Спрашивайте

Как формировать  навыки  по самообслуживанию в домашних условиях?

Советы дефектолога:

  • Начинать работу по формированию навыков самообслуживанию надо с самых простых  действий, постепенно их усложняя:  (сложить вдвое, вчетверо носовой платок,   полотенце, наволочку, простыню,  повесить на вешалку рубашку, пиджак, убрать игрушки.
  • Стараться давать непрямые команды ребёнку, которые предполагают  более лёгкий путь для обеспечения подчинения ребёнка воле родителя. УБЕРИ  ИГРУШКИ и ЗАСТЕЛИ КРОВАТЬ! - прямая команда. Поэтому команда должна быть примерно такой "Может быть, ты поможешь  мне»  или "Давай сделаем так, что бы кровать стала красивой" или "Помоги мне, пожалуйста". При этом ребёнку  предоставляется  лидерская позиция, что даёт ему почувствовать уверенность в своих силах, что важно для общения. Прямые команды обычно создают напряжение в отношениях ребёнка и родителей, что нежелательно.

Как заинтересовать ребёнка и организовать игровую деятельность?

Советы дефектолога:

Игра является основной формой деятельности, через которую можно осуществить процесс обучения и воспитания, общения и адекватного поведения. Ребёнок в игре должен являться ведущим,  а родитель -  ведомым. При этом необходимо:

  1. создавать обилие игровых ситуаций;
  2. не допускать  отрицательных  высказываний в адрес ребёнка;
  3. всегда помнить об этике:
    а) тактично вести беседу;
    б) активно пользоваться вежливыми словами;
    в) суметь извиниться перед ребёнком.
  4. Поощрять (выставка поделок, рисунок в рамку,  предложить: "давай подарим маме,  дедушке...»;
  5. Привести в порядок место после игры.

Обязательным условием в организации игровой деятельности должны стать такие тезисы:

  • «Не ругать»;
  • «Меньше задавать вопросов»;
  • хвалить!

Когда и как можно применять похвалу?

Советы дефектолога:

Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий. Похвала в виде общей формулировки:  "Хороший мальчик"! "Ты молодец"! способствует повышению самооценки ребёнка, но  необходимо отдать предпочтение  похвале или поощрению, в котором называются конкретные действия.

Например,  " Ты хороший мальчик!» - похвала без конкретных действий.

А "Ты хороший мальчик,  поставил машинку на место" - похвала с обозначением конкретных действий.

"Как хорошо ты сидишь за столом!"- похвала с обозначением конкретных действий.

Поощрение, похвала способствуют закреплению навыков и побуждают ребёнка выполнять определённые  действия. И обе стороны (родители и дети) испытывают при этом положительные эмоции. Ваш ребёнок чувствует поддержку, а Вы будете испытывать удовольствие, так как ребёнок ведёт себя хорошо. Важно хвалить за правильное поведение во время игры, интерес к игрушкам, за то, что правильно сидит за столом,  вступает в разговор. Можно пользоваться невербальными знаками выражения похвалы: погладить его, улыбаться, аплодировать, передавать в виде эмоций радость, восторг, одобрение.

Как управлять поведением ребёнка?

Советы социального педагога:

  • Учитесь активно наблюдать за тем, на что способен ребёнок и как он себя ведёт. Активно наблюдать и слушать – значит действительно обращать внимание на то, что ребёнок говорит и делает, что пытается сделать, что уже усвоил, а что пока выше его способностей и понимания.
  • Наблюдение поможет Вам оценить,  как идёт развитие ребёнка, вовремя заметить проблемы в его поведении. Какова причина неадекватного поведения? Может, он чувствует себя отвергнутым, ненужным, нелюбимым, несчастным, напуганным?  Ребёнок не сможет сам объяснить причину своего поведения. Вам придётся самим догадываться о причинах или обратиться за помощью к педагогу.
  • Помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Оценивать старайтесь не личность, а поступок, дело, поведение. Не говорите: «Ты хороший мальчик», лучше скажите, что Вам понравилось в его поведении. «Мне понравилось, как ты аккуратно сложил игрушки», «Спасибо, помог мне убраться» …
  • Устанавливайте понятные ребёнку правила поведения.
  • Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Держите данное Вами слово

Стало трудно общаться с ребенком. Как быть?

