Что развивают пазлы у детей. Пазлы – развивающая игра для будущих гениев

Известно, что пазлы являются одним из лучших способов обучить ребенка и воспитать у него определенные качества, но кто сказал, что они совсем бесполезны для взрослых? Пазлы – это не только развлечение, но и отличный способ саморазвития, поэтому взрослые охотно охватывают этот вид досуга, стремясь и получить удовольствие от кропотливой и тщательной работы, и развить определенные навыки.

Самое главное достоинство работы с пазлом – он служит в качестве отличного «антидепрессанта», позволяющего быстро и эффективно избавиться от стресса. Монотонная работа по подбору элементов, кропотливое сравнение различных кусочков и постоянное использование воображения способны эффективно переключить внимание и отвлечь любого от текущих проблем. Более того, человек, сконцентрировавшийся на сборе картинки, учится аккуратности и логическому мышлению, вот почему многие взрослые намеренно покупают крупные пазлы () для того, чтобы заставить себя стать терпеливее.

Еще одно достоинство этой увлекательной игры – развитие пространственного мышления. Это необходимо прежде всего студентам и школьникам, которые проходят геометрию, а также взрослым, работающим в отраслях, где эти знания могут пригодиться (например, в строительстве или архитектурной сфере). Кусочки пазла нужно не только подставлять в картинку, но и мысленно представлять их в разных ракурсах, и это служит великолепной тренировкой.

Другая причина, по которой взрослые охотно покупают пазлы, - развитие собственных талантов. Многие люди стремятся иметь хобби, но не каждый может делать что-то своими руками или отличается творческим подходом к вещам. Однако при сборке пазла не нужно что-то придумывать или изобретать – требуется лишь внимание, спокойствие и серьезное отношение, и можно у себя дома выстроить настоящие пирамиды из картонных кусочков, Эйфелеву башню из пластиковых фрагментов или даже целый глобус с указанием стран и городов. Для этих целей служат специальные , которые только недавно стали по-настоящему модными, и которые мало пригодны для детей в силу сложности их сборки. Результат не заставит себя долго ждать: такая красота отлично впишется в любой интерьер и может стать также великолепным подарком, который будет для одариваемого особенно ценным, ведь «собиратель» пазла вложил в свое детище всю душу.



Наконец, еще одна причина, которая заставляет взрослых собирать пазлы, - отличный способ провести время с семьей или друзьями. Общие усилия по собиранию сложной и строптивой картинки объединяют даже больше, чем подвижные игры, и каждый, кто уже понял, насколько заразительны пазлы, ни за что не откажется от них впредь. Это действительно прекрасный способ развлечься и обрести душевный комфорт на долгое время, ведь не зря же говорят, что умение интуитивно чувствовать, какой фрагмент вам нужен именно сейчас, сродни талантам гения, знающего, какая деталь в это самое мгновение способна изменить мир.

Думая, чем занять ребенка, большинство родителей отдают предпочтение развивающим играм. Разумеется, прогулка на свежем воздухе вместе со сверстниками интересна малышу и полезна для здоровья. Но современные дети обладают излишней подвижностью и малой усидчивостью. Педагоги и воспитатели рекомендуют чередовать подвижные игры со спокойными развивающими занятиями, нацеленными на концентрирование внимания у ребенка. Это поможет малышу добиться успехов в учебе, научит самоконтролю. Не стоит думать, что следует усадить ребенка за прописи. Малыш научится читать и писать в школе или в подготовительной группе. А ваша задача – создать платформу для успешного обучения. На прилавках детских магазинов вы найдете кучу современных развивающих игр, но сегодня мне хотелось бы заострить внимание на пазлах – игре, история которой насчитывает уже более двух веков. В чем польза пазлов для детей? Давайте найдем ответ на этот вопрос.

Пазлы: история и современность.

Первый пазл был создан в 18 веке. И уже тогда он нес в себе обучающую функцию. Джон Спилсбери, англичанин, член Королевского географического общества, впервые разрезал географическую карту на замысловатые фрагменты. Сопоставляя получившиеся кусочки, ученики Спилсбери изучали географию, выстраивая картину пространственного отношения городов, рек, озер.

Со временем обучающая функция пазлов ушла на второй план. На картонные заготовки стали наносить изображения городов, великих людей, репродукции картин и даже сцены из Библии. Пазлы приобрели коллекционную, развлекательную функцию. В Европе 20 века во многих популярных салонах вечерами собиралась интеллигенция, чтобы собирать пазлы. Самые дорогие и красивые пазлы играли роль сувенира, занимая почетные места в коллекционных собраниях.
Если первые пазлы представляли собой кусочки из тонкого дерева дорогих пород и стоили баснословных денег, то в настоящее время большинство пазлов представляют собой картонную основу с нанесенным на нее рисунком. Однако не думайте, что существуют только плоские пазлы. Все большую популярность набирают 3D-пазлы, пазлы-шары.

В общем-то, суть любого пазла одна – собрать раздробленные кусочки в единую картину. Для взрослого человека это занятие обычно ассоциируется со спокойствием, умиротворенностью. Наряду с популярными сегодня раскрасками для взрослых сборка пазлов может быть отнесена к категории антистрессовых практик. Но какую пользу приносят пазлы детям?

Польза пазлов для детей.

Пазлы – не простая игра. Складывая из отдельных фрагментов с причудливыми вырезками изображения героев мультфильмов, животных или машинок, ребенок приобретает ряд навыков, над развитием которых усердно трудятся воспитатели и педагоги. Польза пазлов для детей заключается в следующем:

Формирование в сознание малыша связи «часть-целое». Даже без одного кусочка пазла картинка никогда не будет выглядеть привлекательной. Мелочи – важны, без них не выстроится цельная правильная картина. Чтобы добиться больших свершений, действовать нужно «по частям».

Развитие пространственного мышления и восприятия. Польза пазлов для детей заключается в том, что малыш должен заранее представлять готовую картинку и в соответствии со своими представлениями располагать кусочки пазлов на основе. Ребенок может машинально подбирать кусочки по цвету и размеру. Для большего обучающего эффекта собирайте пазлы вместе с малышом. Ваши слова «травка зеленая, а небо голубое, значит, зеленые кусочки должны быть снизу, а голубые - сверху», сориентируют малыша.

Усидчивость и скрупулезность. О пользе пазлов для детей можно говорить часами. Но попробуйте и сравните. Что больше понравится вашему малышу – сидеть и выводить в тетради кружочки и палочки или собирать пазлы? Второй вариант – один из самых приятных способов выработать усидчивость у ребенка. Пазл никогда нельзя собрать «кое-как», ведь фрагменты подходят друг к другу как ключ к замку. >

Развитие мелкой моторики. Собирая пазл, ребенок исследует руками их края, подбирает необходимую форму отверстий и сопоставляет кусочки. Целесообразно начать знакомство с игрой в пазлы с крупных фрагментов. Со временем кусочки могут становится все мельче, а собранные картинки все больше.

Если вы хотите извлечь из пазлов максимальную пользу для детей, собирайте впервые приобретенные картинки вместе. Ведь пазл может развивать не только моторику, воображение и усидчивость, но также речь и кругозор ребенка. Параллельно со сборкой фрагментов проговаривайте вслух названия цветов на картинке, имена героев. Неплохо отрабатываются понятия «право, лево, по центру, сбоку, сверху, снизу». Польза пазлов для детей не ограничивается интеллектуальным развитием ребенка. Совместное времяпровождение вносит теплоту в отношения в семье, учит взаимопомощи и взаимопониманию, укрепляет связь поколений.

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

Почти у каждого из нас есть какое-нибудь хобби. Кто-то собирает марки, кто-то коллекционирует кузнечиков, кто-то - бегает в парке. Увлечение увлечению рознь. Лучше проводить свободное время с пользой для ума.

Заслуга изобретения пазлов принадлежит одному безвестному учителю географии XVIII века. Для лучшего усвоения материала он разрезал географическую карту на куски, после чего просил учеников подбирать недостающее к карте "звено".
Пазлы и сегодня используются как средство для развития логики, пространственного мышления, внимания, моторики и терпения у детей. Но не менее полезны пазлы и для взрослых людей. Они отлично развивают мозг. Кроме того, пазлы способны улучшить дисциплину. Если у Вас появится привычка каждый вечер проводить по полчаса над пазлами, она будет намного полезнее для развития мозга, чем привычка, например, сидеть перед телевизором.

Изучение языков

Образованные люди XIX века в большинстве своем знали по три и больше языка. При этом они не считались полиглотами. Знать по пять языков было практически нормой. Современный образованный человек знает в лучшем случае два языка. Это уже хорошо. Исследования, проводимые в европейских школах, показали, что дети, изучающие два языка, лучше запоминают информацию, обладают лучшими способностями в комбинаторике. Результаты экспериментов, опубликованные в журнале NeuroImage показывают, что изучение языков также способствует росту гиппокампа, части лимбической системы мозга, отвечающей за память и эмоции.

Учить иностранные языки полезно и детям, и взрослым. Пожилым людям это хобби помогает отстрочить деменцию памяти и избавить от возможности старческой болезни Альцгеймера.

Видеоигры

Видеоигры, за увлечение которыми детей обычно принято ругать, могут положительно сказываться на развитие мозга. Во-первых, они развивают в человеке способность к многозадачности. Американские ученые Бавелир и Грин из Рончестерского университета провели эксперименты, в результате которых оказалось, что геймеры лучше решают стратегические задачи и способны запоминать более сложные алгоритмы.
Во-вторых, как установили те же специалисты, игра в "стрелялки" типа Quake и Call of Duty, может помочь человеку улучшить показатели "ночного зрения". Во время войн с монстрами, которые часто происходят в полутьме, человек привыкает различать оттенки серого, что также может пригодиться в жизни.
В 2013 году в Университете Айовы было проведено исследование, которое дало сенсационные результаты. 681 пенсионеров-участников эксперимента смогли замедлить процессы старения вплоть до 7 лет. Как выразился доктор психологии Джеймс Аллайне из Университета штата Северная Каролина: "Компьютерные игры для мозга, то же самое, что и физические упражнения для тела".
Во всем, конечно, нужна мера. Мозг можно "прокачать" даже играя, главное не злоупотреблять, иначе "эльф 50-го уровня" может потерять способность к социализации.

Занятия спортом

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям. Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой вообще гири тягал. Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: "И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений ".

Греческое понятие "калокагатии", когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками. В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.
Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствую более продуктивной работе мозга. Мы не призываем сегодня же идти, записываться на тайский бокс, но начать бегать под силу каждому. Экипировки - минимум, пользы, в том числе и для мозга - максимум.

Знаете, чем можно занять засидевшихся гостей? Когда уже все съедено, весь чай выпит и все старые фотографии рассмотрены, а гости все еще не уходят, предложите им…собрать пазл! Ведь это не только интересно и занимательно, но еще и очень полезно дял мозга.

Собирание пазлов отлично развивает логическое мышление , внимание, память, воображение, мелкую моторику руки и учит правильно воспринимать связь между частью и целым. В общем, по своему благотворному влиянию вещь просто незаменимая. Можно сказать, сродни лекарству для мозга. Только цветное и многоразового использования.

Особенно полезно собирать пазлы в детском возрасте. Правда, поклонниками этой чудо-картинки становятся люди абсолютно разных возрастов, что является ещё одним её замечательным свойством.

Кстати, история глаголет, что первые пазлы появились ещё в XVIII столетии. Всё началось с того, что некий изобретатель для лучшего усвоения учениками пройденного материала по географии наклеил географическую карту на деревянную доску и разрезал её на множество маленьких кусочков неправильной формы. Так что первым известным истории пазлом стало такое вот оригинальное учебное пособие по географии. Чуть позже мозаика стала одним из видов развлечения аристократии.

На сегодняшний день существует огромное количество модификаций пазлов: они бывают плоские и объёмные, мягкие и твёрдые, состоящие из 20, 1000 и даже 24000 частей. Такие будешь собирать не один день, да что там день – не одну неделю!

Сложность пазла определяется главным образом числом элементов – чем оно выше, тем пазл больше и сложнее. Хотя большое значение играет и рисунок мозаики – чем разнообразнее цветовая гамма, тем проще оказывается сбор пазла. На маленьких мозаиках, состоящих из 100-200 частей, чаще всего изображены кадры из мультфильмов и любимые детские персонажи. На больших пазлах (1000 и более частей) обычно встречаются картины известных художников, пейзажи, сцены из Библии и старинные географические карты.

Из трёхмерных пазлов вы сможете собрать игрушки, и даже корабли или величественные замки, которые станут достойным украшением вашей квартиры. А плоские мозаики вы можете наклеить на картон или фанеру и повесить на стену – картины не только разнообразят вашу комнату, но и станут предметом вашей гордости: представьте только, что вы самостоятельно соберёте пазл из 10000 частей! По-моему, это достойный повод.

Вы не поверите, но одно только собирание пазлов помогает организму сжигать в среднем 90 калорий в час. Ведь для передачи сигналов нейроны нашего мозга вырабатывают вещества под названием «нейротрансмиттеры», а для их производства нейроны поглощают глюкозу и кислород. Таким образом, мозговая активность способствует сжиганию калорий. А значит, можно забыть об изнуряющей диете и провести с пользой часик-другой за разгадыванием занимательной головоломки.

К тому же теперь пазлы можно не покупать. Вы можете воспользоваться одним из многочисленных сайтов интернета, предлагающих множество пазлов и других головоломок. Тренируйте мозг пазлами, а пазлы собирайте кусочками!