История одежды: как одевались Древние Египтяне. Национальная одежда египтян Во что одевались древние египтяне

Климат Египта с жарким летом и мягкой зимой благоприятствовал ношению легкой одежды из растительных волокон. В римский период самым популярным материалом был хлопок, который импортировали из Индии. Шерсть для изготовления материалов использовалась редко.

Материал одежды древнего Египта

В небольшом количестве одежда древнего Египта шилась из шелка, которым торговали преимущественно в восточной части Средиземноморья уже со второй половины II тыс. до н.э. Изделия из шелка находили в египетских гробницах.

Шкуры диких животных, прежде всего леопарда, носиди жрецы и фараоны. Такие наряды были найдены в усыпальнице Тутанхамона и достаточно часто изображались в сценах на стенах царских гробниц. В особых случаях представители династии одевали декоративную церемониальну одежду, украшенную перьями.

Производство одежды в Древнем Египте

Сундук из гробниц Тутанхамона с одеждой

Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.

Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.

В гробнице царя Пепи указано:

«… принимаемые небесами те, кого любит Бог, опираются на скипетры. Хранители Верхнего Египта должны одеваться в самое лучшее белье. Пусть пьют они вино и мажут себя самыми лучшими маслами…»

Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.

Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.

Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.

Древние костюмы Египта

Египтяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.

В было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, руковицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.

По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.

Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.

Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.

При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.

Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.

Мужская одежда Древнего Египта

Армия Древнего Египта

Со времен Раннего до Позднего царства, мода была неизменной. Ткань обертывались вокруг тела и удерживалась с помощью ремня. Основными цветами был белый и украшенный египетскими изображениями. Красители для ткани тогда еще не были известны.

Нижнее белье было простого покроя. Платья высших чиновников плиссировали по горизонтали. В период Среднего царства существует три вида складок: одна часть с плиссировкой со складками в 1-2 см, другая часть – с узкими складками, третья – с узорами и складками по горизонтали и вертикали. Процесс изготовления таких костюмов был очень трудоемким. Дополнением к килте служили рукава и длинные одежды, хотя и не обтягивающие фигуру. Подол был заужен снизу.

Женская одежда Древнего Египта

Женщины носили тунику каласирис с одной или двумя лямками, перекинутыми через плечо или оба плеча. Верхняя чать могла находится от шеи до шеи, нижняя – касаться колен или лодыжки. Некоторые одежды были пошиты с рукавами, другие – без них. Силуэт фигуры подчеркивался поясом.

Шили платье из прямоугольного куска ткани. В центре делали проем для головы, затем складывали ткань вдвое. Нижние части сшивали, оставив отверстия для рук.

Слуги носили набедренные повязки или длинные платья с ремешками и ошейниками. Грудь оставалась наполовину голой.

Состоятельные особы могли позволить себе украсить платье бисером. Грудь была закрыта одеждой, хотя в некоторые периоды истории, была мода на открытую часть тела.

В период Древнего царства также можно встретить рисунки с изображением круглой накидки. Их делали, как правило, из льняного полотна, оставляя вырез для головы. Одежду декорировали. Во время Нового царства возникла мода на платки

В Египте с древних времен было известно, как добыть крахмал. Его получали из пшеничной муки, смешанной с кипящей водой. В крахмал замачивали бинты, который становились твердыми и жесткими после просушки.

Как стирали одежду в древнем Египте?

Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)

Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.

Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.

До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.

Головные уборы Древнего Египта

Головные уборы древнего Египта

Если на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея — символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений — золотой, синий, красный, черный, зеленый.

Обувь в Древнем Египте


Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.

Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.

Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.

Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.

Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.

Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.

В было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошке.

Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.

Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».

Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.

– одна из древнейших цивилизаций нашего мира. Конечно же, она повлияла на дальнейшую судьбу человечества, подарив культуру и особенные верования, а одежда древних египтян до сих пор отражается в моде современности.

Если говорить о древнеегипетской одежде в общих чертах, то она была практичной, геометрической и легкой. Для народа была очень важна символика, которая повторялась в украшениях и атрибутах.

