

Вот прилипла, никуда!

Я ее щелчком тогда-

Эх никак, опять никак!

Эй, мазила, разве так!

Дай – ка я, не удается …

Муха будто бы смеется!

Я ее сейчас подушкой!

Что пропала, злая мушка!?

Вот еще раз, получай!

Будет лето- прилетай.

А пока весну мы ждем,

В разгуляй- четверг поем.

(Песня)

Ведущий . Пятница- тещины вечера (зятья идут в гости на блины к тещам)

Сценка

Вбегает теща . Теща. Ванька!

Зять. Что матушка- теща?

Теща . Какой ты Ванюша, худощавый и тощий! И щек совсем не видать со спины. А ну- кА пойдем ко мне на блины!

Зять Караул, спасите! До смерти закормят! (Пытается удрать, но теща перехватывает его и швыряет за кулисы, а сама выходит на авансцену)

Теща. Я про зятя пирог испекла

В том пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубли!

Лучку да мучку на семь рублей

Маслица с яичком на восемь рублей!

Этот ли пирог с рублем двадцать стал!

Зять – то сел …. У присеста съел!

(Появляется пузатый зять)

Теща . Как тебя зять не разорвало?

Зять. (хлопает себя по животу) а у меня желудок резиновый. Мне еще столько же положи да полстолько, я и это подмету!

Теща . Возьму- кА я дубинку новенькую, дубинку вязовенькую! (Теща с дубинкой гоняется за зятем. Зять вытаскивает из-за пазухи подушка, отбивается от тещи. Теща уходит)

Зять. Дайка мне теща домой дойти. Все эти побои жене взворочу!

Теща . (Незаметно появляясь) Что ты сказал!

Зять. А-а-а-а!(убегает)

Ведущий. Суббота – золовкины посиделки, но и родительской субботой называли.

Широкая Масленица невесткам помогает,

Золовок собирает, блиночками угощает,

Подарками одаривает.

(Девушки рассаживаются по лавочкам, у всех в руках прялки, либо вязание, либо вышивание. Занимаются рукоделием и поют.)

Жила- была Дуня, Дуня тонкопряха

Люли – люли, Дуня, Дуня тонкопряха.

Пряла наша Дуня ни толсто, ни тонко,

Ни толсто, ни тонко, потолще каната,

Потолще каната, потоньше оглобли.

Стала наш Дуня холсточек сновати,

Сновала, сновала – колья поломала.

Стала наша Дуня холсточек ткати,

Семь сел проходила, берда не добыла.

В огороде ткала, колом прибивала.

Ехали бояре

Бог в помощь – сказали –

Бог в помощь сказали-

Рогоженьку ткали?

Брешет ваша рожа-

Это не рогожа –

Тонкая холстина –

Сценка

Скоморох . Эй невестки, а ну выходи вперед! Масленица вас зовет!

Невестки. Мы слушаем тебя Масленица!

Масленица . Эх какие раскрасавицы! Шестой день Масленицы – «золовкины посиделки». Вы невестки молодые?

Невестки. Молодые!

Масленица. Жизнь незамужнюю небось, не забыли?

Невестки. (Вздыхают) Да уж как ее забудешь – жизнь незамужнюю?!

Масленица. А тогда приглашайте к себе своих родных – близких и подруг.

В доме свекра и свекрови сегодня вы хозяйки!

Невестки. Спасибо тебе Масленица! (Убегают)

Ведущий . Воскресенье – прощенное воскресенье, проводы, целовник.

Воскресенье – проводины, а еще прощенье всех!

Мы прощения попросим, поцелуем на послед.

Ведущий . За вину свою накануне понедельника великого поста с чистой душой просили прощения друг у друга, молили забыть обиды, не держать зло на памяти. Обычно это происходило вечером, перед сном после ужина. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном, а до ужина сжигали

Масленицу за околицей:

Прощай Масленица.

Прощай, голубушка.

Девушки.

Прощай, Масленица, наша гостьюшка,

Настает Великий пост.

На деревне все приели.

Подают селедки хвост.

Настает Великий пост

Подадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем.

Масленица- ерзовка, обманула нас плутовка!

Оставила нас на кислый квас.

