Развитие коммуникативных навыков. Консультация для родителей детского сада

Олеся Долобан
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться включает в себя : желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил.

Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Дети, имеющие проблемы в общении бояться смотреть в глаза собеседнику, приобретают такие привычки как навязчивые движения, постоянно сжатые кулаки. В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, бояться сделать лишнее движение. Как же помочь ребенку преодолеть этот барьер? Для начала попробуйте научить ребенка управлять своим телом. Начните с того, что поиграйте с ним в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости. Можно использовать игры типа : «Замри-отомри» , «Море волнуется раз, море волнуется два…» .

«До свидания - здравствуй»

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движениями руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест : подняв руку вверх, машет кистью (от себя) . Затем со словами «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуй» приближается, протягивает к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями.

«Ласка»

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая любовь к ней, приговаривая нежно : «Хорошая, хорошая» . Подсказывает : «загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».

«Проснись»

Взрослый предлагает поиграть. Я как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты - мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, потереть глаза, улыбнуться «маме» . При повторении участники меняются ролями.

Игра - одно из значимых видов детской активности. В распоряжении ребенка должны быть мягкие игрушки, куклы - все то, что ребенок сам выбирает в магазине. Доверьтесь его вкусу.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Консультация для родителей «Формирование гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста» Развитие культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста – одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана.

«Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». Консультация для родителей «Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Мастер-класс для педагогов «Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Задачи: 1. Расширение возможностей.

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков дошкольников"

Описание: данная консультация предназначена для родителей воспитанников старших дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей и родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.


Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

Бедарева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65" Центр развития речи
Населённый пункт: Алтайский край, г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника"
Дата публикации: 29.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире.

Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности в лучших идеалах

общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся

отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь

личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний, -задача,

которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в

передаче опыта последующему поколению. .

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения

становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены

тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,

счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою

индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям,

решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Родители обеспокоены тем, что

современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов, замыкаются в себе, не

могут противостоять отрицательному влиянию. Ребёнок, который мало общается со

сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть

интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести

к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в

контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной

агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я»,

которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную

тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в

дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей проявлять подлинный интерес к

Поэтому, уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения этих

задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок

адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать

собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений

о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе,

вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на

происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой

Следующей важной составляющей этого- является научить ребенка общаться как со

сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов

Это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в

повседневном распорядке жизни. В силу специфики дошкольного возраста задачи

развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой

деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде

сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир

сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения

контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок познаёт и приобретает социальный опыт, начинает понимать

взаимоотношения людей. Таким образом,происходит и обучение, и развитие, коррекция

и воспитание, незаметно, постепенно,«играя», ребенок движется в своем развитии.

Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии

потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать

дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со

сверстниками.

На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние

продуктивные виды деятельности.Это рисование «дружных картинок», коллективные

работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и

индивидуальная), « скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу

других работ своих товарищей.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой

подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в

воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание

иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков,

помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости.

Учит формировать свое отношение к поступкам героев и применительно к себе.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии

коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в

себя организацию жизни ребенка в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям,

которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного

отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность,

выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению

находить свое «место» в окружающей действительности.

ситуации свое поведение адекватно и творчески. Способствуют гармоничному развитию в

окружающем социуме.

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников».

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности.

Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других

людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,

возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние

другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные

коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной

ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок

моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает

значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся

полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением

игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра

требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться

говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется

достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством

коммуникативных игр» в настоящее время является особенно актуальной, так как

отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на

котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения

ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и

социального развития.

И поэтомуцельмоей работы: помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать

свой стиль общения.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки

2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;

3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;

4. Формировать у детей адекватную самооценку;

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым

является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С.

Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок

получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит

средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер,

самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе

общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего

существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые

особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения

организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и

отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению

самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности,

или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок

сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и

обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам

вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение

дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к

окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных

решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в

контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку

управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и

плодотворного общения с окружающими.

В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между

дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими

воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельностью

сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались

благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не

пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не

только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-

образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в

процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля»,

диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь

детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути

развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту

дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться

информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать

эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых,

выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу,

провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила

предметно-развивающая среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную

активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного

труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует

обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-

игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с

двигательной активностью, уголок уединения.

Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со

своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

И воспользовалась, выбранной мною, программой Е.В. Рылеевой «Вместе веселее»,

переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей

Программа «Вместе веселее»- это моё «путешествие» в мир эмоций с детьми пятого года

жизни. Так как эта программа коррекционная, направлена на социальное развитие детей и

является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ, поэтому занятия

по коррекции взаимоотношений с детьми провожу во вторую половину дня каждый

четверг (20-25 минут).

Непосредственно образовательная деятельность представлена в 4 этапа

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые

помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт. (Упражнение

«Улыбка»)

2 . В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме

непосредственно образовательной деятельности:

· Развивающие игры-драматизации;

· Сюжетно-ролевые игры;

· Игры на развитие навыков общения;

· Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

· Сочинение историй;

· Беседы и рассказы;

· Мини-конкурсы;

· Чтение или рассказывание сказок.

3. Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

4. Ритуальное упражнение (н-р, «Нам всем хорошо»), этюды на расслабление

(прощание).

Игры на развитие коммуникативных навыков можно подразделить на группы: Игры и

упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на

повышение самооценки ребёнка; игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с

окружающими.

Коммуникативные игры я использую не только в непосредственно образовательной

деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от

цели и их предназначения.

Например, утренний приём - игры, направленные на создание эмоционально-

положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию

коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить

окружающих («Когда природа плачет»).

Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай-

да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки

детей, ориентировку в пространстве.

Во вторую половину дня провожу кружок «Давайте жить дружно» со всей группой детей,

организую, условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с

детьми, чтения терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм

самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех,

стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих

посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими

глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому,

но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В свою работу я включаю элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика,

игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности

для детей дошкольного возраста. Субъективная удовлетворённость процесса занятий

изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную

информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь,

после окончания занятий я увидела итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети

меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились

отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки

сотрудничества.

Видя результат, заинтересованность детей в этих занятиях, я решила продолжить

работу по формированию коммуникативных навыков, но за основу взяла, предварительно

изученную, программу Ольги Владимировны Хухлаевой доктора педагогических наук,

кандидата психологических наук, профессора Московского психолого-педагогического

университета «Тропинка к своему Я», а также соавторов Первушиной и Хухлаева.

Паралельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые (совместно с

зам. зав. Перминовой С.В., муз.рук. Казимирёнок С.М.) в нетрадиционной форме «Роль

семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению»,

совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнкаи помочь ему

стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также

принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно образовательном

процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою

занятость, совместно с детьми стали активными участками муниципальных конкурсов.

Используемая мною программа «Вместе веселее», «Тропинка к своему Я» основанная на

взаимодействии воспитателя, родителей и различных специалистов внутри

образовательного учреждения после проведения диагностик и личных наблюдений

является эффективной и дала хорошие результаты в формировании коммуникативных

навыков и умений.

По итогам диагностики у«моих» детей сформировано положительное отношение к миру,

к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого

любить? Любить небо, ветер, звезды, волны - это очень важно. Но главное, чтобы они

умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на

Организация: МБДОУ д/с №36 «Рябинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Уважаемые коллеги!

Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Своё сообщение я бы хотела начать со слов СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте по - рассуждаем.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими - залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Для коммуникативного развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Цель игр на развитие коммуникативных умений заключается в формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми;

Развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

  1. Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
  2. Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
  3. Развитие навыков невербального общения;
  4. Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
  5. Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Предлагаю вам примеры игр на развитие коммуникативных навыков.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

«Опиши друга»

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Воробей»

Дети становятся в круг. Воспитатель находится в круге. Он говорит:

Прилетел к нам воробей,

Он искал себе друзей.

Сел ко мне на воротник… (Все закрывают глаза.) Произнёс…

На кого воспитатель надевает маску, говорит: «Чирик - чирик!», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Комплимент»

Дети сидя в кругу по очереди глядя в глаза соседу говорят несколько добрых слов, хвалят его (ты всегда делишься, ты добрый…), принимающий кивает головой и говорит: - «спасибо мне очень приятно!»

«Гуси-гуси»

Среди детей выбираются «хозяин» и «волк», остальные выполняют роль «гусей». В начале игры «хозяин» вместе с гусями» располагается во дворе, а «волк» становится в круг. Затем хозяин выводит гусей гулять на луг, а сам возвышается на свое место. Некоторое время гуси гуляют по лугу, после чего ведущий дает сигнал. Тогда между хозяином и гусями происходит следующий разговор, слова ко­го, наверное, знакомы всем с детства:

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га!

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяин: Так летите вы домой.

Гуси: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Хозяин: Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите.

(С последними словами «гуси» бегут обратно во двор, а волк, который выбегает из круга, пытается перехватить кого-нибудь из них. Если ему это удается, он ведёт осаленного к себе. За один раз игрок в роли волка, если он достаточно ловок, может осалить и нескольких гусей. После того как гуси возвращаются во двор, хозяин должен сосчитать их и отметить, кого не хватает. Теперь игроки должны выручить своих товарищей. Подойдя к дому волка, они хором просят: «Волк-волк, отпусти гусей домой», - на что волк отвечает: «Нет, не отпущу!» Тогда игроки говорят: «Тогда мы тебя победим!» Чтобы победить волка, игроки (кроме осаленных) выстраиваются гуськом, ухватившись друг за друга. Первый игрок колонны берет за руки игрока-волка. На счет «раз, два, три!» игроки начинают дружно вытягивать волка из его норы. Важно, чтобы эти движения были слаженными: игроки должны, ухватившись друг за друга, сделать движение корпусом назад (можно два-три раза). Как только волк под натиском остальных игроков не удержится на месте и сделает хотя бы один шаг вперед, пойманные им игроки-гуси считаются освобожденными и могут «лететь» обратно во двор.

После того как всех осаленных выручили, и игра начинается заново.

«Садовник и цветы»

Воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Выбирается садовник, а группа детей будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами. Садовник должен ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться».

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

«Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят сосе­ду в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую доб­рую, какая только может быть, улыбку.

«Испорченный телефон»

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

«Ручейки»

В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара детей высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них конечном счёте получился своеобразный свод. Воспитатель становится водящим – у него нет пары. Воспитатель становится лицом к колонне, составленный из пар игроков, и игра начинается.

Воспитатель проходит между игроками через образованный свод и, выбрав кого – то из игроков, берёт его за руку и идёт с ним в конец колонны. Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны детей и выбирает себе друга. Играть можно пока не надоест.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Мыльный пузырь

Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг. Можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаст­вовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя - не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой. После того

как образовался хоровод, начинается игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Воспитатель объясняет детям это и просит их сделать, так чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, а что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри? Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим. нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий, звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстоянии вытянутых рук), чтобы показать, как раздулся пузырь.

Желательно, чтобы во время надувания пузыря воспитатель стоял в центре круга. После того как «мыльный

пузырь раздувается до максимального размера, воспитатель проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук, после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» - и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к воспитателю. После этого игру можно возобновить.

«Пес-барбос»

Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садится в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с воспитателем становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все так же держась за руки, дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно, не растягиваясь и не отставая. Идя, игроки декламируют следующие строчки:

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А за нами он следит?

Будет лаять и рычать...

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протянув к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей - добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная - поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удается поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

«Кошки-мышки»

Воспитатель произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Игры на телесный контакт

«Веселый паровозик»

Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для этого дети встают друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик воспитатель, а дети вагончики. По сигналу воспитателя паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика («чух-чух»), а можно и читать стихи про паровозик.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пройти в лес собирать грибы.

Через некоторое время воспитатель объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозики поедим домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут» домой: до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.

«Ладонь в ладонь»

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Спасибо за внимание!

Кристина Карпенко
Консультация «Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми»

Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития и коммуникативного общения . Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой и коммуникативной активности детей .

1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности . Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность , поэтому маркером изменений речевой активности детей выступает соотношение единиц в паре «глаголы - существительные» . Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами : в ясельной группе - 100/170, в группе детского сада - 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых . Взрослый (воспитатель или родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним ; систему обобщения - когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметами-заместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка , от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка . Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления , языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову.

Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка - важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем, поэтому особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации , позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников . Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков , позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает :

1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов , различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи , ведет за собой ее развитие . Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации . Первым этапом развития речи детей является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса : одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки» , «Сейчас мы пойдем мыть руки» , «Пойдемте мыть руки» , «Пора помыть руки» и т. д. При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи : назывной, комментирующей , обобщающей, планирующей, контролирующей - в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду . В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может, как ограничивать действия детей («Нельзя» , так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» - «Одеваемся» - «Оделись» ). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи.

Таким образом, воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи - регулирующей и планирующей. Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети побуждаются к сотрудничеству с взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении с взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях. К концу дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения , должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе.

Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении - слово - словосочетание - предложение.

Специфическими приемами, на занятиях по развитию речи , являются :

1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.

2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность , что способствует развитию игры детей и , как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности , а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра.

3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности .

4. Вопросы - ответы. Данный прием используется для активизации речи детей : побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.

5. Опосредованное общение через игрушку. Создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации , способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности» , вызывает повышение познавательного интереса детей.

6. Многократное проговаривание речевого материала или