Ткани и цвет в одежде

Именно в Древнем Египте научились выращивать лен. Природные условия позволяли разводить такое растение без особых усилий. Со временем ткачи достигли совершенства в подготовке льна как материала для одежды, например, отрез в 240 м весил всего 1 грамм, ощущался только пальцами и был почти невидим глазу.

Эпизод из сериала «Рим» с участием Клеопатры и ее рабыни.

Древние египтяне делали очень тонкие льняные ткани, которые по толщине уступали разве что шелку. 5 слоев древнеегипетского льна позволяли отлично видеть тело человека, настолько тонким был материал.

Что касается фактуры, то она была довольно разнообразной. Особенного успеха в красоте фактур добились во времена Нового царства – ткань выглядела как сеточка, затканная бусинами, вышивкой и золотом.

Основным орнаментом в Древнем Египте был геометрический узор, который можно было увидеть и по кайме одежд, и по всей плоскости ткани.

Чтобы придать ткани цвет, использовали красный, зеленый и голубой красители. Со временем научились окрашивать ткани в желтый, бирюзовый и коричневый цвета.

Лен был основным материалом для одежды древних египтян, но это не значит, что совсем не использовались другие ткани. В обиходе были кожа, хлопок и мех, но их использование было скорее обрядовым.

Форма одежды

Основной одеждой в жарком климате Древнего царства был льняной передник (реже кожаный), который укреплялся на поясе. Его называли схенти . Если это был схенти фараона, то одежда украшалась плиссировкой. Набедренный передник простого египтянина не имел никаких украшений.

Женская одежда представляла собой кусок легкой материи, который оборачивали вокруг тела таким образом, чтобы была закрыта грудь и само «платье» доходило до щиколоток. Отрез поддерживался на теле за счет бретелей, одной или двух. Такую одежду называли калазирисом . Форма была одинаковой, будь это царица или рабыня, но вот статус и положение подчеркивался качеством ткани.


Со временем одежда древних египтян усложняется за счет увеличения слоев ткани, чаще используются плиссировки. Мужчины надевали несколько схенти, один на другой. Что касается женской одежды, то она не меняется по форме, но богаче украшается. Смуглое тело, которое просвечивалось сквозь тончайший лен, являлось эталоном красоты. Чтобы подчеркнуть качество ткани, использовали накладные воротники, украшенные камнями и бусами.

Известно, что в период Нового Царства древние египтяне использовали уже манекены для создания красивых одежд.

Покоренная Сирия на более поздних этапах развития Древнего Египта тоже внесла свою лепту в изменение древнеегипетского костюма. Длинная и узкая одежда состояла из двух прямоугольных полотнищ, которые имели вырез для головы и рук. Сверху надевали плиссированные юбки, а плечи покрывали дополнительным отрезом ткани.

Характерным приемом была плиссировка, которая драпировалась на бедрах и ниспадала спереди.

С дальнейшим развитием древнеегипетской цивилизации разница между одеждами знати и простого люда стала более ощутимой. Богатые использовали в одеждах больше красок, драгоценностей, а ткани отличались безупречным качеством. Что касается бедноты, их одежда практически не менялась.

Жречество тоже сохранило древние формы одежд. В основном это был передник и леопардовая шкура, перекинутая через плечо. Воины же носили передники и нагрудники из кожи.

Украшения

Как правило, украшения имели символический смысл: амулеты или магические подвески выполняли и защитную функцию, и эстетическую.

Для украшений одежды использовались стеклянные бусинки и драгоценные камни.

Широко распространились браслеты, кольца, подвески, бусы, пояса и диадемы. Фараона отличал атев – двойная корона, украшенная уреем – украшение змеей и коршуном в знак власти, и клафтом , платом из сине-золотой ткани. У жены фараона был несколько иной головной убор, который был выполнен из цветной эмали с коршуном и цветком лотоса.


Жрецы в обрядовых процессиях надевали маски крокодилов, быков, ястребов.

В обиходе были и парики. Их выполняли из овечьей шерсти или растительного волокна. У знати парики были длинными, с использованием локонов и косичек. У рабов и крестьян были короткие парики и льняные шапочки.

Мужчины предпочитали брить бороды, но при этом носили искусственные, которые, как и парики, выполнялись из овечьей шкуры. Чтобы борода имела форму, ее переплетали металлическими нитями и покрывали лаком. А для крепления использовались захваты для ушей, похожие на дужки очков. Могущество фараона отражала треугольная золотая борода. Такой атрибут власти фараон надевал на пышных приемах.

Сандалии – основную обувь – носили редко, и она позволялась только знати. Остальные ходили босиком.

У вещей, как и людей, бывает своя история. А самая интересная история у одежды, восточной одежды! Как одевались в Египте сто лет назад и что носят сейчас? Какие используются ткани, украшения? Все это я постараюсь раскрыть в этой статье. Египет не похож ни на одну арабскую страну. Ведь здесь такая богатая история, и столько разных конфессий уживаются в этой солнечной стране. Одежда человека может очень много рассказать о ее обладателе, какой у него характер, привычки. Одежда египтян всегда соответствовала положению своего времени. Это видно по истории костюма и его изменениям.

Египет – страна богов и фараонов. Древние египтяне любили красивую одежду и украшения. Стиль одежды был прост и элегантен. Они уделяли много времени и внимания своей внешности, костюмы они моделировали, изготовляли и носили с особой бережностью и очень продуманно. Их стиль одежды давал им уникальный культурный взгляд в историю. Египтяне разрабатывали для себя легкую одежду для того, чтобы было удобно в жару, которая была характерна для их страны. Большинство их одежды было изготовлено из растительного волокна. Преимущественно из-за жары они носили наряды из льна.

За всю 3000 летнюю историю Древнего Египта мода практически не менялась. Во времена Старого Королевства Египта (2700-2150 до н.э.) люди носили более простую одежду, которая не требовала длительного пошива. Мужчины и женщины носили в основном одежду с запахом, которая завязывалась на узелок в одном месте и держалась на поясе. Основной цвет одежды – белый. Сливки общества были одеты в длинные, складчатые, прозрачные одежды.

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму.
Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Галабеи пришли в Египет из соседних Эмиратов, но и этот вид одежды так же претерпел изменения. Позже, когда Египет оккупировали турки, и они внесли свою лепту в национальный костюм египтян, например жилетка и феска - красная, фетровая шапочка цилиндрической формы с кисточкой заимствованна именно у них. Так же от них египтяне переняли очень много слов и традиций. От Эмиратов и Саудии, египтяне заимствовали галабею, дишдаш и платок шемаг в клетчатый орнамент, его в народе именуют арафаткой, по имени арабского лидера Ясера Арафата, ведь это он ввел моду на этот головной убор.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом , так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин.
Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.
В ходу у женщин снова хиджаб и абайи . Слово «хиджаб», в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар - еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей. Так же и "поднебесная" наладила импорт исконно египетской национальной одежды. Нередко на вывороте платья или ярлыке шарфика можно встетить надпись "made in china".

Есть и высокая мода в Египте. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

Костюм Древнего Египта

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ. ТЕКСТИЛЬ

Древний Египет - это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.

Периоды развития:
I. Додинастический период (4 тыс. лет до н.э.).
II. Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н. э.).
III. Среднее царство (XXI-XIX вв. до н.э.).
IV. Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.).
V. Поздний период (XI -IV вв. до н.э.).

Идеал красоты . Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными ушами, смуглый цвет кожи.

Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка. Идеалом женской красоты можно считать Нефертити («неферт» в переводе с египетского - прекрасная).

Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похожим на вытянутый вершиной вниз треугольник - один из магических знаков египтян.

Виды и формы одежды . Текстиль. И мужская, и женская одежда была накладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися - схенти (набедренная одежда), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины, и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававшегося драпированию и шитью.

В эпоху Нового царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян.

Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их лаласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками, а также чешуйчатый узор (перья кобчика - священной птицы богини Изиды и др.). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV-I вв. до н.э.).

Древнее царство 3000г. до н.э.

Среднее царство 2100г. до н.э.

Новое царство 1600-1100гг. до н.э.

Чиновники, жрецы, храмовые служители.

Фараон и его двор.

Фараон и его двор.

Рабыни.

Фараон, жрецы, образы богов.

КОСМЕТИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.

Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.

Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и... теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым... О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

На выстриженную голову женщины и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или с многочисленными мелкими косичками. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики.

Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.

Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями.

ПРИЧЕСКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И УКРАШЕНИЯ

Рассмотрим несколько египетских причесок, дошедших до нас в наскальных рисунках храмов и пирамид, скульптурных произведениях.

Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь.

Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы.

Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы переданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения: небольшие головки змей - символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.

Статуя царского сына Рахопета и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.

Скульптурная группа правителя Уджанхджеса с женой. На голове мужчины короткий парик, он закрывает уши, волосы не достигают плеч. Пряди волос расходятся по обе стороны от пробора, на лбу из-под края парика видны пряди собственных волос. Волосы, брови, глаза черные.

Верхняя часть статуи Сенусерта III (Среднее царство). На голове мужчины полосатый платок-немее , обычный головной убор египетских фараонов. Надо лбом урей . Небольшая бородка прикреплена при помощи завязок, которые проходят по щекам.

Голова царицы (эпоха Среднего царства). Время фараонов Сенусерта III - Аменемхета III. Голову царицы украшает так называемый гаторический парик, который получил распространение в эпоху Среднего царства. Парик такой формы изображен на голове богини Гатор (Хатор) в капителях колонн. В эпоху Среднего царства на скульптурных изображениях можно видеть два варианта этого парика.

В своем первоначальном изображении парик украшает голову царицы Нофрет, жены Сенусерта II. Парик массивен, спадает спереди на грудь двумя симметричными спиралеобразно закрученными концами. В середине свисающий конец парика как бы вздувается, утолщаясь. Внутренняя прядь идет от уха до уха, падает не прямо, а косо. Волосяные пряди перехвачены горизонтально лежащими лентами,- возможно, это обручи из тонкого металла.

Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому.

Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники - схенти , которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки - калазирис , которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головные уборы . Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.

Древнейшим из них был пшент - корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф - тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч - сешнем . Все сословия носили платок - клафт , плотно облегавший голову; уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий - на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок - немее . Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей , или уреус .

Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа-платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити - цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения . В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился.

Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину.

Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц - страусов, жирафов, лошадей.

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски.

Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль , малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.

Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.

Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.

Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Царица Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав, кореньев. Некоторые рецепты сохранились до наших дней.

Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.

Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру - трапецию.

Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники - маленькие, круглой формы.

Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода - знак владения землей.

Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой - уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы - служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая - все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими ».

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной-«каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета - голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами - такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие Цветкова Наталья Николаевна

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта

В 4 тыс. до н. э. в различных областях Европы, Азии, Северо-Восточной Африки человек начинает осваивать металлы. В хозяйственной жизни людей этого периода важное значение приобретает медь. Именно с этого времени начинается период энеолита – медно-каменного века (4–3 тыс. до н. э.). Из меди изготовляли такие важные хозяйственные предметы как наконечники копий, рыболовные крючки, а также швейные иглы. Широко развивалось ремесленное производство – ткацкое, литейное, гончарное. Это время характеризуется также появлением первых рабовладельческих государств в Египте и Двуречье.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего царства (2900–2270 гг. до н. э., правление I–VI династий); Среднего царства (2100–1700 гг. до н. э., правление XI–XIII династий); Нового царства (1555–1090 гг. до н. э., правление XVIII–XX династий). В промежуточный период между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные области; в период между Средним и Новым царством так же был децентрализован и находился под владычеством азиатских кочевых племен гиксосов.

Египетский орнамент оказал большое влияние на орнаменты всех древних народов. В своем орнаментальном творчестве египтяне обращались к природе. Однако в орнаменте, как и во всем искусстве египтян, проявилась их склонность к символизму. Подобная тенденция также нашла широкое применение у персов, арабов и мавров. Через орнамент египтяне осуществляли свое познание мира. Так, например, стилизованный лотос – обожествленное растение, символ воздействия воды и солнца на спящую землю, в бесконечных вариациях украшает ткани, мебель и архитектуру египтян.

Широко распространенным было также изображение папируса. Например, колонны в Луксоре и Карнаке изображают цветы папируса, где основанием служит корень, стволом колонны – стебель, а капителью – распустившийся цветок, окруженный маленькими бутонами. Обожествленное египтянами солнце нашло свое орнаментальное выражение в форме диска с двумя змеями по бокам. Такой орнамент использовался для украшения храмов и одеждах жрецов и фараонов. Еще одним важным элементом орнамента египтян был скарабей, символизирующий творца, заложившего в земной шар семена произрастания.

Преобладающими в египетском искусстве были три основных цвета – красный, желтый и синий с добавлением белого и черного. Зеленый цвет, которым окрашивают листья лотоса, появился в более позднее время, в Древнем царстве для окраски листьев употребляли голубой цвет.

Об особенностях текстильного искусства и костюма Древнего Египта можно судить, главным образом, опираясь на находки и росписи стен египетских гробниц. Надо сказать, что прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Известны образцы египетских тканей, время создания которых относится к эпохе неолита. На стенах нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и в Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах изображено возделывание льна, обработка льняного волокна и процесс ткачества. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена. Для ткачества использовался ручной горизонтальный ткацкий станок, после гиксосского вторжения стали использовать и вертикальный ткацкий станок. При раскопках часто встречаются прялки, веретена, грузики от ткацкого станка.

Основным сырьем для изготовления египетских тканей был лен. Римский историк Плиний Старший отмечает огромное значение выращивания льна в Египте. По его словам, «благодаря льну… Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает изо льна огромные прибыли».

Древние египтяне производили ткани различной плотности и толщины – от тончайшего газа до грубого холста. В результате археологических раскопок в гробнице фараона Тутмоса IV было найдено несколько фрагментов цветной льняной ткани, в гробнице Тутанхамона так же были найдены образцы льняной материи с тканым и вышитым узором. Также была найдена гофрированная льняная ткань времен XI династии и три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, хранящихся в настоящее время в Каирском музее.

О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна и мастерстве ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см 2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Тонкий египетский лен по своим свойствам сравним с натуральным шелком: сквозь пять слоев белой льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Орнаментация ткани носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги, ромбы) и располагалась по всей поверхности ткани. Кроме того, могли применяться орнаменты в виде стилизованных растительных элементов (цветов, листьев лотоса, папируса, пальмы) или животных (змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями). Помимо льна, в основном для изготовления одежды обрядового назначения применялись кожа и мех.

Шерсть также использовалась египтянами для изготовления одежды. Так, например, греческий историк Геродот упоминает свободные белые шерстяные плащи, которые носили поверх льняной одежды.

Наряду с производством ткани, в Древнем Египте было распространено и ее окрашивание. Известно, что искусство крашения натуральными пигментами осуществлялось здесь уже в додинастический период: были найдены относящиеся к этой эпохе плетеные циновки, окрашенные по краям в красный цвет.

Что касается особенностей Древнеегипетского костюма, то здесь можно процитировать известного исследователя Каминскую Н. М.: «Особенность костюма и всего искусства Древнего Египта – стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам. Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити)».

В эпоху Древнего царства основным видом мужской одежды была набедренная повязка или передник, который назывался «схенти» (рис. 1). Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Средняя часть схенти имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Она собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. По форме одежда была одинаковой для представителей разных сословий, но отличалась качеством материала. Так, например, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника – из толстого холста, а одежда раба – из грубой неотбеленной ткани или кожи.

Рис. 1. Рельеф из гробницы визиря V династии Птаххотепа.

Важную роль в костюме египтян играли аксессуары. Известно, например, что древние египтяне брили головы, но носили парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами. Длина и пышность локонов зависела от того, насколько знатным был человек.

Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их костюма были подвязанная золотая борода, корона и посох, а также головной убор «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона (рис. 2). Змей-урей считался символом неограниченной власти, поэтому его изображением украшались также корона, пояс и шлем фараона. Корона фараона состояла из двух шапок, белой (верхнеегипетской) и красной (нижнеегипетской), вставленных одна в другую (рис. 3). Интересно, что знаком или символом «змеи-урея» является узор, состоящий из комбинации маленького белого косого креста, окруженного красными фигурами из двух накрест положенных звеньев. Подобный орнамент, как отмечают исследователи, часто встречается в памятниках древнейшей египетской культуры и многих других стран азиатского Востока.

Рис. 2. Золотой гроб высотой 33 см для хранения внутренностей Тутанхамона

Рис. 3. Статуя Рамзеса II из Карнака.

Головной платок (клафт) доходил сзади до затылка, а спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи. Такие платки можно видеть на изображениях сфинксов.

На изображениях периода Древнего царства фараон и представители знати показаны одетыми в белый схенти, парик и босые или в тростниковых сандалиях. Цвет фигур живописи и скульптуре Древнего Египта бал четко установлен: коричнево-красный цвет мужского тела и желтый для цвета кожи женщин и рабов.

Женский костюм в эпоху Древнего царства представлял собой прямую рубашку «калазирис» длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой. Калазирис представляет собой точно обрисовывающий фигуру «футляр» (рис. 4). Калазирис оставался основным видом женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Женщины Древнего Египта, так же как и мужчины носили парики из завитых растительных волокон, но они были длиннее мужских.

Рис. 4. Царица Каромама.

В эпоху Среднего Царства происходило развитие сельского хозяйства, ремёсел и торговли Древнего Египта. Это было время роста городов, развитие торговых контактов с другими странами Древнего мира. Из государств Передней Азии – Персии, Месопотамии ввозятся новые ткани и предметы роскоши, что способствует развитию костюма и появлению его новых форм. В этот период появляются гладкие и плиссированные длинные схенти из дорогих тканей. Женщины продолжают носить калазирис независимо от социального статуса, однако, одежды знатных женщин могут отличаться богатой отделкой. В это время появляется короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Эпоха Нового царства стала временем расцвета Египта. В этот период страна достигает небывалого могущества. Это время использования тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений. В костюме отмечается обилие плиссировок, однако, такая плиссировка не создает динамики формы (рис. 5).

Рис. 5. Аменхотеп II – покровитель города мертвых.

Время правления фараона Рамзеса I считают апогеем роскоши Древнеегипетского царского двора. В этот период были распространены пышные, широкие одеяния из полупрозрачной материи, белой с красными полосами.

Схенти был длинным и завязывался поясом, сверху надевалось длинное одеяние с широкими рукавами средней длины, которое плотно прилегало к телу до талии, а затем расходилось складками. Такое же одеяние носилось и женщинами поверх калазириса.

В период Нового царства под влиянием восточных народов в египетском костюме появляются элементы кроя. Так, например, появляется новый вид одежды – рубашка сусх . Это длинная накладная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотна с прорезью для головы, сшитая по бокам до линии проймы. Еще один новый вид одежды – синдон – плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса. Интересно, что в эпоху Нового царства калазирис начинают носить не только женщины, но и мужчины, т. е. происходит сближение форм мужского и женского костюмов. В это же время появляются сандалии с поднятым вверх носком и ремнями, доходящими до колен.

Мужская и женская одежда Древнего Египта демонстрирует как цветовой, так и фактурный контрасты. Важную роль в египетском костюме играли ювелирные украшения и, особенно, традиционное украшение-воротник «ускх» из цветного бисера. Орнамент ожерелья ускх зависел от статуса человека, который его носил. Так, например, слуги фараона носили ожерелье с желтыми полосами; служащие храма – с синими; военные – с красными. Цвет полос клафта соответствовал цвету полос ожерелья. Цветные пасты, которыми покрывался бисер, были изобретены в эпоху Древнего царства. Первые фаянсовые бусы, найденные в Египте датируются додинастическим периодом, а производство стеклянных бус отмечается, начиная с V династии.

И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других драгоценных камней, считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.

Египтяне, как мужчины, так и женщины, использовали косметику. Так, например, египтянки подкрашивали брови и кончики век. Судя по раскопкам, они это делали при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Наиболее распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). И малахит, и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала. Древние египтянки также подкрашивали щеки. Об этом говорит присутствие в гробницах красного пигмента рядом с палетками, на которых его растирали. Этот пигмент представляет собой красную окись железа гематит (красную охру). Красная охра широко употреблялась для росписи гробниц, а также писцами.

С конца XI века до н. э. Древний Египет переживал эпоху постепенного упадка и в VI–IV веках до н. э. оказался под властью персов. Позднее, в IV–I веках до н. э. Египет находился в составе государства Птолемеев – царской династии, основанной Птолемеем I, одним из полководцев Александра Македонского. Эллинистический период египетской истории закончится при царице Клеопатре, когда государство Птолемеев в 30 году до н. э. было завоевано Римом и стало римской провинцией.

Говоря о Древнем Египте, следует также упомянуть о соседних народах, испытавших влияние мощной египетской культуры. Ближайшими соседями египтян были эфиопы, жившие в долинах верхнего Нила. Исследователи предполагают, что эфиопы и египтяне в древности произошли от одного и того же племени. Постоянное общение с египтянами способствовало тому, что в одежде древних эфиопов можно проследить некоторые заимствования из древнеегипетского костюма. Так, например, древнейшей формой одежды эфиопов был передник. Женская одежда – калазирис – так же была аналогична египетской, но не белой, а цветной. В качестве украшений мужчины и женщины носили большие серьги, браслеты на руках и ногах и ожерелья из крупных бус, а также кольца с эмалированными бляшками. Впоследствии египетский передник сохранился только как церемониальная одежда царей и жрецов. Вместо него начали использовать длинное непрозрачное одеяние, окутывающее фигуру человека с головы до ног. Впоследствии на этот вид одежды была нашита полоса ткани, скрепляющая расходящиеся в стороны складки. Сверху вокруг бедер надевался кроткий передник, завязывающийся спереди узлом. Плащ представлял собой продолговатый кусок ткани, украшенный каймой. Он проходил под рукой через противоположное плечо и завязывался узлом на груди. Знатные мужчины эфиопы носили длинный, узкий шарф, который шел от левого плеча к правому бедру, затем оборачивался вокруг талии и свешивался ниже колен. Характерную часть эфиопского костюма составлял второй шарф, состоявший из ленты с длинными кистями. Он надевался диагонально через грудь и спину и завязывался на бедрах. Этот шарф имели право носить только царственные особы и высшие сановники. Головные уборы эфиопов были аналогичны египетским.

Основываясь на египетском искусстве, можно также описать виды одежды других народов. Так, например, египетские изображения, высеченные на камне в 1600 году до н. э., дают представление об одежде кочевых арабов. Предполагают, что костюм древних арабов делался из мягкой кожи или шерсти. Мужчины носили передник, доходивший до колен, рубашку и плащ, имевший вид полукруга. Плащ шел от левого плеча через правое так, что один его конец находился спереди, другой сзади. К древнейшим частям арабского одеяния принадлежит треугольный головной платок, коффиа . Он надевался на голову таким образом, что конец, спадавший сзади, подвязывался боковыми концами. Коффиа украшался бахромой. Обувь арабов представляла собой кусок кожи, зашнурованный вокруг ноги, или деревянные подошвы, привязанные к ногам. Женская арабская одежда была аналогична мужской, но более длинной.

Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен. Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашек. Обязательным элементом мужского еврейского костюма был пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали золотом, украшали драгоценными камнями. Верхняя одежда украшалась пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса. Существовала также широкая одежда без рукавов – нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Одиночный нарамник – это прямоугольное полотнище ткани, согнутое пополам и имеющее разрез для головы. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались по плечам, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом . На голове носили повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Женский костюм состоял из нескольких одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась каймой по подолу и рукавам, носилась с поясом. Поверх нее надевалась вторая одежда белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава этой одежды украшались драгоценными камнями, жемчугом, золотыми фигурками. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была распашная. В качестве головного убора женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру.

Рассмотрев искусство текстиля и костюма Древнего Египта и других древнейших народов, можно отметить, что в древности существовали достаточно простые виды одежды, получившие развитие у многих народов: драпировка, нарамник, рубашка. Основными материалами, применяемыми для изготовления тканей, были лен и шерсть. Судить о формах древнеегипетского костюма сегодня можно, опираясь, главным образом, на археологические находки. Интерес к искусству Древнего Египта не угас, и, в настоящее время, элементы этой великой культуры используются многими современными дизайнерами в своих работах.

Из книги Удивительная механика автора Гулиа Нурбей Владимирович

Открытие древнего гончара Один из величественнейших городов Междуречья – древний Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы, мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки.В небольшой гончарной мастерской, с виду

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Из книги Четыре жизни академика Берга автора Радунская Ирина Львовна

Глава 5 СРАЖЕНИЕС ДЕВИАЦИЕЙСИМПТОМЫ УВЛЕЧЕНИЯВ тревожной жизни Берга появляется нечто новое. Он увлекается научной работой. Это почти невероятно - война, бои, сложные обязанности, ответственность. Ему, младшему штурману, как и второму штурману Франковскому и их

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Глава 6 ВСТУПЛЕНИЕВ СУДЬБУШТУРМПеред боевым командиром, лишившимся возможности продолжать службу не только на подводных лодках, но и на надводных военных кораблях, было два проторенных пути. Первый - продолжать службу в штабах или управлениях. Второй путь -

Из книги История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие автора Цветкова Наталья Николаевна

Глава 1 ВОЗВРАЩЕНИЕВЫ ВЕРИТЕ?!Чудеса случаются во все времена. После томительных трех лет подозрений и недоверия - реабилитация.Наступила тяжелая, странная пора. Тысяча дней прокатились через жизнь Берга, и каждый день разрывал его душу и сердце. Волны раздирающих мозг

Из книги Могло быть и хуже… автора Кларксон Джереми

Глава 2 НА ПЕРЕДОВОЙПЕРЕЛОМ1943 год начинался в новых условиях. Потери немцев под Сталинградом: 175 тысяч убитых и 137 тысяч пленных, 23 дивизии в окружении - эти цифры потрясли весь мир. Громадный успех менял всю обстановку на фронтах. Оживились даже союзники. Италия

Из книги автора

Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,

Из книги автора

Подушка-костюм Уж если зашла речь о надувных костюмах, то, разумеется, не для «молчаливых джентльменов». Превращаясь в надувной костюм, воздушная подушка способна на многое. В частности, когда человек оказывается в опасных, а то и вовсе не пригодных для жизни условиях.

Из книги автора

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

Из книги автора

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней

Из книги автора

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима Историю Древнего Рима принято делить на три периода, в каждый из которых текстильное искусство и костюм развивались по-разному:Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.1. Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.2. Республиканский период –

Из книги автора

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и части материка. Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в долинах рек Ганга и Инда существовала самобытная культура,

Из книги автора

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая Культура Древнего Китая – еще один пласт древнейшей цивилизации, истоки которой следует искать в эпоху палеолита. В результате археологических исследований было установлено, территория Китая была населена уже со времен нижнего

Из книги автора

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки На территории доколумбовой Америки сформировалась самобытная культура, истоки которой следует искать в эпохе палеолита. Древнейшие каменные орудия, найденные в Техасе, Неваде и Калифорнии, археологи датируют возрастом 40

Из книги автора

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86 В былые времена, когда люди еще болели дифтерией, а дети пачкались сажей, у машин были небольшие тонкие шины, так что водители-энтузиасты развлекались на развязках заносами.Сейчас, однако, все заботятся о сцеплении.

Из книги автора

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport Уже не одно тысячелетие человека захватывает жажда скорости. Еще в каменном веке лучшая еда доставалась самым быстрым, и это делало их королями горы. Потом появились лошади, и история повторилась. Чингисхан