На пустые щи, на голодные харчи.

Ах Масленица – красушка, оставила нас с полушкой,

До поста довела – сама удрала!

Ах Масленица воротись!

Снова нам покажись!

Унеси от нас зиму холодную,

Не бросай на харчи голодные!

Ушла Масленица, прощай!

В другой год нас навещай.

Все.

Прощай Масленица, прощай!

Снова нас всех навещай.

(Чучело Масленицы выносится и сжигается во дворе)

Перед празднованием нужно подготовиться: сделать реквизиты, костюмы, приготовить угощение, подготовить музыкальное сопровождение и конечно выучить текст.

В центре или сбоку (где позволяет место) поставить стол (столы) с угощением (блины, сладости). Если позволяет помещение можно сделать куклу - тряпичную или соломенную (символизирует Масленицу), поставить её около столов или посредине помещения.

Ход мероприятия.

Муз. сопровождение (лучше балалайка)- пока говорит ведущий до выступления девочек (девушек).

Ведущий 1: Мы живем во времена интересных открытий и новых технологий и, к сожалению, забываем о нашем прошлом. Мы стали забывать традиции, обряды и праздники, без которых раньше люди не могли обходиться.

Ведущий 2: Сегодня мы хотим познакомить вас с зимним праздником, который на Руси считался самым веселым. Это Масленица.

Ведущий 1: Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы ни отмечали масленичную неделю.

Ведущий 2: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её "весёлой", "широкой", "разорительницей".

Ведущий 1: С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.

Ведущий 2: По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников.

Ученик 1:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ученик 2:

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Ученик 3:

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Ученик 4:

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Ведущий 1: В народном календаре февраль называется "сечень", тo есть месяц отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает.

Ведущий 2: Не пришла ли пора передать власть от зимы весне - красне. Она уже не за горами. А поможет нам зиму проводить да весну встретить - Масленица.

НОМЕР: 2-4 девушки . Танец в русских народных костюмах .

(Муз сопровож.- Млада «Ой Весна, весна»)

Ведущий 1. Наша сценка расскажет вам о том, почему на Масленицу пекут и едят блины.

Сценка на масленицу «Как Блиночек помог Весне» ( Действующие лица: Ведущий, Весна, Баба Яга, Блиночек).

На сцену выходит Весна и плачет.

Весна: Вот и все ребятки, не будет в этом году весны (всхлипывает) , не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки (всхлипывает) , птички не прилетят, звери не проснутся от зимней спячки (закрывает лицо руками и плачет)

Девочка: Не плачь, Весна! Лучше расскажи, что случилось, почему в этом году ты не придешь к нам?

Весна: Украла баба Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля греться будет? Если солнышко в ближайшие дни не вернуть на небо, тогда зимушка-зима будет вечно на земле править, и холода останутся навсегда (плачет) .

Выходит Баба Яга. Идет и веером обмахивается, будто ей жарко.

Баба Яга: Фу-ух, хорошо-то как!

Девочка: А ну, Баба Яга! Куда спрятала солнце! Давай отдавай обратно!

Баба Яга: Чего раскричались-то! Не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Весна: Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба Яга: Я решила слетать отдохнуть в теплые края, да ступа моя сломалась, вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх, только моря не хватает!

Весна: А как же дети?

Баба Яга: А что дети? Детям вон и зимой нормально: они на снежной горке катаются, на санках. На лыжах, на коньках. Да в снежки играют. Чем это плохо-то?

Весна: Нужно детям и тепло и весна! Ведь если не будет весны, не будет и лета! Так же нельзя! Верни солнышко!

Баба Яга: Еще чего захотели. Не верну! (топает ногой и уходит)

Весна начинает еще сильнее плакать.
Тут выбегает Блиночек.

Весна и девочка вместе: А ты кто такой?

Блиночек: Привет всем! Я блин, Блиночек! Я пришел помочь вам!

Весна: Но как ты нам поможешь!

Блиночек: Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю,
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроенье

Весна: Ура! Блиночек! Ты мой спаситель! Как же хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз, с моим приходом пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны пусть будет называться Масленицей!

Блиночек и весна берутся за руки и вместе уходят.