Советы социального педагога:

Принципы общения с беспокойным ребенком:

  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать. Четко решите про себя, что можно и чего нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции. Ведь он подражает вам в своем поведении.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым. В тоже  время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, и ему это надо принять и понять.
  • Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить  на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, изменяя свои требования. Когда ребенок успокоится, еще раз объясните ему, почему вы  поступили так, а не иначе.

Принципы  общения  с  агрессивным  ребенком:

  • Помните, агрессивный тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы – самые неэффективные способы преодоления агрессивности ребенка. Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, или разорвать бумагу. Вы увидите, как быстро он успокоится.
  • Пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы его любите, принимаете его таким, какой он есть, понимаете его проблемы. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.

Принципы общения с конфликтным ребенком:

  • Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры. Следите за собой - не допускайте в семье недружелюбных взглядов друг на друга.
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого   ребенка в возникновении конфликта. Старайтесь объективно разобраться в  причинах конфликтной ситуации.
  • После конфликта  вместе проанализируйте его причины и те неправильные действия вашего ребенка,  которые привели к ссоре, и определите возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
  • Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ребенка.

Основной задачей артикуляционной гимнастики является укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Занятия артикуляционной гимнастикой необходимы детям, имеющим речевые нарушения.

Необходимые материалы для дополнительных занятий с детьми в домашних условиях вы можете найти в книге Фомичевой М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Профилактика и коррекция агрессивного поведения и стрессовых состояний у детей с ОВЗ

Одним из факторов способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения и стрессовых состояний у детей с ОВЗ является творческий потенциал личности. 

Большое значение в коррекции агрессивного поведения играют ролевые игры. Дети с удовольствием играют в такие простые игры, как «Испорченный телефон», «Электрический ток», «Поменяйтесь местами те, кто…» и др., общая цель которых формирование позитивного настроя, снятие эмоционального напряжения. Дети имеют возможность прочувствовать на себе негативные последствия агрессивного поведения. Арт-терапевтические формы также помогают: дети или рисуют, раскрашивают, или, например, заполняют карточки с заданиями акварельными красками, гуашью, цветными мелками и карандаши.

Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода ребенка из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Напряжение, тревожность, агрессия благодаря великой силе музыки в процессе духовного общения уходят на второй план. Хоровое пение, участие в ансамблях, исполнение и разучивание народных песен, танцев, использование ритмичных движений, игра на различных музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудках, ложках, ксилофонах), развитие воображения под музыку, конкурсы, праздники, художественные, театральные студии являются действенным средством воспитательного и коррекционного воздействия на детей, даже в тех случаях, когда все другие средства уже не эффективны. 

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ:

1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

4. Формируйте способности к доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Как использовать Монтессори-технологии в домашних условиях?

1. Можно ли создать Монтессори - среду в домашних условиях и заниматься с ребенком самостоятельно?

Каждый родитель, может организовать в домашних условиях занятия для своего ребенка. Конечно, в большей степени это касается упражнений практической жизни и, возможно, небольшого числа пособий по развитию сенсорной сферы. Домашний монтессори -класс предназначен для детей от трех лет. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!» Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты. несколько конкретных шагов:

1.​ Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.

2.​ Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.

3.​ Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.

Лучше начинать с организации зоны практической жизни. Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей можно приобрести в обычном хозяйственном магазине. Рамочки с застежками можно сделать своими руками. Навыки, полученные в раннем возрасте, окажут ребенку неоценимую услугу во всей его дальнейшей жизни.

2. Какие Монтессори-материалы можно сделать своими руками?

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.
  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

3. Играют ли дети в Монтессори-группах? 

М. Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно взаимодействием с игрушками. Монтессори не принадлежала к числу сторонников ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, так как малыши, как великие имитаторы и подражатели, одинаково "впитывают" и хорошее, и плохое. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

4. Почему для детей важно развитие тонкой моторики рук?

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Очень важно уделять внимание правильному удержанию ложки во время приема пищи, этот навык тоже является предпосылкой к подготовке руки к письму.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

игры на развитие моторики включают в себя: - игры с карандашом; - игры с шариками; - волшебный мешочек; - игры с бусинками; - игры со шнурками; - игры со счётными палочками; - игры по развитию тактильной памяти; - игры с прищепками; - игры с сыпучим материалом  и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите пример: