Темы для выступления перед родителями. Темы для выступления на родительском собрании в школе

1. Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
3.Ваш ребенок- пятиклассник
4.Школьная тревожность ученика
5.Трудности подросткового возраста
6.Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости
7.Мой ребенок становится трудным
8.Родители и дети- поиски взаимопонимания
9.В мире вредных привычек
10.Агрессивность детей и подростков
11.Самооценка подростка
12.Как развивать самостоятельность детей при подготовке домашних заданий
13.Влияние семейного воспитания на личность ребенка
14.Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе
15. Гиперактивный ребенок в школе и дома.

16.Подростки- проблемы в общении со сверстниками и их решение.
17.Успешный ребенок или как воспитать лидера.
18.Ребенок ругается матом- что делать?
19.Страх неудачи у детей школьного возраста.
20.Как помочь ребенку учиться.
21.О половом воспитании подростка.
22.Строгое воспитание или вседозволенность.
23.Как побороть страх отвечать у доски.
24.Воспитание старшеклассника.
25.Роль положительного примера родителей.
26.Учим детей управлять гневом.
27.Роль родителей в детской дружбе.
28.Как наладить общение с ребенком.
29.Роль папы в воспитании детей.
30.Как помочь ребенку завести друзей.
31.Дети и карманные деньги.
32.Влияние телесных наказаний на умственные способности ребенка.
33.Телесные наказания и их последствия.
34.Словесные наказания.
35.Родительский авторитет.

36. Последовательность в методах воспитания.
37.Как правильно научиться распределять свое время и научить этому ребенка.
38.Психическое здоровье ребенка.
39.Экзаменационный стресс.
40.Как избавиться от комплексов и заниженной самооценки.
41. Школьная фобия.
42.Психическая подготовка к ЕГЭ, экзаменам.
43.Школьный стресс.
44.Кризис взросления младшего школьника.
45.Трудности адаптации первоклассника в школе.
46. Школьная тревожность.
47.Агрессия, жестокость, суицид в мире детей.
48.Развитие внимания младших школьников.
49.Формирование учебной мотивации.
50.Детские страхи.

51. Дети и телевизор.
52.Молодежные субкультуры.
53.Компьютерная и игровая зависимость у детей и подростков.
54.Чтбы учение было в радость.
55.Почему ребенок плохо учится?
56.Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка.
57.Взаимодействие семьи и школы.
58.Особенности подросткового возраста.
59. Причины негармоничного личностного развития ребенка.
60.Девианстное поведение подростков.
61. Психологическая готовность к школе и характеристика факторов, влияющих на успешность обучения.
62. Педагогика наказания.
63. Проблемные дети- проблема воспитания.
64.Неусидчивый ребенок.
65.Семейное насилие над детьми, как психолого - педагогическая проблема.
66. Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину?
67. Правила поведения взрослого при воспитании детей.
68.Влияние семьи на формирование и развитие психосоматических заболеваний.
69.Причины школьной неуспеваемости.
70. Большие комплексы маленьких детей.

Выступление на родительском собрании.

Тема: «Роль семьи в воспитании школьника».

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родительской приходятся дошкольный, подростковый и юношеский возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического развития.

В подростковом возрасте во всей жизни детей доминирует школа. Роль ученика влечет за собой ответственность за успехи в учебе и связанную с этим работу в школе и дома. В школе ученик должен справляться с многочисленными требованиями как учителей, так и других учеников. Долг родителей – помочь ребенку в выполнении школьных обязанностей, хорошо к ним подготовить и облегчить их выполнение дома. Родителям необходимо наблюдать за всем процессом учебы. Причем интерес к этому должен быть естественным и наглядным, так как в начальный период большинство детей учится как бы для родителей или учителей и лишь позже у них развивается познавательная мотивация, связанная с увлечением тем или иным предметом.

Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных воздействий. В результате проведенных исследований можно прийти к выводу, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей. Разногласия в воспитательных методах отца и матери не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. Надо постоянно помнить, что воспитание духовных ценностей и моральных норм, формирование нравственности происходит у ребенка в первые годы его жизни именно в семье, а личностными образцами для него служат родители.

От того, как мы общаемся друг с другом, как организуем свой быт, чем заполняем свой досуг, к чему проявляем интерес, зависит культурный климат семьи. Постоянно находясь в этом «климате», ребенок пропитывается нашими вкусами, подхватывает наши привычки, жесты, манеру поведения. Присмотритесь к своему ребенку: как он общается со сверстниками и взрослыми? Как ведет себя на людях? Не случается ли, что его поведение вызывает осуждение окружающих? Уже ребенку дошкольного возраста необходимо объяснить, что вести себя развязно, привлекая внимание окружающих, неприлично; что громкий разговор и капризные притязания вызывают у людей осуждение, что грубое слово или жест – это признак невоспитанности. Если в семье принято курить, сквернословить и употреблять пиво как прохладительный напиток, как объяснить учащемуся, что это делать не просто плохо, а недопустимо!

Много времени отнимают у родителей-активистов общественные дела в школе и список этих дел велик и многообразен. Учитель один без помощи родителей, не в состоянии все это выполнить, и долг родителей помочь ему. Ведя общественную работу в школе, родители всегда должны стремиться, своим собственным примером воздействовать на формирование у детей сознательного отношения к общественно-полезному труду. Если мать, выполняя общественное поручение школы, говорит о нем как об обузе, то и дети станут так же относиться к общественной работе. Внимательное отношение родителей к школьным делам заставляет и детей ответственно относиться к учебе и делам класса.

Материал выступления подготовила психолог РжевскаяЕ.А.

Темы для выступления психолога

на родительских собраниях
Нередко бывает очень сложно придумать название темы выступления перед родителями учащихся. Ниже прелагаю названия тем для выступлений перед родителями. Со временем выложу материалы по данным темам на сайте и опубликую новые.

1."Значение режима дня для семьи в воспитании детей и подростков"


2."Воспитание трудовых навыков". Маленькое дело лучше большого безделья: Результаты анкетирования. Самообслуживание в школе и дома. Труд необходимость или обязанность? Выставка поделок.
3."Большая семья. Радости и трудности"
4."Требовательная любовь к детям"
5."Роль личного примера в воспитании детей". Влияние личного примера и авторитета на формирование личности ребёнка. Виды ложного авторитета родителей. Роль бабушек и дедушек в воспитании . Воспитание у детей и подростков любви и уважения к родителям, старшим членам семьи.
6."Культура поведения закладывается в семье"
7."ЗОЖ семьи - залог здоровья ребёнка". Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья.
8."Здоровый ребёнок - здоровое общество". Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни. Гигиена подростков. Курение и спорт - понятия несовместимые . Профилактика вредных привычек.
9."Доброта. Учить ребёнка быть добрым".
10."Воспитание воли в семье". Формирование основных черт характера. Особенности волевой деятельности и мотивации. Эмоционально волевое воспитание.
11."Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка". Отец и мать - первые воспитатели детей. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей. Причины устранения отца от воспитания детей.
12."Особенности подросткового возраста. Формирование самосознания". Возможные "кризисы" подросткового возраста.
13."Тревожность и агрессивность в подростковом возрасте. Их исследование". Влияние телевидения, компьютерных игр, рекламы, социального окружения.
14."Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей . Как с ними бороться".
15."Занятость в свободное время. Досуг детей и подростков". Свободное время и его роль в формировании личности. Дети и ТВ, дети и улица, дети и компьютерные игры.
16."Половое воспитание подростков". Особенности психофизиоло-гического развития мальчиков и девочек. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
17."Эстетическое воспитание в семье". Связь эстетического воспитания с умственным , трудовым и физическим воспитанием. Роль семьи в эстетическом воспитании. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в различных кружках и секциях.
18."Агрессивность детей и подростков". Влияние ТВ, рекламы, компьютерных игр, социального окружения, неправильных методов воспитания на возникновение агрессивности.
19."Секретный мир наших детей". Свободное время школьника. Анализ анкет. Ребёнок на улице. Компьютерные салоны. Влияние компьютерных игр на психику ребёнка. "Интересные" места для игр.
20."Влияние семейного воспитания на формирование личности умственно-отсталого ребёнка". Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями. Трудности и ошибки семейного воспитания, их причины и пути устранения.
21."Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье". Убеждение и требование как средства организации жизни ребёнка. Поощрения и наказания. Последовательность и строгость в воспитании детей и подростков .
22."Авторитет родителей. Из чего он складывается"
23."Алкоголизм взрослых и детей"
24."Тревожность и агрессивность в подростковом возрасте. Их исследование"
25."Стрессы в вашей жизни и в жизни детей. Как с ними бороться"
26."Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня".
27."Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Предупреждение развития заболеваний у школьников".
28."Секретный мир наших детей". Свободное время школьников Анализ анкет. Ребёнок на улице. "Интересные" места для игр. Почему дети строят "штаб" или "шалаш" и другое.
29."Воспитание привычек у детей". Подражательность, эмоциональность и впечатлительность детей. 30."Семья и её влияние на ребёнка"
31."Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребёнка в семье"
32."Ритмы жизни"
33."Если отношения с ребёнком вышли из-под контроля"
34."Когда в товарищах согласья нет ..."

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
olderfiles -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников

Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании

«Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях »

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о наших детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Тема нашего собрания посвящена семье и взаимоотношениям с детьми, с учетом её индивидуальности. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка. Мы призваны вместе решать все проблемы.

Что такое семья?
Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.
«Из чего складывается добрая семейная атмосфера?»
- из уюта, порядка и готовых обедов;
- из добрых отношений между членами семьи;
- из вклада каждого в общее семейное дело;
- из семейных праздников и т. д.


Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений детей и родителей.
Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания . В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семей без проблем, без трудностей.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул камень и прочёл на другой стороне « Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о семье. Истина на поверхности. Зачастую проблемы и трудности в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём в семье, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать всем членам семьи: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Но! Уважаемые мамы и папы! Мы живём в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим, мы, взрослые, стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своём материальном благополучии, оставляя на «потом» встречи со своими постаревшими родителями, лучшими друзьями, рано взрослеющими детьми. Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуй на ночь или даже только взгляд на сонного ребёнка, суровый взгляд в дневник в конце недели, три летних смены в лагере, пожалуй, и всё, что мы оставляем своим детям. И так каждый день, месяц за месяцем, год за годом…

Понятно, что для многих семей сегодня стоит альтернатива: либо работа на износ, либо жизнь, за чертой бедности. Поэтому общение с мамой и папой в лучшем случае заменяют дедушка и бабушка, в худшем – продлёнка, а всё это время ребёнка сопровождает самый «лучший друг» компьютер, либо телефон с интернетом. Конечно же удобно, когда ребёнок сидит тихо и чем-то всё время занят… А что же может его поджидать такого, что вы даже и не предполагаете…

Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживём до понедельника! И фразу, сказанную одним из героев: «Счастье - это когда тебя понимают»

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому ребёнку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.


Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.

Действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые с нами, понимали нас. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.

Нам взрослым людям, некомфортно, если не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребёнка, в мир детства.

Уважаемые родители! У каждого из нас разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов Антон Семёнович Макаренко говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».

Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами.

Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»./ /

Пока ребёнок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. А вступая в подростковый возраст, поразительно меняется. Из ласкового, спокойного и послушного вдруг превращается в «ершистого», неуправляемого, грубого. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. У подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», «Почему они должны быть всегда правы?». Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, целей, привычек, мнений, убеждений.
Что же это за «подростковый период»?! Почему его выделяют как наиболее трудный в жизни ребенка?

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые. Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда трагедией.
Мы, родители, подчас предъявляем детям чрезмерно завышенные требования: дети должны беспрекословно слушаться и выполнять требования родителей, почему он (она) обманывает меня? Неужели так трудно хорошо учиться? Что ни попросишь сделать, обязательно забудут. И забываем, что это относится едва ли не к идеальным детям. Неужели мы сами ничего никогда не забывали, ни разу не обманывали, всегда хорошо учились?

Как же лучше строить взаимоотношения с самыми дорогими нам людьми? Как добиться уважения наших детей, несмотря на всю разницу в мировоззрениях и взглядах?
Если мы поймем запросы и желания детей, вопросы, которые их мучат, и начнем хотя бы пытаться искать ответы на них, то проблемы наши решатся сами собой.

Давайте теперь, уважаемые родители, ответим на вопросы:
Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
Когда в последний раз гладили его по голове?
Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня!!!
Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте.

Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. Я желаю вам успехов в воспитании, чтобы ваши дети всегда вас понимали, идиллии в ваших семьях, любви, душевной теплоты.

Памятка для родителей

о создании благоприятной семейной атмосферы

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное.

Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Дети и проблема школьной дисциплины"

    Ибрагимова Зарема Рефатовна, социальный педагог

Раздел:

Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи:

    Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;

    Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;

    Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

Ход выступления:

Эпиграф (сл.2)

(сл. 3) Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

(сл. 4) В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

(сл. 5) Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

«Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные

родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

(сл. 6) Как показало изучение этого вопроса (было проведено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов), главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

    1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

    2 место – опоздание на уроки;

    3 место – игры с телефоном;

Упоминались также:

прогулы уроков;
– драки;
– порча школьного имущества и оборудования;

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц). Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

(сл. 7)

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного, непонятого», искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

(сл. 8)

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» – часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

(сл. 9)

2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности («Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием»), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

(сл. 10)

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

(сл. 11)

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

(сл. 12)

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

(сл. 13)

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.

Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

(сл. 14)

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме – нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

Это наркоманы!” – прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире – сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...

Разбил... Разбил!” – вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, – спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла – нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку – и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” – услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

(сл. 15)

Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

Я разбил вазу.

Я знаю, сынок, – ответила она. – Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала:

Ну, до вечера!”

Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин – пожарил картошку.

(сл. 16)

С тех пор она запретила себе вообще говорить с ним о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?

Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник – там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.

Нина Ивановна Варакина.

Поселок Виноградский Краснодарского края

Я рассказала эту историю не для того, чтобы упрекнуть кого-либо в неправильном отношении к своим детям, просто хотела показать, как много зависит от нас, родителей и учителей. И что для этого нужно – просто быть человеком.

И воспитывая в наших детях нравственные качества, взрослым следуем помнить, что нравственными должны быть они сами, иначе они не имеют права, что – либо требовать от детей. Ведь у взрослых больше жизненного опыта, практики. Человеческие детеныши в отличие от животных потому и находятся с родителями так долго, что процесс развития человека, приобретения ими практических и теоретических знаний умений и навыков происходит всю жизнь, чтобы, наконец, человека назвать человеком. И дают практические знания чаще всего взрослые, исходя из собственного опыта, приобретенной годами мудрости, сделанных и исправленных ошибок.

И в заключении я хочу сказать, что тема, которую мы подняли на данном собрании, несет в себе здоровую идею всем нам встряхнуться, обратить внимание на себя и заняться собственным развитием.

(сл. 17)

А закончить я хочу словами Макаренко «только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое».

Литература

    Борба М . Нет плохому поведению. М., 2006.

    Вачков И . Королевство разорванных связей. М., 2008. №1.

    Свердлова О . Вы любите меня?// Воспитание школьников. 2008. №1.

    Черных О.Г., Малюгина В.А . Родительские собрания: 8 класс. М.:ВАКО, 2008.