Ведущий 2: Вот так дорогие дети и гости! С тех самых пор на Масленицу все пекут и кушают блины, ведь блин – символизирует красное солнышко!

Ведущий 1: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.

Выходят 7 учеников.

1 уч-к: Понедельник первый вечно
И называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 уч-к: Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 уч-к: Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
Друг друга угощают!

4 уч-к: Ну, а что же с четвергом,

Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 уч-к: «Тещины вечорки» пятница называется,

В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 уч-к: А суббота – день семейный,

Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 уч-к: У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущий 2: Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. В Масленицу проводят гулянья, веселые игры. И мы давайте немного поиграем. ( см. Приложение )

Ведущий 1: Вот и поиграли немного. Давайте теперь позовем к нам в гости весну! А для того что бы она нас услышала, давайте мы споем, а вы послушаете частушки про масленицу.

(Муз.сопровож - Народные частушки)

1. Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую.

3. Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Нынче Маслена неделя – Можно съесть и лишнего.

4. Прилетали марсиане, Остались довольные. Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять.

6. Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!

7. Мы кончаем петь частушки До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего.

Ведущий 2: Что-то не хочет весна приходить. Давайте ей еще и стихи про масленицу расскажем, может она услышит и придет к нам.

1. Как на масленицу

Напеку печатных пряничков.
Заведу блиночки-солнышки,

Испеку на сковородушке.
И улыбками на личиках
Разрисую пару блинчиков.
Сто других полью вареньицем.
Есть блинки никто не ленится.

2. Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

3. Кот ходил, сидел, лежал,
Долго масленицу ждал.
Песни пел, шипел, сопел:
« Не зима, а беспредел!»
Под окошком батарею
Он теплом кошачьим греет!
И надеется, что - Вот!
Побыстрей весна придёт

4. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

5. Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

6. Масленицу встретим.
Чучело сожжём.
Праздник мы отметим.
Радость – в каждый дом!

Ведущий 1: Погляди-ка, друзья, Весна и Масленица!

Выходит Весна: Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!

Ведущий 2: Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!

Ведущий 1: До свидания Зима,
Да приди же к нам весна!
Будем угощать тебя блинами,
Да танцуй Весна ты вместе с нами!

Хоровод вокруг стола с Масленицей. (Муз. Сопровож.- Иван Купала «Ой Масленица»)

Все выходят на поклон.

Ведущий 2: Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем.

Ведущий 1: Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.

Ведущий 2: А теперь, по русскому обычаю, приглашаем Вас на чай!

Чаепитие.

Приложение

Можно устроить игры, конкурсы (выбор). (Муз. Сопровож. -Че те надо «Масленица»)

    Перетягивание каната.

    Игра летела корова

    Игра с Солнцем.

    Игра Матушка Весна.

    Игра Горячий блин

    Конкурс Напеки блины для гостей.

Игры нужно выбирать в соответствии с возрастной категорией участников и местом проведения.

Летела корова.

Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

Игра с Солнцем.

Ход игры. В центре круга – «солнце» (на голову ребенка надевают шапочку с изображением солнца).

Дети хором произносят: Гори, солнце, ярче-

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. «Слава солнцу».

Игра Матушка Весна.

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают: Идет матушка весна, Отворяй ворота. Первый март прошел, всех детей провел. А за ним апрель. Отворил окно и дверь. А уж как прошел май – Сколь хоть теперь гуляй! Пропустив всех несколько раз, ребята, изображающие «ворота» спрашивают затем каждую, какую он выбирает сторону левую или правую. Разделившись на две группы, все составляют новые пары и, взявшись за руки, подняв вверх, становятся в ряд за «воротами». Один из играющих, не имеющий пары, входит в «ворота». Ему поют: Ходит матушка весна по полям, лесам одна. Первый раз прощается, Другой раз запрещается. Ан на третий раз. Не пропустим Вас! Ходит матушка весна, Ищет детушек одна. Первый раз прощается, Другой раз запрещается, На третий раз не найдете. Сами в клетку попадете! Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая (жгут) канат.

Игра – Горячий блин.

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот мо-мент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Конкурс «Напеки блины для гостей». (Надо: листы бумаги, карандаш, секундомер).

Выдать детям листы бумаги и карандаши (на каждого 1 лист и 1 карандаш). Им нужно за определенное время (за минуту) «напечь» (нарисовать) как можно больше блинов. Объявите конец игры, и подсчитайте нарисованные блины. Победил тот, кто нарисовал большее количество.

Ведущий проводит с залом игру «Эхо»

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Бей в ладоши веселей! (ей-ей)

Да ладошек не жалей! (ей-ей)

Сколько времени сейчас? (час-час)

Сколько будет через час? (час-час)

И неправда, будет два! (два-два)

Думай, думай голова! (ва-ва)

Как поет в селе петух? (ух-ух)

Да. не филин, а петух? (ух-ух)

Вы уверены, что так? (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

А быть может, сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

А вот это что у нас? (нас-нас)

Вы хорошие всегда? (да-да)

Или только иногда? (да-да)

Не устали отвечать?

Кроме блинов готовили и другие угощения. И я тоже приготовила вам угощение.

Ням-ням”, “ням-ням-ням” говорите коль нравится, “Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится.

Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)

Веселый праздник Масленицы отмечается не только в кругу семьи, но и в учебных заведениях. Представляем вашему вниманию сценарий Масленичного праздника для школьников младших классов

Действующие лица:

1-й ведущий

2-й ведущий

1-й скоморох

2-й скоморох

Девочки

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах - разноцветные колпаки.


1-й Скоморох.

Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званые и желанные.


2-й Скоморох
.

Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, лебедки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

1-й Скоморох.

Почтенные и молодые.

2-й Скоморох.

Полные и худые.

1-й Скоморох.

Мы рады гостям, как добрым вестям!

2-й Скоморох.

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

1-й Скоморох.

Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.

2-й Скоморох.

Эй, господа, пожалуйте сюда!

Приглашаем всех гостей

К нам на праздник поскорей!

1-й Скоморох.

Милости просим к нам на праздничные гулянья.

2-й Скоморох.

У нас сегодня представленье -—

Всем на удивленье.

1-й Скоморох.

Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!

2-й Скоморох.

Приходите все без стесненья:

Билетов не надо --

Предъявите хорошее настроение!

1-й Скоморох.

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й Скоморох.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

1-й Скоморох.

Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

1-й ведущий.

Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется Масленица.

2-й ведущий.

Маслена-честная, веселая, широкая -- так называли неделю перед Великим постом на Руси.

1-й ведущий.

Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.

2-й ведущий.

Итак, Масленицу начинаем.

1-й ведущий.

1-й день - понедельник - встреча Масленицы.

Звучит народная музыка. На сцену выходят девочки в сарафанах. Они садятся за стол, доделывают чучело Масленицы и поют песню:

1-я девочка.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи!

2-я девочка.

Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор:

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарныя твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

3-я девочка.

Уже ты ль, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трехматерина дочь, кеточка, ясочка,

Ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне во тесовый дом

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

4-я девочка.

Выезжала честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях козырных,

В широкой лодочке

Во велик город пировать,

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Как навстречу Масленице

Выезжал честный семик

На салазочках,

В одних портяночках,

Без лапоток.

1-я девочка.

Приезжала честная Масленица,

К семику во двор

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

3-я девочка.

Ей-то семик бьет челом

На салазочках,

В одних портяночках,

Без лапоток.

Как и тут ли честная Масленица

На горах покаталась,

Во блинах повалялась,

Сердцем потешилась.

7-я девочка.

Ей-то семик бьет челом,

Кланяется.

Зовет в тесовый терем,

За дубовый стол

К зелену вину.

Как и она ль, честная Масленица,

Душой потешалась,

Умом повеселялася,

Речью наслаждалась.

Доделывают куклу, берут ее, обходят с ней зал.

1-й ведущий.

Мы Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметанные,

Горы блинные.

Поют все вместе.

Песня:

Ой, Масленица-кривошейка!

Состречаем тебя хорошенько,

Хорошенько! Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее Состречаем,

А мы, красные, ее Состречаем!

Ой, да, Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Масленица: «Я поста боюсь!»

Широкая: «Я поста боюсь!»

Ой да, Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече.

Приехала Масленица!

Чучело устанавливают в центре зала, девочки вокруг расхваливают ее по очереди.

1-я девочка.

Дорогая наша гостья Масленица,

2-я девочка.

Авдотья Изотьевна!

3-я девочка.

Дуня белая, Дуня румяная!

4-я девочка.

Коса длинная, триаршинная,

5-я девочка.

Лента алая, двуполтинная!

6-я девочка.

Платок беленький, новомоднекький,

7-я девочка.

Брови черные, наведенные.

1-я девочка.

Шуба синяя, латки красные,

2-я девочка.

Лапти частые, головастые,

3-я девочка.

Портянки белые, набеленные!

Вместе.

Ух, красавица!

1-й ведущий.

Молчит наша Масленица, не отвечает!

Лишь рукавами соломенными качает!

2-й ведущий.

Не иначе вас честной люд просит ответить на ее вопросы.

Проводится викторина:

1. Что встречает Масленица? (Весну).

2. А что провожает? (Зиму).

3. Что является символом Масленицы? (Блины)..

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин -- не клин, брюхо не расколет. Не житье-бытье, а Масленица; и т. д.).

1-й ведущий.

Вторник -- «заигрыши».

1-я девочка.

Масленица -- блиноеда.

Масленица -- жироеда.

2-я девочка.

Масленица -- обируха,

Масленица -- обмануха.

3-я девочка.

Обманула -- провела,

До поста довела.

4-я девочка.

До поста довела,

Все ежи взяла.

5-я девочка.

Дала редьки хвост на Великий пост.

6-я девочка.

Мы его поели -- брюха заболели.

1-й Скоморох.

Продолжаем мы программу

Для гостей, для друзей, для всех!

2-й Скоморох.

Начинаем панораму удивительных потех

1-й Скоморох.

Во вторник будем мы играть,

Красно солнышко встречать!

Начинаются игры.

2-й Скоморох.

Есть у нас одна затея для самых ловких умелых.

1-й Скоморох.

Все готово здесь сейчас для забавы этой.

2-й Скоморох.

Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Начинается игра «Бег в мешках».

1-й Скоморох.

Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!

2-й Скоморох.

Еще один подарок ждет тех, кто с нами поиграет.

1-й Скоморох.

Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.

2-й Скоморох.

10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

1-й Скоморох.

Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые. Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устал, заморился, проголодался.

2-й Скоморох.

Давай скорее объявлять! Вместе: Среда -- «Лакомка», «Сладкоежка».

1-й Скоморох.

Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели.

2-й Скоморох.

Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных!

Входят девочки.

Девочки.

Тинька-тинька!

Ты, дяденька, ты, тетенька,

Подайте блинка-оладышка,

Прибавышка!

Последний кусок, мочальный кусок,

Для Масленицы-обманщицы!

Звучит песня «Блины», ведущие угощают гостей блинами.

Ведущий.

Четверг -- «Широкая Масленица».

1-й Скоморох.

Разгуляй-четверг придет, шутку, песню принесет.

2-й Скоморох.

Походил уже по свету, лучше русской песни нету!

1-й Скоморох.

Где песня поется, там легче живется!

2-й Скоморох.

Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную!

Поют русские народные песни, проводят конкурс частушек.

1-й ведущий.

Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!

2-й ведущий.

Пятница -- «Тещины вечерки»!

1-й Скоморох.

5-й день уж наступает, а народ не убывает!

2-й Скоморох.

К теще на блины идем

И друзей с собой ведем!

Развеселая Масленица,

Мы тобою хвалимся!

2-й Скоморох.

К теще катаемся, блинами объедаемся.

1-я девочка.

В пятницу теща зятя в гости ждала.

2-я девочка.

Теща для зятя пироги пекла.

3-я девочка.

Зять на двор -- пироги на стол.

4-я девочка.

Думала теща -- семерым пирог не съесть.

5-я девочка.

А зятюшка сел -- да с присеста съел!

1-й Скоморох.

А сейчас конкурс танцевальный.

2-й Скоморох.

Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.

1-й Скоморох .

Согревал нас много раз развеселый перепляс.

Звучат танцевальные мелодии «Барыня», «Лезгинка», «Яблочко». Желающие танцуют, лучшие - - получают призы.

1-й ведущий .

А в субботу не безделки --

«Золовкины посиделки»!

2-й ведущий.

Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.

1-й Скоморох.

Погляди-ка, народ, (указывает)

К нам Весна идет!

Появляется Весна в ярком платье.

2-й Скоморох.

Весна-красна -- гость большой, хороший, пречестный,

1-й Скоморох.

На ней платье новое, новое, новое

2-й Скоморох.

Тому платью и цены нет,

Весне красной шлем привет.

1-й Скоморох.

Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.

Весна.

Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью.

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым,

С овсом усатым,

С черною смородиной,

Со цветами лазоревыми

Да с травушкой-муравушкой!

Появляется Зима под звон бубенцов и звук метели.

Зима.

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна.

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима.

Ах, вот ты как!

Да, я Зима -- белая, белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.

А я Весна -- красная, красная,

Солнечная, ясная, ясная.

Зима.

Тебя снегом вымою, вымою,

За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.

Буду еще краше на просторах наших!

Зима.

Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю свое место.

Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята!

Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки.

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).

2. Никто его не видит, а всякий его слышит,

Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).

3. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет -- весь лист отпадет. (Календарь).

4. Дождь идет, я тут как тут,

Многие меня здесь ждут:

Лягушата и ребята,

Голуби и поросята.

Я на зеркало похожа

И на озеро -- чуть-чуть.

Ну а вам не захотелось

Ко мне в гости заглянуть? (Лужа).

5. Заря-заряница,

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, бороной,

С ключевой водой. (Весна).

Зима.

Да, сильна ты, Весна, Я отступаю!

Уходит.

1-й ведущий.

Вот и наступил последний день Масленицы -- воскресенье -- «Прощеный день», «Проводы Масленицы».

2-й ведущий.

Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются.

1-й ведущий.

В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

1-я девочка.

Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье наше кончилось

2-я девочка.

Прощай-прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая,

Ты не в среду и не в пятницу.

Ты в воскресенье,

Всю неделю веселье.

3-я девочка.

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином.

Со блинами, пирогами, со оладьями.

4-я девочка.

А мы свою Масленицу прокатали, дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков,

А она погостила семь деньков.

5-я девочка.

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Прощай, прощай, Масленица!

Дети берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его.

1-й Скоморох.

Для вас готово угощенье,

Всем на удивленье!

2-й Скоморох.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте -- с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

Вместе.

А за праздник вам спасибо!

Масленица в школе

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель : знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения : школа, пришкольные площадки.

Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал : вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Скоморох 1.

– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

Скоморох 2 .

– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Скоморох 1 .

– Почтенные и молодые!

Скоморох 2 .

– Полные и худые!

Скоморох 1 .

– Мы рады гостям, как добрым вестям!

Скоморох 2 .

– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Скоморох 1 .

– Мы – скоморохи!

– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Скоморох 2 .

– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Скоморох 1 .

– У нас сегодня представление всем на удивление!

Вместе .

– Сегодня Масленица приглашает в гости!

Скоморох 2 .

– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Скоморох 1.

– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

Скоморох 2.

– Итак, Масленицу начинаем!

Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.

Скоморох 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Скоморох 2.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Скоморох 1.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Скоморох 2.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)

1-й класс: Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

2-3 класс: Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

4 класс: Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

5 класс: Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

6-7 класс: Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

8-9 класс: Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

10 класс: Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Скоморох 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

Скоморох 1

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох 2:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Скоморох 1

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

(Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

II. Вторник-«Зайгрыш»

(Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

Скоморох 2:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 1:

«Семь команд у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)

По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета 2 «Сани»:

Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 2:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4«Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох 1:

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Судья объясняет правила игры.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

IV. Четверг«Разгуляй четверток»

(Проводится в здании школы).

Скоморох 2:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох 1:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Зять соглашается.

Зять: «Буду»

Скоморох 2:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Скоморох 1:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

Скоморох 2:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох 1:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

Скоморох 2

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).

Скоморох 1

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Скоморох 2

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

(Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Скоморох 1

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

1. Семь команд так старались.

Мы ими просто любовались.

И за все мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

2. Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

3. Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

4. Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Скоморох 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие